повесть о зое и шуре история создания

Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Повесть о Зое

С чего начинается Родина?

Хроники Второй Мировой Войны всегда привлекали мое внимание. На удивление подвиг Зои Космодемьянской остался мной пропущен. Проблемы в образовании и развитии, решаю на ходу, самостоятельно расширяя с возрастом кругозор.

Мне, живущему в двадцать первом веке, незнающему на пути своем ни войны, ни нужды, сложно представить себя идущим на подвиг ради государства. Трудно понять и склад ума советского человека, ощутить дух товарищества.
Я человек современный, предпочитаю идти вперед. Живу настоящим, заглядываю в будущее, но не забываю: опыт прошлых поколений важен в достижении новых вершин. Передо мной стал вопрос: “Понять суть подвига и стремление юной девушки к самопожертвованию. Откуда взялась смелость перед лицом смерти и преданность Родине?”. Разобраться мне помогла книга Любови Тимофеевны Космодемьянской “Повесть о Зое и Шуре”.

Взятая в свободном доступе, книга стала частым гостем на экране моего монитора, и пусть, я не потрудился найти печатное издание. Знаю точно, в электронных символах столько же правды, что и в печатных.

Любовь Космодемьянская начинает книгу с описания своей юности в селе Осиновые Гаи. Будучи учителем русского языка и литературы, автор пишет коротко и ясно, но не всегда по делу. Прежде, чем книга начнет набирать обороты, читателям предстоит затянутое начало, с подробным, а иногда излишним жизнеописанием главных героев. Со структурной составляющей, автор, по-моему мнению, допускает ошибку, выводя на первый план достоверность, пренебрегая динамичным построением сюжета.

Зоя и Шура не ругаются, они защищают и поддерживают друг друга. Шура терпелив к нравоучениям сестры, понимая: она желает ему лучшего. Мама поддерживает детей, а Зоя своим жизнелюбием, не дает Любови Тимофеевне опустить руки, после потери мужа.

В поисках информации о Космодемьянской, я прочитал много однотипных интернет-статей. Некоторые из них ставили под сомнение логику действий героини, называя ее душевнобольной. Материалы основывались на лечении Зои от менингита, мол, именно тогда, Космодемьянская лишилась здравого смысла. Девушка, действительно, проходила реабилитацию в одной из московских клиник, но ни документов, ни свидетельств странного поведения Зои не сохранилось.

Шумиха возле героев всегда привлекает желающих прославится. Но и их точку зрения, я не спешу отбрасывать, поскольку еще недостаточно хорошо знаю Зою. Каждый имеет право на мнение. У каждого своя история о Космодемьянских.

Радует, что имя Зои до сих пор на слуху. Молодое поколение не сразу, но узнает о геройском поступке. И мне кажется, я мог узнать о ней раньше, но упустил. Может видел ее лицо на конвертах и марках Почты России, и не придавал значения.

Очерк Лидова “Таня” дошел в первозданном варианте и до наших дней. Лидов, вдохновленный юной комсомолкой, по окончанию войны планировал написать книгу о Космодемьянской, но незадолго до победы вражеская пуля оборвала его жизнь. До самого последнего дня, он передавал заметки с места боевых событий, освещая жизнь и подвиги бойцов Красной Армии.

Книга Любови Тимофеевны одна из многих, о жизни и борьбе юной Зои. Современные авторы посвятили истории Космодемьянских немало страниц. Я рассматривал “Повесть о Зое и Шуре” как первоисточник, поэтому книга подошла мне лучше всего и именно ее, я выбрал для литературной критики. Далее, я также буду упоминать и приводить в пример фильм “Зоя” снятый в 1944 году, поскольку его форма повествования позволила мне понять изменения в характере девушки и лучше ее изучить.

Повесть долго стоит на месте, и иногда хочется отложить книгу в сторону. Большинство глав не меняют и не раскрывают героев, а в документальном повествовании переносят нас в рядовые события середины тридцатых годов. Можно узнать не только о советском строе, но и о мыслях советских людей. Вселенная повествования раскрыта в книге подробно и предоставляет возможность отследить настроения довоенного времени.

Зоя стремилась изменить мир вокруг себя. Необходимость быть полезной и нужной давала редкие минуты отдыха. Упорство и тяга к знаниям позволяли ей расти и развиваться. В юности она читала книги, о которых ее сверстники даже не слышали. Выписывала в дневник слова трогающие душу.

