план индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения старшая группа
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения
Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения
Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
— Развитие внутренней активности ребенка.
— Формирование социального доверия.
— Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
— Формирование адекватной самооценки.
— Развитие социальных эмоций.
— Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Основные этапы деятельности:
1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.
2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.
— наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;
— беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
— обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).
Коррекционная индивидуально – ориентированная:
— подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;
— подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;
— встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).
План мероприятий на декабрь, январь, февраль.
Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.
Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.
Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.
Игровая деятельность: «Весёлые лица»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».
Драматизация художественной литературы.
Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).
Проведение опыта: «Какой я?»
Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.
Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.
Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.
Работа с родителями.
Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.
Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»
Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).
Беседа: «Каким бывает друг»
Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.
Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.
Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.
— ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;
— проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;
— формируется эмоциональный отклик.
— формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
— формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.
Этапы работы с родителями.
Этапы работы Задачи Содержание деятельности
Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.
2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.
3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.
4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.
5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.
6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.
7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.
Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).
2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.
3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».
4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».
5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
6. Совместное проведение коррекционных занятий.
Закрепляющий Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.
1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.
2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.
3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.
Игры по формированию коммуникативных навыков и культуры общения (в помощь родителям) Игра беседа «Давай поговорим» Игра направлена на создание дружественной атмосферы между ребёнком и взрослым, на создание между ними доверительных.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей» Уважаемые друзья, хочу поделиться своим отчетом по опыту работы. Может, кому – то и поможет в составлении отчета. Пояснительная записка.
Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни Сентябрь Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Знакомство с проектным методом работы МБДОУ и его возможностями.
План индивидуальной работы с ребёнком по постановке, автоматизации и дифференциации звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц] План индивидуальной работы с ребёнком по постановке, автоматизации и дифференциации звуков С, СЬ З, ЗЬ, Ц. Звук Этап Цель Содержание работы.
План работы с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников Сентябрь • Предложить родителям дома оформить мини-альбом «Какой я был маленький», «Как я расту». Принести альбомы в детский сад, рассмотреть.
Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОНР III уровня Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы ребенка с ОНР 3 уровня Формирование звукопроизношения Разработка речевого.
Занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста по развитию навыков эффективного общения с ребенком Тема: Как правильно общаться с ребенкомЦель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком. Задачи: 1. Развитие чувства принятия.
План индивидуально-коррекционной работы с ребенком по формированию навыков бесконфликтного общения.
План индивидуально-коррекционной работы
с ребенком по формированию
навыков бесконфликтного общения.
Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.
— развитие коммуникативных навыков
— помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации
— коррекция эмоционально – волевой сферы
индивидуальные занятия 5-7 лет
Цель: диагностика негативных проявлений
Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».
— мне очень нравится, когда наша семья…
— моя мама говорит, что я…
— если я сделаю что-нибудь не так, то …
— если меня ударят, то я…
Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.
Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.
Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»
Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.
Разрядка, позитивные эмоции.
стучит правой рукой,
2- на уровне головы,
3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:
«Хи!», затем назад и пять раз:
Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.
Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.
Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.
На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:
Упражнение «Борьба руками»
Цель: снятие мышечных зажимов.
Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.
Взбивается одеяло и усаживается на стул:
— ты можешь что-то сделать с…
Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.
Показать мимикой и жестами свое настроение.
Приветствие. Упражнение «Твое имя»
Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.
Методика «Моя Вселенная»
— мое любимое занятие
— мое любимое животное
— мое любимое время года
— мой любимый сказочный герой
Предлагается начало сказок, придумать продолжение.
«Имена-качества». Создание доброжелательной атмосферы.
У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.
Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок».
Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный».
Цель: снятие негативных настроений.
Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»
Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.
Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.
Задача второго отгадать «написанное».
Игра «Говорящие вещи».
Развитие творческой активности, эмпатии.
— зубная щетка, расческа, пальто
— ботинки, шкаф, зеркало
— велосипед, радио, учебник.
Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.
Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.
Покажи свое настроение.
Игра «В тридевятом царстве»
Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.
Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:
— а что ты бы сделал на месте героя
— а что ответил бы герою, если бы он спросил
— а что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь
Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.
Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.
Рекомендации для родителей
по формированию коммуникативных навыков.
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
— не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок
Изменение психологического микроклимата в семье
— уделяйте ребёнку достаточно внимания
— проводите досуг всей семьёй
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка
Организация режима дня и места для занятий
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
— избегайте по возможности больших скоплений людей
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
Специальная поведенческая программа
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
— постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
— не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап
— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев
Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»
— лишение удовольствия, лакомства, привилегий
— запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.
— приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель)
Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.
Родительская любовь помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Поведение в процессе общения с детьми
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).
Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.