Послушай текст с чем в тексте сравниваются звуки дождя
Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)
3 класс. Родной язык. Урок 3. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)»
3 класс. Родной язык. Урок 3. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка
Задачи, направленные на формирование:
— предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты): уметь определять знакомые и незнакомые слова;понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
— универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
личностные:развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Технологическая карта урока родного языка в 3 классе «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
Проект урока родного языка в 3 классе по теме «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»
Планируемые образовательные результаты/критерии успеха
Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем
Умение работать в группе по предложенному плану, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Представление о различных словах называющих и характеризующих дождь, «звуки дождя»
Цели урока: создать условия для
адекватного восприятия оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем
умения работать в группе по предложенному плану, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, «звуки дождя»
ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ
Структура урока / этапы деятельности
(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.
— Прозвенел для вас звонок?
— Уже закончился урок?
— Только начался урок?
— Значит можно садиться!
Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок.
Эмоциональное вхождение в урок
-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?
— Мы изучали прошлое и настоящее слов ПРАВДА и ЛОЖЬ? ДЕНЬ и НОЧЬ? ДРУГ и ВРАГ?
— Мы делили слова на группы «из прошлого нашего языка», «из будущего нашего языка», « из настоящего нашего языка»?
-«Русский язык: прошлое и настоящее»
3. Постановка учебной задачи.
— Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание
-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?
-Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
-Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы. (Не всегда будут трудности, придут и радости)
Выполняют гимнастику для глаз
-Слов, которые называют дождь.
Упражнение «Гимнастика для глаз» (для выделения слов, для определения темы урока)
4.Решение учебной задачи
— Разминка закончилась. Вы хорошо потрудились. Впереди нас ждет интересная работа.
— Предложите свои варианты работы на уроке.
-Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева.
-Поработаем в группах.
-Вспомните правила работы в группе.
Объединитесь в рабочие группы.
-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1) Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.
-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.
-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?
— Какие слова вам незнакомы?
-В каком словаре можно узнать лексическое значение?
-Вам необходимо подумать и установить соответствие между словом и его лексическим значением.
-Обложной: означает ― быстрый, скорый. Дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального дождя, т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.
— Окатный дождь – затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.
-Проверим по толковому словарю
-Запишем эти слова и на доске и в тетради.
-Подумайте, к какой группе (прошлое или настоящее родного языка) отнесем эти слова?
-Предлагают свои варианты заданий.
• В группе должен быть ответственный;
• Работать должен каждый на общий результат;
• Один говорит, другие слушают;
• Свое несогласие высказывай вежливо;
• Если не понял, переспроси
-Работают в группах, подчеркивают «дождевые» слова.
-обложные, спорые, окатные
-В толковом словаре
слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
— Окатный дождь – еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального (окатного) дождя, т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.
Записывают слова на доске и в тетради
Дожди: обложные, спорые, окатные.
Приём «Облака мыслей»
Портреты русских писателей К.Г.Паустовского и В.П.Астафьева (Слайд)
Памятка «Правила работы в группе»
5.Переспроси (постепенно открываются)
Раздаточный материал К.Г.Паустовский «Золотая роза» (для работы с текстом)
Документ –камера (проверка задания)
-Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать «звуки» дождя.
— Хлопаем по коленям
Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп.
Физкультминутка (возможное использование аудиозаписи «звуки» дождя)
4. Решение учебной задачи (продолжение)
— Ребята, дождь можно увидеть, а еще как можно почувствовать дождь?
-А на что похожи звуки дождя?
— Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?
-А как еще можно почувствовать дождь?
-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?
-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?
-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень.
-Определите, к какой части речи относится каждое слово.
Читает выразительно текст в учебнике подготовленный ученик.
-Со слепым человеком, который подошвой ноги пощупал крышу.
-По запаху. Потрогать.
-Чудесный, прохладный запах земли, его вытесняют запах мокрой травы.
—Крапать, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах.
-Крапинки –сущ., крапать – глагол.
— Продолжим говорить о дождевых словах. Вернемся к текстам упражнения 2 и 3.
-Найдите, как каждый автор рассказывает о том, что дождь начинается, о том, что дождь пошел быстрее.
Читают отрывки из текстов
-Константин Георгиевич Паустовский мечтал составить словарь «природных» слов. Он писал «Словарь этот будет, конечно, толковым».
-Что такое толковый словарь?
-Я предлагаю вам сделать книжку-малышку «Дождевые слова»
• Обложка (Дождевые слова)
• 1 стр. написать, какие бывают дожди,
• 2 стр. нарисовать дождь,
• 3,4.5,6 стр. написать загадки о дожде, грозе, облаках, туче и др., рисунки-отгадки.
-Толковый словарь объясняет значение слов.
Образец книжки-малышки «Дождевые слова»
Слайд или показ образца
— С каким словами сегодня познакомились?
— Какие слова из прошлого узнали?
— Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?
— С дождевыми словами.
— Обложные, спорые, окатные
-Высказывают свое мнение
10.Рефлексия учебной деятельности
— Оцените свою работу на уроке.
Покажите с помощью смайликов, как вы сегодня работали (цветовая рефлексия).
Оценивают свою работу на уроке.
Прием «Светофор» (цветовые смайлики)
-Чтобы вы нарисовали на картине «Дождь»?
-А какой дождь вы бы изобразили?
Прочитайте отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Технологическая карта по хакасскому языку на тему «Существительное»
Карточка по родному (кумыкскому) языку на тему «Существительное» (5 класс)
Карточка » Сёзлер къошуп, жумлалар эт» 5 класс
Конспект урока по родному языку (русскому) «Русский язык в Интернете», 9 класс
Презентация алтай тилле темазы «Дьымжак темдек» (1 класс)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Сыйфат дәрәҗәләре (6кл )
Доклад на тему: «Подготовка учащихся с ЗПР к прохождению ГИА-9 по русскому языку»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5406258 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому родному языку на тему «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»
Тема урока «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»
Источники, используемые при подготовке к уроку: календарно-тематическое планирование предмета «Русский родной язык» в 3 класс. Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Эмоциональный настрой на урок.
— Прозвенел для вас звонок?
— Уже закончился урок?
— Только начался урок?
— Значит можно садиться!
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?
— Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?
— На какие группы мы делили слова?
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание
Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Лексическое значение слова:
Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
О чём – нибудь падающем во множестве. Дождь бывает разный.
Однокоренные слова: дождь, дождик, дождинка, дождичек, дождище, дождевик, дождемер, дождливость, дождливый.
Синонимы: дождь, ливень, осадки, изморось, косохлест, ситничёк, проливень, дряпня.
Антонимы: дождь – засуха, ясность, солнце, вёдро (теплая ясная сухая погода).
Грибной дождь, слепой дождь, затяжной дождь, золотой дождь, кислотный дождь, метеоритный дождь, проливной дождь, пелена дождя, завеса дождя, после дождичка в четверг.
Сочетаемость слова: проливной, затяжной, холодный, косой, весенний, грибной, мерзкий, летний, монотонный, ласковый, тоскливый, утренний, теплый, грозовой, обильный, освежающий, беспросветный, унылый, долгожданный, сильный, весенний, освежающий, унылый, колючий, промозглый, метеоритный, благодатный…(дождь).
Пословица. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Предложения с этим словом.
… Наконец пошел дождь, как приятно ощущать его теплые капли. Природа заждалась. Много дней стояла жаркая погода, которая изнуряла все живое вокруг. И вот, наконец, долгожданный дождь…
Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.
( Не всегда будут трудности, придут и радости )
Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева
-Поработаем в группах
-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1) Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.
-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.
-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?
— Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?
слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
На меня и на людей!
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
6.Изучение нового материала.
-А на что похожи звуки дождя?
— Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?
пословицы и поговорки про дождь :
Мокрый дождя не боится.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик, будут и грибки.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
-А как еще модно почувствовать дождь?
-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?
-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?
-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. Не забываем правила письма.
-Определите, к какой части речи относится каждое слово.
— С каким словами сегодня познакомились?
— Какие слова из прошлого узнали?
— Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?
С каким словами сегодня познакомились?
— Какие слова из прошлого узнали?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Источники, используемые при подготовке к уроку: календарно-тематическое планирование предмета «Русский родной язык» в 3 класс. Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.
Номер материала: ДБ-839668
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по родному языку «Дождик вымочит, а красно солнце высушит»
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
«Дождевые» слова
Найди в тексте слово, обозначающее место для хранения сена
Найди в тексте слово, обозначающее место для хранения сена. Запиши в тетрадь.
Что обозначает слово крапать? Запиши в тетрадь
Обычно о дожде говорят: В. Афанасьев
Обычно о дожде говорят:
Дождь пошёл сильнее
Используя тексты, заполни таблицу.
К. Д. Паустовский мечтал оформить словарь «природных» слов
К. Д. Паустовский мечтал оформить словарь «природных» слов.
Посмотри, как это можно сделать.
Соедини стрелками по смыслу
Морось,
моросей –
долгий и затяжной дождь, во время которого небо сплошь обложено тучами.
сильный проливной дождь.
самый мелкий дождь, как через сито
косой дождь, идущий по направлению сильного ветра.
мельчайший дождь
это дождь, идущий при солнце.
Прочитай текст. Вставь подходящее по смыслу название дождя из предложенных: ливень, косохлёст, моросей
Прочитай текст. Вставь подходящее по смыслу название дождя из предложенных: ливень, косохлёст, моросей.
Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя
Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя.
Прилагательные: редкий, короткий, холодный, длинный, мельчайший, живительный, узкий, тёплый, быстрый, долгий.
Глаголы: идёт, льёт, воет, шуршит, барабанит, лежит, шумит, сверкает, моросит.
Придумай и запиши предложение про дождь, используя понравившиеся тебе прилагательные и глаголы.
Прочитай внимательно. В тексте пропущены слова весенний, летний, осенний, описывающие дожди
Прочитай внимательно. В тексте пропущены слова весенний, летний, осенний, описывающие дожди. Вставь подходящие по смыслу слова.
_________________ дождь: обложной, затяжной, беспросветный. То льёт, то моросит, то спрыскивает. Земля под ногами ползёт, набухает и чавкает.
Дождь _______________________: грозовой, обвальный, окатный. Окатит, как из брандспойта, промочит до нитки, но тут же и высохнешь на солнце и ветерке.
_____________________ солнечный дождь – всегда весёлый и долгожданный: первый после зимы!