политическая и экономическая история ниу вшэ
История
Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса.
Характерной чертой современной исторической науки стало и обязательное включение в инструментарий историка методов и подходов смежных наук и дисциплин, в первую очередь социологии, философии, филологии, лингвистики, психологии и др., владение математическими методами и современными технологиями.
Наши контакты
Телефон: (495) 772-95-90, добавочные 22857, 22860
Кого и зачем здесь учат
Мы готовим профессиональных историков, умеющих квалифицированно работать с информацией: добывать её, анализировать и использовать в различных областях деятельности. Выпускники имеют широкие возможности для применения полученных знаний. Например:
• продолжить занятия научно-исследовательской деятельностью по направлению история или других гуманитарных наук
• реализовать свои знания на практике в качестве педагога
• работать в архивах, музеях, в сфере туризма
• создавать тексты для образовательных ресурсов и интернет-порталов, СМИ
• осуществлять экспертную и аналитическую деятельность в гуманитарной сфере
Преимущества образовательной программы
• Высокий уровень подготовки. По показателям QS World University Rankings программа История НИУ ВШЭ (Москва) входит в число 100 лучших программ по истории в университетах мира. По данным WorldUniversityRankings 2020 bysubject: artsandhumanities (включающих дизайн, лингвистику, и т.д.) – входит в число 200 лучших образовательных программ университетов мира.
• Большое значение придается языковой подготовке: наряду с обязательным английским и вторым европейским языком на выбор (немецким, французским, итальянским или испанским) бакалавры учат древние языки – латинский, древнегреческий, старославянский.
• Наличие серьезного практического и проектного компонента. Студент проходит практики: археологическую, музейную, архивную, педагогическую – знакомясь со всеми сферами профессиональной деятельности. Обязательными являются практики в архивах и музеях, которые позволяют студентам заглянуть в хранилища, обычно закрытые для остальных посетителей. Работа с подлинными документами прошедших времен и археологическими находками для многих студентов становится началом исследовательского проекта.
• Преподаватели программы – известные российские историки, имеющие опыт работы в университетах не только России, но также Европы и США.
• Многие курсы преподаются совместно специалистами по российской и зарубежной истории. Это позволяет уйти от традиционного противопоставления России остальному миру и представить ее прошлое частью мировой истории, а жителей страны – полноправными участниками мировых культурных процессов.
• Сочетание глубокой академической подготовки по всем периодам мировой истории с возможностью для студента выбрать разнообразные дисциплины прикладного характера, формирующие профессиональные компетенции и предоставляющие возможность успешной конкуренции на рынке
• Индивидуальная образовательная траектория и наличие значительного количества курсов по выбору.
• Активная проектно-исследовательская работа, участие в работе лабораторий Школы исторических наук и ФГН.
Во время обучения
Во время обучения студенты изучают дисциплины:
О программе
С 2019 г. мы начинаем учить студентов 5 лет, давая дополнительный год образовательной программе «История» (бакалавриат). В формировании программы пятилетнего образования принимали участие не только представители нашего академического и педагогического сообщества, но и студенты бакалавриата, активно предлагавшие свое видение содержания программы «История». В итоге, в новом бакалавриате ОП История – сделана попытка совместить требования глубокой базовой академической подготовки с овладением целым спектром практических навыков, знакомством с методикой и методологией современных исторических исследований и, как и на всех программах Вышки – возможностью выхода за пределы своего предметного поля с помощью общеуниверситетских майноров.
Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Студенты знакомятся с историей разных стран и эпох, с различными аспектами жизни людей в далеком и недавнем прошлом. В результате бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса. При формировании программы бакалавриата акцент был сделан на овладении студентами по возможности более широким спектром прикладных и академических компетенций через знакомство с различными областями исторического знания, методами и подходами, практикуемыми в различных исторических дисциплинах и направлениях в сочетании с сохранением базовых компонентов исторического образования и наряду с широкой общегуманитарной подготовкой.
Структура образовательной программы отражена в соответствующем образовательном стандарте, и состоит из следующих блоков:
Блок дисциплин общего цикла способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для современного гуманитария. В свою очередь, студенты могут углубить свои знания в выбранном направлении через выбор дополнительного профиля, дисциплины которого осваиваются на 2-3 курсах. Студенты могут изучать дисциплины других факультетов и образовательных программ — от философии и культурологии до экономики, математики и менеджмента, получая не только широкую гуманитарную подготовку, но и комплекс знаний блока социально-экономических дисциплин. Такой подход позволяет студентам взвешенно подходить к формированию индивидуальной траектории обучения и успешно трансформировать ее на уровне магистратуры.
В новом учебном плане в качестве базовых дисциплин предлагаются:
1. Широкий спектр дисциплин по всемирной истории разных периодов и регионов: от Древнего Востока – до Нового Света, от Античности – до ХХ века. При этом особое внимание уделяется отечественной истории, которая преподается на протяжении трех лет.
2. Археология, Введение в историю искусства, Источниковедение, Древние языки, Иностранный язык (помимо английского) – все эти дисциплины также входят в число базовых для всех ОП по направлению «История», которые действуют в НИУ ВШЭ.
В число профильных дисциплин московской программы «История» входят также:
Вместе с тем, наличие широкого спектра дисциплин по выбору позволяет учитывать те заметные изменения, которые происходят в современной гуманитаристике, потребности рынка труда и запросы студенческой аудитории.
В современной исторической науке и историческом знании в целом фокус исследований сместился с изучения «фактов» и «событий» на изучение внутреннего мира человека прошлого, его менталитета, обыденных представлений и практик, определявших его социальное поведение и, соответственно, влиявших на те или иные «события». Историки успешно реконструируют те представления о прошлом, которые бытовали у различных народов в разные эпохи человеческой истории. В результате произошло значительное расширение предметного поля исторических исследований, что породило десятки новых субдисциплин и направлений. Расширение проблемного поля исследований привело к значительным изменениям языка науки, и потребовало введения в научный оборот огромного массива исторических источников, ранее не привлекавших внимание исследователей.
Наряду с этим значительно расширился и стал гораздо многообразней и методологический аппарат исторических исследований. Характерной чертой современной исторической науки стало и обязательное включение в инструментарий историка методов и подходов смежных наук и дисциплин, в первую очередь социологии, философии, филологии, лингвистики, психологии и др., владение математическими методами и современными технологиями.
Появление сети интернет и электронных средств обработки информации привело к значительной трансформации не только истории, как науки, но и в целом исторического знания. С одной стороны, это ускорило темпы исторических исследований, сделав более доступными не только историографические источники, но и большие массивы первичной информации. С другой стороны, в связи с образованием многочисленных интернет-порталов исторической направленности, активным обсуждением исторической проблематики на многочисленных форумах и в социальных сетях, обострились проблемы отбора, верификации и экспертизы информации, повысив социальную ответственность историков и значение профессиональных компетенций, связанных с получением исторического образования.
Еще одним фактором, характеризующим современную ситуацию, является существенное повышение спроса на историческую информацию со стороны общества и расширение сфер профессиональной деятельности историков в результате открытия частных музеев и галерей, создания многочисленных образовательных порталов, востребованности историков в индустрии туризма и развлечений, в средствах массовой информации. Традиционная практика популяризации исторических знаний превратилась в самостоятельную сферу профессиональной деятельности – публичную историю (public history).
Все сказанное ставит перед университетским историческим образованием новые вызовы и требует от историка овладения новыми навыками и компетенциями.Вместе с тем, наряду со всем сказанным, некоторые базовые особенности профессии историка остаются неизменными. Основу исследовательской деятельности историка по-прежнему составляет работа с историческими источниками.
Для ответа на эти вызовы современности при реализации ОП «История» используются как дисциплины по выбору, так и другие элементы образовательной программы. Например, свою роль в укреплении междисциплинарности вносят дисциплины по выбору, которые студент-историк осваивает вместе с другими студентами факультета гуманитарных наук. Обязательное участие в проектной деятельности также способствует формированию у учащихся необходимых современному гуманитарию компетенций.
С первого года обучения для студентов ОП «История» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты будут получать навыки научной и работы. Студенты знакомятся с научно-исследовательским инструментарием, учатся читать и анализировать исторические источники (письменные и визуальные), писать научные работы. Таким образом, студенты сразу включаются в совместное творчество с ведущими учеными, постигают тонкости подходов и лабораторию историка.
Студентам ОП История в Москве предстоит пройти несколько практик, начиная со 2-го курса: археологическую (Смоленская область), музейную, архивную и педагогическую. Для теоретической подготовки студентам на соответствующих курсах преподаются не только такие дисциплины как «Археология», но и курсы по музейному делу, архивоведению, а также – по педагогическому дизайну. Поскольку многие выпускники ориентированы на педагогическую деятельность в лучших школах и лицеях России, такой практикоориентированный курс позволит познакомить студентов с базовыми принципами в сфере проектирования учебных занятий с использованием различных методических инструментов и зарубежного опыта.
Первые курсы ОП «История» в большей степени ориентированы на освоение базового исторического нарратива и методики работы с источниками, изучение древнего языка (Латинский язык в качестве обязательного, а также – продолжение его изучения или знакомство с основами Древнегреческого или Старославянского языков), второго иностранного языка (немецкий, французский, испанский, итальянский языки по выбору студентов).
На старших курсах студенты получают возможность углубления знаний и расширения гуманитарной подготовки в рамках миноров Факультета гуманитарных наук (например: Франция, Германия, Испания и др.)
На программе История студенты на старших курсах познакомятся с предметными полями экономической и социальной истории, методами локальной и публичной истории, исторической статистики и историко-генеалогических исследований.
Курсы Академического письма и Академического чтения позволят отшлифовать полученные знания и попробовать свои силы в различных жанрах исторического исследования.
Со 2-го курса студенты слушают ряд дисциплин на английском языке, осваивают профессиональную лексику, учатся дискутировать и делать презентации на английском языке.
С 1-го курса студенты пишут курсовые работы и участвуют в работах научно-исследовательских семинаров (НИС), которые ведут сотрудники Школы исторических наук.
Многочисленные Научно-учебные группы, работающие как на Факультете гуманитарных наук, так и в НИУ ВШЭ в целом, международные лаборатории и научные центры НИУ ВШЭ предоставляют возможность для студентов реализовывать свои научные интересы в самых разных областях.
В результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 46.03.01 История выпускник должен иметь представление об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; должен уметь выявлять, отбирать и анализировать информацию в определенном предметном поле; представлять результаты проведенных исследований в виде научных и научно-популярных произведений; представлять знания о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности для учащихся учреждений общего и профессионального образования.
Полученные навыки позволяют выпускникам найти работу в научных учреждениях гуманитарного профиля, учреждениях высшего и среднего образования, в средствах массовой информации (в качестве корреспондента, редактора), в издательствах, информационно-аналитических центрах, в музеях (специалист / хранитель по учету музейных предметов, экскурсовод / гид), архивах, культурных центрах и библиотеках.
Результаты приёмной кампании 2018 года
Количество поданных заявлений на ОП «История» (Москва)
О программе
Академический руководитель программы (до 2019 года), профессор Ананьин О.И.
О программе
На протяжении десятилетий в социальных науках вознаграждается тематическая и методологическая специализация, и принцип «много знать о малом» по-прежнему считается лучшим способом и приращения знания, и его использования, и карьерной стратегией в академии. Системы высшего образования в разных странах также поддерживают эту тенденцию, воплощенную в параллельном существовании отдельных (на практике – почти изолированных) кафедр, департаментов, школ, факультетов. Однако сейчас решение реальных экономических, социальных, политических и экологических проблем, с которыми сталквиаются современные общества, и реализация соответсвующих политик требует сочетания подходов и знаний из различных научных областей. Реальные проблемы, такие как климатические изменения и деградация окружающей среды, преступность, болезни, непреднамеренные последствия внедрения тех или иных технологий, потеря доверия к привычным институтам, игнорируют государственные границы, поэтому традиция дисциплинарной и методологической (само)изоляции просто пагубна. Сталкиваяст с необходимостью решать конкретные проблемы, а не пускаясь в привычные разговоры о необходимости решения проблем, академическое сообщество, политики и активисты не просто могут, а должны, опираясь на возможности и знания разных социальных и гуманитарных дисциплин, стимулировать междисциплинарные взаимодействия.
Название программы «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» (PEP / ПЭФ) дает понять, что студенты имеют дело с тремя дисциплинами – политической наукой, экономикой и философией. Эта программа наследует замыслу оксфордской «Philosophy, Politics and Economics» (РРЕ). Да, основной фокус – на политической науке (выступает в «большой тройке» в качестве «первой среди равных») как обеспечивающей методическую строгость и ориентацию на решение практических задач.
Учебный план и команда преподавателей программы создают для студентов возможность проводить исследования политических, экономических, нормативных и этических аспектов реальных социально-политических, экономических и иных проблем и интегрировать инструменарий и концепции из «большой тройки» дисциплин. В этом смысле программа «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» следует еще и традициям великих мыслителей прошлого, как далекого, так и близкого («стоит на плечах гигантов»), которые выступали в качестве и экономистов, и философов, и политических мыслителей (а иногда и политиков), предлагая решения для актуальных в свое время проблем.
Как появилась программа «Политика. Экономика. Философия»?
По оксфордской модели бакалаврские программы РРЕ открыли несколько ведущих университетов Великобритании и Ирландии, в том числе Йорский, Уорвикский, Манчестерский, Ланкастерский, Даремский и др. университеты. Подобные программы действуют и в США, в том числе в престижных университетах – Йельском ( «Ethics, Politics & Economics» ), Пенсильванском, Карнеги Меллон( «Ethics, History, & Public Policy» ) и др.
В последние годы программы PPE получают все большее распространение и в континентальной Европе, особенно в Германии (Гамбург, Виттен, Байройт, Костанц, Цеппелин), Швейцарии (Берн, Цюрих), Италии (Международный свободный университет социальных исследований/LUISS в Риме), а также в Австралии, ЮАР, Японии (Университет Васеда, бакалаврская и магистерская программы), Китае, Израиле, Турции и др., что отражает явный тренд в сторону междисциплинарных программ в высшем образовании.
На бакалаврском уровне программы РРЕ дают современную подготовку широкого профиля, ядром которой выступают базовые дисциплины экономического, политического и философского циклов. Такие образовательные программы позволяют выпускникам продуктивно работать на стыках дисциплин, выбирать специализированные траектории для продолжения обучения из более широкого спектра вариантов, чем при узком профиле базовой подготовки. Бакалаврские программы PPE ведущих университетов обеспечивают подготовку для выбора любой из социально-гуманитарных траекторий.
В целом, магистерские программы PPE подчеркивают свой междисциплинарный характер, приверженность современным актуальным направлениям исследований в экономике и политической науке, готовят к работе в междисциплинарных коллективах, решающих научные и прикладные задачи в таких областях, как институциональное реформирование, прогнозирование социально-экономических и социально-политических процессов, анализ закономерностей формирования общества знаний, методология общественных наук и др.
Для кого эта Программа?
Программа магистратуры «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» ориентирована на два типа абитуриентов – и на тех, кому недостаточно узкого профиля бакалаврской подготовки, и на тех, кто, обладая широким кругозором, стремится получить методную подготовку в области социальных наук, дисциплинирующую мыслительный процесс.
Программа магистратуры «Политика. Экономика. Философия» ждет выпускников российских и иностранных вузов, нацеленных на усвоение новейших достижений социальных наук и стремящихся применить знания для решения насущных проблем современных обществ.
Особенности и преимущества Программы
Считается, что бакалаврские программы по модели PPE выпускают «генералистов», а не «специалистов». Программа магистартуры «Politics. Economics. Philosophy» полезна и для «генералистов», и для «специалистов» в разных дисциплинарных областях. «Специалисты» могут познакомиться с новыми для себя дисциплинарными направлениями и стать более чувствительными к этическим вопросам, а «генералисты» проходят серьезную подготовку в области социальных исследований. Обе категории студентов приобретают опыт преодоления дисциплинарных границ и междисциплинарных взаимодействий. Наличие такого опыта – это конкурентное преимущество, поскольку современные рынки труда весьма конкурентны и, как нам обещают исследователи этих рынков, за свою жизнь каждый человек будет несколько раз переучиваться.
Освоение достижений нескольких дисциплин позволяет выпускникам решать комплексные задачи, используя одновременно несколько подходов. Специалисты с междисциплинарным образованием, широким кругозором, но при этом дисциплинированным мышлением (за счет методной подготовки) востребованы при решении прикладных и научных задач, связанных с реформами, анализом общественного поведения, управлением социальными, экономическими и политическими процессами.
Выпускники Программы регулярно поступают на престижные программы PhD в европейских и американских университетах. Выбирая академическую карьеру, выпускники Программы имеют сравнительное преимущество в исследовательских областях на стыке разных научных дисциплин. Именно здесь возникают новые «большие» идеи и появляются решения насущных проблем современных обществ.
Перечисленные выше преимущества и особенности в равной степени применимы к обоим трекам Программы. Однако для иностранных абитуриентов выбор трека «Россия в сравнительной перспективе» дает дополнительные преимущества, включая изучение России в столице России и в одном из ведущих университетов страны, возможности сотрудничества (и обучения) с ведущими российскими исследователями и т.п.
Что я буду изучать?
В структуре учебного плана Программы пять блоков:
1. Адаптационные курсы готовят к освоению основных дисциплин политологического, экономического и философского циклов. С помощью адаптационных курсов студенты вспомнят, то что забыто, или наверстают упущенное.
2. Базовые курсы – это sine qua non, дисциплины, без которых невозможно стать выпускником Программы.
4. Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин и курсы, предлагаемые другими кампусами.
5. Научно-исследовательский семинар призван поддержать развитие академических и прикладных навыков подготовки научных текстов, устных презентаций, критического мышления и коллективной работы.
Во время двух лет обучения студенты должны принять участие в исследовательских или прикладных проектах, инициированных различными институтами, лабораториями и исследовательскими центрами НИУ ВШЭ, а также внешними заказчиками (исследовательскими центрами, частными и государственными организациями и т.п.). Это важный компонент «обучения на практике», помогающий не только приобрести новые знания и навыки, но и начать строить карьерные стратегии.
Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии
«Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» – это первая открытая в России программа на английском языке по направлению «Востоковедение и африканистика», реализуемая совместно с крупными зарубежными университетами, в первую очередь City University of Hong Kong (CUNK). Программа магистратуры посвящена важнейшим тенденциям развития Азии и смежных регионов. Географически она концентрируется на Китае, Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии и арабского Востока. Обучение предусматривает исследование современных социально-экономических, политических и культурно-исторических процессов, происходящих в странах Азии.
Адрес
Тел: +7 (495) 772-95-90*22776
Что я буду изучать
Адаптационные дисциплины:
Базовые дисциплины:
Дисциплины по выбору:
Преимущества программы
Особое внимание уделяется транснациональным отношениям, взаимодействию стран Азии со странами Запада и Россией, демографическим, этнорелигиозным процессам, изучению экономических, военных и политических элит, современных технологий, процессов глобализации и модернизации общества.
Специальный годовой курс посвящен изучению экономического развития и особенностей ведения бизнеса в странах Восточной, Юго-Восточной Азии и арабского Востока. Программа позволяет продолжить образование не только востоковедам, но и бакалаврам общей социально-гуманитарной направленности. При этом студенты, не владеющие восточными языками, смогут в рамках дополнительных курсов получить основную базовую языковую подготовку, что расширит их возможности ведения научной работы и практического применения знаний в рамках полученной специальности.
Обучение ведется полностью на английском. Все курсы читаются ведущими преподавателями НИУ ВШЭ. Среди них – доктора и кандидаты наук, в том числе А. Н. Карнеев, М. В. Карпов, И. А. Царегородцева, А. А. Сизова. Ежегодно на программу приглашаются преподаватели лучших зарубежных университетов. Академический руководитель программы – О. В. Волосюк.
Программа включает годовой или полугодовой период обучения в Гонконге или в другом зарубежном вузе (опция по выбору).
Во время обучения
Структура программы направлена на комплексное изучение глобальных процессов в Азии и мире, при этом в фокусе обучения находятся особенности социально-экономических и политических процессов, международных отношений, специфика и этика ведения бизнеса в странах Азии и Ближнего Востока.
Для применения полученных знаний студентам предлагается участие в реализации прикладных и научных проектов, в том числе различными предприятиями, фирмами и организациями – партнерами НИУ ВШЭ.
На втором курсе магистратуры студенты проходят научно-исследовательскую практику.
Перспективы после обучения
Выпускники программы работают в государственных учреждениях, министерствах и ведомствах, в ведущих академических институтах и средствах массовой коммуникации, среди них:
Выпускники программы также востребованы в ведущих государственных компаниях и предприятиях крупного бизнеса, в том числе находящихся в Японии, Южной Корее и других азиатских странах.
Что нужно знать для поступления
Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» предусматривает 25 бюджетных и 10 платных мест для граждан России, а также 5 квотных и 5 платных мест для студентов, поступающих из-за рубежа.
Поступить на программу можно по результатам олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая лига», олимпиады «Я – профессионал». Призеры и победители олимпиад могут рассчитывать на поступление без вступительных испытаний.
Вступительные испытания программы:
Подробнее о подаче документов и вступительных испытаниях рассказано на странице Траектория поступления.