повести белкина станционный смотритель персонажи
Краткое содержание «Станционный смотритель»
Всего получено оценок: 12032.
О произведении
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.
Сжатое изложение «Станционного смотрителя» будет интересно учащимся 7 класса, а также всем, кому интересна классическая русская литература. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Станционного смотрителя» онлайн.
Место и время действия
События повести происходят в 1816 году на станции в одной из российских губерний.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.
Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель Самсон Вырин сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.
Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл ещё пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.
Заключение
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обозначил особый характер конфликта, отличающийся от изображаемого в традиционных произведениях сентиментализма – конфликт выбора между личным счастьем Вырина (отцовским счастьем) и счастьем его дочери. Автор подчеркнул нравственное превосходство смотрителя («маленького человека») над остальными героями, изобразив пример беззаветной любви родителя к своему ребенку.
Краткий пересказ «Станционного смотрителя» предназначен для быстрого ознакомления с сюжетом произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее полностью.
Тест по повести
После прочтения рассказа попробуйте пройти тест:
«Станционный смотритель» главные герои
Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.
Характеристика героев «Станционный смотритель»
Главные герои
Самсон Вырин
Описание Самсона Вырина – это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер.
Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы.
Рассказчик
Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее.
Второстепенные персонажи
Ротмистр Минский
Гусар, симпатичный молодой человек. Своей любознательностью и обходительностью сумел завоевать доверие смотрителя. Яркий тип баловня судьбы, который привык, чтоб ему ни в чем не отказывали. Считает, что все продается и покупается. Равнодушный эгоист, чувства других людей ему безразличны. С презрением относится к отцу Дуни, так как тот является простым смотрителем, выходцем из низкого сословия. Бессердечный, холодный и жестокий человек.
Жена пивовара
Толстая деревенская женщина, живущая в доме смотрителя. От нее рассказчик узнает, что старый смотритель спился, и похоронен год назад.
Ванька
Сын жены пивовара, растрепанный, маленький мальчишка. С уважением относится к Самсону Вырину, который хорошо относился к детям, угощал их, учил вырезать дудочки. Отвел рассказчика на могилу смотрителя, восхищается прекрасной барыней, которая приезжала на эту могилку, и одарила мальчишку деньгами.
В «Станционном смотрителе» герои живут каждый по своему, даже в семье Вырина, состоящей всего из двух человек, нет взаимопонимания и единства, чувствуется их отдаление друг от друга. Ротмистр Минский, тем более, не ищет общения с новым родственником, он и с Дуней-то стоит на разных социальных уровнях. У всех этих героев свое понимание жизни, и они не могут, или не хотят понять другого человека. Различие во взглядах приводит к трагедии. Краткая характеристика героев поможет лучше понять смысл пушкинского произведения.
«Станционный смотритель»: главные герои
В повести «Станционный смотритель» можно назвать 3 главных героя: это рассказчик, молодой человек и мелкий чиновник, станционный смотритель и его дочь Дуня. Есть еще одно действующее лицо – гусар Минский. Но его роль в повести — второплановая. Читатель знает о нем из рассказа Самсона Вырина.
Самсон Вырин
Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.
В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.
Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.
Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.
Дуня находилась в том возрасте, когда девочка превращается в девушку. Она тоже очень любила отца, но в ней уже начали просыпаться женские инстинкты, она сознавала, что нравится мужчинам. Немного заигрывала, кокетничала с ними. Наверняка мечтала о принце, который увезет ее из этой «дыры», где ее не было никакого просвета.
Но в один прекрасный день появился на почте гусар Минский, который сначала несколько дней притворялся больным, и Дуня была принуждена ухаживать за ним. Гусар оказался тем «принцем» на белом коне, который увез красавицу в столицу. Дуня плакала, потому что она жалела о покинутом отце, но в то же время была счастлива покинуть станцию.
Дуня приехала к отцу, как только у нее появилась возможность. Приехала с двумя сыновьями. Возможно, она заставила жениться Минского на себе. Может быть, он сам сделал ей предложение. Но приехала она к отцу «барыней», полной чувства собственного достоинства. И остается только сожалеть, что Самсон Вырин не дожил до того дня, когда он смог бы увидеть свою дочь счастливой.
Минский
Минский является героем второго плана. Он оказывает влияние на ход событий, изменяет жизнь главных героев повести. Но при этом он не знаком повествователю, с ним Минский нигде и никогда не встречался. Это был молодой и симпатичный гусар, судя по всему, из состоятельной дворянской семьи. Дуня понравилась ему сразу. Минский больным притворился, чтобы выиграть время и уговорить Дуню бежать с ним. Как только она согласилась, он сразу «выздоровел», и даже повеселел. Только старый смотритель ничего не заподозрил. Минский – благородный человек не только по происхождению, но и по поступкам. Пообещал отцу, что его дочь станет счастливой и сдержал свое слово. Он даже отпустил Дуню в поездку, чтобы та могла встретиться с отцом.
