повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Вопрос. « Повесть временных лет, как исторический источник».

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Вопрос. Летописание как исторический источник.

В настоящее время известно более 200 списков летописей, большинство из которых опубликованы в полном собрании русских летописей.

Каждый летописный свод имеет свое условное название.

1. По месту хранения (Ипатьевский, Академический, Синодальный списки)

2. По фамилии прежнего владельца (Радзивиловский списки, списку Абболенского)

3. По имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика(Лаврентьевский списки)

4. По летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод)

5. Неизданные списки летописей( называю по архивохранилищу в котором они находятся)

Трудности исследования летописи как исторического источника:

1.Сложный состав летописи-летописи могли включать в себя хроникальные записи событий за год, документы, самостоятельные литературные произведения.

2.Обыденное употребление слов летопись и летописание. Традиционно летописями в широком смысле этого слова называют исторические сочинения, изложение в котором ведется строго по годам и сопровождается хронологическими или годовыми.

В узком смысле слова летописями принято называют реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Летописание велось на Руси с 11-17 века.

3.Понятие авторства летописей связано с тем, что практически все известные летописи являются результатом работы нескольких поколений летописцев, поэтому представление об авторе, составителе или редакторе летописей оказывается в значительной степени условным.

4.Работа с летописями требует не только чтения текста, но и сравнение всех списков данной редакции, при этом фиксируются все разночтения.

Непременным условием научного изучения летописей является установление личности самого летописца, его политических, религиозных, этических и прочих взглядов.

5.Понимание информации, которая заключена в летописи, прежде всего зависит от того насколько точно определил исследователь цель его создания.

вопрос. « Повесть временных лет, как исторический источник».

Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Теребовльского.

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Таким образом, «Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине.

Источник

Повесть временных лет: история написания и главные события из произведения

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Повесть временных лет – это летопись, созданная в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси историческая и литературная достопримечательность. В первоначальном виде летопись до нас не дошла, но была переписан в начале ХV века и сохранилась в нескольких копиях.

В Древнем рукописном произведении Нестор Летописец рассказывает о:

крещении княгини Ольги;

истории православия на Руси в важнейших моментах его становления;

историю восточных славян и княжеской власти;

возникновения славянской письменности.

Нравится изучать Киевскую Русь? Другие периоды истории Украины не менее интересные. Например, подробнее об украинских землах в XVI веке читайте в учебнике по истории Украины за 8 класс В.С. Власова.

До сих пор не известно, когда на Руси началось летописание. Однако среди ученых популярная гипотеза академика А. Шахматова, согласно которому в 1034-1044 гг. было составлено древнейшее Киевское летописное сведение. В нем содержалась информация о становлении Руси и ее крещении. Около 1073 года в Киево-Печерском монастыре было завершено Первое Киево-Печерское сведение. И уже позже, в 1093-1095 гг., на основе этого сведения было заключено еще одно, которое в свою очередь стало основой для произведения Нестора.

Существует легенда, что Нестора отправили послушником разбирать и упорядочивать рукописи. Он увидел хаос в хронологии событий и решил все упорядочить и дописать свои сведения, очевидцем которых был.

Существовали две редакции «Повести временных лет». Вторую создал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр по заказу Владимира Мономаха в 1116 году. Третью написал неизвестный книжник по заказу сына Владимира Мстислава Мономаха. Удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца.

Оригинал «Повести временных лет» до нашего времени не сохранился, однако известны поздние списки XIV-XV века – это переписаны варианты из других источников. Древнейшими считают Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (XV в.) списки. Первый получил свое название от имени переписчика – монаха Лаврентия, а другой был найден в Ипатьевском монастыре.

По образцам «Повести временных лет» сложились Киевский (о событиях XII в.) и Галицко-Волынский летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской», где рассказывается о событиях времен Киевской Руси.

Если вам нужно выполнить домашнее задание или написать контрольную работу, то ищите уже все написанное в разделе «ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс».

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Летопись создавалась на протяжении многих лет различными творцами, но в начале XII века завершил, упорядочил и дал название произведения монах Киево-Печервського монастыря – Нестор, который также является автором Жития св. Феодосия и «Чтения о Борисе и Глебе». В позднем Хлебниковском списке XVI века упоминается о Несторе-летописце: «Повести врѣменных лѣт Нестера черноризца Феодосьева манастиря Печерьскаго […]».

Что касается биографии автора летописи, то родился Нестор-летописец в 1056 году в Киеве. В 17 лет он пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его основатель монастыря преподобный Феодосий. Вскоре юноша превзошел величайших старцев и сделал книжное дело содержанием всей своей жизни. Во время пострига в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона.

Преподобный Нестор принадлежал к самым образованным людям Киевской Руси конца XI-начала XII века. Он имел исключительные способности к истории, литературе и в совершенстве владел греческим языком.

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

В «Повести временных лет» перед историей о принятии христианства в 988 году князем Владимиром рассказывается о «выборе веры». Больше всего акцентируется внимание именно на византийском христианстве, а об исламе, иудаизме и других верах упоминается редко. Впоследствии Владимир разослал посланцев в разные страны, чтобы окончательно убедиться в верности выбора.

Или это щедрые дары Византии убедили князя, или то, что его бабушка Ольга была христианкой, но было решено, что Русь нужно крестить. После того, как Владимир захватил греческий город Корсунь, он отправил послов в Византию с просьбой жениться на сестре императора Василия II. Иначе – пообещал взять в осаду город и пытать жаждой и голодом.

Цари византийские были растеряны. Они говорили, что не отдадут христианскую сестру за язычника, и предложили Владимиру креститься. Тогда князь ответил: «Я крещусь, ведь и до этого мне вера ваша нравилась, и мужи мои, посетив вас, остались в восторге».

Крестился Владимир в церкви святой Софии, стоявшей в центре города Корсунь. Впоследствии князь прибыл в Киев, велел сбросить всех языческих идолов, порубить и сжечь. Владимир действовал решительно: он созвал всех жителей Киева в Днепр, а того, кто не пришел, считал своим противником.

«На другой день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось людей без счета, и влезли они в воду и стояли – те к шее, а вторые – к груди. Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали. Взрослые же бродили, а попы, стоя, молитвы творили».

После этого Владимир начал строить церкви и храмы по всей Руси и крестить людей по всем городам и селам. Первой каменной церковью Киевской Руси считают Десятинную, которую разрушили монголы в 1240 году.

Интересует больше узнать о реформах других князей? Тогда выбирайте учебник в разделе «Учебники по истории Украины за 7 класс» и узнавайте интересную информацию!

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

В «Повести временных лет» рассказывается о племени полян, которое было самым умным среди других племен. И были три брата-поляны Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.

«Сидел Кий на горе, где теперь Боричев спуск. Щек сидел на горе, которая называется ныне Щекавицей. Хорив – на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И построили они город во имя старшего брата и назвали его Киев. Был круг города лес большой, и ловился там всякий зверь».

Олег Вещий впервые упоминается в летописи в связи со смертью Рюрика: «Умер Рюрик. Княжение свое он передал Олегу, что был с его рода, отдав ему на руки сына своего Игоря, ибо был очень мал».

В 907 году пошел Олег на Константинополь. Тогда он впервые поставил корабли на колеса, с попутным ветром поставили паруса и пошли со стороны моря в город. Далее подается первый текст торгового договора Киевской Руси с греками.

Согласно «Повести временных лет», в 912 году Олег заключил вторую торговое соглашения с греками и умер от собственного коня. А подробнее узнать о легенде о смерти князя Олега вы сможете благодаря учебнику по истории Украины 7 класс В.С. Власова.

3. Месть княгини Ольги древлянам

Мужчину княгини Ольги – князя Игоря Рюриковича – убили древляне из-за непомерного сбора дани. После этого древляне захотели отдать Ольгу замуж за князя Мала и послали 20 мужей в Киев. Когда пристали древляне к берегу под Боричевым спуском, тогда Ольга сказала, что им сделают большую честь, понесут в лодках на гору, а сама велела выкопать большую и глубокую яму во дворе. Понесли их в лодке и принесли во двор к Ольге. Тогда княгиня велела засыпать их живыми.

Второй раз древляне послали своих мужей. Ольга велела приготовить им омовение, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». Они начали мыться, как за ними закрыли печь. И в том огне сгорели все.

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Понравилось читать об истории Украины? Вы можете еще и слушать и просматривать ее! Переходите в раздел «Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины» и изучайте такие темы, как «Кревская уния», «Инкорпорация русских удельных княжеств», «Галицко-Волынская держава» и многие другие.

Источник

«Повесть временных лет» как исторический источник

История возникновения русской летописи «Повесть временных лет», ее значимость как исторического источника. Княжеская власть в «Повести». Дружина: функции, права и обязанности. Взаимоотношения князя и дружины. Высказывания исследователей о летописи.

РубрикаИстория и исторические личности
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления11.10.2017
Размер файла44,2 K

повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Смотреть картинку повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Картинка про повесть временных лет как основной источник изучения истории руси. Фото повесть временных лет как основной источник изучения истории руси

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В.Г. Белинского

Историко-филологический факультет. Кафедра отечественной истории.

Контрольная работа по историографии отечественной истории

Выполнила: студентка 4 курса

Проверил: к.и.н. доц. Первушкин А.В.

1. История возникновения русской летописи «Повесть временных лет» Высказывания видных деятелей, исследователей о летописи.

2. «Повесть временных лет» как исторический источник

3. Князь и дружина в «Повести временных лет»

3.1 Княжеская власть в «Повести»

3.2 Дружина: функции, значение, права и обязанности

3.3 Взаимоотношения князя и дружины

Список использованной литературы

Несмотря на то, что Повесть временных лет, по существу, представляет собой сборник легенд, сказаний, преданий и повестей, которые посвящены конкретным историческим лицам и событиям она рассматривается как главный источник по начальному периоду русской истории.

Повесть временных лет повествует о таких событиях, как происхождении славян, призвании варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ней, представляют собой практически единственный летописный источник по формированию и принципам функционирования древнерусского государства в целом и по взаимоотношениям, правам и обязанностям таких институтов этого государства как дружина и князь.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

— ознакомиться с историей возникновения «Повести временных лет»;

— изучить отношения князя и дружины в «Повести временных лет»;

— отметить значимость «Повести», как исторического источника.

1. История возникновения русской летописи «Повесть временных лет»

летопись временной князь дружина

Видный исследователь русского летописания В. М. Истрин предпринял неудачные попытки найти различиям «Повести временных лет» и рассказа Новгородской первой летописи иное объяснение (что Новгородская летопись будто бы сокращала «Повесть временных лет»).

В результате выводы А. А. Шахматова были подтверждены многими фактами, добытыми как им самим, так и другими учеными.

На начальной стадии изучения летописей исследователи исходили из того, что встречающиеся в списках разночтения являются следствием искажения исходного текста при неоднократном переписывании. Исходя из этого, например, А.Л. Шлецер ставил задачу воссоздания «очищенного Нестора». Попытка исправить накопившиеся механические ошибки и переосмысления летописного текста, однако, не увенчалась успехом. В результате проделанной работы сам А.Л. Шлецер убедился, что со временем текст не только искажался, но и исправлялся переписчиками и редакторами. Тем не менее, был доказан непервоначальный вид, в котором до нас дошла «Повесть временных лет». Этим фактически был поставлен вопрос о необходимости реконструкции первоначального вида летописного текста.

Сопоставив все доступные ему списки летописей, А.А.Шахматов выявил разночтения и так называемые общие места, присущие летописям. Анализ обнаруженных разночтений, их классификация дали возможность выявить списки, имеющие совпадающие разночтения. Исследователь сгруппировал списки по редакциям и выдвинул ряд взаимодополняющих гипотез, объясняющих возникновение разночтений. Сопоставление гипотетических сводов позволило выявить ряд общих черт, присущих некоторым из них. Так были воссозданы предполагаемые исходные тексты.

При этом оказалось, что многие фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних сводов, что, в свою очередь, дало возможность перейти к реконструкции древнейшего русского летописания. Выводы А.А. Шахматова получили полное подтверждение, когда был найден Московский свод 1408 г., существование которого предсказал великий ученый. В полном объеме путь, который проделал А.А. Шахматов, стал ясен лишь после публикации его учеником М.Д. Присёлковым рабочих тетрадей своего учителя. Цит. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М., 1938. С тех пор вся история изучения летописания делится на два периода: до-шахматовский и современный.

При редактировании первоначальный текст (первая редакция Повести временных лет) был изменен настолько, что А.А. Шахматов пришел к выводу о невозможности его реконструкции. Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести (их принято называть соответственно второй и третьей редакциями), то, несмотря на позднейшие переделки в последующих сводах, Шахматову удалось определить их состав и предположительно реконструировать. Следует отметить, что Шахматов колебался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет. Иногда, например, он считал, что в 1116 г. Сильвестр лишь переписал Несторов текст 1113 г. (причем последний иногда датировался 1111 г.), не редактируя его.

Если вопрос об авторстве Нестора остается спорным (в Повести содержится ряд указаний, принципиально расходящихся с данными Чтений и Жития Феодосия), то в целом предположение А.А. Шахматова о существовании трех редакций Повести временных лет разделяют большинство современных исследователей.

Вместе с тем, вся история изучения Повести показывает, что цель создания летописей должна быть достаточно значимой, чтобы на протяжении ряда столетий многие поколения летописцев продолжали труд, начатый в Киеве в XI в. Тем более, что «авторы и редакторы держались одних и тех же литературных приемов и высказывали одни и те же взгляды и на общественную жизнь и на нравственные требования».8 Ключевский В. О. Курс русской истории // Ключевский В. О. Сочинения: В 9т. М., 1987. Т. 1.С. 92-93

2. «Повесть временных лет» как исторический источник

Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах, когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами являются данниками киевских князей.

Бурными событиями было полно последнее десятилетие XI в. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Теребовльского.

Хочу отметить также высокую гражданственность и патриотизм рассматриваемого исторического источника. Патриотизм древнерусской истории связан не только с гордостью авторов за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.

Таким образом, «Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине.

3. Князь и дружина в «Повести временных лет», его значение

3.1 Княжеская власть

Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти.

Образование древнерусского государства, согласно «Повести временных лет», началось с того, что славянские (словени и кривичи) и финские (чудь, меря, весь) племена, устав от междоусобных войн, объединились и решили найти себе общего князя. В Повети временных лет говориться так: «И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». На их призыв откликнулся варяг Рюрик и стал править сначала в Ладоге, затем в Новгород (Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжитъ и володети нами». И изъбрашася три братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старший, Рюрикъ седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ. И от тех варягъ прозвася Руская земля) Повесть временных лет.- СПб.: Питер, 1996. С. 111

После его смерти княжил Олег (Хельги, Вольга), Рюриков воевода, который присоединил к Руси ряд племён и их городов, в том числе и Киев, совершил победный военный поход на Константинополь, заключил очень выгодный мирный договор с Византией.

Святослав, сын Игоря и Ольги, мало уделял внимания внутренним проблемам Руси, но показал себя блестящим полководцем в войне с Хазарским каганатом и Болгарией. Воевал с Византией с переменным успехом. После ряда сражений был осаждён и был вынужден согласиться на мирный договор. Возвращаясь в Киев из Болгарии, Святослав был убит печенегами.

Сыновья Святослава, Ярополк, Олег и Владимир, устроили первую усобицу на Руси, в результате которой князем стал Владимир, а Ярополк и Олег погибли. Владимир присоединил с княжеству ещё несколько племён, воевал с печенегами, Польшей, Византией, Волжской Болгарией.

При его правлении Русь вступила в период своего расцвета, за что Владимир в народе был прозван Красным Солнышком. Владимир принял христианство и сделал его государственной религией. После его смерти его дети устроили вторую усобицу на Руси, в результате которой у власти оказался Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

Время его правления было «золотым» временем Древнерусского государства. Ярослав Мудрый уделял много внимания просвещению и христианизации Руси. При его правлении была написана первая ныне известная летопись, составлен первый письменный сборник законов «Русская Правда», были переведены на русский язык многие греческие книги. Настоящие данные представляют собой вариант «официальной историографии» того времени, и сгласносследованиям многих ученых лишь отчасти соответствуют тем процессам, которые действительно имели место быть в древней Руси.

С ростом населения племя, подразделявшееся на несколько родов, распадается на ряд родственных племен, образующих племенной союз. Во главе этих союзов в V в. стояли вожди, возвышавшиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

В X веке на князей возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. Кроме того, в круг занятий киевского князя X в. входило подчинение восточнославянских племен и поддержание военно-политического господства над покоренными соседями, сбор дани как формы выражения подвластности. Вырисовываются также такие функции князя как религиозные и в области суда и управления.

Основные итоги изучения функций и значения князя в Древней Руси:

-само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти;

— образованию древнерусского государства и установлению в нем княжеской власти в «Повести временных лет» уделено довольно пристальное внимание, так как этот вопрос для авторов летописи был, скорее всего, приоритетным;

— князь стал необходимым элементом социально-политической организации общества, отсутствие которого нарушало его нормальную жизнь. Одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории. Развивается также судебная функция князей и постепенно формируется законодательная. Таким образом, власть князя приобретала характер власти монарха.

3.2 Дружина: функции, значение, права и обязанности

Постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах «Повести временных лет» «Поидем высадим дружину свою ис погреба…»; «Изяславу же седящу на сенехъ с дружиною своею…». Сергеевич В.И. Вече и князь: русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М.: Вече, 1992. С. 96-99 ) свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь.

Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань. Выделению княжеской дружины, способствует разрушение родоплеменной структуры, охватившее славянский этнос в V-VI вв. Княжеские дружины, как круг его ближайших соратников и сотрудников, существуют с самого возникновения Киевского государства. В целом, Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.

3.3 Взаимоотношения князя и дружины

Итак, в «Повести временных лет» князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения.

«Повесть временных лет» дает достаточно информации для решения задачи этой части нашего изложения. Многие вопросы князь решает не самостоятельно, а совещаясь с дружиной, имея при этом право решающего голоса.

В основе отношений между князем и дружиной лежала также передача последним некоторых материальных ценностей.

Таким образом, дружина Киевской Руси жила в значительной степени на княжеские средства. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения. Теперь, на основании вышеизложенного подведем общие итоги настоящей главы:

— само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти;

— образованию древнерусского государства и установлению в нем княжеской власти в «Повести временных лет» уделено довольно пристальное внимание, так как этот вопрос для авторов летописи был скорее всего приоритетным;

— постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах «Повести временных лет» свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;

— под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;

— дружина Киевской Руси жила в значительной степени на княжеские средства. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения.

Это исключительно яркое литературное явление, вобравшее в себя не только множество исторических событий, но и отразившее общественно-политические взгляды того времени.

Наиболее фундаментальное исследование «Повести временных лет» было приведено академиком А.А. Шахматовым, труды которого представляют собой классическую точку зрения на источник. Последователи и оппоненты А. Шахматова неоднократно критиковали отдельные положения его исследований, однако не предлагали взамен какой-либо сопоставимой концепции.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

К особенностям изучаемого исторического источника, в первую очередь, относится дискуссионность данных, которые приводятся в данном источнике, а также то, что «Повесть временных лет», в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника.

То, что в настоящее время признается текстом «Повести временных лет», состоит их недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения. Эти статьи, как правило, имеют характер: кратких заметок о том или ином событии; самостоятельной новеллы; части единого повествования, разнесенного по разным годам; повестей, присоединенных к заметке.

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.

Итак, само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти.

Образованию древнерусского государства и установлению в нем княжеской власти в «Повести временных лет» уделено довольно пристальное внимание, так как этот вопрос для авторов летописи был скорее всего приоритетным;

В целом, можно заключить, что «Повесть временных лет» дает множество возможностей для реконструкции прав, обязанностей и вопросов взаимоотношений князя и дружины в средневековый период отечественной истории, несмотря на ряд своих особенностей как исторического источника.

1.Истрин В.М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода: 11-13 вв. Пг., 1922.,125с.

3.Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947, с. 169.

5.Присёлков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. / Подгот. К печ. В.Г. Вовиной. Спб., 1996., 240 с.

7.Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.: Ленгид, 1983. 307с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика Повести временных лет, как исторического источника: анализ ее происхождения, содержания и особенностей. Общий источниковедческий анализ ПВЛ. Отражение княжеской власти и института дружины в Повести временных лет, их функции и значение.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 25.06.2010

Календарные единицы времени в «Повести временных лет». Методы работы с временной информацией в тексте. Приемы использования источников. Связь летописи с фольклором и эпическим описанием, апокрифическими текстами. Гипотеза о древнейших построениях.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 20.11.2012

Особенность летописи как памятника исторической письменности и литературы Древней Руси. Монастырское летописание и трансформация летописного свода о жизни народа и правителей Руси, истории становления государственности и крещения в Повести Временных лет.

презентация [850,7 K], добавлен 16.11.2011

Восточные славяне до призвания Рюрика. Норманнская и антинорманская теории о призвании варягов. Сравнительный анализ «Повести временных лет» и Новгородской летописи. Исторические последствия призвания варягов. Предания о Гостомысле в Софийской летописи.

реферат [39,0 K], добавлен 13.05.2012

Две версии происхождения князя Олега по летописи и традиционной версии. Олег Вещий в «Повести временных лет»: сказания, повести, легенды устного поэтического эпоса. Образование государства и предания о различных исторических лицах и событиях древности.

реферат [19,3 K], добавлен 13.12.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *