пицца хат в россии история

Pizza Hut — сеть ресторанов, состоящая более чем из 34 тысяч точек в 100 странах мира. Pizza Hut входит в корпорацию Yum! Brands.

Основана в 1958 году братьями Деном и Фрэнком Карни, в городке Уитчита, штат Канзас. Специализируется на приготовлении американского варианта пиццы, а также таких гарниров как паста, куриные крылышки, хлебцы, чесночный хлеб. Является самой большой сетью пиццерий в мире.

Под брендом Pizza Hut работают два типа ресторанов: Pizza Hut для семейного обеда и фастфуды Pizza Hut Express. Семейные пиццерии отличаются от фастфудов более разнообразным меню, бо́льшим количеством мест и большим количеством обслуживающего персонала.

В конце 1950-ых братья Ден и Френк Карни были студентами государственного университета в Уичито (штат Канзас, США). Но думали они не только об учебе, они мечтали открыть свой бизнес.

Почему они остановили свой выбор именно на пиццерии? История об этом умалчивает. Может быть из-за того, что это блюдо было мало известно в тех местах.

Они заняли у матери 600 долларов, а это была большая сумма в то время. Братья взяли в аренду небольшой ресторанчик на 25 посадочных мест.

Первый ресторан Pizza Hut открылся 15 июня 1958 года. Дела сразу пошли хорошо, спустя несколько месяцев ресторан приносил по 500-800 долларов в неделю.

Братья Карни сразу поняли, что не прогадали с выбором бизнеса. Чтобы больше заработать, нужно открывать больше ресторанов, чем Ден и Френк Карни сразу же и занялись.

В 1959 году была запущена франшиза Pizza Hut. Дик Хассур, менеджер одного из ресторанов Pizza Hut, подписал франчайзинговый договор и открыл первый франчайзинговый ресторан в городе Топека, штат Канзас. Этот договор дал ему право использовать зарегистрированную торговую марку Pizza Hut, секретные рецепты, а также получать помощь по менеджменту.

В 1971 году Pizza Hut выходит на первое место в мире среди сетей ресторанов, специализирующихся на пицце, как по объему продаж, так и по количеству ресторанов.

В 1972 году компания Pizza Hut становится публичной, её акции входят в список на Нью-Йоркской фондовой бирже. В этом же году, в родном для Pizza Hut городе Уичита, открывается тысячный ресторан бренда.

В 1973 году рестораны Pizza Hut открываются в Японии и в Англии.

С открытия тысячного ресторана прошло около 3 лет, в 1975 году открывается двухтысячный ресторан Pizza Hut в городе Индепенденс (штат Миссури, США).

В 1977 году компания PepsiCo купила компанию и сеть ресторанов Pizza Hut. Получив неограниченные ресурсы материнской компании, сеть Pizza Hut начинает развиваться с новой силой. В этом же году открывается трехтысячный ресторан в Арлингтоне (штат Техас, США). В 1980 году количество ресторанов достигает 4 тысяч.

В 1985 году Pizza Hut начинает доставлять пиццу на дом, кроме того в пиццериях начинают обслуживать у прилавков и продавать пиццу отдельными кусками.

В 1986 году открывается пятитысячный ресторан Pizza Hut в Далласе (штат Техас).

В 1988 году компания Pizza Hut отмечает 30-летний юбилей. К этому времени в мире насчитывается уже 6 000 ресторанов.

В 1990 году в Москве открылся первый ресторан Pizza Hut на территории СССР.

Десятитысячный ресторан сети открылся а 1993 году в Сан-Паулу (Бразилия).

В 1995 году компания Pizza Hut переносит свою штаб-квартиру в Даллс (штат Техас).

В 1997 году компания PepsiCo решила уйти из ресторанного бизнеса, отчасти потому, что он не приносил ожидаемой прибыли, отчасти потому, что конкурирующие сети отказывались продавать «Пепси-колу» и другую продукцию корпорации. В этом году PepsiCo выделила ресторанные сети, которыми владела (KFC, Pizza Hut и Taco Bell), в отдельную компанию Tricon Global Restaurants, Inc. В 2002 году Tricon Global Restaurants изменила название на Yum! Brands.

В 1997 году в съёмках рекламного ролика Pizza Hut принимал участие первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

В 2012 году рестораны Pizza Hut в Москве были выкуплены сторонней компанией, однако 30 декабря 2013 года в Москве вновь открылся ресторан Pizza Hut.

Компания объявила о ребрендинге, который начался 19 ноября 2014 года, в попытке увеличить продажи, которые упали в предыдущие два года. Меню было расширено, например, было добавлено 11 новых фирменных пицц. Также была обновлена рабочая форма для сотрудников.

В 2017 году Pizza Hut была включена британской компанией Richtopia под номером 24 в список 200 самых влиятельных брендов в мире.

В июня 2019 года представители Pizza Hut заявили, что компания возвращает свой логотип, который использовался с 1967 по 1999 год.

7 августа 2019 года Pizza Hut объявила о своем намерении закрыть около 500 из своих 7496 ресторанов в США к середине 2021 года.

Источник

Как Pizza Hut оказалась системообразующей компанией российского общепита

пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история

Сказать, что я удивлен — ничего не сказать.

Сегодня правительство опубликовало полный список системообразующих компаний. В него попало четыре компании из нашего сектора. Знаете какие?

1. Pizza Hut (ООО «Амрест»)

2. Burger King (ООО «Бургер Рус»)

3. KFC (ООО «Интернэшнл Ресторант Брэндс»)

4. McDonald’s (ООО «Макдоналдс»)

Я совершенно не претендую на то, чтобы Додо Пицца попала в этот список. Искренне. Я считаю, что в России есть более крупные компании, которым нужнее сейчас помощь от государства, чем нам.

Но как туда попала Pizza Hut? Этот бренд «умирал» в России еще до начала кризиса. Знаете, сколько у них пиццерий в России? Около 50 штук. Знаете, сколько наших пиццерий работает в России? Более 500 (от Балтийска до Сахалина)! Додо Пицца сегодня — четвертая сеть по выручке на рынке общественного питания после американской «бургерной тройки». Мы Pizza Hut давно перестали мониторить как конкурента даже, потому что они стали слишком маленькими (наши главные конкуренты были Domino’s и Papa Johns — они в четыре раза больше в России, чем Pizza Hut, если что).

Как и на каком основании в списке системообразующих компаний России оказалась Pizza Hut?

Я всегда надеялся только на собственные силы и к прямой помощи государства всегда относился скептически, но после таких решений полностью теряешь веру в то, что «там» могут приниматься справедливые решения.

Еще раз. Нам помощь от государства не нужна — разберемся сами, но за державу очень обидно.

UPD: Федор Овчинников удалил свою публикацию в Facebook

Источник

Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны)

Часть 3. Кейсы

Кейс 5. Пицца Хат в Москве

В сентябре 1990 г. в Москве открылись два ресторана американской ресторанной цепи Пицца Хат. Это событие явилось кульминационной точкой пятилетнего переговорного процесса, планирования и подготовки специалистов с участием американской компании Пепсико и ее партнера по совместному предприятию Мосресторансервис. Уже в мае 1991 г. после девяти месяцев деятельности рестораны Пицца Хат в Москве обслуживали в среднем 20 тыс. клиентов за неделю. Один из ресторанов в день производил 5 тыс. шт. пиццы и претендовал на звание самой крупной кухни Пицца Хат в мире.

Сначала региональный директор компании Пицца Хат по Восточной Европе и Советскому Союзу Энди Рафалат взял под свое непосредственное руководство управление московскими ресторанами. Этот 39-летний менеджер в мае 1991 г. был поставлен перед лицом принятия тяжелого для себя решения. В переговорах с властями Москвы компания Пицца Хат согласилась передать управление совместным предприятием советской стороне (Готова ли была советская сторона взять на себя управление?).

В 1977 г. новым владельцем цепи стала компания Пепсико Инкорпорейшн. После этого объемы продаж Пицца Хат в период 1981-1988 гг. увеличились с 1 млрд. до 13 млрд. долл. В 1990 г. в 7 тыс. ресторанов Пицца Хат со штаб-квартирой в г. Вичита работали 125 тыс. работников.

Создание совместного предприятия в Советском Союзе для компании Пицца Хат стало возможным после того, как в январе 1987 г. президиум Верховного Совета СССР принял постановление о создании совместных предприятий между советскими организациями и западными компаниями. Советское руководство тогда надеялось, что совместные предприятия удовлетворят потребности страны в определенных видах продуктов, в том числе и в продовольствии, а также будут способствовать притоку зарубежных инвестиций, новых технологий и управленческих навыков, тем самым создадут предпосылки для экспорта советских продуктов и услуг.

Первоначально Советский Союз разрешал владеть иностранным участникам совместных предприятий 49% совместной собственности. Для них предусматривалось двухгодичное освобождение от налогов, а после этого срока предусматривался налог на прибыль 30%. Однако зарубежным участникам не разрешалось репатриировать свою долю прибыли, они не могли проводить конвертацию рублей в иностранную валюту. Тем не менее западные партнеры умудрялись разрабатывать схемы, через которые совместные предприятия могли зарабатывать больше иностранной валюты, чем они тратили.

В 1987 г. посол СССР в США Анатолий Дубинин и президент компании Пепсико Дональд Кембелл начали обсуждать возможность открытия ресторанов Пицца Хат в Москве. Как известно, компания Пепсико сотрудничала с Советским Союзом еще с 1972 г., когда был подписан контракт по поставке в СССР концентрата для производства прохладительного напитка Пепси-кола взамен на продвижение на американском рынке советской водки Столичная.

По новому договору между компанией Пепсико и советскими властями предусматривалось строительство 26 новых заводов в СССР по производству прохладительных напитков, а компании Пепсико передавались эксклюзивные права по продаже советской водки в США. В договоре предусматривалось также строительство 10 торговых судов в СССР для дальнейшей их продажи или сдачи в аренду, а полученную в результате этого выручку иностранной валюты планировалось вложить в строительство ресторанов Пицца Хат в Москве. В этой сделке компания Пицца Хат должна была владеть 49% собственности и обязалась снабжать свои рестораны местным сырьем, а также осуществить трансферт технологий, который включал и подготовку менеджеров для своих московских ресторанов. Кембелл тогда заявлял: «Мы не только будем снабжать пиццей Москву, но и будем развивать стремления советских людей к потребительству. Мы будем помогать удовлетворению меняющихся потребностей советской экономики».

Для ведения строительства была выбрана английская компания «Тэйлор Вудоу Инт.», чей многонациональный персонал специализировался на строительстве ресторанов. В строительных работах двух московских ресторанов принимали участие 100 высококвалифицированных строителей из Великобритании, Италии, Швеции, Португалии, Польши и Советского Союза.

По признанию одного из руководителей компании Яна Гринвуда, они хотя и имели под рукой местные материалы вплоть до гвоздей и шурупов, но им все-таки пришлось импортировать оборудование, даже дрели. В результате затраты на строительство были выше в 3-4 раза по сравнению с Западной Европой.

Компания Пицца Хат приняла решение 70% снабжения ресторанов осуществлять от местных советских поставщиков сырья, тем самым стимулируя их улучшать качество своего товара. Однако это оказалось серьезной проблемой в зимних условиях. Менеджеры не могли рассчитывать на закупки овощей и других продуктов из южных жарких регионов Советского Союза из-за политической нестабильности там и этнических конфликтов.

Рафалат пытался решить эту проблему, разъезжая по стране с надеждой найти подходящего поставщика. Однако его попытки были тщетными и, как он сам признавался, «никто не хотел нас снабжать». Нашли одного поставщика из города в 300 км от Москвы, который мыслил по-западному и который был счастлив попробовать это дело. Его обеспечили оборудованием, научили производить именно этот вид сыра (отправили его работников в Англию на обучение). Однако производство сыра все же не наладилось, так как местное молоко не содержало достаточно жира. Поэтому пришлось импортировать сыр до тех пор, пока не начали выращивать коров на западных комбикормах.

Были проблемы и с поставкой мяса. Однако эти проблемы пытались решить с помощью шведских поставщиков компании Пицца Хат. Для этого шведы собирались учредить свое собственное совместное предприятие и обещали львиную долю продукции поставить в Пиццу Хат. Этого не произошло и мясо пришлось импортировать.

Для организации работ по снабжению компании нужны были рефрижераторы, которые отсутствовали тогда в Советском Союзе. И компания Пицца Хат была вынуждена импортировать две машины, на которые были нанесены логотипы компании в рекламных целях.

Менеджеры Пицца Хат надеялись, что советский потребитель скоро поймет достоинство их продукции и начнет рекламировать ее, рекомендуя своим друзьям и знакомым.

Рестораны Пицца Хат, хотя и предлагали продукт, присущий ресторанам быстрого обслуживания, в действительности не являлись таковыми. Они обслуживали клиентов как подобает обычным ресторанам Рафалат считал, что ужин в ресторане цепи вполне мог бы считаться как посещение дорогого ресторана, тогда как Макдональдс всегда оставался рестораном быстрого обслуживания. Рафалат пытался совмещать скорость с сервисом и предлагать советским клиентам что-то новое: быстрое обслуживания столика, приспособленного для целой семьи. По его мнению, из-за небольшого выбора у клиентов в Москве Пицца Хат вполне могла претендовать на место 4- или 5-звездочного ресторана.

Компания Пицца Хат решила предложить меню в московских ресторанах, отличающееся от западных ресторанов, которое включало не только прохладительные напитки, но и советское пиво и вина из Венгрии и Советского Союза. В Москве компания также разработала свое фирменное блюдо «Московская пицца» с лососиной.

В начале своей деятельности рестораны Пицца Хат отличались также от других тем, что клиенты могли расплачиваться не только рублями, но и иностранной валютой. Ресторан на ул. Горького обслуживал прохожих через специальное окошко (оплата принималась в рублях), а в зале осуществлялось обслуживание за иностранную валюту. Ресторан на Кутузовском проспекте имел два зала, где отдельно обслуживались клиенты, которые расплачивались в рублях и иностранной валюте.

Такая стратегия двойного ценообразования была ключевой для общей стратегии Рафалата, которая гласила, что Пицца Хат будет аккумулировать твердую валюту из-за того, что иностранным компаниям было запрещено репатриировать свою рублевую прибыль, тем самым страхуясь от экстремальных рисков, связанных с обменным курсом.

Требование 100% комплектации совместного предприятия советскими менеджерами делало отбор персонала почти невыполнимой задачей. По этому поводу все тот же Рафалат говорил: «Я должен был стать заместителем генерального директора. Я должен был как тренер готовить людей вокруг себя, не принимая активного участия в бизнесе».

Рафалат в поисках менеджеров начал посещать советские рестораны в Москве. В одном из них он нашел предприимчивого 46-летнего Александра Антониади, которому предложил пост генерального директора ресторанов Пицца Хат. Господин Антониади к этому времени уже успел руководить 5 ресторанами разных размеров. Для двух ресторанов Антониади уже сам привлек двух 36-летних менеджеров Александра Юдина и Бориса Панкина, которые до этого руководили грузинскими кафе.

Финансовым специалистом компании стала 27-летняя Ольга Игнатова, которая в прошлом работала в планово-финансовом отделе Московского Исполкома. Главным инженером стал кандидат наук из Московского института стали и сплавов Валерий Гинсберг, который до этого работал в компании Вудроу Интернэшнл во время строительных работ.

Новоизбранное руководство совместного предприятия было откомандировано в Великобританию для ознакомления с работой ресторанов Пицца Хат.

Персонал был разнородным. Среди работников были, например, 16 кассиров с финансовым образованием, среди официанток большинство были молодыми матерями со средним образованием, некоторые повара имели ученые степени по естественным наукам. Хотя многие работники были очень образованными людьми, их уровень знаний западного образа обслуживания и производительности труда были ограничены. Для устранения этого пробела в Москву были приглашены за два месяца до открытия ресторанов специальные преподаватели из Великобритании, Австралии, Бельгии, Канады, Египта и США.

Для повышения эффективности работы компания внедрила программу, по которой работникам обещалась стабильная заработная плата, скажем, 600 руб. при 173-часовой работе в месяц. Однако при опозданиях или отсутствии без причины на рабочем месте удерживалась часть зарплаты. Если официантка забывала улыбаться или вовремя обслуживать, с нее также удерживались деньги.

Рублевые рестораны являлись в то время как бы тренажером для подготовки официантов или официанток для валютной части ресторанов. Так как операции с иностранной валютой для советских граждан были запрещены, то чаевые, полученные официантами в валюте, тут же передавались на хранение руководству, которое приобретало в чековых магазинах товары по заказам на эти чаевые.

Другой проблемой после открытия ресторанов стало резкое повышение цен на сырье. Советское правительство подняло цены на основные продукты питания в среднем на 300%, в то время как заработная плата увеличилась на 20%. Следствием этого стала недоступность ресторанов Пицца Хат для большинства рублевых клиентов. Эту проблему компания решила, увеличив цены всего на 40%.

Рафалат знал, что существуют проблемы, которые надо было устранять (например, это текучесть кадров, падение качества обслуживания, растущая неудовлетворенность сотрудников). Он думал также и о тех возможностях, которые могли бы благоприятствовать трансферту зарубежного менеджмента. И перед ним стоял самый главный вопрос: какие результаты были бы у совместного предприятия, если бы горбачевские реформы провалились?

Время и дальнейшие события дали ответ на этот вопрос. После 8 лет работы все же рестораны Пицца Хат закрылись в Москве, не пережив финансовый кризис 17 августа 1998 г.

Источник

Пицца Хат

Дэвид Новак (президент)

более 300 тыс. человек

Pizza Hut (русск. Пицца Хат) — сеть ресторанов состоящая более чем из 34 тыс. точек в 100 странах мира. [1] Pizza Hut входит в корпорацию Yum! Brands

Основана в 1958 году братьями Деном и Фрэнком Карни, в городке Уитчита, штат Канзас. Специализируется на приготовлении американского варианта пиццы, а также таких гарниров как паста, куриные крылышки, хлебцы, чесночный хлеб. Является самой большой сетью пиццерий в мире.

Пицца Хат делится на два типа ресторанов: Пицца Хат для семейного обеда и фастфуды Пицца Хат Экспресс. Семейные пиццерии отличаются от фастфудов более разнообразным меню, большим количеством мест и большим количеством обслуживающего персонала (как, например, в сети ресторанов Golden corral)

Содержание

История

пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история

пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история

В 2012 году рестораны Пицца Хат в Москве были выкуплены другим брендом.

На данный момент сеть ресторанов сохранилась в Санкт-Петербурге.

В съемках рекламного ролика Пиццы Хат принимал участие Михаил Сергеевич Горбачев.

Примечания

См. также

Ссылки

пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история
пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история Сети ресторанов быстрого питания и кафе в США
РестораныBurger King · Carl’s Jr. · City Wok · Domino’s Pizza · Hardee’s · KFC · McDonald’s · Nathan’s Famous · Pizza Hut · Sbarro · Subway · Taco Bell
КафеDunkin’ Donuts · Cinnabon · Starbucks
Кафе-мороженоеBaskin Robbins · Ben & Jerry’s
пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии история Сети ресторанов быстрого питания в России
МеждународныеMcDonald’s • Burger King • KFC • Sbarro • Subway • Pizza Hut • Domino’s Pizza • Carl’s Jr. • Papa John’s • Cinnabon • Dunkin’ Donuts • Hesburger • Starbucks • Costa Coffee • Quick • Baskin Robbins • Wendy’s • Grillmaster • Traveler’s Coffee
Только в РоссииКрошка-картошка • Мистер картошка • Теремок • Русское бистро • Меленка • Ёлки-палки • Стардог!s • Грабли • Чайная ложка • Сковородка • Кофеин (бывш. Дони Доник) • Вилка-ложка • Шоколадница • Кофе Хауз • Едок • New York Pizza • China Town • Блин.ОК • Рубли • Алендвик • МакМастер

Полезное

Смотреть что такое «Пицца Хат» в других словарях:

Пицца-Хат-Парк — Местоположение … Википедия

Пицца — (итал. pizza) итальянское национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, пок … Википедия

Пицца из домино — Domino s Pizza Год основания 1960 Тип Публичная компания Расположение … Википедия

Пиццерия — Традиционная пицца Маргарита Пицца (итал. pizza) итальянское национальное блюдо, в виде круглого открытого пирога, покрытого помидорами и расплавленным сыром (как правило, моцареллой), куда могут впекаться различные начинки (мясо, ветчина, салями … Википедия

Космические яйца — Spaceballs … Википедия

Даллас Бёрн — ФК Даллас Прозвища Hoops (Обручи), Toros (Быки) Основан 1996 Стадион «Пицца Хат П … Википедия

Североамериканская суперлига 2007 — Североамериканская суперлига 2007 1 й розыгрыш турнира. Турнир был сыгран с 24 июля по 29 августа 2007 года. Трофей впервые завоевал мексиканский клуб «Пачука». Содержание 1 Участники 2 Групповой этап 2.1 … Википедия

Разрушитель — Demolition Man Жанр … Википедия

Кубок MLS — MLS Cup … Википедия

Domino’s Pizza — Тип Публичная компания Год основания … Википедия

Источник

пицца хат в россии история. Смотреть фото пицца хат в россии история. Смотреть картинку пицца хат в россии история. Картинка про пицца хат в россии история. Фото пицца хат в россии историяed_glezin

ed_glezin

Это событие явилось кульминационной точкой пятилетнего переговорного процесса, планирования и подготовки специалистов с участием американской компании Пепсико и ее партнера по совместному предприятию Мосресторансервис.

Уже в мае 1991 г. после девяти месяцев деятельности рестораны Пицца Хат в Москве обслуживали в среднем 20 тыс. клиентов за неделю. Один из ресторанов в день производил 5 тыс. шт. пиццы и претендовал на звание самой крупной кухни Пицца Хат в мире.

Для ведения строительства была выбрана английская компания «Тэйлор Вудоу Инт.», чей многонациональный персонал специализировался на строительстве ресторанов. В строительных работах двух московских ресторанов принимали участие 100 высококвалифицированных строителей из Великобритании, Италии, Швеции, Португалии, Польши и Советского Союза.

По признанию одного из руководителей компании Яна Гринвуда, они хотя и имели под рукой местные материалы вплоть до гвоздей и шурупов, но им все-таки пришлось импортировать оборудование, даже дрели. В результате затраты на строительство были выше в 3-4 раза по сравнению с Западной Европой.

Компания Пицца Хат приняла решение 70% снабжения ресторанов осуществлять от местных советских поставщиков сырья, тем самым стимулируя их улучшать качество своего товара. Однако это оказалось серьезной проблемой в зимних условиях. Менеджеры не могли рассчитывать на закупки овощей и других продуктов из южных жарких регионов Советского Союза из-за политической нестабильности там и этнических конфликтов.

Рафалат пытался решить эту проблему, разъезжая по стране с надеждой найти подходящего поставщика. Однако его попытки были тщетными и, как он сам признавался, «никто не хотел нас снабжать». Нашли одного поставщика из города в 300 км от Москвы, который мыслил по-западному и который был счастлив попробовать это дело. Его обеспечили оборудованием, научили производить именно этот вид сыра (отправили его работников в Англию на обучение). Однако производство сыра все же не наладилось, так как местное молоко не содержало достаточно жира. Поэтому пришлось импортировать сыр до тех пор, пока не начали выращивать коров на западных комбикормах.

Были проблемы и с поставкой мяса. Однако эти проблемы пытались решить с помощью шведских поставщиков компании Пицца Хат. Для этого шведы собирались учредить свое собственное совместное предприятие и обещали львиную долю продукции поставить в Пиццу Хат. Этого не произошло и мясо пришлось импортировать.

Для организации работ по снабжению компании нужны были рефрижераторы, которые отсутствовали тогда в Советском Союзе. И компания Пицца Хат была вынуждена импортировать две машины, на которые были нанесены логотипы компании в рекламных целях.

Менеджеры Пицца Хат надеялись, что советский потребитель скоро поймет достоинство их продукции и начнет рекламировать ее, рекомендуя своим друзьям и знакомым.

Рестораны Пицца Хат, хотя и предлагали продукт, присущий ресторанам быстрого обслуживания, в действительности не являлись таковыми. Они обслуживали клиентов как подобает обычным ресторанам Рафалат считал, что ужин в ресторане цепи вполне мог бы считаться как посещение дорогого ресторана, тогда как Макдональдс всегда оставался рестораном быстрого обслуживания. Рафалат пытался совмещать скорость с сервисом и предлагать советским клиентам что-то новое: быстрое обслуживания столика, приспособленного для целой семьи. По его мнению, из-за небольшого выбора у клиентов в Москве Пицца Хат вполне могла претендовать на место 4- или 5-звездочного ресторана.

Компания Пицца Хат решила предложить меню в московских ресторанах, отличающееся от западных ресторанов, которое включало не только прохладительные напитки, но и советское пиво и вина из Венгрии и Советского Союза. В Москве компания также разработала свое фирменное блюдо «Московская пицца» с лососиной.

В начале своей деятельности рестораны Пицца Хат отличались также от других тем, что клиенты могли расплачиваться не только рублями, но и иностранной валютой. Ресторан на ул. Горького обслуживал прохожих через специальное окошко (оплата принималась в рублях), а в зале осуществлялось обслуживание за иностранную валюту. Ресторан на Кутузовском проспекте имел два зала, где отдельно обслуживались клиенты, которые расплачивались в рублях и иностранной валюте.

Такая стратегия двойного ценообразования была ключевой для общей стратегии Рафалата, которая гласила, что Пицца Хат будет аккумулировать твердую валюту из-за того, что иностранным компаниям было запрещено репатриировать свою рублевую прибыль, тем самым страхуясь от экстремальных рисков, связанных с обменным курсом.

Требование 100% комплектации совместного предприятия советскими менеджерами делало отбор персонала почти невыполнимой задачей. По этому поводу все тот же Рафалат говорил: «Я должен был стать заместителем генерального директора. Я должен был как тренер готовить людей вокруг себя, не принимая активного участия в бизнесе».

Рафалат в поисках менеджеров начал посещать советские рестораны в Москве. В одном из них он нашел предприимчивого 46-летнего Александра Антониади, которому предложил пост генерального директора ресторанов Пицца Хат. Господин Антониади к этому времени уже успел руководить 5 ресторанами разных размеров. Для двух ресторанов Антониади уже сам привлек двух 36-летних менеджеров Александра Юдина и Бориса Панкина, которые до этого руководили грузинскими кафе.

Финансовым специалистом компании стала 27-летняя Ольга Игнатова, которая в прошлом работала в планово-финансовом отделе Московского Исполкома. Главным инженером стал кандидат наук из Московского института стали и сплавов Валерий Гинсберг, который до этого работал в компании Вудроу Интернэшнл во время строительных работ.

Новоизбранное руководство совместного предприятия было откомандировано в Великобританию для ознакомления с работой ресторанов Пицца Хат.

Персонал был разнородным. Среди работников были, например, 16 кассиров с финансовым образованием, среди официанток большинство были молодыми матерями со средним образованием, некоторые повара имели ученые степени по естественным наукам. Хотя многие работники были очень образованными людьми, их уровень знаний западного образа обслуживания и производительности труда были ограничены. Для устранения этого пробела в Москву были приглашены за два месяца до открытия ресторанов специальные преподаватели из Великобритании, Австралии, Бельгии, Канады, Египта и США.

Для повышения эффективности работы компания внедрила программу, по которой работникам обещалась стабильная заработная плата, скажем, 600 руб. при 173-часовой работе в месяц. Однако при опозданиях или отсутствии без причины на рабочем месте удерживалась часть зарплаты. Если официантка забывала улыбаться или вовремя обслуживать, с нее также удерживались деньги.

Рублевые рестораны являлись в то время как бы тренажером для подготовки официантов или официанток для валютной части ресторанов. Так как операции с иностранной валютой для советских граждан были запрещены, то чаевые, полученные официантами в валюте, тут же передавались на хранение руководству, которое приобретало в чековых магазинах товары по заказам на эти чаевые.

Другой проблемой после открытия ресторанов стало резкое повышение цен на сырье. Советское правительство подняло цены на основные продукты питания в среднем на 300%, в то время как заработная плата увеличилась на 20%. Следствием этого стала недоступность ресторанов Пицца Хат для большинства рублевых клиентов. Эту проблему компания решила, увеличив цены всего на 40%.

Рафалат знал, что существуют проблемы, которые надо было устранять (например, это текучесть кадров, падение качества обслуживания, растущая неудовлетворенность сотрудников). Он думал также и о тех возможностях, которые могли бы благоприятствовать трансферту зарубежного менеджмента. И перед ним стоял самый главный вопрос: какие результаты были бы у совместного предприятия, если бы горбачевские реформы провалились?

Время и дальнейшие события дали ответ на этот вопрос. После 8 лет работы все же рестораны Пицца Хат закрылись в Москве, не пережив финансовый кризис 17 августа 1998 г.

НАСТОЯЩУЮ ПИЦЦУ ПОДАДУТ ВО ВТОРНИК

Журнал «Коммерсантъ Власть» №35 от 03.09.1990

Первые два ресторана «Pizza Hut» советско-американского СП «Московская пицца» будут наконец открыты 11 сентября. На обслуживание за рубли могут
рассчитывать не 70, как предполагалось ранее, а лишь 50% посетителей.

Такое решение, как и перенос открытия с августа на сентябрь, было принято
руководством предприятия в связи с планами Моссовета перевести СП и
инофирмы на валютные расчеты с городским бюджетом.

По сообщению представителей руководства СП, в двух ресторанных залах на
Кутузовском проспекте одновременно будут обслуживать 180 посетителей за
рубли и 140 за валюту.

Как уже писал «Ъ», распоряжение о переводе инофирм и СП на валютные расчеты
с городским бюджетом было подписано в июле председателем Мосгорисполкома
Юрием Лужковым на основании постановления Моссовета «О валютной
самоокупаемости Москвы». Проблема выносилась на обсуждение президиума
Моссовета, однако рассмотрена так и не была (см. «Ъ» N 29), поскольку не
был решен вопрос о правомочности такого рода распоряжений. Предполагается,
что в принципиальном плане вопрос будет решаться на уровне Верховного
Совета СССР.

Планы СП по расширению московской сети ресторанов, считает Антониади, также
зависят от решения этой проблемы. Пока планируется в 1991 г. открыть первый
ресторан советской сети Kentucky Fried Chicken, залы которого, рассчитанные
на одновременное обслуживание около 300 посетителей, будут расположены в
том же здании на Кутузовском проспекте.

Специалисты, комментируя предстоящее открытие ресторана, отмечают, что
«Pizza Hut» формально станет конкурентом открывшегося ранее ресторана
McDonald’s.

Однако, как считают и представители McDonald’s, и представители «Pizza
Hut», они не вступят в конкуренцию в силу различных форм организации
торговли, а главное потому, что дефицит на советском рынке пока гарантирует
им мирное соседство.

Адреса ресторанов «Pizza Hut»: Кутузовский проспект, 17, телефон:
243-17-27; ул. Тверская, 12, телефон: 229-20-13.

В 1997 Михаил Горбачев снялся в рекламе американской сети ресторанов Pizza Hut. В ролике последний президент СССР с внучкой заходит в пиццерию, где обедает обычная московская семья.

Как и почему он это сделал можно узнать тут:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *