плющиха 64 6 история здания
Клуб завода «Каучук» – памятник архитектуры (Москва)
Дом культуры завода «Каучук» был построен в 1927–1929 гг. по проекту архитектора К. С. Мельникова (сам завод «Каучук» в те годы располагался в квартале между улицами Усачёва, Малая Трубецкая и Ефремова).
Здание ДК состоит из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают к Плющихе и 2-му Труженикову пер.
С 1981 г. здесь располагался московский театр «Сфера», но в конце 1984 г. театр переехал в специально построенное здание в саду «Эрмитаж».
В 2000-е в здании располагался «Арт-центр на Плющихе» Академии российского искусства. Также функционировал центр Opera House, состоящий из 3-х залов, каждый из которых декорирован в соответствии с представленной им темой.
По четвергам здесь проводились клубные встречи и спектакли Детского театра. Был молодёжный зал, где днём можно было покататься на роликах и скейтборде. Здесь же находился китайский ресторан «Золотой Дракон Бохай», интернет-кафе и танцевальный зал.
Объект культурного наследия регионального значения.
14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова
О современных «плясках» вокруг наследия архитектора «РБК-Недвижимость» дополнительно расскажет в следующем материале.
Павильон «Махорка»
Саркофаг Ленина
Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.
Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне». Однако проект пришлось упростить.
Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке
Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом «подпрыгнул» и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.
Клуб «Каучук» в Хамовниках
Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.
Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной
Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.
Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.
Дворец культуры им. И. В. Русакова
Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 руб. В 1996г. клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка, однако ни одного спектакля там не было сыграно из-за плохого состояния здания и неприспособленности под нужды современного театра. На сцене шли только репетиции. В настоящее время здание находится на реставрации и должно открыться до конца года.
Клуб «Буревестник» в Сокольниках
Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.
Клуб фабрики «Свобода»
Подмосковный клуб фарфорового завода в Ликино-Дулево
Бахметьевский гараж
Гараж на Новорязанской улице
В этом проекте в 1926-1929гг. Константин Мельников снова сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий гаража. Здание расположено на Новорязанской улице, д. 27, и является памятником архитектуры регионального значения. В плане оно напоминает подкову. История здания связана с автобусным парком.
Гараж «Интуриста» на Сущевском валу
Гараж Госплана на Авиамоторной
Как и здание гаража «Интуриста», гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин «Вольво». Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.
Ново-Сухаревский рынок
В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.
город Москва, улица Плющиха, д.64/6, стр. 1
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ (УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания
«Клуб завода Каучук, 1927-1929 гг.,»
Дополнительное описание:
В 1927 году, одновременно с проектированием и строительством клуба им. Русакова, Мельников занимался проектом клуба завода «Каучук». Заказ поступил архитектору от Профсоюза химиков (для этого профсоюза Мельников построит еще три клуба). Участок архитектору достался угловой – на пересечении улицы Плющиха и 2-го Труженикова переулка. Но Мельников все же придумал, как выразительно представить здание, притом что его фасад приходится на острый угол территории застройки. Центральная полукруглая часть здания симметрична относительно биссектрисы угла участка (здесь находится театральный зал). Со стороны переулка к центральной части примыкал компактный трехэтажный корпус кружковых помещений, а со стороны улицы – вытянутый одноэтажный физкультурный зал. На самый угол строительного участка перед клубом вынесен круглый вестибюль, опоясанный парадными наружными лестницами. Это подчеркивает форму территории, на которой стоит клуб, и фиксирует линию симметрии основного объема.
Ядром всей архитектурно-планировочной композиции является зрительный зал на 720 мест. Полукруглый в плане трехъярусный зал клуба предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Это дало бы возможность использовать дополнительные аудитории, причем довольно внушительных, «зальных» размеров, в отличие от традиционных небольших комнат для клубной работы. Как и в ДК им. Русакова, в клубе «Каучук» Мельников применил оригинальную систему лестниц: центральная открытая, которая начинается с парадных лестниц вокруг круглого вестибюля, и две внутри здания. Это привело к автономному функционированию всех помещений, а также к возможности быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара.
К сожалению, недостаточное развитие инженерии тех лет внесло свои поправки в проект Мельникова. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вразрез с проектом Мельникова, кружковый корпус выстроили двухэтажным.
«Каучук» сохранял свои функции многие годы. Потом из клуба он был перепрофилирован в театр, а через некоторое время в нем расположились китайский ресторан и арт-центр. Сейчас заканчивается реставрация здания, которое имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Доп. описание улицы Плющиха
Плющиха — древняя московская улица, расположенная у Смоленской площади между Москвой-рекой и Садовым Кольцом.
Плющиха начинается от Смоленской улицы, неприметно выходя на неё справа от гостиницы «Золотое кольцо», заканчивается — перекрёстком со 2-м Тружениковым переулком. Нумерация домов — от Смоленской улицы.
Прогулки по Москве: что смотреть на Плющихе кроме тополей
M24.ru совместно с интернет-проектом «Прогулки по Москве» открывает рубрику, в которой рассказывает о нетипичных интересных местах в городе для пеших прогулок.
Гостиницы «Белград» и «Золотое кольцо», Смоленская улица дом 8 и дом 5
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Если выйти из станции метро «Смоленская» («Синяя» ветка) и выйти на Садовое кольцо, через дорогу вы увидите два высоких здания-близнеца. Это одна из первых достопримечательностей Плющихи. Раньше там располагались гостиницы Белград-1 и Белград-2. В 90-е одну из гостиниц реконструировали и назвали “Золотое кольцо”, вторую переименовали в «Белград». Сегодня это трехзвездочный отель, в пятизвездочном «Золотом кольце» цены на порядок выше.
Дом Толстого, улица Плющиха, 11а
Из-за строительных лесов дома практически не видно. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Исторический облик. Фото: moscowwalks.ru
За «Золотым кольцом» находится маленький и неприметный дом, для большей маскировки скрытый забором. Сейчас в здании находится управление ГИБДД, а в позапрошлом веке это был жилой дом, куда в 1837 въехала семья Толстых с девятилетним сыном Львом. Будущий писатель и его близкие прожили здесь практически год. Позже Толстой расскажет о жизни на Плющихе в произведении «Детство».
Дом офицеров, Земледельческий переулок, дом 20
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Дом офицеров в Земледельческом переулке примечателен тем, что в 1920 году перед выпускниками Московской кавалерийской школы выступал Ленин, о чем свидетельствует мемориальная табличка с изображением Владимира Ильича. В советское время после расформирования школы на месте конного манежа появилась автобаза. Сегодня в здании располагается концертный зал «Александровский», где репетирует музыкальный Ансамбль имени А. В. Александрова. В прошлом году напротив дома открыли памятник самому композитору.
Доходный дом Исакова, Ружейный переулок, 2ка
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Четырехэтажный жилой дом зажат с двух сторон кирпичными советскими постройками, отчего кажется совсем кукольным. Дом появился здесь в начале прошлого столетия и по слухам там находился публичный дом. Однако подтверждения этой версии нет, а все, кто так думал, ссылались на чересчур нарядный внешний вид. Точно известно, что здание было спроектировано архитектором Исаковым и какое-то время работало как доходный дом.
Пустующий дом эпохи НЭПа, 6-й Ростовский переулок, дом 4а
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Неподалеку от доходного дома Исакова самый большой и знаменитый двор Плющихи. Одно из приметных зданий – дом, построенный в эпоху Новой экономической политики, то есть в 20-е годы прошлого века. Здание напоминает европейские домики и на фоне привычных для России панельных многоэтажек выглядит экзотично. Изначально таких домов должно было появиться несколько, но план так и не воплотили в жизнь. Этот дом на Плющихе пустует, а на входе висит замок. В некоторых окнах выбиты стекла.
Место действия фильма «Три тополя на Плющихе», 6-й Ростовский переулок, дом 4а (у дороги напротив дома)
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Совсем рядом с пустующим домом – неприметные гаражи, на месте которых для съемок фильма «Три тополя на плющихе» стояла декорация кафе. В принципе, если вы не большой поклонник картины Татьяны Лиозновой, это место вряд ли чем-то впечатлит.
Дом художника Василия Бакшеева, 4-Ростовский переулок, дом 2
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Деревянный дом красно-бардового цвета выделяется на фоне советской панельной застройки. Раньше здание принадлежало художнику Василию Бакшееву, сейчас в нем офисные помещения. Если не обращать внимание на пластиковые стеклопакеты, здание сохранилось практически в первоначальном виде.
«Дом Архитектор», 7-й Ростовский переулок, дом 5
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
В центре двора – полукруглый жилой «Дом архитектора» с большой историей. Его строительство началось в 30-е по проекту архитектора Щусева, который работал над Казанским вокзалом, Мавзолеем Ленина и зданием НКВД на Лубянке. Изначально здание должно было быть, мягко говоря, роскошным – с лестницами, которые ведут на набережную Москвы-реки, дорогой и затейливой отделкой и собственным храмом во дворе. Однако война, нехватка средств и политика Хрущева против “архитектурных излишеств” требовали от архитекторов быть скромнее. Здание осталось красивым только в центре, а надстройки по краям сделали попроще. В завершенном варианте дом стал выглядеть странно. Кстати, церковь во дворе какое-то время существовала, но от нее быстро избавились.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Лучший вид на Москву открывается в темное время суток
С одной стороны окна “Дом архитектора” выходят на дворы Плющихи, с другой – на Москву-реку. На противоположном берегу находится Киевский вокзал, “Европейский”, Москва-Сити, последние этажи гостиницы “Украина” и дома-книжки на Новом Арбате. Большое преимущество площадки – она куда менее известна, чем, например, смотровая на Воробьевых горах.
ДК «Каучук», улица Плющиха, дом 64
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Дом культуры «Каучук» построили к десятилетию октябрьской революции для работников одноименного завода. Проект разрабатывал знаменитый архитектор-конструктивист Константин Мельников – автор первой концепции Парка Горького, ДК имени Зуева и Бахметьевский гараж. Единственная афиша на фасаде здания – вывеска ресторана, а местные жители точно не знают, работает ли ДК по прямому назначению.
Храм Михаила Архангела, улица Еланского, дом 2а
Вид на храм из сквера Девичьего поля. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Церковь построена по инициативе врачей «Клинического городка на Девичьем поле» в конце XIX века. Здесь часто крестили младенцев, которые рождались в соседней больнице. Кстати, дорога, которая начинается у храма, ведет прямиком в морг. Местные жители любят шутить, что это путь жизни.
Сквер Девичьего Поля
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Через дорогу от “Каучука” – большой сквер Девичьего поля. На этом месте раньше было поле, где гуляли и отмечали праздники. В результате поле превратилось в треугольный парк, в котором, если внимательно осмотреться, можно увидеть много интересного. Например, здание дореволюционной уборной, которое работает до сих пор и является зданием самого старого общественного туалета в Москве. В дальней части парка рядом с улицей Льва Толстому находится памятник автору. Также в сквере можно найти монументы врачу Николаю Филатову и военачальнику Михаилу Фрунзе.
Общевойсковая академия ВС РФ, проезд Девичьего Поля, дом 4
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Главный корпус и общежитие
Комплекс зданий учебного заведения занял практически весь проезд Девичьего поля. По-настоящему интересны только два здания. Во-первых, обратите внимание на серое общежитие: оно построено после войны и сделано в форме шайбы. Во-вторых, внимательно прочитайте цитату на фасаде главного здания. Словосочетание “своя земля” встречается дважды, однако это не опечатка, а реальная фраза Сталина, которую почему-то не стали редактировать. Кстати, раньше высказывание было подписано фамилией правителя, но в результате развенчания культа личности Сталина подпись закрасили.
Десять главных зданий Константина Мельникова: тогда и сейчас
3 августа исполняется 130 лет со дня рождения Константина Мельникова — советского архитектора-авангардиста, творения которого во многом определили облик Москвы. К юбилею Мельникова «Афиша Daily» рассказывает про десять примечательных зданий архитектора: как они создавались, в чем их уникальность и какова их судьба сегодня.
Константин Мельников (1890–1974) — единственный советский архитектор, получивший в XX веке известность мирового масштаба. В 1920-х годах он спроектировал торговые павильоны СССР в Париже и Салониках, а затем прославился нестандартными архитектурными решениями для московских типовых зданий. В 1933 году архитектор принял участие в Миланской триеннале, где его работы оказались в одном ряду с проектами Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и других великих модернистов.
Архитектура Мельникова отличается простотой и функциональностью. В творчестве он опирался на три главных критерия, архитектор считал, что по ним можно легко определить качество здания. «Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную художественную форму сооружения», — так обозначал Мельников базовые принципы архитектуры в 1935 году.
Несмотря на долгую жизнь, Мельникову удалось реализовать малую часть собственных проектов: после смены архитектурной парадигмы — с конструктивизма на сталинский ампир — в Советском Союзе многие идеи архитектора стали практически неосуществимыми. Дальнейшая судьба наследия Мельникова также оказалась неоднозначной: спустя почти сто лет некоторые его постройки стали музейными зданиями, но многие другие заброшены или нуждаются в реконструкции.
Бахметьевский гараж
Улица Образцова, 19а
Середина 1920-х годов стала пиком гаражного строительства в Москве — в эксплуатацию вводились новые линии, а автобусный парк стремительно расширялся. У Мельникова к тому моменту уже был опыт строительства гаражей в Париже, поэтому проект нового комплекса на тысячу машиномест доверили именно ему.
В основу пространственной композиции Бахметьевского автобусного парка архитектор положил диагональ, по оси которой был поставлен гараж. Такое размещение главного объекта, помимо ярких художественных достоинств, имело и ряд функциональных преимуществ: в свободных углах прямоугольного участка появилась возможность расположить необходимые автобусному парку дополнительные сооружения. Все четыре фасада здания имеют разное архитектурное решение — это не только связано с тем, что фасады выполняли разные функции, но и обусловлено своеобразным творческим почерком архитектора. Наиболее примечательный торцевой фасад гаража с семью въездными воротами обращен на улицу Образцова.
В отличие от многих других построек Мельникова, у Бахметьевского гаража богатая история эксплуатации по назначению: до 1995 года он послужил вместилищем трех разных автобусных парков, а в Великую Отечественную войну функционировал как автомастерская. При Лужкове здание приватизировали, и в начале 2000-х годов часть архитектурных конструкций разобрали, однако базовую конструкцию здания удалось сохранить. В 2002 году еврейская община Москвы, которой гараж передали в пользование, инициировала масштабную реконструкцию здания. С 2008 по 2012 годы в гараже располагался Музей современного искусства (тогда — Центр современной культуры) «Гараж», а с 2012 года помещение занимает Еврейский музей и центр толерантности.
Ново-Сухаревский рынок
Большой Сухаревский переулок, 11, строение 1
Павильоны Ново-Сухаревского рынка — один из ранних проектов Мельникова. Архитектор получил заказ на их постройку в 1924 году, к тому моменту рынок существовал уже больше ста лет, но из‑за неконтролируемого роста и криминальной обстановки власти города решили перенести торговлю в новое пространство.
Проект Мельникова предполагал застройку территории рынка небольшими деревянными павильонами блочного типа. Блоки состояли из двух изолированных помещений, вход и витрина которых выходили на противоположные стороны. Торговые ряды рынка собирались из стоящих под углом блоков и таким образом напоминали лезвия пилы. У такой конструкции было несколько инноваций — покупатели могли выбирать товар прямо у витрины, не мешая проходу других посетителей, а те, в свою очередь, могли видеть товары сразу целого ряда. Каждый торговый киоск также имел порядковый номер и цвет, соответствующий виду торговли; по словам самого Мельникова, таким образом рынок превратился в «сплошное море архитектурной живописи». Единственным капитальным зданием рынка была его контора — кирпичная постройка треугольной формы. В вершине треугольника находилась лестница, которая вела на крышу; помимо рыночной администрации, в здании также находился трактир, и крышу можно было использовать по образцу летней веранды.