план учебной программы по истории

Рабочая учебная программа по истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3

Тутаевского муниципального района

пр-кт 50-летия Победы, д.32,

г. Тутаев, Ярославской области

тел. 2-08-61, 2-04-21

на заседании МС Директор школы:

Протокол № __1___ _____________/Грачева Н.А.

«_03_»_ 09__2018 г. «__03_» _09___2018 г.

Рабочая учебная программа

Составитель: Бекетова И. А.

На основе программы: Примерной программы основного общего образования по

Учебные программы предполагают изучение курсов всеобщей истории в 5-9 классах общеобразовательной школы. Содержание программ соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра.

Программы обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможности для вариативного построения курсов истории. Они ориентированы на учителей истории, которые преподают курсы всеобщей истории в основной школе.

Нормативно – правовая база.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375

О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 г.

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории 2015 г. с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе

Учебник « История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Д. Д. Данилов, А. В. Сизова и др.; М.: Баллас, 2013.

3.Рабочая тетрадь к учебнику

4.Хрестоматии, сборники документов.

6.Настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы.

7.Интернет ресурсы и CD по истории Древнего мира.

8.Предметные и курсовые методические пособия.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования

играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания: кто Я? Кто Мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны и освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

История дает учащимся широкие возможности сомоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем, изменения, движения бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней.

Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

В них конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс),»История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7-8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программы обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможности для вариативного построения курсов истории. Они ориентированы на учителей истории, которые преподают курсы всеобщей истории в основной школе.

Однако, с учетом реализации творческих, авторских подходов учителя, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить, либо расширить предлагаемый в разделе «Поурочное тематическое планирование курса» вариант распределения часов, например, за счет объединения двух параграфов, либо углубить изучение отдельной темы.

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Изучение курса истории и 5 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории:

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 5 классе относятся формирование следующих убеждений и качеств:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные результаты изучения истории в 5 классе включают:

Учащиеся должны знать/понимать:

— важнейшие события истории Древнего мира, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры Древнего мира;

— даты важнейших событий, смысл терминов.

Учащиеся должны уметь:

— давать общие характеристики древнейших цивилизаций и культур;

— описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

— сравнивать факты, события, личности;

— анализировать фрагменты исторических источников;

— объяснять значение исторических понятий;

— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

— показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

— высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

— объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

— использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— Фундаментальное ядро содержания общего образования;

— ФГОС 2010, утвержденный приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

— Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885;

— Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии.

История Древнего Рима

История Древней Греции

Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников.

Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке

На сайте представлена электронная карта Греции

Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова «Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима». Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника.

Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей: 1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр)

Цивилизация Древнего Египта

Древние цивилизации Азии

Цивилизация древних греков

Цивилизация древних римлян

Промежуточная аттестация осуществляется в формате контрольной работы

1 Введение в историю

Что и как изучает история.

Зачем нужно изучать историю?

История, исторический источник, археология, хроника. Летопись.

Как люди научились считать время?

Как правильно прочитать историческую карту?

Как появились люди на земле?

Труд, орудия труда, охота, собирательство, человеческое стадо.

Первые шаги разума

Что значит человек разумный?

художники и «волшебники»

Как ими были представления первобытных людей об окружающем мире?

Душа, духи, боги, магия, жертвы, идолы, религия, искусство, мифы.

Первые пастухи и хлеборобы

Как возникло
земледелие и скотоводство?

Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, племя, совет старейшин, народное собрание, каменный топор, мотыга, серп.

Почему произошло выделение и развитие ремесла?

Ремесло, торговля, соседская община, собственность, народ, гончарный круг, плуг, колесо

Первые
цари и грамотеи

Зачем людям нужны органы власти?

Неравенство, общественные слои, знать, рабы, города, государство, царь, чиновники, налоги, закон

Чему нас могут научить первобытные люди?

теме «Жизнь первобытных лдюдей»

П.1-6, записи в тетради

Контрольная работа № 1: «Жизнь первобытных людей»

Чему я научился на уроках истории?

теме «Жизнь первобытных людей».

Царство Древнего Египта

Как возникло государство у древних египтян?

Орошаемое земледелие, государственная собственность, повинности, вельможи, папирус, ирригационные сооружения, ном и номарх, фараон.

Боги
Древнего Египта

Почему боги древних египтян похожи на зверей?

Язычество, храмы, жрецы, алтарь, молитвы, богослужение, мумия, саркофаг, сфинксы

Искусство строителей пирамид

В чем загадки пирамид или почему египетские пирамиды являются чудом света?

Письменность и знания в Древнем Египте

Какие научные знания были развиты?

Иероглифы, свиток, наука

Ступени «общественной пирамиды»

Как было устроено египетское общество

Бронза, праща, бумеранг, дротик, колесница.

Военные походы фараонов

Зачем фараоны ходили в военные походы?

Бронзовый век, Тутмос III

Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизация Древнего Египта» Контрольная работа «№2

Чему я научился на уроках истории?

Основные понятия по теме «Цивилизация Древнего Египта»

Цивилизация в Междуречье

Как географическое положение, природные условия, климат влияют на население и его занятия.

или Двуречье, шумеры, зиккурат, Шамаш, клинопись

Законы Вавилонского царства

Древний Вавилон. Хаммурапи

и его законы. Научные знания

Западная Азия, индоевропейские племена, Хаммурапи, ростовщик

Как географическое положение, природные условия, климат влияют на население и его занятия. Открытия финикийцев

Колонии, алфавит, царская краска.

П.13,с. 87, записи в тетради

Почему ассирийское войско в 8 веке стало самым сильным.

Железный век, рельеф, конница, библиотека

Евреи – народ Библии

Почему еврейский народ – народ Библии.

Евреи, царство Израиль, Библия,

Персидская мировая держава

Как образовалось Персидское царство.

Индия – родина Будды

В чем особенности Индии?

Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, буддизм, индуизм

Китайская мудрость Конфуция

Кто такой Конфуций?

компас, бумага, шелк, император

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Условия жизни и занятия населения. Религиозные верования

Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Контрольная работа № 3: «Цивилизации Древнего Востока»

Чему я научился на уроках истории?

Цивилизация древних греков

У истоков греческой культуры

В чем особенности природы Греции?

Древняя Греция, Критское царство, Микенское царство

Поэмы Гомера «Илиада» « Одиссея»

Что правда и вымысел в поэмах Гомера.

Гомер, «Илиада», «Одиссея»

Амфора, агора, гражданин, полис, аристократ, демос

Религия древних греков

Зачем изучать сказания о богах и героях

Религия, верования, пантеон богов

Порядки Афин и Спарты.

Где было лучше жить в Афинах или в Спарте?

Афины, Солон, демократия, Спарта, лаконичная речь

Эллинское воспитание граждан

В чем заключалось эллинское воспитание?

Педагог, школа, стило, Олимпийские игры

Узнать историю олимпийских игр

Великая греческая колонизация

Зачем греки основывали колонии?

Эллада против «царя царей»

Почему победу одержали греки?

Марафонская битва, Мильтиад, Фемис токл.

Почему победу одержали греки?

триера, битва при Фермопилах, Саламинское морское сражение,Афинский

Афинская свобода рабовладельцев

Зачем грекам нужны были рабы?

Рабовладельческое хозяйство. Афинская демократия, присяжные. Народное собрание, Перикл

Греческая архитектура и скульптура.

Какой вклад внесли греки в мировую культуру?

Парфенон, акрополь, Фидий.

Образование. Наука. Философия.

Какой вклад внесли греки в мировую культуру?

Философия, Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, Академия

Театр. Комедии и трагедии

Какой вклад внесли греки в мировую

греческий театр, комедия,

Покорители свободных греков

Почему греки сопротивлялись Македонии.

Филипп II, македонская фаланга, битва

при Херонее, осадные башни

Завоевания Александра Македонского

Зачем Александр македонский отправился в военный поход?

Какую пользу принесла цивилизация эллинов миру?

Эллинистические государства, пергамент, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Евклид, Архимед.

Общий взгляд на Древнюю Грецию. Повторительно-обобщающий урок по теме.

Уметь находить принципиальные отличия западной и восточной цивилизаций.

Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции»

Контрольная работа № 4: «Цивилизации Древней Греции»

Цивилизация древних римлян

Как возник город Рим?

Италия, этруски, латины, форум, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, сенаторы, народный трибун.

Устройство римской республики

Выяснить устройство римской республики. Сравнить её с греческим полисом.

Республика, консулы, сенаторы, народный трибун.

Рим – властелин Италии

Почему римляне вели войны с соседями?

Римско-латинский союз, легион, триумф, Римско-италийский союз

Хозяин Западного Средиземноморья

Почему проиграл Ганнибал?

Карфаген, провинция, Ганнибал, Пунические войны, битва при Каннах

Покоритель Восточного Средиземноморья

В чем значение римских завоеваний?

Превращение Рима в мировую державу

В чем значение римских завоеваний?

Нравы древних римлян

Научиться выделять главное в перемене римских нравов.

Сенатор-земледелец, всадник-торговец, ветеран, легионер, гладиатор, земельная реформа Гракхов

Войны граждан и рабов

Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно-следственные начала гражданских войн. Уметь давать оценку восстанию рабов.

гладиатор, Спартак, вольноотпущенник

Рим – от республики к диктатуре

Кто такие диктаторы?

Кандидат, Гай Юлий Цезарь

Архитектура, скульптура, живопись.

В чем достижения римлян?

Римские законы, античное искусство, термы, мозаика, фреска, бетон, амфитеатр

Образование и наука.

В чем достижения римлян?

Риторика, Страбон, Плиний

Золотой век римской империи.

Какие памятники культуры дошли до наших времен?

античное искусство, термы, мозаика, фреска, бетон, амфитеатр, колонны, император Траян

Установление империи в Риме

Сравнить правление римских императоров.

Империя, преторианцы, Октавиан Август, Траян, Антоний.

Рим при императоре Нероне

Сделать вывод о целесообразности и пользе деяний императоров для империи.

«Добрая весть» христианства Заря христианского мира

Иисус Христос, апостолы, мессия, христианство,Новый завет

Заря христианского мира

Как развивалась христианская церковь?

Вселенский собор, христианская церковь, таинства, Константинополь, священник

Закат античного мира.

Как пала римская империя?

Готы, гунны, Одоакр, Атилла.

Контрольная работа № 5 по теме «Древний Рим»

Основные понятия по теме «Цивилизация Древнего Рима»

Повторение и обобщение

Чему я научился на уроках истории

Основные понятия по истории Древнего мира

Контрольная работа №6 по курсу «Истории Древнего мира»

Основные понятия по истории Древнего мира

Общий взгляд на первобытность и древность. Итоговое повторение и обобщение

Давать свои оценки наследию Древней истории

Основные понятия по истории Древнего мира

Планируемые мероприятия по формированию универсальных учебных действий в 5классе на истории Древнего мира

Планирование и реализация планов

Выбор эффективных путей и средств достижения целей

Контроль и оценивание своих действий

Внесение коррективов в их выполнение

Владение основами самоконтроля, самооценки

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач

Использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

Владение устной и письменной речью

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Работать индивидуально и в группах

Находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Устанавливать причинно-следственные связи

Строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

Ориентация в содержании текста и понимание его смысла

Определение главной темы текста

Выбор необходимого материала, озаглавливание текста

Сопоставление разных точек зрения по заданной теме

Формирование аргументов на основе текста для обоснования определенной позиции

Понимание и сопереживание персонажам текста

Преобразование и интерпретация информации

Использовать в тексте таблицы, изображения

Сравнивать заключенную в тексте информацию разного характера

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Откликаться на содержание текста

Связывать информацию из текста с другими источниками

Находить доводы в защиту своей точки зрения

Подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

Высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о прочитанном тексте.

Характеристика планируемых результатов.

Основные виды универсальных учебных действий

Введение в предмет

Первобытный мир – 8 ча c ов

Объяснять, что изучает наука история.Объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого. Уметь ориентироваться на ленте времени. Уметь выявлять причины исторических событий.

Уметь объяснять происхождение людей и зарождение человеческого общества. Уметь выявлять причины и следствия эволюции.

Уметь выделять признаки цивилизации. Выявлять отличительные особенности древнегреческих полисов. Научиться выявлять причины единства полисов Эллады. Объяснять особенности древнегреческой религии. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов. Научиться делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов. Выделять причинно-следственные связи противостояния полисов. Научиться делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов. Выделять причинно-следственные связи противостояния полисов. Научиться выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации. Анализируя события войн, выявить причины победы греков над персами. Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Выявлять главные особенности древнегреческого искусства. Уметь выделять главное во взглядах древнегреческих философов. Уметь находить принципиальные отличия западной и восточной цивилизаций.

Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивили-заций. Понимать причины смены царской власти на республиканскую. Уметь выделять главное в завое-вательных походах Рима, их причины и следствия Выявлять главное в пуни-ческих войнах. Уметь ана-лизировать войны на при-мере Второй Пунической войны. Анализируя заво-евания римской империи, уметь делать вывод об осо-бенностях превращения Рима в великую державу. Уметь располагать во вре-мени последовательность событий. Уметь выявлять причины и последствия завоеваний. Научиться выделять главное в переме-не римских нравов. Выделить последствия распространения греческой культуры для римлян. Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно-следственные начала граж-данских войн. Уметь да-вать оценку восстанию ра-бов. Используя истори-ческую карту, последова-тельно располагать собы-тия гражданских войн в период падения республи-ки. Выявлять причины уничтожения республики. Уметь выявлять главные признаки императорской власти. Выделять причины нелюбви римлян к импера-торам-деспотам. Оценивать деятельность императоров. Уметь делать выводы об особенностях античной греко-римской культуры. Уметь выявлять причинно- следственные связи с её истоками и с современ-ностью. Сравнить правле-ние римских императоров, сделать вывод о целесооб-разности и пользе их дея-ний для империи. Уметь объяснить своё отношение к деятельности императо-ров. Выявлять особенности христианства как новой религии. Выделить причи-ны распространения хрис-тианства среди римлян. Давать нравственную оцен-ку учению. Уметь находить отличительные особеннос-ти управления. Уметь вы-делять причины принятия христианской религии как государственной. Уметь выделять этапы и рубежи главных событий. Уметь работать с картой.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *