пиво в древней руси называли
История возникновения пива на Руси
Пиво на Руси у древних славян
Первые упоминания о пиве, были найдены во время раскопок Древнего Новгорода, когда обнаружились берестяные грамоты. В одной из них нашли упоминание о так называемом переваре. Хмельной напиток из меда и пива на Руси назывался переваром. Кстати, напиток был очень ценный. Крестьяне преподносили его в качестве уплаты дани за пользование землей наряду с солодом и хмелем. Так что, как вы видите, все составляющие пива были на Руси всегда в очень большой цене.
Истории пива известны случаи ритуального использования этого напитка. Доподлинно известно, что пиво на Руси варили в монастырях, и различали легкое пиво (2-4%), среднее (4,5-7%), крепкое (до 17%) и очень крепкое пиво (35%). Ну а первое упоминание о пиве в царских указах датируется периодом правления Ивана III, когда он запретил варить пиво всем желающим и закрепил это право за государством. Вот так вот, еще с 14 века, пиво на Руси становится напитком государственной важности!
История пива в царской России
Следующий прорыв в пивоварении произошел уже в эпоху Петра I, когда он привез из Европы пивоваров и солодовщиков. Этот момент очень интересен, с точки зрения истории пива. Дело в том, что именно славяне когда-то передали народам Европы знания по использованию хмеля. А вот при Петре I, произошел “ответный ход”. Видимо, традиция Востока отставать от Запада заложена в человечестве глубже, чем на генетическом уровне. Но мы возвращаемся к истории появления пива и отмечаем, что в 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране. Ну, а дальше, популярность пива только растет.
В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. На рубеже 18-19 веков на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. А еще в это время очень славилось калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения. Так что калужский эль известен на Руси как минимум 110 лет.
Следующей датой в истории пива в России будет вторая половина 19 века. Это тот период в мировой истории, когда была изобретена паровая машина, которая сразу же нашла свое применение во многих отраслях. В 1848 году объединились Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод “Бавария”, который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод “Нева”, который сегодня принадлежит компании Балтика. В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до первой мировой войны, пока не ввели сухой закон.
Пиво в СССР и современной России
Вот такая она краткая история возникновения пива на Руси.
Пиво в древней руси называли
Пиво-история развития пивоварения на Руси
Начнем с главного, «пиво» с точки зрения наших предков – это не совсем то, к чему мы привыкли. Слово употреблялось как общее понятие для всех видов напитков, имеющих хоть небольшой градус.
Пивом считалось все – от вина до кваса. Поэтому мы сосредоточимся на рецептах пивоварения, предусматривающих ячмень, солод или хмель в составе, в общем, тех, которые хоть немного напоминают современные сорта пива. Давайте узнаем о них побольше.
Скифы, готы и славяне: кто кого учил варить пиво
Еще древнегреческий ученый Геродот упоминал, что у скифов, живших на берегу Черного моря есть особенный напиток, приготовленный из ячменных зерен, т.е. уже в 5 веке до н.э. наши предки знали домашнее пивоварение.
Мы не можем утверждать точно, но предполагаем, что домашние рецепты пива кочевали вместе с воинами и торговыми обозами по разным территориям и государствам. Возможно, именно так научились варить пиво южнославянские племена.
Впрочем, есть и другая версия, согласно которой готы захватили территории скифов во 2 веке до н.э., а потом распространили традиции пивоварения в домашних условиях, ведя войны со славянами.
Независимо от того, как происходили события на самом деле, доподлинно известно, что в период великого расселения народов в 6-9 веках наши предки уже имели домашние пивоварни и готовили напитки на основе злаков.
Существовали такие хмельные напитки:
Хотя перечень напитков обширен, все они готовились по одному принципу: их получали путем брожения сусла из злаковых культур, добавляли мед, растительные отвары и соки, солод.
Пиво: домашние рецепты времен крещения Руси
Исторические документы свидетельствуют, что к 9 веку производство пива процветало в Новгородском, Псковском, Полоцком княжествах. Киевская Русь еще до крещения знала толк в этом искусстве, и хмельные напитки варили практически в каждом хозяйстве.
Сохранились записи о вече в Новгороде, на котором обсуждался вопрос регулирования и контроля домашнего пива. Его разрешалось продавать, но при этом цена была фиксированной и одинаковой для всех.
Отдельно стоит упомянуть о медах. Их готовили в регионах, где было развито бортничество: на территории Полоцкого княжества и современной Белоруссии. Торговцы привозили хмельные напитки на основе дикого меда в Киевскую Русь. Здесь они высоко ценились.
Приготовление хмельного меда на Руси
Сохранились и рецепты хмельных медов. Особой популярностью пользовался напиток, который называли вареным медом. В его состав входил дикий мед, проваренный с хмелем. Также добавляли травы с выраженным горьковатым вкусом и терпким ароматом, например, полынь.
Подготовленное сусло разбавляли водой до нужной кондиции, а потом разливали в бочонки и надолго оставляли бродить. Процесс мог длиться до нескольких месяцев. Готовый напиток считался относительно недорогим по сравнению с другим сортом меда – ставленным.
Разница между этими медами заключалась не только в рецепте, но и в технологии приготовления. В ставленных медах было меньше воды, а для аромата и вкуса в них клали дикие ягоды. Чаще всего в ход шли брусника и малина.
Как работали домашние пивоварни
Кустарное оборудование для пивоварения было практически в каждом дворе. Пенный напиток готовили бояре, холопы, челядь и монахи. Практиковалось даже коллективное приготовление пива всем миром. Его так и называли «мирской бражкой».
Если изначально напиток варили на основе проса и ржи, то позже рецепты менялись и совершенствовались. Уже в 10-12 веках домашнее пиво готовили с просом и пшеницей, стали добавлять солод, приготовленный с мукой и солодом.
В каждом уважающем себя монастыре был собственный набор для пивоварения и особый рецепт. Особенно славилось пиво Киево-Печерского монастыря. Нищим, приходившим просить подаяние под стены лавры, нередко наливали хмельной напиток в качестве богоугодной милостыни.
Во времена князя Владимира Великого пиво любили, варили и пили практически все, независимо от пола и статуса.
Как учились варить пиво с хмелем
Изначально хмелю не уделялось должного внимания. Домашние мини-пивоварни закупали его для добавления в готовый напиток, чтобы он дольше оставался свежим. Однако со временем пивовары заметили, что напиток с хмелем сильнее опьяняет и имеет приятный привкус.
Цветы растения стали добавлять в больших количествах, и это привело к выращиванию хмеля в разных регионах, включая те, где он раньше не рос.
В 9 веке стали появляться корчмы, где люди собирались пообщаться, выпить и закусить. Нередко здесь же проходили и суды, принимались важные решения. Пивоварню купить мог любой желающий, но за право продавать хмельное и еду нужно было платить пошлину.
Периодом наибольшего расцвета пиво- и медоварения историки считают 13-15 века.
Главное о пивоварении в Киевской Руси
Возможно, идеальное пиво у вас получится не сразу. Но если даже наши предки с кустарным оборудованием и простыми технологиями умудрялись варить вкусный хмельной напиток, то у вас тем более выйдет не хуже. Пробуйте!
Пиво в Древней Руси и Великом Княжестве Литовском
Чрезмерное потребление пива опасно для вашего здоровья. Но интересоваться его историей и нюансами очень не вредно. Ведь пивопитие и пивоварение – часть народной истории и культуры.В данной книге рассказано об истории пива и пивоварения в Древней Руси и Великом Княжестве Литовском. Выделены моменты, касающиеся истории пивоварения в Беларуси.Книга имеет образовательный, культурный, информационный характер.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пиво в Древней Руси и Великом Княжестве Литовском предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
I История пива и пивоварения в Древней Руси
Украина. Парк «Киевская Русь». Сергей Офицер. Источник: http://fotokto.ru/photo/view/3340453.html
«Пивоварение на Руси имеет давние традиции. Упоминания о переваре — достаточно крепком напитке, который готовили русичи из пива и мёда, встречаются уже в древних летописях» [1]
1.1 Проникновение пива на территорию Киевской Руси. Варение пива и меда в Древней Руси
Проникновение пива на территорию Киевской Руси
В Киевской Руси название «пиво» применялось к любому массово употребляемому напитку: к сикеру, квасу, меду, вину и др. Ведь слово «пиво» произошло от слова «пить».
Как попало пиво к русичам? Впервые пиво упоминается у западных славян в описании, относящимся к 448-му году. Как раз в данное время венгры угощали им греческих послов. Древнегреческим историком Геродотом (484—425 годы до нашей эры) говорилось об употреблении скифами в четвертом веке до нашей эры напитка с плавающими ячменными зернами (они были причерноморскими древними племенами).
Распространение пивоварения в древние времена происходило из Средиземноморья и Северной Африки (из южных ее районов) на европейскую территорию. Возможно, южнославянские племена во время набегов на Скифское государство перенимали у скифов методы изготовления напитка из ячменя.
Скиф. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PN9hc9E-_9Q
Есть и еще одна версия. В соответствии с ней государство скифов во втором столетии было захвачено готскими племенами, дошедшими до Черноморья по рекам Днепр и Припять. Они пришли с юга Швеции. Во время ведения бесчисленных войн с готами славяне вполне могли позаимствовать у захватчиков методы создания пива. И они в конце концов попали в русичам.
В любом случае в период шестого — восьмого столетий во время, когда происходило расселение, и укрепление славянских народов, уже имело место существование традиции создания ряда напитков [2]:
Пивопитие в семье. Источник: https://ok.ru/group52946167333073/topic/68899614127569
«браги (нем. brauen, brut — варительница пива), пива (от славянского корня „пить“), кваса (от „квасить“, „квасник“ — пьяница), меда (лат. mulsum — алкогольный напиток, греч. „мзду“ — хмельной напиток) и взварница (от слова „варево“, „варить“, приготовленный путем проваривания меда и пива и отличающийся необыкновенной крепостью)».
Все перечисленные напитки готовились подобным образом. Алкогольное (охмеливающее) свойство их достигалось благодаря брожению водорастворимых продуктов [2]:
«зерновых злаков (солода) или мучных и хлебных продуктов, пчелиного меда; а также соков различных растений (березы, лесных ягод и т.д.»).
В девятом столетии на территории Киевской Руси, Полоцких, Псковских и Новгородских княжеств уже наблюдалось широкое распространение медоварения и пивоварения.
Пивоварением на территории Древней Руси начали заниматься еще при князе Ярославе Мудром. Это доказывают проведенные раскопки в городе Киеве. Археологами были обнаружены остатки сырья, из которого делалось пиво — ячменя, а также следы приспособлений, необходимых для пивоварения. Пиво в Киевской Руси называлось солодом, о чем имеется свидетельство в «Русскаой правде» (являвшейся сборником древнерусского права одиннадцатого — двенадцатого столетий).
Варение пива в Древней Руси
«Что интересно, лучшим сортом пива у наших предков считалось пиво „пшеничное“. Поскольку пшеница на наших землях появилась достаточно поздно и себе позволить ее могла далеко не каждая семья, это придавало пиву из пшеницы особого уважения». (Паулина Валиш)
В городе Новгороде были проведены раскопки, показавшие, что в каждом из домов, скорее всего, занимались пивоварением, о чем свидетельствует наличие бочек, предназначенных для варки ячменного хмельного напитка. А если говорить о Новгородском вече, то им принимался особый закон, в котором прописывались требования к уровню качества пива, и было установление на него твердых расценок.
Пивоварение в Древней Руси было доступно любому жителю. Никакие ограничения этому не мешали, поскольку их просто не было, причем ни для кого — ни для смердов (крестьян) и зависимых от феодалов холопов, ни челяди в вотчинных хозяйствах, ни для монахов и церковнослужителей, ни для воевод, ни для чиновников, ни дворовых людей при князе и т. д.
Пивоварением также занимались в альянсе, сообща, совместно, как говорится, «всем миром». Отсюда и пошли названия «мирское пиво», «мирская бражка». Это пивоварение позже переняли проживавшие в Новгороде немцы.
Считается, что в период седьмого-десятого столетий для варения пива использовались просо и рожь, поскольку имело место их широкое распространение на землях, где проживали восточные славяне. Но в период десятого-двенадцатого столетий в вотчинных хозяйствах развивалось земледелие, происходило выращивание ячменя и пшеницы, это привело к употреблению в производстве пива ячменного солода и муки.
Питие пива. Источник: https://mikhailzhukov.livejournal.com/1294499.html
Названием изготавливаемого людьми совместно к значительным церковным двунадесятым праздникам пиво было название «Канун». «Канун» варился и в так называемый «храмовый праздник» (его другое название — «братчина»), посвященный тому святому, именем которого был назван храм.
Пиво не только любили, но и почитали. Об этом говорит хотя бы следующее [2]:
«Великий князь Владимир в 996—97 гг. повелел для дряхлых и больных нищих «пристроите колы, вкладше хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличный, мед и пиво в бчелках, в других квас, возити по народу».
В Киево-Печерском монастыре иноками пиво предлагалось нищим, когда их кормили и давали еду с собой «на дорогу».
Киево-Печерский монастырь. Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaevskij/kievo-pecherskij-monastyr-v-drevnej-rossii/
А вот княгиня Василиса, не потреблявшая пива, удивляла своим аскетизмом. В датированной 1336-м годом летописи о ней написано [2]:
Княгиня Василиса. Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=10603
«в монастыре живяше, пива и меда не пьяше, на пирех, на свадьбах не бываше».
У крестьян при монастырях были обязанности, связанные с пивоварением. По словам митрополита Киприана (запись 1391-го года) [2]:
«А пешеходам из сел к празднику рожь молоти и хлебы печи, солод толочи и пива варить». О пиве упоминается в поучениях в неделю по Паске Кирилла — Епископа Туровского: «Вепрошьшю же вы и отвещаете ми: аще злато или сребро по вся дни раздавал бых, или мед, любо си пиво, не бысте ли приходили сами и непризываемы, друг друга бесте варили?».
Мед как алкогольный напиток
Мед. Источник: https://forum.kozovod.com/t/nastoyashhij-med-s-akaczii/3683
В качестве алкогольного напитка имело место распространение меда в той части Руси, где произрастали леса. Это территория, где сейчас находится Беларусь (Полоцкое княжество). В данной части население осуществляло добычу меда от диких пчел, занимаясь бортничеством. Именно из этих мест мед отправлялся в Киевское княжество (по рекам Днепр и Припять).
В период десятого — одиннадцатого столетий в городе Киеве питие пива происходило при особых обстоятельствах, при приеме важных гостей, иностранных послов, и когда проходили особо значимые праздники.
Дубовая бочка для пива. Источник: https://m.ideipodarkov.net/dubovaya-bochka-dlya-alkogolya-premium-3-litra-1092718-podarok/
Существовал ряд способов изготовления напитков на основе меда, они описаны в летописях. Но особо был распространен мед, который варили простые горожане. Брался разбавленный водой мед. Добавлялся к нему хмель, а также горькие растения (полынь и другие). Добавлялась закваска. Все это разливалось по бочкам и ставилось на несколько месяцев бродить. Приготовленный таким образом питьевой мед не считался высококачественным. Более качественным был мед ставленный, его варили на основе более дорогого меда, воды добавлялось меньшее количество, и в него примешивались ради придания приятного вкуса ягоды (малина, брусника). Брожение применялось естественное и «холодное». Бочки закапывались на ряд лет в землю. В среднем в земле мед находился десять — пятнадцать лет. Однако известными являются случаи, когда в четырнадцатом столетии на пирах, устраиваемых знатными персонами, подавали выдержанный до 35 лет мед.
В статье «История пива: как появился пенистый напиток» про медовые напитки написано [4]:
«Медовые напитки были известны еще с древности и встречались в большинстве древних народов Европы: греков, славян, литовцев, скандинавов, германцев, пиктов и других. Как тут не вспомнить прекрасный стих «Вересковый мед» Стивенсона или русские былины! Так вот, чтобы вы знали, уважаемые читатели: князь Владимир и Всеслав Чародей со своими дружинами пили «ставленный мед». Для его приготовления брали 2/3 свежего меда и 1/3 сока ягод брусники, вишни или малины (и никакой воды!). Смесь наливали в огромные чаны, ждали естественного брожения и многократно переливали. Потом жидкость заливали в засмоленные бочки и на длительный срок (от 15—20 до 40 лет) закапывали в землю. Только тогда получался настоящий мед, достойный княжеского стола.
С течением времени для увеличения мощи напитка и сокращения сроков выдержки в приготовлении меда начали использовать хмель или варить его по технологии изготовления пива».
1.2 Использование в пивоварении хмеля. Покупка пива и распространение в древней Руси питейных заведений
Использование в пивоварении хмеля
«а где наехаша в зажитии мед и пиво, испиваху допьяна без меры, и ездят пьяни, по истине за Пьяною пьяни». Использование хмеля открыло новую страницу в истории развития пивоварения на Руси. Впервые о нем упоминается в Лаврентьевской летописи 985 г. Знаменито среди исследователей высказывание летописца: «елики камень начнет плавати, а хмель почне тонути и приде Володимир Киеву». (Из Новгородской четвертой летописи 1377—78 гг.) [2].
Использование хмеля вначале связывалось лишь с его способностью оберегать пиво от скисания. На другие его свойства внимания не обращалось. Но впоследствии было обнаружено, что хмель способен пьянить. Пьянящая способность хмеля обусловлена содержанием в нем гопеина (алкалоида). После этого о любых пьянящих напитках стали говорить, как о хмельных.
Вначале в Киевской Руси хмель не выращивался, он был привозным. Как правило, он привозился из Европы и из земель, населяемых хазарами и булгарами (южные и юго-восточные земли).
Культивирование хмеля в Киевской Руси началось в четырнадцатом столетии, в частности, в княжестве Новгородском. Разведением хмеля занимались на полях, находившихся в собственности общин и частных лиц, данные места называли «хмельниками», а продавали их вместе с общей пашней.
Хмель имел большое значение. Этот вывод вытекает из того, что уже в период седьмого — восьмого столетий он использовался во внешней торговле — как между удельными княжествами, так и между русскими княжествами и Европой.
Имела место отправка хмеля по Западной Двине в город Ригу. Выращиванием хмеля занимались на Тверской земле, он скупался новгородцами и оправлялся в Германию. Немецкими купцами хмель вывозился из Смоленской области и находившихся рядом с ней земель.
Покупка пива и распространение в древней Руси питейных заведений
Я. Машковский, «В корчме на Подолье».
Машковский, Ян. Общественное достояние. Источник: http://webart.omikron.com.pl/PAINT/AUTHORS/MASZ_JA/index.htm
Русским князьям очень нравилось, когда происходило обогащение казны. По этой причине они стали брать подати с производства пива, солода и даже хмеля, что негативно влияло на развитие пивоваренного дела.
Когда приготовление пива у себя дома оказывалось невозможным, люди совершали его покупку на стороне. Его можно было приобрести у зажиточных хозяев, или в «ближайшем мире», в общем у тех, кто хорошо и в требуемых количествах мог наварить хмельного напитка. Зачастую пиво приобреталось в монастырях либо у обеспеченных людей.
В одиннадцатом столетии имело место распространение питейных заведений, служивших местами сбора посадских людей и крестьян ради совместного принятия пищи, а также пития пива и меда, приятного времяпровождения в кругу приятелей. Иногда это сопровождалось слушанием песен или музыки. Заведения эти звались корчмами либо корчемницами (производное от русского слова «корм», или от сербского слова «крма»).
«Внутреннее убранство шинка в музейном комплексе народной архитектуры в Переяслав-Хмельницком». Бабенко Наталія — собственная работа Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корчма#/media/File:Музей-скансен_в_Переяславі-Хмельницьком
Люди общались, потихоньку потягивая «бархатное пиво», иногда в корчмах проходил разбор судьями споров и тяжб, причем как местных жителей, так и приезжих людей.
Если взять Киев, Псков и Смоленск, которые активно в то время торговали, в том числе с Византией, в них было очень много корчемниц. Особенно выделялось устье реки Молог, где было семьдесят корчем. Место это славилось организацией больших средневековых ярмарок.
Тех, кто содержал корчмы, облагали пошлинами (их называли «корчмити»), поскольку они продавали квас, мед, пиво, разные яства. О данных пошлинах можно найти сведения в заверенной Смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем грамоте, датируемой 1150-м годом.
Пьяница, продавший свою душу бесу
Из легенды о «Пьянице, продавшем свою душу бесу» [2]:
«Прикличися яко нецыя человецы честнии по мирскому в корчемнице пияху, и глаголющее с собою о различных вещах, бысть же беседа и о сем, что будет после жития?».
Если взять Новгород и Псков, в них корчмы находились в собственности городских общин, из-за чего князья их пошлинами не облагали.
Если взять Москву, Суздаль и Владимир, в них не наблюдалось серьезной общественной жизни, и количество корчемниц было невелико.
1.3 Торговля на Руси иностранным пивом. Расцвет медоварения и развитие пивоварения. Появление и распространение пива в древней Беларуси
Торговля на Руси иностранным пивом
В Древней Руси торговали пивом иностранного происхождения. Вначале оно привозилось купцами из Голландии, а после его начали привозить немецкие купцы. Купцами из Новгорода, контролировавшими устье реки Невы, активно велась торговля пивом и хмелем с ганзейским союзом во главе с городом Любеком.
Старая иностранная таверна
Поначалу торговля велась меновая. Когда немцы продавали пиво, взамен русские купцы давали меха, мед, воск и иные товары. Позднее в торговый оборот включили деньги, они были немецкими, арабскими, греческими. Еще позже, в период четырнадцатого-пятнадцатого столетий на территории Новгородского княжества немцами стали содержаться свои собственные корчмы, пиво для которых изготавливалось на месте.
Однако новгородцам в четырнадцатом столетии (в его середине) не нравилось, что пивом торгуют на их земле иностранцы. Они начали этому противиться. В 1350-м году общинные купцы собрались и проголосовали за введение штрафа за продажу иноземцами пива на Готском дворе. В 1474-м году жители Пскова приняли решение о запрете продажи иноземного пива на своей земле.
Постепенно произошел переход пивоварения и продажи пива в удельных княжествах из рук местных и иноземных купцов к казне.
Расцвет медоварения и развитие пивоварения
Медоварение. Источник: http://www.strana-sssr.net/статьи/как-жили-в-ссср/ссср-страна-алкоголиков-а-факты-против
Период тринадцатого-пятнадцатого столетий явился периодом расцвета медоварения, который произошел из-за уменьшения объемов доставки из Византии виноградных греческих вин. Впоследствии, в пятнадцатом столетии, мир столкнулся с закатом Византийской империи. В данное время начало развиваться бортничество и пасечное пчеловодство. Но высококачественный ставленый мед изготавливался слишком длительное время, его пили лишь избранные (князья и вельможные особы). В то же время запасы меда в имеющихся хозяйствах уменьшались. Простому люду ничего не оставалось, кроме как заниматься поиском менее дорогостоящих способов изготовления алкогольных напитков.
К началу шестнадцатого столетия на территории Древней Руси создание пива и винокурение превратились в ключевые направления древней алкогольной «индустрии». Между ними в более поздний период развернулась нешуточная конкурентная борьба за потребительские сердца и кошельки.
Появление и распространение пива в древней Беларуси
О времени появления пива на беларуских землях точно никто сказать не может. Но, вероятнее всего, это случилось в праславянские времена.
С. М. Соловьев, автор «Истории России с древнейших времен» полагал, что у жителей Древней Руси была манера пития меда, вина и кваса. О том, что подразумевалось под квасом, писал Адам Олеария [5]:
«для питья у простонародья служит квас, который можно сравнивать с нашим слабым пивом…»
На территории Древней Руси помимо слова «пиво» по отношению к хмельному напитку применяли также слово «солод» (поскольку пиво создавали на базе крупно помолотого проросшего ячменя). Солод упоминается в документах начиная с одиннадцатого столетия [5]:
Обложка второго издания книги С. Соловьева Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_России_с_древнейших_времён
«а се поклоны вирные были при великом князе Ярославе: вирнику взятии 7 ведер солоду на неделю». Мастеру, укреплявшему город, в числе иной оплаты за работу давали и солод, чтобы сварить пиво: «а солоду единое ему дадут 10 лукон».
Пиво на землях беларусов распространялось благодаря культивированию таких важных пивных компонентов, как хмель и ячмень.
Данные, касающиеся распространения ячменя можно найти у исследователя в области земледелия на беларуской территории Т. Н. Коробушкина.
Обнаружение наиболее раннего в Беларуси ячменя археологами произошло в городище (в городище возле деревни Городище), а также в Минске, где были найдены памятники девятого — одиннадцатого столетий. В данных местах его доля составляла шестнадцать процентов от общего количества зерна. В Друцке в одиннадцатом столетии ячмень занимал лидирующие позиции, а в Браславе — второе место (после озимой ржи).
1.4 В домосковской Руси пьянство отсутствовало. Пьянство в России было не всегда
В домосковской Руси пьянство отсутствовало
В девятнадцатом столетии Иваном Прыжовым, автором издания «Истории кабаков в России», написанного в девятнадцатом столетии, отмечалось, что когда народ пил пиво и напитки на основе меда и приходил в корчмы городских общин, пьянство на территории в домосковской Руси отсутствовало [1]:
«Не было его (пьянства), как порока, разъедающего народный организм. Питье составляло веселье, удовольствие».
Князь Владимир между тем в в 986 году молвил [1]:
«Руси есть веселие пити, не может без того быти».
Пьянство в России было не всегда
Пьянство в России было не всегда. Об этом написано в статье «Образ жизни трезвый и бодрый: как Петр I и Екатерина Великая приучали страну пить пиво» [6]:
«Князь Киевский Владимир, которого позже стали именовать Великим, в конце X в. твердо решил, в какую веру будет обращать свой народ и обратится сам. По легенде, из-за запрета на алкоголь ислам даже не обсуждался. В итоге Владимир предпочел Риму Византию и открыл двери православию. Примечательно в легенде то, что Россия — при всей многолетней славе — не всегда была водочной державой. С водкой на Руси познакомились только пять столетий спустя после появления крепкого напитка, поэтому отвергший ислам Владимир со своими подданными отдавал в X в. предпочтение иным напиткам — меду, квасу и пиву. Русское слово „хмель“ означает, как известно, и пряное растение, входящее в состав пива (лат. Humulus lupulus), и состояние опьянения, вызываемое алкоголем. Это также наводит на мысль, что пиво в качестве опьяняющего напитка занимало первое место. Позже ситуация изменилась. Самое раннее упоминание об изготовлении водки в России датируется 1558 г. И уже в конце того же столетия пошли жалобы на то, что водка стала народным бедствием».