план конспект история создания мчс россии

История создания МЧС России

27 декабря МЧС отмечает 24-ю годовщину создания. Для России, территория которой расположена в различных климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск аварий и стихийных бедствий особенно велик.

27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2 РОНД Управления ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

История создания МЧС России. Служба в МЧС России. Основные задачи МЧС России

Содание МЧС России

МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.

Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.

план конспект история создания мчс россии. Смотреть фото план конспект история создания мчс россии. Смотреть картинку план конспект история создания мчс россии. Картинка про план конспект история создания мчс россии. Фото план конспект история создания мчс россии

Основные задачи МЧС России

Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.

Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России, наряду с перечисленными ранее, включены:

Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.

Источник

1 секция «история создания МЧС России»

Весной и осенью 1991 года в Москве состоялись первые съезды Российского корпуса спасателей.

17 апреля председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Шойгу.

В мае 1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях страны был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» В течении года последовал ряд преобразований системы. Из Российского корпуса спасателей – в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

В ноябре 1991 г. был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР.

В сентябре 1991г. была проведена одна из крупных аварийно-спасательных операций на Уфимском нефтеперерабатывающим заводе. Эта операция занесена в книгу рекордов Гиннеса. Руководил этой операцией С.К. Шойгу.

В 1991 г. на территории России были созданы 9 региональных центров по делам ГОиЧС:Центральныйг.Москва,
Северо-западный Санкт-Петербург, Северо-кавказский Ростов на дону, Приволожский Самара, Уральский г. Екатеринбург, Западно-сибирский г. Новосибирск, Восточно-Сибирский г. Красноярск, Забайкальский г. Чита, и Дальневосточный г. Хабаровск.

Основные исторические этапы

В 1991 году образован Центральный аэромобильный спасательный отряд. Начальником отряда назначен Михаил Фалеев. Началось формирование поисково-спасательной службы. В 1992г. созданы исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и ЧС, Академия гражданской защиты МЧС, создан журнал «Гражданская защита»

В 1993 году главы Правительств государств-участников Содружества независимых государств подписали в г. Минске Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В мае 1993 г. РФ вступила в Международную организацию гражданской обороны. Также была создана Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.

10 января 1994 г. указом президента № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти » ГКЧС России преобразован в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ.

21 декабря 1994 г. принят федеральный закон № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС.»

Декабрь 1994 г. для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора обработки информации Центр управления в кризисных ситуаций. Начальник Цукса 1995 г. А.П. Рудюк.

20 февраля 1995г. была создана комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС.

10 мая 1995г. подписано постановление РФ № 457 «О создании

государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России»

1 июля 1995г. Постановлением Правительства РФ № 675 утверждено «Положение о декларивании безопасности промышленного объекта РФ »

24 июля 1995г. правительством РФ принято постановление № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС»

26 августа 1995г. постановлением Правительства РФ № 834 был утвержден план взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах.

Май 1996 г. в Ногинске открыт 40-й Российский центр подготовки спасателей.

20 июня 1996г. приказом министерства № 413 создана поисковая кинологическая служба в системе МЧС России.

23 ноября 1996г. принято постановление правительство № 1396 «О реорганизации штабов по делам ГО и ЧС»

С 1996 г. постановлением правительства РФ – ГУ по делам ГО и ЧС Пермской области.

1996 год – создание кадетских школ, классов, секций «Юный спасатель» по всей стране.

22 декабря 1997 г. в соответствии с приказом МЧС на базе 2 бригад войск го, расположенных в Ногинске, был создан 179 Спасательный центр.

В 1997г. зарегистрировано общественно-государственное движение «Школа безопасности»

15 марта 1999г. создан Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера Мин. РФ по делам ГО и ЧС.

20 сентября 1999г. Указом президента РФ № 1249 Министр СК Шойгу удостоен звания героя РФ за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях.

17 июня 2000г. – Указом президента РФ № 1309 ГПС была переведена из Министерства внутренних дел РФ в Министе6рство РФ по делам ГО ЧС и ЛПСБ.

С 1 января 2002 года в систему МЧС вошли 275 тыс. сотрудников ГПС МВД, а также 13 тыс. 687 единиц основной и 3 тыс. 67 единиц специальной пожарной техники.

Декабрь 2002г. – Головному Вузу МЧС – Академия гражданской защиты – исполнилось 10 лет.

2002г. Академия ГПС МВД России преобразована в Академию ГПС службы МЧС.

Август 2003г. Государственная инспекция по маломерным судам была передана в состав Мин-ва по делам ГО и ЧС.

5 сентября 2003г. создан ивановский институт ГПС МЧС России.

11 июля 2004 г. указом президента № 868 утверждено положение о МЧС России.

21 декабря 2004 г. принято постановление О государственном пожарном надзоре.

24 декабря 2004г. утверждено положение о государственной инспекции по маломерным судам.

в 2004г. впервые за 10 лет было достигнуто снижение количества пожаров и погибших на них.

Март 2005 г. издание атласа природных и техногенных опасностей и рисков ЧС на территории РФ.

10 мая 2005 г.- 10 лет со дня образования авиации МЧС России.

2009 г. – создание территориальных ЦУКСОВ.

27 декабря 2010г. исполнилось 20 лет со дня образования МЧС России.

Обратите внимание вверху перед вами фамилии тех, кто удостоен звания героя РФ. В РФ их всего пять: Шойгу С.К, Воробьев Ю.Л., Легашин В.Д. и два героя которым присвоено это звание посмертно Замараев В.В. и Рожков А.Н.

За два десятилетия существования системы специалисты МЧС провели более тысячи крупных поисково-спасательных операций, на счету спасателей десятки тысяч спасенных жизней, ликвидация последствий более 25 000 ЧС природного и техногенного характера, неоднократное участие в оказании помощи населению.

Источник

Структура и задачи МЧС России

Презентация к уроку

Цели:

Учебные вопросы темы: (слайд 2):

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: лекция с применением техники обратной связи.

Время: 2 учебных часа.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Активизация внимания и мышления.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами сформируем понятие о государственной системе МЧС РФ ее структуре и задачах.

III. Актуализация опорных знаний:

Для проверки актуальности знаний, получаемых на сегодняшнем уроке, ответьте на следующие вопросы:

Как вы думаете, как часто современный человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций Вы знаете?

От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях опасных для его существования? Знаете ли Вы, что такое МЧС России?

Выслушиваю ответы и подвожу к определениям: “ Чрезвычайная ситуация”, “МЧС РФ- федеральный орган обеспечения безопасности».

IV. Изложение нового материала (слайд 3)

МЧС РФ выступает в роли координатора и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

1 вопрос История создания МЧС РФ (слайд 4)

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2 вопрос Организационная структура МЧС России (слайд 5)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МЧС РОССИИ:

ДЕПАРТАМЕНТЫ МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

УПРАВЛЕНИЯ МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

3 вопрос Основные задачи МЧС России (слайд 6)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:

4 вопрос Структуры МЧС в системе органов управления (слайд 7)

Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему (РСЧС), мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы (слайд 8):

5 вопрос Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

b) в режиме повышенной готовности:

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

6 вопрос Постоянно действующие органы управления РСЧС (слайд 11)

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный регионы

Органами повседневного управления РСЧС являются:

7 вопрос Силы и средства РСЧС России (слайд 13-14)

Силы и средства РСЧС состоят и сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации ЧС. Перечень этих сил и средств утверждается постановлением Правительства РФ. К ним относятся:

Опыт многолетней эффективной деятельности МЧС России свидетельствует о том, что эта система успешно выполняет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и является важным элементом национальной безопасности страны. В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

Источник

История создания МЧС России. Тема 1.9 История создания МЧС России. 1. 9 История создания мчс россии

Начальник 1 ПСО ФПС ГПС

по Алтайскому краю

полковник внутренней службы

_______________ Я.В. Грабовский

«___» _______________ 2021 г.

проведения занятия с личным составом дежурных караулов

4 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю

Тема: 1.9 История создания МЧС России

Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 ч.

Цель занятия: повышение уровня профессиональной подготовки

Литература, используемая при проведении занятия:

Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 – История создания МЧС России. Состав сил МЧС России (45 мин.)

История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Испокон веков люди пытались объединиться, чтобы противостоять этим бедствиям, оказать помощь бедствующим. Стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера — одна из причин создания государств.

Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.

Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.

Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.

В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.

Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.

В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».

В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».

Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.

Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».

Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.

Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.

В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:

во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;

в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;

в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.

Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.

Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.

Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.

Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу.

Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Войска гражданской обороны

Эти войска называют еще «Войска спасения» или «Войска без оружия» (однако в целях самозащиты они имеют некоторое легкое вооружение).
Центроспас

Профессиональный уровень работников отряда довольно высок. Каждый из спасателей имеет 6-15 гражданских специальностей (водитель, связист, медик, газосварщик, инженер, водолаз, альпинист, пожарный, кинолог, спелеолог и т.д.).

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении парашютно-десантные системы; спецавтотранспорт для работ в зонах чрезвычайных ситуаций; катера на воздушной подушке; средства поиска и спасения пострадавших, оказания первой помощи; изолирующие скафандры и дыхательные аппараты для работы в газовых средах и под водой; надувные плоты, лодки. Есть также средства жизнеобеспечения, индивидуальной защиты; радиостанции ближней и дальней (в том числе спутниковой) радиосвязи; экспедиционные рационы питания.

Отряд оснащен легкими вертолетами, способными работать в крупных городах. Они используются в перегруженной автотранспортом Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших в ДТП, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, когда бригады «скорой», зажатые в толчее машин, не успевают прибыть по вызову.

Отряд отличает круглосуточная готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней и материальных ценностей от ЧС в любой географической точке Земли.
Спецназ «Лидер»

Случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ, использовании робототехнических средств и т.п. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, в том числе исходящим от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться. Чтобы защитить спасателей, проводить работы особой сложности, был создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Наряду с Центроспасом он стал ядром сил быстрого реагирования МЧС России.

Костяком Центра стали люди, имевшие опыт боевых действий, служившие в подразделениях специального назначения. Многие из них являются спасателями международного класса, мастерами спорта международного класса, инструкторами по альпинизму.

На Центр «Лидер» возложены следующие задачи:

— проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, на воде и под водой с использованием легкого водолазного снаряжения;

— выполнение подрывных и пиротехнических работ;

— обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

— обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

Центр оснащен современной техникой, его сотрудники имеют прекрасную экипировку.

Поначалу все они участвовали в ликвидации последствий в основном стихийных бедствий, а теперь действуют и в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сегодня им приходится участвовать в ликвидации последствий авиационных, железнодорожных, автотранспортных и даже речных (морских) аварий (катастроф), устранять последствия взрывов, пожаров и обрушений зданий, прорывов нефте- и газопроводов, разливов различных АХОВ.

Увеличилось и число так называемых бытовых чрезвычайных ситуаций. Все чаще работники милиции обращаются в органы управления ГОЧС с просьбами о поиске людей в городской черте, в водоемах, об оказании помощи при угрозе террористических актов, извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, вскрытии квартир в высотных домах (с применением альпинистской технологии и аварийно-спасательного инструмента). Все это становится новым направлением деятельности поисково-спасательных формирований.
Авиация МЧС России

Авиация министерства включает целый парк авиасредств. В их числе самолеты Ил-76ТД. Они вмещают по 42 тонны воды или специальной огнегасящей жидкости, являются самыми большими в мире пожарными «бомбардировщиками». Эти самолеты успешно применялись при тушении пожаров на складах боеприпасов под Ереваном (в Армении), Владивостоком, Екатеринбургом. В условиях, когда из-за разрывов снарядов наземным пожарным было невозможно подойти к месту аварии, только с помощью авиации они могли справиться с этой задачей.

С этих самолетов велась борьба и с крупными лесными пожарами. В ней же участвуют многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС, способные забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность пожаротушения, вертолеты Ми-8 и Ми-26, которые могут наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии.

Ил-62М, оборудованный в варианте воздушного командного пункта, позволяет управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировать людей из зон чрезвычайных ситуаций, выполнять перевозки оперативных групп МЧС России и т.п.

Многоцелевые задачи выполняют вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать самые труднодоступные территории.

Когда возникает чрезвычайная ситуация, действовать надо быстро, грамотно и организованно. Тому, кто обязан принимать меры по ее ликвидации, необходимо, прежде всего, получить информацию о случившемся, причем максимально точную, и вероятный прогноз ее развития. Нужны также сведения о силах и средствах, которые можно немедленно использовать для решения внезапно возникающей задачи.

В 2005 году началось развертывание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). После ее полного развертывания будет обеспечиваться гарантированное оповещение более 35 млн. человек в различных кризисных ситуациях, сроки доведения необходимой информации до населения в местах массового пребывания сократятся в 12 раз.
Государственная противопожарная служба МЧС России

Огненная стихия стала настоящим бедствием для человечества, Только в России в среднем ежегодно регистрируется более 200 тысяч пожаров. В них погибает около 20 тысяч человек.

Указом Президента России с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба передана в ведение Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям. Это сделано в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения; сил и средств при организации и про ведении первоочередных аварийно спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Первичным оперативным подразделением, способным самостоятельно потушить небольшой пожар или спасти людей, которым угрожает опасность, является отделение на пожарном автонасосе или автоцистерне. Такие отделения первым выезжают по вызову и принимают; немедленные меры к ликвидации очага загорания.

Во главе всех подразделений, принимающих участие в тушении пожара, стоит руководитель (РТП). При крупных пожарах для оперативного руководства организуется штаб, который обеспечивает выполнение указаний руководителя.

Для тушения пожара нужны вода или пена, огнетушащие порошок или инертный газ, противодымный противогаз и (или) теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей с верхних этажей, приспособление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Словом, требуются десятки приборов и приспособлений для борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой.

В настоящее время в городах России функционируют и доказали свою эффективность единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, оборудованные единым телефонным номером службы спасения «01». Этот номер становится основой всей системы реагирования на ЧС. Сегодня во многих городах и районах страны дело обстоит таким образом, что каждый гражданин, позвонив по «01», может получить квалифицированную помощь по широкому спектру проблем, связанных с происшествиями.

МЧС России проделало очень важную работу, результаты которой должны повысить уровень реагирования на пожары на всей территории России. В рамках проводимой в стране административной реформы задачи пожаротушения разделены сегодня между противопожарными службами субъектов Российской Федерации и Федеральной противопожарной службой. Последняя отвечает за тушение пожаров не на всей территории страны, а в закрытых административно-территориальных образованиях; на объектах, критически важных для национальной безопасности страны; других особо важных пожароопасных объектах; особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

МЧС России вышло с предложением внести в закон поправки, позволяющие ФПС, входящей в министерство, осуществлять защиту от пожаров на территории всей страны и координировать все виды пожаротушения на территории субъектов РФ, т.е. установить единое управление этой деятельностью. Это может стать стратегическим шагом в обеспечении пожарной безопасности.

Согласно статистике, в последние 20 лет на водных объектах Российской Федерации по разным причинам ежегодно погибает до 20 тысяч человек. В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах в 1984 году в Российской Федерации была образована Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). В августе 2003 года в рамках совершенствования РСЧС она была передана в состав МЧС России.

— регистрацию, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов;

— аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

— контроль на водоемах за соблюдением правил пользования маломерными судами, охраны жизни людей на воде, пресечение выявленных нарушений и др.

В настоящее время в рамках проводимой в стране административной реформы функции ГИМС в части осуществления поиска, спасания и охраны жизни людей на водных объектах переданы в ведение органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *