планета людей история создания
Антуан де Сент-Экзюпери, «Планета людей»: краткое содержание, главные герои, отзывы
Чем запоминается читателям сборник очерков «Планета людей», краткое содержание которого будет рассмотрено нами в этой статье?
В первую очередь тем, что это произведение посвящено таким важным для каждого человека вопросам, как смысл жизни на земле, чувство чести и долга, значение любви, понимание своего предназначения.
Произведение увидело свет в далеком, но тревожном 1939 году (напомним, что для французов эта дата трагическая, именно в 1939 году началась Вторая мировая война, в которой Франция на несколько лет оказалась под игом гитлеровской Германии).
Кратко рассмотрим основные сюжетные линии этого сборника очерков, а также его идейный замысел.
История одного летчика
Как мы все знаем, профессия летчика появилась в начале прошлого века. Во всех странах, где стали появляться самолеты, она была необыкновенна популярной. Мужественные и смелые юноши мечтали взмыть в небо на своих железных птицах, чтобы совершать открытия, преодолевая препятствия.
Таким был и автор сборник очерков, который рассказывает о своих путешествиях на самолете. Книга «Планета людей» рассказывает нам в целом очень простую историю о том, как летчик, он же рассказчик, каждодневно выполняет свою работу – перевозит почту из Испании в Африку и обратно.
Сборник очерков носит автобиографический характер, при этом его трудно назвать приключенческим произведением, скорее, перед нами философские размышления, облеченные в форму художественного произведения. Более того, часто автор уходит от внешней канвы своего повествования, уделяя большее внимание внутренним размышлениям своих героев (данный прием вообще был характернее для французской литературы того времени, Марсель Пруст называл его использованием «потока сознания» для характеристики душевных переживаний своих героев).
Однако вернемся к самому сборнику очерков Экзюпери «Планета людей» (краткое содержание по главам этого произведения будет представлено нами чуть ниже).
Сюжетная линия сборника очерков
Итак, мы определились, что в сборнике очерков автор рассказывает о судьбе летчика, который, подобно крестьянину, вмешивается в законы природы. Но если земледелец покоряет почву и заставляет ее давать урожай, то властелин небес пытается преодолеть пространство, подобно птицам, взмывающим в небеса.
Однако труд летчика очень опасен. Экзюпери с грустной иронией рассказывает о тех приключениях, которые ждали главного героя и в небе, и на земле. В первую очередь, это касалось поломок самолета, которые были неизбежны. Случались такие поломки часто в пустыне, где не было ни одной живой души. Самому главному герою не раз приходилось попадать в такие ситуации, из которых он мог не выбраться живым.
Борьба человека с природой, с самим собой, с внешними обстоятельствами – вот центральная мысль этого произведения.
Судьбы товарищей
Например, в сборнике очерков рассказывается о смелом человеке по имени Мермоза. Он основал новый маршрут между Европой и Африкой, причем летать приходилось над пустыней Сахара, что представляло собой большую опасность.
Однако Мермоза проявлял чудеса бесстрашия. Он подбадривал своим примером остальных. Предложил летать над пустыней ночью, потому что раскаленный песок не давал этого делать днем. Но однажды его радиостанция замолкла навсегда, вероятнее всего, этот смелый человек потерпел крушение над океаном.
И таких примеров можно привести еще множество…
Краткое содержание «Планеты людей» изобилует подобными историями. Практически во всех главах произведениях, так или иначе, рассказывается о том, что очередной самолет так и не пришел в свою воздушную гавань (главы «Самолёт и планета», «В пустыне», «Товарищи» и другие).
Путь Гийоме
О судьбе летчика Гийоме автор рассказывает особо. Его история действительно чудесна. Это история спасения, своеобразная трагедия со счастливым концом.
«Планета людей» Экзюпери повествует о том, что самолет Гийоме пропал. Его искали и ждали долгие пять дней. Товарищи решили, что Гийоме погиб либо при десантировании, либо не выдержав тяжелых климатических условий. Однако ровно через 5 дней пришло известие о том, что пилот смог чудом выжить. Ему пришлось пройти через нечеловеческие испытания, но он все преодолел и вернуться для того, чтобы вновь покорять небо.
Призвание и жизнь
В «Планете людей» Экзюпери, цитаты из которой знает каждый французский школьник, много размышлений о роли человека в жизни Вселенной. С одной стороны, автор указывает, что человеческая цивилизация несравненно мала перед величием мира природы и бесконечностью космических пространств. Но с другой стороны, сам автор утверждает, что человеческая цивилизация подобно позолоте, которая украшает нашу Вселенную. И хотя часто люди не задумываются о том, для чего они пришли в этот мир, но мир, их окружающий, полон тайн, загадок и величественного вдохновения.
История раба
Много о чем рассказывает своим читателям Экзюпери, герои «Планеты людей» всегда оказываются либо примером для подражания, либо для порицания.
Интересна история невольника, которого главный герой выкупил у арабов. Он пробыл в рабстве очень долго, однако помнил свое настоящее имя, о своей далекой семье, о деле, которым он когда-то занимался. Когда раб получил долгожданную свободу, он повел себя необычным образом. Накупил сладостей и подарков и стал отдавать их детям. Так он праздновал свое освобождение после долгих десятилетий плена, таким образом этот человек смог сохранить и свою волю, и свое достоинство.
Книга «Планета людей» раскрывает перед читателями еще немало подобных историй.
Обреченные Моцарты
Продолжая свои размышления, автор обращается к другой картине, которую ему довелось увидеть в одном из вагонов 3 класса. В нем ехали польские рабочие, которых выселяли из Франции по приказу властей. Эти необразованные люди, изможденные тяжелым физическим трудом, были похожи друг на друга. Автору они напоминали комья глины, которые тяжелый пресс превращает в подобие безжизненного материала. Автор смотрел на этих рабочих и думал о том, что в каждом таком человеке, быть может, скрывается Моцарт, талант которого не был реализован потому, что он попал в совершено несовместимые с его даром жизненные обстоятельства.
«Планета людей» Экзюпери рассказывает немало таких жизненных историй. Во всех них – судьбы людей, которые либо еще могут бороться за свое право оставаться человеком, либо уже готовы сдаться на милость судьбы.
История воды
Главный герой сборника очерков, родившись во Франции, мало представлял себе, какое значение для коренных жителей Африки имеет вода. Это и источник существования, и главная ценность, которой можно поделиться. Автор рассказывает о своем неудачном полете, когда они с товарищем умирали от жажды в пустыне, и были спасены бедуином, поделившимся с ними своей водой.
Поэтому идущие дожди воспринимались туземцами как настоящее божье чудо. Автор со смехом рассказывает о том, что некоторые из коренных жителей Африки, случайно оказавший во Франции, были поражены не красотой ее городов, а обилием водных источников. Более того, они даже были готовы принять веру французов, по наивности своей решив, что Бог французов сильнее и могущественнее, если он дает людям столько воды.
Краткое содержание «Планеты людей» повествует нам и о том, что все племена в Африке, проживающие около пустыни Сахара, устремляются вслед за дождями, они кочуют с места на место в поисках воды, потому что именно она представляет собой главную ценность для этих людей.
Автор сравнивает ментальность его соотечественников с этими, казалось бы, дикими народами. Вывод, который он делает, не утешителен для французов: жители Африки кажутся главному герою куда более разумными. Ведь они очень бережно относятся к естественной среде, которая их окружает.
«Планета людей» Экзюпери: отзывы современников
Сборник очерков писателя оказался востребованным среди его современников. В период между двумя мировыми войнами Европу сотрясали противоречия. Старый миропорядок рушился на глазах, новый рождался в муках и крови Второй мировой войны.
Требовались новые писатели, новая литература, в которой предлагался бы чистый и незамутненный взгляд на события, происходящие в стране и в мире.
Таким свежим глотком чистого воздуха и стал сборник очерков «Планета людей», краткое содержание которого мы рассмотрели в настоящей статье.
Следует заметить, что и сегодня этот сборник очерков привлекает читателей своей простотой и глубоким смыслом.
Планета людей
Планета людей | ||||||
Terre des hommes | ||||||
Ливийские пески, описанные в главе «Сердце пустыни» | ||||||
Жанр: |
---|
Он не дожил до космической эры. Но у него был взгляд космонавта. Он ощущал Землю так, как первые наши космонавты, – они восхищались её красотой и ощущали, какая она маленькая, уязвимая. Как же надо её беречь. |
Художественные особенности
Необычность творческого метода, используемого Экзюпери в «Планете людей», вызвала непонимание у некоторых критиков. Когда писателя упрекнули в отсутствии плана, он пояснил, что жёсткая схема в этой книге не нужна [13] :
План в литературном произведении — это иллюзия логиков, историков и критиков. Ведь линии сил необходимо образуются вокруг сильного полюса. Как можно говорить о (предварительном) плане симфоний или скульптур, которые, будучи законченными, выглядят идеально стройными? |
Напишите отзыв о статье «Планета людей»
Примечания
Отрывок, характеризующий Планета людей
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.
Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…
Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»
Книга-юбиляр – 80 лет
…он жил не очень долго и написал не очень много. Но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел много сказать людям.
Нора Галь
В этой книге я говорил о людях, которые словно бы следовали неодолимому призванию, которые шли в пустыню или в авиацию, как другие идут в монастырь; но задача моя отнюдь не в том, чтобы заставить вас восхищаться, прежде всего, этими людьми. Восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Планета людей» – произведение выдающегося французского писателя, публициста, профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери, в котором его оригинальная творческая манера получила наиболее полное выражение. Книга «Планета людей» издана ведущим французским издательством Галлимара в начале 1939 г. и тогда же получила две награды – «Гран-при дю Роман» Французской академии, одну из главных французских литературных наград, и Национальную книжную премию США. Рабочие типографии, где печаталась книга, преподнесли автору специальный экземпляр, отпечатанный на авиационном полотне. Книга имела огромный успех у читателей. Она начата в 1938 г. в Нью-Йорке, где Сент-Экзюпери оказался, потерпев аварию в Гватемале при попытке трансамериканского перелета Нью-Йорк – Огненная земля. Это была самая тяжелая из аварий писателя; после нее он восемь дней провел в коме. Книга завершена во Франции и частично в Алжире.
Герои его романов – товарищи-пилоты. Сент-Экзюпери был не просто влюблен в профессию: авиация – смысл его жизни. «Для меня летать и писать – одно и то же… Авиатор и писатель сливаются: оба в равной мере познают мир», – отмечал Антуан де Сент-Экзюпери. Книга во многом автобиографична. Автор рассказывает о своих друзьях, погибших летчиках. «Планета людей» посвящена одному из них, Анри Гийоме, который однажды, потерпев крушение зимой в Андах, пять дней пробирался к людям сквозь снег и ветер. Он погиб во время Второй мировой войны в 1940 г., истребители сбили пилотируемый им гражданский самолет. Эпиграфом стали слова: «Анри Гийоме, товарищ мой, тебе посвящаю эту книгу».
Герои книги садились за штурвал самолета и оставались наедине с мирозданием и своими мыслями. Это делало их философами и поэтами, давало особенно остро почувствовать, какая это роскошь – человеческое общение… Различны место действия, различны люди и ситуации, о которых повествуется в книге, но проникнута она от начала до конца едиными чувствами и стремлениями. Каждый огонек на равнине говорит о чуде человеческого сознания; сама усталость летчика, вернувшегося из мучительно трудного полета – прекрасна. Эти слова в честь человека, дружбы, света, добра волнуют своей непосредственностью и прямотой.
Книга о подлинном величии людей, о летчиках и о земле, которая открывается перед ними в полете. В пустыне, среди звезд и камней, человек особенно остро ощущает, насколько сильны его связи со всем человечеством. Большое чувство ответственности владеет автором и его героями; скорбь за людей, которые не смогли осуществить своих возможностей (глава «Погиб Моцарт»), придает произведению гуманистическую и социальную напряженность. Основу книги составили газетные и журнальные очерки и репортажи последних трех лет, значительные фрагменты были перенесены в текст без каких-либо изменений – получив в контексте произведения гораздо больший объем и глубину звучания. Одновременно с книгой вышел несколько измененный вариант с добавлением небольшой главы (по-французски опубликованной отдельно), напечатанный в США под названием «Ветер, песок и звезды».
«Планета людей», проникнутая подлинной любовью к людям, – книга о хрупкости жизни, о таинственных духовных связях человека с космосом и другими людьми, раздумья о смысле жизни, о том лучшем, что есть в человеке. Это сплав документального репортажа с поэтическим осмыслением виденного, сочетание философских раздумий о месте человека в круговороте бытия с пейзажной живописью и психологическим анализом. Это задушевный разговор автора с читателем, в ходе которого автор рассказывает о жизненных ситуациях, человеческих типах, о пережитом и передуманном. Он делится своими мыслями, наблюдениями, открывает сокровенные чувства, надежды и тревоги.
Сент-Экзюпери был человеком эпохи машин, понимая, что они необходимы человечеству. У него машина никогда не вытесняла человека, напротив, была орудием познания, открытия мира, и тем самым – и совершенствования человека. Писатель в конце 30-х годов утверждал, что смысл и ценность технического прогресса – в том, чтобы идти рука об руку с прогрессом нравственным. Он писал: «Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».
Во время Второй мировой войны Сент-Экзюпери, военный летчик, майор, сражающийся вместе с товарищами против фашистов, погиб, не дожив всего три недели до освобождения Франции. 31 июля 1944 г. он не вернулся на базу из разведывательного полета, проходившего над Средиземным морем.
После войны «Планета людей» и философская сказка «Маленький принц» были переведены на многие языки мира и принесли Сент-Экзюпери всемирную славу. Первый русский перевод книги (под названием «Земля людей») был сделан Г. А. Велле в 1956 г. и опубликован полностью в 1957 г. вместе с романом «Ночной полет». К изданию в 1964 г. однотомника сочинений Сент-Экзюпери (он стал на тридцать лет основой нашего представления о писателе) книгу заново перевела Нора Галь, и этот перевод стал классическим. Книга получила новое название, вызвавшее споры в критике. Решение, принятое Норой Галь, оправданно, прежде всего, важностью для писателя «планетарного видения»: как пишет критик В. Днепров, у Сент-Экзюпери «с высоты иначе выглядит не только физическая география Земли, но и ее нравственная география – уже не страна, а Земля представляется родиной людей». Кроме того, по мнению критиков, современный читатель смотрит на все произведения Сент-Экзюпери сквозь призму «Маленького принца», оказавшегося не только самым популярным его произведением, но и своего рода завещанием. Взгляд на нашу планету из космоса, ведущий к осознанию того, что проблемы у людей на свете общие, становится ключевым.
Книги Сент-Экзюпери, мыслителя и пилота, написаны с интонацией раздумья, улыбки, мудрости и мечты, с безмерной любовью к жизни, с упорным стремлением понять свое время, с чувством великой ответственности перед людьми. В мировую литературу Сент-Экзюпери вошел, прежде всего, как мастер философской лирической прозы, как художник-гуманист. Он писал: «Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы…».
Цитаты:
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
…Я перебираю самые неизгладимые свои воспоминания, подвожу итог самому важному из пережитого, – да, конечно, всего замечательней, всего весомей были те часы, каких не принесло бы мне все золото мира.
…Ночи в воздухе, ночи в пустыне – это ведь не каждому выпадает на долю. А меж тем в часы, когда жизнь одушевляет людей, видно, что всем им присущи одни и те же стремления…
Истина не лежит на поверхности. А здравый смысл? Его дело – объяснять жизни, пусть выкручивается как угодно…
Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба – плод долгих лет.
Отзывы читателей
Удивительная книга, с которой я открыла для себе творчество Антуана де Сент-Экзюпери с совершенно новой стороны, единственное о чем жалею – о том, что книга не попала ко мне в руки еще в далеком детстве. Невозможно описать ощущения, которые я испытывала, читая это произведение. Мне очень понравился язык повествования – поэтичный с обилием метафор, а описание природы и окружающего мира настолько красивы и пропитаны любовью, что остается только наслаждаться чтением.
Очень душевная, светлая и жизнеутверждающая книга. Не смотря на то, что, в принципе, она достаточно сурова (одно только выживание в пустыне чего стоит), автор настолько оптимистичен и относится ко всему с юмором и легко (у меня, по крайней мере, возникло такое ощущение), что эта суровость уходит на второй план. Впечатляющие рассказы из жизни летчиков. О том, по каким странам путешествовал автор, что там видел, с какими людьми общался и какие трудности преодолевал.
* Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
Источники
83.3(3)
З-356
К-512579-БО
Сент-Экзюпери, Антуан-Мари-Роже де // Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. Ч. 2: М–Я. / под редакцией Н. П. Михальской. – Москва : Просвещение, 1997. – С. 240–242.
83.3(0)
С 81
Д-271714-БО
Д-271715-АБ
Де Сент-Экзюпери, Антуан // 100 великих имен в литературе / под редакцией В. П. Ситникова. – Москва : Слово, 1998. – С. 376–378 : ил.
83.3(0)
Б 799
Д-279093-БО
Де Сент-Экзюпери, Антуан // Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / научный редактор В. В. Славкин. – Москва : Слово : Эксмо, 2006. – С. 626–627 : ил.
84(4Фр)
С 315
Д-273997-ОЧЗ
Планета людей // Сочинения : перевод с французского / А. де Сент-Экзюпери. – Москва : Книжная палата, 2000. – С. 101–180. – (Книжная палата). – Комментарии: с. 944–947 [к «Планете людей»]. – Библиография: с. 987.
Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО
- планета квн история здания
- планета названная именем морского царя