план лекции по истории
Лекция по истории для студентов 1 курса «Введение. История как наука»
Введение. История как наука.
Что такое история. Предмет истории
Зачем следует изучать историю.
Исторические источники. Их классификация.
Периодизация всемирной истории.
Основные концепции исторического процесса.
Особенности российской истории.
Что такое история? Каждый год проживаемый человечеством, оставляет свой неповторимый след в истории. Каждая историческая эпоха по- своему неповторима. Но история имеет свойство повторяться. Еще древние римляне называли историю наставницей жизни.
История это наука о прошлом, настоящем и будущем человеческого общества.
Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Зачем следует изучать историю? Во-первых, жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам очень часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу, поддерживать ту или иную партию. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. Согласитесь, например, что человек с хорошим знанием истории религиозных учений меньше подвержен риску быть втянутым в какую-нибудь религиозную секту.
Во-вторых, знание истории – одна из самых резких черт, отличающих жизнь человека от животного существования. Наряду с культурой, историческое знание – накопление духовности, а духовность, в отличие от физиологических особенностей, не наследуется новорожденным человеком от своих предков. Ее надо воспитывать, и историческое образование – один из самых мощных воспитательных факторов.
В-третьих, узнавание о жизни людей в другие эпохи чрезвычайно увлекательно.
К. Ясперс писал: «История непосредственно касается нас. А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека»
В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.
Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение .
Исторические источники – это все памятники, содержащие свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой исторической эпохи.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки.
Периодизация всемирной истории. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества.
История первобытного общества охватывает период с момента появления человека 2,5 – 1 млн. лет назад до образования первых государств в Азии и Африке. При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда история первобытного общества разделяется на ряд эпох (ранний ок.100 тыс. лет назад) средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний ( ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс лет назад), неолит (5 тыс. лет назад) в его рамках выделяют так же энеолит. Затем следует бронзовый век (до 1 тыс. до н.э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было четко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй.
История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) с момента возникновения до V века н.э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476г.). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение.
Новой историей ученые считают XVI – кон. XVIII века. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни ученые считают начало Великой французской революции 1789 – 1799гг, другие – окончание первой мировой войны 1914 – 1918гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 года до окончания второй мировой войны 1939 – 1945гг, а по мнению других – с 1918 года по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами. Господствующей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия. Современная история ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны. Некоторые ученые считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие выделяют в самостоятельный период развития человечества – постиндустриальную цивилизацию. Для нее характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества.
При всех недостатках хронологической периодизации истории она хорошо показывает, как с течением времени ускоряется развитие цивилизаций (каждая последующая эпоха короче предыдущей).Современные ученые связывают этот феномен с особенностями функционирования информации в человеческом обществе.
Основные концепции исторического процесса.
Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.
Особенности русской истории
В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются 4 фактора, определивших особенности (отсталость, самобытность, своеобразие) русской истории:
Природно-климатический фактор во многом определил особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени физических и духовных сил.
Геополитический. Историки отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей, благоприятствующая территориальному единству речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территории.
Конфессиональный (религиозный ) Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни. Православная церковь не знала орденов. Для нее характерно внутреннее единство.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.
Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.
Барг М. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, № 5.
Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?
Связана ли и как история с другими гуманитарными и социальными науками?
Как вы себе представляете периодизацию мировой истории?
В чем сущность христианской интерпретации исторического развития?
Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие «цивилизация»?
В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?
Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?
В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?
План лекций по всемирной истории в СПО1 курс на тему «Введение. Россия и мир в новейшее время.»
Приказ №_____ от «___»___20___г.
ЧАСТНОЕ профессиональноЕ образователЬное учреждение Медицинский Колледж «Авиценна»
Дисциплина или междисциплинарный курс: история
Курс, специальность «Фармация», 2 курс
Количество часов— 56
Место проведения – ЧПОУ МК «Авиценна»
Тема: Введение. Россия и мир в новейшее время.
Мотивация изучения темы: В современном мире происходят глобальные перемены. В ведущих странах мира достигнуты новые рубежи в развитии науки и техники. Преобразуется социальная структура общества. Углубляются мировые хозяйственные связи. Государства тесно взаимодействуют друг с другом с целью обеспечения военной, экологической, экономической и информационной безопасности во всемирном масштабе. В то же время обострились проблемы социального неравенства, бедности и нищеты. Претензии США и их союзников на мировое лидерство, нарушение Америкой норм международного права, агрессия против Сербии и Ирака осложнили ситуацию в мире, способствовали активации международного терроризма, который стал серьезной угрозой безопасности народов и государств.Знание всех этих процессов и их предпосылок необходимо современному студенту. Оно является залогом осознания ими своего места в сегодняшнем быстроменяющемся мире, формирования активной гражданской позиции и успешного выбора на пути получения будущей профессии.
Формируемые общие и профессиональные компетенции: Занятие по теме «Введение. Россия и мир в Новейшее время» способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные : Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к Отечеству; 2. Формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.
Интеграционные связи Основы философии, обществознание с элементами экономики и право, психология, культурологи, политология.
Оснащение (средства обучения): интерактивная доска, ноутбук.
Основные этапы занятия: (с указанием хронометража)
4. Задание на дом-5 мин.
2. Объяснение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
в) заключение- Рефлексия. Выставление оценок Преподаватель раздает карточки с вопросами Студенты отвечают на вопросы
Изучение материала лекции. Преподаватель назначает домашнее задание, студенты записывают домашнее задание.
. Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.02. История
Кузнецов И.Н. Отечественная история. – М., 2003.
История России: Учебник/под ред. А.Н.Сахарова. – в 2-х Т. – М., 2004.
Кириллов В.В. История России. – М.2005.
Ворожко Ю.В. История России:учебник – мультимедиа. – Омск, 2010.
Лекция «Введение в курс всеобщей истории»
Лекции по всеобщей истории. История Древнего мира
Лекция 1.
Введение в курс всеобщей истории.
формировать представление о предмете история, исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;
познакомить учащихся с философскими концепциями исторического развития; оценочным характером исторических знаний; периодизацией всеобщей истории;
формировать интерес к изучению истории.
Исторические источники. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины.
Периодизация всеобщей истории.
В переводе с древнегреческого языка слово «история» означает повествование о том, что узнано.
История – это наука о прошлом человеческого общества, о закономерностях его развития. Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни. Явления эти чрезвычайно разнообразны и включают в себя: развитие хозяйственной и социальной жизни; международные отношения; развитие культуры; деятельность отдельных исторических личностей.
Соответственно этому и история является наукой многоотраслевой. Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, таких как – экономическая история, политическая история, социальная история, военная история, история культуры и пр.
Помимо этого, история подразделяется и по широте изучения объекта. Например: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история континентов (история Азии и Африки); история отдельных стран и народов (история России). Сегодняшнее занятие посвящено всеобщей истории в целом.
Принято считать, что история, как отрасль человеческого знания, возникла около двух с половиной тысячелетий назад – в V веке до н.э. Её основоположниками являются древнегреческие писатели, историки – Геродот Галикарнасский (около 484 г. до н.э. – около 425 г. до н.э.) и Фукидид (около 460 г. до н.э. – около 400 г. до н.э.).
На самом деле геродотова «История» это ещё не наука. Правильнее назвать её – нарративом, то есть простым изложением взаимосвязанных событий, без проведения анализа и каких-либо выводов. Геродот просто записывал то, что он видел или слышал о Греции, Персии, Ассирии, Вавилонском царстве, Египте и Скифии практически не давая описываемым событиям оценочных суждении. Великая заслуга Геродота заключается в том, что благодаря ему, сохранилось много той информации, которая иначе просто-напросто была бы утеряна.
Последователь Геродота – Фукидид, описывая в своей «Истории» Пелопонесскую войну, стал уже не просто пересказывать произошедшие события, но и сопоставлять различные версии происходившего, а так же делать из них выводы. Поэтому, именно Фукидида мы считаем основоположником современной исторической науки.
В эпоху Возрождения зарождаются новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Николо Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из основных причин борьбы людей в истории – имущественную.
В Новое время, в период зарождения научных знаний о материальном мире, начинает складываться и современная историческая наука. Некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею Бога как творца истории, предпринимают попытки объяснить причинно-следственные связи материального мира исходя из него самого.
Исторический материализм, рассматривая мировую историю как единый закономерный процесс, утверждает, что существуют общие законы развития человеческого общества. Он рассматривает исторический процесс как эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности (примитивный труд и примитивные орудия труда первобытного общества → социальное равенство; развитие процесса труда и производства → появление избытков благ → борьба за их присвоение).
Концепция исторического материализма была разработана немецкими философами Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Основные идеи концепции были изложены ими в 40-е годы XIX века в таких работах, как «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Святое семейство», «Немецкая идеология», а в более разработанном виде в «Нищете философии» и «Манифесте Коммунистической партии».
Основные принципы исторического материализма:
Принцип единства человечества и, как следствие, единства исторического процесса;
Принцип исторической закономерности (в историческом процессе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения между людьми и результатами их деятельности);
Принцип детерминизма (признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; определяющим в историческом процессе является способ производства материальных благ);
Принцип прогресса (поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более высокие уровни).
С точки зрения формационного подхода, человечество в своём развитии проходит пять основных стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций происходит путём социальных революций – «локомотивов истории», причинами которых, как правило, являются: в экономической сфере – конфликт между приобретшими новый характер производительными силами общества и консервативной, устаревшей системой производственных отношений; в политической сфере – усиление социальных антагонизмов и обострение классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в неизменности существующих порядков и угнетёнными массами, требующими улучшения своего экономического, социального и политического положения.
Революция, какой бы характер она не носила, приводит к смене господствующего класса. Победивший класс, как правило, осуществляет масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни и создаёт тем самым предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений.
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл шотландский философ и историк Адам Фергюсон (1723-1816), предложивший стадиальную периодизацию истории: дикость → варварство → цивилизация, где под последней подразумевалось развитие земледелия и ремёсел, наличие городов, торговли, частной собственности, религии, письменности и государственных институтов.
Философы и историки XIX столетия (Шарль Ренувье, Жозеф Гобино, Генрих Рюккерт, Николай Данилевский) развивая понятие «цивилизация» пришли к выводу, что история человечества – это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Следовательно, нужно говорить не об одной, а о множестве локальных цивилизаций.
В XX веке принципы изучения истории при помощи понятия «цивилизация» были разработаны английским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975). В 12-томном труде «Постижение истории» Тойнби подразделяет историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющих одинаковую внутреннюю схему развития: возникновение → рост → надлом → разложение → гибель.
Суммируя вышесказанное можно сделать следующие выводы. Философия истории опирается на две основные концепции исторического развития – формационную и цивилизационную. Сторонники первой рассматривают человеческое общество как единое целое, и, считают, что, процессы эволюции отдельных социоисторических систем образуют единый процесс всемирной истории, который прогрессирует через прохождение определённых этапов в развитии каждого народа.
Сторонники цивилизационного подхода к изучению истории считают, что суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно самостоятельных социально-исторических образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную историю при одинаковом цикле развития (возникновение, развитие и гибель). В силу того, что каждое такое социально-историческое образование всё начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может и как следствие, какой-либо исторический прогресс и смысл в историческом развитии отсутствует.
История – наука многогранная и, безусловно, нуждается во всесторонних исследованиях. Однако, исходя из вышесказанного, при изучении истории в школе целесообразно остановиться на формационном подходе, так как именно он позволяет понять закономерности исторического развития.
Ещё одним важным моментом при изучении истории является оценочный характер исторического знания. Если у обычного научного знания есть факт и его объяснение, то историческое знание требует ещё и оценки. По поводу многих событий прошлого возникают споры, причём споры, скорее политического, а не исторического характера. К примеру, опричнина в России середины XVI века. Спор не о том, была ли опричнина, а о том, оправданы ли были массовые репрессии устроенные Иваном Грозным. Именно такой оценочный, субъективный характер исторического знания зачастую ставит вопрос – является ли история вообще наукой? Или история это не наука, а некоторое коллекционирование исторических фактов? Попробуем разобраться, взяв, для примера, английскую революцию середины XVII века и французскую революцию конца XVIII века.
Парламент долго не созывался
Парламент долго не созывался
После созыва нового парламента король потребовал утвердить новые налоги. Парламент отказался
После созыва нового парламента король потребовал утвердить новые налоги. Парламент отказался
Король бежит из страны, чтобы возглавить верные ему войска
Король бежит из страны, чтобы возглавить верные ему войска
Установление военной диктатуры Кромвеля
Установление Якобинской диктатуры, а затем военной диктатуры Наполеона
Реставрация монархии через 11 лет после казни короля
Реставрация монархии через 11 лет после казни короля
Идёи ли речь о неких совпадениях или об определённых исторических закономерностях, ставших причинами этих революций? Разумеется, историки считают, что ни о каких совпадениях речь идти не может (за исключением 11-летнего срока, прошедшего с момента казни монархов до реставрации монархии). Безусловно, и с этим спорить никто не станет, что в Англии середины XVII века и во Франции конца XVIII века существовали определённые условия для начала революции и то, что эти революции произошли – не случайность, а проявление определённой исторической закономерности. Исторические законы играют роль неких общих закономерностей. При определённых условиях, определённые события могут произойти с определённой вероятностью, но то, что они приобретут тот или иной характер история не гарантирует.
Исторические источники. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины.
Установлению исторических фактов способствуют исторические источники – остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие его историю.
Изучение прошлого человечества, о каком бы периоде не шла речь, начинается с изучения исторических источников. Существует несколько категорий исторических источников:
письменные (рукописные и печатные);
вещественные (археологические памятники, предметы быта, нумизматические материалы);
этнографические (сохранившиеся пережитки – кровная месть, выкуп невесты);
устные (устная словесность – рассказы, былины, песни, пословицы);
лингвистические (географическая номенклатура, заимствования из других языков).
Каждая категория, в свою очередь, подразделяется на более узкие виды источников. Например, письменные источники могут быть:
Фундаментом исторических исследований являются, безусловно, письменные источники. Там, где они отсутствуют, историки бродят в потёмках, а в историческом периоде появляются пробелы, трудно восполняемые изучением всех других видов исторических источников.
При этом необходимо чётко понимать, что ни один письменный источник не является абсолютно объективным. Поэтому при изучении любого письменного источника, к какому бы времени он не относился, его необходимо дополнительно обработать. Данная обработка заключается в том, что мы должны «задать» автору источника три вопроса:
кто автор источника (насколько достоверную информацию он может нам сообщить)?
кому адресован источник (насколько объективна излагаемая информация)?
зачем этот источник был создан (какую цель преследовал автор источника)?
Существует специальная наука, занимающаяся изучением исторических источников – источниковедение. Источниковедение – специальная историческая наука, разрабатывающая теорию исторических источников и методику их изучения.
Помимо источниковедения существует ещё целый ряд специальных и вспомогательных исторических дисциплин, специализирующихся на изучении исторических источников.
Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизнедеятельности людей – вещественным памятникам.
Этнография – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также материальную и духовную культуру.
Антропология – наука, изучающая происхождение человека и его эволюцию, образование рас и физическое строение человека.
Хронология – дисциплина, изучающая системы отсчета времени.
Палеография – дисциплина, изучающая рукописные памятники и старинное письмо.
Нумизматика – дисциплина, изучающая монеты.
Бонистика – дисциплина, изучающая бумажные деньги.
Геральдика – дисциплина, изучающая гербы.
Сфрагистика – дисциплина, изучающая печати.
Генеалогия – дисциплина, изучающая родственные связи.
Кроме того, существуют многочисленные методы, позволяющие моделировать историческое прошлое. Например, методика восстановления лица по костям черепа, предложенная советским учёным Михаилом Михайловичем Герасимовым. Благодаря этой методике, точность которой уже не вызывает сомнений, мы можем посмотреть, как выглядела та или иная историческая личность.
Периодизация всеобщей истории.
В целом, в современной исторической науке принято делить всю историю человечества на пять основных этапов:
История Древнего мира (3000 г до н.э. – падение Западной римской империи в 476 г н.э., когда своего трона лишился последний римский император Ро ´ мул Авгу ´ стул).
История Средних веков (476 – 1500 гг. – условный год начала массовых Великих географических открытий).
Новая история (1500 – 1914 гг. – начало I мировой войны).
Новейшая история (с 1914 г)
Формационная и цивилизационная концепция исторического развития.
Что такое исторический источник? Категории исторических источников.
Периодизация всеобщей истории.
1 Концепция провиденциализма, разработанная Августином Блаженным (354 – 430 гг.) в трактате «О Граде Божием»
2 Исторический метод познания – способ изучения явлении и процессов в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими.
3 Концепция – система взглядов на процессы и явления в природе и обществе.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т. 22, с. 306
5 Способ производства – этап исторического развития, характеризующийся определенным образом жизни на основе определенных технологий.