покрышкин летчик биография кратко самое важное
Александр Покрышкин
Среди героев Второй мировой войны А. И. Покрышкин занимает особое место. Он первый, кто стал трижды Героем Советского Союза. Этот летчик-ас совершил множество подвигов и считается одним из самых результативных истребителей.
Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма. Этот советский летчик-ас стал первым трижды Героем Советского Союза, дослужился до Маршала авиации СССР.
Краткая биография
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (современный Новосибирск). Его родители были рабочими на фабрике. Александр с детства посвящал много времени учебе.
С 12 лет Саша был увлечен авиацией. Он с восхищением наблюдал полеты первых самолетов.
Период учебы
Еще через 1,5 года Александр учился на вечернем отделении института сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с учебой он работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
Начало службы в Красной Армии
Летом 1932 года Александр Покрышкин добровольно поступил на службу в Красную Армию. В первый год службы он отучился в Пермской авиационной школе на авиатехника.
Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.
В конце 1934 года Александр стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года.
В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
Служба в период Великой Отечественной войны
Александр Покрышкин прошел всю войну: с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го. Из-за близости к границе, его аэродром подвергся бомбардировке в первый же день войны.
Первый год войны
В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.
Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.
К середине ноября 1941 года летчик-ас выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.
1942-й год
С 1942 года Покрышкин служил на Южном и Северо-Кавказском фронтах. Он находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Последний совершенно не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации.
Серия их конфликтов привела к тому, что Александра сначала сняли с должности, затем исключили из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка «слепили» дело против него, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку.
Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
За 1942 год А.И. Покрышкин сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе.
1943-й год
9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», Покрышкин сбил Bf.109.
В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Александр Иванович проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.
Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
Сбить ведущего
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза. За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
1944-й год
С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
Трижды Герой СССР
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
1945-й год
В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.
Краткий курс истории. «Небесный ястреб»
19 августа 1944 года советский лётчик-ас Александр Иванович Покрышкин (1913–1985) стал первым в истории трижды Героем Советского Союза. Как лётчик-истребитель он занимает второе место (после Ивана Кожедуба) по результативности среди всех пилотов союзников по антигитлеровской коалиции.
39 неудач
В 19 лет, имея за плечами лишь семь классов школы и специальность слесаря-инструментальщика, Покрышкин стал курсантом Военной школы авиатехников. Он так сильно мечтал стать лётчиком, что самостоятельно изучал историю авиации, физику и другие необходимые дисциплины и 39 раз подавал рапорты командованию Таманской дивизии в Краснодаре, где служил авиатехником в 1934–1938 годы, на поступление в лётное училище. Но всякий раз ему отказывали… В 1938-м в отпуске упорный Александр Иванович за 17 дней освоил двухлетний курс Краснодарского аэроклуба и экстерном сдал экзамен на пять. К своему сороковому по счёту рапорту он приложил аттестат об окончании аэроклуба. Тут же последовало заветное направление в военную авиационную школу. Её Покрышкин окончил через год, с отличием!
Три «Звезды»
Впервые Покрышкин серьёзно отличился уже зимой 1941 года во время Великой Отечественной. В тяжёлых погодных условиях, когда два его напарника разбились при попытке взлететь, Александр Иванович поднял самолёт и выполнил боевое задание, за что впоследствии получил орден Ленина. Первые две «Золотые Звезды» Покрышкин получил за бои над Кубанью в 1943 году, лично сбив 22 самолёта врага. Тогда же многие его ученики стали асами. Третье звание Героя Советского Союза Александр Иванович получил 19 августа 1944 года, имея в послужном списке на тот момент 550 боевых вылетов и 53 официальные победы.
Герой американских комиксов
Покрышкин считал, что тактика советских ВВС была устаревшей, и самостоятельно разработал новейшие тактические приёмы ведения воздушного боя, которым он посвятил целую книгу. Тактика оказалась настолько новаторской и успешной, что её использовали даже арабские лётчики во время Арабо-израильской войны 1947–1949 годов. Кроме того, именно Покрышкин проводил первые испытания аэродрома, на котором вместо специальной взлётной полосы использовалась обыкновенная шоссейная дорога. После этого такая практика была внедрена по всему миру. Слава Покрышкина оказалась настолько широкой, что в 1945 году популярный американский комикс True Comics посвятил русскому лётчику-асу один из номеров, который назывался Sky Hawk – «Небесный ястреб».
Покрышкин Александр Иванович
Александр Иванович Покрышкин (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советский ас, второй по результативности лётчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. За время войны Покрышкин совершил 650 вылетов, проведя 156 воздушных боев и сбив 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.
Маршал Советского Союза.
Содержание
Биография
Ранние годы
Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск). Отец его был фабричным рабочим, выходцем из крестьян Вятской губернии. Семья была небогатой, жила в не благополучном районе города, но это не помешало Александру с самого детства много времени уделять учёбе.
Увлечение авиацией пришло в возрасте 12 лет, когда Покрышкин наблюдал за полётами первых самолётов. После окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К.Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. В ноябре 1938 года направлен на учёбу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. Выпустился с высшими оценками в ноябре 1939 года и в звании лейтенанта был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк. Полк входил в состав ВВС Одесского военного округа и базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).
Во время Великой Отечественной войны
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Первая победа — сбитый во время разведки истребитель Bf 109 F-4.
В 1942 г. продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н.В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключен из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка было сфабриковано дело против Покрышкина и направлено в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли Покрышкина, дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 и сразу же вступил в ожесточенные бои знаменитого воздушного сражения на Кубани. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» 9 апреля 1943 года Покрышкин сбил Bf 109 F-4.
К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолёты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемёта и четыре пулемёта нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Моё настроение не испортилось и после предупреждения лётчиков об опасной особенности самолёта срываться в штопор из-за задней центровки. В этом недостатке пришлось убедиться воочию на следующий день. Перед отлётом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолёт неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю. Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолёта, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских лётчиков. Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней.
— Александр Иванович Покрышкин
С марта 1944 года — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.
В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, где одержал последние официально засчитанные ему победы, в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.
После войны
После войны Покрышкин вступил в трения с Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину после окончания в 1948 году Военной академии имени М.В. Фрунзе пришлось перейти в Войска ПВО страны. С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года — командир этого корпуса. С февраля 1955 года — командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.
Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной авиационной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО — заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С февраля 1961 года — командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны. С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Скончался 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет.
Техника
Фотографии, портреты
Младший лейтенант Покрышкин на фоне своего первого самолета — МиГ-3.
Александр Иванович Покрышкин на фоне своего истребителя P-39N-0
А.И. Покрышкин в начале 1980-х
Марка, выпущенная Почтой России, к столетию со дня рождения А.И. Покрышкина
Александр Покрышкин слушает рассказ летчика о сбитом им вражеском самолете. Белорусский фронт. 8 марта 1944 года.
Биография Александра Покрышкина
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ «Сибкомбайнстроя» по специальности слесарь‑инструментальщик.
В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.
В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 «Аэрокобра», отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй медали «Золотая Звезда» Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали «Золотая Звезда».
Покрышкин летчик биография кратко самое важное
В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.
В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.
В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.
Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.
Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.