Рассказчик
В предисловии упоминается, что Иван Петрович Белкин слышал эту историю от титулярного советника А. Г.Н. Это IX чин по табели о рангах, существовавшей в царской России вплоть до 1917 года. «Находился я в мелком чине»,- говорит о себе господин А.Г.Н, и можно предположить, что в момент рассказываемых событий он сам находился в чине XIII, или XIV. Он был молодым человеком, и потому его часто отправляли по делам гражданской службы в различные поездки. А. Г.Н. был человеком любознательным, и не тяготел к чинопочитанию. Поэтому предпочитал на станциях проводить время в обществе смотрителей, которых уважал, и от которых услышал немало интересных историй. А.Г.Н был человеком нежадным и незлобивым. Он охотно угощает смотрителя пуншем. Некоторых из них, как Самсона Вырина, помнил долго и встречался с ними, как со старыми знакомыми.
Можно предположить, что в этой повести Пушкин выразил собственное отношение к «почтовой станции диктаторам». Ему, литератору, было интересно общение со станционными смотрителями, от которых он получал интересные истории, сюжеты, эпизоды для своих произведений.
«Повести Белкина» главные герои
Произведение Пушкина, названное «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – сборник небольших рассказов. В содержание книги вошли пять повестей, а также предисловие издателя.
Характеристика героев «Повести Белкина»
Главные герои
Иван Петрович Белкин
Молодой дворянин, рассказчик.
В произведении «Повести Белкина» герой, придуманный Пушкиным, написавший эти повести. Молодой дворянин, передавший управление своим имением на волю Божью, и занимается сочинительством. Умер в 30 лет.
«Выстрел»
Сильвио
Отставной офицер (гусар), примерно 35 лет.
Молодой богатый дворянин, обидчик Сильвио.
Надменный аристократ. С уважением относится к своему сопернику, проявившему благородство.
«Метель»
Марья Гавриловна
Юная дворянка, дочь помещика, богатая невеста.
Молодая красивая девушка. Была влюблена в молодого прапорщика. Собиралась обвенчаться с ним, но прапорщик не пришёл в церковь. Обвенчалась с другим мужчиной, неизвестно с кем.
Владимир
Молодой небогатый дворянин, прапорщик, жених Марьи Гавриловны.
Бедный офицер, заблудился, когда ехал в церковь обвенчаться с Машей, опоздав, решил отправиться в армию.
Бурмин
Молодой дворянин, полковник, законный супруг Марьи Гавриловны.
Офицер, проявлявший симпатию к Маше. Скрывает от неё свои чувства, но вскоре открывается и говорит, что любит Машу, но женат на другой. Из его рассказа стало понятно, что это оказался тот самый офицер, с которым в ту страшную метель и обвенчали Марью Гавриловну.
«Гробовщик»
Адриан Прохоров
Гробовщик, мужчина средних лет, отец двоих дочерей.
Похоронных дел мастер, переехал на новую квартиру. Его приглашают на годовщину свадьбы сосед, где он хорошо выпивает. Ему приснился сон, как к нему на новоселье собрались покойники, которым он делал гробы. В ужасе просыпается.
Готлиб Шульц
Сапожник, немец, сосед Прохорова, мужчина средних лет.
Человек, пригласивший гробовщика. Вместе со своими гостями насмехается над Андрианом Прохоровым, что тот не может выпить за здоровье своих клиентов.
«Станционный смотритель»
Самсон Вырин
Станционный смотритель, пожилой мужчина, вдовец, отец Дуни.
Живёт на станции с дочерью Дуней. Человек бодрый и общительный, очень любит свою дочь, гордится ей. Когда Дуня уехала с офицером, стал замкнутым и угрюмым. Ездил в город, просил офицера вернуть Дуню, но вернулся ни с чем. Очень за неё переживал, начал пить горькую. В конце концов спился и умер.
Единственная дочь Вырина, юная красивая девушка.
Дочка Вырина. Молоденькая, бойкая девчонка, легко управляется с хозяйством. Не по годам развита, кокетливая и ветреная. Когда проезжающей офицер увозит её с собой, безропотно соглашается. Хочет пожить красивой жизнью. С тех пор, как уехала, ни разу не вспоминает о своем старом отце. Приехала со своими детьми тогда, когда старик уже умер. Раскаивается в своем поступке, рыдает на могиле отца и вновь уезжает в город.
Ротмистр Минский
Богатый молодой офицер, возлюбленный Дуни.
Молодой гусар, который увез с собой Дуню. Увидев в доме смотрителя юную красивую девушку, гусар решил обманом увезти ее. Сначала притворился больным, Дуня с отцом ухаживали за ним, вызвали лекаря, которого Минский подкупил, чтобы тот молчал о мнимой его «болезни». Вскоре вошел в доверие к старому смотрителю, и увез Дуню, сделав ее своей содержанкой. Когда к нему приехал Самсон, Минский выгнал из дома старика, дав денег, их старик выбросил в снег.
«Барышня – крестьянка»
Иван Петрович Берестов
Богатый помещик, мужчина преклонных лет, отец Алексея.
Дворянин, имеет свою суконную фабрику, считает себя умным человеком. Соседи его уважают, кроме Муромского, с которым они стоят в давней вражде. Настоящий русский человек, ему не нравится в Муромском увлечение англоманией. У него есть сын Алексей.
Григорий Иванович Муромский
Помещик, англоман, отец Лизы.
Сосед Берестова, дворянин, любит всё английское. У него разбит английский сад, поля свои обрабатывает на английский манер, прислуга одета по-английски, у него имеется дочь, которую воспитывает гувернантка-англичанка. Человек умный и предприимчивый.
Алексей Берестов
Молодой образованный человек, возлюбленный Лизы.
Молодой дворянин, мечтает стать военным. Привлекательный юноша после учебы приехал в отцовское имение. Веселый и общительный, по-простому ведет себя с дворовой прислугой. Однажды в лесу познакомился с Акулиной, начал с ней встречаться и вскоре влюбился в неё. Отец его, помирившись с Муромским, решил женить его на Лизе, дочке Григория Ивановича. Молодой человек, много размышлявший об этом, приехал к нему, чтобы сказать, что любит простую крестьянку. Был удивлен и обрадован, признав в молодой барышне свою Акулину.
Юная красивая девушка, влюблена в Алексея Берестова.
Молодая барышня, любимая дочка, отец ее потакает всем ее капризам. Умная, образованная девушка, шутница и проказница, узнав о молодом барине, решает переодеться крестьянкой. В образе Акулины встречается с Алексеем, постепенно их чувства крепнут. Лиза переживает лишь о том, что их родители в ссоре, и могут не разрешить их брак.
Это в «Повестях Белкина» главные герои, их описание для читательского дневника.
«Станционный смотритель»: краткое содержание повести Пушкина. Тема, идея, герои
Кто такой станционный смотритель?
«Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Произведение написано в сентябре 1830 года, впервые издано в 1831-м.
В России XIX века существовала сеть почтовых станций, где путешественники могли сменить усталых лошадей на свежих и отдохнуть.
Станционный смотритель — это мелкий чиновник, отвечающий за работу почтовой станции. Это должность 14-го класса, низшего в чиновничьей иерархии. Именно поэтому в произведении Пушкина смотритель Самсон Вырин символизирует «маленького человека», неспособного постоять за себя.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Кратчайший пересказ
Станционный смотритель Самсон Вырин живет с красавицей-дочерью Дуней. Однажды через их станцию проезжает гусарский офицер Минский. Он обманом увозит приглянувшуюся девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу к Минскому, у которого на содержании живет Дуня, и просит вернуть дочь. Гусар дважды прогоняет смотрителя. Старик возвращается на станцию, где с горя начинает пить и через несколько лет умирает.
Однажды к дому станционного смотрителя приезжает богато одетая женщина с тремя детьми. Узнав, что Вырин умер, она идет на кладбище и долго лежит на его могиле.
Полный текст, аудиокнига, фильм с Михалковым
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
В 1972 году на студии «Мосфильм» режиссер Сергей Соловьев снял фильм по мотивам повести Пушкина. Роль Самсона Вырина исполнил Николай Пастухов, его дочери — Марианна Кушнерова, гусара Минского — Никита Михалков.
Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель»
Иван Петрович Белкин, от лица которого ведется повествование, рассказывает историю знакомого смотрителя Самсона Вырина, на станции которого он побывал трижды.
Познакомились они в 1816 году. Вырин принял вымокшего под дождем путешественника, 14-летняя красавица-дочка смотрителя Дуня подала им чай, и они втроем долго разговаривали так, словно всю жизнь были знакомы. На прощание рассказчик поцеловал девушку.
Спустя несколько лет Белкин вновь оказался на знакомой станции. Вырин сильно постарел, а сама станция выглядела ветхой и неухоженной. Дуни нигде не было видно, и на вопрос о ее здоровье отец ответил лишь: «А бог ее знает». Но на втором стакане пунша Вырин разговорился и поведал свою печальную историю.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Три года назад зимним вечером приехал на тройке путешественник, стройный гусар с черными усиками, и стал гневно требовать лошадей. Появилась Дуня, и гусар успокоился, сев ужинать. Лошадей подали, но офицер вдруг сказался больным и никуда не поехал. Так он задержался на пару дней. Дуня подносила ему пить, разговаривала с ним.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Вскоре путешественник поправился, был весел, шутил с Дуней и насвистывал песни. Самсону Вырину он полюбился. Поэтому когда офицер собрался уезжать и предложил подвезти Дуню в церковь, отец велел ей не бояться и поехать: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку с гусаром и уехала.
Уже спустя полчаса отец заподозрил неладное. Сам пошел в церковь, но оказалось, что на службе девушки не было. К вечеру вернулся ямщик и сообщил, что Дуня со следующей станции отправилась с гусаром дальше. Ямщик «сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Тут только старик понял, что офицер лишь притворялся больным. Вырин выпросил отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, за дочерью: из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский — ехал в столицу.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
В Петербурге Вырин нашел Минского и со слезами попросил отпустить Дуню домой: «Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Гусар был смущен, но возвращать девушку отцу отказался: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния». Минский выставил гостя за дверь, сунув ему денег. Станционной смотритель со слезами негодования бросил деньги на землю. Потом вернулся, но денег уже не было.
Вечером того же дня Вырин увидел Минского на Литейном проспекте — тот заходил в какой-то дом. Смотритель догадался, что там и живет Дуня, он поднялся наверх и вошел. В богато обставленной комнате сидел в кресле гусар, а на ручке кресла — Дуня, «одетая со всею роскошью моды»: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Увидев отца, девушка упала без чувств. Минский же вытолкал старика на лестницу. Смотритель решил сдаться и вернулся обратно на станцию.
Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…
Недавно рассказчик вновь проезжал мимо того местечка. Оказалось, почтовой станции уже нет, но он заплатил за лошадей и поехал в село Н. проведать старого знакомого. Оказалось, старик Вырин уже год как умер — спился. Местный мальчишка отводит гостя на могилу.
Мальчик рассказывает Белкину, что «летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу». Ехала она в карете с шестеркой лошадей, с тремя маленькими детьми, няней и собачкой. Узнав о смерти смотрителя, она заплакала и пошла на кладбище: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!»
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои
«Станционный смотритель» — самая печальная из «Повестей Белкина». Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования — семейная трагедия, разлука отца и дочери.
Пушкин обыгрывает сюжетные ходы ряда известных читателям произведений, таких как «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако свою повесть Пушкин делает более неоднозначной: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистическое повествование о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и влюбленности.
Тема и идея произведения
Тему произведения можно определить по разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.
Идею «Станционного смотрителя» также можно трактовать различными способами. Одни полагают, что главное в повести — сочувствие простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».
Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежном разобщении родных людей: дочеь Вырина выбирает для себя судьбу петербургской дамы и навсегда покидает отца.
В философском смысле идея повести — необратимость значимых поступков. Каждый делает свой выбор, и повернуть время назад невозможно, даже если поступки эти привели к трагедии.
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Композиция повести
Композиционно повесть состоит из четырех частей. Вводная часть — обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать трудной судьбе станционных смотрителей.
Затем описаны три приезда рассказчика на станцию Самсона Вырина.
Во время первой встречи он знакомится с персонажами. Показана идиллия в доме Вырина, где он мирно живет с дочерью.
При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и о попытке вернуть ее домой. Кульминация этой части — встреча Вырина с Минским и дочерью в Петербурге.
В свой третий приезд рассказчик узнает развязку. Выясняется, что судьба Дуни сложилась совсем не так плохо, как боялся отец. Однако сам Вырин уже спился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.
Характеристика Самсона Вырина и других персонажей
Среди персонажей повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует, исходя из своих представлений о мире.
Самсон Вырин — «маленький человек», незлой и честный. Он искренне любит дочь и заботится о ней, но не готов всеми силами бороться за нее с богатым дворянином.
Когда девушку увозит гусар, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, смотритель сразу опускает руки. Старый армейский товарищ предлагает Самсону жаловаться и продолжать борьбу, но тот решает махнуть на это рукой, возвращается на станцию и спивается. Жалея дочь, он больше не предпринимает попыток что-то о ней узнать и как-то помочь.
Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале повести — красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. По скупому описанию можно догадаться, что она сама согласилась уехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
В финале произведения Дуня — богатая барыня, у нее трое детей и жизнь, как кажется, удалась. Вот только жить ей придется с сознанием того, что именно разлука погубила отца.
Ротмистр Минский на первый взгляд кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманом увозит и соблазняет Дуню.
Однако далее становится понятно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Не даром гусар смущается, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается откупиться и обещает сделать девушку счастливой. Вырин своими глазами видит, что ротмистр вовсе не держит Дуню силой.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя
Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.
В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.
Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».
В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.
Афиша немецкого фильма «Почтмейстер», снятого в 1940 году по мотивам повести «Станционный смотритель»