пижемская роспись история возникновения
Пижемская роспись
Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие — места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.
Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме — большом селе, где шла переписка книг.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками — красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок — это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Геометрические узоры — линии, точки, крестики — имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест — символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки — семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, — это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.
На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, — типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.
Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие «писари» он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Умер Ф. О. Аншуков в 1946 году.
Пижемская роспись
Главное
Пижемская роспись представляет собой графическую роспись по дереву. Основной ее рисунок – геометрический орнамент. Он выполняется черной краской с добавлением красного, зеленого, желтого цветов. Выбор изображений аскетичен, элементы крайне просты – кружочки, завитушки, звёздочки, ромбики. Но в них кроется глубокий символизм, поскольку эта роспись была распространена среди северных староверов, глубоко верующих мастеров.
История
Пижемская роспись зародилась в XVII веке благодаря староверам. Название промыслу дала речка Пижма, приток Печоры. Позже могучая северная Печора вместе с её притоками Пижмой и Цильмой стала центром графической росписи. Староверы, переселившиеся на Север из центральной России, в частности, Великого Новгорода, славились переписчиками религиозных книг. Книги выделялись рисунками, красивыми заставками. Со временем художественные элементы стали появляться в оформлении деревянных ложек, другой деревянной утвари, коробов, а также ружейных прикладов. Так книжно-рукописная традиция старообрядцев не только способствовала сохранению многих памятников древнерусской книжности, но и послужила появлению пижемской росписи.
Состояние
Традиции пижемской росписи сохраняются по сей день. В селах Усть-Цилемского района Республики Коми, где зародился промысел, предметы с пижемской росписью можно встретить в повседневном обиходе. Многие жители бережно хранят предметы старины, семейные реликвии, а некоторые активно их используют в быту. В школах Усть-Цилемского района на уроках технологии дети изучают традиции вырезания деревянных ложек и их росписи в пижемских традициях.
Впечатления
В Усть-Цилемском историко-мемориальном музее А.В. Журавского можно не только увидеть старинные образцы пижемской росписи, но и приобрести изделия современных мастеров.
Экспонаты с пижемской росписью экспонируются на выставках и фестивалях. Одним из самых масштабных выставочных проектов региона является Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года», традиционно проводимая в г. Сыктывкаре с февраля по апрель. Организатор выставки – Центр народного творчества и повышения квалификации. Здесь также можно получить информацию о ближайших мастер-классах по пижемской росписи.
Всем желающим на сайте Центра доступны видеозаписи мастер-классов по различным направлениям, в т.ч. по пижемской росписи.
Кто «придумал» пижемскую роспись и какие послания оставляли художники на деревянных изделиях
Одна из древнейших росписей русского Севера – пижемская. Наверное, многие слышали о деревянных ложках, которые местным мастерам удавались особенно хорошо. О том, как пижемская роспись связана со старообрядчеством, о цветах и орнаментах промысла, а также о его богатом творческом наследии читайте далее.
История появления и развития пижемской росписи
Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.
Ложки. Пижемская роспись. XIX в.
А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.
Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.
Особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел.
Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучает северные росписи Родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научно-культурологическим пособием. Ольга Николаевна рассказывает, что и особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел. Исследователь говорит, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце.
Увидеть старинную и современную утварь, украшенную пижемской росписью, вы сможете в данном видео.
Что украшали росписью
Распространено было на Печоре украшение коробов. Это были нехитрые, но привлекательные орнаментальные полосы. Правда, очень много расписных коробов привозили сюда по зимней дороге из Палощелья. У типичных мезенских изделий появились и местные конкуренты. Роспись коробов и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем роспись ложек. Дело в орнаменте: он поистине оригинален и спутать его с любым другим русским орнаментов и правда сложно.
Современное применение пижемской росписи
Даже с ближайшими местными ремеслами пижемский орнамент не схож. И роспись ложек, кажется, не роднится напрямую с этими чудными узорами. Кажется, что рисуют мастера на сундуках да коробах пучки трав, связанных в узелки. Стройный, упругий, строго упорядоченный орнамент этих узоров очень своеобразен. И он действительно органичен местностью, в которой его и применяют – географический контекст печорского края определяет такую художественную строгость.
Стволы ружей – еще одна интересная область применения пижемской росписи. Когда стволы покупали на ярмарках, обращали внимание на очень красивые расписные приклады. Эту красоту создавали местные мастера. И это тоже очень необычная сфера применения промысла, выделяющая его среди многих других направлений. Это был самый дорогой расписной товар на ярмарке – ружья с красочными прикладами.
Пижемская ложка
Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только ненасмотренный в плане народного творчества человек.
Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая – отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения.
Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком. По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки.
Особенности ложек:
Цвета, орнаменты и их символическое значение
Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета. Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.
Орнамент выполнялся черной краской, для этого могли смешать сажу и смолу лиственницы. Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.
Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм ее делает декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.
Например, ромб, разделявшийся крестом с росточками на краях, считался символом изобилия, плодородия. Потому его рисовали на дне той же ложки, и такой подарок молодой семье был еще и добрым напутствием.
Важно! В ту пору верили, что незнание законов может повлечь гнев со стороны природы. Человек, который рисовал эти символы на деревянных изделиях, пытался таким образом защитить себя. Это значит, что символы служили не просто декором, но и оберегом.
Простой на взгляд искушенного зрителя узор был посланием самой природе, мирозданию. Оттого нельзя считать народное творчество незатейливым, упрощенным, доступным каждому. Повторить эти элементы так или иначе смогут многие, а вот вложить в них тот же сакральный смысл под силу далеко не всем.
Изучая народные промыслы, мы не просто прикасаемся к творчеству предков, но и сохраняем их мудрые и всегда актуальные философские послания.
Пижемская роспись в Сибири.
ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ
Ирина Владимировна Колтун,
художник-педагог, руководитель детской студии ДПИ
«Волшебная кисточка» ДК п. Садовый Новосибирского района
«Красота в сердце рождается и руками сотворяется»
(о развитии традиции пижемской росписи в Cибири)
Издательско-аналитическим отделом Новосибирского областного Дома народного творчества подготовлена к печати и издана новая брошюра-альбом из уже знакомой вам серии «Уроки мастера».
На этот раз она посвящена Пижемской росписи по дереву, издавна бытующей на Европейском Севере России. В Сибири эту красивейшую русскую роспись талантливо развивает и пропагандирует мастерица из п. Садовый Ирина Колтун. Она и стала автором брошюры, где изложила не только историю, но и методику росписи на примере только одного, но самого характерного для пижемской росписи предмета – деревянной ложки. Вот что Ирина рассказывает о своей приверженности к данному промыслу и вообще о любви к традиционному искусству северных мастеров.
Пролетают года, меняется время, взгляды человека на жизнь, но всегда неизменной остается тяга человека творить и создавать прекрасное вокруг себя, а также делиться этой радостью с окружающим миром.
Вечный спутник человека – Дерево. Самый благоприятный и экологически чистый природный материал Земли, на которой мы живём. От него веет теплом и запахом хвои. Любая вещь, сделанная мастером, была одушевлённой и обладала таинственной силой. Зимняя тоска по теплу и цветению выливалась в плоские отвлеченные узоры растений. Так на деревянных вещах создавался собственный волшебный Мир.
Веками на Руси складывалась высокая культура художественной обработки дерева. Одним из распространённых способов была роспись – традиционный вид старинного ремесла, своеобразный «почерк» народа. Мало было сделать вещь, её обязательно надо было искусно изукрасить.
Украшение деревянной утвари традиционными узорами высоко ценилось в народе и представлялось не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
А заронила во мне любовь к росписям и обучила меня этому ремеслу Галина Николаевна Костина – Мастер, замечательный новосибирский художник и человек. У неё я освоила почти все виды росписей, но больше всего полюбилась мне мезенская. В ней особенно ярко отражены традиции восприятия окружающего Мира, огромная мощь стихийных сил Природы. А буквально год назад, в Рождество я попала на семинар к мастеру по Пижемской росписи.
Роспись можно прямо сказать очень редкая, малоизученная. В современной литературе её нет. Материала и наглядности минимум. Несколько зарисовок рукой Галины Николаевны да 3-4 цветных ксерокопии с мелким узором на ложках. Всё. Но меня настолько захватила эта таинственная роспись своей оригинальностью и завораживающей красотой, что я пришла домой, включила компьютер, задала в поисковике словосочетание «Пижемская роспись»… и получила в ответ всего 3 картинки. И даже в этом году, по счастливой случайности побывав на семинаре в Архангельске в детской школе ремёсел В. Н. Бурчевского и в фабричном магазине «Беломорские узоры», я всё время пыталась найти любую информацию, либо купить изделия. На фабрике таких изделий не выпускают, а в школе мне показали поварёшку, которая являлась экспонатом в единственном числе.
Мне стало тоскливо… И тогда вспыхнуло огромное желание дать этой росписи новый виток, посвятить именно её изучению большую часть своего времени. Да и мой детский коллектив, вместе со мной, быстро подхватил эту идею. Дети даже нарисовали сюжет, как мастер режет ложки, используя пижемские орнаменты.
Узоры как-то сами по себе рождались где-то у меня внутри, складываясь каждый раз из одних и тех же элементов по-новому. В этот плодотворный период я расписала более 30 работ на разных объёмных формах, совершенно не присущих для пижемских традиционных образцов.
Галина Николаевна, посмотрев на мои новоиспеченные узоры на расписанных деревянных тарелках и дав рекомендации по фотографиям работ «В Контакте», написала: «Ира, ты назначаешься ответственной за Пижемскую роспись в Новосибирске». Так я получила «Зелёный свет» в деле по изучению, возрождению и развитию этого самобытного графического письма Русского Севера.
В этой статье я предлагаю Вам совершить путешествие в далёкий глухой Усть-Цилемский край Русского Севера, который славился не только могучей красотой суровых лесов и бурных порожистых рек – Печоры да Пижмы, но и делами золотых рук своих мастеров. Благодаря пижемским умельцам мы сегодня имеем возможность восхищаться уникальному явлению в народном искусстве – Пижемской росписью.
Именно «Пижемское дело» – говорят на Печоре, когда речь идет о традиционном графическом письме – Пижемской росписи. Это особый вид ремесла и знаний, которому не менее 800 лет.
Истоки росписи лежат в творческом наследии старообрядцев Печорского края, хранителях старорусской культуры. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками, буквицами и рисунками древнерусских книг, которые и послужили источником вдохновения для украшения предметов быта росписью. В селе Замежном существовала школа по переписыванию книг. Пижемская роспись выполняется только по дереву. Круг изделий мастеров «Пижемского дела» был обширен: украшали домашнюю утварь, орудия труда: мебель, туеса, грабли, детали ткацких станков и охоты (приклады ружей были вершиной искусства), но особую славу Усть-Целимскому краю принесла Пижемская ложка.
Это был коренной промысел, соблюдался дедовский способ изготовления и украшения ложек, они были легкие прозрачные, словно восковые.
В печорском домах гордятся ими, берегут, ценят, за то, что «губы не жгут», подают попраздникам.
Красоту и изящность Пижемской ложки в прошлом сравнивали по форме и пропорциям с красотой девушки: «Молодка уж такая баска, как пижемска ложка».
А ещё ложка была изящной и потому, что резали их из твёрдого дерева молодой несучковатой берёзы, резались они довольно тяжело, но зато ложки долго сохранялись (до 20 лет), не обгрызывались.
Геометрический узор в орнаменте состоит из символов, как слова из букв. Здесь нет ни одной петельки, ни одной черточки, лишённой смысла. Это знаковая система, рассказ о прошлой судьбе народа, о его истории и традициях, о достоинстве, о соединение двух культур – языческой и христианской.
В декоративном орнаменте Пижемской росписи два основных символа, это Древо Жизни и Знаки плодородия и изобилия. В ней явно присутствует магия оберега жизни, идея семейного достатка, продолжения рода и мощный посыл к развитию и росту. Растения является символом самой жизни. Поэтому, изделия, расписанные пижемской росписью, могут служить талисманами и оберегами.
Ложки сохраняют древнюю форму и традиции орнаментального украшения.
Изначально роспись выполнялась пером, сначала птичьим, а по прошествии веков – металлическим. Лучше всего перо «ходит» по березе или ольхе. Хуже всего – по осине. При лакировании осина начинает лохматиться, портит товарный вид. Использовали акварельные краски, и разноцветные чернила – красные, зеленые, черные. Черный цвет не считался цветом, им наводили контур, границы, и раскрашивали узор красным и зеленым цветом. Современные мастера пишут тушью.
Небогатый набор графических элементов и цветов книжной графики даёт огромные возможности и обилие вариантов к созданию неповторимых изделий в Пижемской росписи. Ну а расписать, готовую деревянную ложку под силу каждому.
Пижемской росписью можно затейливо украсить наши современные кухни, сделать замечательный изысканный подарок к любому празднику, а может быть, древние узоры Пижемки послужат Вам, «Окном в прошлое», «Путеводителем в настоящем» и «Маячком в будущее».
Пижемская роспись история возникновения
Русская культура запись закреплена
Однако до сих пор мало внимания уделялось кистевым видам северных росписей. Частично эту проблему осветили В.М.Вишневская, Ю.А.Арбат.
Впервые о существовании расписного промысла среди староверческого населения Печорского края заговорили исследователи древнерусской литературы (В.И.Малышев). Пижемская роспись упоминается в трудах немногих российских ученых и исследователей народного искусства (В.М.Василенко, Н.В. Тарановской, Ю.А. Арбата). Описания уклада жизни в Усть-Цилемской волости содержатся в книге С.В.Максимова «Год на Севере» (1871). О своих впечатлениях от посещения Печорского края в конце прошлого века, в том числе о пижемской росписи, оставили заметки писатели О.И.Ларин и Г.П.Гунн. О пижемских мастерах-ложечниках писал в своих статьях журналист Республики Коми В.Осташов.
Север России долгое время находился вне сферы внимания исследователей-искусствоведов. Первые экспедиции Русского музея на Печору были проведены в начале XX в. (Е.А. Ляцким, A.B. Журавским). Изучение народного искусства северных регионов продолжилось после революции, и впервые объектом более пристального внимания стала роспись по дереву. В 1930-е годы в Печорском крае работа была продолжена братьями Травиными в составе экспедиций этнографического отдела Государственного Русского музея.
В дальнейшем экспедиции на Печору возобновились только через 30 лет: экспедиция Государственного музея этнографии (М.А.Браун) в 1959 году и экспедиция ГРМ (Н.В. Тарановская, Н.В. Мальцев, O.A. Почтенный) в 1963 году.
декорированные пижемской росписью, находятся в различных фондовых собраниях основных музеев нашей страны.
Автором данной работы за период с 1983-его по 2004-й год были изучены коллекции предметов быта с пижемской росписью следующих музеев: Государственного музея этнографии и Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга, Государственного исторического музея г. Москвы, Национального музея Республики Коми г. Сыктывкара, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН г. Сыктывкара, Ижемского историко-краеведческого музея, Усть-Цилемского историко-мемориального музея А.В.Журавского (в том числе частная коллекция директора этого музея Носовой В.П.), Пижемского историко-этнографического музея. В работе дается характеристика всех основных коллекций изделий с пижемской росписью.
Зарождение любого промысла всегда обусловлено рядом исторических, географических и иных факторов. Прежде чем говорить о появлении пижемской росписи, во втором параграфе работы («История возникновения пижемской росписи, влияние на ее развитие историко-географических факторов») кратко рассматривается история освоения Печорского края, т.к. именно в особенностях заселения этих мест новгородцами, а впоследствии старообрядческим населением, выступившем хранителем старорусской культуры, лежат истоки пижемской росписи.
Первый этап заселения Нижней Печоры начат в 1542 г. Первопоселенцы, выходцы из Великого Новгорода были грамотны, ими была распространена рукописная книжная культура, которая и послужила важнейшим источником пижемской росписи.
Второй этап заселения связан с переселением старообрядцев, которые на базе книжной культуры сформировали расписной промысел. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью.
В последнем параграфе данной главы предлагается картина современного состояния северных росписей, в том числе пижемской, на территории Республики Коми и делается вывод, что решение задачи сохранения и развития народных промыслов и ремесел невозможно, пока не появятся серьезные историко-теоретические исследования ремесел, методические руководства и пособия по обучению технике росписи по дереву, в том числе фотоальбомы, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию, что все вместе изменит отношение к традиционному народному искусству в современном культурном пространстве.
Вторая глава «Историко-художественные особенности северной графической пижемской росписи» включает параграфы «Виды изделий с пижемской росписью и принципы их формообразования в контексте северорусских традиций», «Эволюция технологии изготовления изделий с пижемской росписью», «Орнаментальные мотивы пижемской росписи и их композиционное построение».
На основе обследованного материала произведен анализ предметов труда, быта и промыслов с пижемской росписью из коллекций музеев, дается характеристика формообразования различных видов изделий с пижемской росписью в контексте северорусских традиций, выделены конструктивные особенности каждой разновидности (параграф «Виды изделий с пижемской росписью и принципы их формообразования в контексте северорусских традиций»).
На Печоре форма многих орудий труда и быта сохранялась неизменной на протяжении нескольких веков (грабли, ружья, ложки), что говорит о силе и
устойчивости традиций. С другой стороны, наблюдается тенденция развития новых форм в связи с появлением новых материалов и предметов быта и труда.
В целом замена материалов (красок и олифы) самодельного производства на готовые фабричные, а инструментов из природных материалов (гусиных и тетеревиных перьев) на металлические и ряд других изменений незначительно сказались на внешнем виде изделий пижемских мастеров.
Характерной особенностью пижемской росписи является включение надписей (пожелания и инициалы) в композиционную схему декора того или иного предмета. Надписи чаще встречаются на ложах ружей, каталках и в большинстве случаев на ложках; в остальных случаях украшаемые изделия остаются без надписей.
Таким образом, в пижемской росписи сложилась определенная система построения орнамента, возникшая из тесного соединения геометрических и «геометризированных» растительных элементов, иногда сочетаемых с надписями и резьбой. Композиционная схема украшения предметов труда, быта и промыслов пижемской росписью обусловлена конструкцией и функциональным назначением самого предмета (ложка, швейка, ложе ружья).
Из автореферата диссертации
Ирины Вениаминовны Земцовой
«Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи»