поминайте меня и я буду помнить о вас благодарите меня и не будьте неблагодарны мне
Интересно об исламе и современном мусульманском сообществе
10 дуа на каждый день
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране (сура 2 «аль-Бакара», аят 152):
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне»
Мы должны поминать Всевышнего каждый день – и утром, и вечером, пока бодрствуем, столько, сколько это возможно. Ведь когда мы поминаем Аллаха, то и Аллах поминает нас.
Из хадисов мы знаем, как много Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, поминал Аллаха, и нам следует соблюдать сунну Посланника Аллаха, произнося перед едой «БисмиЛлях», а после еды – «АльхамдулиЛлях», при встрече говоря «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах» и т.д.
В этой статье приведено 10 коротких дуа на каждый день, которые помогают нам помнить о том, что мы – мусульмане, о том, что мы должны быть благодарны Творцу за блага, которые Он нам даровал, прибегать к Его защите от опасностей этого мира и уповать на Него во всех делах. Эти дуа Посланник Аллаха, мир ему и благословение, читал в простых бытовых ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается каждый день, поэтому если выучить эти дуа, то наша повседневная суета наполнится смыслом, а наш иман будет крепнуть с каждым днем, иншааЛлах.
1. Дуа при пробуждении ото сна
الحَمْـدُ لِلّهِ الّذي أَحْـيانا بَعْـدَ ما أَماتَـنا وَإليه النُّـشور
«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Которому предстоит возвращение»
Транслит: АльхамдулиЛляхи аллязи ахйа-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур
2. Дуа при входе в туалет
اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث
«О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола»
Транслит: Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис
3. Дуа при выходе из туалета
4. Дуа после омовения
اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر
«О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся»
Транслит: Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина
* перед омовением следует говорить بِسْمِ الله «БисмиЛлях»– С именем Аллаха (во имя Аллаха)
5. Дуа при одевании
الحمدُ للهِ الّذي كَساني هذا (الثّوب) وَرَزَقَنيه مِنْ غَـيـْرِ حَولٍ مِنّي وَلا قـوّة
«Хвала Аллаху, который одел меня в эту (одежду) и даровал мне её, в то время как сам я ни мощью, ни силой не обладаю»
Транслит: Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни хаза-с-сауба ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин.
Одежду и обувь следует надевать, начиная с правой стороны (с правого рукава, ботинка, штанины и т.д.), а снимать – с левой стороны. При облачении в новую одежду читается дуа:
اللّهُـمَّ لَـكَ الحَـمْـدُ أنْـتَ كَسَـوْتَنيهِ، أََسْأََلُـكَ مِـنْ خَـيرِهِ وَخَـيْرِ مَا صُنِعَ لَـه، وَأَعوذُ بِكَ مِـنْ شَـرِّهِ وَشَـرِّ مـا صُنِعَ لَـهُ
«О Аллах! Хвала Тебе, [ибо это] Ты одел меня в эту [одежду]. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена»
Транслит: Аллахума! Ля-кя-ль-хамду — Анта касаута-ни-хи. Ас’алю-кя мин хайри-хи ва хайри ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху
6. Дуа перед едой
Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет:
بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه
«С именем Аллаха в начале и конце еды»
Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи
Дуа перед едой (другой вариант)
اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه
«О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого»
Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху
7. Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
«Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю»
Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин
8. Дуа перед выходом из дома
اللّهُـمَّ إِنِّـي أَعـوذُ بِكَ أَنْ أَضِـلَّ أَوْ أُضَـل ، أَوْ أَزِلَّ أَوْ أُزَل ، أَوْ أَظْلِـمَ أَوْ أَُظْلَـم ، أَوْ أَجْهَلَ أَوْ يُـجْهَلَ عَلَـيّ
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от того, чтобы допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо, от того, чтобы быть невежественным, и от того, чтобы меня держали в невежестве»
Аллахумма, ин-ни а’узу би-кя ан адилля ау удалля, ау азилля, ау узалля, ау азлима, ау узляма, ау аджхаля, ау йуджхаля ‘аляййа
9. Дуа перед входом в дом
بِسْـمِ اللهِ وَلَجْنـا، وَبِسْـمِ اللهِ خَـرَجْنـا، وَعَلـى رَبِّنـا تَوَكّلْـنا
«С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать». (Сказав это, вошедшему следует обратиться с приветствием к находящимся в доме).
Транслит: Би-сми Лляхи валяджна, ва би-сми Лляхи хараджна ва ‘аля Рабби-на таваккяльна.
* Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. وعليكم السلام — мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. وعليكم السلام — и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означает «мир с Богом».
10. Дуа перед сном
اللهم قِني عَذابَك يومَ تَبْعَثُ عبادَك
«О Аллах, защити меня от Твоей кары в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов»
Транслит: Аллахумма кынни азабака йаума таб’асу ‘ибадак
И пусть Всевышний укрепит наш иман и одарит нас благом в обоих мирах!
Сура аль-Бакара
Всевышний повелел Своим рабам поминать Его и обещал почтить их за это щедрым вознаграждением. Этим вознаграждением является то, что Аллах поминает каждого, кто поминает Его. Всевышний сказал устами Своего посланника: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе».
Самой совершенной формой поминания Аллаха является поминание языком и в сердце одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха, начинает сильнее любить Его и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Аллаха последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Мусульмане обязаны благодарить Аллаха за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Господа, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).
Повеление благодарить Аллаха после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, праведных деяний и других духовных благ, свидетельствует о том, что эти блага являются самыми достойными и прекрасными. Более того, только они могут называться настоящими благами, поскольку они остаются даже тогда, когда все остальные блага исчезают. И если человек приобрел знания и вдохновлен на совершение праведных поступков, то он обязан благодарить Аллаха, дабы Всемогущий Господь по своей щедрости приумножил его блага, избавил его от самолюбования и помог ему еще лучше благодарить Его.
Затем Всевышний Аллах запретил Своим рабам проявлять неблагодарность, которая является полной противоположностью благодарности. Под арабским словом куфр (‘неверие; неблагодарность’) в данном случае подразумевается неблагодарность, отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности, самым ужасным из которых является неверие в Аллаха. В этом случае оно распространяется на приобщение к Аллаху сотоварищей и другие менее тяжкие грехи.
Тафсир
Толкование Корана
(152) Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.
Всевышний повелел Своим рабам поминать Его и обещал почтить их за это щедрым вознаграждением. Этим вознаграждением является то, что Аллах поминает каждого, кто поминает Его. Всевышний сказал устами Своего посланника: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе».
Самой совершенной формой поминания Аллаха является поминание языком и в сердце одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха, начинает сильнее любить Его и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Аллаха последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Мусульмане обязаны благодарить Аллаха за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Господа, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).
Повеление благодарить Аллаха после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, праведных деяний и других духовных благ, свидетельствует о том, что эти блага являются самыми достойными и прекрасными. Более того, только они могут называться настоящими благами, поскольку они остаются даже тогда, когда все остальные блага исчезают. И если человек приобрел знания и вдохновлен на совершение праведных поступков, то он обязан благодарить Аллаха, дабы Всемогущий Господь по своей щедрости приумножил его блага, избавил его от самолюбования и помог ему еще лучше благодарить Его.
Затем Всевышний Аллах запретил Своим рабам проявлять неблагодарность, которая является полной противоположностью благодарности. Под арабским словом куфр (‘неверие; неблагодарность’) в данном случае подразумевается неблагодарность, отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности, самым ужасным из которых является неверие в Аллаха. В этом случае оно распространяется на приобщение к Аллаху сотоварищей и другие менее тяжкие грехи.
Аль-Бакара (Корова), 152-й аят из 286
Аллах сказал: ( فَاذْكُرُونِى أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ ) Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне. Муджахид прокомментировал слово Аллаха: ( كَمَآ أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنْكُمْ ) Как Я ниспослал вам Посланника из вашей среды – т.е. «Поминайте меня за то, что Я сделал это для вас». Зайд ибн Аслам рассказал, что пророк Муса (мир ему) спросил у Аллаха: «О, Господь, как мне благодарить Тебя?» Аллах ответит ему: «Поминай Меня и не забывай обо Мне. Если ты помянул Меня – ты отблагодарил Меня, если ты забыл Меня, то ты отрёкся от Меня».
Аль-Хасан аль-Басри, ар-Раби’ ибн Анас, Абу аль-Алия, ас-Судди говорили по поводу аята: ( فَاذْكُرُونِى أَذْكُرْكُمْ ) Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас – т.е. поистине Аллах помнит о том, кто поминает Его, приумножит тому,кто благодарит Его, и накажет того, кто отрицает Его. Аль-Хасан аль-Басри прокомментировал аят: ( فَاذْكُرُونِى أَذْكُرْكُمْ ) Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас – т.е. поминайте меня посредством выполнения того, что Я предписал вам.
Аллах сказал: ( وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ ) Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне. Всевышний Аллах повелевает благодарить Его и обещает за это приумножить блага человека: ( وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ ) Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». (14:7)
Имам Ахмад передаёт хадис, рассказанный Абу Раджа аль-Утариди: «Как-то к нам вышел Имран ибн аль-Хусайн в шёлковой одежде, которую мы не видели на нём прежде и не видели потом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « مَنْ أَنْعَمَ اللهُ عَلَيْهِ نِعْمَةً فَإِنَّ اللهَ يُحِبُّ أَنْ يَرَى أَثَرَ نِعْمَتِهِ عَلَى خَلْقِه » «Аллах любит видеть на своих творениях признаки тех благ,которыми Он их одарил». В варианте ар-Рауха: « عَلَى عَبْدِه » «. на Своих рабах. »
Поминайте меня и я буду помнить о вас благодарите меня и не будьте неблагодарны мне
Всевышний Аллах сказал в аятах Священного Куръана:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура аль-Бакара, аят 152).
Смысл перевода: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно!» (сура Ахзаб, аят 41)
В тафсире этого аята имам аль-Куртуби (Рахимухуллах) приводит хадис:
وروى أبو سعيد عن النبيّ صلى الله عليه وسلّم: «أكثروا ذكر الله حتى يقولوا مجنون
Перевод: «Абу Саид аль Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Пророк (соллаллоху алайхи васаллам) сказал: «Делайте зикр так долго, пока люди не начнут называть вас маджнун (сумашедший).»» (Тафсир уль Куртуби, том № 14, стр. 197) (Ахмад, Ибн Хиббан).
Имам Ибн Касир (Рахимухуллах) также передал его в «Тафсир аль Куран Аль-Азим» и в дополнение привёл другой хадис:
ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلّم: اذكروا الله ذكراً كثيراً حتى يقول المنافقون إِنكم تراؤون
Перевод: «Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поминайте Аллаха многократно – так, чтобы мунафики сказали, что вы хвастаетесь этим.» (Тафсир Ибн Касир, том № 6, стр. 384)
Существует множество способов поминания Всевышнего – начиная от произношения определённых словосочетаний и заканчивая совершением дуа.
Упоминающийся в данных аятах зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха, совершается так же, как и благодарность – сердцем, языком и телом.
Зикр сердцем бывает трех видов: Размышление о доказательствах существовании Единого Аллаха. Размышление о повелениях и запретах Всемогущего Создателя, а также о том, какая ответственность лежит на человеке за них. Размышление о смысле и предназначений Творений Аллаха.
Зикр языком – это поминание Аллаха, чтение аятов Священного Куръана, мольбы, обращенные к Творцу, и благие слова, исходящие из наших уст.
Зикр телом – это использование наших органов лишь во благо и предостережение их от запретного. И если зикр является поминанием Аллаха ниспославшего нам бескрайние блага, то шукр (благодарность), является нашей благодарностью за них.
Поминание Аллаха помогает устоять перед мирскими соблазнами и придает стойкость, когда душа, уставшая от беспрерывной борьбы, уже готова вкусить запретный плод. Поглощенный мирскими заботами, человек легко поддается искушению и забывает назидания. Суфйан ибн ‘Уйайна говорил: «Когда люди собираются, чтобы помянуть Всевышнего, шайтан и ближний мир отдаляются от них, и шайтан говорит ближнему миру: “Разве ты не видишь, чем они занимаются?” А ближний мир отвечает: “Оставь их! Когда они разойдутся, я приволоку их к тебе”». Вот почему Куръан учит нас часто поминать Аллаха, занимаясь мирскими делами после пятничной молитвы и после каждой обязательной молитвы.