политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

Особенности политики нищепитательства в Московском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.

Вложенные файлы: 1 файл

истор соц работы.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

Специальность Социальная работа, 4 года обучения

По предмету История «Социальной работы».

Тема: Особенности политики нищепитательства в Московском государстве.

Выполнил: студент I курса

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.

В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой под бедностью понимается «показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей». Там же дается и определение нищенства как «состояния, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний»

Духовенство шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.

Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г.

При всех монастырях имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”

Разумеется, на этом призрение не заканчивалось. Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой полис».

Богатство церкви приумножали и частные вклады. Они различны — от церковной утвари и предметов культа до земельных. Вклады жертвовались с разными условиями: поминание вкладчиков после смерти, кормление от их имени нищих и т. д. Но существовали и особые земельные вклады, позволявшие вкладчику при жизни льготное проживание на территории монастыря (не принимать монашеского сана, не вести аскетический образ жизни). Такой проживающий имел статус бельца.

Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвование некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. По некоторым данным, взнос при поступлении в монастырь составлял от 300 до 1000 руб. При всей спорности данной суммы, тем не менее важно, что для поступления в монастырь требовался известный дар.

Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в 996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных, престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных стихий

В то же время церковная политика в отношении нищенства носила достаточно противоречивый характер. Становясь впоследствии крупными хозяйственными корпорациями, монастыри принимали в свои члены только богатых пострижеников, приносивших в монастырскую казну свое имущество. Из тех же летописей известен случай, когда монах Киево-Печерского монастыря хотел постричься в великую схиму, ему было отказано братией по нищете его.

В знаменитом «Поучении» князя Владимира Мономаха мы также находим упоминание о попечительстве над нищими и бедными: «Всего же больше убогих не забывайте. Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накормите бедного. «. В определенной степени можно говорить о ряде профилактических мер, принятых князем в отношении кредитования, грабительские размеры которого неизменно способствовали росту обнищания на Руси. При нем было ограничено двумя годами действие статьи Русской правды, устанавливавшей размер годового роста 50%. После того как взятый процент сравнивался с суммой долга, кредитор не имел права брать дальнейших процентов и ждал только возвращения суммы долга. Если же кредитор осмеливался взять 50-процентный рост третий раз, то он лишался права требовать уплаты самого долга.

В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «. женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно против этого и направлено данное постановление «А торговымъ людемъ тородскимъ въ монастырехъ не жити, а жити имъ въ городскихъ дворехъ, а которые торговые люди учнутъ жити на монастырехъ, и техъ с монастырей сводити, да и наместником ихъ судити. А на монастырехъ жити нищимъ, которые питаются милостынею отъ церкви Божий». Практически это постановление направлено против тех бельцов, которые за определенную плату покупали себе право жить в монастырях.

В 1560 году появляется Указ об отсрочке долгов с погорельцев в течение 5 лет «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

Система государственного контроля и поддержки осуществляется по различным направлениям, в том числе путем регулирования цен на хлеб в период массового голода. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда в Усольском уезде резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «. продовати ржи четь по полтине, овса четь в полполтины, ячменя четь в четыри гривны».

В 1603 году издается Указ, разрешающий отпускать на волю во время голода на прокорм работные семьи без оформления отпуска на волю.

Соборное Уложение 1649 года разрешало оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов и давало отсрочку уплаты этого долга от года до трех лет.

Характерен в этом отношении Указ 1662 г. В нем говорилось о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если «купить хлеб будет нечим», тем под поручательство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».

В Указе 1663 г. предписывалось боярам обязательное кормление холопов в период голода. В случае нарушения Указа: «Государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишаться холопей, которые получат свободу».

Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия также подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация» института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы они оповещали население о падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попадало на рынок и чтобы скот закапывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.

Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г. издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.

Но постепенно государство начинало отходить от раздачи милостыни всем нищим без различия, вместе с тем предпринимая первые шаги по борьбе с нищенством, которые включали в себя как социальное призрение убогих и больных в богадельнях, охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами, так и изыскание средств для оказания помощи бедным с целью предупреждения нищеты.

В то же время в законодательстве XVII века мы находим не так много указов (всего три), посвященных проблемам нищенства. Причем наблюдалось четкое разделение на «настоящих» и «ненастоящих» нищих. Те из них, которые притворялись, подвергались допросу и отправлялись по месту проживания: «. гулящие люди, подвязав руки, так и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, и притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать. и по расспросным речам ссылать. «. При поимке второй раз «ненастоящих» нищих наказывали и ссылали в Сибирь. В 1694 году такой же указ вышел в отношении нищих духовного звания и мирских людей, проживающих в монастырях в статусе бельца.

«Настоящих» нищих определяли в богадельни, где наряду с ними содержались и старцы. Так, в 1681 году в московских богадельнях находилось 420 человек. Содержание богаделен осуществлялось за счет Приказа большого Дворца, в который с церквей собиралось «по 3 алтына и по 2 деньги». Таким образом, в этот период государство особенно не было озабочено проблемой нищенства как социальной проблемой.

Источник

Как Петр I с нищими боролся, и почему наказывал тех, кто раздавал милостыню

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть картинку политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Картинка про политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

Как Петр ненавидел бездельников и запретил попрошайкам бродяжничать

политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть картинку политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Картинка про политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

Петр I был очень обеспокоен появлением огромного количества «нищих». Дело в том, что на паперти среди некоторого количества инвалидов и больных активно просили милостыню преступники, беглые каторжники и крестьяне, просто лентяи, которые желали легких денег.

Петр рассудил, что все эти паразитирующие элементы должны не бить баклуши, а работать на государство. Он начал предпринимать меры, направленные на возвращение беглых крестьян хозяевам. Тех, кто не был крепостным, отправляли в работные дома. Людей с тяжелыми заболеваниями распределяли по приютам и богадельням.

Этого царю показалось мало, и в 1700 и 1701 годах появились указы, перекрывающие «кислород» нищим. Отныне попрошайки не имели права бродяжничать, и если они перемещались между городами, то в каждом могли быть наказаны поркой. Но и этого было недостаточно, и в 1705 году по императорскому указу нищих стали отлавливать, подвергать наказанию и возвращать помещикам. Последним доставались и заработанные нищенствующим деньги. Либо увозить нищих в монастыри и приюты. Эти обязанности были возложены на Монастырский приказ.

B 1712 году царь издал указ «O воспрещении нищенства в Mocквe», где прописывался прядок распределения нищих по богадельням и монастырям, а также говорилось о запрещении попрошайничества на улицах города и церковных папертях.

Штрафы для тех, кто пожалел нищенку

политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть картинку политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Картинка про политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

Царь запретил поощрять попрошайничество, подавая милостыню. Нарушители наказывались денежным штрафом, и он были огромным! За первое нарушение следовало уплатить пять рублей, за второе — уже десять. Для примера: рядовой «полевой пехоты» имел ежемесячное жалование 11 рублей, а рядовой гарнизона — от 4 до 6,5 рублей.

Петр I рассуждал здраво: хочешь помочь обездоленным — отдай денежные средства на содержание приюта или больницы для бедняков. За исполнением царского указа было поручено следить приставам и солдатам, подьячим Moнacтыpcкoгo приказа. Увы, и этих мер не хватило, и в 1708 году было принято следующее распоряжение: если помещик подает милостыню попрошайке в своей деревне или селе, то он обязан и далее содержать этого человека, то же касалось и «дворцовых» крестьян.
B 1712 году царь издал ещё один указ, где было указано, что отловленных нищих, которые не имеют особых проблем со здоровьем и могут трудиться, следовало отправлять на работы в Санкт-Петербург. Попрошайки попрятались, пережидая, когда уляжется гнев царя, а потом снова «вылезли из щелей» и заполонили российские города.

Как наказывали трудоспособных попрошаек и чем мог поплатиться нерадивый помещик, не следящий за своими людьми

политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть картинку политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Картинка про политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

C 1718 года помещикам вменили в обязанность следить за трудоспособными попрошайками, которые были пойманы и отправлены к хозяину. Если помещик не выполнял свои обязанности, его штрафовали, и сумма равнялась 5 рублям. Тех «псевдонищих», которых ловили повторно, подвергали наказанию плетьми и затем отсылали на каторжные работы.

Если в «отлов» попадала женщина-нищенка, ее отправляли в «прядильный лом», или в spinnhaus (шпингayзы). Там она должна была честно трудиться. Для подростков наказание было более жестким: их наказывали бaтoгaми и затем переводили на мaнyфaктypу. Что касается престарелых нищих, то с 1722 года они находили свое место в приюте или больнице.

В Санкт-Петербурге за выполнением царских указов следил гeнepaл-пoлицмeйcтep, в Mocквe — oбep-пoлицмeйcтep. В губерниях этим процессом командовали oбep-кoмeндaнты и вoeвoды, а нa мecтax слежение за судьбой попрошаек осуществляли земские комиссары. Но даже такое количество представителей государства не справлялось с проблемой. А частенько люди просто не хотели этого делать, как, например, комиссар Bлaдыкин и дьяк Степанов, которые попали под следствие.

Пётр I не оставлял своих попыток справиться с разгулом нищенства. Он писал неоднократно в Уставе духовной коллегии и в Регламенте о том, что попрошайки — развратный народец, который не хочет работать, а паразитирует на других. И что самое ужасное в этом, что так же они воспитывают и своих многочисленных отпрысков.

Как Петр создавал социальную систему для нищих

политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Смотреть картинку политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Картинка про политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время. Фото политика нищепитательства на руси начинает формироваться во время

Не стоит думать, что Пётр использовал только лишь карательные меры. Во времена его правления была построена социальная система, подконтрольная Патриаршему и Moнacтыpcкому приказам, святейшему Синоду. Позднее эту функцию стали выполнять камер-контора, магистратуры городов, хозяева крепостных, сотские и старосты.

Система работала. Отставные coлдaты-инвaлиды направлялись в монастырские богадельни. Царь поручил властям городов учить детей бедняков письму, чтению и математике. Малыши и подростки посещали церковные школы. Функционировали богоугодные заведения для престарелых и инвалидов, которые существовали за счет магистратур. Гуляк, пьяниц, безработных и хулиганов направляли в «смирительные дома», гулящие женщины находили возможность приложить свои старания в «прядильных домах», инвалиды и больные отправлялись в больницы.

Петр Великий боролся с проблемой нищенства и приложил все силы для этого. Его целью было возвращение попрошаек под государственный контроль. К сожалению, вылечить «нищенскую язву» полностью императору не удалось.

Династия Романовых восседала на российском троне на протяжении трёх веков. Последнему императору Николаю II и его семье посвящено, кажется, больше фильмов и сериалов, чем всей династии. Это неудивительно, ибо судьба их была очень драматична и дала кинематографистам всего мира немало материалов для документальных фильмов, художественного переосмысления и творческих домыслов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Особенности политики нищепитательства в Московском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.

Вложенные файлы: 1 файл

истор соц работы.docx

Государственная идеология помощи начинает складываться в период становления и объединения русских земель вокруг Москвы и окончательно формируется к началу XVIII в. Однако ее отличительные черты особо проявляются в период правления Ивана IV. Прежде всего, изменяется доктрина помощи. Ее основные положения раскрываются не в трудах отцов и апостолов церкви, а в «Судебниках», где намечаются подходы к субъектам и способам поддержки и защиты. В «Судебниках» определены категории клиентов государства и Русской православной церкви, отсюда дифференцируются способы помощи. Христианские понятия обогащаются административными и юридическими терминами. Мы можем говорить об изменении контекста рефлексии, когда клиент не только «теологичен», но одновременно «социален», и по праву принадлежит двум институтам — церкви и государству.

Основным же субъектом помощи выступает монарх как носитель определенной истины и справедливости. К нему взывают и к нему обращаются за помощью. Все это не может не отразиться на изменении понятийного поля и подходах к субъектности клиента. Его «существование- несуществование», нормативность зависят теперь в полной мере от регламентации государства. Отсюда появляются иные категории клиентов, которые мы не встречаем в канонах о милосердии.

При Иване IV к таким категориям начинают относить пленных и лиц, состоявших на государственной службе. Характерной особенностью является и тот факт, что меняется отношение к институту нищенства. В нем уже видят Не только святость, как это было декларировано церковью, но и ненормальное состояние образа жизни человека, противоречащее общественным представлениям о жизненном сценарии личности. К нищему как субъекту подходят с позиций «возможности-невозможности» быть ему как все, т. е. его идентифицируют по отношению к феноменам социального мира, где человек рассматривается как деятель, как представитель определенного слоя, как носитель определенных норм и ценностей.

В этой связи характерны «Судебники», в которых институт нищенства подвергается реформированию. Административная реформа института нищенства и его регламентация начинаются с того, что упорядочивается проживание «нуждающихся» в монастырских стенах. Разграничительными признаками являются социальный статус, возраст, источник «питания». Исходя из этого, определяются полномочия суда. Законными людьми церкви, попадающими под святительский суд, согласно Судебнику 1550 г., являлись следующие категории: «попы», «дьяконы», «чернецы», «старые вдовицы», «нищие, которые питаются от Церкви Божьей милостью». Как известно, «питать», согласно словарю В. Даля, это не просто «снабжать пищей, продовольствовать», что уже предопределяло логику взаимоотношений субъект-объектных связей, но «питать» — это еще и «покоить дух», что выстраивало определенные субъект-субъектные отношения между «питателем» и нуждающимся.

Иван IV Грозный перевел благотворительность и социальную поддержку из разряда личного нищелюбия на уровень государственного дела. В Судебнике 1550 года, утвержденном годом позже Стоглавым собором, было положение, по которому нищие поступали под опеку церковных учреждений: «А на монастырех жыти нищим, которые питаются от церкви божией милостынею»

В связи с этим обращает внимание на себя категория «старых вдовиц» и противопоставление им «вдовиц», которые живут своим домом. Иначе говоря, к институту вдов как священному христианскому институту начинают подходить дифференцировано, с прагматической точки зрения — «возможности-невозможности» самостоятельно кормиться.

Всех нуждающихся условно разбили на две большие группы. Каждую из них в той или иной степени брали под патронаж государство и церковь. Таким образом определялись структурно-типологические категории нуждающихся. В первую группу попадали чернецы и черницы. В главе «О нищепитательстве» отдельно для женщин и мужчин предполагались свои превентивные меры.

Чернецы и черницы подлежали переписи, а затем их направляли в общие монастыри. Находясь под началом «духовных пастырей», они проходили обучение «страху божию и житию чернеческому», после чего здравых телом «посылали в монастырские службы».

Больных же и старых чернецов и черниц оставляли в общих монастырях, «устраивали в больницах пищею и одеждой» за счет государственной казны. Но была оговорка, «как ему, царю и государю, бог известит», т. е. не устанавливались жесткие финансовые границы и периодичность выплат на содержание больных и старых чернецов и черниц. Если здоровые чернецы могли трудиться и служить «за свои вклады» то черницам и здоровым, и больным «вклады давали» из «царской и святительской» казны, правда, на тех же основаниях, «как ему, царю и государю, бог известит».

Переходя к регламентации жизнедеятельности людей нецерковных, закон определяет следующие категории нуждающихся, попадающих под патронаж и контроль со стороны государства: прокаженные, колосные, престаревшиеся, «в коробех лежащие», «на тележках и на санях возящих», «не имущих главы, где подклонити». В отношении них предусматривались такие меры: перепись, строительство мужских и женских богаделен по городам, приставление к ним «здравых строев» и «баб стряпчих». Финансирование предполагалось осуществлять за счет «милостыни боголюбцев».

После разрушения ктиторской монастырской системы из-под ее юрисдикции и хозяйственной деятельности выходили лица, которые пополняли «отряд» профессиональных нищих. Поэтому, с одной стороны, их деятельность «по дворам ходячи» узаконивалась, поскольку государство не могло за счет казны решить их судьбу, с другой — оно организовало, там где были, например, построены богадельни, определенный вид деятельности — «работу» по патронажу за больными и престарелыми, принципиально не отличающуюся от того вида помощи, который характерен для многих монастырей.

Причем предусматривалось, что они должны быть обучены со стороны священников разным умениям — «исповедовать, причащать перед смертью». Здесь как бы представлен один из первых отечественных проектов «трудовой помощи», который теоретически обоснован как вид социальной поддержки нуждающихся только в XIX в.

Легализация и защита профессионального нищенства связаны не только с отсутствием соответствующего призрения, но и с тем, что в общности сложились такие христианские стереотипы поведения, согласно которым подаяние есть один из способов в обыденной жизни приобщаться к таинству церкви, к таинству православия. Несомненно, русские цари, «творившие милостыню» для всего православного мира, не могли не защищать христианские законы и традиции в своем собственном доме. Тем не менее необходимо сказать, что в этот период государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, позволяющих локализировать разные социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, языческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «блядни», «зерни».

Ситуация коренным образом меняется при Петре I. Из 44 указов, имеющих отношение к социальным проблемам, 19 посвящены решению вопросов нищенства и бедности. Так, ряд указов содержит меры, направленные на поддержание отставных офицеров с целью предупреждения среди них нищеты. «Которые офицеры служили в армии и за старостью и за ранами отставлены, и тех велите употреблять в гарнизоне или к другим каким делам. а особливо бедных, которые мало имеют за собой крестьян и которые ничего не имеют; а которые хотя и к делам не годятся за дряхлостью или за увечьем, тем давать некоторое жалованье. «. Отставных же солдат и драгун, которые пропитания не имеют, отсылать в монастыри и кормить за счет средств, выделяемых на содержание монахов. Петром I была продолжена политика разделения нищих на «настоящих» и «ненастоящих», причем эта политика стала более жесткой, чем в предыдущий период. «Настоящих» нищих продолжали содержать в патриарших богадельнях за счет остатка средств, выдаваемых на содержание монахов.

Отношение к милостыне у власти менялось в течение времени. Указ 1701 года ее еще не запрещал как таковую: «. в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни. «. Но уже в Инструкции воеводам 1719 г. говорилось: «По дворам милостыню просить не допускать». Эта же мысль прослеживается и в Регламенте Духовной Коллегии 1721 г.: «А ленивы попрошайки Богу противны. А кто снабжает оных. также участник оных же греха. Но из таковой дурной милостыни еще и отечеству великий грех делается. Рассуди всяк благоразумный, сколько тысяч в России обретается таких ленивых попрошайков, столько же тысяч не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного». Несмотря на то, что Петр оправдывает свое отношение к нищенству тем, что это не угодно Богу, здесь явно прослеживаются общегосударственные интересы. Люди, просящие милостыню, соответственно не попадают в разряд налогоплательщиков.

Значительная часть указов содержит карательные меры в отношении «ненастоящих» нищих. При этом наказание ждало не только самих нищих, но и тех, кто давал милостыню. Для последних устанавливался штраф от 5 до 10 рублей. В отношении самих нищих устанавливались жесткие меры: «Которые впервые были пойманы, таких бить нещадно. и отсылать в прежние места. чтобы они милостыню не просили, а кормили бы их те, чьи они есть. А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, заставить бы их работать. А которые во второй и третий раз пойманы, то таких бить кнутом, посылать на каторжные работы, а баб в шпингауз, а ребят, бив батогами, посылать на суконный двор и прочим мануфактурам, а с хозяев брать штрафу за каждого человека по 5 рублей»; «Еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки, которые не хотят трудиться о своем пропитании: то таковых надлежит сажать в смирительные дома и посылать их на работы. чтобы никогда не праздны были»; «Смотреть накрепко, дабы по прежним указам бродяжных нищих не было. А ежели где таковые явятся, таковых ловить и приводить в Полицмейстерскую Канцелярию, а из оной молодых на урочные годы употреблять на казенные работы. «; «Понеже в прошлых годах многими указами в народ подтверждено, дабы нищих, которые в богадельнях не записаны. а паче кои не увечные и не старые, имать за караул и допросить, чьи они и какие ради причины противно указу по миру ходят; и отсылать в прежние их места. чтобы они милостыню не просили».

Ряд законов был направлен на помощь бедным, особенно во время голода. «Что от хлебного недороду во многих местах является в народ голод: того ради надлежит ныне иметь смотрение, дабы неимущих в сие нужное время пропитать. Понеже известно, не имея и не желая никаких промыслов. и того ради некоторые в самой бедности пребывают, того ради о таких весьма усматривать и к каким возможно художествам и ремеслам или работам принуждать. а ремесла или художества умножать, чтобы такие гуляки под именем нищих весьма не шатались и праздны не были. Весьма потребно есть призрение бедных; того ради стараться, чтобы обеднелые, а паче престарелые и дряхлые граждане. которые пропитания себе не имеют и работать не могут, в богадельни были пристроены и пропитанием и присмотром оставлены не были».

Преемники Петра I продолжили его политику в отношении бедных и нищих. Принципиально их отношение к нищим и бедным ничем не отличалось. Среди указов времен Петра II лишь только один (и то Сенатский) затрагивает тему нищенства. Согласно этому Указу от 11 января 1728 года «. с нищих брать подушные деньги по 70 копеек с души, а четырех гривенного оклада с них не брать. и богадельных нищих в раскладку на полки класть не велено. «

Анна Иоанновна ничего нового в отношении нищих и бедных не привнесла. Ее обращение к этой теме скорее свидетельствует об остроте проблемы и необходимости ее решения, нежели о милосердии императрицы. Проблема «настоящих» и «ненастоящих» нищих, которые «без всякого призрения по улицам и дорогам валяются и бродят», проблема милостыни, содержания нищих решались теми же способами, что и при Петре I: наказание в зависимости от количества пойманных раз, запрещение прошения милостыни, определение «настоящих» нищих в богадельни.

Таким образом, в период с XIV в. по вторую половину XVII в. не только происходит смена ориентации мотивов помощи и поддержки, но и изменяются субъекты поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями-вотчинами. И если деятельность данных заведений первоначально носит открытый характер, то постепенно, когда в обществе начинают складываться денежные отношения, монастыри отходят от благотворительности. Да и в самой церкви наблюдается раскол между различными группировками — «стяжателями» и «нестяжателями». Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Видимо, именно в этот период государственная власть формирует так называемый «остаточный принцип» в подходах к социальным проблемам общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *