подарки в деловых отношениях
Подарки в деловом этикете
В деловом протоколе и бизнесэтикете далеко не последнее место занимает практика дарения подарков. И чем выше уровень партнеров, тем большее внимание уделяется данной практике. Деловые подарки условно можно разделить на две группы: сувениры и, собственно, полноценные подарки.
Сувенир – это недорогой и, как правило, ни к чему не обязывающий презент. Преподносится в связи с незначительными поводами и не всегда в строгой официальной обстановке. Чаще всего это предмет, ассоциирующийся с компанией дарителя – или чтото из выпускаемой продукции, или уменьшенная модель производимого товара. На сувенирах ставится логотип компании, но, если сувенир дорогой и предполагает, что его обладатель будет пользоваться им в обществе, логотип должен быть малозаметен.
Сувениры получили наибольшее распространение в корпоративной культуре. В компаниях, заботящихся о своем положительном имидже и лояльности сотрудников, принято на праздники дарить сувениры с корпоративной символикой. Обычно это вещи, используемые в повседневной жизни, канцелярские принадлежности, посуда и т. д.; они имеют массовый характер, т. е. все сотрудники получают одинаковые презенты.
Говоря о презентах внутри компаний, надо заметить, что индивидуальные подарки начальнику от сотрудника дарить не следует, это принято делать в коллективном порядке. На высоком уровне к подаркам подходят уже более серьезным образом, и различных правил и регламентов здесь имеется больше. И если сувениры носят в какойто степени рекламную функцию, то в отношении VIPподарков это неприемлемо.
В связи с какими поводами преподносятся подарки? Это мировые праздники (Рождество, Новый год), государственные
(23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая и т. д.), профессиональные (День строителя, финансиста, торговли и т. п.) и торжественные даты в жизни компании и ее руководства. Часто – по случаю презентации или окончания переговоров. Цели же всегда одни и те же – продемонстрировать свое внимание, уважение, выразить благодарность или заинтересованность. Реже – как способ извиниться за чтолибо.
К выбору подарка стоит подходить с немалой ответственностью. Часто сложность заключается в том, что у того, кому предназначается подарок, уже есть все необходимое. Поэтому при выборе нужно руководствоваться не столько предполагаемой пользой, сколько оригинальностью. Естественно, нужно исходить из личности одариваемого. Учитываются его статус, сфера деятельности, личные предпочтения, повод для подарка, степень знакомства и многое другое.
В качестве подарка могут выступать самые различные вещи – от канцелярских принадлежностей до антиквариата. Понятно, что речь о логотипах здесь уже не идет: ни один руководитель не выйдет в люди, например, с портфелем, на котором красуется логотип другой фирмы. Если речь идет о торжественной дате, то приветствуются подарки с гравировкой. К примеру, очень популярны часы с дарственной надписью. В таких случаях важно не переусердствовать и избежать того, что надпись может бросаться в глаза окружающим.
Подарок обязательно должен быть упакован. Среди специалистов по протоколу иногда возникают споры, допустимо ли присутствие на упаковке фирменного логотипа. В большинстве случаев компромисс в том, что если и ставить логотип, то делать его малозаметным, или прикреплять к упаковке специально изготовленную визитку.
В разных странах имеется свое отношение к деловым подаркам. Например, в Северной Америке и Англии подарки встречаются редко. Там подарок часто истолковывается как попытка подкупа и манипуляции. Кстати, именно по этой причине иногда случаются отказы от подарков, особенно если они дорогостоящие.
У китайцев является совершенно нормальным предварительно поинтересоваться, что партнер желает получить. Впрочем, такое встречается и на встречах высокого государственного уровня, когда протокольные службы заранее согласовывают процедуру обмена подарками.
В Японии принято дарить подарки до начала переговоров, дабы расположить к себе противоположную сторону. Хотя международные стандарты предполагают делать это в завершающий день переговоров.
Вообще национальные особенности при выборе подарка нужно обязательно учитывать, ибо «что русскому хорошо, немцу смерть». Например, делегация из мусульманских стран вряд ли оценит по достоинству алкогольные подарки, хоть они и преподнесены с самыми благими намерениями. В некоторых странах с суеверием относятся к часам, зеркалам или острым предметам, и таких нюансов немало. С осторожностью надо относиться и к количеству подарков: в разных странах свои «нехорошие» цифры – например, в Европе такой цифрой является «тринадцать».
Ценник не должен присутствовать, вообще любое упоминание о стоимости неуместно. Хотя в США, напротив, привычным является дарение с чеком, чтобы при необходимости обладатель подарка мог обменять его.
В самой процедуре дарения есть ряд правил, которые варьируются в зависимости от каждой конкретной ситуации. Например, при первой встрече первым подарок преподносит хозяин. Подарки должны быть взаимными и равноценными (но ни в коем случае не одинаковыми). При получении подарка обязательно нужно вынуть его из упаковки, после чего произнести слова благодарности. Хороший тон – сопроводить презент открыткой, подписанной дарителем собственноручно. Подписываются такие открытки в основном одинаково: сначала идет приветствие, затем – поздравления, и в конце – пожелания. Если партнер другой национальности, открытка подписывается на его родном языке. Если же подарок преподносится не лично, а через секретариат или службу протокола, необходимо выразить благодарность в письменном виде или по телефону.
Ни в коем случае нельзя выражать недовольство подарком или критиковать его. Отказываться тоже нежелательно, хотя такие случаи имеют место.
Отдельно стоит сказать об алкогольных подарках. Алкоголь – это универсальный подарок, к тому же дарить повторно алкоголь (разумеется, не одной и той же марки) не считается зазорным, так же как конфеты и цветы. Естественно, алкоголь должен быть хорошего качества. Алкоголь можно дарить и непьющим людям. Хотя прежде желательно навести справки о человеке. Если у него проблемы со здоровьем, а уж тем более связанные со спиртным, лучше подарить чтото другое.
Самый традиционный алкоголь – коньяк, он относительно дорог и довольно престижен, его можно дарить практически по любому случаю (даже женщинам), не боясь ошибиться. Однако и здесь есть тонкости. Например, человек принципиально предпочитает коньяк какойто одной марки или выдержки. Опять же, даря каждый раз партнерам коньяк одного и того же известного бренда, можно прослыть человеком без вкуса.
Виски дарят реже, всетаки этот напиток на любителя, к тому же знатоков виски еще меньше, чем разбирающихся в коньяке. Водка же как подарок встречается совсем редко, т. к. многими она воспринимается как дешевый и даже маргинальный напиток. Вина, шампанское и ликеры преподносят в основном женщинам.
При этом совершенно нормальным считается подарить, скажем, бутылку хорошего шампанского мужчине. Лучше, если алкоголь будет красиво упакован. И уж совсем замечательно, если на бутылке выгравирована надпись от дарителя. Из всего сказанного можно сделать вывод, что к деловым подаркам нужно подходить тщательно и продуманно. И если в небольших компаниях ведение подарочного фонда возложено, как правило, на секретариат или персональных помощников руководителей, то в крупных международных организациях, особенно государственных, полагаться на непрофессионалов недопустимо. Поэтому в таких организациях этим занимаются отдельные службы, состоящие из подготовленных компетентных специалистов.
Константин Балакин
Источник: Журнал «Секретарское дело»
Деловой этикет: 25 идей корпоративных подарков
Обмен подарками, как обмен любезностями, — привычный инструмент для повышения лояльности.
В преддверии гендерных праздников всегда горит поиск Google: что подарить сотрудникам, руководителю, деловым партнерам. Вот 25 идей подарков на все случаи жизни по версии Motive agency&production.
Общий тренд – подарок должен быть утилитарным. Главный критерий – «полезность», где нет ничего, что будет без дела пылиться на полке. Выбор зависит от коллектива и специфики деятельности компании.
Материальная мотивация, дополнительный выходной, корпоративный выезд на природу, поход на концерт или в театр приятно удивят всех. Однако стоит понимать, культурные мероприятия и совместные выезды хороши, если проходят в рабочее время. В остальных случаях коллеги могут не обрадоваться предложению, так как захотят провести время с семьей.
В категории VIP-подарки модный тренд – дарить еду. Да, да, брендированные пряники, макаруны, дорогие конфеты из известных ресторанов мира. Партнеры нисколько не удивятся, если получат на 8 марта клубнику в шоколаде в хрустальной вазе, а на 23 февраля ведро вареных раков.
Молодому коллективу, где много девушек, подойдет фотосессия и визаж в офисе в рабочее время. Это может быть тематическая фотосессия или съемка с ми-мишными зверями. Главное пригласить хорошего фотографа, который подчеркнет достоинства сотрудниц и не испортит настроение на целую неделю.
Мужчинам, согласно корпоративному этикету, уместно дарить небрендированные аксессуары – кожаный кошелек, обложка для прав или паспорта, зонт, держатель для ключей, внешний жесткий диск, подойдут и небольшие полезные гаджеты или примочки к ним. Выбором подарков лучше озаботиться заранее, особенно, если это индивидуальный заказ на 10 и более штук.
Список худших подарков возглавляет брендированная продукция: футболки, бейсболки, кружки, ручки, блокноты. На втором месте подарочные сертификаты на бьюти-процедуры. Вопреки распространенному мнению, девушки предпочитают ходить в проверенную студию и к своему мастеру и вряд ли будут рады такому приглашению. Третье место среди худших подарков у классических атрибутов – носки из ангоры, ивановские варежки, пуховые шали и… флэшки. Как дискеты и диски, флэшки тоже медленно уходят в прошлое.
Выбор подарков для бизнес-партнеров регулируется деловым этикетом. Чтобы не поставить одариваемого в неловкое положение, специалисты по деловому этику (а есть и такие) не рекомендует преподносить дорогие изделия. Бизнесмену всегда пригодится галстук или запонки, однако дарить предметы одежды и аксессуары правила также запрещают. К категории «нельзя» относится и парфюмерия, даже если вы знаете вкусы одариваемого. Так как Россия страна многонациональная, в перечень табуированных подарков попадают предметы культа и сувениры с религиозной символикой.
Уже много лет магазины подарков предлагают клиентам шуточную сувенирную продукцию. Максимум, куда ее можно применить – это подарить друзьям, если вы уверены, что они не обидятся. Но для коллег и партнеров они вряд ли подходят.
Выбирайте подарки с учетом норм деловой этики, но не забывайте подходить к процессу с душой, ведь главное в любом подарке – внимание.
Деловой этикет: как подарить подарок и не попасть впросак
Подарки — это всегда приятно. Причем как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчиненным делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее. Подарки принято дарить на дни рождения, при повышении по службе и на традиционные праздники. Подарком можно продемонстрировать уважение к своим сослуживцам, выразить благодарность людям, которые вас окружают и помогают в профессиональном плане.
Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то к выбору делового подарка необходимо отнестись более внимательно. Преподносить деловые подарки — особое искусство. Здесь существует ряд правил и условностей и во избежание недоразумений их следует строго придерживаться.
Этикет деловых подарков достаточно строг. Главное правило гласит: деловой подарок не должен быть дорогим. Независимо от ваших финансовых возможностей, дорогостоящих подарков не следует делать ни гостям, ни сослуживцам. В противном случае своим подарком вы поставите их в неловкое положение, подарок может быть расценен как давление. А дорогостоящий подарок начальнику может быть расценен как взятка. Согласно закону, взяткой будет считаться дорогостоящий подарок, вручаемый до или после оказания услуг конкретным лицом с использованием служебного положения.
По деловому этикету, не принято, чтобы сотрудники преподносили своему начальнику индивидуальные презенты, лучше сделать это всем коллективом. Подарок должен быть памятным, качественным и подчеркивать индивидуальность того, кому он предназначен. Обязательным правилом для подарка, предназначенного VIP-персоне, является памятная надпись на внутренней стороне вещи. Подарок начальнику должен быть одновременно нейтральным и демонстрирующим уважение, но не нужно отдавать последние деньги, чтобы преподнести начальнику шикарный подарок. Он прекрасно знает ваши финансовые возможности, и чрезмерная щедрость может быть им неправильно расценена.
Если в числе одариваемых оказываются несколько коллег, желательно для всех припасти одинаковые по значимости подарки — чтобы не обидеть кого-то и не испортить отношения. Подчиненным принято дарить вещи с логотипом компании, которые можно использовать в офисе. С одной стороны, они расцениваются как презенты, поднимают корпоративный дух, с другой — выступают как атрибут их профессиональной деятельности.
Подарок деловому партнеру должен быть корректным, достаточно сдержанным, запоминающимся, но неназойливым. В их выборе в первую очередь ценится оригинальность. В последние годы популярностью пользуется сувенирная продукция, призванная отвлечь внимание и снять напряжение. Как правило, это предметы, выполненные из упругих материалов, или вещи с мобильными частями, к примеру, бесчисленные варианты «вечных двигателей». Нейтральными деловыми подарками принято считать канцелярские товары: авторучки, калькулятор, органайзер, набор канцелярских принадлежностей. Зажигалка, часы, брелок для ключей. Изделия из кожи, стекла, керамики и металла. Коробки конфет или банки хорошего чая или кофе. Цветы и комнатные растения, особенно экзотические. Книги, музыкальные диски и DVD. Учтите, что подарок деловой женщине не должен быть домашним, «по хозяйству», это может обидеть.
Подарки партнерам всегда присылаются вместе с визиткой компании-дарителя. Особое внимание необходимо уделить поздравлениям иностранных партнеров. Иностранным коллегам уместнее преподносить сувениры, имеющие национальный колорит. Текст поздравления обязательно должен быть на языке страны, в которую отправится открытка.
Любое поздравление должно состоять из трех частей: приветствия, поздравления и пожелания. В приветствии следует избегать фамильярности. Наилучший способ — обращение по имени и отчеству. Поздравительный текст зависит от вашей фантазии, однако и здесь важно соблюдать некоторые правила. Деловым партнерам не следует желать смеха, радости, веселья, спокойствия. Лучше пожелайте им — исполнения желаний, здоровья, счастья, успехов, новых свершений, успешного бизнеса.
Исходя из того, что подарок ценен как знак внимания, с него обязательно снимают ярлык с ценой. Это правило игнорируют только американцы. Все подарки, за исключением цветов, преподносят в упаковке. Лучше, если она будет выдержана в классическом, сдержанном стиле. Красивая упаковка — важная деталь, так как она создает первое впечатление о подарке. Вручив его, скромно выслушивают слова благодарности, не вступая в обсуждение. Если подарок передают лично, получатель должен распаковывать его в присутствии подарившего и поблагодарить. Невежливо отложить подарок в сторону, не взглянув на него. Все подарки следует принимать, чтобы не обидеть дарителей. Не следует выказывать неудовольствие за неудачно выбранный подарок. Отказаться от подарка можно тогда, когда он вынуждает вас чувствовать себя должником. При отказе подчеркивают признательность за внимание и мягко мотивируют свой отказ. Старайтесь быть последовательными и не меняйте решения даже после уговоров.
Не забывайте дарить подарки! Дарите людям радость. Ваш знак внимания принесет коллеге радость, выделит этот день среди серых будней. Только помните о правилах делового этикета.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Виктор Зарайченко. Подарки в деловых отношениях (часть II)
В предыдущем выпуске речь шла о различных поводах для вручения подарков деловым партнерам. Мы попытались разобраться в том, как правилами этикета регулируются возможные и нежелательные подарки, коснулись истории деловых подарков в России. Как сказано выше, поводы для вручения подарков могут быть самыми различными. Обычно вручение подарков происходит на различных праздничных мероприятиях.
Праздничные мероприятия можно условно разделить на персональные (юбилеи, дни рождения, свадьбы), ведомственные (юбилеи учреждения, фирмы и профессиональные праздники) и традиционные (Восьмое марта, Новый год и т.д.). И если в первом случае все расходы по проведению праздника берет на себя виновник торжества, то в остальных это следует сделать администрации учреждения, предприятия или фирмы. Нелепо, когда сотрудники, отмечая ведомственные праздники, устраивают застолье в складчину, а женщины приносят баночки и кастрюли с приготовленными дома блюдами.
Поздравляют юбиляра и покупают подарки только те, кто этого желает. Именинник со своей стороны угощает сотрудников пирожными, тортом, конфетами, коньяком. Обильные роскошные трапезы не рекомендуются. Цветы оставляют в офисе, а подарками-лакомствами следует тут же угостить коллег.
Как дарить подчиненным?
· Когда ваши сотрудники успешно потрудились над каким-либо проектом, благодарность можно выразить в форме совместного ленча или шоколадных конфет.
· Докладывая начальству о проделанной работе, хорошо отзовитесь о работе своих людей. Это будет лучший подарок.
· На Рождество или Новый год отметьте тех своих коллег, которые работают с вами длительное время. Подарки должны сопровождаться персональными записками.
· Если ваш сотрудник женится, ему можно послать поздравление. Не посылайте подарок, если вы не приглашены на свадьбу. Пошлите открытку с выражением симпатии.
· С днем рождения поздравляйте на словах. Подарки и тому подобное – прерогатива светского этикета и не обязательны в деловых отношениях.
Руководители многих учреждений, предприятий придерживаются мнения, что лучший подарок подчиненному – это премия. В крайнем случае можно предоставить ему оплачиваемый выходной день: как говорится, дешево и сердито. Но проведенные опросы дали парадоксальный результат: оказывается, даже небольшой подарок, врученный прилюдно, получить гораздо приятнее, нежели денежную добавку, без лишних сантиментов выплачиваемую в зарплату. Если и ограничиться денежной премией, то вручать ее надо торжественно, в конверте и в присутствии коллектива. В больших учреждениях, где дирекция внимательно относится к работникам, обычно выбирается специальный человек, ответственный за поздравления, а расходы на них планируются отдельной строкой бюджета.
По случаю ведомственных и традиционных праздников сотрудникам можно устроить ужин в ресторане, в крайнем случае – торжественное чаепитие. Нежелательно банкет устраивать в офисе. На подобных мероприятиях начальству следует сказать благодарственную речь всему коллективу и персонально отметить особо отличившихся. Обязательно нужно упомянуть сотрудников-ветеранов учреждения, фирмы или предприятия. Неплохо при этом вручить каждому из подчиненных небольшой подарок – хорошую ручку или набор офисных принадлежностей, часы, зажигалки, брелок для ключей, визитницу или записную книжку. Будет идеально, если на этих предметах будет выгравирована символика или логотип фирмы, от которой они преподносятся.
Что действительно может вызвать затруднение, так это выбор подарка для руководителя – самого высокооплачиваемого и влиятельного сотрудника учреждения или фирмы. Чуть выше стоимость – и подарок можно рассматривать как заискивание.
Вообще, в соответствии с международными стандартами, преподносить руководителю подарок лично от себя неэтично. Если вы хотите поздравить его с праздником, то можно собрать чисто символическую сумму всем коллективом и купить, например, цветы, красивую записную книжку, какой-нибудь канцелярский набор и коробку конфет. Последнее не подарок, а приложение. Для начальника лучше покупать подарок, который пригодится в работе или создаст приятную обстановку в кабинете: картину, ежедневник, красивую ручку, папку, деловую сумку.
Подарок – это проявление вашего внимания, поэтому не стоит дарить патрону что-то слишком дорогое, чтобы человек не чувствовал себя вам обязанным. Хорошим тоном всегда считалось делать подарки своими руками. Например, можно изготовить вместе стенгазету с фотографиями вашего начальства и всего коллектива, с чувством юмора и учетом индивидуальных особенностей шефа и каждого сотрудника.
Если глава учреждения – мужчина, не следует дарить ему пену для бритья, одеколоны и прочую банную атрибутику. Женщине-шефу ни в коем случае не стоит дарить нижнее белье и духи.
Секретарь может сделать подарок своему шефу, он должен быть скромным и носить деловой характер.
Нередко случается, что кто-то из приглашенных по каким-либо причинам не может присутствовать на торжестве: плохое самочувствие, командировка и т.п. В этом случае просят коллег, близких знакомых, чтобы они передали извинения, поздравления и подарок. Вместе с подарком виновнику торжества следует отправить поздравительную открытку. В том случае, если близкий человек не может присутствовать на торжестве и передает подарок через третье лицо, обязательно благодарят и его, отсылая ему открытку или письмо, и того человека, кто передает подарок. Благодарность за маленькие презенты можно выразить по телефону или послать по электронной почте или факсу. Этому же человеку адресуются все слова, высказанные по поводу самого презента.
Один совет: никогда не полагайтесь на чудодейственную силу подарков. Если подчиненный работает из рук вон плохо или от сотрудничества с вами партнер несет убытки, то никакие подношения не помогут.
Для того чтобы принять что-нибудь в подарок, тоже существуют правила этикета. Во-первых, при получении подарка не нужно откладывать его в сторону. Развернув упаковку, необходимо сразу же высказать слова благодарности за полученный презент. При этом нужно смотреть на самого дарящего, а не его подношение. Делать это нужно всегда, в любом случае, даже если то, что содержится в упаковке, не совсем то, что хотелось бы получить. Благодарность – это прежде всего знак внимания и уважения к тому человеку, который старался сделать приятное.
При получении даже самого недорогого и, на ваш взгляд, совсем непригодного подарка очень важно не просто выразить благодарность, но и сказать, что это самый замечательный подарок, о котором лишь можно было мечтать. Не надо сравнивать подарки и отдавать какому-то из них предпочтение: это может обидеть даривших.
Но не стоит кидаться из одной крайности в другую – преувеличенно радоваться всему, что приносят, громко комментировать каждый подарок или едва глядеть на дарителя, выжимая из себя вежливую улыбку, и бормотать нечто нечленораздельное.
Нужно вести себя ровно, стараясь как можно радушнее (но без сильных эмоций) приветствовать каждого дарителя, поблагодарить его. И дорогой подарок, и бесхитростный сувенир следует принимать с одинаковой сердечностью.
Если для подарков приспособлен специальный столик, то их следует разложить на нем. Если же такого места нет, то подарки уносят куда-либо, чтоб они не занимали много места.
Если кто-нибудь явится без подарка, то приветствуйте его так же сердечно, как остальных. Поблагодарите его за то, что он оказал внимание своим визитом, употребите весь свой такт для того, чтобы не обидеть гостя, чтобы тот не почувствовал своей оплошности.
Случается иной раз, что двое или трое гостей придут с одинаковыми подарками. Они не должны заметить вашего иронического отношения или недовольства. Более того, сделайте так, чтобы они сами не были смущены этим обстоятельством – постарайтесь спрятать подарки-близнецы.
Подарок, который был сделан своими руками, во много раз приятнее, и, согласно правилам этикета, за такой презент нужно благодарить вдвойне.
Правила хорошего тона говорят, что, принимая в подарок конфеты, вино, сигареты, нужно разделить их между присутствующими. Хотя такое благожелательное отношение к подаркам не всеми и не везде будет расценено одинаково. Например, так принято в нашей стране. Однако в большинстве стран Европы и Америки подобное поведение считается предосудительным. Подарок делается определенному человеку и принадлежит только ему.
А как быть, если подарок вам не понравился? Совет один – не подавайте виду. Ведь, выбирая подарок, даритель беспокоился о вас, искренне хотел сделать вам приятное. Не угадал? Ну что ж, бывает… Ничего страшного. Вы его благодарите за заботу, и он этого заслуживает.
И еще. По каким причинам вы можете не принять подарка? Вопрос сложный, и причин может быть много. Например, высокая, очень высокая стоимость самого подарка или его неуместность. Отказ от подарка – очень ответственный поступок, который может быть мотивирован исключительно принципиальной позицией или бестактностью дарящего. Бывает и так, что именно от данного человека вы не хотите, даже не вправе принимать подарка, а он все же его принес.
Во всех подобных случаях нельзя отделываться простыми восклицаниями, вроде: «Нет, я не могу это принять». Такие возгласы – прямой путь к скандалу, выяснению отношений. Отказываться надо решительно, но аргументировано, так, чтобы даритель мог более спокойно выйти из этого щекотливого положения. Непременно надо объяснить причину отказа. И обязательно присовокупите, что вы благодарны за внимание.
Если вы не можете принять подарок, сразу верните его с короткой запиской примерно такого содержания: «Считаю невозможным для себя принять ваш подарок и потому возвращаю его вам». Сохраните копию этой записки. С дарителем этот вопрос больше не обсуждайте.
Правила хорошего тона не требуют, чтобы одаряемый, получив подарок, отплатил тем же, то есть нанося ответный визит, можно и не покупать что-то в подарок, тем более превышающее по стоимости полученный презент. Вполне можно преподнести небольшой сувенир, который не выходил бы за рамки приличия.
Особое внимание следует проявить, если подарок предназначается для подношения на деловых встречах, носящих международный характер. Протокольная группа в этом случае должна изучить национальные и культурные особенности страны того участника деловой встречи, для которого предназначен подарок; следует досконально знать, что принято и что не принято дарить в той стране, из которой приехал государственный деятель или бизнесмен, каковы особенности самого процесса дарения.
Сегодня практически каждая организация имеет протокольную группу или хотя бы одного сотрудника, хорошо знакомого с нормами делового этикета и способного дать необходимую консультацию.
Подарки дарят зарубежным деловым партнерам – в знак приветствия, по поводу знаменательного события, за участие в том или ином мероприятии, совместной поездке и т.д. Вообще, иностранным деловым партнерам можно дарить сувениры, имеющие национальный характер: гжельскую керамику, жостовский поднос, палехские изделия. Исключение составляют матрешки: их слишком много за рубежом. Однако следует помнить, что традиции, связанные с подарками, разнятся от страны к стране. Правила, определяющие уместность того или иного подарка, сильно зависят от традиций страны, а те, в свою очередь, от ее местоположения.
Так, например, японцам не следует преподносить четыре предмета, так как в Стране восходящего солнца это число связывают со смертью. Вообще, в стране традиций – Японии – существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Он называется осейбо и сохранился с незапамятных времен до наших дней. Его сумма исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно, а предметы дарения традиционны и представляют собой продукты, такие, как чай, кофе, масло, морепродукты. В то же время знатоки японского менталитета и традиций советуют не стараться первыми дарить японцам деловые подарки, а ответные подарки должны быть немного дешевле.
Крайне бестактно дарить индийцам предметы из воловьей кожи (папки, портмоне, органайзеры и т.д.), так как корову они считают священным животным.
В Китае принято, чтобы подарки делались не определенному лицу, а всей организации, т.к. местные правила запрещают принимать персональные подарки. Не дарите часы, символизирующие смерть
Необходимо отметить, что представители европейских деловых кругов очень щепетильно относятся как к получению, так и к вручению подарков, которые рассматриваются не только как символы и знаки внимания, а как инструменты оказания определенного давления на психику партнера. Кодексы поведения госслужащих в европейских странах осуждают подобную практику.
В Великобритании выработан определенный ритуал дарения и определен круг товаров, которые рассматриваются именно как подарки. Это календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, а на Рождество – алкогольные напитки. Другие товары рассматриваются не как знаки внимания, а как средство давления на партнера. В деловых отношениях российским госслужащим и бизнесменам лучше не только не напрашиваться на подарки, но и вести себя так, чтобы исключить для английской фирмы возможность подарить вам ту или иную вещь. От этого ваша репутация как делового партнера будет намного выше.
В Финляндии на праздники, особенно в Рождество и Новый год, принято поздравлять друзей и коллег. Лучше всего подарить красивую открытку. Если же вы хотите преподнести какой-нибудь подарок, то имейте в виду, что он не должен быть очень дорогим, чтобы не поставить вашего партнера в неловкое положение. В Финляндии пользуются популярностью русские самовары, продукция народных промыслов, особенно расписные изделия (подносы, шкатулки, игрушки и т.д.), гжель, дымковская игрушка, а также красная и черная икра и русская водка.
В деловом мире Швеции существует традиция поздравлять друг друга, а также от лица компании или организации – своих партнеров с Рождеством или Новым годом. При этом часто не ограничиваются открыткой, а посылают какой-либо подарок. Обычно это корзина с набором деликатесов, включая вино, соленого лосося, сыры, ветчину, копченую лосятину и т.д. Принято также поздравление с днем рождения или какой-нибудь знаменательной датой. В порядке вещей – периодически преподносить своим партнерам недорогие подарки. Как правило, это различные фирменные и национальные сувениры, иногда производимая фирмой продукция. Из российских сувениров особой популярностью у шведов пользуется русская черная икра, хорошим подарком являются изделия народных промыслов, платки и шали, лазерные диски с классической музыкой, шоколадные конфеты.
Во Франции не принято вручать подарки своему партнеру, тем более в ходе первой встречи. Когда деловая встреча состоялась и результаты налицо, успешное завершение переговоров можно отметить, организовав ужин. При желании вручить сувенир допускаются книга или лазерный диск, отвечающие вкусам партнера.
В Германии подарки в деловом общении также не приняты.
В Латинской Америке принято дарить календари, фирменные авторучки, записные книжки, напитки, изделия народных промыслов, красочно оформленные корзины с набором продуктов к праздничному столу. Не дарите аргентинцам ножи. Любой острый предмет должен иметь пробку на конце или быть как-то иначе упакован.
За исключением Рождества, у североамериканцев нет установленных дат для вручения подарков, как нет и определенных предметов, предназначенных для этой цели. Однако рекомендуется деловым партнерам из США делать относительно недорогие подарки (не более 50 долларов, желательно 10-25), за исключением особых случаев, когда подарок делает кто-то из высшего руководства учреждения или корпорации.
Не стоит дарить острые и колющие предметы – кинжалы, шпаги, перочинные ножи, так как во многих странах это является дурной приметой. Спиртное также не считается хорошим подарком деловому партнеру; на подобный шаг можно решиться только в том случае, если вы хорошо знаете человека и уверены, что предложенный напиток действительно отвечает его вкусам.
Очень щекотливый вопрос – цена делового подарка. Вручая слишком ценный презент, вы ставите человека в неловкое положение: он будет считать, что обязан отблагодарить вас и преподнести вам не менее дорогую вещь. Наконец, нельзя дарить подарки, которые могут быть расценены как взятка, компенсация за оказанную помощь или попытка оказать давление. При вручении презента следует быть предельно деликатными, чтобы у партнера не возникло никаких подозрений.
Такие принципы по существу превращают подарок в символ или знак доброго отношения людей друг к другу и не позволяют их использовать для подкупа или шантажа должностных лиц.
В США существует определенный тариф, регламентирующий стоимость деловых подарков. Разумеется, это не жесткие правила:
Следует отметить, что обмен подарками между людьми на Западе распространен не так широко, как в России, поэтому к дарению следует относиться с осторожностью. А вот при переговорах с азиатскими партнерами обойтись без подарков практически невозможно.
Другие публикации по теме:
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.