плешаков 4 класс начало истории человечества 4 класс
Начало истории человечества
Узнаем, на какие эпохи учёные делят историю человечества. Выясним, какие свидетельства о первобытных людях сохранились. Проследим, как постепенно менялась жизнь первобытных людей.
Вспомни, что такое археология, исторический источник.
Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.
Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад.
Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.
Первобытные люди жили сообща, группами. Они научились делать из камня простейшие орудия труда. Их остатки находят археологи.
Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарищах и бережно хранили, затем научились добывать.
Так выглядел человек, живший около миллиона лет назад ( 1). А когда появились люди, по своему облику похожие на современного человека (2 )? Произошло это примерно 40 тысяч лет назад.
Удивительно, что уже тысячи лет назад существовало искусство. Древнейшие изображения животных — быков, лошадей, мамонтов — обнаружены в Испании, во Франции, в России.
Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К её концу жизнь людей изменилась. Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и др.
Многие из изобретений первобытных людей (конечно, в более совершенном виде) дошли до наших дней: топор, молоток, игла, шило. Человек научился не только пользоваться дарами природы, но и производить необходимое для жизни.
История первобытного мира — самая длительная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас. |
На следующем уроке
Узнаем о некоторых древних государствах, городах, сооружениях. Осознаем, в чём значение изобретения письменности. Сравним источники по истории первобытности и по истории Древнего мира.
Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта. Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян?
Презентация по окружающему миру для 4 класса по теме: «Начало истории человечества»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Начало истории человечества.
Что такое история и что она изучает? История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым учёным-историком. Мы называем его «отцом истории».
Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох.
Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называли первобытными. До сих пор нет точного ответа, когда они появились на Земле. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились свыше 2 миллионов лет назад.
Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизнедеятельности людей.
А всегда ли человек выглядел так.
Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям своего представителя древнейших людей: Название: ……. Эволюционный возраст: ……….. Анатомическая характеристика: масса: …………… рост:……………………. как ходили: ………………….. Строение зубов: ……………………… Масса мозга: …………………….. Образ жизни: ………………………………….
Австралопитек В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке. Мало отличался от зверей Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам. Общались при помощи звуков.
Питекантроп Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем. Коллективная охота.
Неандерталец Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия. Носили одежду. Строили жилища. Научились добывать огонь. Хоронили умерших, заботились о младших.
Кроманьонец Больше всего похож на современного человека. Живут общинами. Владеют речью. Рисуют на скалах.
Видеоролик «Жизнь древнейших людей»
В июле 2007 года состоялись первые археологические раскопки в Сызранском Кремле. Администрация выделила на эти цели 300 тысяч рублей и приглласила сотрудника Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Надежду Овчинникову и её студентов. Было заложено три раскопа.
Домашнее задание На странице 204 учебника авторы учебника предлагают Вам 15 тем проектов. Внимательно ознакомьтесь с темами; Постарайтесь выбрать одну или придумать свою; На следующем уроке Вы расскажете о своём выборе и, может быть, объединитесь в группы.
Презентацию подготовила Шипунова Анастасия Александровна учитель 4 класса «Б» ГБОУСОШ № 29 г. Сызрань
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-252460
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Окружающий мир 4 класс 2 часть Начало истории человечества стр. 4 – 7
Вспомни что такое археология, исторический источник.
Археология — это наука, которая изучает прошлое человечества. Исторический источник — это вещественное свидетельство прошлого.
Обсудим!
1. Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первых людей?
Начало истории человечества оставило для потомков очень мало исторических материалов, по которым можно изучать жизнь самых первых людей.
Очень тяжело исследовать то, что было тысячи и миллионы лет назад.
2. Почему первобытные художники рисовали животных?
Первые художники рисовали животных, потому что их жизнь была связана с охотой.
Животные были их основной пищей.
Многих животных первобытное общество обожествляло.
3. Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?
Окружающий мир в то время был очень жесток к первобытному человеку.
А огонь был его помощником.
На огне люди готовили пищу, грелись вокруг него ночью.
Ним отпугивали диких зверей.
Без огня они не смогли бы выжить в дикой природе, потому что не было ни домов, ни оборудования.
Проверь себя
1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?
Первобытная история – самая длинная и старая эпоха.
За ней идёт история Древнего мира, после — Средних веков.
Затем история Нового времени и Новейшего времени, которая продолжается и сейчас.
2. Какая эпоха в истории была самой длинной?
3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первых людей.
Древнейшие люди больше походили на обезьян. Они густо обросли волосами, ходили пригнувшись, у них была иная форма черепа.
Со временем человек прошлого всё больше походил на современного.
Он выпрямился, у него исчезли густые волосы по телу, форма черепа изменилась. Она стала напоминать череп современного человека. Человек стал использовать более совершенные орудия труда.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик:
Первобытные люди — жили в период истории человечества до того, как было изобретено письмо.
2. В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни древнейших людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.
Рассказ о жизни древних людей для 4 класса
В краеведческом музее мы осмотрели экспозицию, которая рассказывает о жизни первобытного общества нашего края.
Археологи проводили раскопки древних стоянок, и по найденным предметам составили представление об образе жизни тех людей.
Общество в те времена жило небольшими стойбищами, много кочевало.
Они уже научились использовать огонь, обрабатывать камень, дерево и кости. Человек охотился на различных животных — оленей, медведей, мамонтов.
Для охоты они использовали палки с заострённым концом и дубинки.
Охотились они сообща, часто устраивали ловушки.
Также люди того времени занимались собирательством ягод, грибов, кореньев.
Жили они в пещерах, где постоянно поддерживали огонь.
Мы видели в музее простейшие приспособления и орудия, изготовленные человеком того времени — обтёсанные камни, осколки, каменные топоры.
Жизнь этих людей была трудна и опасна.
Им приходилось бороться за своё выживание.
Они выделывали шкуры убитых животных и рисовали на стенах пещер сцены охоты и быта.
3. Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.
Презентация “Занятия первых людей” для 4 класса
На картинках мы изобразили основные занятия древних людей: охоту, собирательство, изготовление орудий труда, выделку шкур, отдых у костра, рисование картин в пещерах.
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
На следующем уроке
1) Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта.
Пирамиды Древнего Египта представляют собой огромные сооружения, которые строили десятками лет по приказу фараонов.
Многие пирамиды сохранились до наших дней, но ещё больше было разрушено.
Пирамиды скрывают много тайн и их назначение до сих пор вызывает споры учёных.
2) Какой счёт лет был у древних египтян и римлян?
Египтяне вели отсчёт времени от воцарения каждого нового фараона.
Когда один фараон умирал, счёт начинался заново.
Римляне вели отсчёт от дня основания Рима, и такая система была более удобной.
Урок окружающего мира «Начало истории человечества» 4 класс А.А.Плешаков
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Учитель: Олысич Ирина Васильевна
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, живой опрос.
— Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.
— Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек.
— Развивать кругозор учащихся и устную речь, творческое мышление, воображение, фантазию.
— Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Умение оформлять свою мысль в устной форме.
Формировать познавательный интерес к предмету и учебные мотивы.
Формировать умение выполнять самооценку учебной деятельности.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса, принимать и сохранять учебную задачу.(Регулятивные УУД)
учить формулировать собственное мнение и позицию
развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса. (Коммуникативные УУД)
уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации учебника(Познавательные УУД)
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять,
Проверяют готовность к уроку.
— Посмотрите на иллюстрации. Чтобы назвать одним словом эти изображения, поможет вам в этом ребус.
Подготовка учеников к активному и осмысленному усвоению учебного материала
— Вы встречались уже с этим словом?
— Что же такое история?
История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.
— Для чего нам это надо? Что мы предполагаем там увидеть?
— Сегодня на уроке мы будем учеными, юными историками.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Слайд №2
— И как любому ученому нам нужен план.
— Давайте составим план :
(изучают предмет старшеклассники).
(Начало истории человечества).
Личностные:
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.
Коммуникативные :
-слушать и понимать речь других;
-вступать в учебный диалог с учителем;
Регулятивные:
— формулирование познавательной цели;
-планирование своих действий;
Усвоение новых знаний и способов действий.
— Следуя нашему плану, продолжим работу и следующий наш шаг- работа с учебником.
Работа по учебнику.
-Юные историки, откройте учебник на стр. 5 Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?
-Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
-Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?
— Итак, какие отличия мы еще не назвали?
— Быстрый ли был путь от первобытного человека к современному?
(первобытный человек и человек похожий на современного человека)
1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.
2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Познавательные:
-добывать новые знания.
Регулятивные:
-выдвижение гипотезы.
Первичная проверка понимания и коррекции усвоений учениками нового материала.
— Вернемся к нашему плану. Что должны были сделать? Что нового узнали?
— Какой следующий наш шаг?
-Кто знает, как называется эта наука?
— Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки.
Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
— Вернемся к нашему плану. Что должны были сделать? Что нового узнали?
— А в наше время совершают археологические раскопки?
( Узнаем науку, которая изучает прошлое человечества по раскопкам )
(продолжают исследов. работу)
— Вернемся к нашему плану. Что должны были сделать? Что должны сделать?
— А чтобы нам узнать, как жили предки человека, мы сегодня с вами будем изучать и составлять рассказ от имени первобытного человека по дополнительной литературе.
1 группа: орудие труда
3 группа: место обитания
— Давайте подтвердим наши предположения.
(видео «Древнейшие люди. Начало истории человечества.)
— Давайте сравним вывод с автором учебника, который напечатан на стр. 7.
— Почему этот путь был сложным?
— На этом наше путешествие в первобытный мир подходит к концу.
— Вернемся к нашему плану. Выполнили ли мы наш план работы на сегодняшний урок?
Узнать, как жили предки человека.
(составляют рассказ и защита проектов)
Вывод: прежде, чем стал таким как сейчас, человек прошел сложный и долгий путь развития.
Познавательные:
Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с текстом
-умение не создавать конфликтов.
Личностные:
— развивать способность к самооценке;
Регулятивные :
-контроль и оценка своих действий.
Информация о домашнем задании.
Запишите домашнее задание:
рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4, составьте кроссворд или презентацию о первобытном человеке.
История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».
1.) Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.
2.) С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.
Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.
3.) Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.
Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.
Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.
Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.
Рассказ о первобытном человеке.
Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.
— Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научились строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе, на тему: Начало истории человечества
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Тот, кто не знает прошлого, не имеет будущего»
Что такое история и что она изучает? История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различ-ные народы, какие события происхо-дили.
Тема урока: Начало истории человечества Задачи: узнаем, на какие эпохи учёные делят историю человечества; выясним, какие свидетельства о первобытных людях сохранились; проследим, как постепенно менялась жизнь первобытных людей.
1) Узнаем на какие эпохи делят ученые историю человечества. 2) Изучим первобытных людей. 3) Узнаем, какие изменения происходили на разных этапах развития человечества. План работы на уроке:
Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как греческий ученый по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым учёным-историком. Мы называем его «отцом истории».
Древний мир Средние века Новейшее время Наша эра До нашей эры Р.Х. Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. первобытная история история Древнего мира история Средних веков история Нового времени история Новейшего времени Новое время
Сходства и различия
Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называли первобытными. До сих пор нет точного ответа, когда они появились на Земле. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появи-лись свыше 2 миллионов лет назад.
Как люди узнали о первобытных людях? Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Учёные считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более милли-она лет назад. По остан-кам скелетов древнейших людей удалось устано-вить, как они выглядели.
Древние люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Справиться с трудностями жизни в одиночку было невозможно, поэтому люди жили сообща, группами, помогая друг другу.
Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.
Уже в то время сущест- вовало первобытное искусство. Изображения животных – быков, лошадей, мамонтов – были обнаружены на стенах в глубине пещер. Первобытные люди изображали животных, так как от удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.
Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кро-ме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.
Разнообразными стали занятия людей: сбор пло-дов, охота и рыболовство, земледелие и ското-водство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и многое другое. Жизнь людей к концу первобытной истории
Вопрос 2. В сложных условиях: нападения хищников, плохие погодные условия, например, засуха, сильный дождь и ветер, растительная пища могла не вырасти. Человеку помогал огонь и орудия труда, с помощью огня он содержал жилище в тепле и свете и отпугивал диких животных. С помощью орудий он мог защищаться от хищников, выращивать растения, добывать огонь и т.д. Вопрос 1. Повышенная волосатость, размер головы (черепа) и т.д. Первобытный человек был похож на обезьяну, т.к. условия, в которых ему приходилось жить, требовали повышенной ловкости, силы, температурной устойчивости. Вопрос 3. Люди приспособились к жизни: научились охотится, разводить скот, заниматься земледелием, шить одежду, строить дома, защищаться от хищников и т.д.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-817543
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.