подать это в древней руси

ПОДАТИ

Смотреть что такое «ПОДАТИ» в других словарях:

подати — Подать подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. 25. Не бо своими страстьми помыслъ съвладаеть, нъ тѣлесьныими, рекъше, помысла не можеть никъто … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

ПОДАТИ — в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2 й пол. 19 в. подати были заменены… … Большой Энциклопедический словарь

податиѥ — ПОДАТИ|Ѥ (3*), ˫А с. 1.Подаяние: аще не таковоѥ извѣстиѥ прѣдълежало. многы лѣнивѣиши бы створилъ. ѡ мл(с)тни податиѥ. (δόσιν) ПНЧ 1296, 103 об. 2. Предоставление; дарование. Перен.: аще ли при(и)мъ [находящийся при смерти] причащени˫а. пакы къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

ПОДАТИ — ПОДАТИ, до сер. 19 в. название различных денежных налогов (см. ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ). Социальные группы, платившие П., назывались податными сословиями. Во 2 й половине 19 в. П. заменены системой налогов, охватывавшей всё население … Русская история

подати — ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл. 1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же бл҃женыи призвавъ иконома подасть ѥмѹ гривьнѹ злата. ЖФП XII, 45б; по приключаю же не подаша… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

подати — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь

Подати — I. НА СВЯТИЛИЩЕ Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1 9; 35:4 29; 36:4 7; 38:24 29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2 9) и второго храмов… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Подати — Подать в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население… … Википедия

подати — платить подати • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Подати — Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова наиболее правильное как в теории, так и в законодательстве. В т. V Св. Зак. П. названы только следующие налоги: а) подушная и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Подать

По́дать — в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века.
В феодальное время от податей частично освобождалось население привилегированных светских и церковных вотчин. В XV—XVII вв. подати платились с определённых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть), с 1768 года — со двора. В 1718 году Петр Великий ввел подушную подать, от которой были освобождены только дворяне, несшие действительную службу, и духовенство; единицей обложения стала «душа» мужского пола. В XVII в. круг лиц, освобождённых от податей, расширился за счёт неслужилого дворянства и купечества. Плательщиками податей остались мещане в городах и крестьяне в сельской местности, которые и составляли «податные сословия» — характерную черту позднего феодализма в России.

См. также

Налоги в миреПрямые налогиНалог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капиталаКосвенные налогиНалог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налогИсторические налогиЕдиный социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалетыДаньДвоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | ПродразвёрсткаСборГосударственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сборКонтрибуцияДатские деньги | Репарации | РеституцияПрочееНалогообложение | Налог | ПеняНе являются налогамиСтраховая премия | Оброк | Чинш | Откуп

Полезное

Смотреть что такое «Подать» в других словарях:

ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, и, мн. и, ей и ей, жен. В царской России до второй половины 19 в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. | прил. податной, ая, ое. Податные сословия (платившие подати: крестьяне, мещане). П. инспектор. II. ПОДАТЬ, ам, ашь, аст,… … Толковый словарь Ожегова

ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, и, мн. и, ей и ей, жен. В царской России до второй половины 19 в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. | прил. податной, ая, ое. Податные сословия (платившие подати: крестьяне, мещане). П. инспектор. II. ПОДАТЬ, ам, ашь, аст,… … Толковый словарь Ожегова

подать — См … Словарь синонимов

ПОДАТЬ — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества налогоплательщика. Была распространена при феодализме. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е … Экономический словарь

ПОДАТЬ — ПОДАТЬ, подати, мн. подати, податей, жен. (ист.). Подушный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Подать — (лат. vectigal, veno; англ. tax) вид прямого денежного налога, взимавшегося в Российской империи до 2 й половины XIX в. В т. V Свода законов Российской империи П. названы только следующие налоги: подушная и оброчная П. в Сибири, сбор с евреев… … Энциклопедия права

подать — I по/дать и; ж. В России до 1917 г.: налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Платить, собирать подать. II пода/ть да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; пода/й; по/дал, ла/, ло; по/данный; дан, а/ и а, о; св … Словарь многих выражений

подать — 1) подать и, ж. ист. Налог, взимавшийся с крестьян и мешан в дореволюционной России. Землепашцы по старым феодальным законам платили подати церкви и помещикам. Федин, Иоганн Вольфганг Гете. 2) подать дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; прош.… … Малый академический словарь

подать — (не) подать виду • действие платить подати • действие подать голос • действие подать добрый совет • действие подать жалобу • действие подать заявку • действие подать заявление • действие подать идею • демонстрация подать иск • действие подать… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

подать — Подавать надежды говорится о человеке, от к рого есть основания ожидать успехов в какой н. области деятельности, на каком н. поприще. Молодой музыкант подает надежды. Подать повод кому чему доставить возможность действовать или думать… … Фразеологический словарь русского языка

Источник

Словари

отт. Плата за что-либо.

2. Приношение, пожертвование; дар.

ДАНЬ, дани, жен. (книжн.).

1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.

2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.

1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.

2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н. (книжн.). Принести д. уважения кому-н.

3. перен., чему. Вынужденная уступка чему-н. Д. моде. Д. традиции.

Отдать дань кому (чему) оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).

1) В старину: подать с населения или денежный либо натуральный налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

Князь Игорь был убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

2) перен., чего, книжн. То должное, что нужно воздать кому-л. или чему-л.

Принести дань уважения.

Дань сыновней любви.

Забуду ль гордую, мучительную деву, или к ее ногам, ее младому гневу, как дань привычную, любовь я принесу? (Пушкин).

3) перен., чему Необходимая или невольная уступка чему-л.

да́нник ист., да́нница ист., безда́нный

Исконно русское слово общеславянского происхождения. Производное от древнерусского дати (← о.-слав. * dati).

1. В Древней Руси и некоторых других странах: по́дать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью.

2. То, что следует воздать; должное. Заплатить д. уважения. Нести д. благодарности, памяти кому-л. Примите эту книгу как д. искренней любви и признательности.

4. Жарг. Сбор деньгами или натурой (в пользу вымогателей).

Подать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побежденного племени, народа.

С востока, из-за Волги, пришел чужой, иноязычный народ, и ханы его наложили тяжелую дань на вольные племена. Либединский, Горы и люди.

То, что следует воздать; должное.

Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения. Писарев, Базаров.

Необходимая или невольная уступка чему-л.

1) (кому-чему) воздавать должное, ценить в полной мере.

Росло души неясное желанье, Со счастьем грусть мешалась пополам; То юности платил, должно быть, дань я. А. К. Толстой, Портрет;

2) (чему) делать неизбежные уступки.

Не думайте, что одни ограниченные умы платят дань предрассудкам своей касты. Герцен, Письма об изучении природы.

 подать, которую должны были платить побежденные победителю.

1. Дар, подарок, приношение:

Даже кто запъртить или тѹ дань и се блюдо. да сѹдить ѥмѹ б҃ъ Гр ок. 1130; сребро и золото. вина и медове. брашьна чьстьна˫а и быстрии кони. и домове красьнии и велиции. и имѣни˫а многа. и и дани и чьсти бещисльны. СкБГ XII, 9г; на поданиѥ прошениѥмь дань. зане же они приобрѣтаахѹ. УСт XII/XIII, 237 об.; ѥлико ѿ родитель своихъ. на ѹтварь и ч(с)ть дани быша имъ. МПр XIV, 179 об.; и ничтоже высокыхъ разѹмѣти могыи. но все стѩжаньѥ. и лихвы и дани и прибытъкы. и коръчемьства. (δανείσματα) ПНЧ XIV, 87в; вздадите кесарева кесареви. а б҃ь˫а б҃у. овому дань. оному же страхъ. (τὸ τέλος) ГБ XIV, 206в; первыи д҃нь ключи полатии цр҃ьковныхъ ѿ˫аста. и городъ е˫а и дани что бѩше далъ. цр҃кви тои кнѩзь Андрѣи. ЛИ ок. 1425, 211 (1175).

Се азъ мьстиславъ… повелѣлъ ѥсмь сн=ѹ своѥмѹ всеволодѹ ѿдати бѹицѣ ст҃мѹ геѡргиеви съ данию и съ вирами и съ продажами. Гр ок. 1130; а городискымъ попомъ. не пошло дани има на новгородь<с>комъ погосте. вдаи ѡпѩть. Гр 1270 (новг.); насильѥ творѩ. или дани бѣга˫а. КН 1280, 542в; иже береть н(а) людехъ ц(с)рьскы˫а дани. КР 1284, 126в; то же МПр XIV, 159 об.; бѩше да прѣданъ бѹдеть. рекше въ простыѩ люди дань даѩти въчтенъ бѹде(т) (παραδοθησόμενον) КР 1284, 235г; да утвердитсѩ селу проданье пре(д) су(д)ею. и да вдастьсѩ въ людьскую дань цѣна про(д)наго. и написанье цѣны. (τῷ δημοσίῳ) Там же, 292б; Тоі же зимы придоша нѣмци на водь с чюдью. і повоеваша и дань на нихъ възложиша. ЛН XIII-XIV, 128 (1240); ре(ч) бо ратиборъ ц(с)рю. новгородци тебе. не слѹшають. мы дани прошали тобѣ. і они на(с) выгнали. Там же, 149 (1270); дондеже свыше приимаше приѡбрѣтаниѥ, въ мирѣ и тихости пребываше, всѣхъ имѣ˫а повинѹющимъсѩ ѥмѹ и дани несѹще (δασμόν) ГА XIII-XIV, 96б; примѹчивъ Масана, ц(с)рѩ Моавьска(г), и бы(с) ѥмлѩ ѹ него дань по всѩ лѣ(т) ˫агнѩтъ тысѩщь ·р҃· а порозъ тысѩщь ·р҃· (φόρον) Там же, 116б; а за волокъ ти кнѩже своѥго мѹжа не слати. прода˫ати ти дань сво˫а новгородцю. Гр 1304-1305 (1, новг.); ненадобѣ имъ никоторая дань, ни ямъ, ни подвода, ни тамга, ни осмьничее, ни иныи которыи пошлины к городу, ни къ волостемъ. Гр 1361-1365 (твер.); не надобѣ ему нико-тора˫а дань н(и) ˫амъ ни подвода ни тамга Гр 1362-1374 (моск.); иже то. што жь. коли все землѩне. имуть давати. дань. ѹ Татары. то серебро. имѣють тако же тии люди. Гр 1375 (ю.-р.); а се суть инии ˫азыци. иже дань дають Руси. Чюдь. Мерѩ. Весь. Мурома. ЛЛ 1377, 4 об.; поиди кнѩже с нами в дань. да и ты добудеши и мы. <и> послуша ихъ Игорь. иде в Дерева в дань. и примышлѩше къ первои. да<н>и Там же, 14 об. (945); и ре(ч) Вѩтичемъ. кому дань даете. ѡни же р(ѣ)ша Козаромъ по щьлѩгу. Там же, 19 (964); и далъ мои братъ кн҃зь скирикгаило. ѹсю тую дань што нь есть дохода дань серебренаѩ. бобры белки и лукна всѩ и лю(д) ѹси Гр 1387 (1, з.-р.); А на Козловъ бродъ слати ти своего данщика, тѣмъ тѩ есмъ пожаловал. А что зберет, тому ити в мою казну, в го-родьскую дан<ь>. Гр 1389 (1, моск.); и которыи с҃нъ мои возме(т) да(н) на свое(м) ѹдѣлѣ. то тому и есть. Гр 1389 (2, моск.); да˫ати ѿ дани цр҃кви ст҃ою десѩтую часть. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 39б; има||ти пискɤпомъ десѩтинѹ ѿ даниі и ѿ виръ. УСвят 1137 сп. сер. XIV, 630а-б; да не испросѩть перьси дани земны˫а ни въздушны˫а. ѹставивъ бо пришло ѥсть даньѥ. дани (φόρους) СбЧуд XIV, 133а; да преданъ будеть въ просты˫а лю(д) дань да˫ати. МПр XIV, 160 об.; силныхъ налога. ѿ лѣта бываѥмы˫а дани. ГБ XIV, 169в; гради твои могѹть большюю дань дати (ἐξόδους) Пч к. XIV, 46 об.; обиходѩше всю русьскую землю. дани і ѹроки ѹстав-лѩющи. ПрП XIV-XV (2), 185б;

Тъгда о мавританиискѣи странѣ ничьсо же заповѣдахомъ. занѥ подъ данию африкиискою быти ѥи. (διὰ τὸ εἰς τὰ τέλη τῆς ‘Αφρικῆς κεῖσθαι αὐτὴν) КЕ XII, 128а;

ц(с)рь же Леѡнъ съ Ѡлександро(м). миръ ств(о)риста съ Ѡльго(м). имъшесѩ по дань и ротѣ заходивше межи собою. ЛИ ок. 1425, 12 об. (907).

Брать/ взять (собирать/ собрать) дань с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.

Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3. кому, чему. Уделять внимание кому-л., чему-л. ФСРЯ, 322.

Отдать дань природе. Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 101.

Облагать/ обкладывать данью кого. Разг. Шутл.-ирон. Заставлять кого-л. давать взятки. СП, 202.

Сбор средств с осужденных для нужд вора в законе.

Источник

Доход государства состоит из многих видов платежей, и основная его часть приходится на налоги, которые подлежат обязательной уплате. Налоговый кодекс даёт определение, кто является сборщиком налогов. Это могут быть государственные и иные уполномоченные организации, органы самоуправления. Непосредственно сборщик налогов – должностное лицо, которое уполномочено на сбор платежей и перечисление их в бюджет.

подать это в древней руси. Смотреть фото подать это в древней руси. Смотреть картинку подать это в древней руси. Картинка про подать это в древней руси. Фото подать это в древней руси

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.

подать это в древней руси. Смотреть фото подать это в древней руси. Смотреть картинку подать это в древней руси. Картинка про подать это в древней руси. Фото подать это в древней руси

Сбор налогов

Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов – налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.

Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог – жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.

Первоначально сборщик налогов – это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам – сборщикам налогов.

Древний Рим

В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.

Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Он по своей сути был тем же, что и современной таможенник.

подать это в древней руси. Смотреть фото подать это в древней руси. Смотреть картинку подать это в древней руси. Картинка про подать это в древней руси. Фото подать это в древней руси

Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом – посланником.

подать это в древней руси. Смотреть фото подать это в древней руси. Смотреть картинку подать это в древней руси. Картинка про подать это в древней руси. Фото подать это в древней руси

Сбор налогов в древней Руси

Был назначен определённый размер и места сбора дани – становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей – приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

Источник

История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»

подать это в древней руси. Смотреть фото подать это в древней руси. Смотреть картинку подать это в древней руси. Картинка про подать это в древней руси. Фото подать это в древней руси

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:

Литература:

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *