повесть о разорении рязани батыем все персонажи
Повесть о разорении Рязани Батыем краткое содержание
«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутая пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родиныдо гибели последнего воина
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Батый – жестокий, безжалостный татарский хан, напавший и разоривший рязанскую землю.
Юрий Ингоревич – рязанский князь, который пытался защитить свое княжество.
Федор Юрьевич – сын князя Юрия Ингоревича, отважный князь с чувством собственного достоинства.
Ингварь Ингоревич – брат Юрия, отважный князь, занявший впоследствии рязанский престол.
Другие персонажи
Краткое содержание
В 1237 году на Русь пришел «безбожный царь Батый со множеством воинов татарских». Остановившись со всем своим войском на реке Воронеже неподалеку от Рязани, Батый отправил послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу. Его условия были таковы – князь сразу должен отдать десятую часть всех своих богатств, в том числе земель, людей, сокровищ.
Князь обратился за помощью к «благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому», но тот отказал. Тогда Юрий Ингоревич созвал на совет других князей, своих ближайших соседей и родственников, чтобы вместе решить, как поступить в столь сложной ситуации.
После совещания рязанский царь отправил к Батыю своего сына Федора Юрьевича с богатыми дарами и просьбой не нападать на Рязанские земли. «Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый» принял дары, лживо пообещав не нападать на Рязань, но сам не оставил своего намерения. Более того, он стал требовать у князей, чтобы те привели к нему своих дочерей и сестер в утеху. Узнав же, что у князя Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый потребовал у него привести княгиню. В ответ Федор Юрьевич лишь рассмеялся в лицо безбожному царю, который в гневе повелел «убить благоверного Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам». Были убиты и другие князья и воинские люди, что находились тут же. В живых остался лишь один из пестунов князя, которому удалось захоронить тело своего господина и принести страшную весть княгине Евпраксии. Узнав о смерти мужа, в страшном горе бросилась она «с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».
Узнав об убийстве своего любимого сына Федора Юрьевича, князь Юрий Ингоревич горько оплакивал его. Он стал собирать большое войско, призвав на помощь всех князей и предложив им «смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». В битве с вражеским войском погибло немало русских князей и простых воинов. Князь Юрий Ингоревич был тяжело ранен. Узнав об этом, Батый предложил ему лучшего лекаря в обмен на предательство. Князь отказался, и жестокий хан приказал разрубить его на куски.
Подойдя к Рязани, Батый обступил его со всех сторон. В течение пяти дней продолжалась осада – «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились». На шестой день битвы татарам удалось покорить себе город. Они убивали всех подряд, не жалея даже стариков, женщин и детей. Но самое страшное святотатство они совершили, убив в церкви княгиню Агрипину – мать великого князя, а также многих других княгинь и княжон, епископа и священников. Став свидетелем этого безбожного убийства, Батый ожесточился еще больше. Намереваясь «Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить», он отправился дальше с войском на Суздаль и на Владимир.
Тем временем брат Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич, находился в Чернигове. Узнав о нападении на Рязань, князь поспешил к брату на помощь, но прибыл они слишком поздно. Перед его глазами предстало страшное зрелище – горы трупов лежали на улицах города. Князь со своими помощниками в глубокой скорби принялся хоронить убитых – так он «очистил город, и освятил». Он отыскал тела всех князей, всех своих родственников, и с большими почестями предал их земле.
Спустя время князь Ингварь Ингоревич занял отцовский престол, «и обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал».
Заключение
Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.
После ознакомления с кратким пересказом «Повесть о разорении Рязани Батыем» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем»
В конце XIII-начале XIV века неизвестным писателем было создано произведение под названием «Повесть о разорении Рязани Батыем». Краткое содержание этого сочинения раскрывает главный замысел автора. Это творение древнерусской литературы посвящено взятию русского города монголо-татарскими войсками.
Краткий анализ произведения
В каждом произведении есть свой герой. В сказании о разорении Рязани Батыем их несколько. Все персонажи играют очень важную роль в сюжетной линии. Автор одновременно изобразил людей с разными характерами и взглядами на жизнь.
Главной темой произведения является героизм. Кроме этого, в повести тесно переплетены похвала, слава и плач русского народа. Использование такого сочетания свойственно только для фольклорных жанров, а также присуще литературным памятникам древнерусской литературы.
Трагичность происшествия подчеркивается похвалой князей Рязани. Этот момент считается самым ярким и трогательным описанием, кроме того, такое обращение говорит о словесном мастерстве автора. В тексте присутствуют устные предания о нападении Батыя. Сильно ощущается главная основа эпизода, рассказывающая читателям о Евпатии Коловрате. Многие исследователи и литераторы считают, что этот отрывок просто вставлен в текст. А также следует учесть, что рассказы о Евпатии, Федоре и его семье являются отдельными историями, из которых составлена повесть.
«Разорение Рязани ханом Батыем» — это несколько разных частей, которые связаны между собой мужеством и сплоченностью народа ради защиты своей родины. Повесть замечательна тем, что в ней присутствуют литературные достоинства, а также сочетание книжных элементов с эпическими.
Произведение, которое читатели могут наблюдать сегодня, состоит из четырех частей, представляющих отдельный сюжет. Каждый из них своеобразен, имеет фрагменты, различающиеся по жанру. Кроме этого, у каждого эпизода есть своя развязка. Объединяет все эти разделы только история. Слово о разорении Рязани Батыем имеет сведения различного происхождения, связанные одним историческим событием.
Действующие лица и план текста
Если разделить текст на части, то становится понятно, что каждая глава имеет своего основного персонажа. Для того чтобы понять полную картину всего происходящего, автор знакомит читателей сразу с несколькими лицами:
К действующим персонажам также можно отнести повествователя. Он со стороны оценивает ситуацию и выражает свое отношение к героям. Кроме этого, он высказывает свое мнение, использует эмоциональные реплики и восклицания. Такое выражение чувств придает тексту определенное восклицание.
Для того чтобы лучше понять главную мысль повествования, текст нужно разбить на смысловые подзаголовки. В каждом из них содержится основная информация и главные действия повести, например:
Подробный план произведения поможет раскрыть основной замысел писателя. Кроме того, подобное разделение может пригодиться для подготовки к пересказу или написанию изложения на уроке русской литературы.
Сюжетная линия
Рассказчик начинает свою историю с 1237 года. В этот период жестокий правитель татар хан Батый прибыл со своим войском на русские земли, поселился на берегу реки Воронеж вблизи Рязани. После он отправил посла к князю Юрию Ингваревичу с сообщением о том, чтобы русский правитель сразу отдал ему десятую часть своих богатств.
После этой новости князь попросил помощи у Георгия Всеволодовича Владимирского. Но тот отказал, и тогда Юрий Ингваревич собрал совет из родственников и князей для того, чтобы мирно разрешить сложившуюся ситуацию.
После проведенного совещания рязанский князь отправил своего сына с дарами к Батыю, а также с просьбой не нападать. Лживый и лицемерный татарский хан пообещал не развязывать войну, но в душе он не намерен был отступать от своих задумок. Кроме этого, он попросил Федора привести к нему на потеху сестер и жен.
После того как Батый разузнал, что у молодого князя Федора молодая жена он приказал, чтобы ее привели, но сын Юрия Ингваревича лишь громко рассмеялся.
Жестокая расправа
Когда князь Юрий Ингваревич узнал о смерти своего любимого сына, он долго горевал и оплакивал его. После он решил собрать армию, в этом ему помогали другие князья. В битве с врагом погибло очень много солдат, а рязанский князь был тяжело ранен. Батый решил договориться с князем Юрием Ингваревичем и предложил ему лекаря взамен на богатства, которые есть у русского правителя. Но мужчина был непреклонен и отказал татарскому правителю. Тогда Батый отдал приказ разрубить его на части.
Подойдя к Рязани, татарское войско обступило город с разных сторон. На протяжении пяти дней продолжалась осада, и только потом войско Батыя смогло проникнуть внутрь. Эти жестокие люди убивали всех, не щадили никого. В церкви они убили княгиню Агрипину — мать князя Юрия. Кроме того, Батый лишил жизни всех священников и епископа. У правителя татар была цель захватить русскую землю и искоренить все церкви. Когда он заполучил свое, то сразу же направился на Суздаль и Владимир.
Возрождение города
В это время брат Юрия Ингварь Ингваревич находился в Чернигове. Как только он узнал о страшном нападении на Рязань, поспешил вернуться домой и помочь князю одолеть врага. Но он вернулся слишком поздно, перед его глазами разворачивалась страшная картина. Вокруг лежало много трупов, все было залито кровью. Князь со своими верными помощниками принялись хоронить людей.
Ингварь Ингваревич занял трон и стал новым князем Рязани. Мужчина освятил город, построил новые церкви и всячески помогал простым людям.
Смысл этой повести заключается в том, что Россия бессмертна. Кто бы ни нападал на русские земли, она будет продолжать свое существование, несмотря ни на что. Об этом написано множество великих произведений.
Повесть о разорении Рязани Батыем краткое содержание
О чем это произведение?
Важные вопросы затрагивает «Повесть о разорении Рязани Батыем». Краткое содержание ее мы изложим, предварительно сказав несколько слов о смысле этого произведения. Неизвестный автор смог одновременно показать и те печальные и губительные последствия, к которым приводит раздробленность Руси, и доблесть простых воинов и князей, неустрашимость русских солдат перед лицом смерти. Главным мотивом этого произведения является именно прославление доблести и храбрости защитников Рязани, смело противостоявших врагу. Все эти темы являются традиционными для своего времени. Литература Древней Руси не очень богата в идейном отношении. Однако она ценна тем, что в ней прекрасно отразилась эпоха. Литература Древней Руси знакомит нас с мировоззрением наших далеких предков, поднимает вопросы, которые были наиболее актуальны в то время. Этим она и интересна. Простые исторические факты не могут передать дух времени, это по силам лишь литературе.
Автор говорит о подвиге, совершенном Евпатием Коловратом. С небольшим отрядом воинов он решился выступить против бесчисленного войска татар. Однако, несмотря на явный недостаток численности дружины, Евпатию удалось главное — посеять страх в среде неприятеля. Даже Батый был поражен отваге русских, не боящихся смерти. Они не покидали поле битвы до самого конца. Русские воины предпочитали умереть свободными, нежели оказаться в рабстве у Батыя. Вот о чем рассказывает автор, написавший «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Краткое содержание: начало повести
Итак, в 6745 году от сотворения мира (от Рождества Христова — в 1237-м), спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый. Заметим, что произведение было написано с опорой на исторические факты. Древнерусский автор описал то, что имело место в действительности. Произведение относится к категории «историческая литература». Автор воссоздает облик и события прошлого. Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно.
Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля.
Князь сразу же направил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом управлял Георгий Всеволодович. Однако тот не откликнулся на зов. Тогда Юрий Ингваревич созвал совет. Он пригласил на него своих братьев, а также других князей. На совете следовало решить, как смягчить дарами Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли.
Каждый сам за себя
Репродукция рисунка «Хан Батый» на китайской вазе работы неизвестного мастера. Музей истории и реконструкции Москвы. Фото: РИА Новости
Обсуждение возможных совместных действий между князьями шло вяло. Те, чьи владения располагались дальше от степей, рассчитывали, что, как и раньше, опасность до них не дойдет.
Федор не покоряется Батыю
Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода. Кроме того, она прекраснее всех остальных женщин города.
Основные персонажи повести
Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу
О трагических событиях рассказывает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем». Герои повести всеми силами пытались бороться с врагом. Юрий Ингваревич, рязанский князь (отец Федора), узнав о том, что случилось с его сыном, долгое время горевал вместе со своей супругой и родными. О смерти Федора скорбел весь город. Юрий Ингваревич решил отомстить врагам. Он собрал войско. Прежде всего Юрий обратился к Богу с молитвой. Он попросил его помощи в истреблении врагов. После этого князь обратился к своим воинам. Он сказал им о том, что они приняли из Господних рук благое, поэтому стоит потерпеть и злое. Лучше добыть себе вечную славу смертью, чем быть во власти поганых. Юрий Ингваревич сказал, что готов выпить смертную чашу раньше всех за христианскую веру, за Божии церкви и за отчизну Ингваря Святославича, великого князя.
Рязанский князь отправился в церковь и молился здесь Николаю Чудотворцу, а также Борису и Глебу, родственником которых являлся. Затем он попрощался со своей супругой и принял от священников благословение. Князь отправился в поход против отрядов Батыя.
«Убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка»
Жестокость армии Батыя — не выдумка. Археологи, проводя раскопки на том месте, где раньше была Рязань, находили подтверждение летописным сообщениям о массовых расправах: «Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием… Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет женщины, которая была беременна, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук».
Князь Юрий Игоревич разделил судьбу своего народа — он погиб во время штурма.
По приказу Батыя ограбленный и опустошенный город был сожжен.
Рязанцы, которых не было в городе в момент его гибели, возвратились на пепелище, чтобы отдать последнюю дань уважения погибшим. О гробах и одиночных могилах речь не шла — трупов было столько, что хоронили их в огромных братских могилах, похожих на котлованы.
Битва Юрия Ингваревича с Батыем
Битва произошла у рязанских границ. Она была беспощадной и долгой. Пало множество татарских воинов, и Батый испугался.
Однако войско его значительно превосходило по численности дружину рязанского князя. Неизвестный автор отмечает, что велики и непреоборимы были батыевы силы. Настолько, что одному рязанцу приходилось биться с тысячей врагов, а двум — с десятью тысячами. В этом бою погибли и рязанский князь, и его братья, и множество других воинов, воевод и князей. Однако не только об этом «Повесть о разорении Рязани Батыем». Автор пишет, что ни один из русских воинов не убоялся смерти, не повернул назад — вот что важно. А нашествие Батыя произошло за грехи людские по воле Бога.
Олега Ингваревича, одного из братьев князя, захватили татары живым в плен. Он был жестоко изранен. Сначала Батый хотел спасти Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав при этом хана врагом христианства и безбожником. Батый был в ярости. Он приказал изрубить на куски Олега Ингваревича.
Как пала Рязань
Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Он осадил город. Битва продолжалась в течение пяти дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. Рано утром, в шесть часов, отряды Батыя пошли на город со стенобитными орудиями, с огнями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань.
Батый отправляется дальше со своими войсками. Он идет на Владимир и Суздаль, хочет завоевать все государство русское, разрушить церкви и полностью искоренить христианскую веру.
Горожане держались пять дней
Во время нашествия Батыя именно оборона городов наносила максимальный ущерб кочевникам. Однако в распоряжении хана были позаимствованные в Китае стенобитные машины, которые и решали исход подобных сражений.
16 декабря 1237 года начался штурм Рязани. Княжеская дружина понесла тяжелые потери в битве на реке Воронеж, и профессиональных воинов в городе оставалось мало. Но на защиту Рязани поднялись мирные жители от мала до велика.
Пять дней рязанцы стояли насмерть, множа потери нападавших. Но к Батыю подходили все новые отряды, ранее посланные на захваты других городов княжества. Защитникам Рязани же помощи ждать было неоткуда.
В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года Батый отдал приказ начать решающий штурм. В дело были пущены тараны и катапульты. Проломив стену, монголы ворвались внутрь.
На улицах города развернулись яростные рукопашные схватки. Рязанцы, зная о жестокости монголов, на их милость не надеялись, стараясь отдать свои жизни подороже.
Кто с мечом к нам придет… Русские всегда были непобедимы?
Храбрая дружина Евпатия Коловрата
Восстановление Рязани
Приближается к финалу «Повесть о разорении Рязани Батыем». Главная мысль произведения, как вы уже поняли, — прославление доблести русских воинов.
Ингварь Ингваревич оплакивает своих родственников, мать и братьев. Он приказывает отыскать трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями он хоронит жену и сына Федора. Ингварь Ингваревич теперь рязанский князь. Он обновляет город: заново строит монастыри, церкви, собирает людей. «Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой вы только что прочитали, заканчивается тем, что христианам стала радость, так как Бог избавил их от безбожного Батыя.
Анализ повести
По мнению большинства ученых, «Повесть о разорении Батыем» была написана в XIII—XIV вв. Композиционно она состоит из 4 частей и имеет следующий план:
Каждая часть произведения имеет своего главного героя.
Это следующие персонажи:
Взятие Рязани
Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.
Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.
Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия выбросилась из окна вместе с маленьким сыном Иваном. Олег Ингваревич оплакал сына и выступил с войском против татар.
Русские воины были крепкими и отважными, но они не смогли одолеть огромную вражескую силу. Все войско, «удальцы и резвецы рязанские», полегли на поле боя, никто не повернул назад. Рязанский князь и его братья погибли, лишь один его родственник Олег Красный попал в плен, так как был тяжело ранен. Батый предложил ему принять свою веру и присоединиться к татарскому войску, пообещав вылечить его. Но Олег лишь посмеялся в ответ и тогда хан приказал рассечь отважного воина на куски.
Татары сожгли Рязань и убили всех его жителей. Они ворвались в церковь, где укрылась мать князя княгиня Агриппина со снохами и родственниками, вырезали всех вместе со священниками и разорили храм. Затем вражеское войско двинулось на Суздаль и Владимир.
Битва Евпатия Коловрата
Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услыхав о захвате княжества, он с небольшой дружиной приехал на рязанскую землю. Увидев опустошение и разорение, убитых князей и горожан, он собрал дружину в 1700 человек и помчался вслед за врагами, нагнал татар и неожиданно напал на их станы.
В это время Ингварь Ингваревич, брат убитого князя, был в Чернигове. Услышав о нападении на Рязанское княжество, он поспешил на помощь, но было уже слишком поздно. Он увидел разоренный город, горы трупов на улице, убитых братьев и мать. Ингварь Ингваревич горько оплакал мертвых и велел их похоронить. Всех князей и родственников он с почетом предал земле. К после этого Ингварь Ингваревич занял Рязанский престол, собрал людей и заново отстроил город.
Литературный памятник показывает, как важно единение перед лицом общего врага. В нем также прослеживаются мотивы раздоров и преступлений:
Рассказывая о гибели князей Федора Юрьевича и Олега Красного, автор сравнивает их со святыми страстотерпцами. Таким образом он переносит ореол святости на всех князей.
Историческое подтверждение
Рязанское княжество первым подверглось нападению татаро-монгольских орд. Его столица, один из красивейших городов Руси, была безвозвратно разрушена врагами. По приказу Батыя ее разграбили и сожгли. Археологические раскопки подтверждают события, описанные в повести. На месте древней Рязани были найдены захоронения со следами расправ: пленникам рубили головы, кисти рук, проламывали черепа. Был обнаружен скелет беременной женщины, а также мужчины, прижимающего к себе ребенка.
Рязанцы, которых не было во время разрушения города, вернулись домой и похоронили умерших. Мертвых было столько, что об одиночных могилах не было и речи. Людей хоронили в братских могилах, похожих на котлованы. Разрушенный город восстанавливать не стали. Современная Рязань — это бывший Переславль-Рязанский, куда новый князь перенес столицу. Его переименовали лишь через 100 лет.