плавучий госпиталь енисей история
«Енисей» – госпиталь на воде
Госпитальное судно «Енисей» – один из четырёх уникальных кораблей, созданных в 80-х гг. прошлого века по заказу командования ВМФ СССР. Огромный госпиталь на воде, призванный нести службу в отдалённых районах морских боёв и учений, относится к проекту 320, наряду со своими тремя «сослуживцами»: тихоокеанские «Иртыш» и «Обь» и корабль «Свирь», поступивший в распоряжение Северного флота.
Технические характеристики госпиталя «Енисей»
Огромные размеры судна – более 150 метров в длину и почти 20 метров в ширину – обеспечили высокую вместимость корабля. В составе экипажа 150 человек, из которых 75 моряков и столько же сотрудников медицинского штаба.
Максимальная коечная ёмкость «Енисея» составляет 450 мест, именно столько корабль мог принять на борт в эвакуационном варианте – вывоз раненых и больных моряков из отдалённых районов и береговых частей. Стандартная же вместимость: 100 больничных и 200 санаторных (для отдыха экипажа) мест, и ещё 40 запасных коек в случае необходимости.
На судне имеется 11 лечебно-диагностических отделений, 3 операционные каюты, отделение реанимация. Специальные «успокоители качки» позволяют проводить сложнейшие операции даже во время шторма. «Енисей» может принимать больных на борт как с берега, так и с моря – судно оборудовано несколькими трапами, электрическим краном с подъёмной платформой, ангаром, в котором базируется вертолёт для поисково-спасательных операций.
Назначение
Основная идея госпитального корабля – выполнение функций своеобразной медицинской «неотложки». Судну надлежало выходить, в том числе, в зоны боевых действий и военных учений.
Задачи, поставленные перед «Енисеем»:
В начале и на протяжении всей службы перед «Енисеем», который задумывался как госпитальный корабль, ставилась первостепенная задача по оказанию квалифицированной врачебной помощи. Судно не имело права вмешиваться в ход боевых действий и было обязано принимать на борт в качестве пациентов любых моряков, вне зависимости от их флотской и гражданской принадлежности.
История корабля
Корабль построен в Польше в 1981 году: проект 320А разработан в польском конструкторском бюро и реализован на судоверфи «Адольф Барский» в г. Шецин. Проходил ходовые испытания в Балтийском море, после чего вошёл в состав Черноморского флота и был переброшен в Средиземное море. Первый официальный выход в море длился более 90 дней, в течение которых экипаж оказывал медицинское сопровождение морякам Индийской эскадры СССР.
С 1981 по 2001 г. корабль «Енисей» в составе ВМФ Советского союза и России, участвовал в боевых действиях и оказывал помощь мирным гражданам. Так, например, в 1992 году в период абхазо-грузинского конфликта судно помогало в эвакуации жителей из зоны военных действий. В 1992 году на борту «Енисея» проходили лечение дети, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.
За 20 лет в море «Енисей» нёс службу в Чёрном, Средиземном, Балтийском и Красном морях, в Атлантическом, Индийском и Северном Ледовитом океанах. На борту корабля оказана помощь десяткам тысяч моряков и мирных граждан.
«Енисей» сегодня и в ближайшем будущем
С 1993 года корабль «Енисей» находится на швартовке в Южной севастопольской бухте. Огромный белый корабль – один из самых больших у причалов Севастополя – с красным крестом на борту неизменно привлекает внимание туристов. Рассказ о славной истории «Енисея» входит в экскурсионную программу любой прогулки на катере и обзорных экскурсий по городу-герою Севастополю.
Несмотря на то, что судно больше не выходит в море, оно продолжает выполнять задачи, ради которых создавалось. Сегодня «Енисей», являясь частью военно-морского госпиталя имени Н.И. Пирогова, продолжает оказывать медицинскую помощь служащим ВМФ. На борту корабля под руководством военных медиков работают поликлинические и лечебные отделения, действуют операционные залы.
В 2015 году принято решение о ремонте госпитальных кораблей проекта 320 с последующим возвращением в море. Госпитальное судно «Енисей» должно пройти капитальный ремонт и модернизацию до 2022 года и легендарный корабль вновь сможет нести боевую службу в составе русского флота и эксплуатироваться как минимум до 2030 года.
Видео
Как плавучий госпиталь «Енисей» службу несёт
Таких судов было четыре на весь мир! И все они названы в честь великих русских рек
Читали «Учителя словесности»? Антон Павлович Чехов прав: Волга впадает в Каспийское море. А вот «Енисей»… Нет, не в Северный Ледовитый океан, как подумали сейчас знатоки географии, а в… Чёрное море. Чтобы убедиться в этом, надо отправиться в Севастополь. Именно там, у Минной стенки, стоит уникальное морское госпитальное судно, названное в честь великой сибирской реки. 23 февраля, в День защитника Отечества, черноморскому «Енисею» исполнится 35 лет.
Таких судов нет больше ни у кого
Для выполнения вышеперечисленных задач на «Енисее» имеется собственная поликлиника, профилакторий и госпиталь, в составе которого 11 лечебных отделений, 3 операционных зала, реанимация, аптека.
Кроме того, «Енисей» оснащён вертолётом Ка-25М для оперативной доставки на борт раненых. Просторные залы трёх кают-компаний и двух столовых позволяют одновременно принимать пищу 400 человекам, а верхняя палуба, два спортзала, бассейн и сауна дают возможность активного отдыха пассажирам и экипажу.
Морская скорая помощь
У причала
С 1993 года черноморский «Енисей» стоит у причала в Севастополе, но по-прежнему выполняет важные задачи. Здесь проходят углубленное медицинское освидетельствование тысячи офицеров, мичманов и военнослужащих, члены их семей, оказываются все виды медицинской помощи, выполняются десятки физиотерапевтических процедур, рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований. Планируется проведение на «Енисее» медицинских осмотров гражданского персонала частей и соединений Черноморского флота.
Кроме того, судно стало чем-то вроде… кинематографической базы Черноморского флота. В последние годы на борту «Енисея» снимались фрагменты фильмов «Адмирал», «22 минуты» и «Ледокол». Сыграл свою важную роль «Енисей» и в дни знаменитой «крымской весны», тогда здесь размещались те самые «вежливые люди». А некоторые члены экипажа, такие, как электрорадионавигатор Дмитрий Ющик, принимали активное участие в подразделениях городской самообороны.
В прошлом году в интервью РИА «Новости» главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что госпитальные суда, находящиеся в составе Военно-морского флота, будут отремонтированы и модернизированы и могут быть привлечены для участия в действиях Средиземноморского соединения кораблей. Что ж, там, в Средиземноморье, сегодня действительно горячо и такие суда, как «Енисей», могут пригодиться в любую минуту.
Госпитальное судно Енисей
Госпитальное судно пр.320 Выход боевых кораблей в удалённые районы морей и океанов и длительное их нахождение в этих районах, потребовало по-новому решить вопросы медицинского обеспечения и в этих районах. Отечественный флот имел опыт решения подобных вопросов путём создания госпитальных судов.
Судно оснащеноно современным навигационным, штурманским и медицинским оборудованием. На судне размещены: госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест, поликлиника, имеется вертолетная площадка, ангар и один вертолет КА-25. В составе госпиталя имеются 11 лечебных отделении, аптека и хозяйственное отделение, три операционных зала, реанимация.
Основными задачами госпитального судна являются:
1. Прием, оказание квалифицированной и отдельных видов специализированной медицинской помощи и лечение личного состава кораблей и береговых частей в удаленных районах базирования.
2. Оказание неотложной медицинской помощи личному составу аварийных надводных кораблей и подводных лодок в море.
3. Углубленный медицинский осмотр и внутрипоходовый отдых личного состава подводных лодок и лётного состава авианесущих кораблей, находящихся в длительном плавании.
4. Оказание консультативной медицинской помощи военным контингентам и населению в прибрежных и островных районах при возникновении в них групповых инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций.
5. Транспортировка групп усиления, медицинских частей, а также медицинского имущества для снабжения кораблей в море.
6. Эвакуация раненых и больных с кораблей и береговых частей, расположенных на зарубежных территориях.
В 1982 году «Енисей» совершил переход на Северный флот, где участвовал в ряде показных мероприятий.
На борту «Енисея» находились высокопоставленные гости.В 1981 году судно посетил Генеральный консул СССР в Анабе (Алжир) Костягин П. Осмотрев судно, поликлинику, отделения госпиталя и профилакторий, он оставил благодарственную запись в Книге почетных гостей судна. В том же 1981 году «Енисей» в порту Тиват (Югославия) посетил ГК ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. В 1983 году судно в Средиземном море посетил начальник-Главного штаба ВМФ адмирал В. Н. Чернавин с группой адмиралов ГШ ВМФ. В 1984 году на борту «Енисея» побывал командующий ВМС САР дивизионный генерал флота Мустафа Вазир Гаяра. В декабре 1984 года «Енисей» в п. Мензель-Бургиба посетил Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Тунисской Республике Тунис В. Кизиченко.
В 1990 году судно было зафрахтовано Крымским отделением общества «Милосердие» для оздоровления детей, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В четырех двухнедельных лечебно-оздоровительных круизах вдоль берегов Черного моря поправили свое здоровье 1200 детей.
Судно выполняя задачи длительного плавания в водах Балтийского, Черного, Средиземного, Красного морей, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов, побывало более чем в 10 портах стран мира, находилось в автономных плаваниях около 1200 суток. За это время стационарное лечение в госпитале получили более 1000 больных. На борту судна на профилактическом отдыхе находилось свыше 2200 корабельных специалистов.
Водоизмещение: 11623 т.
Скорость полного хода: 19,8 узлов.
Дальность плавания: 11600 миль при 16,5 узлах.
Силовая установка: дизельная, 15600 л.с., 2 вала.
Эксперимент в Черном море
ПЫТАЛИСЬ ВЗЯТЬ «НА СЛАБО»
Американская сторона отказалась от ранее достигнутых договоренностей в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в декабре 1987 года по крылатым ракетам морского базирования, поскольку, по словам официальных лиц США, «в настоящее время отсутствуют эффективные средства контроля над этим видом вооружения».
При подготовке к проведению эксперимента группа офицеров бригады СТК во главе с начальником бригады прошла в начале 1989 года специальную подготовку в закрытом учебном центре ВМФ. Сдав экзамен на «хорошо» и «отлично», получила допуск к работе с аппаратурой комплекса «Советник». Затем, уже на ЧФ, были произведены приемка, сборка, монтаж и практическое освоение аппаратуры СТК. Ускоренными темпами, полностью используя светлое время суток, без отдыха и выходных, были отработаны практические навыки при работе с комплексом, взаимодействие с базовым кораблем (ПСК «Апшерон») и вертолетом Ка-27 с СТК «Советник». В конце июня 1989 года начальник бригады СТК доложил начальнику 6-го отдела флота о готовности офицеров бригады, команды корабля и пилотов вертолета к использованию комплекса «Советник» по назначению.
ИНОСТРАНЦЫ В СЕВАСТОПОЛЬ НЕ ПОПАЛИ
В 1989 году Севастополь был закрытым городом. Допустить в главную базу Черноморского флота иностранцев для проведения эксперимента, то есть специалистов с электронной фото- и видеоаппаратурой, было бы верхом беспечности даже в период разрядки международной напряженности. Поэтому местом проведения эксперимента, по рекомендации КГБ СССР и по решению руководства ВМФ, была выбрана акватория морского порта Ялты, которая была открытым курортом для посещения иностранными туристами.
О значимости совместного советско-американского неправительственного эксперимента говорит и состав его участников. С советской стороны в эксперименте участвовали видные ученые АН СССР, академики А.П. Александров, Е.П. Велихов и В.А. Барсуков (научное руководство экспериментом), а также научные сотрудники ИАЭ, ИФЗ, ГЕОХИМ АН СССР, сотрудники внешнеполитических управлений и ведомств (Главного управления внешних сношений АН СССР, Управления информации МИД СССР), замминистра иностранных дел СССР В.П. Карпов. Офицеры 6-го управления ВМФ во главе с Г.Е. Золотухиным координировали работу по подготовке и проведению эксперимента. Руководство силами и средствами Черноморского флота осуществлял начальник штаба ЧФ В.Е. Селиванов. Присутствовали представители советских СМИ, журналисты, телевизионщики, фотокорреспонденты (ТАСС, АПН, «Правда», «Москау-ньюс», «Известия», «Международная жизнь», «Красная звезда», «Флаг родины» и другие).
С американской стороны на эксперимент прибыли ученые и специалисты из Массачусетского института, Станфордского и Мэрилендского университетов, Брукхейвенской национальной лаборатории, Национальной лаборатории США (Бруклин) и группа экологов Комитета охраны природы США. Рабочая группа во главе с директором Программы национальной безопасности США У. Аркиным, видные ученые-физики во главе с Т. Корхэном, группа конгрессменов во главе с членом палаты конгресса США по делам вооруженных сил Дж. Спрэттом, представители корпорации «Циркуляр» (Филадельфия), а также иностранные журналисты, телеоператоры, фотокорреспонденты (ТВ агентства Эй-би-си, Си-эн-эн, ТВ Италии, ЭФ Испании, Кнадо-Цусин, Асаки (Япония), «Филадельфия» (США), «Нью-Йорк таймс», «Ньюс-уик», «Лос-Анджелес таймс», «Шпигель» (ФРГ), «Гуань-миньжибао» (КНР).
Командирским катером, спущенным с РК «Слава», документы с результатами эксперимента были отправлены в штаб на ГС «Енисей». Участники эксперимента с американской стороны с восхищением оценили результаты работы аппаратуры СТК «Советник». Каждый из них попросил в качестве сувенира распечатку с компьютера «Советник» на память о проведенном советско-американском эксперименте на Черном море.
ОПАСНОСТЬ КАТАСТРОФЫ НЕ ИСЧЕЗЛА
Распался Советский Союз. «Империя зла», как тогда называли его американцы, исчезла с карты мира. Флот, пережив развал и разделение, набирает свою былую мощь. РК «Слава» переименован в гвардейский ракетный крейсер «Москва» и стал флагманом Черноморского флота. Крым и Севастополь вернулись в состав России. В мире появились новые приоритеты, новые угрозы: глобальное потепление, летящие кометы, природные катаклизмы.