подворье валаамского монастыря в приозерске история
Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Приозерске
Тихий ухоженный парк, где среди высоких сосен, подпирающих глубокое северное небо изумрудными кронами, стоят две церкви — так описывают верующие подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Приозерске. Здесь спокойно сердцу и мыслям, а жизнь течет в размеренном ритме, напоминая прихожанам о суетности мира.
Что посмотреть
Всехсвятская церковь была возведена в конце 19 века, когда Приозерск назывался Кексгольмом и относился к Финляндии. Деньги на строительство — 26 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму — завещала дочь богатого купца Евдокия Андреева.
На территории Подворья находится также храм Рождества Христова, построенный в 2009 г. в связи с тем, что небольшая Всесвятская церковь не вмещала всех желающих посещать службы. Возводили его всем миром: приозерцы делали пожертвования, а чтобы увековечить их вклад было решено заложить «именные» кирпичи. Трудились на строительстве волонтеры, да и сам проект здания разработал один из прихожан, местный архитектор Зюкин Е. А.
Сегодня, помимо этих церквей, к подворью относятся еще три часовни и три церкви, находящиеся в поселках Приозерского района, и освященные в 2000-х гг. с ростом православной общины.
Полезная информация
Адрес: Приозерск, ул. Пушкина, 17. Веб-сайт.
Подворье Валаамского монастыря в Приозерске
На территории старого кладбища расположено подворье Валаамского Свято-Преображенского монастыря, созданного стараниями патриарха Алексия II в 1990 г.
На его земле расположились два действующих храма – старая Всесвятская церковь и новый храм Рождества Христова. Также здесь располагаются несколько часовен, в частности часовня преподобного Арсения. Монастырская трапезная знаменита своей вкусной выпечкой. В келейном корпусе живут и трудятся на собственной ферме монахи и трудники.
Всясвятская церковь
Всесвятская церковь или Церковь в честь Всех Святых (kaikkien pyhien kirkko) — православный храм в городе Приозерске, с 1990 года являющийся подворьем Валаамского монастыря.
Андреевская или Церковь Всех Святых является частью подворья Валаамского монастыря в Приозерске. Кладбищенская Андреевская церковь возведена на средства Евдокии Андреевой, проект которой в 19 в. составил архитектор Аренберг. Одноглавая церковь из неоштукатуренного кирпича с шатровой колокольней сооружена в эклектическом стиле, декорированная резным деревом.
В антирелигиозные времена церковь выполняла функции склада. В 1990 г. после реставрации была вновь открыта для верующих.
Храмы во имя Всех Святых сооружались на Руси обычно в память об убиенных на поле брани воинах, нередко при больницах и госпиталях, а чаще всего — на кладбищах. И это неудивительно: православному люду хотелось, чтобы, как говаривали в старину, «призываемы были Ангелы всех усопших на месте их погребения».
На территории старого православного кладбища, первые захоронения которого датированы 60-ми годами XVIII века, построен и Приозерский Всесвятский храм. Но есть у него и иное имя – Андреевская церковь. Дело в том, что деньги на постройку и содержание Кексгольмской прикладбищенской церкви (Кексгольм — так в те времена назывался этот город), общей суммой 26 тыс. рублей, незадолго до своей смерти завещала купеческая дочь Авдотья Андреева.
Здание в «неорусском» стиле строилось на православном кладбище Кексгольма в 1890-1892 гг. Проект церкви Всех Святых разрабатывался «финским Микеланджело» — Иоганном Якобом Аренбергом.
На территории усадьбы два храма, оба действующие. Один, внушительных размеров, современный — храм Рождества Христова. Второй — изящная старинная церковь, очень необычно украшенная деревянным декором — церковь Всех Святых — главная архитектурная жемчужина подворья и одна из главных достопримечательностей Приозерска. Здание в «неорусском» стиле строилось на православном кладбище Кексгольма в 1890-1892 гг.
Сегодня Храм Всех Святых украшает центральную усадьбу Приозерского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, привлекая многочисленных паломников и туристов своей необычной архитектурой и интересной историей своего появления.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова — действующая православная церковь в городе Приозерск Ленинградской области. Является частью подворья Валаамского монастыря при Всехсвятской церкви.
Храм Рождества Христова
Идеи строительства нового храма на территории подворья возникли в 1998 г., в канун 2000-летия Рождества Христова. Эта необходимость была вызвана увеличившимся количеством прихожан.
Храм был заложен в 2001 г. по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Первое богослужения в новом храме было проведено в 2009 г.
Что позволило стать приозерской церкви Всех Святых не просто оригинальной? Неповторимой!
В Приозерске, небольшом районном центре на севере Ленинградской области, расположены подворья двух Ладожских монастырей. Подворье Коневского монастыря находится в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Валаамского Спасо-Преображенского — во Всесвятской церкви.
Обычно храмы Всех Святых возводились в России при кладбищах или прямо на них. И это неудивительно, ведь родственникам усопших во все времена хотелось, чтобы рядом с близким им человеком был его Ангел в независимости от того, как звали почившего…
На территории старого православного кладбища, первые захоронения которого датированы 60-ми годами XVIII века, построен и приозерский Всесвятский храм. Но есть у него и иное имя — Андреевская церковь. Дело в том, что деньги на постройку и содержание Кексгольмской прикладбищенской церкви (Кексгольм — так в те времена назывался этот город), общей суммой 26 тыс. рублей, незадолго до своей смерти завещала купеческая дочь Авдотья Андреева.
Естественно, родственников старшего брата покойной, Фёдора, такое завещание не устроило. И долго-долго стороны гражданского процесса доказывали его законность в разных судебных инстанциях. Но присяжные поверенные у Православной церкви, видимо, и тогда были неплохие. А может, им просто улыбнулась удача. Так или иначе, но 17 декабря 1874 года завещание было окончательно узаконено на заседании Санкт-Петербургского городского суда.
Первый проект церкви Всех Святых, подготовленный по заказу кексгольмского губернатора Мартина Стениуса специалистом по православным церквям, архитектором Франсом Шёстрёмом (02.07.1840 — 01.08.1885), без объяснения причин был забракован Святейшим Синодом. Второй разрабатывался «финским Микеланджело» — Иоганном Якобом Аренбергом (30.04.1847 — 10.10.1914), который имел опыт строительства исключительно лютеранских кирх, равно как и светских особняков, среди которых — губернаторский дом в Выборге, гимназия в Хельсинки. Ни одно, ни другое никак не соотносилось с культовыми сооружениями Православной церкви.
Как и первый, проект Аренберга долго не утверждался Синодом. Архитектора даже вызывали на ковёр к занимавшему в то время пост обер-прокурора Святейшего Синода, известному изобретателю триединства «За Веру, Царя и Отечество» — Константину Петровичу Победоносцеву (21.05.1827 — 10.03.1907), который долго втолковывал непонятливому Аренбергу, что в Финляндии — засилье лютеран, а их политика по отношению к Православной церкви — враждебна.
Но профилактические беседы должного результата не принесли, архитектор что-либо менять в представленных им чертежах отказался, и обер-прокурор, в сердцах обозвав Аренберга «упрямым финским ослом» (со слов самого Иоганна Якоба), проект таки утвердил…
И началась его практическая реализация. Церковь из красного неоштукатуренного Валаамского кирпича построили довольно быстро — в течение двух лет. И уже в 1894 году её освятили.
Если верить данным Святейшего Синода, в России конца XIX века ежегодно возводилось от шести до девяти сотен (!) храмов. Строительство ещё одной каменной одноглавой церкви с шатровой колокольней (одной из тех 50 тысяч, что тогда уже были разбросаны по необъятным российским просторам), да к тому же где-то на самой западной окраине Империи, по своему мизерному масштабу должно было стать довольно заурядным событием. Должно было, но почему-то — не стало таковым.
Аренберг разработал проект своего храма в так называемом «неорусском» стиле. На что прямо указывают нетрадиционные для каменных церквей элементы деревянного зодчества — живописные резные карнизы не только в наружном убранстве, но и в интерьере. В тоже время, помимо «неорусскости», в её архитектурном облике органично сочетаются элементы ещё, как минимум, пяти различных стилей: древнерусского, романского, готики, классицизма и барокко.
Так, разделение форм по вертикали и горизонтали характерно для классицизма. А вот не несущие какой-либо функциональной нагрузки и служащие исключительно декоративным украшением полуколонны можно отнести к барочному стилю.
Может, именно особенности архитектуры, через многообразие стилей вобравшей в себя историческую память многих веков, и лучшее из строительного наследия разных народов, позволили стать приозерской церкви Всех Святых не просто оригинальной. Неповторимой…
Приозерское подворье Валаамского монастыря
Приозерское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря расположено в городе Приозерске Ленинградской области. Подворье основано в 1872 году.
Содержание
История [ править ]
Приозерское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата расположено в городе Приозерске Ленинградской области. Подворье основано в 1872 году. Имеет храмы как в городе Приозерске, так и приписные храмы и часовни на территории Приозерского района, которые были возведены согласно решения духовного собора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, еще будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, продумывал и подбирал место для создания на материке вблизи с островом Валаам подворья, которое смогло бы помочь в восстановлении оскверненной и разрушенной обители, обеспечить быстрый приезд насельников, трудников и паломников.
Есть свидетельство очевидцев, что одним из первых разрушенную и поруганную церковь Всех Святых («Андреевская церковь»), во время ее передачи Русской Православной Церкви, посетил именно митрополит Алексий. Благодарные приозерцы построили на территории подворья часовню в честь его небесного покровителя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, тем самым закрепили исторически значимое событие. Именно наш Патриарх освящал Школу Русской Культуры во время очередного своего визита в Приозерск. Не думаю, что открытие подворья тогда планировалось лишь на 20 лет.
И сейчас понятно, что эти продуманные шаги, ныне покойного Патриарха, действительно, способствовали восстановлению Валаамской обители, и сейчас помогают многим, кто почитает преподобных Сергия и Германа Валаамских, покровителей Земли Русской, и совершает паломничество на дивный остров Валаам.
С 1990 года работу причала Валаамского монастыря обеспечивает Приозерское подворье. Расположение причала в Приозерске является очень удобным географически для прибытия паломнических групп (экскурсионные автобусы) и отдельных паломников (рейсовые автобусы и электрички). В последние годы поток желающих посетить Валаам вырос многократно. В 2012 году Приозерский причал Валаамского монастыря принял более 113 000 человек, услугами трапезной при причале воспользовалось 3000 человек. Нередко в летний период и здание Школы Русской Культуры превращалось в паломническую гостиницу.
Приозерский причал с 1990 года является связующим звеном между Валаамом и миром, поэтому подворье в Приозерске, и причал в частности, нужно планомерно развивать. Ведь только за 2012 год через Приозерский причал на Валаам отправлено 2,5 тыс. т. грузов (строительные материалы, продукты, всевозможные хозяйственные грузы).
В прежние годы, по благословению настоятеля Приозерского подворья, прихожане размещали паломников, следующих на Валаам, в своих квартирах и домах, поэтому строительство гостиницы на причале в г. Приозерске было жизненной необходимостью. Так за 2012 год услугами гостиницы воспользовались 1200 человек. Но сегодня уже и эта гостиница в летние дни не справляется с количеством паломников, поэтому строительство на Приозерском подворье здания нового братского корпуса поможет решить и эту проблему.
Множество людей своими руками, вложив немалые средства, отстроили замечательные каменные и деревянные храмы и часовни. В ближайшем будущем планируются строительство приходских домов и завершение сооружения братского корпуса.
Современное состояние [ править ]
Храмы подворья [ править ]
Дата постройки – 1890 г. Храм был восстановлен к 1994 году и освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова расположен также на территории подворья в г. Приозерске. Богослужения в нем совершаются в праздники и воскресные дни. Архитектурный облик-идея храма Рождества Христова родилась во время паломнической поездки в 2000 году.
В Капернауме на северной оконечности Галилейского моря расположена замечательная греческая церковь в честь Собора 12-ти апостолов, отличается эта церковь прекрасной акустикой. Теперь и в Приозерске есть подобный по архитектуре храм. Храм освящен малым иерейским чином 07.01.2008 г. начальником подворья игуменом Фотием (Бегалем).
Часовня святителя Алексия, митрополита Московского
Часовня названа в честь патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Ридигера), который приложил много усилий для восстановления храма Всех Святых и создания подворья Валаамского монастыря. Подворье Валаамского монастыря расположено на территории старинного православного кладбища Приозерска, первые захоронения которого датируются шестидесятыми годами 18 века.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы – приписной к подворью монастыря в г. Приозерске и освящен Великим архиерейским чином 06.06.2010 г. епископом Троицким Панкратием, игуменом монастыря.
Храм строился в поселке Плодовое всем миром под чутким и деятельным руководством Валаамской братии.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 188670, г. Приозерск, ул. Пушкина, д.17
Проезд: Доехать можно доехать либо с Финляндского вокзала г. Санкт-Петербурга на электропоезде (Приозерское направление) до ст. Приозерск либо от станции метро «Девяткино» с автовокзала, автобус № 859 до ст. Приозерск.
Паломнику [ править ]
Богослужения совершается ежедневно, 8-30 (часы и Божественная литургия), 17-00 (вечерня и утреня).
По воскресным и праздничным дням – 9-30 (часы и Божественная литургия), накануне Всенощное бдение – 17-00.
Помимо утренних и вечерних богослужений, в воскресные и праздничные дни в храме совершаются молебны, литии и ежедневно читается Акафист Покрову Божией Матери.
Фото [ править ]
Приозерское подворье Валаамского монастыря
Храм Всех святых. Интерьер
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова. Внутреннее убранство
«Благословенное развитие Приозерского подворья как валаамской миссии»
История создания подворья
Напомним, что 25 сентября 2013 года на сайте «Русской народной линии» было размещено Обращение к православной общественности от приходских советов и прихожан храмов Приозерского подворья Валаамского монастыря Московского Патриархата. Об истории создания Приозерского подворья рассказал в интервью «Русской народной линии» один из его попечителей, руководитель научно-производственной фирмы «ВАПА», заместитель председателя Правления Александро-Невского Братства Борис Борисович Сергуненков.
Кто пришел в храм Божий, тот смог обрести истинную веру. Многие люди поверили валаамским священнослужителям и, воочию увидев, что такое жертвенное служение Церкви и Отечеству, пошли в церковь сами и повели своих детей, внуков, друзей.
Сегодня, когда решается судьба Приозерского подворья, очень важно вспомнить историю его возникновения, очень важно осмыслить, почему православные иерархи в сложное время становления не на словах, а на деле поддерживали деятельность Валаамского монастыря.
Важно отметить, что в создании подворья принял непосредственное участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Наш Патриарх, еще будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, продумывал и подбирал место для создания на материке вблизи с островом Валаам подворья, которое смогло бы помочь в восстановлении оскверненной и разрушенной обители, обеспечить быстрый приезд насельников, трудников и паломников.
Есть свидетельство очевидцев, что одним из первых разрушенную и поруганную церковь Всех Святых («Андреевская церковь»), во время ее передачи Русской Православной Церкви, посетил именно митрополит Алексий. Благодарные приозерцы построили на территории подворья часовню в честь его небесного покровителя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, тем самым закрепили исторически значимое событие. Именно наш Патриарх освящал Школу Русской Культуры во время очередного своего визита в Приозерск. Не думаю, что открытие подворья тогда планировалось лишь на 20 лет.
И сейчас понятно, что эти продуманные шаги, ныне покойного Патриарха, действительно, способствовали восстановлению Валаамской обители, и сейчас помогают многим, кто почитает преподобных Сергия и Германа Валаамских, покровителей Земли Русской, и совершает паломничество на дивный остров Валаам.
С 1990 года работу причала Валаамского монастыря обеспечивает Приозерское подворье. Расположение причала в Приозерске является очень удобным географически для прибытия паломнических групп (экскурсионные автобусы) и отдельных паломников (рейсовые автобусы и электрички). В последние годы поток желающих посетить Валаам вырос многократно. В 2012 году Приозерский причал Валаамского монастыря принял более 113 000 человек, услугами трапезной при причале воспользовалось 3000 человек. Нередко в летний период и здание Школы Русской Культуры превращалось в паломническую гостиницу.
Приозерский причал с 1990 года является связующим звеном между Валаамом и миром, поэтому подворье в Приозерске, и причал в частности, нужно планомерно развивать. Ведь только за 2012 год через Приозерский причал на Валаам отправлено 2,5 тыс. т. грузов (строительные материалы, продукты, всевозможные хозяйственные грузы).
В прежние годы, по благословению настоятеля Приозерского подворья, прихожане размещали паломников, следующих на Валаам, в своих квартирах и домах, поэтому строительство гостиницы на причале в г. Приозерске было жизненной необходимостью. Так за 2012 год услугами гостиницы воспользовались 1200 человек. Но сегодня уже и эта гостиница в летние дни не справляется с количеством паломников, поэтому строительство на Приозерском подворье здания нового братского корпуса поможет решить и эту проблему.
Множество людей своими руками, вложив немалые средства, отстроили замечательные каменные и деревянные храмы и часовни. В ближайшем будущем планируются строительство приходских домов и завершение сооружения братского корпуса.
Приозерское Всехсвятское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря
Приозерское Всехсвятское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря имеет храмы как в городе Приозерске, так и приписные храмы и часовни на территории Приозерского района, которые были возведены согласно решения духовного собора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Храм Всех Святых был восстановлен к 1994 году и освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Будничные богослужения совершаются ежедневно в храме Всех Святых.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова расположен также на территории подворья в г. Приозерске. Богослужения в нем совершаются в праздники и воскресные дни. Архитектурный облик-идея храма Рождества Христова родилась во время паломнической поездки в 2000 году. В Капернауме на северной оконечности Галилейского моря расположена замечательная греческая церковь в честь Собора 12-ти апостолов, отличается эта церковь прекрасной акустикой. Теперь и в Приозерске есть подобный по архитектуре храм.
Храм Покрова Богородицы в поселке Плодовое
Храм Покрова Богородицы в поселке Плодовое строился всем миром под чутким и деятельным руководством Валаамской братии. Служащий священник иерей Александр Зайцев. Староста храма, ныне покойная Лидия Евдокимовна Иванова, дочь репрессированного священника, организовала общий сход поселка Плодовое для решения вопроса о возведении нового храма. По поручению Владыки Митрополита благочинный Приозерского района протоиерей Николай Тетерятников на поселковом сходе объявил о благословении строительства храма Покрова силами жителей поселка под духовным окормлением Валаамского подворья.
Храм строился без каких-либо масштабных капиталовложений, хозяйственным методом, что называется, с «мира по нитке», самоотверженным трудом братии, усилием благотворителей и попечителей, которые без сомнения могли доверить свои средства именно Валаамскому монастырю. Сооружение храма пришлось на трудные 90-е годы, а в 2001 году, на Покров, в храме совершилась первая Божественная литургия.
В 2010 году 6 июня в неделю Русских Святых Храм Покрова Божией Матери был освящен преосвященным епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
В 1999 году прихожане Валаамского подворья в городе Приозерске, жители поселка Кузнечное обратились в митрополию о благословении на строительство своего храма из-за удаленности поселка от г. Приозерска. Из-за отсутствия средств в епархии митрополит благословил строить храм жителям поселка под духовным окормлением Валаамского подворья.
Храм Георгия Победоносца
В 2000 году строительство храма на средства Валаамского подворья и его прихожан, а также попечителей было успешно начато и завершено в 2007 году. Храм был освящен в честь Георгия Победоносца епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения. Служащий священник храма, иерей Иоанн Грицаюк, тесно работает с детьми и молодежью: сотрудничает с МОУ Кузнеченская средняя общеобразовательная школа (проводит уроки, беседы), МДУ детский сад комбинированного вида, духовно окормляет пожилых людей в Отделении сестринского ухода на 40 коек (хоспис) при Кузнеченской поселковой больнице. Из-за недостатка собственных средств храм находится на содержании Приозерского подворья Валаамского монастыря.
Сотрудничество жителей п. Петровское с Валаамским монастырем началось в 1990-х годах, когда совхоз «Петровский» помогал самому монастырю и подворью в Приозерске организовывать молочные фермы, выделив нужное количество племенного скота Деловые взаимоотношения переросли в тесную духовную связь.
У людей появилась потребность в соборной молитве, многие были не крещены, никогда не исповедовались, не причащались и умирали без духовного напутствия священника. На обращение в епархию с просьбой о строительстве храма было получено благословение. Из-за отсутствия средств в епархии строительство храма святителя Николая Чудотворца в 2004 году начали сами жители поселка на свои средства и своими силами под духовным окормлением Валаамского подворья.
Храм святителя Николая Чудотворца
Приход под руководством священника иерея Виктора Чикуна ведет просветительскую деятельность в Петровской средней школе. Рождество Христово, Крещение, Пасха и другие праздники послужили прекрасным поводом для общения с учащимися и учителями. Таким образом, при наставничестве и молитвенной помощи Валаамской обители, храм свт. Николая является духовным центром поселка.
Часовня Святителя Алексия, Митрополита Московского
Также было построено несколько часовен, в том числе, часовня святого благоверного князя Александра Невского на территории городского кладбища; часовня Святителя Николая на территории воинской части п. Сторожевое; часовня Святителя Алексия, Митрополита Московского и в память в Бозе почившего Святейшего Патриарха Алексия II на территории подворья.
Средняя общеобразовательная Школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских
Итак, по порядку. Кратко основываясь на документах, стоит проследить хронологию событий, касающихся Приозерского Всехсвятского подворья Валаамского монастыря:
1. Исполнительный комитет Приозерского городского совета народных депутатов Ленинградской области принял решение N65 от 23.02.1989 о передаче пустующего здания церкви «Всех святых» («Андреевской») для молитвенных целей религиозному обществу в г. Приозерске.
В соответствии с выпиской из протокола от 16.11.88 года N21 заседания Совета по делам религий при Совете Министров СССР, «О регистрации религиозного общества Русской православной церкви в г. Приозерске», Исполнительный комитет Приозерского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ: Передать пустующее здание церкви «Всех святых» (Андреевской) в г. Приозерске религиозному обществу Русской православной церкви для молитвенных целей. Подписи: председатель исполкома В. Степанько и секретарь исполкома Л. Кедрова.
3. Из канцелярии Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна 24 октября 1990 года за N2548/11 на имя наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумена Андроника поступило письмо с резолюцией Его Высокопреосвященства, положенной на письме о переводе Всехсвятской церкви г. Приозерска из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «НА РЕШЕНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА». Подпись: секретарь митрополита архимандрит Симон.
4. 26 ноября 1990 года за N2459 на имя Его Высокопреподобия игумена Андроника, наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, из канцелярии Московской Патриархии пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорте от 15.11.1990 г. о благословении на перевод Всехсвятской церкви из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Перображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и утверждения кандидатуры нынешнего настоятеля храма игумена Сергия (Булатникова): «19.XI.1990г. Подворья Ставропигиальных монастырей, как и сами монастыри, подчинены непосредственно Патриарху, поэтому Всехсвятское подворье Ставропигиального монастыря должно быть выведено из состава Ленинградской епархии. Настоятелем Подворья Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря в Приозерске утвержден игумен Сергий (Булатников). Подпись: управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Ростовский и Новочерскасский Владимир.
5. 10 января 1997 года Канцелярия Московской Патриархии за N47 сообщила Его Высокопреподобию Архимандриту Панкратию, наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на рапорте о совершении чинопоследования основания храма в честь Покрова Божией Матери в пос. Плодовое: «9.I.97г. Покров Царицы Небесной да укрепит строителей и благотворителей на святое дело строительства храма в пос. Плодовое». Подпись: Епископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
7. Из канцелярии Московской Патриархии 31.05.2001 года за N2852 на имя его Высокопреподобия, архимандрита Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорт о благословении на освящение закладки нового храма в честь Рождества Христова, на территории Приозерского подворья, 4 июня с.г.: «29.V.2001г. Благословляется». Подпись: Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Солнечногорский Сергий.
В трудные для страны 90-е годы ХХ века насельники Валаамского монастыря нашли в себе силы повести за собой людей. К сожалению, они столкнулись с неверием, равнодушием, даже с сатанинскими выходками, но были люди, которые поддержали православных пастырей.
В конце 80-х годов прошлого века на территории Приозерска и ближайших окрестностей не было ни одного действующего храма. К счастью, не были утрачены традиции, и не рассеялась историческая память.
Вызывает уважение фундаментальность, «неспешность», и в то же время последовательность и обдуманность действий нашего священноначалия и валаамской братии, которые были направлены на укрепление духовности и образованности наших соотечественников, повышения их ответственности перед будущими поколениями.
Миссионерское служение валаамской братии позволило открыть глаза многим из нас, простым людям. Сотрудничество с краеведами Приозерска, писателями, государственными деятелями, предпринимателями, простыми жителями позволило братии за четверть века найти подход к решению духовных проблем, и наметить фундаментальные ориентиры.
Необходимо сказать, что вышеописанные духовные преобразования в жизни Приозерья осуществлялись под руководством начальника Приозерского Всехсвятского подворья игумена Фотия (Бегаль), который был участником первого монашеского «десанта» на обретенный Русской Православной Церковью Валаам в 1989 году, и после первого, самого трудного, года обустройства обители перенес светильник монашества и на материк.
Роль Валаамского монастыря для православного мира трудно переоценить. Куда бы вы ни приехали, везде знают Валаамский монастырь, хранителя истинной монашеской жизни, и мы верим, что его слава будет преумножаться, и подворья новые будут открываться, так как позитивный опыт Приозерского подворья подталкивает к этому.
Думаем ли мы о том, что возрождение монашеской жизни в наших православных монастырях поможет нам обрести былую веру, а, следовательно, и видимую силу? Важно ли для нас, что за нас молятся добросовестно и укрепляют, и поддерживают нас как в невидимой духовной брани, так и в реальной борьбе с многочисленными врагами нашего Отечества и Русской Православной Церкви?
Да, мы понимаем, что без «умного делания» дела светские и мирские вряд ли будут успешны. Без возрождения традиций и веры наших предков жизнь наша ущербна и хлипка. Необходимо «ковать дух» и крепко стоять на своей земле.
О чем же нам говорит летопись: к концу XV века на территории г. Корела (современного Приозерска) было 4 монастыря и одна церковь. Так что до наших предков нам еще очень далеко. Крепка была вера, о ее стойкости красноречиво говорил летописец, когда описывал подвиг наших предков по защите города Корела от шведов. Мы хотим быть достойными наших славных дедов, и именно в этом мы ждем и обретаем помощь валаамских монахов.
Этой нелепицы не будет и в будущем, если православный русский дух будет укрепляться на богохранимой приозерской земле.