подготовка к вступительному экзамену по истории в вуз
ДВИ по истории — как подготовиться к дополнительным вступительным испытаниям
ДВИ по истории — это дополнительный экзамен, с которым предстоит столкнуться выпускникам на пути к вузу мечты. Обычно он сложнее ЕГЭ и проверяет более углубленные знания истории, поэтому требует тщательной подготовки.
Что такое ДВИ по истории?
ДВИ — дополнительные вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно для проверки уровня знаний по предметам. Наиболее известные из них — это ДВИ в МГУ.
Московский государственный университет проводит дополнительные экзамены на всех направлениях подготовки, в частности — ДВИ по истории. При поступлении по результатам ЕГЭ дополнительный экзамен сдается только по одной профильной дисциплине.
Формат ДВИ по истории
Формат ДВИ по истории отличается от формата ЕГЭ: экзаменационный вариант содержит только два вопроса на развернутый ответ, по 50 баллов за каждый. В отличие от сочинения ЕГЭ, они будут конкретными и касаться определенных событий. Ответы должны быть наиболее полными и подробными, игнорировать вопросы нельзя.
Как проходит экзамен?
ДВИ по истории проходит одновременно для всех, в один день с 10 часов утра. Опоздания строго контролируются: даже если прийти позже на минуту, в аудиторию уже не пустят.
Как на ЕГЭ или олимпиаде, сдающих сажают на заранее определенные места. Раздаются проштампованные листы бумаги — для черновиков и для ответов. На решение варианта дается ровно четыре часа. Выходить можно через час после начала и за час до конца экзамена.
После завершения работы нужно сдавать все материалы — задания, ответы на них и черновики.
Что нужно взять с собой?
Список всего, что можно дополнительно взять с собой на экзамен (в том числе воду, шоколад), озвучивается на консультации. Обычно ее проводят за день перед ДВИ по истории, после обеда.
На экзамене абитуриент обязательно должен иметь при себе несколько ручек одного цвета — черного или синего, менять цвет пасты в самой работе запрещается. Это сделано для того, чтобы абитуриента нельзя было опознать и оценить предвзято. Из-за этого же нельзя делать рисунки на полях.
На каких факультетах требуется ДВИ по истории?
ДВИ по истории является обязательным для поступления на шесть факультетов МГУ:
Нужно ли готовиться к ДВИ отдельно от ЕГЭ?
Так как формат ДВИ по истории сильно отличается от формата ЕГЭ, готовиться к нему нужно отдельно. Однако задачу сильно упрощает то, что на обоих экзаменах проверяется один и тот же материал, но с разной степенью погруженности в него. Так, можно с начала года готовиться к ЕГЭ по истории по углубленной программе, а не довольствоваться поверхностными знаниями «только для экзамена». Тогда приступить к подготовке к ДВИ по истории можно будет в мае-июне, тренируясь уже чисто под формат и заполняя пробелы.
Литература и ресурсы для подготовки
Во-первых, стоит заранее ознакомиться с программой ДВИ по истории. В ней перечислены все темы, которые могут встретиться на экзамене.
Во-вторых, при подготовке к ДВИ по истории нельзя забывать о практике, поэтому абитуриентам пригодятся варианты прошлых лет (колонка «Варианты заданий» справа страницы, предоставлены КИМ-ы 2011-2020 годов, отдельно приведены задания по истории искусств). При этом, на ДВИ по истории может встретиться задание из уже использованных в прошлые годы. Это связано с тем, что уже использованные номера не удаляются из базы, а значит, они могут быть использованы повторно.
Также стоит обратить внимание на пособия, рекомендованные преподавателями исторического факультета МГУ:
Советы для выполнения заданий ДВИ по истории
Задания ДВИ по истории требуют от абитуриента умения четко и красиво формулировать свои мысли, а также к месту демонстрировать дополнительные знания по предмету. Для этого нужно следовать четырем важным советам:
Примеры заданий и как их решать
Примеры реальных заданий ДВИ по истории можно найти среди вариантов прошлых лет. Наиболее актуальными в плане формата будут номера 2020 года, однако содержательно подойдут для подготовки и другие варианты.
Для примера можно посмотреть второй вариант 2020 года. В прошлом году МГУ предложили абитуриентам решить только два задания, в то время как в 2015-2019 билет ДВИ по истории содержал три вопроса, а в 2011-2014 — четыре. Однако задания стали объемнее, поэтому при работе с ними стоит пользоваться несколькими советами:
Таким образом, ДВИ по истории — это сложный, но вполне сдаваемый дополнительный экзамен, с которым предстоит столкнуться всем поступающим в МГУ. И успешно справиться с ним помогут именно стрессоустойчивость и широкий кругозор.
История России. Краткий курс для поступающих в ВУЗы. Максимов Ю.И. 2010
Название: История России. Краткий курс для поступающих в ВУЗы.
Автор: Максимов Ю.И.
2010
Учебное пособие полностью соответствует программе вступительных экзаменов по истории в высшие учебные заведения и предназначено для быстрой и эффективной подготовки к экзамену. В нем излагается история России с древнейших времен до начала XXI в. Большую помощь при подготовке к экзамену окажет Словарь исторических терминов и понятий.
Материал пособия можно использовать и при подготовке к школьному устному экзамену по истории, к сдаче Единого государственного экзамена, а также для дополнительных занятий.
Для абитуриентов ВУЗв, а также для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, средних специальных учебных заведений.
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Лскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э.
К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными— балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.
СОДЕРЖАНИЕ
Древняя Русь в XI — начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность 6
Крещение Руси и его значение 12
Политическая раздробленность Руси в XII—XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве. ; 15
Древнерусская культура X — начала XIII в 20
XIII в. ь истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада 26
Куликовская битва и се историческое значение 30
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого РОССИЙСКОГО государства в XIV—XV вв 34
Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина 40
Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в XV—XVI вп 45
Культура И духовная жизнь Руси п XIV—XVI ив 49
России в конце XVI — начале XVII в. Смутное время него последствия 54
Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии 60
Народные движения XVII в. Церковный раскол 63
Преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия 68
Дворцовые перевороты в России в XVIII в 73
Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм 77
Внешняя политика Российской империи в XVIII в.: задачи, основные направления, итоги 81
Культура и общественная мысль России в XVIII в 85
Основные направления и итоги внутренней политики Александра 1 90
Отечественная война 1812 г. Заграничный поход 96
Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий 101
Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая I 106
Общественные движения п России в 1830—1850-е гт 111
Развитие культуры, науки и техники в России в первой половине XIX в 115
Реформы I860—1870-х гг.: содержание, итоги, последствия 119
Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы 124
Изменение положения сословие, социальных групп в России во второй половине XIX в 128
Внешняя политика России во второй половине XIX в,: основные направления 131
Народничество: от «хождения в народ» к террору «Народной воли» 136
Художественная культура И духовная жизнь России во второй половине XIX в 140
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в 145
Революция 1905—1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение 150
Реформы П.А.Столыпина. Направления, итога и значение аграрной реформы 157
Участие России в Первой мировой воине: причины, роль Восточного фронта, поошлявш 161
Особенности развития художественной культуры России и начале XX в. и ее мкла и мирои)к культуру 166
Революционный процесс в России.: февраль, октябрь 170
Гражданская война в России: причины, этапы, участники, итоги 177
Новая экономическая политика: причины промявши, мероприятия, итоги 182
Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза 186
Политика индустриализации в СССР: методы, результаты, цена проведения 189
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги и последствия 192
Основные направления внешней политики СССР в 1920—1930-е гг 196
Великая Отечественная война: начало, основные события 1941—1942 гг., их значение 201
Коренной перелом п ходе Великой Отечественной Войны: основные сражения, роль тыла, значение 208
Завершающие этапы Великой Отечественной воины и Второй мировой войны: основные сражения, поражение
и капитуляция гитлеровской Германии и Японии, причины и значение победы стран антигитлеровской коалиции 213
СССР в первые послевоенные годы (1945—1953 гг.) 216
Период «оттепели» о СССР: проблемы социально-экономического развития 222
Внешняя политика СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг.: доктрины и практика 227
СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и экономического развития 230
Духовная и культурная жизнь в СССР в 1950—1980-е гг,: тенденции развития: основные явления и события, деятели культуры 235
Внешняя политика СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.: доктрины и практика 239
Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги 243
Распад СССР: причины, ходи последствия 249
Формирование новой российской государственности в 90-е гг. XX в.:
этапы и особенности политического процесса 252
Россия в системе современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней политики 257
Словарь 263
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Как готовиться к ДВИ по истории в МГУ
Почему не надо рисовать Наполеона на полях, и что писать в ответах
Статья написана при участии Алексея Гусева — преподавателя исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперта ЕГЭ, кандидата исторических наук
Как проходит испытание
Обычно экзамен начинается в 10:00 и длится 4 астрономических часа. Лучше приехать за 30-60 минут до начала испытания, чтобы спокойно найти нужную аудиторию. За регламентом проведения ДВИ следят строго: пришедших в 10:01 не допускают экзамену. Каждый год у дверей аудитории можно встретить заплаканных и расстроенных опоздавших.
Абитуриенты рассаживаются по местам и организаторы раздают проштампованные листы бумаги. Черновики по окончании работы необходимо сдать вместе с чистовиками. Выносить материалы экзамена из аудитории запрещено.
Дополнительное вступительное испытание по истории в МГУ состоит из трёх вопросов. Их пишут на доске либо раздают участникам испытания. За каждый из трёх вопросов можно получить максимум 33 балла. Набравшим 99 баллов комиссия добавляет ещё один, и общий результат становится равен 100 баллам.
Выйти из аудитории можно через час после начала экзамена. За час до окончания ДВИ выйти и вернуться уже не получится — можно только окончательно сдать работу и покинуть экзамен.
Что взять с собой
С собой в аудиторию нужно взять две ручки с синими или чёрными чернилами. Цвет пасты важен: если работа написана разными цветами, её не примут.
Алексей Гусев: «Работы поступают проверяющим анонимно, а смена пасты может служить условным сигналом. По этой же причине нельзя сопровождать работу иллюстрациями, чтобы проверяющие не могли идентифицировать абитуриентов. Так что если вы решили изобразить на полях Наполеона, лучше воздержаться».
Подробно о том, можно ли взять с собой шоколадку и в какой бутылке принести воду, рассказывают на консультации. Обычно консультация проходит за день до экзамена во второй половине дня.
Чем отличается развёрнутый ответ в ДВИ от сочинения на ЕГЭ
Большая часть заданий ЕГЭ тестовая, однако для гуманитарных предметов такой способ проверки знаний недостаточен. Только развёрнутый аргументированный ответ на вопрос показывает, умеет ли абитуриент размышлять, анализировать события и может ли подтверждать свои умозаключения фактами.
В ЕГЭ есть одно задание подобного формата: сочинение в задании 25. ДВИ по истории — другое дело. Оно состоит из трёх вопросов, на которые нужно ответить развёрнутым комментарием. Подобный формат позволяет проверяющим максимально объективно оценить знания абитуриента.
Другое отличие заключается в том, что в задании ЕГЭ абитуриент сам выбирает один из трёх исторических периодов для сочинения. В ДВИ выбора нет, на каждый из трёх вопросов необходимо дать ответ. Сами вопросы тоже отличаются. На ЕГЭ выпускнику предлагается временной отрезок, на котором достаточно обозначить два крупнейших события: таким образом, учащийся может игнорировать факты, которых не знает. В ДВИ спрашивают не о периодах, а о явлениях и событиях. По каждому из них необходимо дать как можно более полный ответ.
Какие материалы выбрать для подготовки
Полезно просмотреть программу вступительных испытаний по истории на сайте МГУ. В ней перечислены все темы, которые могут встретиться на экзамене. Необходимо потренироваться писать ответы на вопросы ДВИ прошлых лет. Внимательные ученики легко обнаружат, что некоторые вопросы повторяются, ведь они выбираются из базы по принципу случайных чисел.
Вопросы ДВИ не выходят за рамки школьной программы, но высокий балл получают ребята с более глубокими познаниями. Знание культуры разных стран, литературных и архитектурных памятников будет преимуществом, поскольку эти вопросы чаще всего вызывают затруднения у абитуриентов.
Алексей Гусев: «В качестве основного учебника рекомендую второе издание „Истории России“, авторы: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Он понятно написан и прекрасно иллюстрирован. Другой наглядный учебник — „Отечественная история в схемах и таблицах“, автор В. В. Кириллов. Если абитуриент начал готовиться заранее, можно воспользоваться более подробным пособием по истории России Н. И. Павленко».
Какие знания и качества помогут справиться с заданиями
Каждый год находятся талантливые, интересующиеся и усидчивые ребята, которые поступают без помощи преподавателей. Это выпускники, которые искренне любят историю и в свободное время читают дополнительную литературу. В своих ответах они, например, могут к месту цитировать «Повесть временных лет». Разумеется, это делает ответ более полным и показывает уровень знаний поступающего.
Некоторым абитуриентам бывает сложно справиться с волнением на экзамене, что может негативно сказаться на результате. Лучше всего приходить на ДВИ с положительным настроем. Важно сосредоточиться и спланировать время так, чтобы успеть перенести ответы с черновика в чистовик.
Ответ должен состоять из введения, основной части и заключения. Необходимо указать на причинно-следственные связи, дать оценку событиям в контексте истории России, подвести итоги. Важно правильно употреблять термины и не использовать информацию, которая вызывает сомнения. За отсутствие ошибок добавляют баллы, так что сомнительные имена и даты лучше оставить при себе. Среди абитуриентов ходит шутка, что за пустой лист дают больше баллов, чем за краткий ответ с ошибками. На самом деле это, конечно, не так: за чистый лист поставят 0 баллов.
Комментарий по делу
Тема должна быть основательно раскрыта. Если абитуриент «льёт воду», эксперт сразу видит, что тему он не знает, а хочет произвести впечатление. Полный ответ на один вопрос можно изложить на 1-1,5 страницах А4.
Как подготовиться за месяц
За месяц до экзамена всю программу пройти нельзя, но повторить можно. Если выпускник уверенно сдал ЕГЭ и владеет хорошими знаниями истории, полезно научиться технике написания ответов. В этом может помочь преподаватель: он объяснит, как структурировать ответ и уложиться в 4 часа.
Алексей Гусев: «Даже при занятиях на курсах или с репетитором необходимо заниматься самостоятельно. Успех на 90% зависит от усидчивости и стремления ученика. Остальные 10% — удача, преподаватель, программа подготовки. Мотивированный учащийся способен свернуть горы. Бывает, что способный абитуриент не проявляет достаточно трудолюбия и в результате не проходит по конкурсу. Это досадно, поскольку не соответствует его способностям».
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «История»
Материалы для подготовки к вступительному экзамену
по дисциплине «История»
Абитуриент, сдающий письменный экзамен (в форме тестовых заданий) по дисциплине «История России» должен знать:
· основные исторические факты и события, важнейшие документы, ключевые исторические фигуры и их роль в развитии государства,
· ориентироваться в датах,
· знать закономерности и особенности исторического развития Отечественной истории.
Программа для подготовки к вступительному экзамену
по дисциплине «История России»
Тема 1. Древнерусское государство.
Восточные славяне в древности. Происхождение, особенности расселения славян, занятия, верования, общественный строй. Влияние «Великого водного пути» на развитие общественных отношений. Переход от родовой общины к соседской, появление имущественного неравенства. Оформление племенных союзов.
Образование древнерусского государства. Возникновение городов, развитие торговли. Дружина и знать. Появление княжеской власти. Период «военной демократии». «Повесть временных лет» о возникновении государства у славян. Роль варягов в образовании русского государства.
Политическая раздробленность. Причины. Рост городов и земель, развитие сословий, становление вотчинного землевладения на Руси. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической и культурной основе.
Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого. Съезд князей в Любече. Княжение в и Мстислава Великого. «Поучения» и «Устав о резах».
Экономические, социальные, политические, культурные последствия раздробленности.
Угроза с востока. Общественно-политические процессы начала ХIII века у кочевых племен. Приход к власти Чингисхана. Завоевательные походы татаро-монгол. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Установление татаро-монгольского ига. Причины и последствия поражения Руси. Образование государства монголов. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Слабость Руси перед внешними вторжениями.
Западная политика русских князей. Александр Невский: борьба с Тевтонским орденом, «Ледовое побоище».
Возвышение Москвы. Борьба Москвы и Твери. Расширение территории Московского княжества в XV в. Процесс образования централизованного государства. Деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Даниловича Калиты, Симеона Ивановича Гордого, Ивана Ивановича Красного, Дмитрия Ивановича Донского.
Распад Золотой орды. Куликовская битва. Стояние на р. Угре. Свержение золотоордынского ига.
Окончательное оформление Российского государства. Эволюция власти Московского князя. Формирование сословно-представительной монархии. Правление Ивана III и Василия III. Подчинение Новгорода. «Москва – третий Рим».
Россия в XVI в. : от реформ Избранной Рады к опричнине. Расширение территории Московского царства. Ливонская война. Присоединение Сибири.
Смутное время в России. Лжедмитрий I. Василий Шуйский и «Тушинский вор». Борьба с польскими и шведскими интервентами. Первое и второе ополчение. Установление новой династии на русском престоле. Последствия Смуты.
Первые Романовы. Церковные реформы: предпосылки, основные положения, итоги. Соборное уложение 1649 года: процесс закрепощения крестьян, расширение прав дворянства. Народные восстания XVII века. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири.
Укрепление личной власти Алексея Михайловича. Изменение роли Боярской Думы и приказов, судьба Земских соборов.
Основные направления внешней политики
Эпоха петровских преобразований. Реформы Петра I: военная, административная, реформа в области экономики, финансов и культуры. «Табель о рангах». Последствия преобразований для развития России.
Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века. Династический кризис после смерти Петра I: основные события, роль гвардии, продолжение петровских преобразований, отход от реформирования.
«Золотой век» Екатерины II. Дворцовый переворот июня 1762 г.: предпосылки, действующие лица, последствия. Внутренняя политика: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, «Наказ», русское Просвещение, изменения в образовании, «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам». Появление оппозиции (Радищев). Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Реакция после Пугачевского восстания и французской революции.
Северная война. Причины, ход военных действий. Сражение под Нарвой. Полтавская битва. Сражение при Гангуте. Ништадтский мирный договор. Итоги войны.
Семилетняя война. Причины, военные действия, итоги.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Причины, военные действия, итоги. Кючук-Кайнарджикский и Ясский мирные договоры.
Раздел Речи Посполитой.
Александр I. Внутренняя политика. Негласный комитет. Сперанского. Аракчеевщина.
Внешняя политика. Участие в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии и крушение наполеоновской империи. Венский конгресс.
Николай I. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества. Восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года и Черниговского полка на Юге и их подавление. Внутренняя политика. Теория официальной народности. Создание III отделения и корпуса жандармов. Контроль над деятельностью учебных заведений и печати.
Внешняя политика: Восточный вопрос. Военная кампания годов. Причины поражения России в Крымской войне.
Общественное движение в 1840-х годах. Западники и славянофилы. Основные вопросы, споры, социально-политические программы.
Александр II. Внутренняя политика. Отмена крепостного права. Либеральные реформы х годов.
Внешняя политика. Русско-турецкая война годов. Причины, ход военных действий, итоги.
Общественно-политические движения второй половины XIX века: народничество. Бакунин, Лавров, Ткачев.
Особенности процесса образования пролетариата в России во второй половине XIX в. Рабочее движение в е годы. Распространение марксизма.
Тема 8. Российская империя на рубеже XIX–XX веков.
Государственный строй Российской империи. Абсолютизм. Сословно-бюрократическая система. Государственный Совет, министерства, Сенат, Священный Синод. Земства. Полиция и жандармерия. Церковь.
Экономическое развитие. Особенности развития капитализма в России. Незавершенность процесса первоначального накопления капитала. Возникновение первых монополий. «Американский» и «прусский» путь развития сельского хозяйства.
Социальная структура. Население Российской империи. Сословный строй (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, казачество, крестьянство). Становление классов буржуазии и пролетариата.
Национальный вопрос. Теория официальной народности. Национальные окраины. Еврейский вопрос.
Тема 9. Внутренняя политика России в начале ХХ века.
Первая русская революция ( годы). Причины, характер, особенности. Кровавое воскресенье. Всероссийский крестьянский союз. Формирование политических партий (программы, лидеры). III съезд РСДРП и Женевская конференция меньшевиков. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 года. Национально-освободительное движение. Революционное движение в армии и на флоте. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Начало российского парламентаризма: I и II Государственные Думы. Конец революции. Итоги первой русской революции.
Третьеиюньская монархия и ее социальная сущность. Новый избирательный закон. Бонапартизм. Деятельность III Думы.
Тема 10. Внешняя политика России в начале ХХ века.
Русско-японская война. Причины, ход военных действий, итоги. Портсмутский мирный договор.
Россия в I мировой войне. Образование Антанты и Тройственного союза. Причины вступления России в войну. Ход военных действий: наступление в Галиции; поражение 1915 года; Брусиловский прорыв; наступление на Юго-Западном фронте летом 1917 года. Отношение к войне различных общественно-политических сил. Война и массовое сознание. Причины выхода России из войны. Брест-Литовский мирный договор.
Тема 11. Россия от Февраля к Октябрю.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года. Причины, ход, итоги. Отречение Николая II. Образование Временного правительства и Петросовета.
Двоевластие. «Апрельские тезисы». Три кризиса Временного правительства. 1-ый Всероссийский съезд Советов. Корниловский мятеж. Демократическое совещание и создание предпарламента.
Октябрьский переворот. Партия большевиков и ее политические противники накануне Октябрьского вооруженного восстания. Образование Временного революционного комитета и Центрального комитета Балтийского флота. Октябрьский переворот в Петрограде. II съезд Советов. Революционные события в Москве. «Триумфальное шествие Советской власти» по стране.
Формирование новой государственной политической системы: первые декреты Советской власти. Разгон Учредительного собрания. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Первая Советская конституция. Формирование однопартийной системы.
Тема 12. Гражданская война и интервенция в России в гг.
Красные: идея мировой революции. Создание рабоче-крестьянской Красной армии и реввоенсовета Республики. Война с Польшей. Идеология и практика «военного коммунизма» и его влияние на общество.
«Третья сила» в гражданской войне. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. «Зеленые»: махновщина. Крестьянство в гражданской войне.
Окончание и итоги гражданской войны и интервенции.
Тема 13. Внутренняя политика в 1920–1930-е годы.
Национальный вопрос после октябрьского переворота. Право наций на самоопределение. Образование СССР – автономия или федерация? «Грузинское дело».
НЭП и его финал. Голод 1921 года. Восстания крестьян. Кронштадтский мятеж. Мероприятия НЭПа. Денежная реформа 1922–1924 годов. Кризис НЭПа.
Внутрипартийная борьба. Концентрация и централизация власти в одних руках. Подавление оппозиции.
Индустриализация. Причины, основные мероприятия, итоги. Первый пятилетний план. Ускоренное развитие тяжелой и военной промышленности. Проблема освоения новой техники и роль иностранных специалистов. Движение ударников труда. Источники и методы социалистической индустриализации.
Коллективизация. Год «великого перелома». Методы осуществления коллективизации. Ликвидация кулачества. Спад сельскохозяйственного производства, голод. Колхозы. Социальные и экономические последствия коллективизации.
Тоталитарный режим. Формирование, идеология. Культ личности. Массовые репрессии. Политическая система в е гг.
Тема 14. Внешняя политика в е годы.
Отношения СССР с Германией, Великобританией и США после I мировой войны. Непризнание советского государства на политической арене. Генуэзская конференция 1922 года. Установление дипломатических и торговых отношений с капиталистическим миром. Конфликт на КВЖД. Вторжение японских войск в Манчжурию.
Мировой экономический кризис и его отражение на внешнеполитических связях СССР. Образование фашистских режимов в Европе.
Тема 15. Великая Отечественная война.
СССР накануне войны. Подготовка Германии к войне с СССР. План «Ост».
Начало войны. Нападение Германии. Отступление советских войск. Битва за Москву.
Трагедия 1942 года. Блокада Ленинграда. Любаньская операция. Власовцы. Сражения в Крыму и под Харьковом. Оборона Сталинграда и контрнаступление советских войск.
Коренной перелом в войне. Курская дуга. Восстановление границы СССР. Операции советских войск в Восточной Европе. Штурм Берлина. Капитуляция Германии.
Становление антигитлеровской коалиции. Конференции в Крыму, Ялте, Потсдаме.
Советский тыл в годы войны. Перевод экономики на военные рельсы. Наука, культура, церковь в условиях войны. Партизанское движение.
Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Окончание второй мировой войны. Итоги II мировой войны.
Тема 16. СССР в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.).
Советское общество после войны. Укрепление тоталитарного режима и послевоенные репрессии.
Территориальные изменения. Восстановление экономики. Перевод хозяйства на мирные рельсы. Послевоенная деревня.
Развитие экономики в 1955–1965 гг. Новые черты аграрной политики. Освоение целинных земель, «кукурузная эпопея». Достижения научно-технического прогресса. Особенности социальной экономики. Развитие народного образования. Новые явления в духовной жизни общества, зарождение диссиденства.
Нарастание кризиса политики Хрущева. Трагедия в Новочеркасске.
Реформы годов. Отставка Хрущева.
Тема 18. СССР в середине 1960-х – н. 1980-х годов.
Развитие и укрепление бюрократического аппарата. Духовный кризис общества, рост диссидентского движения.
Тема 19. Внешняя политика СССР во второй половине ХХ века.
Внешняя политика СССР первое послевоенное десятилетие. Ликвидация атомной монополии США. Холодная война. План Маршалла. Берлинский кризис 1949 года. СССР и Восточная Европа. Организация стран Варшавского договора (ОВД).
Внешняя политика СССР в 1956–1965 гг. Принцип мирного сосуществования. Налаживание отношений с США. Нормализация отношений с Японией. Берлинский кризис 1961 года. КПСС и новые тенденции в мировом коммунистическом движении. Советско-китайский конфликт. Карибский кризис 1962 года. Первые соглашения с США об ограничении ядерных испытаний.
Внешняя политика в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Политика разрядки. Паритет в ядерных силах и его значение. СССР и страны социалистического лагеря. Чехословацкий кризис 1968 года. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ухудшение советско-китайских отношений. Помощь СССР Вьетнаму в войне с США. Отношения со странами «третьего мира». Война в Афганистане.
: борьба с коррупцией, укрепление трудовой и производственной дисциплины, поиск нового взгляда на концепцию социализма. : консервация застоя.
: перестройка. Избрание генеральным секретарем ЦК КПСС. Обновление состава руководства. Реформа политической системы. Съезды народных депутатов. Первые альтернативные выборы. Формирование многопартийной системы. Демократия и гласность. Утверждение института президентства в СССР и ряде республик. Противоречия в КПСС и начало ее распада.
Экономические реформы 1985–1991 годов. Стратегия ускорения. Экономическая реформа 1987 года. Программа «500 дней». Забастовочное движение. Политика кабинетов Рыжкова, Павлова. Ориентация на переход к рынку, формирование смешанной, социально-ориентированной экономики.
Политика гласности. Изменения в литературе, кино, театре. Реабилитация жертв репрессий. Издержки гласности. Идеи нового политического мышления, приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.
Национальная политика. Обострение межнациональных отношений. Карабахский конфликт. Проблема Прибалтики. Подготовка нового союзного договора.
Политический кризис августа 1991 года: события, оценка, последствия.
Распад СССР. Образование СНГ. Федеративный договор 1992 года. Обострение межнациональных конфликтов. Чеченская война.
Осенний политический кризис 1993 года. Принятие новой Российской Конституции. Выборы в Федеральное собрание.
Тема 22. Основные тенденции внешней политики России в 1991–1998 гг.
«Новое политическое мышление». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы: «бархатные революции», роспуск СЭВ и ОВД.
Изменение внешнеполитической ситуации в связи с распадом СССР. Отношения: Россия-Запад; Россия-Восток; Россия – страны ближнего зарубежья.
Роль и место России в современном мире. Развитие отношений со странами НАТО. Сокращение Российской армии. Договор ОСВ и новая военная доктрина России. Война в Югославии.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Восточные славяне в древности (происхождение, расселение, занятия, верования, общественный строй).
2. Образование и характер первого восточно-славянского государства Русь. Норманизм и антинорманизм.
3. Деятельность первых русских князей (IX — X вв.)
4. Крещение Руси и его последствия.
5. Политическая раздробленность Руси. XII – XIII вв. (причины и последствия раздробленности, социально-политическое развитие русских земель).
6. Татаро-монгольское нашествие на Русь.
7. Система ордынского ига, его влияние на систему княжеской власти и развитие государственности.
8. Нашествие с северо-запада (XIII в.).
9. Причины возвышения Москвы. Объединительная политика московских князей XIV-XV вв.
10. Московское царство XVI в. Реформы периода правления Елены Глинской и начального периода царствия Ивана Грозного.
11. Опричнина и ее последствия для страны.
12. Внешняя политика Ивана IV.
13. Смутное время в России (причины, ход, последствия).
14. Польская и шведская интервенция н. XVII в. Последствия интервенции для России.
15. Первые Романовы: от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
16. Народные восстания XVII в. (Соляной и медный бунты, восстание Степана Разина).
17. Церковный раскол.
18. Внешняя политика России XVII века после окончания Смуты и интервенции.
19. Реформы Петра I и их последствия для истории развития России.
20. Внешняя политика России в первой половине XVIII в.
21. Эпоха дворцовых переворотов: причины, последствия.
22. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
23. Основные направления и итоги внешней политики России во второй половине XVIII в.
24. Внутренняя политика Александра I.
25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
26. Движение декабристов.
27. Правление Николая I.
28. Основные направления внешней политики во второй половине XIX в. Решение восточного вопроса.
29. Западники и славянофилы. Основные вопросы, споры, социально-политические программы.
30. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
31. Истоки народничества. Бакунин, Лавров, Ткачев.
32. Особенности процесса образования пролетариата в России во второй половине XIX в. Рабочее движение в 1860 – 1880-е гг.
33. Внутренняя политика России в 80-90-е гг. XIX в. Александр III.
34. Российская империя на рубеже XIX – XX вв. (экономическое развитие, социальная структура). Николай II.
35. Внешняя политика России в н. ХХ в. Русско-японская война.
36. Первая русская революция (причины, характер, особенности, этапы).
37. Формирование политических партий в н. ХХ в.
38. Третьеиюньская монархия и ее социальная сущность.
40. Участие России в первой мировой войне.
41. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.
42. Россия от Февраля к Октябрю: борьба альтернатив общественного развития.
43. Октябрьский переворот. Формирование новой государственной политической системы.
44. Гражданская война и интервенция в России в гг.
45. Идеология и практика «военного коммунизма», его влияние на общество.
46. Национальный вопрос после октябрьского переворота 1917 г. Образование СССР.
47. НЭП и его финал.
48. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
49. Коллективизация и ее последствия.
50. Индустриализация и ее последствия.
51. Формирование тоталитарного режима и его идеология (политическая система в е гг.)
52. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Начало II мировой войны.
53. Начало Великой Отечественной войны.
54. Тыл в годы войны.
55. Боевые действия зимой-летом 1942 года.
56. Коренной перелом в ходе войны.
57. Советская армия в Восточной Европе. Разгром Германии.
58. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны.
59. Антигитлеровская коалиция. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме.
60. СССР в послевоенный период ( гг.): восстановление экономики, послевоенные репрессии.
61. Начало холодной войны. Формирование социалистического и капиталистического лагеря.
62. Борьба за власть после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС.
63. Развитие экономики в 1953 – 1964 гг.
64. «Оттепель» в духовной жизни советского общества.
65. Внешняя политика СССР в 1956 – 1965 гг.
66. Приход к власти Брежнева. Консервация политического режима.
67. Экономика в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
68. Внешняя политика в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
69. Перестройка. Реформа политической системы.
70. Изменения курса внешней политики СССР в конце 1980-х – 1990-е гг.
71. Национальные проблемы в СССР конца 1980-х – начала 1990-х гг.
72. Экономический реформы 1985 – 1991 гг.
74. Развитие политической системы России в 1991 – 1998 гг.
Для подготовки к экзамену, могут использоваться тесты по данной дисциплине, выносимые на ЕГЭ.