Лично для меня, выбор книги, процесс занимательный. Мое мнение, что до каждой книги нужно вырасти и на определенном жизненном отрезке она сама найдет тебя. Думаю, не стоит бросаться на бестселлеры и жадно их читать, а гармонировать с собой со своими потребностями, от которых зависит результат внутреннего развития.

Брат Шура тянулся к сестре. И хоть он легкомысленно носился по улицам с детворой; успевал и рисовать, и на отлично сдавать школьные задания.

Космодемьянскую не всегда понимали. В повести поверхностно описаны конфликты с одноклассниками. После одного из них, часть класса отвернулась от Зои, отказавшись идти на занятия с безграмотными. Зоя заболела. Долгое время стоял вопрос о жизни девушки. Менингит отразился на здоровье Космодемьянской не лучшим образом. Уж слишком тяжело она переживала ссору со школьными товарищами. Я могу отметить, что сила действия равна силе противодействия, насколько Зоя хотела помочь нуждающимся, настолько она сильно заболела, когда ее поражение было воспринято близко к сердцу.

Девушка нашла в себе силы, стойко переносила уколы. И ни разу не жаловалась на боль или плохое самочувствие. При первой возможности она взялась за книги, подружилась со всеми в палате и даже помогала медицинскому персоналу.

По возвращении в класс, коллектив отнесся к ней приветливо и даже бережно. Однако, взгляд ее стал глубокий, замкнутый в себя. Шура, наоборот, ладил с каждым, а вот Зое стало труднее находить подруг по интересу. Те кто был рядом, быстро остывал, не всегда успевая за порывами Космодемьянской. Она хотела успеть все. И в свои юные годы смотрела на мир взрослыми глазами. Зоя наставляла маму и брата, показывая своим примером ориентир на правильные поступки и цели.

В книге не найти момент, где Зоя следует корыстным интересам. Она жила скромно, довольствуясь малым, донашивала за матерью вещи, но не одежда красила Зою, а открытая ко всем душа.

Про любовные привязанности девушки в книге не написано, да и в фильме “Зоя” 1944 года, показана только дружба. Отказ героини от женских ценностей делает ее персонаж более глубоким и преданным делу.

Из сильных сторон повести меня поразила трансформация Шуры из “художника-творца” в “воина”. К сожалению, в фильме эту линию обошли стороной, а вот в книге она описана хорошо, хоть и скрывается под документальными заметками.

Внутри меня борется противоречие. Сравнивая мое поколение с поколением юных комсомольцев, я вижу два разных общества, разные ценности и цели.

Молодые люди веселились распевая на улице патриотические песни. Вместе переживали за судьбу ледокола “Челюскин”, а история про летчика Чкалова останется в моей памяти как образец советской мысли и ценностей.

Во время плавания на палубе «Нормандии» произошел разговор между Валерием Павловичем и одним американским дельцом.

— В чем выражается ваше богатство?

— У меня 170 миллионов.

— Нет. 170 миллионов человек, которые работают на меня так же, как я работаю на них.

Чкалов со свойственным ему умом и находчивостью воспользовался случаем показать моральное и культурное превосходство советского человека над человеком буржуазного мира.[1]

Школьная библиотека стала для Космодемьянской настоящей сокровищницей. По фильму “Зоя”, она дружит с одним из учителей, заведующих библиотекой. Учитель становится наставником Зои, рассказывая про ужасные события происходящие в Германии. Люди выносят на площади городов классические произведения мировой литературы и сжигают. Космодемьянская негодует, такой поступок для нее хуже преступления. В книге, есть подобная линия сюжета, и выражена она достойно. После первых авиаударов по Москве, Зоя приходит к школе: окна выбиты, двери сорваны с петель, а на земле разбросаны книги. Ветер гоняет по воздуху обрывки страниц.

“. торжествующе прозвучал голос Зои. Она протянула мне раскрытый томик Пушкина.

Быстрым движением она смахнула пыль со строк, и я прочла:

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Вселенная повествования “Повести о Зое и Шуре” бережно подводит читателя к предстоящим событиям: тут и сравнение Зои с образом Татьяны Соломахи и бурное обсуждение войны в Испании, нагоняют призрак грядущих событий.

В книге первоочередным стоит конфлик Зои с немцами. Девушка храбро защищает земли и свободу своей Родины. Свободу родных и товарищей. Конфликт так и остается единственным, внутренние противоречия, иногда упоминаются автором, но персонаж остается скорее девушкой с агитационного плаката, нежели живым человеком.

Шура вызвался на фронт, но в силу возраста, школьника отправляют укреплять тылы. К тому моменту, он отлично владел кистью, и многие его картины стали более осмысленными, чем раньше. Ему бы еще расти и рисовать, но так случилось, что под новые условия необходимо адаптироваться.

Зоя не оставалась в стороне, она помогала фронтовикам: шила вещмешки, приделывала нашивки на форму. Находясь вдали от баталий, Космодемьянская чувствует себя несчастной, не в состоянии помочь своим землякам. Вселенная повествования меняется: из радостной глазу Москвы, солнечной и безмятежной, город застилает серая пелена войны и смятения.

Через несколько месяцев, Зоя отправляется на трудовой фронт, где помогает собирать провиант для ведущих боевые действия. Космодемьянская отвечает за сбор картофеля. И тут из письма матери мельком описывается конфликт с товарищами. Зоя собирала все плоды, выкапывая из земли клубни картофеля, а остальные проходили по кустам, набирали норму и отправлялись на отдых. Зоя не смогла промолчать и поссорилась с группой. Вскоре Космодемьянская вернулась домой.

С точки зрения на изменения персонажа и деталей повествования, следующие события мои самые любимые.

Зоя приходит к матери подстриженная коротко. Ее красивых волос больше нет. Она сжигает свой последний дневник и объявляет матери об уходе на фронт. В книге скромно описан отказ от женских ценностей, а вот в фильме, зритель понимает, что Зою уже не остановить, она пойдет до конца.

Попасть в диверсанты удается не сразу. Ей даже приходится провести ночь у дверей комиссии, чтобы доказать свое желание отправится на фронт.

Художественный фильм “Зоя” Лео Арнштама, снятый в 1944 году на киностудии “Союздетфильм” смотриться на одном дыхании, однако, единственное, что мне не понравилось, в фильм не поместили линию брата Шуры, насколько я помню, он даже не упоминается. Зоя представлена во всей красе, понятны ее цели, мотивации и изменения. К классике кино фильм не относится и современному зрителю требуется новое прочтение истории Космодемьянских.

Отклонившись от темы литературной критики, я начал искать не только фильмы и книги, а также газетные вырезки и архивные документы с упоминанием имени Космодемьянских. Тема меня затронула, и чтобы в ней разобраться, нужно полностью использовать информацию предоставленную в свободном доступе.

Двигаться в этой статье, я все же продолжаю основываясь на событиях книги “Повесть о Зои и Шуре” и кинофильма “Зоя”(хотя он не относится к теме литературной критики). Взгляд со стороны современников Космодемьянской, я считаю наиболее верным и правдивым.

Любовь Тимофеевна, уважаемая женщина далеко за пределами Советского Союза. Письма на ее адрес приходят с разных уголков мира: от Новой Зеландии до Великобритании, люди выражают благодарность за подвиг юной девушки. Британское издание BBC сравнивает Космодемьянскую с Жанной Д`Арк. И правда, истории их схожи, только имя француженки чаще на слуху.

Как я уже упоминал, сюжетная линия Шуры мне больше по нраву. Трансформация из “художника” в “воина”, интереснее перевоплощения Зои, которая осознает, что в своей борьбе она не одна и ее дело обязательно продолжат. А когда-то ей казалась, что только она сама способна изменить происходящее.

После прочтения книги и просмотра фильма, я хорошо изучил Космодемьянскую, и для меня, отпадает вариант с неадекватностью действий девушки из-за перенесенной болезни. Человек с самого первого дня своей жизни воспитывал в себе те качества, которые позволили ему не сдаться под натиском врага.

Зоя оказалась в школе диверсантов, где обучалась различным тактикам ведения боя, минированию снарядов. В повести нет как таковой фигуры учителя, роль наставника берут на себя книги, которые учат Космодемьянскую высшим идеалам. Характер Зои проявился и на фронте, она возглавила подготовительную группу из семи или восьми девушек, став старшей. Раздавала всем приказы, но бунтующих не оказалось, все старались ради общей цели.

В повести, пребывание Зои на фронте описывается из писем, которые получала Любовь Тимофеевна. Космодемьянская успевает выполнить первое задание: подорвать грузовые немецкие машины. Она описывает страх и трепет перед врагом, а потом появляется кураж и уверенность в своих силах. Любой риск не напрасен!

Дополнить характер Зои помогает опубликованное в книге письмо сослуживицы. В послании описываются последние дни Зои перед пленом: она делилась последним куском хлеба, была стойкой к нужде и верной своим ценностям.

Отряд Космодемьянской был отправлен в Подмосковье с целью совершить ряд диверсионных действий в отношении немцев, базировавшихся в русских деревнях.

Прибыв на место, группа Зои попала в засаду. Уцелели немногие. Космодемьянская оказалась вместе с двумя бойцами. На первый день она самостоятельно пробралась в близлежащую деревню и подожгла конюшню и два дома. Как после окажется никто из немцев не погиб, но был устранен важный узел связи германских военных. Зоя вернулась к товарищам, но уже к вечеру решилась идти второй раз.

Этот момент в повести меня удивил. Зоя, оказавшись у врага, сожгла конюшню с лошадьми. Девушка, любящая мир, любящая все живое и помогающая слабым. Понимаю, что она на задании, и к моменту войны сильно изменилась, но мне показался этот эпизод странным.

Немцы использовали русское население деревни в качестве патруля от диверсантов и поджигателей. Именно один из таких патрулей, застал Космодемьянову врасплох.

Зоя смиренно приняла свою судьбу и это лучшее, что мог сделать человек на ее месте. Немцы смотрели на диверсантку как на животное. Окружили и начали избивать. В один момент в хате, где держали девушку собралось около сорока немецких солдат.

Космодемьянскую подвели к переводчику. На ломаном русском, он пытается выведать у девушки информацию, но Зоя молчит. Ее бьют палками, заливают керосином. Не давая спать, поджигательницу выводят каждые двадцать минут на мороз. Но она не сломалась, терпела боль.

К утру на площади сооружают виселицу. Из домов выгоняют русских, смотреть как немецкие силы превосходят советских людей. Обессиленную девушку несут к петле.

Хозяйки сожженных Зоей домов бьют девушку палками. Позже этих “личностей” расстреляют за измену Родине.

Немецкий фотограф суетливо щелкает затвором “Кодака” снимая происходящее на фотопленку, в это время Зоя из последних сил произносит речь, вошедшую в учебники истории.

Уже потом Петр Лидов встретиться с очевидцами событий и напишет очерк, благодаря которому мы узнали о подвиге. Ее мать долго будет стоять над телом дочери, пытаясь понять, что делать дальше и как дальше жить.

Зоя погибла, но ее дело довели до конца. Узнав о смерти сестры, Шура отправился в танковое училище, где получил обучение военному делу, став со временем одним из лучших выпускников.

После смерти Зои события книги продолжаются, доводя до конца две сюжетных линии: Любови Тимофеевны и Шуры.

В танковом училище у Шуры дела идут не так гладко, как хотелось бы. Но благодаря упорству, он доказывает пригодность Красной Армии. Ему доверяют боевую машину. Шура на передовой фронта отгоняет врага, освобождает земли. Его главным стремлением становится месть за сестру.

Любовь Тимофеевна Космодемьянская тоже не сидит на месте, она активно помогает в тылу: выступает перед молодежью и трудовыми бригадами, рассказывает о подвиге дочери. И ярким воспоминаем, она описывает встречу уже после войны: люди из разных стран мира, разного цвета кожи, на разных языках благодарят за мужество и отвагу Любови Тимофеевны и ее детей.

Шура со своей танковой бригадой воюет на территории Европы; благодарные жители, хлебом и солью встречают освободителей. В одном из последних сражений войны Космодемьянский ценой жизни спасает свои экипажи от верной смерти, получив ранения несовместимые с жизнью, Шура погибает.

Тяжелый момент произведения. На глаза накатываются слезы. Мать потеряла своих детей. Они отдали свои жизни за освобождение Родины, за свободу. Бесценный поступок.

Поставив себя на место Зои я принял ее ценности и стремления. Будь в ее время, на ее месте, без сомнения повторил бы подвиг. Сейчас время мое мирное и вряд ли я готов решиться на подобное.

Что важно для меня, я узнал о довоенном Советском Союзе, о настроении людей, об их мыслях и увлечениях. Век технологий сильно изменил вектор развития жизни, но важно оставаться человечными и поддерживать друг друга не только через современные девайсы, но и лично оказывая поддержку.

Книга несет в себе культурную ценность и наследие. Кто не читал, советую ознакомится, хотя бы для общего просвещения.

Белый снег слепит мне глаза, я протаптываю дорожку и иду вперед. Я могу мечтать, стремиться к своим мечтам и достигать их. А герои, которых с нами больше нет, навсегда остануться в моем сердце, ведь их подвиги сделали мирным небо над нашими головами.

Источник

Зоя Космодемьянская – оболганная героиня

29 ноября 77 лет назад в деревне Петрищево Верейского района Московской области была изуверски замучена гитлеровцами и повешена Зоя Космодемьянская

Зоя Космодемьянская стала первой женщиной в СССР, удостоившейся звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Ее личность, как и то, что она совершила, из года в год подвергается критике. Оскорбления и ушаты грязи льются нескончаемыми потоками в стремлении исказить нашу историю, подменить понятия, очернить символы борьбы с фашизмом и сделать из настоящих героев антигероев. В этой связи очень важно понять, в какой момент и почему подвиг Зои стал ставиться под сомнение?

Впервые о том, что произошло 29 ноября в Петрищево, страна узнала из очерка корреспондента газеты «Правда» Петра Лидова, опубликованном 27 января 1942 года. В материале под заголовком «Таня» журналист рассказал о том, как в одной подмосковной деревне при поджоге дома была схвачена немцами молодая партизанка, назвавшаяся Таней. Под страшными пытками она не выдала своих товарищей. И перед лицом смерти, на виселице, была полна мужества и презрения к врагу.

Петра Лидова после распада СССР неоднократно обвиняли в надуманности истории и лишней героизации юной партизанки. Мол, «все на самом деле было не так, статья была заказом руководства страны, и повешена немцами была вовсе не Космодемьянская».

повесть о зое и шуре история создания. Смотреть фото повесть о зое и шуре история создания. Смотреть картинку повесть о зое и шуре история создания. Картинка про повесть о зое и шуре история создания. Фото повесть о зое и шуре история созданияФото: www.globallookpress.com

Несомненно, в те сложные дни, когда немцы стояли под Москвой, нужны были примеры самоотверженности и героизма. Но Лидов тогда совсем не собирался писать о смерти юной партизанки. Эту историю он узнал совершенно случайно от одного старика, когда приехал по заданию редакции в освобожденный от немцев Можайск. Крестьянин рассказал журналисту, что оккупация застала его в деревне Петрищево, где он стал свидетелем казни девушки-москвички.

Чтобы разобраться в услышанной истории, потрясенный журналист решил тут же отправиться в Петрищево. Он пешком прошел пять километров по заснеженным проселочным дорогам. Местные жители в деталях описали, каким издевательствам подверглась девушка перед казнью. Ее зверски избивали, раздетую таскали по деревне в лютый мороз. В уже мертвое тело фашисты с остервенением втыкали штыки, прилюдно вырезали грудь.

Лидов переговорил со всеми жителями деревни и выяснил, что немцы готовились к встрече с партизанкой.

Журналист смог также побеседовать с партизаном, знавшим Космодемьянскую лично. Тот подтвердил, что на снимке запечатлена именно Зоя. Однако окончательные выводы было делать рано. После публикации очерка о казни девушки в редакцию газеты посыпались письма от людей, утверждавших, что на фото именно их погибшая дочь, сестра, внучка, подруга. Чтобы поставить в этом деле точку, было решено провести в конце зимы 1942 года эксгумацию тела девушки для дальнейшего опознания.

В Петрищево в числе других претендующих на родство с героиней приехали брат Космодемьянской, ее мама Любовь Тимофеевна, командир разведотряда и подруга Зои Клавдия Милорадова, оставившая воспоминания о том дне в своем дневнике. По ее словам, Зою опознали сразу. Тело из-за сильных морозов и низких температур не разложилось, что удивило многих. Лицо усопшей было спокойным.

Милорадова описала, как Любовь Тимофеевна опустилась на колени перед мертвой дочерью и в мгновение поседела. Это горе 42-летняя женщина, которую Зоя называла в разговоре с друзьями «матерью-старушкой», пронесла через всю свою жизнь.

повесть о зое и шуре история создания. Смотреть фото повесть о зое и шуре история создания. Смотреть картинку повесть о зое и шуре история создания. Картинка про повесть о зое и шуре история создания. Фото повесть о зое и шуре история созданияФото: Строков Михаил / ТАСС

В своей книге «Повесть о Зое и Шуре» Любовь Тимофеевна писала:

С того часа, как я узнала о гибели моей девочки, я всегда, днем и ночью, неотступно мучилась одним: о чем думала она, когда шла в свой последний, страшный путь? Что чувствовала? О чем вспоминала? Бессильная тоска охватывала меня: я не была с нею тогда, когда была ей, должно быть, всего нужнее; я не могла облегчить ей последние минуты ни словом, ни взглядом.

Воспетый Петром Лидовым образ Зои Космодемьянской тогда действительно повлиял на моральное состояние армии, вдохновил многих на реальные подвиги, на мужественное сопротивление гитлеровцам. За Зою обещали отомстить, ее имя писали на танках, самолетах, с ее фотографией шли в бой. Она стала символом борьбы и примером несгибаемого мужества. Космодемьянскую ставили в пример не одному поколению школьников, ей воздвигали памятники, называли ее именем улицы и школы.

Но в 1990-е все перевернулось с ног на голову. Вдруг стали всплывать факты, которые якобы скрывались и замалчивались, стали появляться люди с «липовыми» дипломами историков и журналистов, ставившие под сомнение личность Зои Космодемьянской и ее подвиг. Это стало основой для создания мифов и дегероизации нашей истории.

По одной из версий, Зоя Космодемьянская страдала шизофренией. Но тогда странно, что советская разведка взяла на службу для выполнения важных заданий психически неуравновешенного человека.

По воспоминаниям подруги Космодемьянской Клавдии Милорадовой, Зою сперва не хотели принимать в диверсионную группу, но исключительно из-за яркой внешности: «высокая, смуглая, с выразительными темно-серыми глазами и длинными ресницами».

Однако, как следует из показаний гражданки Кулик, в доме которой накануне казни пытали Зою, девушка была удивлена, что в деревне остались жители, и была убеждена, что все ушли.

Историк Петр Мультатули считает, что Космодемьянская самоотверженно выполняла приказ высшего командования, и обвинять ее сейчас в поджоге домов глупо и нелепо.

Но главный вопрос, ставивший под сомнение подвиг Зои и озвученный в 1990-х недругами России, будоражит многих и по сей день.

повесть о зое и шуре история создания. Смотреть фото повесть о зое и шуре история создания. Смотреть картинку повесть о зое и шуре история создания. Картинка про повесть о зое и шуре история создания. Фото повесть о зое и шуре история созданияФото: Андрей Махонин/ТАСС

Разделяет эту точку зрения и главный редактор журнала «Скепсис», доцент МГППУ Сергей Соловьев.

Это чисто идеологический момент, связанный просто с тем, что определенная часть публики, получив идеологический заказ, этот заказ отрабатывала. Обстоятельства этого подвига хорошо известны, задокументированы. Опубликованы следственные материалы, в том числе следствий, проводимых над людьми, кто принимал участие в выдаче и казни Космодемьянской. В частности, разговор о том, что ее выдали крестьяне, — вранье. Ее выдал староста. То есть человек, находившийся в составе немецкой администрации. Получил он, по-моему, то ли одну, то ли две бутылки водки за этот «подвиг». И крестьяне, которые наблюдали за казнью, что тоже зафиксировано в разных источниках, Зое Космодемьянской сочувствовали. Вот эти попытки доказать, что она жгла крестьянские избы, — опять-таки, тоже ерунда, не подтверждаемая фактами. Так что здесь речь идет именно о попытке идеологической деконструкции, если выражаться модным языком. Здесь исторические дискуссии просто невозможны.

Как и Петр Мультатули, Сергей Соловьев считает, что попытки опровержения, которые начались в 1990-е, не имеют ничего общего с настоящей историей. А фигура Зои Космодемьянской должна быть очищена от той лживой скверны, которая была вылита на нее в последние десятилетия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *