план совместной работы класса с модулем по истории
«Методы и приемы блочно-модульной технологии на уроках истории и обществознания»
МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2»
«Методы и приемы блочно-модульной технологии на уроках истории и обществознания»
(Выступление из опыта работы на заседании методического объединения учителей истории и обществознания )
истории и обществознания, ВКК
Блочно-модульная технология на уроках истории и обществознания
Установка на личностно-ориентированное обучение при подготовке ЕГЭ проявила необходимость освоения блочно-модульной технологии. Технология, блочно-модульного обучения –создает условия проблемного обучения, и направлена на повышение качества образования, на мотивацию и активизацию деятельности обучающихся. Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Блочно-модульная технология обучения обеспечивает каждому обучающемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по данной теме и саморегуляции своих учебных достижений.
Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
* содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
* учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
* каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории и обществознания модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Что включает в себя система действий учителя?
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса.
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока.
3. Сочетание словесных, наглядных методов.
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
Тематическое планирование должно выдерживать стандарт образования и запросы ЕГЭ предыдущего года. Каждую блок-тему начинаю с вводного урока, на котором даю весь список тем уроков входящих в общую тему, с указанием списка литературы, параграфов, страниц. На данном уроке знакомлю обучающихся с планом работы над изучаемой темой, в котором обозначаю все виды работ ( индивидуальная работа по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности, анализ и интерпретацию текста, промежуточное тестирование, устный зачет, написание эссе). По итогам изучения темы обязательно провожу урок коррекции знаний.
В качестве примера, предлагаю изучение темы « Духовная сфера в жизни общества», обществознание 11 класс.
На вводном уроке предлагаю список тем уроков надлежащих изучению и контролю:
1).Вводный урок «Духовная сфера в жизни общества»
2).Культура и духовная жизнь
3).Формы, разновидности культуры: народная, массовая и элитарная
5). Искусство, его формы и проявления
6).Образование и самообразование
8). СМИ, коммуникации культуры
9). Духовный мир человека
10).Промежуточное тестирование – (есть по каждой теме комплект на класс).
11). Урок-зачет по темам вводного урока, проводится в билетной форме.
12). Написание эссе по изученной теме.
13). Урок – коррекции знаний.
На втором уроке, предлагаются задания части В на доске в качестве закрепления, вида:
Социальные факты Формы культуры
А). Премьера сериала 1)Массовая
Б). Конкурс фольклорных коллективов 2)Народная
В). Празднование дня Ивана Купалы
Г). Скандал с участием поп-звезды
На четвертом уроке, для закрепления предлагается решение задания части С:
Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.
На пятом уроке, предлагается выполнить задание дома из части С:
-Является ли балет видом искусства? Приведите три аргумента.
( вашему вниманию задания промежуточного тестирования и рабочая тетрадь ученицы 11 класса, где вы наглядно имеете возможность по работам ученицы отследить последовательность изучения каждой темы)
Предлагаемая работа дает много плюсов:
-во-первых отработана оценочная система;
— во-вторых оценивается и фиксируется степень сформированности ведущих умений и видов деятельности;
-в- третьих, обучающийся получает практику решения заданий и возможность коррекции типичных ошибок.
Динамика результатов ЕГЭ по истории
Средний тестовый балл, школьный уровень
Областной показатель по РФ
Сравнительный анализ показывает процент обученности, превышающий областной показатель.
Результаты ЕГЭ по обществознанию
Средний тестовый балл,
Областной показатель по РФ
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал следующее:
— традиционно высокие результаты по истории и обществознанию, пять лет подряд, показывают выпускники МОУ «Ульканская СОШ №2»;
— приятно отметить, что в прошлом году– МОУ «Ульканская СОШ №2» вошла в число «Лучшие по среднему баллу учреждения с числом участников не менее 10 по области»;
— процент обученности по обществознанию и истории превышает среднеобластной показатель.
Я считаю учителя ключевой фигурой в организации становления образовательного пути ученика. Наиболее актуально это звучит сегодня, когда ЕГЭ утвердилось в образовании со всей своей значимостью. Считаю ЕГЭ мощным побудительным стимулом для учителя к использованию на уроках активных методов преподавания. Таким образом, учителю приходится модернизировать свой методический арсенал. Обучение направленно на стимулирование интеллектуальной активности учащегося (не сводимый к пассивному слушанию лекции и пересказу изученного), причем мало чем отличающийся от процесса передачи математических или химических знаний. Теоретическую основу преподавания своих предметов совмещаю с организацией деятельности учащихся по решению разного типа заданий предложенных ЕГЭ.
Модульное обучение на уроках истории и обществознания
Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Одной из них является технология модульного обучения.
Особая привлекательность технологии модульного обучения заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно-ориентированное, эффективное обучение.
1. модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению. Требования к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Учитель организовывает не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения.
Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания;
Ориентировочный: принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование;
Содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации.
Энергетический: внимание, воля, эмоции.
Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий. самоуправление процессом учения.
2. Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:
а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной
3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:
– чёткие действия каждого ученика в определённой логике,
– активность и самостоятельность действий,
– индивидуализированный темп,
– самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берётся главное – ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь, наибольший эффект деятельности достигается при обобщённой ориентировке, когда её строит сам ученик с дозированной помощью других.
5. Из кибернетики модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.
6. Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.
7. Модульное обучение является очень эффективной технологией, поэтому следуя теории оптимизации, организовывать обучение нужно с наименьшей затратой сил времени и средств.
Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающей оценки других.
Вся учебная деятельность в школе должна начинаться с рефлексии и заканчиваться ею. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:
“Я” – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.
“Мы” – насколько мне было комфортно работать в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, что было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.
“Дело” – я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.
Основополагающей идеей технологии модульного обучения является идея модуля. Модуль-это функциональный узел (блок), в котором объединено: учебное содержание и технология владения им в систему высокого уровня целостности. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучении, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При работе с модулем ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
– цель усвоении модуля,
– где найти учебный материал,
– как овладеть им?
– как проверит правильность выполнения задания?
– контроль (тесты, письменные работы, сообщения).
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал его на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три:
УЭ 0– в нём записываются цели модуля
УЭ n-1– в нём даётся резюме
УЭ n– выходной контроль
Требования к учебным модулям:
– модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности учащихся лежал механизм усвоения знаний, восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации,
– в модуле должно быть предусмотрено повторение изученного,
– это может быть обобщение изученного, составление таблиц сравнительной характеристики и т.д.,
– в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей,
– задания в учебных модулях должны быть дифференцируемы по содержанию и уровню познавательной деятельности,
– в заданиях стремиться осуществлять проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения.
Главное, чтобы содержание всех УЭ интегрировалось целью модуля.
В качестве примера предлагаю следующую разработку модульного урока по истории.
“Внешняя политика России в 20-30 годы” (9-й класс)
Содержание материала
Руководство деятельностью
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
– основные направления внешней политики СССР в 20-30 годы, их содержание и результаты,
– содержание Раппальского, Мюнхенского договоров, пакта о ненападении между СССР и Германией;
– как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после подписания Мюнхенского договора;
– какова цель создания Коммунистического Интернационала;
– как и почему изменилась его тактика в 30-е годы.
– обобщать материал, анализировать, делать выводы;
– работать с текстом различных источников;
– уметь работать с атласом и картой;
– работать в группах;
– оценивать свою работу и работу своих товарищей
В рабочей тетради запишите название модуля, дату.
Цель: проверить свою готовность к изучению нового материала.
Выполняйте задания входного контроля, Предложены задания разного уровня сложности.
Используйте приложение №1. Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.
Проведите самоконтроль: правильность выполнения проверяйте по листу ответов. Результат занесите в лист контроля
Цель: определить содержание внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е г.г.
Заполните таблицу: “ Задачи и результаты внешней политики СССР в 20-30-е годы”
Используйте учебник “История Россиис20-нач. 21 в.в.” под ред. Данилова А,А., Косулиной Л.Г. пар.20, 27
Проверьте правильность выполнения задания, по эталону предложенному учителем.
Таблица соответствует эталону – 2 балла, соответствует частично– 1 балл, не соответствует– 0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: определить какие изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР в 30-е годы.
В ходе сообщения учителя, вы должны дать ответы на вопросы:
1) Какая задача становится главной во внешней политике СССР в 30-е годы?
2) Каковы первые шаги по реализации этого курса,
3) Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.
Слушайте сообщение учителя.
Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.
Цель: используя предложенный материал, определить содержание направлений внешнеполитической деятельности СССР в 30-е г.г.
Прослушайте ответы представителей групп и ответьте на вопрос: какие из внешнеполитических шагов советского правительства соответствовали безопасности СССР?
Работайте в группах. Подготовьтесь к ответам у доски. Ответ оценивает учитель. Прослушайте ответы представителей каждой группы. Определите долю своего участия в работе группы: принимал активное участие – 2 балла, работал не в полную силу – 1 балл, участия в работе не принимал-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: проверить усвоение нового материала
Ответьте на вопросы:
1) Какова была цель создания Коминтерна?
2) В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?
3) Каково значение Раппальского договора?
Работу выполняйте в тетрадях
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку, Если возникли вопросы, обратитесь к учителю.
Оцените выполненную работу. Даны правильные ответы на все вопросы-3 балла, на 2 вопроса – 2 балла, на 1 вопрос – 1 балл, правильных ответов нет-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: обобщить полученные знания.
Существует мнение, что СССР и Германия в одинаковой мере виновны в развязывании Второй мировой войны. Согласны ли вы с этим?
Вспомните понятия. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения, используя ПОПС– формулу
Цель: Проверить усвоение нового материала.
Выполните задания завершающего контроля.
Предложенные задания разного уровня сложности
Используйте приложение №2
Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.
Проектный модуль по истории
Проектный модуль «Древний Египет» 5 класс
Проектный модуль «Древний Египет» 5 класс
Учитель истории и экономики
МБОУ Тонкинской СШ
Продукт деятельности ученика
Государство на берегах Нила
1-3 этапы проектирования
— Предпроектное исследование (диагностика ситуации).
-Проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению).
-Целеполагание (определение цели и задач проекта).
-Доказать правильности утверждения одного из греческих историков: «Египет со всех сторон укреплен самой природой»
-Проанализировать проблемы, которые стояли перед населением Древнего Египта (условия жизни, разлив Нила, природные условия), выделить причины этих проблем.
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
— С помощью учителя сформулировать цель проекта.
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный.
-Самостоятельно проанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, выделить этапы проекта и определить последовательность действий на каждом этапе.
Изображение карты Древнего Египта на ватмане.
Видеоролик «Древний Египет» и иллюстрации, иллюстрирующие последствия разлива Нила.
3)Опережающее задание: изготовить дом ремесленника или земледельца
Земледельцы и ремесленники Египта
4 этап проектирования.
Концептуализация- создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления.
— Изучить жизнь ремесленников и земледельцев.
— Использовать алгоритм действий при работе с информационными источниками.
осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Работая с картой Атласа «заселить» карту-макет ремесленниками и земледельцами
Раздаточный материал: Один день из жизни египетского ремесленника.
«Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»
Атлас: история Древнего мира
3)Изготовить фигуры вельмож и их слуг
Жизнь египетского вельможи
5 этап проектирования.
-Решить конкретно-практические задачи и создать образовательный продукт (создание проектного продукта).
— Строить речевое высказывание в устной и письменной форм.
— Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.
«Заселить» карту-макет вельможами.
Иллюстрации из жизни египетского вельможи.
«Один день из жизни египетского вельможи»
Военные походы фараонов
Работая с картой Атласа, обозначить стрелками на карте-макете направления завоевательных походов египетских войск.
Работа с документом «Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо»
2) Изготовить макет египетских пирамид
Религия и искусство древних египтян
6 этап проектирования.
Презентация полученного проекта
-Оценить качества результата деятельности.
-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
-Выразить своё отношение к культуре Древнего Египта.
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.
Работая с картой Атласа разместить на карте-макете, изготовленные обучающимися пирамиды
Ведиоролик «Религия египтян», иллюстрации египетских богов, архитектура Египта
Письменность и знания древних египтян
Используя текст учебника и раздаточный материал изготовить свиток. Презентация полученного свитка
Раздаточный материал, карточки с египетскими иероглифами,
Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство на берегах Нила»
7 этап проектирования.
Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей.
Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания.
-Презентация полученного проектного продукта.
-Оценить качества проектного продукта и оценить свои действия в проекте.
— Оценивать способы действия, этапы деятельности и ее результаты.
-Систематизировать и обобщить знания обучающихся о Древнем Египте.
адекватно оценивать свои возможности и возможности товарищей, достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Презентация сделанной обучающимися карты-макета
Материал, накопленный в ходе изучения модуля «Древний Египет».
Иллюстрации, приборы и инструменты, используемые в процессе изучения темы.
Таким образом, на реализацию проектного модуля «Древний Египет» использовано 7 уроков истории.
Применение технологии модульного обучения на уроках истории
Модульное обучение предполагает использование учебно-методических пособий комплексного типа. В состав УМК обычно включают учебник, пособие для учителя, практикум, учебную хрестоматию, словарь, «рабочую тетрадь», атлас и другие компоненты. И здесь неоценимую помощь окажут мультимедиа программы, которые соединяют в себе все это, обладая при этом разнообразным видеорядом, анимацией и музыкальным оформлением.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии модульного обучения на уроках истории »
Применение информационных технологий и модульное обучение на уроке истории.
Подготовила учитель истории
МОУ Ветлужская школа №1
В современной теории и практике обучения в школе широко обсуждаются проблемы технологического подхода и образовательных технологий. Учителя гуманитарных предметов порой настороженно относятся к этим понятиям, пришедшим к нам из зарубежной педагогики. Они усматривают в этом попытки подменить традиции отечественной дидактики и частных методик, выверенных на практике, технократическими инновациями.
Ушла в прошлое четко регламентированная система школьного исторического образования с едиными программами и учебниками. И сегодня для эффективной организации процесса обучения истории от учителя требуется способность к самостоятельному конструированию системы предметного обучения в своей школе, умение гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать приемы и средства педагогической техники, которые наиболее удачно подошли бы к избранной им технологии. Это связано с тем, что большинство известных образовательных технологий недостаточно разработано на уровне их практического применения с учетом особенностей той или иной учебной дисциплины.
Модульное обучение предполагает использование учебно-методических пособий комплексного типа. В состав УМК обычно включают учебник, пособие для учителя, практикум, учебную хрестоматию, словарь, «рабочую тетрадь», атлас и другие компоненты. И здесь неоценимую помощь окажут мультимедиа программы, которые соединяют в себе все это, обладая при этом разнообразным видеорядом, анимацией и музыкальным оформлением.
Учебный модуль– это определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет:
свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса;
собственные цели обучения данному содержанию;
технологическое и методическое оснащение, обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения;
организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса.
Учебный модуль обеспечен также системой контроля за результатом обучения и его оценивания.
В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделяется на определенное количество модулей. Исходя из вышеизложенной характеристики модуля, можно предположить примерную модель построения части учебного курса для 10 класса «История России. XIX век».
Последовательность действий построения учебного курса.
Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.
Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре.
Для выделения модулей и их наименования используется программа по истории России. Учебный курс «История России XIX век» можно разделить на 8 модулей, вместо 24 тем по программе в условиях традиционной организации обучения, каждый из которых в свою очередь разделяется на учебные элементы. (условное обозначение: М-модуль)
М-0
М-1.Россия в царствование императора Александра I (1801-1825гг.)
М-2. Россия в царствование императора Николая I (1825-1855гг.)
М-3. Общественное движение в первой половине XIX века.
М-4. «Золотой век» русской культуры.
М-5.Россия в эпоху реформ Александра II (1855-1881гг.)
М-6. Общественное движение в 1855-1881гг.
М-7.Россия в эпоху контрреформ Александра III (1881-1994гг.)
М-8. Русская культура во второй половине XIX века.
М-К. Контроль (Итоговое повторение).
Итак, содержание курса сформировано из учебных модулей. А дальше предстоит наиболее сложная работа – построение самих учебных модулей.
Формирование каждого учебного модуля включает в себя следующие действия.
Определение дидактической цели модуля. Эта цель определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам ученика, применительно к модулю, взятом в целом.
Выделение учебных элементов (УЭ) в содержании модуля. Структура модуля включает:
1.УЭ собственно дидактического порядка –УЭ-0 (введение в модуль, включая цель его изучения), УЭ- R (резюме), УЭ-К (контроль по модулю);
2.УЭ в содержании теоретического материала модуля. В данном случае под учебными элементами имеются в виду основные понятия и положения содержания учебного материала. Структура модуля выглядит так.
Россия в царствование Николая I (1825-1855гг)
Названия учебных элементов.
УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.
УЭ-1.Личность Николая I, его политическая программа и периоды царствования.
УЭ-2. Государственный контроль над обществом и реформы.
УЭ-R. Резюме, обобщение по модулю.
УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю).
Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В целях определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть. Тем самым преодолевается разрыв между содержанием и целями его усвоения, свойственный традиционному обучению.
Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.
Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом не ограничиваться лекциями, проведением комбинированного урока, а обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на интерактивные формы обучения и самостоятельную работу учащихся. И здесь неоценимую помощь окажут информационные технологии.
Разработка системы текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается изучение каждого модуля с использованием метода компьютерного тестирования в сочетании с традиционными методами контроля.
У каждого ученика должен быть лист контроля, куда он заносит оценки, полученные за изучение каждого учебного элемента и модуля в целом. Здесь выполняется двойная задача- все учащиеся получают оценки за каждый УЭ, и в тоже время каждый ученик знает, что его работа будет оценена и ее результат повлияет на итоговую оценку за модуль и весь курс.
После обобщающего заключения по данному модулю и указанного контроля и коррекции осуществляется переход к следующему. Таким образом, модульное обучение происходит поэтапно.
Изучение курса в целом завершается обобщающим резюме и проведением итогового зачета с учетом результатов текущего, промежуточного и итогового контроля по каждому модулю.
Модуль «Россия в царствование Николая I в 1825-1855гг.» изучается с использованием мультимедийной обучающей программы «Энциклопедия России в 862-1917гг; контролирующей программы «Test 2000», установленной на персональном компьютере учителя.
Технологические карты, записанные на дискете, ученики получают в начале урока. Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе. На большой экран с помощью мультимедийного проектора можно вывести правильные ответы к заданиям, чтобы учащиеся могли проверить свои знания и оценить их. Кроме технологической карты на дискете имеется лист контроля, в который ученик вписывает количество баллов за выполненное задание и соответственно оценку.
Учитель по ходу урока наблюдает, как ученики справляются с заданиями, у него есть возможность проследить работу каждого, проконсультировать, оказать помощь и направить поиск в необходимое русло.
Модуль «Россия в царствование Николая I в 1825-1855гг».
Название УЭ с указанием заданий
Методическое руководство по обучению.
УЭ-3. Внешняя политика
Изучение УЭ следует начинать с осознания целей
Цели УЭ: оценить международное положение России и, исходя из этого, рассмотреть основные направления внешней политики; проанализировать конечный результат; уметь сравнивать, анализировать, составлять тезисный план; уметь работать с компьютерными обучающими и контролирующими программами;
Узловые вопросы для изучения УЭ-3(как части основной проблемы модуля):
Уяснение сути вопроса и необходимости его усвоения.
.Основные направления внешней политики
1.Найдите в тексте аргументы, подтверждающие строки А.С.Пушкина: Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами
2.Составьте схему «Основные направления во внешней политике».
.Рекомендации по работе с гипертекстом «Николай 1»
Внимательно прослушайте лекцию, а при необходимости прочтите текст, и выполните задания.
1.В связи с какими событиями были произнесены слова Николая I?
1 «Седлайте коней, господа офицеры. В Париже республика».
2. «Не вмешался бы, если бы своя рубаха не была ближе к телу…».
II.Рекомедации по работе с гиперссылками. Польское восстание. Революции 1848-1849 года в Европе.
2.Сформулируйте тест на соотнесение имен и событий по гиперссылкам
3.-Почему польский вопрос был самым мучительным вопросом царствования Николая I?
-Каковы были последствия вмешательства России во внутренние дела европейских государств?
2.Взаимоконтроль. Работа в паре. Обменяйтесь тестами (пересесть за компьютер другого).
Взаимоконтроль. Обмен мнениями по вопросам и формулирование общего вывода.
III.Присоединение Кавказа к России. Большая Кавказская война.
1.Выберите правильный ответ.
1.В 1816г. главным начальником Кавказского края стал
а) А.П. Ермолов б) А.Х. Бенкендорф в) Н.Н. Раевский.
2. Где получило распространение движение Шамиля?
а) в Грузии б) в Чечне и Дагестане в) на всем Северном Кавказе.
3. Как называется духовный вождь на Кавказе?
а) мюрид б) имам в) наиб.
4. Кто возглавляет теократическое государство?
а) монарх б) султан) в) духовенство.
5. Победа в какой войне упрочила позиции России в Закавказье?
а) Русско-турецкой б) русско-иранской в) кавказской.
Этому герою Отечественной войны 1812г., с 1816г. главному начальнику Кавказского края А.С. Пушкин посвятил строки:
Смирись, Кавказ! …..едет.
И смолкнул ярый крик войны.
III.Рекомендации по работе с
гиперссылками. Кавказская война. Шамиль.
1.Составьте вопросы к гиперссылкам, которые начинаются словами «что», «почему», «как».
2. Соотнесите положения
1-Туркманчайского мирного договора 1828г. с Ираном ;
2-Адрианопольского мирного договора 1829г. с Турцией;
А) Открытие черноморских проливов для русских судов
Б) Россия получила Восточную Армению В) Россия получила контрибуцию-20 млн. рублей
Г) Россия получила контрибуцию- 33 млн. рублей
Д) России переходит устье Дуная с островами
Е) Подтверждение исключительного права России иметь флот в Каспийском море
Ж) К России присоединяются восточное побережье Черного моря З) Получение Грецией независимости Расширение автономии Сербии, Валахии, Молдавии
Адрианопольский мирный договор.
2) Найдите на карте территории, которые еще остались на Кавказе не присоединенными к России, и запишите их.
Рекомендации по работе с разделом «Карты».
Взаимоконтроль. Работа в паре.
1) для одного ученика; 2)для другого. Обменяйтесь мнениями о новых задачах России на Ближнем Востоке
.4.Найдите в тексте ошибки.
Ункяр-Искелесийский договор был заключен сроком на 5 лет. По этому договору, Турция открыла проход через Дарданеллы для всех иностранных военных судов, кроме России. Тем самым обеспечивалась безопасность восточных рубежей России. Николай I усилить Османскую империю. В этой связи царь взял курс на соглашение с Англией. Царь пошел на замену раздражавшего британское правительство Ункяр-Искелесийского договора Лондонскими конвенциями 1840 и 1841 гг., более выгодными для России.
Рекомендация по работе с гиперссылкой.
Проверьте ошибки, каждая правильно отмеченная ошибка –1балл.
страны страны
6.Соотнесите события и даты.
Неудачный поход против
Подписание русско-китайского торгового
Присоединение Старшего Казахского Жуза- 1853-1855гг
Рекомендации по работе с
гиперссылкой. Центральная Азия. Казахстан.
Рекомендации по работе с разделом «Хронология»
1Укажите причины и повод Крымской войны.
2.Составьте задание, отражающее расстановку сил накануне войны, в которой должны быть ключевые слова «союзники России», «противники», «вооруженный нейтралитет».
3. Подчеркните территории, ставшие театром военных действий в Крымской войне.Крым, Турция, Кронштадт, Дальний Восток, Палестина, Закавказье, Финляндия, Архангельск, Валахия, Галиция, Молдавия, Кавказ. 4.Определите хронологическую последовательность событий Крымской войны.
2.Объявление Турцией войны России.
3.Объявление Англией и Францией войны России.
4.Наступление на Севастополь.
5.Морской бой под Петропавловском-Камчатским.
6. Подписание Парижского мирного договора.
7.Захват Малахова кургана союзниками.
8.Оставление русскими войсками Севастополя.
5.Сформулируйте тест на соотнесение географического объекта и события .
6. Составьте квартет «Герои Севастополя», состоящий из 1)имени; 2) даты жизни; 3) факта биографии; 4) роли в обороне Севастополя А)Нахимов П.С. Б)Корнилов В. А.
В) Истомин В. И. Г) Тотлебен Э. И.
7. Напишите ответы на вопросы 1.Когда и где были разгромлены основные силы турецкого флота?
2. Имя командующего турецким флотом, сдавшегося в плен в этом сражении.
.Итоги Парижского мира 1856г
-Дайте оценку условий Парижского мира. В чем были очевидные минусы для России?
V.Рекомендации по работе с ссылкой «Анимация», мультимедийной лекцией. В любой момент вы можете приостановить лекцию, повторить необходимые факты для выполнения заданий
Рекомендации по работе с разделом «Карты».
Взаимоконтроль по № 2,3.
Рекомендации по работе с разделом «Хронология».
Взаимоконтроль. Работа в паре. Обменяйтесь тестами (пересесть за компьютер другого ученика).
Рекомендации по работе
с дополнительным меню «Современники».
(в технологической карте т перечислены все факты)
Рекомендации по работе
по видеофрагменту «Адмирал Нахимов»
Гиперссылка Рекомендации по работе с дополнительным меню «События».Парижский мир
Самоконтроль по УЭ-3.
2-ый уровень –разгадайте шифрограмму и прочтите эпиграмму А.С. Пушкина на императора Николая и тест на соотнесение дат и событий.
3-ый уровень – ответы на вопросы: «Что? Где? Когда?».
4-ый тест «Восточный вопрос»
Самооценка и коррекция учебной деятельности:
Вернитесь к учебным целям УЭ-3 и оцените свою работу: насколько вы их достигли.
Какова связь данного УЭ со следующим?
Работа с допущенными ошибками
1.Укажите признаки ошибки.
2.Раскройте причины и способы ее исправления.
Пояснения к изучению УЭ-R (логический переход)
1.Сравните внешнюю политику Александра I (1801-1825гг.) и Николая I (1825-1855гг.) и заполните таблицу.
- план сказки пушкина о царе салтане
- план сочинения по истории план