под окном широким история песни
Казачья музыка
ЗАПИСИ ПЕСЕН, ИСТОРИЯ ХОРОВ
Слушать песни казаков
О казачьих хорах
Видео о казаках
Хор Жарова на DVD
О хоре Жарова
. На сцене он не просто управлял, он создавал и сам настолько упивался своим творением, что невольно заражал им слушателей. Дальше…
Станичные песни
Любят попеть в Кременской станице. В темноте летнего вечерка кто-нибудь кашлянет и песню заиграет: «Запи-са-ли казака на службицу. » Полностью…
В песне рассказывается о любви с первого взгляда. «Под окном широким» послушать можно на видео выше, немного о свадебных обрядах у донских казаков.
Казаки часто женились по воле родителей. Подобрав сыну невесту, достойную по положению и достатку, родители в один прекрасный день решали учинить сватовство.
Предупредив сына. ехали устраивать смотрины невесты. Собирались гости. Разговор заходил о хозяйской дочери, ее хвалили за красоту, ум, хозяйственность и просили, чтобы она поднесла им вина. По зову матери приходила дочь и угощала гостей, после чего скромно становилась в углу. У жениха было время ее рассмотреть.
Вскоре засылали сватов, устраивалось предварительное сватовство. Следовал прямой вопрос, согласны ли родители выдать дочь за муж. Если сваты не получали отказ, сваты приезжали с хлебом-солью от родителей жениха, прося принять родителей невесты.
К вечеру в доме невесты справлялось рукобитье. Приходил жених с родителями. Устраивалась вечеринка, приходили гости, пелись песни. На рукобитье жених впервые публично целовал невесту.
Назначался день сговора, на который могли прийти все желающие. Устраивался праздничный обед, жених с невестой обносили гостей вином, пели песни о геройских подвигах донцов, также протяжные и плясовые.
За два дня до свадьбы праздновали «подушки», а накануне свадьбы — девичник.
В день «подушек» знакомые и родня жениха осматривали приданое. Девичник —последний праздник молодой казачки. Она шла на кладбище, молилась на могилах родных и просила благословения на семейную жизнь.
Свадьба справлялась очень торжественно. Невеста наряжалась в жемчуга и золото. Жених наряжался в богатое венчальное одежду, это мог быть старинный кафтан, доставшийся от деда.
По окончании венчания в церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы по-женски — надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или повойник.
История одной песни. Расцвела под окошком белоснежная вишня
БЕЛОСНЕЖНАЯ ВИШНЯ С БЕРЕГОВ ХОПРА
1 апреля 1951 года саратовская областная комсомольская газета «Молодой сталинец» опубликовала заметку студента индустриального техникума Вениамина Бурыгина «Саратовская гармонь»: «Четыре года назад я первый раз попал на концерт в Дом культуры Трудовых резервов. На сцене выступали воспитанники разных училищ. Лихо отплясывали они русские танцы, громко распевали колхозные частушки. Всё это очень нравилось мне. Но вот на сцене появилось несколько ребят с музыкальными инструментами, которые я видел впервые.
– Что это у них? – спросил я у своего соседа.
Я смотрел на них, как зачарованный. Мне захотелось научиться играть. Вскоре я пришёл в кружок инструменталистов и стал аккуратно посещать занятия.
В этом году на мою долю выпало большое счастье – я участвовал в заключительном конкурсе городского смотра художественной самодеятельности. На саратовской гармошке исполнил «Волжские напевы» и «Колхозную польку». Мне хочется сказать, что на смотре саратовская гармошка была забыта. А жаль. Пусть она в самодеятельности займёт своё достойное место».
Через полгода судьбоносная встреча перевернёт жизнь автора этой заметки. Вот что рассказывает в альманахе «Литературная губерния» его внук Роман Рыжов: «В октябре 1951 года ансамбль саратовских гармонистов при Доме культуры трудовых резервов, где играл второкурсник индустриального техникума Бурыгин, вызвали в Москву на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Выступали в концертном зале им. П.И. Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, состоялся концерт и в Большом театре Союза ССР. В его правительственной ложе были И. Сталин, К. Ворошилов, С. Будённый, другие представители высшей власти. Специальная комиссия для этого ответственного концерта отбирала самородков по всей России. В их число попал и саратовский студент В. Бурыгин, виртуозно игравший на гармони. Три минуты выступления перед И. Сталиным Вениамин Петрович запомнил на всю жизнь.
Строгие кураторы концерта из МГБ (всесильного в ту пору ведомства) строго-настрого запретили артистам во время выступления смотреть туда, где сидел великий «вождь и учитель». Однако в конце выступления В. Бурыгин не удержался и поклонился И. Сталину. Генералиссимус три раза хлопнул в ладоши – знак одобрения талантливого саратовского гармониста. И весь легендарный зал Большого театра, где выступали многие выдающиеся артисты, разразился аплодисментами. После памятного концерта В. Бурыгину выделили премию: деньги на покупку саратовской гармошки. Предание гласит, что именно после этого концерта великий «вождь и учитель» спросил окружающих: «Почему это народные хоры есть в Воронеже, Омске, а на Волге вот – нет?» Вскоре свой хор появился и в Куйбышеве, куда и был в июне 1952 года вызван недоучившийся технолог В. Бурыгин».
4 июня 1952 года саратовская комсомольская газета «Молодой сталинец» напечатала заметку М. Кулагина «Волжский народный хор», она извещала читателей, что «Совет Министров РСФСР вынес решение о создании в Куйбышеве профессионального Волжского народного хора в количестве 100 человек (хор, оркестр и танцевальная группа)». Газета приглашала земляков попытать счастья: «В Саратовском Доме народного творчества начался отбор лучших участников художественной самодеятельности города и области, желающих вступить в государственный Волжский хор». Вениамин Бурыгин, игре которого аплодировал сам товарищ Сталин, надо полагать, прошёл без конкурса. Весной 1958 года он гастролировал в Саратовской области: 5 марта газета «Заря молодёжи» поместила снимок Вадима Земляниченко и заметку «Волжский народный хор в Саратове»: «С большим успехом проходят в городах нашей области концерты государственного Волжского народного хора»…
Осенью 1951 года в индустриальный техникум поступил смоленский паренёк Юра Гагарин. Вениамин и Юрий подружились, к тому времени Бурыгин уже виртуозно играл на саратовской гармонике, и жадный до всего нового и необычного Гагарин, конечно же, не мог пройти мимо: его старший товарищ (Бурыгин родился 17 сентября 1932 года в селе Шепелевке Турковского района) стал разучивать с ним саратовские переборы, и у них даже получалось играть в паре.
С Гагариным судьба свела его ещё раз в августе 1962 года, когда Волжский хор гастролировал в Гурзуфе, а Гагарин с семьёй и только что вернувшийся из космоса Павел Попович в то время отдыхали там. Космонавты пришли на концерт. В тот вечер звучала гармошка Вениамина Бурыгина, и Юрий Алексеевич после выступления сокурсника вышел на сцену, обнял его и поблагодарил под аплодисменты артистов и зрителей.
Сколько раз обрушивались на него аплодисменты! (в первые годы работы в хоре – восемнадцать плановых концертов в месяц!). Вениамин играл на гармошке, жалейке, пел в хоре, танцевал, вёл концерты и сочинял песни, которые звучали из уст таких певиц, как Екатерина Шаврина, Ольга Воронец и Людмила Зыкина. Среди сотен его песен (а только в соавторстве с Григорием Пономаренко – около ста песен) двум посчастливилось стать поистине народными: «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко», и написанная в 1959 году на гастролях в Пензе для солистки ансамбля Валентины Михайловой, жены Бурыгина, «Расцвела под окошком белоснежная вишня», её ещё называют «Засиделась одна» по строке песни:
Все подружки по парам
В тишине разбрелися,
Только я в этот вечер
Засиделась одна.
А по первой строке самой знаменитой песни Вениамина Петровича Бурыгина в 2005 году, через год после смерти поэта, земляки-самарцы назвали песенный фестиваль «Расцвела под окошком белоснежная вишня». И она будет «цвести» на сцене до тех пор, пока есть у нас гармонисты и исполнители русских народных песен.
Советский актёр, вокалист и поэт Вениамин Бурыгин, уроженец села Шепелевка Саратовской области, на вопросы о своем творческом пути всегда отмечал, что вся его сознательная жизнь была связана с Волжским народным хором. Работая в хоровом коллективе, он был сначала гармонистом, играл на жалейке, потом исполнителем, и даже ведущим концертов. Там же Вениамин Петрович встретил и свою будущую супругу, солистку хора, Валентину Михайлову.
А начиналось всё с участия в местной художественной самодеятельности, и выступления на одном из Всесоюзных смотров, где присутствовала вся политическая элита того времени. По заверениям очевидцев, услышав, как играет на саратовской гармошке молодой паренёк Вениамин Бурыгин, Сталин распорядился организовать народный хор в городе Куйбышеве, а одарённого парня наградил денежной премией для покупки собственной гармони.
Более тридцати лет (с 1952 по 1983 год) Волжский хор был основным рабочим местом музыканта и поэта Бурыгина. За этот период времени им было написано немало стихотворных произведений, ставших текстами песен. К патриотическим можно отнести «Величальную – строителям ГЭС», «Ой, ты, Волга, край морской», «Пораскинулись русские степи», «Волгари поют», где что ни слово, всё о родине, о земляках. Где звучит приглашение для всех, любоваться красотой милых сердцу Жигулёвских просторов.
Стихи «Волга-речка, не боли сердечко», «Гармонь певучая», «Расцвела под окошком белоснежная вишня» стали песнями о любви. Это тонко прочувствованные страдания влюблённой души, иногда подёрнутые лёгкой дымкой юмора, иронии в отношении объекта воздыханий. Самой узнаваемой работой поэта стала упомянутая выше песня о вишне, которая дала название «Белоснежная вишня» фестивалю песни в Самаре.
Вениамин Петрович создал около полутысячи песенных текстов. Большое количество их было записано на радио, выпускались пластинки, миньоны. Среди этих песен около десятка шлягеров. И, несмотря на это, поэт-песенник не входил в Союз писателей СССР. Имея напечатанным один сборник стихов, Бурыгин обратился с просьбой о принятии его в ряды писателей, однако, в этом ему было отказано. Правда, Союз писателей пригласил поэта в свой «коллектив», когда у того уже было выпущено 3 сборника, но на это приглашение уже Вениамин Петрович ответил отказом.
Соратники Вениамина Петровича Бурыгина отмечали, что стихи его не рождались в муках творчества, а наоборот, создавались легко и быстро. И была изюминка текстов его песен, и залог их популярности в простоте слов и сюжета, в темах, близких слушателю.
Вениамин Бурыгин ушёл из жизни в 2004 году, оставив потомкам прекрасные тексты песен, многие из которых по праву считаются народными сочинениями.
ансамбль русской песни ХМЕЛЬ (любопытная обработка)
Волжский народный хор
Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Под окном широким история песни
Сольное исполнение.
Авторы: В.Я. Шаинский / А.Л. Жигарев
Мне говорят, он маленького роста,
Мне говорят, одет он слишком просто.
Мне говорят, поверь, что этот парень
Тебе не пара, совсем не пара.
А он мне нравится, нравится, нравится,
И для меня на свете друга лучше нет.
А он мне нравится, нравится, нравится,
И это всё, что я могу сказать в ответ.
Он объясниться мне в любви не смеет
И только лишь, как девушка, краснеет.
Мне говорят, твой выбор не из лучших,
Ты нас послушай, ты нас послушай.
А он мне нравится, нравится, нравится,
И для меня на свете друга лучше нет.
А он мне нравится, нравится, нравится,
И это всё, что я могу сказать в ответ.
Признаться вам, сама не понимаю,
Зачем о нём так часто я вздыхаю
И почему мне только светит солнце
В его оконце, в его оконце?
А он мне нравится, нравится, нравится
И для меня на свете друга лучше нет.
А он мне нравится, нравится, нравится
И это всё что я могу сказать в ответ.
А он мне нравится, нравится, нравится
И для меня на свете друга лучше нет.
А он мне нравится, нравится, нравится
И это всё что я могу сказать в ответ.
Отредактированно Александр von Rewa (2014-10-30 18:20:51)
#4 2013-07-03 21:08:33
Re: Альбом «Коллекционный Сборник Песен Марины Девятовой. 2004-07.2013»
Музыка и Слова: Народные
Ай, вы, цыгане, сидель на поляне
Ой, цыгане, сидель на поляне,
Три садика зелена, цыганочка весела да
Ждала-думала! Думала, подумала да
Ждала, думала.
Ой, один цыган не пьёт, не гуляет,
На младу цыганку скосо да поглядает.
Три садика зелена, цыганочка весела да
Ждала-думала!
Эх, мы поедем весело кататься,
Ой, поедем весело кататься,
Три садика зелена,
Хей! Цыганочка весела да
Ждала-думала! Эй, думала, подумала да
Ждала, думала.
Ай, на нас люди будут любоваться.
Ой, да, на нас люди будут любоваться.
Три садика зелена, цыганочка весела да
Ждала-думала! Думала, подумала да
Ждала, думала.
Думала, подумала!
Будем веселиться до белого свету,
Будем веселиться до белого свету,
Три садика зелена.
Ждала, думала.
Ждала, думала.
Ай, вы, цыгане, сидель на поляне
Ой, цыгане, сидель на поляне,
Три садика зелена, цыганочка весела да
Ждала-думала! Думала, подумала да
Ждала, думала.
Думала, подумала…
Отредактированно Александр von Rewa (2014-10-30 18:39:54)
#5 2013-07-03 21:20:27
Re: Альбом «Коллекционный Сборник Песен Марины Девятовой. 2004-07.2013»
Авторы: Л. Дербенёв / А. Флярковский
Говорила мама мне про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я и её не слушала.
Ах, мама-мама,
Как же ты была права!
Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах зачем же в полюшке
Повстречала Колюшку,
Ах, мамочка, зачем?!
Шила платье белое и завивку делала,
От любви кружилась голова.
Но подружка Зиночка перешла тропиночку
Ах, мама-мама,
Как же ты была права!
Были ночи с ливнями, были ночи длинные,
А потом западала листва,
И осенним вечером городскую встретил он.
Ах, мама-мама,
Как же ты была права!
Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах зачем с Серёженькой
Села под берёзонькой,
Ах, мамочка, зачем?
Блузу в магазине я покупала синюю
И платок зелёный, как трава.
Позвала Мишанечку, истопила банюшку
Ах, мама-мама,
Как же ты была права!
Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах зачем под яблонькой
Целовалась с Яшенькой,
Ах, мамочка, зачем?
Говорила мама мне про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я, и я её не слушала.
Ах, мама-мама,
Как же ты была права!
Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем
Тропками извильными
И ночами длинными
Зачем, зачем, зачем!
Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Так зачем же с Сашенькой, Пашенькой и Яшенькой,
Витенькой и Митенькой, Коленькой и Боренькой,
Лёвочкой и Вовочкой, Петенькой и Феденькой
Ах, мамочка – зачем.
Ах, мамочка – зачем, зачем, зачем!
Отредактированно alena (2015-10-27 14:53:42)
Под окном широким история песни
Костры горят далекие,
Луна в реке купается,
А парень с милой девушкой
На лавочке прощается…
Музыку этой песни написал композитор Борис Андреевич Макроусов. Слова были написаны Настоящим Человеком, Иваном Васильевичем Шамовым, который в годы Великой Отечественной войны был лётчиком-истребителем. В 1947 г. в результате аварии самолёта во время испытаний летчик чудом остался живым, но парализованным. Два с половиной года провел в госпиталях, и тогда поэзия стала основным его делом. Текст песни был написан по воспоминаниям о поездке на родину.
«Мы решились поехать в Володарск, на родину мужа, на поезде. Внесли его в вагон, посадили, и мы поехали. Иван Васильевич видел эти места с воздуха, а теперь, разбитый, видел все это с земли. Ему было это очень интересно.
— Наташа, ты смотри какая природа, Клязьма, какая красота!
А там луна отражалась в воде и рыбаки сидели на берегу, рыбачили.
«Костры горят далекие, луна в реке купается…»
Костры горят далекие,
Луна в реке купается,
А парень с милой девушкой
На лавочке прощается.
Глаза у парня ясные,
Как угольки горящие;
Быть может, не прекрасные,
Но, в общем, подходящие.
Замедлить расставание
Он всей душой старается,
Словечко ищет нежное,
Сидит, сердешный, мается.
Девчата голосистые
Пропели все страдания,
Лишь слышны на скамеечке
Сердечные вздыхания.
Костры дымят потухшие,
Луна за лес скрывается,
А парень с милой девушкой
Никак не распрощается.
Ах ты, степь широкая
(русская народная песня)
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко по земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!
Мне бедному стаканчиков
Гранёных не собрать,
И некому тоски своей
Да горя рассказать.
Не бьётся сердце бедное,
И одинок я вновь,
Прощай ты, радость светлая,
Прощай, моя любовь.
II ВАРИАНТ
Стаканчики граненые
Упали со стола.
Упали и разбилися
Разбилась жизнь моя.
Упали и разбилися
Их больше не собрать.
Про жизнь мою несчастную
Кому бы рассказать?
Я милого любила
И он меня любил.
Да что-то с ним случилось
Любил, да вдруг забыл.
Пойду я в лес высокий,
Где реченька течет.
Она меня, глубокая,
К себе всегда возьмет.
Когда меня достанут
С того речного дна,
Тогда злодей узнает
Как я была верна.
Стаканчики граненые
Упали со стола.
Упали и разбилися
Разбилась жизнь моя.
В исполнении Наталии Муравьевой песня звучит задорно, с интонацией лукавства и некоторой тоски и, как всегда, с теплотой и нежностью.
Музыка народная
Текст Вадима Козина
Бирюзовые, златы колечки
Раскатились по лужку.
Ты ушла, и твои плечики
Скрылися в ночную мглу.
По зеленой травушке-муравушке
Не сыскать растерянных колец.
Не вернуть любви-забавушки,
Видно, счастьицу конец.
Пой, звени, гитара моя милая,
Разгони тоску-печаль.
Эх ты, жизнь моя цыганская,
Ничего теперь не жаль.
Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской. В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. За некоторое время до своего ареста у Козина произошёл словесный конфликт с Л. Берией, причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. И как следствие, Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет. В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён по той же статье. Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
Песня «Чёрный ворон» хоть и русская, но наиболее вероятно сначала была авторская и лишь потом народная. В начале 19-го века молодой унтер-офицер Невского пехотного полка Николай Фёдорович Верёвкин совмещал тяжёлую армейскую службу с сочинением песен. И скорее такая судьба постигла произведение «Под зелёною ракитой». Песня «Чёрный ворон» является творчески переработанным вариантом «Под зелёною ракитой», начиная с третьего куплета. Вряд ли Николай Фёдорович бессовестно заимствовал народную песню и сделал своей собственностью. Единственно, мелодии к стихам он действительно брал популярные на тот момент, к сожалению, исследователи уже ничем помочь не могут в плане нахождения музыкального первоисточника. Между тем сам «Чёрный ворон» в чистом виде ушёл в народ и зажил вполне самостоятельной жизнью с абсолютно отличной от «Под зелёною ракитой» мелодией.
ЧЕРНЫЙ ВОРОН
Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!
Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!
Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.
Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.
Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.
Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.
ПОД РАКИТОЮ ЗЕЛЕНОЙ
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!
Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.
Подари мне платок
Композитор: Пономаренко Г. Автор слов: Агашина М.
Подари мне платок, голубой лепесток(лоскуток)*,
По краям голубым (И чтоб был по краям)* – золотой завиток,
Не в сундук положу, на груди завяжу (повяжу)*,
И что ты подарил никому не скажу.
Пусть и лед на реке, пусть и ты вдалеке,
И платок на груди – не кольцо на руке,
Я одна не одна, мне тоска – не тоска,
Мне и день не велик, мне и ночь коротка (не горька)*.
Если в темную ночь иль средь белого дня,
Ни за что ни про что ты разлюбишь меня,
Ни о чем не спрошу, ничего не скажу,
На дареном платке узелок завяжу.
Пономаренко, Григорий Фёдорович родился в крестьянской семье.
С 5 лет научился играть на баяне у брата отца — Максима Терентьевича Пономаренко (гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов). Самостоятельно одолел нотную грамоту. В 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.
После переезда семьи в Запорожье дядя определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебасу. В 12 лет писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар». В школьные годы был принят на работу баянистом в Дом пионеров, затем — в Дом культуры ДнепроГЭСа.
В 1938 году в АПП погранвойск НКВД УССР. Работая в Киеве, брал уроки у А. Ф. Магдика В 1941 году окончил Киевскую консерваторию по классу баяна. Музыкант АПП погранвойск НКВД (позднее МВД) СССР (1941—1947), с которым прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. АПП МВД СССР (1947—1948).
Демобилизовавшись, был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова (1949—1950)[8].
В Москве познакомился с работавшим во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н. К. Крупской П. М. Милославовым, в1952 году, был приглашён им в качестве музыкального руководителя и композитора Государственного Волжского русского народного хора в Куйбышеве.
С 1963 года — художественный руководитель народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода.
12 апреля 1971 года Пономаренко стал членом Союза композиторов СССР.
В 1972 переехал на Кубань.
7 января 1996 года Григорий Фёдорович погиб в автокатастрофе. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
Маргари́та Константи́новна Ага́шина
Известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен.
Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был врач по профессии. По роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе. Впоследствии Маргарита Агашина так вспоминала о своём детстве:
«Жили люди на Стрелке просто и дружно, много работали, собирались все вместе в праздники 1 Мая, 7 Ноября, в День Красной Армии. Прошло много лет. Но я все помню и твердо знаю, что там, на Стрелке, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе!»
В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково Ивановской области. Маргарита Агашина училась в тейковской средней школе № 4, которую и окончила в 1942 году (на здании школы сейчас установлена мемориальная доска).
После окончания школы Маргарита Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Горького. Училась на семинарах у Веры Звягинцевой, Владимира Луговского. Окончила Литературный институт в 1950 году. С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.
В 1952 году за поэму «Моё слово» Маргарита Агашина была принята в Союз Писателей. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи.С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни.