план урока по истории 5 класс древнейшие люди
План-конспект урока по истории в 5 классе «Древнейшие люди»
План-конспект урока по истории
Учитель: Вершкова Л.В.
Тема урока: «Древнейшие люди».
1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных
2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.
3.Знать и понимать исторические термины.
Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Дайте определение истории как науки.
Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).
(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка ).
3.Вступительная беседа учителя.
— откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?
-что это за доказательства?
Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?
Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология ).
Показ слайда «Облик древнейших людей».
Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.
— где появились древнейшие люди?
— чем древние люди отличаются от современных людей?
Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.
Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.
-Как можно было применить эти орудия? ( Добыть себе пищу ).
-Чем питался древнейший человек? ( Собирал то, что выросло ).
-Что можно было собирать и какими орудиями труда?
Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.
-Достаточно ли было того, что собирали?
(Нет, так как пища малопитательна).
Показ слайда «Охота древнейших людей».
— Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?
( После рассказов детей, читаем текст учебника).
-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?
Древнейшие люди жили человеческими стадами.
В стаде было несколько десятков человек.
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.
Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.
— Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?
(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо ).
5.Закрепление изученного на уроке.
— когда появились первые люди?
— чем они отличались от животных?
— какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?
— могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?
— как назывались группы людей?
-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?
7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ
ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фамилия, имя ____________________________________________
1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания
2. Табличка с символами 8. Остатки пищи
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди»
Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Важная задача урока : показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; проектор; мультимедийная презентация; дополнительная литература.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ключевые понятия темы:
Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.
Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.
Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)
Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.
Родовая община – объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.
Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)
Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда
40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)
План изучения нового материала.
1. Наши далёкие предки.
3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).
Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.
Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.
Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».
— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)
Но только очень быстро. Начали!
(Проверка выполнения задания и обсуждение.)
Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?
Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?
Наши далекие предки.
Первые занятия древнейших людей.
Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?
Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. ( Вещественные источники, археология, этнография и др.)
Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.
Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?
Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.
1. Наши далекие предки
В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).
Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.
Где жили древнейшие люди?
На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?
Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.
Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.
(Ответы учеников и работа над созданием кластера)
А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?
Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.
Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.
(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)
Что случилось с волосами?
Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.
Почему человек ходит на двух ногах?
Наши предки стали ходить на двух ногах задолго до того, как увеличился размер мозга и появились каменные орудия труда. Тут же возникает вопрос: почему мы стоим и ходим на двух ногах, в то время как наши «двоюродные братья», обезьяны, используют при передвижении все четыре конечности? Ходьба на двух ногах фактически требует в два раза меньше затрат энергии, чем передвижение на четырех лапах. Вероятно, наши предки добывали большее количество пищи благодаря тому, что не использовали руки при ходьбе. Прямохождение, возможно, даже помогало им защищаться от перегрева, так как меньшие участки кожи подвергались солнечному воздействию.
Почему увеличился размер мозга наших предков?
Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?
Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.
Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.
Как вы думаете, что это значит?
Почему человек делал это?
Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.
(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)
Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.
3. Первые занятия древнейших людей
— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)
Как охотились древнейшие люди?
Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:
Хищник и его жертва.
Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим .
Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.
Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв!
(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)
Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.
Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.
Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?
признаки человеческого стада выражены словами:
Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)
Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.
С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.
Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.
Подведение итогов урока
§ 1. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.
Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».
Конспект урока в 5 классе «Древнейшие люди»
История. Древний мир. 5 класс.
Тема урока: «Древнейшие люди».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока : формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации
личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;
коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;
познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.
личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.
метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).
Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012
Список информационных источников:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )
http://school-collection.edu.ru/dlrstore/01b31519-400e-40a2-b8f0-f5d05276a485/182.swf («Сцены из жизни древнейших людей»)
http://school-collection.edu.ru/catalog/ search/ (интерактивные задания по всему курсу древней истории упражнение № 1)
3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)
Деятельность учителя (методы и приемы работы)
Деятельность ученика (содержание учебного материала)
1.Организационный этап (1 минута)
Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку
Умение организовываться к уроку.
2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)
Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з
Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.
Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.
Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.
Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)
Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?
Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы
Организует обсуждение возникших затруднений.
животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.
Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)
Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала
Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
Когда появились древнейшие люди?
Где располагалась древнейшая родина человека?
Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).
Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.
Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.
2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.
Ученики размышляют, высказывают версии.
Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.
5. Динамическая пауза (2 минуты)
Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.
(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)
Выполняют движения под руководством учителя
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)
Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?
Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)
Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.
Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».
Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.
Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;
формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.
7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)
Цель : закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов
Предлагает ответить на вопросы:
1. Чем древнейшие люди отличались от животных? ( слайд 8 )
2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?
3. Какие орудия изображены на слайде? ( слайд 9 )
4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?
Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.
Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.
Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.
Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.
Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины
Этап применения знаний (3 минуты)
Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания
Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности.
Работают с кроссвордом
Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания.
Этап подведения итогов урока (3 минуты)
обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.
Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.
Слайд 11. «Оцени свои достижения»
Комментируют и оценивают свою работу на уроке.
Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала
9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)
Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
Объявляет и комментирует домашнее задание ( слайд 12
Записывают домашнее задание в дневник.
Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.
Этап подведения итогов урока
Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса