поднять занавес над этой историей

8 несуществующих фраз, которые вы продолжаете использовать. А зря!

Грамотность на «Меле»

Казалось бы, устойчивые сочетания на то и устойчивые: как правило, они не изменяются и не допускают перестановки слов. Но многим отчаянно хочется «придать внимание» чему-то и при этом «одержать успехи». В новом выпуске «Грамотности на „Меле“» разбираемся, почему сделать это невозможно — при всем желании.

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Приподнять завесу

Приподнимаем занавес и начинаем разоблачать замаскированные фразеологизмы. Вот и первый попался! В значении «сделать что-то скрытое, малоизвестное более ясным» используется сочетание «приподнять завесу». Выражение связывают со статуей древнеегипетской богини Исиды, покрытой завесой с надписью «Я то, что было, что есть и что будет; завесы моей ещё ни один смертный не поднимал».

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Добиться успехов, одержать победу

Если кто-то хвастается тем, что «одержал успех», — не спешите его поздравлять. Потому что главная победа у вашего собеседника ещё впереди! Это победа над контаминацией — именно так называют возникновение нового сочетания из двух чем-нибудь похожих выражений (от лат. contaminatio — «смешение»).

С задачей перепутать эти сочетания лучше всех справляются герои Антона Лапенко, у которых «семь пятниц во лбу» и «волосы стынут в жилах». Ну или отец главной героини романа Набокова «Дар», который не любил «откладывать долгов в ящик», а вот жить «как Христос за пазухой», напротив, считал большой удачей. Но если говорить серьёзно — одержать можно только победу, а успехов — добиться.

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Уделять внимание, придавать значение

Не придавайте этой статье внимание. И значения большого не уделяйте. Хотя бы потому, что это просто невозможно сделать.

Почему? Да потому что два совершенно разных выражения тут перепутались и слились — причём в разных комбинациях. Давайте всё-таки вспомним, что эти сочетания устойчивые, и больше на их устойчивость посягать не будем: можно только придать значение и уделить внимание.

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Служить образцом для других, показывать пример

Здесь снова видно переплетение двух похожих сочетаний. Показать образец, конечно, можно — если это образец новой ракеты, автомобиля или айфона. Но если речь идёт о примере для подражания, образцом для других можно только служить (а ещё — ставить в образец или брать за образец).

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Проходить красной нитью

Как раз и навсегда запомнить фразеологизм и больше не ошибаться? Узнать его историю.

«Красная нить» в этом сочетании совсем не случайна. Впервые выражение появилось в романе Гёте «Родственные натуры» (1809): «…через весь дневник Оттилии тянется красная нить симпатии и привязанности…» Симпатия и привязанность героини сравнивается здесь с настоящей красной нитью, которую с 1776 года вплетали во все канаты английского военного флота, чтобы не допустить их кражи. Так-то!

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Оказывать воздействие, производить впечатление

Производить можно автомобили или шоколад, можно производить шум и грохот, а ещё — производить впечатление. Воздействие на кого-то или что-то можно только оказывать (ну или испытывать на себе).

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Пока суд да дело

Сегодня на скамье подсудимых ещё один замаскированный фразеологизм. Сочетание «пока суд да дело» используют, когда говорят о каком-то длительном, медленном процессе. Происходит оно, как вы уже догадались, из судопроизводства, где дела могут рассматриваться довольно долго.

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Правильно: Оставляет желать лучшего

Заставлять кого-то что-то делать вообще дело бесполезное и даже вредное. Здесь глагол «заставляет» тоже всё только портит, лишая сочетание смысла. Как пишет Б. С. Шварцкопф в своей заметке, посвящённой этому сочетанию, «при употреблении фразеологизма необходимо точно воспроизводить лексический состав и грамматическую организацию выражения».

Источник

Поднять занавес над этой историей

А как лучше сказать?

Кн. для внеклассного чтения. (VIII–X кл.)

На вопрос, который поставлен в названии этой книги, вы, юные читатели, получите ответ, прочитав ее. Книга поможет вам повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

В нашу эпоху расцвета социалистической культуры подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Сегодняшний и завтрашний строитель коммунистического общества должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой национальной речи.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, грамматические или орфографические нормы. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо говорить или писать? Другие представляют собой наиболее распространенные, предпочтительные языковые (речевые) варианты из закрепившихся в практике использования, варианты, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с этими вторыми нормами (вариантами норм) мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос «А как лучше сказать?».

Напрасной была бы попытка ответить на этот вопрос однозначно, стремление дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не прочный образец), норма изменяется в результате развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в данный период не один-единственный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Сравните сочетания типа много народу – много народа, чашка чаю – чашка чая, в которых формы на – у(-ю) свойственны прежнему употреблению, а формы на– а(-я) – современному. Другой пример: произношение суффикса – ся (в возвратных формах глагола) с твердым [с] – прежняя норма, с мягким [с’] – теперешняя. В обоих случаях прежнее и теперешнее сосуществуют, между ними возможен выбор, перед нами варианты нормы в хронологическом плане, т. е. в их временной последовательности.

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива), в зависимости от конкретных условий его использования, возникают особые разновидности – стили, характеризующиеся каждый своими признаками (преимущественным использованием определенных лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т. д.): Среди стилей выделяются две большие группы: стили книжные (чаще в письменной форме) и разговорный (чаще в устной форме), которые обычно располагают своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа договоры – договора, слесари – слесаря, из которых одни (с окончанием – ы или – и) являются книжными, а другие (с окончанием – а или – я) – разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием – е) – книжные, а формы в отпуску, в цеху (с окончанием – у) – разговорные.

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остается добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного и более тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Вернемся к заглавию предлагаемой книги: «А как лучше сказать?» Сама формулировка вопроса говорит о том, что имеются возможности улучшать качество нашей речи, совершенствовать ее. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». (Д. И. Писарев.)

Точность речи, т. е. соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла». (К. Федин.)

Ясность речи, т. е. доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Логичность речи, т. е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей». (Н. Г. Чернышевский.)

Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания». (Л. Н. Толстой.)

Богатство речи, т. е. разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их». (М. Горький.)

Сжатость речи, т. е. отсутствие лишних слов, ненужных повторений. «Если пишет многословно, – это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит». (М. Горький.)

Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», (В. Г. Белинский.)

Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым». (А. Н. Толстой.)

Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их». (А. П.Чехов.)

В какой мере указанные выше требования соблюдаются вами, мои юные читатели? К сожалению, нередко в вашей речевой практике встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Возьмем на выбор письменные работы ваших сверстников – старшеклассников и абитуриентов – лиц, поступающих в вузы. Ознакомимся с отдельными выдержками из этих работ, и, может быть, некоторые примеры вызовут у вас улыбку.

«Салтыков-Щедрин изобразил тяжелое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров – молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин – лучшие представители „темного царства“. (Авторы приведенных курьезов слабо разбираются в значении слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.) „Сатин первый раскусывает Луку“; „Манилов умеет только трепать языком“. (Ошибочно употреблены просторечные слова.) «Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.) «Партизан спрятался в закуте»; «При этом известии у них сполох произошел». (Ненужная в сочинении диалектная лексика.) «Роман „Что делать?“ сыграл большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых оборотов.)

Источник

Исправте фразеологизм
1)взять львиную часть
2)приподнять занавес над этой историей
3)проходит красной линией мысль
4)качество услуг желает много лучшего
5)пускать туман в глаза
6)тратить нервы
7)одержать успех
8)пока суть да дело
9)положить в долгий ящик
10)несолоно нахлебавшись
11)все возвращается на спирали своя
12)роман зоавоевал успех
13)показать образец другим

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

поднять занавес над этой историей. Смотреть фото поднять занавес над этой историей. Смотреть картинку поднять занавес над этой историей. Картинка про поднять занавес над этой историей. Фото поднять занавес над этой историей

Москва — столица огромной страны под названием Россия.

Первое летописное упоминание о Москве (село Москова) относится к 1147 году. В то время на территории нынешней Москвы, на пути от Москвы-реки к Клязьме, по рекам Неглинке и Яузе был разбросан ряд сел, принадлежащих боярину Кучке.

Согласно летописи, в 1156 году князь Юрий Долгорукий обнес небольшое поселение, расположенное на высоком мысе при слиянии Москвы-реки и реки Неглинки, крепкой деревянной стеной («городом»), окружил рвом и прозвал его «Москва-град». Это был маленький городок, занимавший только крайний юго-западный угол нынешнего Кремля. Вокруг «города» шумел бор, о котором напоминает название Боровицких ворот Кремля.

Удобное географическое положение Москвы, лежащей на пересечении торговых путей, которые вели в Тверь (по Тверской), во Владимир и Ярославль (по Сретенке), на восток (по Солянке), на юг – в Орду (по Ордынке), в Смоленск (через Чертолье) способствовало её дальнейшему росту.

В 1328 году князь Иван Калита сделал Москву столицей. Его заслуга, прежде всего, состояла в том, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси.

Прошло несколько веков. Нынешняя Москва – это город мирового значения, крупнейший исторический, экономический, транспортный, культурный центр.

Москва — это город-гигант, с богатым историческим прошлым, со своими уникальными, многовековыми традициями, неповторимой аурой.

Бельгийский поэт Эмиль Верхарн писал: «Вся Москва кажется мне огромным музеем на вольном воздухе…».

Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы. Красная площадь – центральная площадь столицы, а Кремль, с которого и началась земля московская — главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.

На Красной площади находится одно из самых замечательных созданий древнего русского зодчества – Покровский собор, или храм Василия Блаженного. Собор выстроен в 1554-1560 годах при царе Иване Грозном. Напротив собора – Лобное место, отделанное при Екатерине II архитектором Казаковым. Отсюда объявлялись народу царские указы. Здесь же, рядом с Покровским собором, находится памятник Минину и Пожарскому, сделанный по проекту художника Мартоса и отлитый художником Екимовым.

Богата Москва красотами, достопримечательностями, местами, заслуживающими особого внимания. Живут в ней бок о бок старое и новое, большое и малое, скромное и роскошное.

Город растет, меняется. И только историю не изменить. Она вечна.

Источник

А как лучше сказать? :: Розенталь Дитмар Эльяшевич

Искажение фразеологизмов, к сожалению, встречается и в печати, например: «Он взял себе львиную часть» (вместо львиную долю); «Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей» (вместо приподнять завесу); «Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным» (вместо служить образцом или показывать пример).

Встречающееся у писателей переразложение фразеологических оборотов может носить характер особого стилистического приема, цель которого – обновление используемого выражения. Например, у М. Е. Салтыкова-Щедрина: Цензура привыкла совать свой смрадный нос в самое святилище мысли писателя (вставлено слово смрадный); у А. П. Чехова: Взглянул на мир с высоты своей подлости (вместо с высоты своего величия); Первый данный блин вышел, кажется, комом (вставлено слово данный); у В. Маяковского: За нее дрожу, как за зеницу глаза (вместо за зеницу ока); Изо всех щенячьих сил… (вставлено слово щенячьих).

Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво

Эти слова Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», ставшие крылатыми, напоминают о необходимости соблюдать чувство меры в использовании образных средств языка, не лишать речь естественности и простоты. Почти во всех стилях используются эпитеты, сравнения, метафоры и т. д., однако не следует забывать, что их назначение – не просто служить внешним украшением, а помогать глубже и ярче передавать содержание высказывания.

О простоте языка как его достоинстве говорили А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и М. Горький. Желание писать или говорить «красиво» нередко приводит к результатам, прямо противоположным тем, на которые рассчитывает автор: читатель обнаруживает искусственность, нарочитость в словах автора и теряет интерес к содержанию написанного или сказанного.

М. Горький говорил: «Не надо писать так „красиво“. Это не к месту. И, вообще, когда так красиво, то читать смешно».

Банальная «красивость», напыщенность стиля встречается иногда в печати, например: «Молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки»; «Ромео и Джульетта» – первая ласточка в серии художественных кинобалетов, и она сделала весну: сейчас намечаются съемки новых художественных кинобалетов». Нередко такие «неугасимые желания», «долго вынашиваемые чаяния», «заветные мечты», «высокие думы» и т. п., выпадая из стиля текста, создают впечатление искусственности и натянутости, а то и просто производят комический эффект.

Ложный пафос «красоты» стиля не чужд и авторам школьных сочинений; например: «Катерина – чистое, небесное создание, хрупкий цветок, выросший в могильном холоде дома Кабанихи»; «Павел Власов – орел с могучим размахом крыльев, принесший факел счастья людям, открывший им глаза на окружающий мир».

Что скажет грамматика?

Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действительно безбрежна), а узкие тропинки, порой весьма запутанные, когда встает вопрос: а как выбраться отсюда, какой путь лучший и кратчайший?

С тем же стремлением найти для себя точные ориентиры, подобрать верный компас мы отправляемся дальше – в страну Грамматики. Нам придется сначала пробираться через лабиринты Частей Речи, где нас ждет немало коварных опасностей сбиться с пути, прежде чем мы выйдем на широкие просторы Синтаксиса, где имеются свои подъемы и спуски, где нас подстерегают подводные камни, которые нужно умело обходить.

Во многих случаях таким компасом может служить наше собственное языковое чутье, но не всегда, и тогда на помощь мы призовем справедливые правила грамматики.

Источник

Приподнять завесу

Смотреть что такое «Приподнять завесу» в других словарях:

приподнять завесу — уличить, снять маску, сорвать завесу, прижать к стенке, прижать к стене, снять личину, вывести на свет божий, вывести на свежую воду, разоблачить, вывести наружу, сорвать маску, обличить, сорвать покров, припереть к стенке, приоткрыть завесу,… … Словарь синонимов

приподнять завесу — Приподнять (приоткрыть и т.п.) заве/су Сделать известным, раскрыть что л. скрытое … Словарь многих выражений

Приподнять завесу тайны — Происходит от ныне вышедшего из употребления выражения «покрывало Изиды». В Древнем Египте богиня Изида (жена Осириса, «умирающего и воскресающего бога») почиталась как хранительница сокровенных тайн природы и олицетворение ее жизненных сил. На… … Словарь крылатых слов и выражений

приподнять — ниму/, ни/мешь и; (разг.); подыму/, поды/мешь; приподня/л, ла/, ло/ и, (разг.), приподня/л, ло; приподня/вший; припо/днятый; нят, а/, о; св. см. тж. приподнимать, приподниматься … Словарь многих выражений

приподнять — ниму, нимешь и (разг.) подыму, подымешь; приподнял, ла, ло и (разг.) приподнял, ло; приподнявший; приподнятый; нят, а, о; св. 1. Слегка поднять (3 зн.). П. крышку. П. занавес. П. за руки, за боковые спинки. Осторожно п. упавшего человека. П.… … Энциклопедический словарь

приоткрыть завесу — уличить, обличить, прижать к стенке, сорвать личину, раскрыть игру, приподнять завесу, сорвать завесу, вывести на свежую воду, припереть к стене, сорвать покровы, прижать к стене, вывести на чистую воду, вывести на свет божий, снять личину,… … Словарь синонимов

Приподнимать завесу — чего. ПРИПОДНЯТЬ ЗАВЕСУ чего. Устар. Слегка пояснять, делать известным. Ух, каким счастьем вдруг пахнуло на него, когда Ольга немного приподняла завесу обольстительной дали, прикрытой, как цветами, улыбками! (Гончаров. Обломов) … Фразеологический словарь русского литературного языка

разоблачить — обличить, изобличить, сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести на свежую воду; уличить, обнаружить, демаскировать, прижать к стенке, открыть глаза, раздеть, вывести на свет божий, обнажить, сорвать покровы, выявить, подловить, раскрыть,… … Словарь синонимов

вывести наружу — вывести на свет божий, сорвать маску, прижать к стенке, вывести на чистую воду, обличить, разоблачить, сорвать завесу, вывести на свежую воду, сорвать покровы, прижать к стене, приподнять завесу, сорвать покров, снять личину, приоткрыть завесу,… … Словарь синонимов

прижать к стенке — наступить на глотку, наступить на горло, взять за глотку, схватить за глотку, снять маску, припереть к стене, уличить, сорвать маску, разоблачить, вывести на свежую воду, сорвать личину, раскрыть игру, снять личину, вывести на чистую воду,… … Словарь синонимов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *