поиск критериев психики в истории психологии
Критерии психики
Гипотеза о возникновении и развитии психики.
Какие объекты окружающего мира обладают психикой, и на каком основании можно судить о наличии или отсутствии психики? Существует несколько точек зрения:
Панпсихизм: все объекты обладают психикой (критерия психики нет).
В качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.
Гипотеза о возникновении чувствительности
Леонтьев, Запорожец. Основа теории – биолог Северский.
Выделяем 2 типа среды:
Однородная – гомогенная – все необходимое и опасное для жизни растворено в ней (такой среды в реальности нет).
Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная окружающая среда).
Запускаем экспериментальное живое существо в гомогенную среду и спрашиваем: нужна ли в гомогенной среде психика? В этой среде у живого существа всегда есть контакт с тем, что важно для жизни. Какая-то концентрация полезного и вредного всегда в контакте с субъектом. Что нужно такому существу? Раздражимость – способность отвечать на внешнее раздражение. Передвигаться к полезному и удаляться от опасного. Но нет необходимости в отражении этой среды. Значит, в гомогенной среде существо может жить без психики.
Гипотеза о развитии психики
У Леонтьева связана с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменению психики.
3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):
Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;
Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;
Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.
Стадии | Особенности среды | Содержание отражения | Форма отражения | Форма поведения |
1.Элементарнаясенсорная | Предметная среда | Свойства среды, предмета | Ощущения. | Инстинкт, безусл. рефлекс |
2. Перцептивная | Среда отношений между предметами | Различение предметов в форме образа | Образы | Навык, усл. рефлекс |
3. Интеллект | Отношение между предметами | Предметные ситуации, функциональные понятия. | Интеллект |
Ощущение – отражение свойств предметов или среды, сенсорные процессы
Восприятие – отражение предметов в форме образов, перцептивный процесс
Мышление – рациональная форма познания, выходящая за пределы органов чувств, отражение отношений между предметами. Это обобщение и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности.
Единство отражения и деятельности. Хотя и существует различие между ними, они вместе с тем неотделимы друг от друга. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. Будет ли отражаться (и насколько точно) в ощущениях животного воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в своей деятельности с данным предметом и как именно связана. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности.
Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность
П.Я.Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий.
Леонтьев: Психика начинается со способности ощущать.
Гальперин: Психика есть ориентировка, ориентировочная деятельность.
Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического.
План ответа на вопрос:
1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм)
2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики
А) элементарная форма психического – чувствительность
Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности
В) необходимость психического отражения (ПЯ Гальперин, Иванников)
Роль психики в эволюции живых существ (Северцев)
Г) другие функциональные критерии психического
3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри)
1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни
2) Перцептивная – высший и низший уровни
3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении
1.В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской психологией и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о необходимости установления «точки отсчета», с которой ведет свою историю психика. Возникает проблема поиска критерия психического.
На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.
В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики.А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции:
1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).
2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).
3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).
4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.
Можно также дополнительно выделить такую позицию, как солипсизм (Введенский) – точка зрения, согласно которой «объективные признаки одушевленности» отсутствуют и душевная жизнь выявляется только в самом объекте путем самонаблюдения (т.е. «психика есть только у меня»).
2.А) А. Н. Леонтьев исходит из предположения, что первоначальной, исходной формой психического является чувствительность. Он выделяет 2 вида критериев чувствительности:
1) Субъективный (самоотчет) – он не подходит для исследования животных
2) Объективные критерии (по Йерксу):
2а) Структурные, морфологические (суждение о наличии ощущений не на основании функции, а на основании анатомической организации животного). Морфологический критерий ненадежен, т.к. хотя «органы и функции составляют единство, но они, однако, связаны друг с другом отнюдь не неподвижно и неоднозначно».
2б) функциональные (признаки психики, лежащие в самом поведении животных).
— подвижность, связанная с предыдущим опытом животного
Во всех этих критериях АНЛ видит такую проблему: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности.
Б) АНЛ предложил следующее разделение:
Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность.
Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).
Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с:
А) появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом.
Б) выделением этой связи самим субъектом, обнаружение субъектом в своей индивидуальной деятельности смысла абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора.
Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.
С целью доказательства этого положения проводились остроумные психологические эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони руки. Они были проведены А.Н.Леонтьевым с группой его сотрудников в 30-е гг. XX в.
Гипотеза: свет, падающий на ладонь, — заведомо абиотический стимул для субъекта, который в обычных условиях не ощущается. Возможно развить чувствительность ладони к свету, если сделать свет сигналом наличия другого стимула — удара тока в палец руки.
Процедура: В экспериментах были две основные серии. Объективно обе серии строились принципиально одинаково. Рука испытуемого ладонью вниз помещалась в некой установке на столе, в котором был вырез, подсвечивающийся снизу зеленым светом, — для испытуемого поверхность стола воспринималась гладкой, так как она была покрыта стеклом. Свет (всегда включавшийся перед ударом тока) падал прямо на ладонь испытуемого, однако сам испытуемый про это не знал (принимаюсь все возможные меры к тому, чтобы устранить все иные воздействия: тепловые, шумовые и прочие эффекты).
Это условие было введено во вторую серию, перед которой испытуемому давалась другая инструкция: «Перед ударом током будет очень слабое раздражение, ощущение которого позволит Вам избежать удара током — ведь вы заранее сможете снять палец с ключа». В конце данной серии и после гораздо меньшего числа сочетаний, чем первой серии, у испытуемых появилось ощущение света. Они чувствовали какое-то воздействие на руку «вроде ветерка», «волны», «птичьей перышка» и т.п. А
Вывод: даже для возникновения «элементарных» ощущений недостаточно просто наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим — необходимо специальное активное обследование ситуации со стороны субъекта, его ориентировочная деятельность, которая направлена на поиск связи между возможными агентами из внешнего мира.
Таким образом, любое психическое явление представляет собой отражение не физических свойств мира, а их смысла, который открывайся самим субъектом в его деятельности
В школе А. Н.Леонтьева проходила дискуссия относительно точного определения критерия психического:
ü А.Н.Леонтьев считал таковым реакцию на любой видоспецифический абиотический раздражитель (все лягушки определенного вида реагируют на шорох в траве как «сигнал» наличия в ней насекомого, и эта способность существует как видовое приобретение до того, как лягушка начнет осуществлять свою индивидуальную деятельность),
ü П.Я.Гальперин — только на такой абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта (для конкретной лягушки данного вида, которую постоянно кормили червями, индивидуальный смысл «пиши» приобрела их форма, потому-то данная лягушка набросилась и на имеющую такую же форму спичку; для другой лягушки, которую кормили пауками, индивидуально-неповторимый смысл «пищи» приобрела форма паука, и она столь же яростно набросилась на похожие по форме кусочки мха, игнорируя спички).
Таким образом, критерий психического, по А.Н.Леонтьеву, более широкий, чем по П.Я. Гальперину.
В) Гипотеза о возникновении у животных чувствительности в связи с переходом от жизни в однородной среде к жизни в более сложной, гетерогенной, предметно-оформленной среде. Переход от раздражимости к чувствительности происходит на основе процесса усложнения и расширения, а с другой стороны, сужения функций органов, приводящих к их спецификации в качестве органов чувствительности.
Есть ситуации, где психика (как особая форма отражения) не нужна, но есть ситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учетом ориентировки на основе наличной ситуации (ПЯ Гальперин).
Ситуации, где психика не нужна (по Гальперину):
1) Ситуации, где весь процесс обеспечивается чисто физиологическим взаимодействием с внешней средой (пр: внешнее дыхание, терморегуляция)
— условия существования животного имеются рядом с ним
— эти условия действуют как раздражители готового, наличного в организме механизма
— этот механизм производит нужную в данном случае реакцию
— соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что в большинстве случаев реакция оказывается успешной и приводит к полезному результату.
Но есть ситуации, где психика необходима: в таких ситуациях регуляция действия возможна только на основе образа открывающейся ситуации, отсутствие в этих ситуациях того, что необходимо индивиду (например, когда в комнате душно, не хватает кислорода, мы открываем окно).
По Иванникову: жизненные задачи, плохо решаемые без психики:
1. Установление биологического смысла объекта (например, образ матери у гусыни Лоренца)
2. Создание образа ситуации. Образ того поля действия, в котором сейчас находится человек.
3. Создание новых способов поведения (опыт с обезьяной, ящиками и бананом)
Психика возникает как адаптационный механизм. Биологическая роль психики – ориентировка и регуляция деятельности в предметно оформленной среде в условиях быстро и нерегулярно меняющихся.
Поиск критериев психики в истории психологии
Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются объективные устойчивые свойства этой действительности и которые не зависят от отношений к ней субъекта.
Сознательное отражение биологические беспристрастно, поэтому его можно назвать в некотором смысле объективным.
Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.
Как коллективный труд сделал возможным и одновременно необходимым возникновение сознания?
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения.
Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву – получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий.
В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.
В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка.
Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. У людей появилась необходимость говорить друг с другом: обозначать словом те или иные действия, предметы, отдавать своеобразные приказы партнеру по совместным действиям и т.д.
Слова стали не только обозначать конкретный предмет или действие, но и обобщать собой похожие действия, предметы и явления.
Усложнялся труд, сложнее становился язык.
Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.
Обсуждение происхождения сознания непосредственно подводит к вопросу о природе человеческой психики в целом. Этот вопрос решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения выражаются вопросами: «Что такое человек: существо биологическое – или социальное?» – или в другой формулировке: «Какому «царству» принадлежит человек: природы – или духа?».
Решение данной проблемы принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурно-историческую теорию развития психики.
Работал Л. С. Выготский в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка – нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Наконец, он внес существенный вклад в психологию искусства.
Используемая литература.
Подходы к решению проблемы эволюции психики (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм).
Запрос «Теория психики» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
(от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в философии, психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:
Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.[5]
Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции. Изучением психики занимается наука психология[1].
Вопросы происхождения и развития психики[ | ]
В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами[6].
В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева. Он предложил считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия — те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Абиотические воздействия сами по себе не полезны и не вредны для организма.[7] Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории[6].
У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта[6].
В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:
К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики[6].
На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей[6].
Вопрос 2. Теории происхождения психики («панпсихизм», «биопсихизм», «антропсихизм», «нейропсихизм»
Семинар по общей психологии
Тема 2
Вопрос 2. Теории происхождения психики («панпсихизм», «биопсихизм», «антропсихизм», «нейропсихизм»
Панпсихизм
Эта позиция означает всеобщее одушевление материи, однако в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, взаимодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных проявлениях материи (природы). Источником такого понимания служили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами. Таким образом, человек познавал себя, отождествляясь с внешними объектами, что позволяло назвать и сделать предметом осмысления свои психические свойства. Позднее происходила дифференциация знаний о себе и мире, и, познавая внешний мир, человек стал различать одушевленные и неодушевленные его формы. Однако то, что оказывалось неподвластным воздействию человека, было сильнее его, оставалось непредсказуемым и неуправляемым, продолжало одушевляться, но уже в форме мифологии: силы и явления природы, получившие статус «духов», «богов» и т.п. (например, в русской мифологии дух леса — леший, дома—домовой и т.д., бог солнца — Ярило, бог ветра — Перун и т.д.).Гораздо позднее человек, познав не только свойства активности, способности оказывать разрушающее или помогающее воздействие, но и свои влечения, чувства и другие состояния, также материализовал их в качестве богов, что ярко отражено в древнегреческой мифологии, где наряду с богами моря (Посейдон), плодородия (Деметра) и другими подобными есть боги любви (Афродита), агрессии (Арес), мести (Эринии) и т. п. Ставя перед собой задачу построения объективной, соответствующей действительности, картины мира, научное познание развивалось тем же путем. Поэтому во многом мы находим в науке близкие бытовому сознанию представления, но оформленные не в виде фантастических образов, а в форме научных концепций.
Одним из первых мыслителей, взгляды которого могут быть отнесены к панпсихизму, был Демокрит, который считал, что душа материальна и принадлежит всему, но различается у разных природных объектов и с усложнением последних также усложняется. Позднее Сократ предложил понятие Универсального разума, т.е. некоего надприродного образования, порождающего всю природу и проявляющегося в разных ее формах в разном качестве. Эта идея, истоки которой также содержатся в мифологических и религиозных воззрениях, была в дальнейшем использована в той или иной форме мыслителями разных эпох: Платоном (Абсолютные идеи), Спинозой (Единая субстанция — Бог или Природа, — имеющая два атрибута — протяженность и мышление) и, конечно, Гегелем (самореализация Абсолютного духа). При этом не всегда представление о таком общем начале совпадало с панпсихизмом, а лишь в тех случаях, когда одушевленность рассматривалась как наиболее общее свойство материи. Это позиция Сократа — Универсальный разум, порождением которого является весь существующий мир; позиция Спинозы, который рассматривал мышление (один из атрибутов субстанции) как способность тел, обладающих протяженностью, вступать в отношения с другими телами в соответствии «с логикой движения другого тела», причем этот атрибут субстанции меняется в зависимости от сложности взаимодействия данного тела с другими телами. В XIX в. таких взглядов придерживались Г.Т.Фехнер и Ж.Б.Робине, развивая материалистический монизм, предполагающий единство и общие свойства всей материи. В этих представлениях заложены ранние идеи дифференциации свойств материи, первоначально представленные в ней как функции, в процессе развития приобретающие свои новые свойства. В современной науке закон дифференциации уже рассматривается по-другому, он объясняет переход системы на качественно новый уровень развития, когда ее свойства приобретают качество, несводимое к их источнику на прежнем уровне существования системы. Однако не всегда диалектические законы (лежащие в основе системного подхода) используются в современной психологии, и можно обнаружить панпсихические представления в достаточно механистической форме. Вариант таких взглядов присутствует в трансперсональной психологии, где нередко субъективные переживания человека рассматриваются как не изменяющиеся в процессе развития (эмоциональный опыт в пренатальном периоде, существующий и актуализирующийся практически в неизменной форме у взрослого человека), или в микропсихоанализеС.Фанти, который предлагает торию «творческой энергии пустоты», проводя единую линию от энергетических процессов физического мира (строения атомов) до высших форм человеческой психики. Таким образом, панпсихизм имеет две формы существования: как вульгарный механицизм, сводящий все явления к единым, неменяющимся проявлениям и закономерностям (что, в общем, для естественной науки не характерно), и как «расширительная» точка зрения на общие закономерности мира, когда обращается больше внимания на преемственность функций в процессе дифференциации свойств матери и меньше на переход количественных изменений в качественные.[c.22, 23]
Биопсихизм
Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э.Геккель, из психологов — В.Вундт, отчасти П.К.Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие. В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фито-психологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения — движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии). А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности. Однако настии — это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.[c.24]
Нейропсихизм
В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых нервная система есть. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней — орган, ее обеспечивающий) и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания. Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза и онтогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы. Однако в реальном развитии логика этих процессов необычайно сложна, на определенных генетических этапах состояние органа (нервной системы) определяет собой функцию (особенности психики), и если анализ проводится внутри одного уровня развития, то общие закономерности могут не обнаруживаться или выступать в другом виде (как внутрисистемные, а не межсистемные изменения). Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится как раз к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений органа и функции, когда орган (нервная система) уже есть и его прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие функции (психики), хотя, как было отмечено выше, эти ученые появление психики в эволюции не рассматривают как производное нервной системы. Объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г. Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч.Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития. Живучесть нейропсихизма связана, в частности, с тем, что до нервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных — губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.[c. 25]
Антропопсихизм
Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако все же имеет место. Наиболее жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, характеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (сознания — значит психики) на дочеловеческом уровне развития. Другим основанием является разделение «души» и «духа» (и тогда: психики животных и души человека; психического и духовного и т. п.). В данном случае речь идет о разных уровнях развития психики с выделением двух ее качественно различных форм: животной и человеческой. Такое разделение мы встречаем еще у Аристотеля, однако он обе формы называл душой, хотя и принципиально различной (чувственная, неразумная и смертная у животных; разумная и бессмертная у человека).
Обозначенные точки зрения на возникновение психики, как теперь видно, имеют не только исторический характер. Они связаны с общей методологией, определением психики и представлениями о способах ее изучения. В современной психологии ведущим является системный подход, позволяющий объяснять развитие всех явлений (и психики в том числе) как преобразование систем, происходящее по общим законам развития материи. Для объяснения эволюции психики целесообразно использовать тот вариант системного подхода, который специально разрабатывается для изучения общих, эволюционных закономерностей, — эволюционно-системный. С позиций этого подхода мы и обратимся к анализу возникновения и развития психики в филогенезе.[c/26]
Топчий М.В.
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие.- Ставрополь: СКСИ, 2005.- 272 с.
Вставить картинку в текст
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).
На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам. Необходимо отметить, что психика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных. Необходимо отметить, чтопсихика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных. При этом психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Рис. 7. Схема возникновения психического отражения
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
. (Психология и педагогика. Раздел «Психология» (Сивцова А.В., Колмогорова Н.С.)Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 195 с)
Раздражимость – является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая протоплазматическая масса амебы реагирует на механические, термические, оптические, химические, электрические раздражения (т.е. все раздражения, на которые реагируют высшие животные). При этом реакции нельзя прямо свести на физическое действие раздражителей, которые их вызывают. Внешние физико-химические раздражения не определяют прямо, непосредственно реакции организма; зависимость между ними неоднозначна: одно и то же внешнее раздражение в зависимости от различных обстоятельств может вызвать разные и даже противоположные реакции: как положительные – по направлению к источнику раздражения, так и отрицательные – от него. Следовательно, внешние раздражения не вызывают непосредственно реакцию, а лишь обусловливают ее через посредство тех внутренних изменений, которые они вызывают.[130c.]
На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними, и внутренними моментами, но на различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими, раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение, различно.
Чем выше уровень развития, тем большую роль играют внутренние условия. У человека иногда внешний стимул оказывается лишь случайным поводом для действия, являющегося по существу выражением сложного внутреннего процесса: роль внешних раздражителей в таком случае сказывается лишь очень опосредованно. Напротив, на самых низших ступенях органического развития роль внешних раздражителей велика, так что при некоторых условиях реакции практически более или менее однозначно определяются внешними физико-химическими раздражителями.
Определяемые такими физико-химическими раздражениями вынужденные реакции организма – это так называемые тропизмы.
Общую теорию тропизмов развил Ж.Лёб, исходя из исследований Ж. фон Сакса о тропизме растений.
Тропизм – это обусловленная симметрическим строением организма вынужденная реакция – установка или движение – организма под воздействием внешних физико-химических раздражителей. Иначе говоря, тропизм – это вынужденная ориентировка организма по отношению к силовым линиям.
Но и тропизмы низших организмов обусловлены в действительности не только внешними, но и внутренними факторами. [c.131]
С.Л.РубинштейнОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ СПб: Издательство «Питер», 2000
Семинар по общей психологии
Тема 2
Вопрос 2. Теории происхождения психики («панпсихизм», «биопсихизм», «антропсихизм», «нейропсихизм»
Панпсихизм
Эта позиция означает всеобщее одушевление материи, однако в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, взаимодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных проявлениях материи (природы). Источником такого понимания служили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами. Таким образом, человек познавал себя, отождествляясь с внешними объектами, что позволяло назвать и сделать предметом осмысления свои психические свойства. Позднее происходила дифференциация знаний о себе и мире, и, познавая внешний мир, человек стал различать одушевленные и неодушевленные его формы. Однако то, что оказывалось неподвластным воздействию человека, было сильнее его, оставалось непредсказуемым и неуправляемым, продолжало одушевляться, но уже в форме мифологии: силы и явления природы, получившие статус «духов», «богов» и т.п. (например, в русской мифологии дух леса — леший, дома—домовой и т.д., бог солнца — Ярило, бог ветра — Перун и т.д.).Гораздо позднее человек, познав не только свойства активности, способности оказывать разрушающее или помогающее воздействие, но и свои влечения, чувства и другие состояния, также материализовал их в качестве богов, что ярко отражено в древнегреческой мифологии, где наряду с богами моря (Посейдон), плодородия (Деметра) и другими подобными есть боги любви (Афродита), агрессии (Арес), мести (Эринии) и т. п. Ставя перед собой задачу построения объективной, соответствующей действительности, картины мира, научное познание развивалось тем же путем. Поэтому во многом мы находим в науке близкие бытовому сознанию представления, но оформленные не в виде фантастических образов, а в форме научных концепций.
Одним из первых мыслителей, взгляды которого могут быть отнесены к панпсихизму, был Демокрит, который считал, что душа материальна и принадлежит всему, но различается у разных природных объектов и с усложнением последних также усложняется. Позднее Сократ предложил понятие Универсального разума, т.е. некоего надприродного образования, порождающего всю природу и проявляющегося в разных ее формах в разном качестве. Эта идея, истоки которой также содержатся в мифологических и религиозных воззрениях, была в дальнейшем использована в той или иной форме мыслителями разных эпох: Платоном (Абсолютные идеи), Спинозой (Единая субстанция — Бог или Природа, — имеющая два атрибута — протяженность и мышление) и, конечно, Гегелем (самореализация Абсолютного духа). При этом не всегда представление о таком общем начале совпадало с панпсихизмом, а лишь в тех случаях, когда одушевленность рассматривалась как наиболее общее свойство материи. Это позиция Сократа — Универсальный разум, порождением которого является весь существующий мир; позиция Спинозы, который рассматривал мышление (один из атрибутов субстанции) как способность тел, обладающих протяженностью, вступать в отношения с другими телами в соответствии «с логикой движения другого тела», причем этот атрибут субстанции меняется в зависимости от сложности взаимодействия данного тела с другими телами. В XIX в. таких взглядов придерживались Г.Т.Фехнер и Ж.Б.Робине, развивая материалистический монизм, предполагающий единство и общие свойства всей материи. В этих представлениях заложены ранние идеи дифференциации свойств материи, первоначально представленные в ней как функции, в процессе развития приобретающие свои новые свойства. В современной науке закон дифференциации уже рассматривается по-другому, он объясняет переход системы на качественно новый уровень развития, когда ее свойства приобретают качество, несводимое к их источнику на прежнем уровне существования системы. Однако не всегда диалектические законы (лежащие в основе системного подхода) используются в современной психологии, и можно обнаружить панпсихические представления в достаточно механистической форме. Вариант таких взглядов присутствует в трансперсональной психологии, где нередко субъективные переживания человека рассматриваются как не изменяющиеся в процессе развития (эмоциональный опыт в пренатальном периоде, существующий и актуализирующийся практически в неизменной форме у взрослого человека), или в микропсихоанализеС.Фанти, который предлагает торию «творческой энергии пустоты», проводя единую линию от энергетических процессов физического мира (строения атомов) до высших форм человеческой психики. Таким образом, панпсихизм имеет две формы существования: как вульгарный механицизм, сводящий все явления к единым, неменяющимся проявлениям и закономерностям (что, в общем, для естественной науки не характерно), и как «расширительная» точка зрения на общие закономерности мира, когда обращается больше внимания на преемственность функций в процессе дифференциации свойств матери и меньше на переход количественных изменений в качественные.[c.22, 23]
Биопсихизм
Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э.Геккель, из психологов — В.Вундт, отчасти П.К.Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие. В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фито-психологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения — движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии). А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности. Однако настии — это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.[c.24]
Нейропсихизм
В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых нервная система есть. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней — орган, ее обеспечивающий) и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания. Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза и онтогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы. Однако в реальном развитии логика этих процессов необычайно сложна, на определенных генетических этапах состояние органа (нервной системы) определяет собой функцию (особенности психики), и если анализ проводится внутри одного уровня развития, то общие закономерности могут не обнаруживаться или выступать в другом виде (как внутрисистемные, а не межсистемные изменения). Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится как раз к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений органа и функции, когда орган (нервная система) уже есть и его прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие функции (психики), хотя, как было отмечено выше, эти ученые появление психики в эволюции не рассматривают как производное нервной системы. Объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г. Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч.Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития. Живучесть нейропсихизма связана, в частности, с тем, что до нервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных — губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.[c. 25]
Антропопсихизм
Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако все же имеет место. Наиболее жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, характеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (сознания — значит психики) на дочеловеческом уровне развития. Другим основанием является разделение «души» и «духа» (и тогда: психики животных и души человека; психического и духовного и т. п.). В данном случае речь идет о разных уровнях развития психики с выделением двух ее качественно различных форм: животной и человеческой. Такое разделение мы встречаем еще у Аристотеля, однако он обе формы называл душой, хотя и принципиально различной (чувственная, неразумная и смертная у животных; разумная и бессмертная у человека).
Обозначенные точки зрения на возникновение психики, как теперь видно, имеют не только исторический характер. Они связаны с общей методологией, определением психики и представлениями о способах ее изучения. В современной психологии ведущим является системный подход, позволяющий объяснять развитие всех явлений (и психики в том числе) как преобразование систем, происходящее по общим законам развития материи. Для объяснения эволюции психики целесообразно использовать тот вариант системного подхода, который специально разрабатывается для изучения общих, эволюционных закономерностей, — эволюционно-системный. С позиций этого подхода мы и обратимся к анализу возникновения и развития психики в филогенезе.[c/26]
Топчий М.В.
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие.- Ставрополь: СКСИ, 2005.- 272 с.
Основные функции психики[ | ]
Костин А. Н. и Голиков Ю. Я. выделили три основных функции психики: когнитивную, релятивную и регулятивную.[8] При этом когнитивная и регулятивная являются классическими; их назначение состоит в осуществлении познавательных процессов, а также в инициации и организации активности. Дополнительно к ним выделена релятивная функция психики, ее назначение — выработка субъективных отношений к объективной реальности и сосредоточенности на ее требуемых изменениях. По своему содержанию эти отношения разделяются на два типа: эмоциональные и осмысленные.
Психика в индийской философии
В истории философии проблемы П. рассматривались в контексте разнообразных учений о душе. Разветвлённая иерархич. система психич. функций была разработана в инд. философии (при этом одна и та же функция в разл. школах могла обозначаться разными терминами). П. в инд. традиции (ощущения, эмоции, воля, ум, мышление, сознание) образует с телесным единый психосоматич. континуум, который признаётся единственной реальностью в буддизме, а в брахманизме и джайнизме ему противостоит трансцендентное высшее духовное начало (безличный абсолют – Атман в адвайта-веданте, Пуруша в санкхье, Джива в джайнизме).
Описание индивидуального психич. опыта начинается с объекта (объект трактуется в терминах четырёх или пяти «великих элементов» – земли, воды, огня и ветра, а также акаши), инструментов восприятия (индрии), соотносительных с элементами по принципу «подобное воспринимает подобное» (земле соответствует обоняние, воде – вкус, огню – зрение, ветру – осязание, акаше – слух), затем следуют орган, кординирующий контакт индрий и объектов (манас), и разл. психич. функции.
Одной из наиболее распространённых в инд. мысли является пятиричная система описания П. Напр., в Упанишадах: «Предметы выше индрий (способностей восприятия), манас (орган мысли, рассудок) выше индрий, буддхи (разум) выше манаса, великий атман (великая душа) выше буддхи, авьякта (непроявленное) выше великого атмана. Пуруша выше непроявленного». В буддийской традиции школ абхидхармы (см. Буддизм) это схема пяти скандх (групп психосоматич. явлений). Группе рупа (четыре великих элемента внешних объектов и внешние индрии, их воспринимающие) соответствуют предметы и органы восприятия, группе ведана – приятные, неприятные и нейтральные ощущения и способности (внутр. индрии) восприятия внутр. психич. состояний – удовольствия, страдания и т. п., группе санджня – мысленная концептуализация и вербализация. Место атмана, не признаваемого буддистами, занимает виджняна (5 способностей чувственного распознавания: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного). В школе йогачара развивается представление о способности сознания к самоотражению, которая сопровождает все психич. события, оставаясь нами незамеченной; этим объясняется, в частности, память, которая в брахманистских школах считается отд. способностью (смрити).
Из брахманистских филос. школ П. наиболее полно описывается в классической санкхье и близкой ей школе йоги Патанджали (в др. школах эта схема воспроизводится с небольшими вариациями). Познание внешних объектов и внутр. состояний порождает модификации «внутреннего органа» (антахкарана в санкхье, читта в йоге). Внутр. психич. жизнь объясняется действием манаса, отвечающего за функции вербализации и концептуальной фиксации, освоением этого опыта в терминах «я», «моё» (принцип индивидуации – аханкара), а также работой буддхи, отвечающего за суждения (правильные или неправильные), оценки и принятие решения, как действовать в той или иной ситуации. Буддхи связан с органами чувств лишь опосредованно, через манас, однако он, как и манас, подвержен эмоциям и аффектам, поэтому является предметом обуздания и контроля (йога). В вайшешике действие начинается именно с буддхи.
В инд. психологии не было отд. термина для воли, волевое устремление к действию часто включалось в познават. процесс как его осн. стимул и цель. Буддисты ввели волевой элемент в понятие «намерение» (четана), настаивая на большей значимости намерения в сравнении с физич. действием. По словам Будды, «по возникновению намерения совершается действие – телом, речью или умом». Хотя намерение тесно связано с сознанием, оно может определять и совершенно бессознат. действие. В махаяне (особенно йогачаре) именно намерение к действию оставляет кармич. отпечатки, определяющие будущие мысли и поступки человека (см. Карма).