подводная лодка ярославский комсомолец история
Подводная лодка ярославский комсомолец история
Б-26, «Ярославский комсомолец», Б-826
проект 641
фотография:
ПЛ Б-826 проекта 641 в дальнем походе. 1979 год.
Фотография из архива Данилюка П.
1965 год 27 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;
1965 год 15 февраля
Присвоено почетное наименование «Ярославский комсомолец»;
1965 год 6 мая
Заложена на эллинге судостроительного завода ССЗ №196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка;
1965 год 10 октября
Спущена на воду;
1965 год
Переведена по внутренним водным системам на сдаточную базу завода в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;
1966 год 24 марта
Подписан приемный акт, вступила в строй;
1966 год 11 апрель
Включена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием в Екатерининской гавани г.Полярный;
1967 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1968 год 17 октября
В честь 50-летия ВЛКСМ награждена Памятным знаменем МО СССР;
1969 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1970 год 2 апреля
Переименована в Б-826;
1972 год ноябрь
Прибыла в п.Тартус (Сирийская Арабская Республика) для межпоходового ремонта и отдыха личного состава. Ремонт продолжался в течении месяца);
1972 год декабрь
Возвратилась к постоянному месту базирования;
1974 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1980 год 18 января
При всплытии в доке потеряла поперечную остойчивость и получила крен 32 градуса на левый борт. Затоплением дока крен удалось выровнять. Расследованием установлено, что топливные цистерны одного борта в условиях минусовых температур не были полностью заполнены водой замещения;
1991 год 24 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и поставлена на отстой в Екатерининской гавани (г.Полярный);
1992 год 31 декабря
Расформирован экипаж;
1996 год (примерно)
Отбуксирована и поставлена на отстой в губе Сайда;
2003 год (примерно)
Силами частного предприятия разделана на металл на судоразделочной базе в пос. Белокаменка.
командиры (в/ч 15161):
1. Жук А.З. (1965-1969)
2. Батасов Н.В. (1969-1970)
3. Еркин Г.Т. (1970-1976)
4. Ткач И.М. (1976-1977?)
5. Васильев К.Л. (1976?-1977?)
6. Дементьев Л.И. (1976?-1977-1980)
7. Машечков В.А. (1980-1983)
8. Агеев Ю.А. (1983-1985)
9. Семьянских В.А. (1985-1990-1992?)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-26 (Б-826):
1. Кучеренко В.А. (1977-1978) командир ПЛ Б-4
Подводная лодка ярославский комсомолец история
М-104,
«Ярославский комсомолец»,
КБП-27, УТС-32
фотография:
Передача флоту ПЛ М-104 типа «М» XII серии.
23.02.1943г. Полярный
1941 год 10 апреля
Спущена на воду;
1942 год август
Поднята на берег, в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу;
1942 год 1 сентября
Зачислена в состав ОУДнПЛ СФ (с 10.12.1942 в составе БрПЛ СФ);
1942 год 24 сентября
Спущена на воду;
1943 год 10 февраля
Вступила в строй;
1943 год 20 февраля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;
1943 год 22 февраля
Приказом НК ВМФ присвоено наименование «Ярославский комсомолец»;
1943 год 23 февраля
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1943 год 24 февраля
Вошла в состав Северного флота;
1943 год март
В ходе навигационного ремонта установлен стабилизатор глубины «Спрут»;
1944 год 13 мая
Отправлена из Мурманска по железной дороге на Черное море;
1944 год 9 июля
Вошла в состав Черноморского флота (по другим данным 06.06.1944 или 08.06.1944), зачислена в ОУДнПЛ ЧФ с базированием на Поти;
1944 год лето
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;
1951 год 27 января
Переформирована в состав 151-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;
1953 год 15 сентября
Переименована в КБП-27;
1955 год лето
Летом переведена по внутренним водным системам в Каспийское море;
1955 год 9 июня
Перечислена в состав Краснознаменной Каспийской флотилии;
1956 год 27 декабря
Переформировна в учебно-тренировочную станцию и поставлена на прикол. Переименована в УТС-32;
1958 год
Затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята аварийно-спасательным отрядом;
1960 год 26 октября
Расформирован экипаж;
1. Иванов В.Н. (28.02.1940-21.06.1940)
2. Лукьянов Ф.И. (25.08.1942-1949)
3. Проскунов М.Г. (06.1952-04.1953)
Подводная лодка «Ярославль»
В городе Полярный Мурманской области базируется подводная лодка «Ярославль»
История подводной лодки началась в 1943 году. C 1999 года между экипажем подводной лодки Б-808, которая позже получила название «Ярославль», и мэрией города Ярославль существует договор об установлении шефских связей. 21 ноября 2013 года было подписано дополнительное соглашение к договору, в котором подтверждаются намерения по установленному ранее сотрудничеству. В марте 2001 года вышла директива Начальника Главного штаба ВМФ России о том, чтобы каждый призыв направлять трех лучших призывников из региона для прохождения службы на подлодке «Ярославль». С тех пор немало ярославцев прошли школу мужества на корабле с именем нашего города на борту. Но в последнее время службу на лодке проходят только на контрактной основе.
27 июня, в День военно-морского флота на Тверицкой набережной Ярославля состоялось торжественное открытие памятника ярославским морякам-подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник установлен на «Аллее соловецких юнг», неподалеку от церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Тверицах. Строительство мемориала в честь погибших в годы Великой Отечественной войны ярославских моряков началось в 2012 году с закладки капсулы возле храма. Сооружение «Ярославский комсомолец» представляет собой точную копию рубки легендарной подводной лодки. На изготовление памятника было потрачено семь тон металла. Ширина памятника 3,3 м, длина 5,15 м. Подарок жителям города Ярославля сделал судостроительный завод.
История подводной лодки
Первый «Ярославский комсомолец»
Передача подлодки
«Ярославский комсомолец» флоту, 1943 год
Ярославский комсомолец, 1974 г.
В ходе плавания, продолжавшегося с 22 ноября 1977 года по 9 июля 1978 года, подводные лодки посетили с дружественными визитами порты Ко-накри (Гвинея), Луанда (Ангола) и Порт-Луи (остров Маврикий).
В 1991 году подлодку «Ярославский комсомолец» вывели из боевого состава ВМФ. Большую часть экипажа перевели на новейшую по тем временам дизельную подводную лодку проекта 877 типа «Варшавянка».
МОРПОЛИТ
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
Подводная лодка «М-104» «Ярославский комсомолец»
«Комсомольская история «малютки» началась 21 апреля 1943 года, именно в этот день подводной лодке М-105 присвоили имя «Челябинский комсомолец» — в честь комсомольцев Урала, сумевших в трудные военные изыскать средства для строительства подводной лодки. Более 55 миллионов рублей южноуральцы собрали за месяц. В первом мартеновском цехе Магнитогорского металлургического комбината более 140 рабочих и инженеров перечислили компенсации за неиспользованный отпуск на строительство кораблей. Сумма составила 68 тысяч. Дети фронтовика Михаил и Зина Агаповы внесли 135 рублей. Комсомолка Наталья Ревина из колхоза в Кизильском районе внесла на строительство судов 15 тысяч рублей. Так, по копеечке, была собрана нужная сумма. Передавать лодки выехали Александр Кривонос, рабочий ММК, Афанасий Черноиванов, комбайнер Сосновского района, и девушка по имени Лиза из комсомольской организации Миасского автомобильного завода. По дороге в Мурманск их поезд несколько раз бомбили, но все обошлось благополучно. В матросском клубе челябинцы встречались с моряками и даже участвовали в художественной самодеятельности, пели сатирические куплеты о бесноватом фюрере. На другой день под звуки Интернационала, лодка была передана подводникам.
Подводная лодка под стапельным номером 301 заложена 29 октября (по другим данным 30 мая, 30 сентября или 30 октября) 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 10 апреля 1941 года лодка спущена на воду. С началом войны достройка корабля, так как завод перешел на выпуск танков, прекратилась. 25 августа 1942 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Лукьянова Федора Ивановича погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге на завод № 402 в Молотовск (Северодвинск), куда благополучно прибыла 1 сентября 1942 года. 24 сентября (по другим данным 29 октября) 1942 года субмарина вторично спущена на воду. Так как средства на достройку подводной лодки были собраны комсомольцами и молодежью Брейтовского района, Ярославской области, 22 февраля 1943 года кораблю приказом наркома ВМФ кораблю присвоено имя «Ярославский комсомолец». 10 (по другим данным 23) февраля 1943 года подводная лодка вступила в строй и 24 февраля 1943 года вошла в состав Северного флота с перечислением в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ (до этого входила в отдельный учебный дивизион).
Торжественная церемония присвоения подводной лодке М-104 названия «Ярославский комсомолец». На мостике, кроме офицеров, стоят представители ярославских комсомольцев: секретарь Рыбинского горкома М. Зыбин, мастер резиноасбестового комбината А. Соболева, секретарь комсомольской организации цеха колхоза «Горшиха» А. Щукина (Печенкина) и агроном колхоза «Красный пахарь» А. Малышева.
Следующее боевое патрулирование «М-104» на позиции № 3 (Вардё – мыс Сейбунес) вновь отмечено торпедной атакой, но торпеды, выпущенные днем 20 сентября вдогонку, (хотя на подлодке спустя четыре с половиной минуты после их пуска зафиксировали два взрыва), по довольно крупному каравану, состоящему из немецких («Клаус Рикмерс», «Липпе», «Посейдон», «Валенсия», «Аквила», «Лудольф Ольдендорф», «Нойкурен», «Валор», «Херма», «Хафниа», «Мёвенриф», «Рогн», «Пеллворм») и норвежских («Хомборгсунд», «Банко», «Рогн») судов, прошли мимо цели.
После прохождения навигационного ремонта подводная лодка в конце ноября – начале декабря 1943 года выходила на патрулирование позиции № 1– «В» в районе Вардё – Конгс-фьорда, но ни разу, хотя она дважды обнаруживала при помощи гидроакустики одиночные цели, из-за плохой видимости атаковать не смогла.
В следующем боевом походе вечером 10 марта 1944 года в районе Сюльте-фьорда (позиция № 21) «М-104» разрядила торпедные аппараты по остову транспорта «Наталь», который в январе 1944 года был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур и как магнит притягивал на себя советские подводные лодки (по нему отстрелялись «М-105» 31 января, «С-14» 12 июня и «М-201» дважды 19 января и 16 июня).
Прибыв в Полярное, «М-104» уже неделю спустя начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот. 11 мая субмарина отправлена по железной дороге из Мурманска в Поти, куда благополучно прибыла 6 июня. 9 июля 1944 года корабль вошел в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ Черноморского флота, но в боевых действиях на новом театре участия не принимал.
Подводная лодка «М-104» на Черноморском флоте.
«М-104» совершила 6 боевых походов.
28 октября 2016 года в Ярославле на памятник подводной лодке «Ярославский комсомолец» на Тверицкой набережной бригада ПАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания АО «ВП Финсудпром») установила пушку, аналогичную стоявшей на вооружении данной подводной лодки в годы Великой Отечественной войны.
В торжественной церемонии установки пушки приняли участие члены Ярославского городского отделения общероссийского общественного Движения поддержки флота во главе с Александром Гарусовым, учащиеся морского кадетского класса школы №50 и представители городской администрации. Пушку, выпущенную в 1945 году и прослужившую 27 лет, передало Минобороны России из своего арсенала в Санкт-Петербурге, где она хранилась последние годы.