политическая власть история и современность

Понятие политической власти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

На тему:«Политическая власть история и современность»

Направление: Историко-социокультурное

Учебная дисциплина: Обществознание

Выполнил: Резников Данила

студент группы (1 МЭЗ-2.15)

специальность: «Монтаж наладка

и эксплуатация электрооборудования»

Содержание

1.Что такое власть и история происхождения…………………………….…… 4

2. Понятие политической власти……………………………………………….. 5

3.Особенности политической власти в условиях современной Росcии…..…..7

Список используемой литературы……………………………. ……. 10

Введение

Цель:

Изучить понятие политической власти в истории и современности.

Задачи:

1) Исследовать происхождение власти.

2) Проанализировать соотношения понятия власти и политической власти.

Предметом:

моей работы является история власти.

Объектом:

моего исследования является соотношение власти и политической власти, а также современность политической власти в России.

Проблемой:

Исследования является соотношение легитимность и делигитимация политической власти в России.

Вопрос о власти всегда интересовал многих. Он затрагивает все сферы общественной жизни. От того будет ли власть легитимной зависит все будущее страны, поэтому данная тема является – актуальной.

Работа состоит из:

Введения, основной части, заключения и использованных источников литературы.

Основная часть состоит: из 3 пунктов, в которых рассматривается история происхождении и понятия власть. Акцентируется внимание на понятие политическая власть ее особенности в условиях современной России.

При написании работы были использованы:

Интернет ресурсы, учебники.

Что такое власть и история происхождения.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный) — приведение чего-либо к рациональному, разумному виду.

Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти.

· Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.).

По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

Понятие политической власти.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

· верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

· всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

· легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· широчайший спектр используемых средствдля завоевания, удержания и реализации власти.

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Процесс власти приводит в движении все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Источник

Политическая система современного российского общества

Содержание:

Предмет:Политология
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:18.03.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современностьПосмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Современная политическая система России представляет собой сложный набор элементов, структур, норм, традиций, образов. Любая политическая сила стремится создать и усилить поддержку большинства населения, поскольку без решения этой проблемы трудно узаконить политический режим и обеспечить стабильное и динамичное социальное развитие. Сегодня стало очевидным, что развитие демократии, ее свободных независимых форм вовсе не отрицает, а скорее предполагает целенаправленную и последовательную деятельность по формированию психологии и культуры.

В течение тысячелетий определенные политические идеи, теории, концепции возникали и умирали, процесс развития политической мысли ускорялся или замедлялся, но одно оставалось неизменным: с самого начала и до настоящего времени политология находилась на пути найти лучшую государственную и общественную систему, способную обеспечить человеку материальное благополучие, соблюдение его прав и свобод, духовно-нравственное развитие.

Концепция политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры. В тех случаях, когда люди определенной страны вступают в политические отношения, не имея хоть какой-то степени развитой политической организации, другие функции принимают на себя ее функции: армия, племенные структуры, религиозные общины.

Концепция политической системы

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые выполняют политические функции, Политическую систему можно назвать упорядоченным набором норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых политическая власть осуществляется

Структура и функции политической системы

В структуре политической системы ученые обычно выделяют 5 подсистем:

Политическая система выполняет следующие функции:

В научной литературе, отечественной и зарубежной, часто выделяют четыре основные группы элементов политической системы:

Политическая организация общества представляет собой набор конкретных организаций и учреждений, которые выполняют определенные функции. В результате их взаимодействия в этом обществе осуществляется политическая власть.

Политическая организация включает в себя: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это только один аспект их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Формирование современной российской политической системы

Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих государство, политические партии и общественные объединения, участвующие в политической жизни страны.

Русская партийная система

Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП, и доминирование одной партии, Коммунистической партии, было установлено в стране более 70 лет. Фактически, это была тоталитарная партия, которая не допускала никакой критики и никакой оппозиции. Лидер партии был также главой государства.

В течение 90-х годов. ХХ век десятки партий и партийных блоков были созданы и распались в России. Среди них были даже такие, как партия любителей пива. Большинство новых партий были «однодневными». Они были созданы амбициозными политиками для участия в следующей избирательной кампании, а затем прекратили свое существование.

12 декабря 1993 года впервые в России были проведены многопартийные парламентские выборы. 35 избирательных объединений заявили о своем желании участвовать в выборах, но только восемь из них смогли преодолеть 5-процентный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе.

В декабре 2004 года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях». В частности, минимальное количество членов партии было увеличено с 10 до 50 тысяч. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, в каждом из которых должно быть не менее 500 человек (ранее было разрешено иметь 100 членов). С 1 января 2007 года стороны, не соответствующие требованиям закона, подлежат ликвидации в суде. Порог для прохождения в Госдуму также был увеличен с 5 до 7%, колонка «Против всех» и минимальный порог для явки были отменены. политическая система русская партия

Одной из особенностей российской партийной системы является то, что партия, которая имеет возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживают Президент, Правительство Российской Федерации, губернаторы), всегда популярен среди избирателей. Роль административного ресурса особенно важна в небольших городах и сельской местности, где роль средств массовой информации очень ограничена, а межличностные отношения служат каналами, через которые политическая информация достигает отдельных лиц. В таких условиях позиция местного «босса» играет ключевую роль в выборе на выборах.

Современная российская партийная система многопартийна. Однако эта многопартийная система очень аморфна, нестабильна. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами внезапно появляются десятки новых партий и партийных блоков, а после выборов их программы практически не отличаются друг от друга.

Вывод:

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но роковой период в своей истории. Недавно воссозданная многопартийная система, свобода религии, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности как в повседневной жизни, так и в политической сфере. Однако наряду с возможностями, которые открылись для россиян, возник ряд трудно решаемых проблем. Каждый гражданин должен сделать для себя четкий вывод, понять, что он хочет изменить в нашей жизни, какую позицию он занимает по отношению к структуре государства, политической власти, внутренней и внешней политике правительства.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современностьполитическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Политическая власть: история и современность

Содержание:

Предмет:Политология
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:11.01.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе и политологией. В центре внимания политической науки находятся особенности функционирования власти в целом и политической власти в частности, условия ее стабильности и адекватного достижения общественно значимых целей.

Сегодня каждому человеку нужны политические знания и культура, независимо от его профессиональной принадлежности, потому что, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без таких знаний человек рискует стать разменной монетой в политической игре, превратившись в объект манипулирования и порабощения более политически активными силами.

Власть является ключевым вопросом политики, поэтому, чтобы ориентироваться в современных политических реалиях, необходимо понимать значение этой категории, причины необходимости политической власти для общества, его легитимности, ресурсов и функций. Изучение механизмов осуществления власти необходимо для понимания современного состояния России.

Политическая власть, ее сущность и отличительные черты

Политическая власть является определяющим влиянием, основанным на позиции доминирования руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с использованием методов принуждения, убеждения и интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, что невозможно без подчинения всех участников единой воле, поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

Характерные черты политической власти:

Политическая власть выполняет ряд функций:

Понятия политической власти:

Они также выделяют конкретные источники политической власти, такие как законодательство о власти, воля власть имущих, социальные потребности в самоорганизации людей и другие.

Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

Субъект власти воплощает свой активный, руководящий принцип. Это может быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т. д.

Субъекты власти обычно делятся на:

Различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и другие факторы также могут служить ресурсами для политической власти. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личные связи, имидж, социально-политический и др. Опыт работы и многие другие

Основные виды ресурсов политической власти

Одна из наиболее распространенных классификаций энергетических ресурсов в западной политологии была предложена американским социологом итальянского происхождения, последователем Макса Вебера, Эмити Вернером Эциони.

Он предложил три группы ресурсов:

К нормативным ресурсам относятся средства воздействия на сознание человека, формирование его убеждений, ценностей, мотивации его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общих интересах граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация энергоресурсов в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Исполнительная власть представлена ​​Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Премьер-министра Российской Федерации, заместителей Премьер-министра Российской Федерации и федеральных министров.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Это сделано для того, чтобы предотвратить монополизацию публичной власти любым из этих институтов и тем самым значительно снизить вероятность злоупотребления ею со стороны государственного аппарата.

Принцип разделения властей, точнее, реализация этого принципа, является одним из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разделение их функций, компетенций, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности властей. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права и обязанности человека, ответственность перед обществом. Достижение относительной гармонии в сочетании этих противоречивых аспектов общества в значительной степени облегчается эффективной реализацией принципа разделения властей.

Порядок, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются Конституцией. Как конституционная консолидация, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что этот принцип при целостности государственной власти предполагает необходимость разделения трех ветвей власти и четкого разграничения их полномочий и функций.

Современная Россия характеризуется противопоставлением двух тенденций: с одной стороны, принятой на референдуме Конституции и принципа разделения властей в его современном западном варианте. С другой стороны, финансовая олигархия неуклонно набирает силу и требует участия во власти, которая захватила СМИ и успешно выступила против президента и его ближайшего окружения в попытках остаться у власти. Какие из вышеперечисленных сил победят, покажет ближайшее будущее.

Легитимность означает согласие людей с правительством, когда они добровольно признают свое право принимать решения, которые должны быть выполнены. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на принудительную силу. Термин «легитимность» иногда переводится с французского как «легитимность» власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер.

В зависимости от мотивов подчинения он выделил три основных типа легитимности власти:

Признаки легитимности власти

Признаки законности тесно связаны и практически неразделимы. Такие признаки, как вера в неприкосновенность и легитимность существующего политического режима, предопределены системой ценностных ориентаций и подкреплены утверждением политики.

Такие признаки, как наличие беспорядков, хаос в стране, нарушение установленных норм отношений между властями и гражданами и, как следствие, растущая роль карательных органов, в том числе полиции, пытаются заставить подчинить массы государственной власти.

Легитимность обладает способностью изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки властей, поэтому мы можем говорить о кризисах легитимности.

В настоящее время можно выделить следующие признаки кризиса легитимности власти:

Легитимность власти следует отличать от легитимности.

Законность власти означает, что власть имеет законное происхождение, власть не осуществляется законом по произволу, сама власть подчиняется закону.

Отсюда видно, что законность и законность власти близки, но не идентичны понятиям.

Законность является юридической и, следовательно, этически нейтральной характеристикой власти.

В большей степени легитимность политической власти в современной России приобретается благодаря правильному способу формирования властных институтов. В ходе которого, в определенной степени, дистанцирование должности от ее владельца, личная власть от власти позиции имела место, потому что в сохранении должности президента. Кризис легитимности политической власти в современной России также связан с тем, что сама власть имеет ограниченные возможности использовать определенные факторы легитимности.

Используя классификацию типов законного политического господства М. Вебера, последовательно описать основные периоды российской политической истории

За четыре столетия русская цивилизация пережила три национально-государственных бедствия: во время первой суматохи 1605-1613 гг. и династия Рюриковичей, и российская государственность перестали существовать; Вторые смуты 1917-1921 гг. Положили конец монархическому государству и династии Романовых; результат третьей суматохи 1990-х годов. стал развалом СССР.

Вывод:

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: политическая власть, охватывающая все сферы жизни и моделирующая человеческие отношения, придает им статус политических, является источником и основой политики.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ политическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современностьполитическая власть история и современность. Смотреть фото политическая власть история и современность. Смотреть картинку политическая власть история и современность. Картинка про политическая власть история и современность. Фото политическая власть история и современность

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. Политическая власть история и современность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОУ ВПО «КУМЕРТАУСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

«Политическая власть: история и современность»
Подготовила:
Студентка группы Бд-11-20
Валеева Альбина Аликовна
Проверила:
Преподаватель по обществознанию
Маркова Юлия Владимировна

С О Д Е Р Ж А Н И Е

2. Власть как социальное явление……………………………….3

3. Основания и ресурсы власти………………………………….9

4. Разделение властей…………………………………………. 12

Цель и задачи настоящей работы, заключаются в следующем: изложить определение политической власти, ответить на вопрос: почему общества не может обойтись без власти.

1. Власть как социальное явление

Власть — одно из центральных понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы: Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть. Именно борьба за власть определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.

Политологи придерживаются различных точек зрения относительно определения и трактовки понятия «власть». Рассмотрим кратко основные из них.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теории реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния».

В теориях «сопротивления» исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.

В теориях «обмена ресурсами» основное внимание уделяется ситуациям, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, вследствие чего возникает острая потребность в этих ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», Могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто в них нуждается, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается изменчивость ролей участников взаимодействия. Если в данной ситуации один индивид обладает властью, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

Бихевиористские, концепции власти, подобно реляционистским, исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики сознании, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная цель политического действия.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть самоценна, что позволяет наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы; второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

«Мы можем определить власть, — писал Т. Парсонс, — как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Некоторые представители системного подхода трактуют власть Как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью поддержания порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами,

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность’ этого социального феномена.

Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Структура власти включает источник власти, субъект-объект власти, функции власти, ее основания и ресурсы. В качестве источников власти Могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъект власти (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало, Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение частной воли всеобщей воле власти; наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле; регламентация поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Подчинение приказу может иметь весьма различную мотивацию. М. Вебер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать: интересы (целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа); традиции, привычка к повиновению; личная склонность подданных.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная крупна, класс и т.д. Власть немыслима без подчинения объекта. «Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета».

Властная воля, выраженная в приказе, может быть реализована прямыми и косвенными методами. При этом теория власти, откликаясь на современную ситуацию, обосновывает механизмы, не выпячивающие силу и соответствующие санкции. Соответственно в «технологии» власти повышается роль поощрения, подкупа, а также «рекомендующая» роль лоббистских структур.

Аналогичная тенденция проявляется в системе отношений «руководство — принятие». При этом чем выше авторитет субъекта власти, чем шире ее демократическая база, тем более вероятно добровольное принятие объектом определенных обязательств.

Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, Собственном значении этого слова.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический Контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших целей.

С экономической властью тесно связана власть социальная, Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не, может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ.

Отличительными чертами политической власти являются:

-легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

-верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

— публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

-моноцентричность; т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.), органами правопорядка (полицией, армией, прокуратурой и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть осуществляется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, отличающаяся отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли.- Различают две основные разновидности теневой власти: 1) скрытое, невидимое правление, осуществляющееся на основе передачи высшими государственными органами своих властных полномочий по принятию и осуществлению политический решений лицам и институтам, не обладающим для этого официальными полномочиями; 2) деятельность различного рода ассоциаций, возникающих либо на базе политических структур, либо параллельно с ними, имеющих нелегальный характер и способных оказывать доминирующее влияние да принятие политических решений, осуществление контроля за их реализацией и других властных функций в различных частях политического пространства.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень — международные организации, макроуровень — центральные органы государства, мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъект и объект власти — демократическая, авторитарная и т.д.

2. Основания и ресурсы власти

Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Образно говоря, основания власти — это ее фундамент, ресурсы власти — ее потенциал и технология.

В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные.

Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений НТР. Соответственно, экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.

Социальные основания власти — это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и ^слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. В любом государстве существуют социальные группы, который обречены на подчиненное положение, а также группы, которые занимают промежуточное, колеблющееся положение между устойчивыми субъектами и объектами власти. Социальные ресурсы — это совокупность возможностей изменения статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.

Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

Юридические основания власти — это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на основании которых власть сформирована и на которые опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.

Административно-силовые основания власти — совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно, административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности — подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти» К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же входит система гарантий, препятствующих доступу в печать, на радио и телевидение террористов и всякого рода экстремистских элементов.

Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. Это, в первую очередь, демографические, дипломатические, духовно-нравственные и социально-психологические ресурсы. Последние играют очень важную роль в оценке мотивации господства и подчинения.

Как правило, ресурсы власти используются: для функционирования и укрепления самой власти, а также для создания адекватных ей оснований. В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные.

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно они должны использоваться рационально, блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному воспроизводству.

Поощрительные ресурсы — это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов расширяется социальная база поддержки правящей элиты.

Принудительные ресурсы — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, не санкционированных митингов, против явного и скрытого саботаж распоряжений власти.

Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и ‘морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя’ возникновению кризисов и революций.

3. Разделение властей

Разделение власти — распределение властных полномочий между ветвями власти.

Теория разделения властей происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Так, Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем считал наилучшей.

Принцип разделения властей, появившийся в Новое время в европейской политической мысли, впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789 г. вошел в политическую практику целого ряда стран.

Разделение власти позволяет:

— осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий;

— предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры;

— гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни) общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали.

Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы «продолжением» центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных — местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных — местные органы власти в ряде сфер (к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п.) пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательным, исполнительным и судебным.

Законодательная власть представляет собой, совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпартийная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентарных монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные)

— по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти возлагается на суды различных категорий (обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные), а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В РФ основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в том числе единолично судьями).

Я думаю, что поставленная в начале работы задача, выполнена, отличительные черты политической власти, содержание понятия власти в вышеизложенном тексте отмечены.

1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Учебное пособие. –М., 2003.

2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. –М., 2001.

4. Основы политологии. Курс лекций. / Под ред. В.П. Пугачева. –М., 1992.

5. Политология. / Под ред. Василика. –М., 2002 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *