подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории

Подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории

Амир Темур управлял государством в течение тридцати пяти лет. За эти годы он предпринял немало военных походов, одержал победы в крупнейших сражениях, покорил множество стран, создал огромную империю, границы которой простирались от Китая и Индии до Каспийского моря, от Арала до Персидского залива.

Из покоренных стран Темур и его военачальники возвращались с большой добычей. Вместе с трофеями привозили в Самарканд, Кеш, Бухару ученых, искусных мастеров, архитекторов, художников, музыкантов. Захваченные богатства шли на благоустройство городов, селений, разрушенных в результате военных действий, строительство крепостей, мостов, ирригационных сооружений, караван-сараев, приютов. Амир Темур не только благоустраивал города Мавераннахра и Туркестана, но и заново отстраивал многие населенные пункты покоренных стран. Он восстановил, например, города Багдад, Дербенд, Байлакан.

Что особенно важно, он положил конец феодальной раздробленности и анархии в Иране, Азербайджане и Ираке. Амир Темур установил торгово-дипломатические связи с наиболее крупными королевствами Европы — Францией, Англией, Кастилией (Испания). Восстановление древних торговых путей благоприятствовало развитию торгово-экономических и культурных отношений Средней Азии с сопредельными странами Дальнего, Среднего и Ближнего Востока.

При оценке деятельности Амира Темура необходимо учитывать, что он был сыном своей эпохи и, живя в условиях вполне сложившихся феодальных отношений, стал их активным проводником, объединяя разрозненные феодальные владения в Мавераннахре, Хорезме и в сопредельных странах. Походы его были интенсивными и многолетними, а бои — ожесточенными. Победоносной армией своей и успехами пользовался он по закону и обычаям того времени. Жестоко наказывал тех, кто нарушал мирные договора, однако в большинстве случаев наказание было справедливым. История ставит Темура в один ряд с такими крупнейшими полководцами, как Александр Македонский, Дарий I, Юлий Цезарь.

Таким образом, благодаря государственному и военному таланту Амира Темура образовалась огромная держава, создавались благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития не только Средней Азии, но и всего Востока.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Заслуга Амира Темура перед Родиной и его роль в мировой истории

Амир Темур управлял государством в течение 35 лет. Он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии и Китая до Черного моря, от Арала до Персидского залива.

Кроме этого, он покорил Малую Азию, Сирию, Египет и Нижнее Поволжье, низовья Дона, земли вокруг озера Балхаш и бассейн реки Или, территории до Северной Индии. Амир Темур не только благоустраивал города Мавераннахра и Туркестана, но и заново отстраивал многие населенные пункты покоренных стран, в том числе города Багдад, Дербенд, Байлакан. На караванных путях он строил рабады, крепости, мосты, в городах — мечети и медресе, создавал сады. Что особенно важно, он положил конец раздробленности и анархии в Иране, Азербайджане и Ираке, восстановил древние торговые пути, связывающие Восток с Западом. Восстановление древних торговых путей благоприятствовало развитию торгово-экономических и культурных отношений не только в Мавераннахре, но и способствовало сближению народов и государств Дальнего и Ближнего Востока. Амир Темур установил торгово-дипломатические связи с наиболее крупными королевствами Европы — Францией, Англией, Кастилией (Испанией).

подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Смотреть фото подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Смотреть картинку подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Картинка про подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Фото подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории

Одной из заслуг Амира Темура является то, что ему удалось покончить с политической раздробленностью, что позволило создать крупное централизованное государство. Была создана выгодная обстановка для восстановления экономики, разрушенной полуторавековым правлением монголов. Положительные сдвиги произошли и в развитии сельского хозяйства, в частности, поливного земледелия. Были сооружены новые каналы и расширились посевные площади. Развивались ремесленничество, внутренняя и внешняя торговля, наука и культура, благоустраивались и становились многолюдными города.

Сахибкиран Амир Темур является выдающимся государственным деятелем, сыгравшим огромную роль в развитии узбекской государственности. В исторических источниках Сахибкирана Амира Темура также именуют «Владыка мира» и «Сохиби адл» — «Справедливый». По инициативе Международной организации ЮНЕСКО в 1996 году широко праздновался юбилей Амира Темура и этот год был провозглашен «Годом Амира Темура».

Источник

Место и значение Амира Темура во всемирной истории.

е силы общества, Темур шаг за шагом решает эти задачи, одновременно он заботиться о безопасности своего государства. В ходе этого проявляется его государственная мудрость, полководческое искусство. Темур формируется как сильная неординарная личность.
Амир Темур, естественно, был сыном своего времени.
Амир Темур был весьма строгим правителем – требовательным к себе и окружающим. В своей государственной деятельности он опирался на три положения – на твердость веры, правосудие и сильную власть.
Таким образов, обладая огромным даром организатора и руководителя, Темур всегда держал руку на пульсе жизни, не теряя ощущение реальности.
Роль тех или иных политических деятелей определяется его вкладом в развитие своей страны, общества. Главная заслуга Темура заключается в том, что он организовал и возглавил движение по освобождению края от монгольского порабощения, за объединение раздробленных на княжества вилоятов в централизованное государство, добился признания его мощи сопредельными странами, восстановил и расширил торгово-экономические и политические отношения со многими странами Запада и Востока. Таким образов, его вклад в развитие Центральной Азии в различных сферах общественной жизни был поистине огромным, историческим.
Исходя из изложенного следует вывод о том, что Амир Темур был поистине выдающимся государственным деятелем, талантливым полководцем, искусным дипломатом, щедрым покровителем культуры и искусства, личностью, внесший большой вклад в человеческую цивилизацию.
В настоящее время почти в 50 странах мира ведут исследовательскую работу ученые-темуроведы. Издается множество книг о времени Темура и Темуридов. В Узбекистане также были ученые, которые стремились реально, объективно осветить тот период. В Германии в музее города Потсдам в честь Амира Темура организован «Отдел Азии». Он называется отделом Амира Темура. Проводимый каждый год в Англии кинофестиваль начинается с демонстрации фильма о нашем великом земляке.
Борьба с Моголистаном

Борьба с Улусом Джучи

Войны Амира Темура с сопредельными странами

Положительные последствия завоевательных походов
Амира Темура Войны Амира Темура, как и всякие войны, которые вели феодальные властители, принесли бедствия: как собственным народам, так и народам завоеванных стран. Но, тем не менее, войны Амира Темура имели и положительные последствия:

Источник

Человек, оставивший яркий след в истории мировой цивилизации

— Вы автор нескольких произведений, художественно отражающих роль Амира Темура в построении могущественного государства со времен его становления до последних дней. Как в вашей жизни возникла эта тема?

— Всегда любил историю, восхищался личностями прошлого, которые вносили коррективы в окружающую их реальность. Поэтому, поступая в Ташкентский государственный университет (ныне Национальный), выбрал данное направление. На протяжении учебы все больше погружался в историю родного государства, в изучение жизненного пути Амира Темура. Много читал, тогда и полюбил литературу, ведь именно в ней спрятано множество любопытных фактов из прошлого.

Будучи окруженным этими знаниями, бесценным наследием, сам влюбился в поэзию. Постепенно стал писать не только научные труды, но и художественные. Рассказал читателю о мастерах, воздвигнувших гробницу Амира Темура, ставшую священным местом. Потом были стихи о встрече Сахибкирана и персидского поэта Хафиза.

Надо сказать, что до независимости мало кто осмеливался использовать имя Сахибкирана в своих работах. В последние же годы создано много произведений разного жанра о нем, об эпохе Темуридов. Работа в данном направлении продолжается, многие наши (и не только) авторы пишут об этом.

Лично придерживаюсь пожеланий самого Сахибкирана: писать просто и доступным языком, чтобы мог прочесть и понять любой человек.

— На протяжении жизни вы изучали эпоху Амира Темура, его исторический путь, обращаясь как к научным, так и литературным трудам. Что больше всего впечатлило из сохранившихся до наших дней документов и артефактов?

— Самым большим открытием для меня было письмо Амира Темура французскому королю Шарлю VI. Оригинал его находится в Национальном архиве Франции, а копию можно рассмотреть в Государственном музее истории Темуридов в Ташкенте.

— В процессе работы над романом довелось трудиться во многих зарубежных библиотеках. Практически везде, где приводятся сведения об Амире Темуре, употребляется слово «завоеватель».

И это не авторский вымысел, не писательский прием. В своем «Уложении» он пишет: «В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением. Был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям».

Вдохновившись этими мыслями, стараясь погрузиться в ту эпоху, жить жизнью своих героев, подумал: каким может быть такой всепрощающий человек, какими еще качествами он обладает? Именно это стремление способствовало появлению лирических вставок и философских отступлений в романе, которые являются своего рода ключом к тем или иным событиям и раскрывают духовный мир героев.

В то же самое время старался понять, о чем думает Амир Темур. Ставил перед собой задачу показать его не только как величайшего полководца и государственного деятеля, а прежде всего как человека.

— Будучи историком-темуроведом, как вы считаете, какое наследие Амир Темур оставил нам, своим потомкам?

— Много веков назад он заложил национальную идею, которая получила свое воплощение сегодня, в период построения Нового Узбекистана, расцвета Третьего Ренессанса. Поэтому сегодня как никогда актуально духовное наследие Сахибкирана, ставшее источником единения нации, путеводной звездой в осуществлении реформ, воспитании в подрастающем поколении патриотизма, формировании национального самосознания и правильного мировоззрения, толерантности.

Французский ученый-темуровед Люсьен Керен писал: «9 апреля 1336 года недалеко от современного Шахрисабза появился на свет человек, который изменил ход истории своего времени и народов от Азии до Европы, оставил яркий след в истории мировой цивили-зации».

Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».

Источник

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Смотреть фото подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Смотреть картинку подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Картинка про подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории. Фото подумайте об амире темуре и его месте в мировой истории

Дата публикации: 05.05.2015 2015-05-05

Статья просмотрена: 2605 раз

Библиографическое описание:

Эркузиев, А. А. Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века) / А. А. Эркузиев, Н. А. Мамажанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 959-961. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17652/ (дата обращения: 26.11.2021).

Победа Тимура под Анкарой была встречена в Европе с благодарностью. В поздравительном письме английского короля Генриха IV (1399–1413), по случаю победы Амира Тимура в битве под Анкарой говориться: «Эта победа радует всех нас».

Личность Амира Тимура вызывала живой интерес европейцев средневековья, как полководца избавившего христианский мир от неизбежной катастрофы. Поэтому, начиная с XVI века европейцы в знак благодарности, создали целый ряд художественных и исторических трудов, посвященных личности Амира Тимура, устройству его государства, таланту военачальника. В этих произведениях образ Сахибкирана носил как реалистические, так и эпические черты.

Первым произведением такого рода был дневник Руи Гонсалеса де Клавихо. Дневник впервые напечатан издателем Арготе де Молина в 1582 году в Севилье под заглавием «Жизнь и деяния великого Тамерлана, с описанием земель его империи» На русском языке данное произведение, которое перевёл И. И. Срезневский, получило название «Р. Г. де Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403 –1406 гг».. В России оно был издано в Санкт-Петербурге в 1881 году. В аннотациях Арготе де Молина выразил свое мнение о путевых заметках Руи Гонсалеса. Дневник содержит наряду с точными сведениями и художественно — фантастические вымыслы. Так Клавихо сообщает, что Амир Тимур владел кольцом, украшенным драгоценными камнями. Камни этого кольца, якобы, имели свойство менять цвет, если кто-либо лгал при Сахибкиране.

После поражения турецкого султана Баязида Йилдырыма (1389–1403) в битве при Анкаре историки Европы стали глубже изучать жизнь и деятельность Амира Тимура. При этом Баязида характеризовали как врага, а образ эмира трактовали в положительном свете.

По сведениям историка XVI века Педро Мексиа, выходца из Испании, жившего и творившего во Франции, Амир Тимур держал пленного Баязида в железной клетке под строгим надзором. На самом деле отношение Амира Тимура к пленному Баязиду было корректным и доброжелательным. Сообщая сведения содержания Баязида под надзором, Мексия скорее отражал взгляды современников на Баязида, желавших его всемерного унижения. Тот же историк приводил и достоверную информацию о справедливости и правдивости Амира Тимура. К примеру, приступая к завоеванию города по приказанию полководца, ставили белые палатки, этим выражая возможность помилования жителям при сдаче без боя. На второй день в лагере ставили палатку красного цвета, что означало: представители высшего сословия могут просить помилования для горожан. На третий день в лагере ставили палатку черного цвета, значит с жителями осажденного города, соглашения достигнуто не было, и осада становилась неизбежной.

Интересные данные об армии Амира Тимура, сообщал Паоло Джовио (он же Павел Иовий Новокомский, 1483–1522). По его данным, армия Тимура состояла из многочисленных искусных лучников. Сила удара их стрел была настолько мощна, что пробивала щиты воинов противника, разрушая строй врага. Хотя в этой информации, есть известные преувеличения, публикации Паоло Джовио, свидетельствуют о том, что европейцы имели точные данные о военном искусстве Тимура и достоинствах его армии.

Изучение личности Амира Тимур продолжил испанец Санша в XVIII веке. В 1782 году Санша переиздал дневник Клавихо изданный Гонсалом Арготе де Молина. В дополнении к новому изданию Санша внес новые сведения о жизни и деятельности Амира Тимура, взятые из «Комментария…» Дона Гарсииа де Сильва Фигероа, бывшего послом короля Испнаии при дворе персидского шаха Аббаса в 1618. Санша отмечает религиозность Амира Тимура и его стремление к справедливости. Амир Тимур никогда не гордился своими победами, воспринимал их как дар Всевышнего. Противоположность сведениям Педро Мексиа, Санша утверждал, что Тимур никогда не содержал Баязида в клетке, напротив оказывал ему всемерное почтение.

В 1739 году во Франции увидел свет труд «История Тамерлана» иезуита Морга. В этом издании, автор стремился дать объективную оценку личности Тимура. Были использованы труды историков XV века Шарафеддина Язди и Ибн Арабшаха. Надо отметить, что труд Али Язди «Зафарнаме» был напечатан в 1722 Пети де ла Круа в Париже.

На западе легенды о Тимуре были воплощены в яркие образы сценических представлений и лирических опер. В 1587 году известный английский поэт, драматург при дворе Елизаветы I (1558–1603) Кристофер Марлоу написал трагедию «Великий Тамерлан». В 1588 году трагедия была успешно поставлена в театрах Лондона. В 1637 году трагедия «Великий Тамерлан» была поставлена и французским театром. При подготовке пьесы Кристофер Марлоу использовал биографический сборник об Амире Тимуре Педро Мексиа и «Величие Тамерлана Скифского (Краткая история Тамерлана)» Пьетро Перондино де Прато.

Труд Пьетро Перондино де Прато изданный в 1553 году во Флоренции, считается одним из первых научных исследований ученых Европы об Амире Тимуре.

Во Франции в этот период изучение исторической личности Амира Тимура развивалось по двум направлениям. Первое — строго историческое; второе — литературно-художественное. Как и во Франции в остальных европейских странах преобладало литературно-художественное направление.

Во французской литературе начиная с XVI века, образ Амира Тимура воплощался в произведениях разных жанров. Образ Тимура, здесь использовался для выражения и подтверждения какой-либо идеи, актуальной для самого французского общества. К ряду таких трудов можно отнести «Опыты» Мишеля Монтеня (1533–1592), написанные в течение 1571–1592 годов, которые считаются одним из первых произведений, ярко и полно отражающих образ Тимура. «Опыты» написаны на основе сведений, почерпнутых из труда византийского историка Лаоника Калкондила «Падение Византии и возвышение Османской империи».

В XVIII веке во Франции начинается научное изучение произведений об Амире Тимуре. Французские политологи исследовали систему управления в государстве Амире Тимура его автобиографию. Востоковеды переводили на европейские языки труды Шарафеддина Али Язди и Ибн Арабшаха о жизни и деятельности правителя Мавераннахра. Следует отметить, что в это время возникает особый интерес европейских ученых историков и востоковедов к политической и культурной жизни государства Амира Тимура и тимуридов, выявляется их вклад и влияние в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, в трудах посвященных истории востока личность Тимура нашла свое достойное отражение. Гёте и Вольтер в своих произведениях изображали Амира Тимура как выдающегося деятеля своей эпохи.

Таким образом, в XVI-XVIII веках в художественных и научно — исторических произведениях Европы Амира Тимура изображали как спасителя. Таким образом, дипломатические и экономическо-культурные традиции Амира Тимура, его стремление укрепить и развить контакты со странами Европы, послужило началом к изучению личности великого полководца и государственного деятеля.

1. Исоков Б. Амир Темур даврида Самарқанд, Лондон, Париж муносабатлари. «Наманган ҳақиқати» газетаси. 2002 йил 5 апрел.

2. La route de Samarcand au temps de Tamerlan. Imprimerie Nationale. Paris, 1990.

3. Амир Темур жаҳон тарихида. Т. «Шарқ», 2001.

4. Fourniau V. Quelques aspects du theme Timouride dans la cultoure francaise du XVIe au XIXe siecle. Бу китобда: Orient Moderno. Instituto per l’oriente. C. A. Nallino. Roma. 1996, № 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *