подходы формированию грамматических навыков

Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы

В обучении грамматике традиционно определились два подходаимплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.

На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.

Имплицитный подход (без объяснения правил) (Соловова Е.Н.)

Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. В современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Эксплицитный подход (с объяснением правил) (Соловова Е.Н.)

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход к обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения.

Е.Н.Соловова считает, что в начальной и средней школе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:

Для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте.

В старшей школе и на продвинутом этапе обучения, как правило, используют дедуктивный метод, поскольку:

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2233 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы

В обучении грамматике традиционно определились два подходаимплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.

На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.

Имплицитный подход (без объяснения правил)(Соловова Е.Н.)

Структурный методКоммуникативный метод
В основу положены упражнения на отработку структурных моделей. Ассоциируется с именем Х.Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. Предполагает следующую последовательность действий: 1) Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. 2) Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором. 3) Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур. 4) Учебный диалог с несколькими структурами. Плюсы данного метода: · грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки; · у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое. Минусы: · упражнения носят механический, монотонный характер; · учащимся скучно, они быстро устают; · упражнения исключают речевой характер отработки; · содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.Здесь существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами. Наиболее общие для них положения: 1)Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации. 2)Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение. 3) Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации. 4) Разнообразие обстоятельств автоматизации. 5) Действия по аналогии в схожих ситуациях общения. Плюсы: · высокая степень мотивации учащихся; · речевая направленность отработки; · разнообразие речевых контекстов использования. Минусы: · недооценка принципа сознательности; · большая подготовка со стороны учителя; · специальный набор речевых этюдов, что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя; · продолжительность во времени.

Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. В современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Эксплицитный подход (с объяснением правил)(Соловова Е.Н.)

Источник

Методы формирование грамматических навыков

Методы формирование грамматических навыков
школьников.

Что значит знать грамматику?

Речевую функцию того или иного грамматического явления.

Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы:

1. Эксплицитный подход;

2. Имплицитный подход;

3. Дифференцированный подход.

В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.

Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. Другим методом эксплицитного подхода является индуктивный метод. Индуктивный метод исходит из такой формы умозаключения, как индукция, предусматривающая переход от единичных фактов к общим положениям.

Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает два метода с различными модификациями, а именно — структурный и коммуникативный. Структурными методами можно назвать ряд методов формирования грамматических навыков, разработанных различными авторами в рамках методов, которые они называли устными, активными, структурно-функциональными и т. п.

Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.

Мною будет использоваться эксплицитный подход (дедуктивный метод).

План формирования грамматического навыка.

Тема: овладение грамматической конструкцией There is и there are (для 3-4 классов).

Цель: к концу реализации плана учащиеся должны научиться использовать данную грамматическую конструкцию в речи.

ФГОС НОО: учащийся должен уметь распознавать и употреблять в речи, изученные в курсе начальной школы грамматические явления.

Этап презентации. Теоретическая часть.

Учитель объясняет правило ученикам. Они схематично записывают его в тетрадь с примерами.

Например, There s a hole in my pocket . – В моём кармане – дырка.

Вместо there нельзя использовать it :
There is a lot of noise in this room. – В комнате шумно .
( Ошибка : It is a lot of noise in this room. )

Используйте there are с подлежащим во множественном числе: There are many problems with this theory. – С этой теорией множество проблем.

Учитель читает ученикам считалку, они устно переводят её и читают по переменке.

There is a mouse in the house.
There is a cat in the flat.
There is a fox in the box.
There is a bee in the tree.

Is there a mouse in the house?
Is there a cat in the flat?
Is there a fox in the box?
Is there a bee in the tree?

Упражнение 1. Вставьте is или are.

There _____ two cups of tea on the table. (is)

There _____ some milk in the cup. (is)

There _____ no cats in the living room. (are)

There _____ an orange in the salad. (is)

There _____ some cheese on the plate. (is)

There _____ three rooms in our country house. (are)

_____ there three cups on the coffee-table? (are)

____ there a carpet on the floor? (is)

_____ there four rooms in the house? (are)

Упражнение 2. Посмотрите на картинку и обведите правильный ответ.

1. Is there a fridge in the kitchen?

a. Yes, there is. b. No, there isn’t.

2. Are there two cupboards in the kitchen?

a. Yes, there are. b. No, there aren’t.

3. Are there any telephones in the kitchen?

a. Yes, there are. b. No, there aren’t.

4. Is there a cooker in the kitchen?

a. Yes, there is. b. No, there isn’t.

Задание: Вставьте Is there или Are there. Дайте короткие ответы Yes, there is. Yes, there are. No, there isn’t. No, there aren’t.

_____________ any sausages in the fridge? _________.

_____________ any sugar in the cupboard? ________.

_____________ any rolls on the table?________.

_____________ any eggs in the fridge?________.

_____________ any jam in the fridge?________.

Например , Are there any sausages in the fridge? No, there aren’t.

Задание: Выберете правильное предложение.

1) a. There are armchair in the room. b. There are two armchairs in the room.

2) a. There’s a sofa in the bedroom? b. Is there a sofa in the bedroom?

3) a. There’s a TV in the flat. b. This is a TV in the flat.

4) a. Are there chairs in the hall? b. Are there any chairs in the hall?

Задание: Составьте предложения и запишите любые пять из них.

There is /There are

car cup pen bike ducks apples parks milk meat tea egg

in the cup. in the bag. on the plate. on the table. in the city. in the lake. in the box. at the door.

Например , There is some tea in the cup. Is there any tea in the cup?

Упражнение 6. Напишите каждое предложение в отрицательной и вопросительной форме. There are many pupils in the classroom. There is some meat on the plate. There are four parks in the city.

Ответы : There aren’t many pupils in the classroom. Are there many pupils in the classroom? There is no meat on the plate. Is there any meat on the plate? There aren’t four parks in the city. Are there four parks in the city?

Задание: Что имеется в холодильнике? Посмотрите и напишите. Несколько предложений уже сделаны для примера.

Например : There’s some cheese. There are some apples. There’s a cucumber.

Задание: Переведите пословицы и поговорки.

There is no place like home.

Where there is love there is life.

There is no bad weather, there are bad clothes.

There are plenty of other fish in the sea.

There are two sides to every question.

Нет такого же места, как дом. (В гостях хорошо, а дома лучше.)

Там, где любовь, там и жизнь.

Нет плохой погоды, есть плохая одежда.

В море есть много другой рыбы.

У каждого вопроса есть две стороны. (У медали две стороны.)

Задание: Найдите отличия, опишите их, используя новую конструкцию.

Например : There’s a fireplace in picture 1. There’s no fireplace in picture 2.

Контрольное задание: Составьте небольшой рассказ о своём доме, описывая его обстановку. Используйте конструкцию there is/there are в утвердительной и отрицательной форме не менее пяти раз. После представления рассказа класс задаёт ученику несколько вопросов, содержащих эту конструкцию, на которые ученик также должен ответить.

Примерные предложения в рассказе : There is a sofa in the living room. There is a table in the dining room. There are two pictures on the wall.

Примерные вопросы : Are there any chairs in the living room? Is there a wardrobe in your room? Is there a carpet on the floor?

Оценивается последнее контрольное задание.

«Отлично» Если учащийся составил объёмный рассказ, используя конструкцию не менее пяти раз, ответил грамматически верно на все вопросы. Допускается одна ошибка.

«Хорошо» Если учащийся допустил 2-3 ошибки в рассказе и ответах на вопросы.

Более трёх ошибок – нужно ещё позаниматься.

Источник

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.

Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков, готовит учащихся к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни.

Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся.

Грамматический навык – это способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы. Он обладает следующими качествами:

— автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы)

— устойчивость (прочность усвоения грамматических структур)

— гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации)

Условия формирования грамматических навыков:

— предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,

— имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей – повторить, чтобы согласить или не согласиться,

— однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,

— использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий,

— профилактика ошибок в речи,

— разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях,

— речевой характер упражнений

Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Презентация материала должна быть яркой, красочной, интересной.

Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио – материалов.

Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.

Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно

К упражнениям, формирующим грамматический навык, предъявляются определенные требования, выполнение которых ведет к качеству формирования навыка:

— ситуативность упражнений (специально созданная либо естественная),

— регулярная повторяемость однотипных фраз,

направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания,

— организация упражнений, обеспечивающих безошибочность действий учащегося,

— имитация коммуникативной направленности,

— нормальный речевой темп.

Типы упражнений на формирование грамматических навыков.

Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, так как в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.

Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:

3) подлинно речевые упражнения.

Подлинно речевыми упражнения называются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Она представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется для развития речевых умений («Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.).

Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми («Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму»). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.

К языковым относятся все упражнения, в которых нет коммуникативной направленности («Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами»), тренировочные упражнения («Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу»), упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации («Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве»).

Таким образом, грамматика представляет собой один из аспектов обучения иностранным языкам, она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе.

Практическая задача обучения грамматике состоит :

— в обеспечении учащихся овладением грамматическим строем языка( грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме, понимания их при чтении и на слух)

— в сообщении знания о строе английского языка (теоретические правила)

В последние годы наблюдается усиление практической направленности в обучении грамматике, что находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании урочного времени, в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений, в применении технических средств обучения.

Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка. Работа над грамматикой развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти. Таким образом, обучая грамматике, мы помогаем всестороннему развитию личности школьников, что является целью современной системы обучения и воспитания.

Источник

Грамматика

Автор: Super User. Posted in Уроки

подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыковВарианты работы с грамматикой

Обучение грамматике преследует две основные цели:
1. Научить учащихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания;
2. Научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, и при этом уметь извлекать содержательную информацию.

Существуют разные подходы к формированию грамматических навыков:

2. Имплицитный подход, включает два метода с различными модификациями:
Структурный метод
Устные, активные, структурно-функциональные методы формирования грамматических навыков, в основе упражнений которых, стоят структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например, S-V-О, где S — подлежащее, V — сказуемое, О — дополнение. Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями, речевыми образцами, типовыми фразами.

3. Дифференцированный подход.
Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.

При обучении грамматике необходимо:
1. Рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как структурное оформление речи.
2. Отобрать активный и пассивный грамматический минимум.
3. Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом.

Употребление каждого грамматического явления должно быть доведено до уровня навыка. Зачастую, даже зная наизусть теорию и все неправильные глаголы, ученик не может выразить простую мысль. Поэтому золотое правило при обучении грамматической стороне речи — учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Только в этом случае формируется навык ее использования. Ведь в речевой практике человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы донести до слушателя какую-то свою мысль. Поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер.

Использование видео уроков

Для того, чтобы разнообразить урок, сделать его более интересным и современным, вместо объяснения учителя или как дополнение к его объяснению можно использовать видео, которые предлагают различные онлайн школы. Я использую разные видео. Наиболее интересные, на мой взгляд, это Puzzle English и English Show. Они длятся всего 5-8 минут, при этом содержат большой объем информации. И в то же время они динамичные, ученик не успевает начать скучать.

Если на уроке не хватает времени или учащиеся что-то не поняли, они могут еще раз пересмотреть обучающие видео дома. Более подробный разбор тем предлагает канал Английский завтрак:

Учим неправильные глаголы

Проверку знания неправильных глаголов я провожу раз в четверти во время самостоятельной работы по грамматике. Это короткий тест, не более чем на 2 минуты. Учащимся предлагается заполнить вот такую таблицу. Выбор глаголов в каждом билете совершенно случайный (глагол go служит образцом):

подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыков

Скачать Тест. Неправильные глаголы (doc)

И наверное все уже видели вот это видео, о том как правильно учить неправильные глаголы подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыков

Грамматические тесты/ самостоятельные работы

Чтобы закрепить грамматические навыки, я использую самостоятельные работы. Практика показывает, что не все учащиеся охотно занимаются грамматикой дома, поэтому я выделяю для этого время на уроке.
Во время выполнения самостоятельных работ я разрешаю учащимся консультироваться друг с другом, если возникают какие-то вопросы. Это дает возможность слабым ученика получить ответы у более сильных в грамматике одноклассников. А те, в свою очередь, закрепляют материал пока объясняют его другим. Кроме того, все учащиеся могут задать вопрос учителю. Это очень эффективно. Такие тесты не являются итоговой формой контроля. Контроль сформированности грамматических навыков проводится на четвертной контрольной работе.

Скачать грамматические тесты можно здесь (rar) подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыков

Грамматические тренажеры.

Хорошая возможность отработать грамматический навык это выполнение упражнений из грамматических тренажеров.

В качестве домашнего задания я задаю достаточно объемное задание по грамматике, состоящее из двух частей. Первая часть обычные упражнения, вторая часть тренажер, который направлен на автоматизацию навыка. Эти задания учащиеся выполняют постепенно в течение примерно двух недель пока проходит изучение грамматических тем.

Домашнее задание по грамматике

В качестве дополнительных пособий для работы на факультативных занятиях или на консультациях я использую «Тренажер. Времена английского глагола» Клементьевой Т.Б. (pdf)

а также созданное мной по такому же принципу пособие «English Tenses. Practice Book» (pdf)

подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыковПри копировании авторского материала ссылка на источник обязательна.

Поблагодарить автора.
Вам был полезен материал на сайте?подходы формированию грамматических навыков. Смотреть фото подходы формированию грамматических навыков. Смотреть картинку подходы формированию грамматических навыков. Картинка про подходы формированию грамматических навыков. Фото подходы формированию грамматических навыков
Вы можете сказать автору спасибо, сделав небольшое пожертвование на сайте в меню справа.

Источник

Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы

В обучении грамматике традиционно определились два подходаимплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.

На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.

Имплицитный подход (без объяснения правил) (Соловова Е.Н.)

Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. В современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Эксплицитный подход (с объяснением правил) (Соловова Е.Н.)

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход к обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения.

Е.Н.Соловова считает, что в начальной и средней школе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:

Для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте.

В старшей школе и на продвинутом этапе обучения, как правило, используют дедуктивный метод, поскольку:

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2229 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы

В обучении грамматике традиционно определились два подходаимплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.

На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.

Имплицитный подход (без объяснения правил) (Соловова Е.Н.)

В основу положены упражнения на отработку структурных моделей. Ассоциируется с именем Х.Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. Предполагает следующую последовательность действий:

1) Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности.

2) Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором.

3) Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур.

4) Учебный диалог с несколькими структурами.

Плюсы данного метода:

грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;

у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.

упражнения носят механический, монотонный характер;

учащимся скучно, они быстро устают;

упражнения исключают речевой характер отработки;

содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.

Здесь существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами. Наиболее общие для них положения:

1)Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.

2)Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.

3) Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.

4) Разнообразие обстоятельств автоматизации.

5) Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

высокая степень мотивации учащихся;

речевая направленность отработки;

разнообразие речевых контекстов использования.

недооценка принципа сознательности;

большая подготовка со стороны учителя;

специальный набор речевых этюдов, что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;

продолжительность во времени.

Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. В современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Эксплицитный подход (с объяснением правил) (Соловова Е.Н.)

От общего – к частному.

От правила – к действию.

1)Изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.

2) Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употреблено в данном контексте.

3) выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом.

4) Затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом.

5) Переводные упражнения с родного языка на иностранный.

осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;

обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;

способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся;

может быть использован при самостоятельной работе.

трудность понимания грамматической терминологии;

часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.

От единичного – к общему.

Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.

1) Дается текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том числе и на контрасте с уже известными грамматическими явлениями/формами/структурами. Учитель формулирует речевую задачу. Уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с легкостью вывести правило. Задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займет неоправданно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно, могут закрепляться в сознании и приводить в дальнейшем к устойчивым ошибкам.

2) Формулировка учащимися правила образования/использования грамматической структуры, корректируемая учителем.

3) Выполнение упражнений на подстановку.

4) Выполнение упражнений на трансформацию.

5) Переводные упражнения.

обеспечивает реализацию проблемного обучения;

стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;

развивает догадку по контексту;

способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

может занимать много времени;

не все языковые явления можно объяснить индуктивно;

неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *