полезные навыки и умения должен приобрести ребенок в процессе обучения
8 навыков дошкольника, которые стоит развивать
Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.
1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе
Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.
Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.
Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.
Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.
Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.
2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам
Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.
В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.
Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.
3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект
Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:
Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.
Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.
проходят по 10-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. А сколько сможете вы? Выбирайте, с чего начать:
Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.
4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект
Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.
Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях
Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.
Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.
Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.
5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично
Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.
6. Умение работать с информацией
Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.
Для эффективной работы и учебы важно уметь:
7. Самоорганизация, тайм-менеджмент
Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.
Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.
8. Личные качества: лидерство, воля, упорство
Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.
Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.
Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.
Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.
Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.
Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?
В любом возрасте не рано и не поздно!
В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.
Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.
Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Полезные навыки и умения должен приобрести ребенок в процессе обучения
Поступление в школу — настоящее испытание для всей семьи. И особенно для малыша. Последний месяц перед первым классом — непростое время, когда стоит подготовить малыша. Важно не только повторить уже изученный материал, но и подготовить ребенка психологически.
Как же найти баланс в занятиях: так, чтобы не переутомить ребенка и в то же время помочь ему чувствовать себя увереннее на своих первых уроках? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо?
1. Общий кругозор
Ребенок должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.
Первоклассник должен иметь достаточно широкий кругозор. Источник
2. Мышление
У малыша должны быть развиты разные виды мышления. Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:
— Определение четвертого лишнего.
— Классификацию и обобщение.
— Сложение фигур из частей.
— Сложение из счетных палочек.
— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
— Уметь решать логические задачи.
Как тренировать эти навыки. Разные виды мышления можно развить с помощью регулярных занятий по методике Kumon. Отлично подойдет серия тетрадей «Развитие мышления».
При помощи игровых заданий ребенок научится решать самые разные задачки. Например, будет искать общие признаки, знакомиться с понятием части и целого, решать, что тяжелее-легче, быстрее-медленнее, рассуждать: правда или вымысел, дополнять последовательности и т д.
Задание из тетради «Развитие мышления. Логика».
3. Пространственное мышление
Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. Неспособность ориентироваться в пространстве — это беда многих первоклассников. Налево, направо, вверх, вниз и т.п. Ребенок должен понимать, о чем речь. На это даже направлен диагностический тест при приеме в школу: педагог ставит точку на листе и говорит: проведи линейку на пять клеточек влево, две клеточки вверх, три вниз.
Как тренировать. Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.).
Быстро развить этот навык поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.
Задание из тетради «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление».
4. Память
К первому классу ребенок должен:
— повторять 10 слов или цифр;
— запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);
Как тренировать. Еще одна «беда» — память будущего первоклассника. Что делать? Учить стихотворения, читать стихотворения и сказки. Вот подборка книг со стихотворными текстами.
Заучивание художественных текстов развивает память, а их чтение — образую речь.
Разворот книги «Это же собака!»
5. Развитие речи и умение выражать мысли
Многие дети сегодня не умеют ни описывать, ни рассуждать. Если начинает «проваливаться» связная речь, тут же осложняется и обучение в школе. Малышу будет сложно в первом классе, если у него будут недостаточно развиты устные речевые навыки. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь:
— отвечать на вопросы и задавать их;
— строить рассказы по картинкам;
Как тренировать. Предлагайте ребенку слова и картинки, чтобы по ним он составлял свои истории. Например, такие наборы с карточками, как «Однажды в сказке» и «Однажды в темном лесу» (по ним можно придумывать сказки и истории). Или игры по сторителлингу — «Тысяча и одна история». Они помогут стимулировать устную речь.
Веселая игра с карточками поможет развить речь.
6. Моторика
Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. Поэтому перед поступлением в школу малыша стоит научить:
— правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
— чертить прямую линию;
— писать печатную букву по образцу;
— вырезать из бумаги;
— рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;
— лепить как отдельные образы, так и целые композиции;
Как тренировать. Все игры на развитие моторики (рисование пальцами, лепка, занятия с мелкими предметами, сенсорные коробки), лабиринты, аппликации, пазлы. Все это тренирует руки, а значит помогает развитию моторики.
Задания из тетради «Учимся раскрашивать».
7. Математические знания
Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:
— знать цифры (от 0 до 9);
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
— соотносить цифру и число предметов;
— ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Как тренировать. Эти навыки можно освоить, выполняя разнородные игровые задания, например, учиться писать цифры, соединять числа по точкам, искать путь от одной цифры до другой.
Математические тетради помогут освоить все нужные навыки.
Задания из тетради «Учимся определять время».
И главный совет напоследок: Не требуйте от своего ребенка, который идет в первый класс, слишком многого. И настраивайтесь на то, что у него все получится. Только, может быть, не сразу.
Ценные навыки для современных детей
Девять универсальных навыков, которые помогут детям успешно продвигаться по жизни
К сожалению, школьная система во многом основывается на вере в то, что мир, в котором она существует, кардинально не меняется, в нем происходят лишь незначительные изменения определенных предпочтений. Зачастую школа обучает набору навыков, предназначенных для овладения наиболее востребованными специальностями не столько будущих, сколько прошлых лет.
В некотором смысле это оправдано, учитывая то, что никто не может знать, какой на самом деле будет жизнь лет через 20–30. Вспомните 1980-е годы, когда персональные компьютеры были еще довольно «молодыми», когда факсы были передовой технологией связи и когда о высокоскоростном Интернете можно было только мечтать.
Мы тогда понятия не имели о том, что нам предстоит пережить спустя несколько десятилетий. Более того, мы по-прежнему этого не знаем. И не узнаем, поскольку не умеем предсказывать будущее. А значит, воспитывать и учить наших детей, основываясь на каких-либо идеях о будущем, не совсем правильно.
Как же тогда готовить дочерей и сыновей к миру, который так непредсказуем? Просто нужно учить их адаптироваться к любой ситуации, справляться с переменами, быть готовыми ко всему, а не к чему-то конкретному. Это требует совершенно другого подхода к образованию наших детей и означает, что нужно отказаться от старых стереотипов и изобретать что-то новое.
Нужно учить детей дома, в семье, преподавая им предметы, отличные от школьных. Нужно учить их добывать знания самостоятельно, а не кормить ими с ложечки.
Да, для родителей это сложный вызов, и большинство из тех, кто экспериментирует с внешкольным образованием, признают, что у них нет ответов на все вопросы, связанные с такого рода обучением. К тому же не существует «идеальных приёмов». Но мы ведь тоже учимся вместе с нашими детьми, и наше незнание может быть хорошей возможностью изобретать, находить, открывать, не опираясь на распространенные методы, которые, возможно, и не являются для нас оптимальными.
И вообще, сами методы порой менее важны, чем идеи. Если у вас есть интересные идеи, для их воплощения вы можете придумать неограниченное количество методов, поэтому чужие методы могут иметь излишне ограничивающий вас характер.
Вместо этого давайте рассмотрим набор основных навыков, которыми дети должны овладеть, чтобы лучше подготовиться к любой ситуации в будущем. Эти навыки основаны на понимании того, что мир, в котором мы учимся, работаем и живем, никогда не стоит на месте и непрерывно меняется.
1. Умение задавать вопросы. Больше всего мы хотим от наших детей как учащихся, чтобы они могли учиться самостоятельно – сами учили бы себя чему-либо. Ведь, если у них получится, нам не нужно будет постоянно учить их, поскольку все то, что им предстоит выучить в будущем, они смогут осваивать самостоятельно. И первый шаг в процессе самообучения – это умение задавать вопросы. К счастью, дети делают это естественным образом, нам лишь нужно поощрять их. Конечно, здесь важен и собственный (родительский) пример. Когда вы и ваш ребенок сталкиваетесь с чем-то для себя новым, задавайте вопросы, а также выясняйте возможные варианты ответов. Делайте это непременно вместе. Когда ребенок задает вопросы, награждайте его, а не наказывайте (вы, наверное, удивитесь, узнав, как много взрослых не любят детских вопросов).
2. Навык решения проблем. Если ребенок может решать проблемы, он справится с любой работой. Новый навык, новая среда, новая потребность, новое требование – все это просто задачи, требующие решения. Научите ребенка этому, демонстрируя простые подходы, а затем позвольте справиться с несколькими задачами самостоятельно. Не решайте все его проблемы – пусть ребенок повозится с ними и поэкспериментирует с различными вариантами решения. Вознаградите его за вложенные усилия. Постепенно ваш ребенок будет развивать уверенность в своих способностях решать проблемы, и в итоге для него не останется ничего невозможного.
3. Выбор и выполнение проектов. Для детей не должно существовать невыполнимых проектов просто потому, что дети должны обладать большим опытом их выполнения. Любое задание можно расценивать как проект и относиться к его выполнению соответствующим образом, проявляя смекалку и творческий подход. Работайте над проектами вместе, пусть ребенок видит, как это делается правильно, и постепенно добивайтесь того, чтобы со временем ребенок выполнял все большую и большую часть работы сам. Когда он обретет уверенность, пусть выбирает и выполняет проекты самостоятельно. Вскоре все его обучение превратится в серию захватывающих проектов.
4. Увлеченность. Побудительным мотивом учиться должны быть не цель, не дисциплина, не внешняя мотивация, не награда. а увлеченность, азарт при приобретении знаний. Когда ребенок так взволнован заданием, что не может перестать думать о нем, он всецело в него погружается и в большинстве случаев выполняет добросовестно, с любовью. Помогайте ребенку найти для себя то, чем он действительно будет увлечен, – это предполагает занятия различными видами деятельности, выбор самых захватывающих из них и помощь ребенку при получении реального удовольствия от их выполнения. Не препятствуйте интересам ребенка – поощряйте их. Не лишайте такие занятия удовольствия – делайте их плодотворными.
5. Самостоятельность. Детей нужно обучать самостоятельности. Постепенно, конечно. Понемногу приучайте их самостоятельно справляться с выполнением заданий. Учите их этому, в том числе на своем примере, сначала помогайте им, затем начните уменьшать свое участие и в итоге позвольте им совершать собственные ошибки. Развивайте у детей уверенность в себе, которая приходит вместе с успешно выполненными заданиями, и позволяйте им самим справляться со своими неудачами. Когда они станут самостоятельными, то поймут, что им не нужен учитель, родитель или начальник для того, чтобы непрерывно рассказывать о том, что им нужно делать. Они смогут управлять собой и быть свободными, смогут самостоятельно определять направление своего развития.
6. Умение получать удовольствие самостоятельно. Слишком многие из нас, родителей, излишне опекают и контролируют своих детей, что заставляет их полагаться на присутствие родителей даже для достижения счастья. Когда ребенок взрослеет, он не знает, как ему быть счастливым. Он должен немедленно присоединиться к девушке или друзьям. В противном случае он начинает получать удовольствие от других (второстепенных) занятий – походов в магазин, еды, видеоигр, Интернета. Но если уже с самого раннего возраста ребенок учится тому, что может быть счастлив сам по себе, играя, читая или фантазируя в одиночестве, то приобретает один из самых ценных из существующих навыков. Предоставьте детям личное пространство и время (например, вечером) побыть наедине с собой и приучайте их к этому с раннего детства.
7. Сострадание, милосердие. Это один из наиболее существенных навыков. Нам нужно сочувствие, чтобы уметь хорошо взаимодействовать с другими людьми, чтобы заботиться о других людях и самим становиться счастливыми, делая счастливыми других. Ключевую роль в этом играет родительский пример сострадания. Всегда проявляйте сочувствие к вашему ребенку и другим людям. Демонстрируйте его, спрашивая детей о том, что, по их мнению, могут чувствовать другие люди, и высказывая вслух свое мнение по этому поводу. При каждом удобном случае рассказывайте детям о том, как облегчать страдания других людей, как сделать их немного счастливее с помощью проявления доброты и как это, в свою очередь, может сделать счастливее самого ребенка.
8. Терпимость, толерантность. Зачастую мы растем в изолированной среде, где люди в основном похожи друг на друга (по крайней мере, внешне), а когда вступаем в контакт с теми, кто отличается от привычного нам образа, такое общение может вызвать у нас чувство дискомфорта, шокировать или напугать. Пусть ваши дети общаются с разными людьми, с людьми разных рас, разного интеллектуального или физического развития. Покажите им, что отличаться от других – это не просто нормально, это должно приветствоваться, ведь разнообразие – это то, что делает жизнь такой прекрасной.
9. Умение приспосабливаться к переменам. Когда дети вырастают, адаптивность становится одним из основных навыков, потому что мир постоянно меняется, и уметь принимать изменения, справляться и управлять ими – это большое конкурентное преимущество. Если человек умеет адаптироваться к изменяющейся ситуации, это помогает ему, особенно по сравнению с теми людьми, кто сопротивляется изменениям и боится их, кто устанавливает цели и планы и пытается строго придерживаться их, несмотря на ухудшающееся здоровье и отсутствие объективных возможностей для их реализации. Такая ригидность менее полезна в изменяющейся окружающей среде, чем гибкость и умение приспосабливаться. Очень важно при каждом удобном случае демонстрировать детям пример использования этого навыка. Приоритетом должна стать демонстрация ребенку понимания того, что изменения – это нормально, что вы можете адаптироваться к ним, что можете найти и использовать вновь появившиеся возможности, которых не было раньше.
Жизнь – это приключение, и она иногда идет «неправильным» курсом, нарушая любые наши планы, в ней происходит что-то совсем иное, нежели то, чего мы от нее ожидали. В этом и состоит прелесть жизни.
Мы не можем дать нашим детям нужный набор информации, необходимой для тех уникальных особенностей карьеры, которая их ждет, ведь мы не знаем, что принесет с собой будущее. Но мы можем подготовить их в умении адаптироваться к чему угодно, изучать что угодно, решать какие угодно проблемы, а к двадцати годам поблагодарить нас за это.