подготовка к гиа по истории россии
ОГЭ по Истории
Информация об экзамене
ОГЭ по истории охватывает знания курса истории с древности по настоящее время.
Работа состоит из двух частей и 35 заданий.
Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, последовательности цифр или слова (словосочетания).
Вторая часть содержит 5 заданий с развернутым ответом.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
В первой части работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:
В каждый вариант включены два задания по истории Великой Отечественной войны (14, 15). На отдельных позициях каждого варианта представлены задания, направленные на проверку знания выдающихся деятелей отечественной истории (9, 19), основных фактов истории культуры (10, 20), умения работать с исторической картой, схемой (21), иллюстративным материалом (22).
Задания 23–35 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, могут относиться к любым периодам истории – с VIII в. по 2012 г. При этом в каждом из заданий 23–35 могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
ИСТОРИЯ
2021—2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ОГЭ по истории 2022 года с решениями.
2020—2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ОГЭ по истории 2021 года с решениями.
2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ОГЭ по истории 2020 года с решениями.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ГИА
демонстрационная версия ГИА по истории 2014 года с решениями.
демонстрационная версия ГИА по истории 2015 года с решениями.
демонстрационная версия ГИА по истории 2016 года с решениями.
демонстрационная версия ОГЭ по истории 2017 года с решениями.
демонстрационная версия ОГЭ по истории 2018 года с решениями.
демонстрационная версия ОГЭ по истории 2019 года с решениями.
МИОО: Тренировочная работа по истории 24.10.2013 с решениями: вариант ИСТ9102.
МИОО: Тренировочная работа по истории 28.02.2014 с решениями: вариант ИСТ90401.
МИОО: Тренировочная работа по истории 28.02.2014 с решениями: вариант ИСТ90402.
МИОО: Тренировочная работа по истории 20.05.2014 с решениями: вариант ИСТ90801.
МИОО: Тренировочная работа по истории 20.05.2014 с решениями: вариант ИСТ90802.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 04.12.2014 с решениями: вариант ИС90101.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 04.12.2014 с решениями: вариант ИС90101.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 04.12.2014 с решениями: вариант ИС90102.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 21.04.2015 с решениями: вариант ИС91001.
СтатГрад: Тренировочная работа по истории 21.04.2015 с решениями: вариант ИС91002.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
МИОО: Диагностическая работа по истории 09.12.2013 с решениями: вариант ИСТ90201.
МИОО: Диагностическая работа по истории 09.12.2013 с решениями: вариант ИСТ90202.
МИОО: Диагностическая работа по истории 15.04.2014 с решениями: вариант ИС90601.
МИОО: Диагностическая работа по истории 15.04.2014 с решениями: вариант ИС90602.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 23.01.2015 с решениями: вариант ИС90701.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 23.01.2015 с решениями: вариант ИС90702.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 18.03.2015 с решениями: вариант ИС90601.
СтатГрад: Диагностическая работа по истории 18.03.2015 с решениями: вариант ИС90602.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И РЕПЕТИЦИОННЫЕ РАБОТЫ ГИА
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1306.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1321.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1322.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1301.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1304.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1309.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1315.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1317.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1320.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1325.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1307.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1308.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1311.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1314.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1318.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1319.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.
ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1326.
СтатГрад: Репетиционная работа по истории 14.05.2015 с решениями: вариант ИС91101.
СтатГрад: Репетиционная работа по истории 14.05.2015 с решениями: вариант ИС91102.
Советы эксперта: как сдать ОГЭ по истории
Да, это действительно так. Школьники в 9-м классе историю знают плохо, и экзамен кажется им очень сложным. Многие девятиклассники не решаются идти на этот экзамен, выбирая другие, более простые предметы. Нередко бывают и случаи, когда школьник сначала выбирает историю на ОГЭ, но затем, оценив масштаб катастрофы, объем работы и материала, отказывается от этого предмета, переключаясь, например, на более простое обществознание.
Исключительно в школе подготовиться к этому экзамену можно, хотя задача эта не из легких. В 9-м классе на уроках идет изучение новых тем, например, в программу входят события XX века. При этом учитель должен находить время, чтобы повторять с классом весь курс истории начиная с 6-го класса, иначе экзамен не сдать. Школьных уроков для этого явно недостаточно, даже если история стоит в расписании два-три раза в неделю. Ребенку нужен высокий уровень самоорганизации, которую редко можно встретить в 9-м классе, чтобы самому взяться за повторение ранее пройденных тем. Либо требуется помощь извне — репетитор, курсы.
Наиболее сложные темы относятся к истории XX века — это события 1917 года и гражданской войны. Это связано с тем, что в начале XX века в стране происходили глубокие перемены, а их предпосылки надо искать в более ранних эпохах. В этом и есть главная трудность. Чтобы понять события XX века, нужно хорошо знать прошлую эпоху, хотя бы XIX век, а в 9-м классе ребятам еще сложно строить причинно-следственные связи. К тому же история XX века изучается в школе очень глубоко, есть годы, когда события происходили буквально каждый день, и все их нужно запомнить.
На втором месте в топе наиболее сложных тем идут русские географические экспедиции. Девятиклассники плохо ориентируются по карте, поэтому у многих возникают трудности с выполнением таких заданий. На третьем месте — вопросы на развитие русской культуры разных эпох. Здесь нужно продемонстрировать знание различных памятников культуры, архитектуры, живописи. Требуется знать всех авторов, время создания произведений и даже то, как они выглядят! Ведь по этой теме на экзамене есть отдельное задание на работу с иллюстрацией. Еще лет пять назад такое задание можно было отнести к олимпиадному уровню, а сегодня это уровень ОГЭ.
Могу сказать, что за последние несколько лет экзамен усложнился. Видимо, за счет этого в школах пытаются повысить уровень требований к старшеклассникам по истории: идет поэтапная подготовка к тому, чтобы ЕГЭ по этому предмету сделать обязательным для всех выпускников. Такую возможность уже давно обсуждают в Минобре.
Что касается самых простых тем, лучше всего школьникам дается XVIII век, поскольку там были такие яркие правители, как Петр I и Екатерина II. Также ребята хорошо знают историю Древней Руси. На один век там приходится совсем мало событий и соответственно небольшой объем информации для запоминания. Кому-то неплохо дается и XIX век. Это связано с тем, что школьная программа по некоторым предметам, например, по литературе и истории, идет почти синхронно. Школьники к моменту изучения XIX века по истории уже успевают пройти какую-то литературу этого времени и могут на нее опираться, когда разбирают соответствующие исторические события. А вот литература XX века в школе изучается совсем недолго, так что этот период в истории России дается далеко не всем девятиклассникам.
Экзамен состоит из 35 вопросов, в части 1 школьникам предлагается выполнить 30 заданий, в части 2 — пять заданий. В первом разделе собраны задания с выбором ответа на знание дат, фактов, событий, терминологии, на работу с источниками, картой и иллюстрациями. Это вопросы базового и повышенного уровня сложности.
Во второй части находятся задания высокого уровня сложности, где требуется дать развернутый ответ. Самые трудные вопросы — № 34 и № 35. В задании № 35 требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Это хорошая проверка знания материала и того, как школьники могут анализировать и систематизировать данные. В задании № 34 надо сравнить какие-то события или явления. Например, нужно написать, что общего в правлении Петра I и Екатерины II. Требуется на основе фактов показать сходства и различия двух этих эпох. Это уже проверка на глубокое и осмысленное знание истории.
Все задания части 1, кроме двух, оцениваются в 1 балл. За задания № 24 и № 26 можно получить по 2 балла, при этом они совсем не сложные, можно даже сказать самые легкие. Одно из них на работу со статистикой. Здесь не требуется знать историю, а нужно лишь внимательно просмотреть предложенные статистические данные. Второе двухбалльное задание — на соответствие между событиями, датами и событиями, между именами авторов и их произведениями. Как правило, подавляющее большинство школьников справляются с ними без ошибок.
Во второй части три задания оцениваются в 2 балла и два задания — в 3 балла. Всего за работу максимально можно получить 44 балла, а пятерка ставится за результат от 35 баллов. Могу сказать, что максимум на экзамене заработать вполне реально и у меня были ученики, которые его получали. Не говоря уже об отличной оценке, где в запасе есть разброс в целых 9 баллов — от 35 до 44.
Главное — это регулярное повторение того, что изучается. К сожалению, наша память устроена таким образом, что информация, которая не используется, быстро забывается. А история — это не тот предмет, которым мы пользуемся в повседневной жизни. Запомнить большой объем материала и не забыть его к экзамену помогут различные методы, например, метод ассоциаций. Лучше, когда ребенок сам выстроит ассоциативный ряд на ту тему, которую он разбирает, а педагог должен направить его в правильное русло.
Кроме того, я рекомендую своим ученикам использовать и менее системный способ, который условно можно назвать «Найди жертву». Метод заключается в том, чтобы материал каждой пройденной темы вслух рассказывать своему собеседнику, например, маме, папе, бабушке, другу. Могу сказать, что по моему опыту это наиболее эффективный метод запоминания фактологии, систематизации материала, понимания связи между событиями. Ведь рассказываем мы все это структурно и вслух. И конечно же начинать готовиться нужно заранее, за год вполне реально постепенно пройти все темы и подойти к ОГЭ по истории во всеоружии.
Все внимание на повторение дат. Знание дат позволяет выполнить большинство заданий, потому что много вопросов ориентированы на хронологию. Как лучше всего запоминать даты, учитывая что их очень много? Прежде всего проводите параллели. В истории их множество. Многие даты завершаются на одни и те же цифры, например, 1097 год — съезд князей в г. Любече, 1497 год — Судебник Ивана III, 1597 год — Урочные лета Федора Иоанновича. Или другой пример: 1054 год — составление «Правды Ярославичей», 1654 год — вхождение левобережной Украины в состав России, 1654 год — начало русско-польской войны. Конечно здесь все индивидуально и нужно, чтобы каждый ученик сам нашел для себя такие схемы в датах и их запомнил.
Еще один эффективный способ структурирования информации — запоминать даты в связке событий, когда в один год их происходит много. Например в 1113 году происходит Киевское восстание, записывается «Повесть временных лет», а Владимир II Мономах издает свой устав, в 1714 году выходит указ о единонаследии, вводится подушный налог, проходит Гангутский бой. Это помогает быстро запомнить даты и события.
В этом задании девятиклассникам предлагается текст из исторического источника. Требуется провести атрибуцию источника, то есть определить, к какому веку он относится, кто его автор, какому правителю соответствуют события.
Иногда уже в самом названии источника содержится подсказка. Например, указано, что это отрывок из циркуляра. Само понятие циркуляра у нас фигурирует очень редко. Например, существует «Циркуляр о кухаркиных детях». Большая вероятность, что отрывок взят именно из этого источника. Если, например, предложен фрагмент из декларации, понятно, что скорее всего документ относится к XX веку, а, если фрагмент из наказа, то ко времени Екатерины II, так как самые известные наказы вышли именно в ее период.
Далее нужно искать в тексте маркеры — слова-подсказки. Например, названия органов власти. Если речь идет о коллегиях, документ относится к периоду от Петра I до Александра I, если о министерствах, то это время, начиная с Александра I. Таким образом, маркеры сужают радиус поиска по времени и помогают с атрибуцией документа.
Это тоже задание по тексту. Требуется найти предложение в первом или во втором абзаце, которое ниже подтверждается в тексте. Доказать свою мысль нужно двумя фактами из текста. Это задание на внимательность, знание истории тут не требуется.
Подсказка следующая: логика нашего языка такова, что искомое предложение будет первое в абзаце. В 90% случаев ответ именно такой.
В этом задании предлагается ситуация и три вопроса по ней — найти год события, последствия или причины события. Здесь опять же нужно искать маркеры-сигналы, чтобы определить время ситуации и опорные события, которые в это время происходили.
Вопрос на сравнение событий и явлений. Как правило, на протяжении многих веков во внешней политике России были одни и те же цели. Например, если просят сравнить правление Ивана Грозного и Петра I, во внешней политике обоих правителей была задача выхода России в Балтийское и Черное море. На протяжении XVIII и XIX века, о каких бы правителях нас не спрашивали, задача была — утвердиться на Балканском полуострове.
Чтобы подготовиться к этому заданию, заранее составьте список общих тенденций в разные эпохи. Избегайте абстрактности, используйте факты.
В задании требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Если не помните конкретных дат, не пишите их, в задании нет требования обязательно указать даты. Но имена и конкретные данные нужно указать. План должен быть сложным — с пунктами и подпунктами, либо нужно пояснить каждый пункт текстом.
Задача облегчается тем, что, если тема дана широкая, ученик может на свое усмотрение выбрать в рамках этой темы один из вопросов. Например, предлагается тема «Русско-турецкие войны в правлении Екатерины II». Школьник может выбрать первую русско-турецкую войну и раскрыть подробно только ее. Таким образом можно избежать абстрактности, детально проработать и показать свои знания по более узкому вопросу.
ОГЭ по истории: к чему и как готовиться
Как подготовиться к экзамену по истории с нуля и каких сюрпризов ожидать? Рассказывает Владислав Рычков, преподаватель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок».
Что такое ОГЭ?
ОГЭ – это итоговое испытание, которое необходимо сдавать всем выпускникам девятых классов, чтобы подтвердить право на получение аттестата. Заработанные на этом экзамене баллы учитываются при поступлении в колледжи или техникумы, так как влияют на оценки в аттестате, которые учитывает приёмная комиссия.
Допуск к сдаче ОГЭ получают ученики, которые не имеют ни одной академической задолженности за 9 класс.
История – ответственный предмет, и к подготовке стоит подходить основательно и серьёзно. Однако бояться и паниковать не нужно.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Особенности проведения экзамена
Формат ОГЭ уравнивает условия проверки знаний для школьников всей России. Выпускники проходят итоговые испытания не в тех заведениях, где они учились. Кроме того, в каждом кабинете устанавливаются камеры видеонаблюдения. Это помогает сохранить объективность и пресечь списывание.
Все варианты экзаменационных материалов одинаковы по уровню сложности и структуре. При проверке работ, чтобы исключить человеческий фактор, используется специальное оборудование, которое считывает краткие ответы. Вопросы, требующие развёрнутых комментариев сдающего, оцениваются минимум двумя независимыми экспертами по чётко сформулированным критериям. В спорных ситуациях к проверке привлекается дополнительный специалист.
Каждому выпускнику разрешается брать с собой воду, шоколадку и лекарства. Эти вещи следует оставить перед входом в аудиторию, где их можно будет взять при необходимости.
Структура экзамена
На выполнение упражнений ОГЭ по истории даётся 3 часа. За это время нужно успеть выполнить 24 задания, из которых:
Все задания сформированы на базе школьного курса истории.
Для успешной сдачи ОГЭ по этому предмету учащемуся необходимо знать даты исторических событий и имена значимых для истории личностей, уметь анализировать иллюстративный материал, понимать природу исторических процессов и находить между ними причинно-следственные связи, решать задачи.
Экзаменационные варианты состоят из заданий разного типа, среди которых:
Содержательная программа ОГЭ охватывает весь школьный курс истории и условно делится на три периода:
На ОГЭ представлены задания по одному или нескольким из указанных периодов, а также по истории культуры.
Из групп заданий одними из самых сложных считаются вопросы о географических экспедициях, о развитии русской культуры, о распаде древнерусского государства, а также о русско-турецких войнах.
Баллы
Максимально за экзамен можно набрать 37 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в оценку по пятибалльной шкале:
Соответственно, минимальный порог, который необходимо перейти, чтобы сдать ОГЭ по истории, составляет 11 первичных баллов.
Конечно, для успешной конкуренции с другими выпускниками, претендующими поступить в колледжи, техникумы или перейти в профильный класс, прохождения лишь минимального порога недостаточно.
Конкурентоспособным результатом можно считать 26 баллов и выше.
Каждое решённое задание может принести выпускнику от 1 до 3 баллов.
Подводные камни: из-за чего экзаменуемые часто теряют баллы?
Даже отлично подготовленные учащиеся часто теряют баллы из-за мелочей,, что, конечно, обидно. Самыми распространёнными причинами неудачи считаются следующие.
1. Неразумное распределение времени. Кажется, что его очень много, но оно пролетает очень быстро, не оставляя возможности доделать задания.
2. Запись ответов на черновике. Лучше выполнять задания по порядку, перепроверять и сразу переносить в бланк, чтобы впоследствии не забыть это сделать.
3. Невнимательное чтение условия задач. Всегда нужно обращать внимание на формулировки, а также пару раз перечитывать вопрос, чтобы осознать, что требуется в задании.
План подготовки к экзамену с нуля
Хорошее знание предмета в рамках школьной программы – ключ к успеху на ОГЭ. Однако перед экзаменом нужно всё систематизировать, повторить и заполнить пробелы, которые неизбежно появляются во время обучения. Оптимально начать подготовку заранее – хотя бы за год до него. Для этого нужно:
Хорошо бы оставить приблизительно месяц перед экзаменом, чтобы ещё раз всё повторить. Однако за день до самого ОГЭ лучше вообще завершить процесс подготовки и освободиться от тревожных мыслей: заняться собой и любимым делом, чтобы остаться эмоционально стабильным и успешно написать экзамен.
Не забывайте чередовать теорию и практику. После изучения темы решайте варианты заданий по ней. Разбирайте ошибки.
Хорошую помощь в подготовке окажет поддержка преподавателя. Например, на сайте ИнтернетУрока в любой момент можно задать вопрос учителю и в течение 15 минут получить развёрнутый ответ.
Полезно знать
Существует множество ресурсов, с помощью которых можно освоить школьную программу самостоятельно.
Например, каждый год выпускаются задачники. Важно выбирать сборники, составленные именно для подготовки к ОГЭ этого года, так как в них содержатся актуальные варианты и теория.
Из книг для подготовки к ОГЭ лучше отдавать предпочтение тем, в которых информация даётся в разных форматах: схемах, таблицах, текстах. Для углублённого изучения материалов полезно обзавестись сборником, обладающим большим объёмом информации.
Кроме того, стоит обратить внимание на следующие труды:
Посмотрите критерии оценки заданий с развёрнутыми ответами. Их вы тоже сможете найти в пособиях или на официальном сайте ФИПИ.
Разбор теории в удобном формате без труда можно найти в интернете. В библиотеке видеоуроков ИнтернетУрока есть материалы по всем школьным темам. К ним прилагаются конспекты, тренажёры и тесты, которые помогут убедиться, что вы правильно усвоили информацию и готовы двигаться дальше.
Преимущества обучения в ИнтернетУроке
Подготовиться к ОГЭ можно вместе с ИнтернетУроком. В нашей библиотеке видеоуроков собраны материалы по всем темам школьной программы с 1 по 11 классы, а также конспекты, тренажёры и тесты.
Такие занятия удобно вписать в свой график, ведь они не привязаны ни к месту, ни ко времени, а значит, заниматься можно где и когда удобно. К тому же в ИнтернетУроке ученик всегда может задать вопрос учителю и получить ответ в течение 15 минут. Это значительно облегчает подготовку.
А для тех, кому хочется экономить время или больше внимания уделять любимым занятиям, существует тариф «С зачислением». Занятия по школьной программе онлайн помогает:
Владислав Рычков
Памятка для подготовки к ОГЭ / ГИА / ЕГЭ по истории (даты, понятия, персоналии)
Понятия и термины:
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.
Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины.
Орда. Курултай, баскак, ярлык. Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.
Персоналии:
Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Ягайло. Витовт. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тамерлан. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный. Иван III.
Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Епифаний Премудрый, Пахомий Серб. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев. Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.
События/даты:
860 – поход Руси на Константинополь
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договор Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича
988 – крещение Руси
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1097 – Любечский съезд
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
1147 – первое упоминание Москвы
1185 – поход Игоря Святославича на половцев
1223 – битва на р. Калке
1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1242-1243 – образование Золотой Орды
1325-1340 – княжение Ивана Калиты.
1327 – антиордынское восстание в Твери
1359-1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы Тохтамышем
1389 – 1425 – княжение Василия I
1395 – разгром Золотой Орды Тимуром
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1425-1462 – княжение Василия II
1448 – установление автокефалии Русской церкви
1462-1505 – княжение Ивана III
1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1497 – принятие общерусского Судебника
Понятия и термины:
Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Соборное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
Персоналии:
Василий III. Елена Глинская. Иосиф Волоцкий. Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий Шуйский. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.
А.Ф. Адашев. Протопоп Сильвестр. А.М. Курбский. Малюта Скуратов. Митрополит Филипп (Колычев). Ермак. Хан Кучум. И.И.Болотников. Патриарх Гермоген. М.В. Скопин-Шуйский. К.Минин. Д.М.Пожарский. Патриарх Филарет. Б.И.Морозов. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. А.Л.Ордин-Нащокин. А.С. Матвеев. Степан Разин. Б. Хмельницкий.
События/даты:
1505 – 1533 – княжение Василия III
1533 – 1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.
1533 – 1538 – регентство Елены Глинской
1547 – принятие Иваном Грозным царского титула
1549 – первый Земский собор
1550 – принятие Судебника
1552 – взятие русскими войсками Казани
1556 – присоединение к России Астраханского ханства.
1556 – отмена кормлений
1558 – 1583 – Ливонская война
1564 – издание первой российской печатной книги
1565 – 1572 – опричнина
1581 – 1585 – покорение Сибири Ермаком
1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1604 – 1618 – Смута в России
1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.
1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.
1606 – 1607 – восстание Ивана Болотникова.
1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.
1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.
1613 – 1645 – царствование Михаила Федоровича.
1617 – Столбовский мир со Швецией
1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
1632 – 1634 – Смоленская война.
1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича
1648 – Соляной бунт в Москве
1648 – поход Семена Дежнева
1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова
1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины
1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.
1656 – 1658 – война со Швецией.
1662 – Медный бунт
1667 – Андрусовское перемирие
1670 – 1672 – восстание Степана Разина.
1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича.
Понятия и термины:
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.
Персоналии:
Петр I. Иван V. Царевна Софья. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Анна Леопольдовна. Иоанн VI Антонович. Елизавета Петровна. Петр III. Екатерина II. Павел I.
В.В.Голицын. Ф.Я.Лефорт. П.Гордон. А.Д.Меншиков. Ф.А.Головин. Б.П.Шереметев. Ф.М.Апраксин. Я.В.Брюс. П.П.Шафиров. И.Мазепа. Н.Д.Демидов. Стефан Яворский. Э.И.Бирон. А.И.Остерман. Б.К.Миних. А.П.Волынский. И.И.Шувалов. П.И.Шувалов. А.П. Бестужев-Рюмин. А.Г.Орлов. Г.А. Потемкин. П.А.Румянцев. А.В. Суворов. Ф.Ф.Ушаков. М.И. Кутузов. Е.И. Пугачев. Салават Юлаев. Е.Р.Дашкова.
Феофан Прокопович. А. Нартов. Д. Трезини. В.В. Растрелли. И. Н. Никитин. М.В.Ломоносов. Г.Байер. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. В.Н.Татищев. В.Беринг. А.Д.Кантемир. Н.М.Карамзин. Г.Р.Державин. В.К.Тредиаковский. А.П.Сумароков. Д.И.Фонвизин. Ф.Г.Волков. В.И. Баженов. М.Ф.Казаков. В.В.Растрелли. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. И.И. Ползунов. И.П.Кулибин. Д.С.Бортнянский.
События/даты:
1682—1725–царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682—1689–правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698–восстания стрельцов
1686–Вечный мир с Речью Посполитой
1687–основание Славяно-греко-латинской академии в Москве
1687, 1689–Крымские походы
1689–Нерчинский договор с Китаем
1695, 1696–Азовские походы
1697-1698–Великое посольство
1700—1721–Северная война
1700–поражение под Нарвой
1703, 16 мая–основание С.-Петербурга
1705—1706–восстание в Астрахани
1707—1708–восстание Кондратия Булавина
1708—1710–учреждение губерний
1708, сентябрь–битва при д.Лесной
1709, 27 июня–Полтавская битва
1711–учреждение Сената; Прутский поход
1714–указ о единонаследии
1714, 27 июля–Гангутское сражение
1718—1721–учреждение коллегий
1718—1724–проведение подушной переписи и первой ревизии
1720–сражение у о. Гренгам
1721–Ништадтский мир
1721–провозглашение России империей
1722–введение Табели о рангах
1722—1723–Каспийский (Персидский) поход
1725–учреждение Академии наук в Петербурге
1725-1727–Екатерина I
1727-1730–Петр II
1730-1740–Анна Иоанновна
1741-1761–Елизавета Петровна
1756-1763–Семилетняя война
1761-1762–Петр III
1762–Манифест о вольности дворянской
1762—1796–Екатерина II
1769—1774–Русско-турецкая война
1770, 26 июня–Чесменское сражение
1770, 21 июля–сражение при Кагуле
1773—1775–Восстание Емельяна Пугачёва
1774–Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
1775–Начало губернской реформы
1783–Присоединение Крыма к России
1785–Жалованные грамоты дворянству и городам
1787—1791–Русско-турецкая война
1788—1790–Русско-шведская война
1790, 11 декабря–взятие Измаила
1791–Ясский мир с Османской империей1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой
1796—1801–правление Павла I
1799–Итальянский и Швейцарский походы русской армии
Понятия и термины:
Модернизация, индустриализация, урбанизация, самодержавие, бюрократия, славянофильство, западничество, теория официальной народности, народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм, национализм, нация, многопартийность, конституционализм, парламентаризм, революция, классицизм, ампир, романтизм, символизм.
Персоналии:
Императоры : Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
Государственные и военные деятели : М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, С.С.Уваров, А.Х.Бенкендорф, П.Д.Киселев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, вел.кн. Константин Николаевич, Н.А.Милютин, Д.А.Милютин, М.Т.Лорис-Меликов, П.А.Валуев, М.Д.Скобелев, К.П.Победоносцев, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпин, С.О.Макаров.
Общественные деятели : П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, Н.М.Муравьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Н.Я.Данилевский, А.И.Герцен, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, С.Л.Перовская, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Г.А.Гапон, В.М.Пуришкевич, В.В.Шульгин, П.Н.Милюков, П.Б.Струве, А.И.Гучков, М.В.Родзянко, В.М.Чернов, Б.В.Савинков, Ю.О.Мартов, В.И.Ленин.
Деятели культуры : Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Е.А.Боратынский, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, А.А.Блок, О.Э.Мандельштам, М.И.Цветаева, В.В.Маяковский, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, К.И.Росси, А.Н.Воронихин, К.А.Тон, Ф.А.Шехтель, К.П.Брюллов, И.Н.Крамской, О.А.Кипренский, В. А. Тропинин, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, М.А.Врубель, М.И.Глинка, А. С. Даргомыжский, Н.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, М.П.Мусорский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин, С.П.Дягилев, М.Петипа, Серафим Саровский, митрополит Филарет (Дроздов), митрополит Макарий (Булгаков), Амвросий Оптинский.
Деятели науки : Н.М. Карамзин, Н.И.Лобачевский, Д.И.Менделеев, Н.Н.Зинин, Н.Д.Зелинский, П.Н.Яблочков, А.Н.Лодыгин, А.С.Попов, Н.И.Пирогов, И.И.Мечников, И.П.Павлов, П.Н. Лебедев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, М.М.Ковалевский, Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, Н.П.Павлов-Сильванский, Л.П.Карсавин.
Промышленники и меценаты : П.М. и С.М. Третьяковы, П.П. и В.П. Рябушинские, С.И.Мамонтов, династия Морозовых, С.И.Щукин, А.А.Бахрушин.
Путешественники : И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, М.П.Лазарев, Г.И.Невельской, Н.М. Пржевальский.
Персоналии : А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Николай II, М.В. Родзянко, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Л.Г. Корнилов, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов, Л.Д. Троцкий, А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, Патриарх Тихон, М.Н. Тухачевский, С.М. Будённый, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, К.Е. Ворошилов, Г.И. Котовский, В.К. Блюхер, Н.И. Махно.
События/даты:
28 июля 1914–11 ноября 1918 гг.–Первая мировая война
1 августа 1914 г.–объявление Германией войны России;
1915 г.–образование Прогрессивного блока;
май 1916 г.–«Брусиловский прорыв»;
26 февраля 1917 г.–расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших;
27 февраля 1917 г.–формирование Временного Комитета Государственной думы;
2 марта 1917 г.–отречение Николая II;
1 сентября 1917 г.–провозглашение России республикой;
февраль- ноябрь 1917 г.–Великая российская революция;
ноябрь 1917—1922 гг.–Период Гражданской войны;
февраль 1917 г.–Февральский переворот и падение монархии;
25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю)–Октябрьский (большевистский) переворот;
Создание СНК–конец октября 1917 г.;
ноябрь 1917 г.–Принятие Декларации прав народов России;
декабрь 1917 г.–Создание ВЧК при СНК;
декабрь 1917.–Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ);
5-6 января 1918 г.–Учредительное собрание;
январь 1918 г.–Создание Красной Армии;
3 марта 1918 г.–Подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны;
Май 1918 г.–восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной гражданской войны в России;
июль 1918 г.–восстание левых эсеров;
июль 1918 г.–принятие первой советской конституции России;
5 сентября 1918 г.–объявление красного террора;
18 ноября 1918 г.–свержение Директории и установление диктатуры А. Колчака;
Май—октябрь 1919 г.–наступление белой армии под командованием Деникина;
Октябрь 1919—январь 1920 г.–общее наступление РККА против белых армий;
1920 г.–занятие Красной армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары;
1920 г.–заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией;
Апрель–октябрь 1920 г. – боевые действия в ходе советско-польской войны;
Ноябрь 1920 г.–разгром белой армии Врангеля в Крыму;
1921 г.–Рижский мир с Польшей;
1921 г.–занятие Красной армией Грузии;
1920-1921 гг.–Антоновское восстание.
Понятия и термины: нэп, нэпман, «червонец», «лишенцы», «антоновщина», трудармия, ГОЭЛРО, продналог, хозрасчёт, трест, синдикат, концессия, пятилетка, коммуна, кооперация, ТОЗ, наркомат, кулаки, бедняки, середняки, номенклатура, ликбез, рабфак, комсомол, пионерия, Коминтерн, Пролеткульт, социальные лифты, обновленчество, «комчванство», «выдвиженцы», Союз воинствующих безбожников, эмансипация женщин, Комакадемия.
Персоналии: А.С. Антонов, Г.Я Сокольников, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, М.Я. Фрунзе, Г.К. Орджоникидзе, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.И. Калинин, Г.В. Чичерин, Г.М. Кржижановский, М.Н. Покровский, А.В. Луначарский, А.М. Горький, Д. Бедный, В.Е. Татлин, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, П.Л.Капица, И.М. Губкин, В.Э. Мейерхольд, Г.В. Александров, А.П. Довженко, Л.П. Орлова, А.В. Щусев, М.А.Шолохов, А.С. Макаренко, Н.А. Семашко, Н.К. Крупская, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, А.П. Платонов.
СССР в 1929-1941 гг.: «сталинский социализм»
Понятия и термины:
«Великий перелом», сталинская диктатура, культ личности, советская индустриализация, коллективизация, культурная революция, урбанизация, колхоз, совхоз, МТС, трудодень, раскулачивание, спецпоселенцы, ОСОАВИАХИМ, «челюскинцы», враг народа, ударники, стахановцы, массовые репрессии, НКВД, ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, коммунальный быт, барак, карточная система снабжения, паспортная система, система коллективной безопасности в Европе, советско-германский договор о ненападении.
События/даты:
1928-1933 гг. – первая пятилетка
1934-1938 гг. – вторая пятилетка
Первая пятилетка – 1928-1932 гг.
Вторая пятилетка – 1933-1937 гг.
1929 г. – переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства (год «великого перелома»)
1930 г. – ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда
1930-1935 г. – карточная система снабжения населения
1932 г. – введение паспортной системы
1932-1933 гг. – голод в СССР
1936 г. – принятие новой Конституции СССР
1937-1938 гг. – пик массовых репрессий
24 июля – 11 августа 1938 г. – конфликт на оз. Хасан
11 мая – 16 сентября 1939 г. – конфликт на р. Халхин-Гол
23 августа 1939 г. – советско-германский договор о ненападении
1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны
30 ноября 1939 г. – 13 марта 1940 г. – советско-финская («зимняя») война
1940 г. – вхождение прибалтийских государств в СССР
Понятия и термины : антигитлеровская коалиция, антифашистское подполье, генеральный план «Ост», план «Барбаросса», блицкриг, ГКО, блокада, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, Брестская крепость, оккупация, партизанские отряды, освободительная миссия Красной Армии, перелом в войне, приказ № 227 («Ни шагу назад!»), эвакуация, коллаборационизм, «власовцы», концлагеря, Холокост, ленд-лиз, народное ополчение, насильственное переселение, репатриация, второй фронт, капитуляция, Организация Объединенных Наций (ООН), репарации.
Персоналии : А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, К.Е. Ворошилов, Л.А. Говоров, М.А. Егоров, М.В. Кантария, А.А. Жданов, Г.К. Жуков, В.Г. Клочков, И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, Д.Г. Павлов, И.В. Панфилов, К.К. Рокоссовский, И.В. Сталин, В.В. Талалихин, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, И.Д. Черняховский, В.И. Чуйков, Б.М. Шапошников, М.С. Шумилов.
События/даты:
1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г. – Вторая мировая война
22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г. – Великая Отечественная война
24 июня 1941 г. – создание Совета по эвакуации
10 июля-10 сентября 1941 г. – Смоленское сражение
8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда
30 сентября 1941 г. – начало битвы под Москвой
7 ноября 1941 г. – парад войск московского гарнизона и московской зоны обороны на Красной площади
7 ноября 1941 г. – официальное решение США о распространении ленд-лиза на СССР
5-6 декабря 1941 г. – переход советских войск в контрнаступление под Москвой
17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. Сталинградская битва
25 июля 1942 г. – начало Битвы за Кавказ
28 июля 1942 г. – приказ № 227 («Ни шагу назад!»)
19 ноября 1942 г. – переход советских войск в контрнаступление под Сталинградом
12-18 января 1943 г. – прорыв блокады Ленинграда
5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва
5 августа 1943 г. – освобождение Орла и Белгорода, первый салют в Москве
3 августа – 15 сентября 1943 г. – партизанская операция «Рельсовая война»
6 ноября 1943 г. – освобождение Киева
28 ноября – 1 декабря 1943 г. – Тегеранская конференция
27 января 1944 г. – полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады
26 марта 1944 г. – выход советских войск на румынскую границу, начало освобождения Красной Армией стран Европы (1944-1945)
6 июня 1944 г. – высадка союзников во Франции, открытие второго фронта
23 июня – 29 августа 1944 г. – Белорусская наступательная операция советских войск
1943–1944 г. – депортация «репрессированных народов» СССР
4-11 февраля 1945 г. – Ялтинская конференция
16 апреля – 2 мая 1945 г. –битва за Берлин
25 апреля – 26 июня 1945 г. – Конференция Объединенных наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН
9 мая 1945 г. (по моск. вр.) – безоговорочная капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны
17 июля – 2 августа 1945 г. – Потсдамская конференция
9 августа – 2 сентября 1945 г. – советско-японская война
2 сентября 1945 г. – капитуляция Японии и окончание Второй мировой войны
Персоналии : Л.П. Берия, А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский, С.П.Королев, И.В. Курчатов, С.М. Михоэлс, М.А. Суслов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, Л.И. Брежнев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов, А.Н.Косыгин, Ю.В.Андропов, М.С. Горбачев, Н.И. Рыжков, Л.И. Абалкин, Г.А. Явлинский, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе, В.А. Крючков, А.А. Собчак.
В.С. Высоцкий, Э.И.Неизвестный, А.И.Солженицын, Б.Л.Пастернак, А.Д.Сахаров, Л.В.Канторович, М.В. Келдыш, С.И. Вавилов, Л.Д.Ландау, Р.З. Сагдеев, С.Ф. Бондарчук, В.М. Шукшин, А.А. Тарковский, Л.И. Яшин, В.Б.Харламов, Л.П. Скобликова, М.М. Ботвинник, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров. Р.Г.Гамзатов, С.З.Сайдашев, Ф.А. Искандер, Ч.Т.Айтматов, Ю.С. Рытхэу, М.М. Магомаев, А. Бабаджанян, П. Бюль-Бюль Оглы, Д.С.Лихачев, Ф.А. Табеев, М.А. Захаров, Н.С. Михалков, О.Н. Табаков, В.Г. Распутин, М.Л. Ростропович, А. В. Макаревич, А.Б. Пугачева, Г.К. Отс, Р.В. Паулс, Б.Ш. Окуджава, Б.Н. Полевой, А.Н. Пахмутова, А.И Райкин, Г.В. Хазанов, М.Ф. Шатров, В.С. Розов, А.Т. Твардовский, М. М. Жванецкий, С.А. Герасимов, Г.Н. Данелия, Э.А. Рязанов, Э.С. Пьеха, Т.Е. Абуладзе, О.Н. Ефремов, Е.А. Евстигнеев, Е.П. Леонов, А.И. Хачатурян, И.О. Дунаевский, В.П. Некрасов, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Ф.Г. Раневская, А.А. Галич, Р.К. Щедрин, М. Лиепа, М.Н. Плисецкая, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулина.
«Перестройка», «гласность», «новое политическое мышление», «стратегия ускорения», «долларовая игла», общечеловеческие ценности, «социализм с человеческим лицом», антиалкогольная кампания, человеческий фактор, новое политическое мышление, общечеловеческие ценности, политический плюрализм, правовое государство, разделение властей, межнациональный конфликт, титульная нация, коммерческий банк, индивидуальная трудовая деятельность, конверсия оборонных предприятий, съезд народных депутатов, Межрегиональная депутатская группа, Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).
Понятия и термины : «шоковая терапия», дефолт, ваучер, залоговый аукцион, либерализация цен, приватизация, Международный валютный фонд (МВФ), Конституционный суд, импичмент, олигархи, вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная торговля), «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), вертикаль власти.