пластиковые карты история создания
История возникновения пластиковой карты
Первые банковские карты появились в Америке. Это были кредитки, но они не являлись банковскими и подтверждали только кредитоспособность владельца вне его банка. Их изготавливали из картона. В 1914 году некоторые магазины и рестораны стали выдавать богатым клиентам такие карточки для использования в качестве документа при оформлении сделки. Таким образом магазины стремились «привязать» к себе клиента, что впоследствии назвали программой лояльности клиентов (loyalty programs).
В 1920-х годах карты из «чистых» магазинов и ресторанов перешли на «грязные» бензоколонки (так появилось название «бензиновые карты»). Надо было менять материал, и в 1928 году бостонская компания Farrington Manufacturing выпустила первые металлические карты. На них выдавливались (эмбоссировались) идентификационные данные, что позволило в некоторой степени автоматизировать процедуру приема карты.
При оформлении покупки продавцом на специальном прессе (импринтере) делался отпечаток этих данных на торговом чеке-квитанции (слипе). Такая технология приема карт, несмотря на внушительные современные технические достижения в этой области, сохранилась и поныне. А название фирмы было даже отражено в международном стандарте ИСО 7811-3, посвященном пластиковым картам: шрифт, который описан в нем, используется для тиснения карточек, он так и называется – Farrington 7B.
Начало банковским кредитным картам положил Джон С. Биггинс, один из специалистов по потребительскому кредиту из Национального банка Flatbush в Бруклине. В 1946 году он организовал работу по кредитной схеме Charge-it, которая предусматривала расписки, принимавшиеся местными магазинами от клиентов за мелкие покупки. По совершении покупки магазин сдавал эти расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей.
Первой массовой платежной карточной системой была созданная в 1949 году компания Diners Club. Главным отличием ее от предыдущих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой.
В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов звонили ему по телефону и, получив разрешение, записывали стоимость покупок на его счет. В такой сделке новшеством являлось наличие посредника, который, используя свою кредитоспособность, предоставлял ссуду людям, не имеющим возможность получить ее по-другому.
Эта финансовая схема им очень понравилась. Изъян они увидели лишь в кредитовании людей, не имеющих в магазине кредитной линии. Ведь чаще всего именно с ними возникают проблемы. Поэтому ресторан показался им самым удачным местом для развития нового бизнеса.
Использовать в качестве идентификации клиентов соучредители решили эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно распространены и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях. К программе было привлечено 10–12 близлежащих ресторанов города. За первый месяц оборот составил 2 тыс. долларов, но уже через четыре месяца – 250 тыс.
Для развития бизнеса срочно требовались кредитные средства, и партнеры принимают решение об объединении своих компаний. Новая компания получает название Diners Club. Уже через год 285 торгово-сервисных организаций обслуживали 35 тыс. держателей карт компании. Diners Club регулярно взимала со своих клиентов плату за годовое обслуживание карты в размере 3 долларов. К концу 1951 года компания принесла владельцам прибыль в размере 61 222 доллара с оборота в 6,2 млн.
Далее вместе с развитием рынка Соединенных Штатов Америки операции с картами стали внедряться повсеместно. В 1951 году Diners Club дала первую лицензию на использование своих схем и своего имени в Великобритании. И уже после этого появились такие известные платежные системы, как Visa, Mastercard и American Express.
В настоящее время пластиковые карты, как средство безналичного расчёта, получили повсеместное распространение. Современные пластиковые карты постоянно совершенствуются. Они имеют много функциональных возможностей, которые позволяют производить оплату товаров и услуг, получать наличные средства, осуществлять денежные переводы и другие банковские операции. Пластиковые карты стали современным и эффективным продуктом, который значительно упрощает жизнь человека.
История создания пластиковых карт
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Принято считать, что впервые идея использования кредитной карточки была предложена Эдуардом Беллами в книге «Глядя назад» в 1880 году. Однако его предложение было воплощено в жизнь лишь в начале XX века. Тогда некоторые американские нефтяные компании, отели и магазины, чтобы привязать своих самых богатых клиентов к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары, стали выпускать специальные карточки. Во-первых, они позволяли следить за счетом клиента и обеспечивали механизм записи его покупок. А во-вторых, их появление стало логическим продолжением распространенной в то время оплаты в рассрочку. Такие товарные карточки делались из картона, на котором были написаны или выдавлены данные ее владельца.
В 1914 году известная фирма Mobil Oil стала выпускать так называемые «карты учтивости» (courtesy cards), благодаря которым водители могли оплачивать топливо и делать покупки на любой бензоколонке.
В следующее десятилетие многие крупные компании начали предлагать такие нововведения, как плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам и многие другие – и все ради максимального дохода от операций по картам.
И в 1928 году Бостонская компания Farrington Manufacturing начала выпуск первых пластиковых карт. Они предназначались самым важным и надежным клиентам и представляли собой металлические пластины с выдавленными данными держателя. Для расчета с помощью такой карты ее владельцу необходимо было вставить карту в специальное устройство, называемое импринтером, и данные оттиска отпечатывались на именном чеке.
РАСЦВЕТ ЭПОХИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Считается, что эра современной универсальной кредитной карты началась с основания в 1950 году в США Фрэнком К. Макнамарой, Альфредом Блумингдейлом и Ральфом Снайдером компании Diners Club. Пластиковая карта Diners Club стала первой универсальной картой, позволяющей совершать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом развития платежной системы стало введение третьей стороны в кредитных операциях. Таким образом Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, предоставляющей различные товары и услуги, обеспечивая кредит одному и другому и беря на себя плату за услуги. Следует отметить, что ни торговые компании, ни рядовые граждане (покупатели) не спешили становиться участниками этой программы. Препятствием для распространения универсальных карт Diners Club было сопротивление со стороны американских авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не хотели предоставлять скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.
Несмотря на все трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После Второй мировой войны в США начался бурный рост популярности кредита. Впервые за всю историю большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для удовлетворения основных нужд.
Расцвет пластиковых карт начался с появлением знаменитой сейчас на весь мир карты American Express. Она была выпущена 1 октября 1958 года, а уже через год обладателями таких карт стали более 475 тысяч человек и больше 30 тыс. организаций и предприятий. Такой успех объясняется рядом причин. Во-первых, компания приобрела Universal Travel Card, по которой обслуживалась Ассоциация американских отелей. А во-вторых, American Express имела огромные финансовые возможности для кредитования и огромную международную сеть, обслуживающую дорожные чеки компании.
В это же время самые крупные и влиятельные банки Америки – Bank of America и Chase Manhattan Bank – также приступили к операциям с использованием кредитных карт. К концу первого года введения карточной программы Chase Manhattan Bank уже имел 350 тысяч держателей пластиковых карточек и сотрудничал с 6 тысячами торговых компаний. Однако в дальнейшем дела пошли не так хорошо, и в 1962 году Сhase Manhattan был вынужден продать свой бизнес. Основные причины – сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления клиентов.
С подобными трудностями сталкивались многие американские банки. А самой успешной стала финансовая политика Bank of America, выпускающей карту «BankAmericard». Уже в 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии другим американским банкам на проведение операций со своими картами.
В конце 60-х годов Bank of America и Interbank провели совместную акцию по рассылке банковских пластиковых карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно произошел и стремительный рост числа фирм, связанных с национальными платежными системами National BankAmericard Incorporated и Interbank Card Association. Это заставило американские банки, выпускавшие независимые карты, присоединиться к одной из двух систем. К 1978 году 52 млн. американцев стали владельцами, по крайней мере, двух банковских карт.
Следует отметить, что в это время универсальные пластиковые карты делились на две категории: на финансовые (или банковские) карты и карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment — Т&Е). Вторая категория карт выпускалась компаниями Carte Blanshe, Diners Club и American Express. Они предназначались для путешественников, бизнесменов и помогали оплачивать различные билеты, номера гостиниц и т.д. Банковские пластиковые карты предназначались для обслуживания простых потребительских нужд. Для сравнения: в наше время такого четкого разделения нет, мы используем пластиковые карты в любых ситуациях.
История возникновения пластиковых карт
Содержание
Данная статья посвящена анализу возникновения и развития пластиковых карт как средства платежа, проведены исследования причин и формы возникновения пластиковых карт в Америке, Европе, СССР и России. Определены основные платежные системы, специфика их развития и распространения в различных странах. Представлены современные тенденции развития электронных платежных систем и сервисов с применением современных IT – технологий.
В современном мире, общество уже не может представить себе жизнь без использования различных электронных способов расчетов. Развитие системы информационных технологий, в т.ч. в электронной коммерции, происходит очень быстрыми темпами, так если 10-15 лет назад, пластиковые карты как платежное средство, начали только появляться у населения, то уже сегодня, их заменяют системы NFC (Near Field Communication) и MST (Magnetic Secure). Основной смысл данных систем заключается в возможности оплаты товаров или услуг через собственный смартфон, поднеся его к платежному терминалу. Так же при помощи современных технологий, компьютеров, мобильных устройств, практически любой человек может использовать электронные пластиковые карты, оплачивая покупаемый товар или какую либо услугу.
Первые кредитные карты
История возникновения пластиковых карт как средств расчета, является относительно не долгой. Впервые кредитные карты появились в США в 1914 году. Данные карты были выполнены из картона. Карты были выпущены не банковскими организациями, а крупным промышленным производителем «Mobil Oil». Ее суть заключалась в том, что данные о клиентах компании, для которых была открыта кредитная линия заносились на магнитный носитель, при этом эти клиенты имели право на определенные скидки и привилегии. Стоит отметить, что данные карты вручались лишь привилегированным клиентам. Таким образом, первые кредитные карты являлись, по сути, и дисконтными картами. В 1919 году компания Western Union выпустила карту, с помощью которой возможно было отправить телеграмму чиновникам высшего ранга за счет правительства.
В 1928 году компания Farrington Manufacturing, расположенная в Бостоне, впервые выпустила металлические пластинки, на которых прессом был выдавлен адрес (данные владельца). Суть расчетов данным видом карт заключалась в том, что покупатель, предоставлял продавцу карту, который в свою очередь при помощи импринтера делал отпечаток данных о покупках на торговом чеке (квитанции). Если представить данную операцию в современном мире то, по сути, с помощью такой карты ставилась печать на чек, подтверждающая покупку товара определенным покупателем.
В 1946 году, специалист по потребительскому кредиту, национального Бруклинского банка «Флэтбуш», организовал работу банка по следующей кредитной схеме. Так, местные магазины принимали от покупателей расписки за приобретение мелких товаров, в свою очередь расписки сдавались в банк и банк выдавал продавцу со счета клиента денежные средства, такая система получила название «Charge – it».
Следующим примером использования и выпуска кредитных карточек может послужить система «Dine and Sing» в 1949 году. А в 1950 году компания выпустившая эти карты приняла свое современное название «Diners club», операции по ее картам начали проводится в таких крупнейших городах как Лос – Анжелес, Бостон, Нью – Йорк. Первая банковская карта была выпущена банком «Long Island Bank» в 1951 году. Именно с этого периода и началась бурная эпоха развития банковских услуг с применением банковских карт. Но вплоть до конца 1950 годов все кредитные и банковские карты были выполнены из металла.
«Bank of America» и его роль в истории банковских карт
В той форме как мы привыкли видеть пластиковые карты сейчас, они появились лишь в конце 1950 – начале 1960-х годов. Так, после «Long Island Bank» в 1958 году к выпуску пластиковых банковских карточек приступила компания «American Express», «Chase Manhattan Bank» а в 1960 – м году «Bank of America». Практически в тоже время пластиковые банковские карты появились и в Европе. «Chase Manhattan Bank» по состоянию на конец первого года применения карточной программы насчитывал около 350 тысяч держателей пластиковых карт и сотрудничал 6 тысячами торговых организаций [4]. Но в дальнейшем, за счет увеличения операционных расходов и снижения количества держателей карт, банковская деятельность по данному направлению этого банка стала убыточной и собственники были вынуждены продать его 9 млн. долл. компании «Юни – Серв». Как часть «American Express», «Юни – Серв» начала выпуск карт «Юни Кард», и какое то время функционировала вполне прибыльно, но вторая попытка организовать карточный бизнес компанией «Chase Manhattan Bank», которая обратно выкупила его за 50 млн.долл. и увенчалась успехом.
Примером, наиболее эффективного функционирования в области применения карточных программ, является деятельность «Bank of America», который выпустил карту «BankAmericard». Факторами способствующим высокой эффективности деятельности данного банка, явилось, прежде всего, его месторасположение – штат Калифорния, где был высокий процент состоятельного населения.
Последующее развитие пластиковых карт, начиная с 1960-х годов, было вызвано возникновением специализированных клиринговых центров (палат). В 1969 году впервые появились пластиковые карты с магнитной полосой, на которых с помощью соответствующего оборудования записывалась информация [1]. Для простых граждан, владельцев пластиковых карт, в то время основным фактором выбора той или иной карты, была возможность ее максимального приема в различных торговых организациях. Что привело в условиях конкуренции к образованию двух и по сей день крупнейших карточных банковский ассоциаций: Master Card и VISA, в середине – конце 1970-х годов.
Следующим шагом, стала интеграция банковских карт Америки и Европы, так в 1974 году с помощь интеграции Master Card, VISA и «Eurocard Int.» была сформирована компания «Europay Int.». В настоящее время данная ассоциация обслуживает карты MasterCard и Maestro. В зарубежной практике, изначально универсальные пластиковые карты делились на две категории: «финансовые» и карты для «путешествий и развлечений». Так, карты «для путешествий», выпускаемые Carte Blanshe,Diners Club, American Express, предназначались для оплаты бизнесменами услуг гостиниц, балетов, ресторанов и иных счетов.
Следующим этапом развития пластиковых карт является 1980 – е годы, когда в карты была встроена микросхема, такие карты носили название «Смарт – карты». В целом, процесс становления и развития пластиковых карт в качестве платежного средства в других странах, аналогичен процессу развития данного направления в США. Примером таких стран являются Великобритания, выпустившая в 1065 году кредитную карту «Барклайкард», а так же Япония с картами «JCB». Крупнейшие американские представители платежных систем пытались завоевать не только долю европейского рынка, но так же и Японии. Но компания «JCB» не позволила вытеснить себя с рынка, и по состоянию на 1980 год общее количество пластиковых карт «JCB» превысило в два раза количество «VISA» и «MasterCard» функционирующих в стране вместе взятых.
Банковские карты в СССР
В Советском союзе не смотря на отсутствие рыночных отношений, первые пластиковые карты появились уже в 1969 году. Именно в этот период американская компания «Diners club» подписала с «Интуристом» в лице Госкомимущества, агентское соглашение по обслуживанию данной системы в СССР. Далее в 1974 году, впервые в Советском союзе были выпущены карты VISA, именуемая в тот период как «BankAmericard». В 1976 году в СССР развернула свою деятельность и Японская компания «JCB», при этом так же, обслуживание карт проводилось только компанией «Интурист». Расчет с иностранными гражданами проводился либо в валютных точках продаж «Березка» или в отелях, где проживали иностранцы. В тот период, «Интурист» с помощью «Внешэкономбанком», даже приняли решение о производстве собственных карт VISA и Europay, но данные действия были ограниченны из-за невозможности полной поддержки иностранных компаний. В период экономических и политический реформ, начатых в начале 1990 годов, всем компаниям, реализующим проекты по внедрению системы использования пластиковых карт на территории бывшего СССР пришлось приостановить свои программы. И лишь в 1997-1998 году VISA вновь стала заключать партнерские соглашения с банками, которые появились после экономических реформ. Одним из таких российских банков стал «Кредо Банк», имевший право выпускать пластиковые банковские карты. За ним последовали и такие банки как: Инкомбанк, Мост- банк, Мосбизнесбанк.
Пластиковые карты Сбербанка, ВТБ24 и Альфа Банка
В период с 2000 – х годов на территории России наблюдается высокая динамика внедрения электронных платежных систем с использованием банковских карт. Большая часть банков имеет право выпускать пластиковые карты VISA и MasterCard. В России на данный период времени сформировались три основных игрока в сфере банковского бизнеса, а именно: Сбербанк, ВТБ24 и Альфа Банк.
Примерно с 2005 года в наиболее крупных банках нашей страны появилась возможность регистрации клиентов в личном кабинете, где они могут видеть имеющиеся у них дебетовые и кредитовые карты, остаток и операции по этим картам. Так же клиенты могут осуществлять через компьютер различные операции, по своим пластиковым картам. Наиболее распространёнными такими он лайн сервисами являются: Сбербанк Онлайн и Альфа Клик.
Таким образом, процесс появления и развития системы электронных платежей с использованием пластиковых карт, напрямую зависит от процесса развития информационных технологий, эволюции компьютеров и программного обеспечения. На сегодняшний день, в век информационных технологий, пластиковые карты используются повсюду, а если учесть что с каждым годом, компьютерные технологии развиваются, то можно предположить, что в скором будущем взамен пластиковых карт вовсе придут мобильные приложения, функционирующие на основе электронной цифровой подписи и других индификационных систем.
Размеры пластиковых карт
На сегодняшний день стандартный размер банковской пластиковой карты составляет 8,6 * 5,4 см
Эволюция банковских карт: от металла до металла
Все новые технологии базируются на знании и анализе того, откуда они появились и как изменялись с течением времени. Когда мы в Smart Engines беремся за создание движка распознавания очередного объекта, мы всерьез углубляемся в историю этого объекта, его эволюционный путь развития. Такая информация напрямую влияет на выбор подходов распознавания. Сегодня мы расскажем вам откуда берут начало банковские карты как технология, и как они развивались в течение ста с небольшим лет.
В современном мире мгновенным проведением платежа с использованием банковской карты или даже исключительно ее электронного двойника в мобильном телефоне никого не удивишь. При этом сама карта — кусок пластика или — для экстрапремиальных вариантов — ценного металла, продолжает развиваться как самостоятельное изделие. Сегодня для большинства жителей планеты может показаться удивительным тот факт, что банковские карты появились задолго до создания Интернета, а выдавленная (эмбоссированная) надпись, которая сегодня используется, скорее, для защиты карты от подделки и придания ей «статуса», являлась первым прообразом автоматического ввода данных клиента.
О том, что роднит банковскую карту и футляр для очков
Первые прототипы платежных карт появились в начале XX века и изготавливались из картона. От них не требовалось быть чересчур износостойкими: их не вставляли в банкоматы или в другие считывающие устройства. Их требовалось лишь предъявлять при совершении покупки в магазине, кафе или автозаправке. Говорить о какой-то интеграции карты с единой информационной банковской системой не приходилось: задача первых карт — идентифицировать владельца и обозначить его платежеспособность в конкретной сети магазинов, АЗС или сетей питания. Сегодня мы бы назвали эти карты картами лояльности.
В начале 1920-х платежные карты начали распространяться в сфере торговли топливом. В 1924 году General Petroleum Corporation в Калифорнии начала выпускать то, что они называли «льготными картами» (courtesy card), и другие сетевые АЗС быстро последовали их примеру. Картонные платежные карточки были выданы постоянным клиентам по всем США. С помощью этой карты клиент мог расплачиваться за бензин, а также покупать сопутствующие товары на любой из сетевых станций, которые могли находиться на значительном расстоянии друг от друга, что позволяло удержать путешествующего по стране клиента.
Первые карты, как и другие документы, изготавливались из картона. Так как ими пользовались значительно чаще, чем, скажем, паспортом, они быстро приходили в негодность и их приходилось менять, что доставляло неудобства и организациям, которые выдавали карты, и клиентам. Масштабная модернизация карт произошла в 1928 году, когда бостонская компания Farrington Manufacturing, специализировавшаяся на изготовлении металлических гравированных шкатулок и футляров, выпустила прообраз металлической карты лояльности — Charga Plate, которые быстро вошли в обиход торговых сетей.
Эмбоссирование как шаг к искусственному интеллекту
На выпущенных картах был выдавлены (эмбоссированны) данные владельца. Покупатель, совершая покупку, передавал продавцу карту, который при помощи специального пресса — импринтера — делал отпечаток карты покупателя на квитанции. То есть карта служила оттиском, подтверждающим покупку товара держателем карты. Эмбоссирование упрощало и ускоряло взаимодействие покупателя и и продавца, так как избавляло продавца от необходимости вручную заполнять квитанцию о продаже и вносить в неё данные покупателя. Если представить данную операцию в современном мире то, по сути, с помощью такой карты ставилась печать на чек, подтверждающая покупку товара конкретным клиентом.
Инновация, как сообщала реклама, позволяла экономить время на диктовке имени продавцу, позволяла идентифицировать клиента в любом магазине, и снижала вероятность ошибки при заполнении адреса доставки и выставления счета. И просуществовали Сharga Plates вплоть до вхождения в обиход настоящих кредиток. Вот такую карту (ни разу не использованную!), ставшую сегодня раритетом, можно купить на аукционе:
www.ebay.com/itm/Vintage-1950s-Metal-Charga-Plate-Stores-Cleveland-Ohio-charge-plate-UNUSED-/143019942181
Ручное устройство для эмбоссирования, способ нанесения надписи на металлические пластины, и устройство для постановки оттиска на слипе были запатентованы, как и фирменный шрифт Farrington OCR 7b. Фактически с разработанной и запатентованной технологии изготовления металлических эмбоссированных жетонов началась история распознавания образов — Optical Character Recognition, OCR — на которой базируются принципы распознавания банковских карт и сегодня.
Карты с выдавленным именем владельца и индивидуальным номером сохранились и сегодня и используются в тех местах, где торговля ведется в отсутствие интернета: как и раньше карту «прокатывают» в специализированном устройстве, которое оставляет оттиск данных на бумажном «слипе». Владелец карты уходит с покупкой, а продавец идет к телефону и авторизует платеж по телефону. С такими процедурами путешественник сталкивается в странах, где развитие торговли опережает развитие информационных технологий.
Чип не роскошь
Появившиеся в середине XX века банковские карты представляли собой уже более сложный платежный инструмент, задачей которого было не только идентифицировать клиента, но и предоставить продавцу информацию о состоянии его банковского счета, а также обеспечить как можно более быстрое взаимодействие с банком и проведение транзакции. На картах появились магнитные полосы, содержащие необходимые данные, а позже карты стали снабжаться электронным чипом, обеспечивающим более быстрое взаимодействие с кассовым аппаратом.
По своей форме и виду до недавнего времени карты существенно не эволюционировали. Созданные по формату стандартной визитной карточки — размером примерно 55*90 мм (сегодня стандарт указывает точный размер 85,6Х53,98Х0,76 мм), они существуют и сегодня, удобно помещаясь в бумажник. На карте как и раньше основными реквизитами остаются имя клиента и номер карты, привязанной к расчетному счету. В номере счета закодирован тип используемой платежной системы, идентификационный номер банка и личный номер клиента.
Формат номера кредитной карты в наши дни определяется международным стандартом ISO 7812. В большинстве случаев номер кредитной карты состоит из 16 цифр. Такие номера используются наиболее распространенными в мире платежными системами VISA и MasterCard. При этом встречаются номера карт, состоящие из 19 или 13 цифр.
Что в надписи тебе моей?
Первые 6 цифр номера — это уникальный номер банка, выпустившего карты — Issuer Identification Number (IIN) или Bank Identification Number (BIN).
При этом первый знак номера, нанесенного на платежную карту, идентифицирует платежную систему, в которой эта карта работает. Номера карт родоначальника кредитных карт Diners Club, а также система American Express, или региональная японская платежная система JCB начинаются с цифры 3, цифра 4 обозначает принадлежность карты к системе VISA, 5 — принадлежит MasterCard (с этой же цифрой на первой позиции выпускаются карты Diners Club на территории США и Канады). С цифрой 6 на первом месте выпускаются карты платежными системами Discover, Laser и InstaPayment. Российская платежная система МИР использует в первой позиции цифру 2.
Цифры, стоящие на позициях с 7 по 15 формируют Account Number — номер владельца счета, уникальных для каждого клиента. Последняя цифра номера — контрольная сумма (Checksum), рассчитываемая по определенному алгоритму и необходимая для проверки корректности введенных данных.
На лицевой стороне большинства карт нанесены фамилия и имя держателя карты. Имя обычно наносится латинскими символами в международной транскрипции, иногда дублируется на национальном языке. На лицевой стороне карты как правило указывается также срок её действия.
Под первыми четырьмя цифрами, нанесенными шрифтом «OCR 7b» дублируются первые четыре или 6 знаков номера платежной карты, которые отображаются на чеках и платежных квитанциях. На лицевой стороне карты может указываться и другая информация, позволяющая упростить идентификацию карты. На обратной стороне карты расположен проверочный код: в системе VISA он называется CVV (card verification value), Master Card CVC (card validation code), в системе МИР — card verification parameter), состоящий из трёх цифр. Они являются дополнительной ступенью защиты карты от неправомерного использования, однако сейчас утрачивают свою актуальность в связи с развитием способов многофакторной аутентификации.
Когда электроника не выручает
Автоматизация процессов взаимодействия банковских карт и платежных терминалов позволила банкам при выпуске карт массового использования отойти от принципа эмбоссирования, упростив процесс персонификации пластиковой болванки, при этом расширив возможности ее электронной начинки. Сегодня магнитная полоса на карте дублируется контактным и бесконтактным чипом, позволяющим проводить взаимодействие с терминалами без необходимости вставлять их в считывающее устройство. Реквизиты пользователя наносятся на карту менее затратными чем эмбоссирование методами лазерной печати, гравировкой (indent) и плоской печатью (flat printed).
Важно, что с развитием сферы удаленных платежей при помощи мобильного телефона, вновь, как и сто лет назад, возникает необходимость разработки и совершенствования технологий автоматизации ввода карточных данных в платежные системы там, где невозможно взаимодействие на уровне чипа. Карта снова становится носителем визуальной информации, значимой для проведения платежа. Только теперь стоит задача упростить внесение данных в систему не для продавца, а для пользователя.
Современная технология автоматического распознавания банковских карт Smart CardReader, как и первые механические машины, проставлявшие оттиск карты на слипе, направлена на автоматизацию распознавания и ввода реквизитов с различных банковских карт. Система автоматически находит и распознает номер, срок действия и имя владельца на картах разных форматов и различным типом печати.
Нестандартная карта: маркетинг или что-то кроме?
Банковская карта давно стала обыденным предметом, которым пользуются миллиарды людей во всем мире. Рынок банковских карт развивается самостоятельно, и поэтому банки стараются привлечь клиентов картами, которые значительно отличаются от карт конкурентов.
Несмотря на сложность электронных систем идентификации в банковских картах, визуально они не позволяют в значительной мере дифференцировать клиента как держателя карты. В борьбе за клиентов и подчеркивание их премиального статуса, банки выпускать нестандартные карты, используя особенные цветовые и дизайнерские решения, создавая текстурную и зеркальную поверхность, применяя различные методы ламинирования и фольгирования.
При изготовлении карт начали использоваться новые материалы — прозрачный и фактурный пластик. И вновь — как и сто лет назад — появились металлические карты, но уже не медные, а из драгоценных и просто дорогих сплавов. Кроме этого некоторые банки выпускают карты нестандартного размера, а также с нетиповым размещением основных реквизитов: в вертикальной ориентации или на обратной стороне.
Все эти нестандартные ходы, конечно, положительно влияют на привлечение клиента, но доставляют хлопот системам, связанным с обработкой таких карт. Мы постоянно развиваем нашу технологию Smart CardReader и научили ее достаточно успешно справляться с трудностями распознавания карт, связанными возникающими артефактами при использовании необычных материалов и с нестандартным расположением реквизитов. Даже если карту держать «вверх ногами».