подводная лодка б 413 в калининграде история
Подводная лодка б 413 в калининграде история
1967 год 12 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1968 год 28 июня
Заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград как большая подводная лодка;
1968 год 7 октября
Спущена на воду;
1968 год осень
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;
1968 год 24 ноября
Поднят военно-морской флаг СССР;
1968 год 25 декабря
Вступление в строй ВМФ СССР;
1969 год 8 января
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;
1976 год
По итогам года была признана лучшим кораблем 4-й эскадры подводных лодок Северного флота;
1977 год
Выполнла задачи БС в Норвежском и Баренцевом морях. По окончании БС перешла в г.Кронштадт;
1980 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;
1980 год июль
Приняла участие в морском параде в Кольском заливе, в ходе которого выполнила маневр погружения на перископную глубину без хода, оставаясь при этом на якоре. По окончании парада была ошвартована к пирсу в губе Ваенга для посещения ПЛ гражданским населением;
1980 год ноябрь
Объявлена лучшей среди дизельных ПЛ по торпедной подготовки в ВМФ;
1981 год (предположительно)
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;
1981 год январь
Приняла участие во флотских учениях по противодействию иностранным подводным лодкам в Баренцевом море;
1981 год 5 сентября
В результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, ПЛ задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. В этом районе было затонувшее судно. Повреждена ГАС;
1982 год (предположительно)
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;
1987 год
Приступила к выполнению задач БС в Средиземном море;
1987 год
Заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам, объявлена приказом командующего Северным флотом «Отличным кораблем»;
1992 год
Находилась в ремонте на СРЗ-29 (последней из российских ПЛ);
1993 год
Не завершив ремонт, под буксирами покинула Лиепаю и перешла в Кронштадт;
1993 год 23 декабря
Перечислена в состав ЛенВМБ. Вошла в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с базированием на г.Кронштадт;
1999 год
Расформирован экипаж. ПЛ выведена из боевого состава ВМФ и передана в ОРВИ. Принято решение передать ПЛ Музею мирового океана. В сентябре прибыла в г.Балтийск В конце года прибыла в г.Калининград;
2000 год 14 июня
Отшвартовалась у музейного причала в г.Калининград;
2000 год 1 июля
Торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана;
2000 год 2 июля
Открыта для посетителей как музей. На ПЛ действовала выставка «Из истории российского подводного флота»;
2012 год 11 мая
Отбуксирована на Светловский судоремонтный завод. На ремонт Министерство культуры России выделило 12 миллионов рублей. Специалисты осмотрели и очистили корпус. Должна была вернуться на место стоянки через месяц;
2012 год июль
Возвращена на место стоянки и открыта для посещения;
2016 год
Продолжала работать для посетителей как экспонат Музея Мирового океана.
командиры (в/ч 63832):
1. Трусов А.Н. (1968?-1969-1973)
2. Погорелов Б.Н. (1973-1978)
3. Жаренов М.И. (1978-1984)
4. Сиротин В.П. (1984-1985)
5. Николаев В.А. (1985-1987)
6. Фёдоров А.А. (1987-1988-1989?)
7. Сорокин А.Ф. (1989?-1990-1991?)
8. Лапшин О.П. (1990?-1991?-1992?)
9. Ушаков В.Т. (1991?-1992-199?)
10. Басаков С.В. (199?-1999?)
начальники ПЛ-музея:
1. Шалюгин В.И. (2000?-2006-20??)
2. Горшков С. (20??-2012-201?)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-413:
1. Струговец Ф.Е. (1987-1988) командир 132-го экипажа
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 в Музее Мирового океана, г.Калининград
Месторасположение: г.Калининград, набережная Маршала Баграмяна
Официальный сайт: Музей Мирового океана
Дополнительно: Самолёт-амфибия Бе-12 в Музее Мирового океана, г.Калининград
22.02.2014, 01.03.2014, 29.06.2016
Краткий обзор проекта 641 читаем в справочнике Ю.В.Апалькова «Корабли ВМФ СССР. Том I. Подводные лодки. Часть 2. Многоцелевые подводные лодки»: «ПЛБ пр. 641 разрабатывалась ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.А. Егорова, а затем – З.А. Дерибина. Она являлась развитием пр. 611 и классифицировалась как большая многоцелевая подводная лодка, предназначенная для борьбы с надводными кораблями и судами противника при действиях на океанских и морских коммуникациях. ПЛБ пр. 641 имела развитые надстройки со штевневой носовой оконечностью легкого корпуса. Цилиндрический прочный корпус с оконечностями в виде усеченных конусов изготовлялся из стали толщиной 22 – 35 мм. Водонепроницаемыми переборками он был разделен на семь отсеков. Главный балласт размещался в десяти цистернах, значительная часть которых была оборудована кингстонами и использовалась в качестве топливно-балластных.
Лодка пр. 641 обладала хорошими мореходными и маневренными качествами, большими автономностью, дальностью плавания в надводном положении и в режиме РДП, что позволяло ей оперировать практически во всех районах Мирового океана. Однако в подводном положении, из-за принятых обводов легкого корпуса, корабль имел неудовлетворительные ходовые и маневренные качества. Кроме того, его подводная дальность плавания была ограничена, что сказывалось на боевых возможностях. Особенно ярко это проявилось во время Карибского кризиса в 1962 г., когда из четырех кораблей пр. 641, оперировавших у о. Куба, три были обнаружены противолодочными силами ВМС США.
В период с октября 1962 г. по декабрь 1970 г. на Ново-Адмиралтейском ССЗ и ЛАО для советского ВМФ было построено 58 лодок пр. 641, 47 из них выведены из состава флота до 1991 г.«
Отмечу лишь самый необычный эпизод в долгой службе субмарины – тот, что был связан с дипломатической деятельностью. «В начале декабря 1980 г. лодка получила необычное правительственное задание – защитить честь Советской судостроительной промышленности. Дело в том, что подводные лодки пр. 641 пользовались большой популярностью на мировом рынке вооружения. Их покупали Куба, Индия, Ливия и Алжир. Правительство Ливии выставило претензии к СССР за, якобы, некачественные винты кораблей данного проекта. Для разрешения конфликта командованием ВМФ СССР была выделена Б-413. На ее борт поднялись представители государственной комиссии, по указанию которой командир задавал различные режимы работы энергетической установки на различных глубинах и скоростях. По возвращению в базу на лодке создавали дифферент на нос, чтобы визуально осмотреть состояние винтов. Работа в таком интенсивном режиме продолжалась несколько дней, пока государственная комиссия не убедилась в высоком качестве винтов. По результатам этих испытаний претензии Ливии были отвергнуты«.
Источник: К.Кузнецов, Е. Баврин «Звезда мирового океана» («Техника и вооружение», №7/2011)
В ходе музеефикации современных отчественных подлодок их подвергают существенной переделке. Да, доступ посетителям упрощается, пропускная способность музея, а с ней и доходы от билетов, растут. Однако, своеобразная атмосфера утрачивается безвозвратно. Пожалуй самый известный пример такой «выпотрошенной» подлодки – московская Б-396, пр.641Б. Калининградская субмарина выгодно отличается максимальной сохранностью своего внутреннего устройства. Доработки внутреннего интерьера минимальны, добавлены немногочисленные экспонаты, а металлические двери кают заменены на более лёгкие, с застеклёнными проёмами.
Если хотите ещё больше достоверности – посмотрите на фотоснимки строевой ПЛ этого проекта. Для этого – добро пожаловать по ссылке в Живой Журнал Антона Блинова. У него есть замечательный фоторепортаж с борта бывшей Б-435 ВМФ СССР, а затем ПЛ «Запорiжжя» ВМС Украины. Отличные снимки и прекрасные пояснения. Никаких перлов, типа «вертикальная лестница, ведущая в боевую рубку» или «Аварийный выход. Если подняться наверх, то можно посмотреть в перископ».
Блестящий металл антенн на носовой оконечности субмарины, сверху вниз: МГ-13 «Свет-М», МГ-15 «Свияга», МГ-10 «Кола»
У самой ватерлинии, на зелёном фоне едва заметен волнорезный щит торпедного аппарата №6
Горизонтальные рули отвалены
Ограждение рубки и поднятые выдвижные устройства
В нижней носовой части корпуса – ГАС пеленгации МГ-200 «Арктика-М» (естественно, нам она не видна). Надо сказать, что МГ-200 является первой отечественной станцией с совмещенной рефлекторной антенной. ГАС обеспечивала работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции со сканированием диаграммы направленности в вертикальной плоскости. Советские подводники получили возможность брать на автоматическое сопровождение цель в горизонтальной плоскости и по углу места.
Далее внимание туристов привлекает блеск широкой полосы серебристого металла в носовой части корпуса. Это антенна пассивной ГАС шумопеленгования МГ-10 «Кола», размещённая в выступающем бульбе. Приёмные антенны ГАС МГ-10 размещены на ограждении рубки – на её тёмной поверхности хорошо видны квадраты полированного металла. Интересно, что на головной лодке этого проекта Б-94 устанавливалась ГАС «Тулома», которая в серию она не пошла, но путаницу в описаниях создала. Шумопеленгатор МГ-10 был разработан ОКБ завода «Водтрансприбор» (главный конструктор М.М.Магид) и принят на вооружение в 1959 году. Как пишет А.Широкорад: «Это первая отечественная станция, в которой наряду с фазовым и максимальным методом пеленгования реализован один вариант корреляционного метода пеленгования, что улучшило отстройку сигнала от нестационарных помех«.
Здесь же, над лёгким корпусом, возвышается обтекатель антенны МГ-15 «Свияга». Станция звукопроводной связи «Свияга» была разработана в 1950-х годах в НИИ-3 МСП (главный конструктор Н.Б.Кусков). ГАС предназначалась для подводных лодок среднего и большого водоизмещения, а также надводных кораблей. Она обеспечивала телефонную и телеграфную связь, а также измерение дистанции до кораблей, вошедших в связь. Станция обеспечивала совместное боевое маневрирование группы подводных лодок, при их тактическом рассредоточении на глубинах, не позволяющих осуществлять управение средствами радиосвязи. Кроме того, ГАС «Свияга» позволяла организовать связь погрузившейся субмарины с надводными кораблями при эскортировании, а также при учебных торпедных стрельбах.
О необычном эпизоде применения «Свияги» вспоминает участник кубинского похода 1962 года В.В.Наумов, бывший штурман Б-36. Рассказывая об отрыве от американского эсминца, он пишет: «Но главным фактором успеха в отрыве от слежения стало решение командира корабля капитана 2 ранга Дубивко А.Ф. применить технический приём подавления гидролокатора эсминца, предложенный мичманом Панковым. Во время всего совместного плаванья с ПЛ эсминец непрерывно работал радиолокатором и гидролокатором. Определив частоту работы гидролокатора, Панков заметил, что она лежит в диапазоне частот нашей станции гидроакустической связи «Свияга» и предложил настроить её на частоту гидролокатора эсминца, чтобы в нужный момент сделать его бесполезным с помощью непрерывного направленного сигнала «Свияги». Успешность маневра отрыва превзошла все ожидания. Практически с момента погружения Б-36 эсминец не смог ни на минуту установить с ней гидроакустический контакт«.
Выше обтекателя антенны ГАС «Свияга» находится небольшая антенна станции обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи МГ-13 «Свет-М».
Первый отсек: носовой торпедный
В лодку спускаемся через вход, обустроенный в проёме торпедо-погрузочного люка. Таким образом мы оказываемся в носовом торпедном отсеке. До музеефикации этим же путём внутрь подлодки подавали торпеды, которые затем с помощью талей опускали на свой уровень, крепили и ставили на своё место. Таким образом в отсек загружали боезапас – шесть торпед в аппараты и ещё по девять на каждый борт. Относительно разнообразия типов торпед применяемых на 641 проекте, процитирую капитана 1-го ранга Лариона Михаиловича Бозина:
«В начале 80-х годов заканчивали жизненный цикл дизельные подводные лодки 613 и 611 проектов. В строю оставались, в основном, лодки 641 проекта. Они имели 6 торпедных аппаратов в носу (2 – с противокорабельными торпедами 53-65к, 2 – с противолодочными торпедами СЭТ65 и 2- с торпедами «на всякий случай» или приборами помех) и 4 торпедных аппарата в корме с противокорабельными торпедами САЭТ-60м. При атаке групповой цели – отряда боевых кораблей или конвоя – лодки 641 проекта имели возможность усилить двухторпедный залп из носовых аппаратов четырехторпедным залпом с кормы и, таким образом, накрыть групповую цель шеститорпедным залпом. Успех в бою мог быть достигнут путем массового применения торпед«.
Торпедный аппарат №5, правее – один из приборов ПУТС «Ленинград-641» и корабельная трансляция
Открыта задняя крышка торпедного аппарата №3
Вот такое ассорти из «стальных рыбок». Тип торпеды, которая заряжена в аппарат №3 я определить не смог, а вот на стеллаже боезапаса правого борта находится противокорабельная 53-65К. Официальная версия её рождения суха и неинтересна. В 1965 году советский ВМФ получил газотурбинную перекисно-водородная торпеду 53-65. Она шла на смену 53-61 и имела более мощную газовую турбину и энергосиловую установку с двумя камерами сгорания. Эти особенности обеспечивали 53-65 два режима: скорость около 68 узлов при дальности хода 12 км и скорость 44 узла при дальности 22 км. Через четыре года эту скоростную торпеду модернизировали «в целях повышения эксплуатационной надежности энергосиловой установки» и предложили флоту модификацию 53-65М. В том же 1969 году начат выпуск модификация 53-65К, разработанной бюро торпедного завода им. С.М.Кирова в инициативном порядке. В общем, скучно, уныло, не интересно.
Между торпедными аппаратами – пульт ПУТС «Ленинград-641»
Пульт 2Л предназначен для ввода данных в в приборы курса торпеды (угол встречи, путь торпеды, скорость распространения зигзага) от ТАС (торпедный автомат стрельбы)
Ещё один пульт ПУТС «Ленинград-641» – управление числом торпед в залпе
Стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется пуск торпеды
А теперь ознакомимся с неформальным рассказом о событиях, происходивших в недрах советского ВПК. Снова обратимся к книге «Торпедная жизнь Лариона Бозина»:
«Вскоре была принята на вооружение торпеда 53-65, которая разрабатывалась под наблюдением наших ученых. На нее возлагались не просто большие, а огромные надежды. Гребные винты поражали своей мощью, преобразуя 1800 л.с. турбины в почти фантастическую скорость около 70-ти узлов. Куда этим американцам до нас! Главком, заслушав красочный доклад по этой торпеде, сказал: «хорошая торпеда!». Не знал он того, что докладывали по-американски: «говорите правду, как можно больше правды, никогда не говорите всю правду». Ее и не говорили. Возможно потому, что и сами ее еще не знали. Одно дело – плакаты, совсем другое – живая торпеда.
.
— Торпеда ни одного дня не находилась в боекомплекте подводных лодок.
— Единственный выстрел в порядке освоения торпеды флотом закончился неудачей.
— Стоимость серии к тому времени составила около 25-ти миллионов рублей. Стоимость разработки – раза в два больше.
.
В результате к началу 70-х годов по торпедам на тепловой энергетике мы имели торпеды:
— 53-56, 53-57 – без систем самонаведения с эффективной дистанцией стрельбы порядка 3,5 км.
— 53-61, 53-61МА – с трехмесячным сроком содержания на подводных лодках и всеми хлопотами с перекисью водорода.
— 53-65 – пригодилась только на запчасти.
И всеми этими торпедами вооружались подводные лодки.«
В верхней части – щиток световой сигнализации объёмного пожаротушения (индикаторы – 1,2,3 отсеки). Правее – щит сигнализации открытия клапанов системы беспузырной торпедной стрельбы
Запасной пост управления горизонтальными рулями
Бортовая аппаратура устройства РСУ-1Д аварийно-сигнального буя (для обозначения места нахождения аварийной ПЛ на грунте)
Прибор газового анализа вредных примесей ПГА-ВПМ Ц2551 (принцип работы: оператор прокачивает через прибор воздух, содержание вредной примеси определяется по длине столбика наполнителя индикаторной трубки, изменившего окраску)
Уже интереснее, но всё ещё непонятно: что же это за учёные, под присмотром которых создали дыру в бюджете под названием «53-65»? Цитирую по книге Р.А.Гусева, «Такова торпедная жизнь»:
«В 1948 г. в г. Ломоносове был создан специализированный центр по разработке дальноходных торпед на тепловой энергетике с применением высококонцентрированной перекиси водорода. К работам были привлечены немецкие специалисты. За четыре года была разработана серия торпед: 53-57, 53-61, 53-61МА, 53-65, 53-65М. Достигнутые технические характеристики этих торпед в то время были лучшими в мире, а скорость торпеды 53-65М не превышена до сих пор. За этот приоритет пришлось заплатить высокой сложностью и низкой надежностью торпеды. В погоне за скоростью азарт победил здравый смысл. Ни одна торпеда 53-65М не содержалась в боекомплекте кораблей. Все изготовленные торпеды использовались только в научно-исследовательских работах. Чтобы сохранить лицо, УПВ ВМФ пришлось заменить торпеды 53-65М новой торпедой 53-65К, которая после ряда модификаций некоторых узлов находится в эксплуатации с конца 60-х годов.
Впрочем, прием замены неудачных торпед был вполне отработанным. Таким же способом вывели из эксплуатации кислородную торпеду 53-56, заменив ее парогазовой торпедой 53-56В, разработанной на экспорт. Лес рубят – щепки летят. Работы велись широким фронтом. Может быть, излишне широким. Всякий реализуемый проект получал требуемое финансирование. Потом были разочарования и укладка некоторых проектов на полку. Легли рядком изящные оптические системы самонаведения и взрыватели. Не будем забывать – все помнили войну, торопились, было не соревнование, была гонка«.
Средства малой механизации для погрузки боезапаса
Аварийно-спасательное снаряжение: индивидуальный дыхательный аппарат ИДА-59М
oceanology_ru
Океанология
Официальное зеркало блога «Океанология»
Запись опубликована в блоге Океанология. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.
Подводная лодка «Б-413» построена в г. Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе и 7 сентября 1968 года спущена на воду. Военно-морской флаг СССР был поднят 24 декабря 1968 года. С 1969 по 1999 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Северного и Балтийского флотов в составе 69-й бригады 4-й эскадры. Свой самый длительный поход – 392 дня – лодка совершила в 1973 году.
В 1969 году подлодка «Б-413» участвовала в официальном визите в столицу республики Куба — Гавану, а также участвовала в деловом визите в порт Конакри Гвинейской республики. В 1970 году принимала участие в оперативно-стратегических учениях Военно-Морского Флота СССР «Океан», а также участвовала в деловом визите в порт Сьенфуэгос республики Куба. В 1987 году — заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и объявлена приказом командующего Северным флотом «Отличным кораблем».
В 1990 году лодка совершила переход на Балтику и вошла в прославленное соединение подводных лодок Балтийского флота в г. Лиепая, затем базировалась на Кронштадт. В период с 1991 по 1999 — находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
В 1999 году «Б–413» была исключена из боевого состава Военно-Морского Флота и передана Музею Мирового океана в качестве музейного судна. Лодка ошвартована у музейного причала на набережной Петра Великого реки Преголи города Калининграда 14 июня 2000 года.
10 декабря 2002 года дизель-электрическая подводная лодка Б-413 включена в мировую ассоциацию исторических морских кораблей. Ассоциация исторических морских кораблей создана в 1966 году. Главной ее задачей является сохранение выдающихся исторических судов, а также предоставление информации интересующимся богатым военно-морским наследием морских наций. Сегодня в ассоциацию входят 90 кораблей девяти стран мира. Россия была представлена в ней крейсером «Аврора» и ледоколом «Красин». Теперь в этот перечень включена и дизель-электрическая подводная лодка «Б-413».
4 мая 2009 года калининградский филиал «Росгосстраха» заключил с Федеральным государственным учреждением культуры «Музей Мирового океана» договор страхования подводной лодки «Б-413». Подводный корабль застрахован от пожара, удара молнии, взрыва, противоправных действий третьих лиц и террористических актов.
Несколько поколений моряков-подводников прошли школу морской выучки на этом замечательном корабле под руководством офицеров, командиров подводной лодки: капитана 2 ранга А.Н. Трусова, капитана 2 ранга Б.Н. Погорелова, капитана 3 ранга М.И. Жаренова, капитана 3 ранга В.П. Сиротина, капитана 2 ранга В.А. Николаева, капитана 3 ранга А.А. Федорова, капитана 3 ранга А.Ф. Сорокина, капитана 2 ранга О.П. Лапшина, капитана 3 ранга В.Т. Ушакова, капитана 1 ранга С.В. Басакова.
Сейчас на музейной подводной лодке «Б-413» открыта выставка «Из истории российского подводного флота», рассказывающая об основных вехах истории отечественного подводного флота.
Тактико-технические характеристики
Наружный вид лодки дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
Посередине корпуса ПЛ «Б-413» установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении. Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства: перископ атаки и зенитный перископ, антенны радиопеленгатора, радиолокационной станции, станции радиоразведки, устройство РДП (работа дизеля под водой). В корме находится отполированное кольцо комингс-площадки с входным люком. Эта площадка предназначена для посадки на нее подводных спасательных аппаратов в случае, если лодка потерпела аварию и потеряла возможность всплыть.
Подводная лодка «Б-413» имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке – каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке – койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Главные размерения:
Водоизмещение:
Запас плавучести – 26,8%
Глубина погружения:
Автономность плавания – 90 суток;
Скорость максимальная:
Дальность плавания:
Экипаж
Вооружение:
Боезапас:
История проекта 641
Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641 (Foxtrot по классификации НАТО). Главным конструктором проекта был С.А. Егоров, затем этот пост занимал З. А. Дерибин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия. По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.
Подводные лодки типа «Foxtrot» — наиболее удачные советские дизель-электрические субмарины послевоенной постройки. Они в больших количествах строились между 1958 и 1968 годами (45 единиц), а также в период с 1971 по 1977 год (17 единиц). Последняя лодка этого типа вступила в строй в 1984 году. Таким образом, всего было построено 62 подводных лодки данного типа. Такие лодки регулярно входили в состав соединений советского флота, дежуривших в Индийском океане и в Средиземном море. Начиная с 1968 года лодки типа «Foxtrot» в больших количествах поставлялись на экспорт. В период с 1968 по 1976 год восемь лодок были проданы в Индию, в период с 1976 по 1983 год шесть лодок были переданы Ливии, а в период с 1979-го по 1984 год три лодки были поставлены Кубе. Лодки типа «Foxtrot» были выведены из боевого состава советского флота в конце 80-х годов.