повторение событий в истории
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
10 доказательств того, что история циклична
История имеет свойство повторяться. Два президента США по имени Джордж Буш воевали с Ираком. Два крупнейших в мировой финансовой истории обвала фондового рынка — в 1929 и 1987 годах — произошли в октябре. Два величайших лидера военных держав — Александр Великий и Наполеон в самом расцвете сил отошли в мир иной: вдали от полей битв, «сражённые» загадочными вирусами.
История циклична. Вопрос лишь в том, случайно происходят эти повторы или же всё спланировано самим ходом истории?
Доводы в пользу цикличности истории
Убедительнее всего в пользу цикличности истории говорят факты. Один из самых ярких примеров — сходство Великой Французской революции с российской революцией 1917 года, которое проявилось даже в мельчайших деталях. А ещё — в том, что в обоих случаях победа революционеров обернулась для многих из них трагедией. Революции «съели своих детей», а к власти пришли люди, способные максимально жёстко навести порядок и даже замахнуться на мировое господство. Речь — о Наполеоне Бонапарте и Иосифе Сталине.
Впрочем, история — в отличие от физики, математики и даже социологии — не имеет своих законов и формул. Хотя исследователи всё-таки пытаются найти логические объяснения тому, почему «история повторяется дважды» и доказать цикличность, а не линейный характер развития истории. Вот лишь 10 доводов, которыми они при этом оперируют.
Всё в мире движется по кругу и история не может быть исключением
Весна сменяет зиму, лето весну, а осень лето — всё идёт по кругу. Дети взрослеют и у них тоже рождаются дети. Маятник часов, качнувшись в одну сторону, возвращается в другую. Стрелка часов, проходя по кругу, снова начинает свой путь от цифры «1» к цифре «12». Листья на деревьях появляются из почек, растут, а осенью желтеют и опадают, чтобы следующей весной процесс начался с начала и развивался по уже привычному кругу.
Всё движется по кругу, в том числе и история
Подобные процессы можно проследить во всём, что нас окружает. И история не может стоять особняком и развиваться иначе.
Цикличность истории была обнаружена и доказана ещё мудрецами древности
Современный человек воспринимает исторический процесс как линейное движение вперёд. Тогда как древние люди были уверены в том, что движение жизни происходит строго по кругу — точно также, как вращение Земли вокруг Солнца, убывание и рост Луны, восход, заход и новый восход Солнца…
В буддизме и индуизме время воспринимается как вечный круг, который можно изобразить в виде кольца или колеса жизни.
Древние люди не могли не заметить, что война и мир тоже имели место быть согласно некоему регулярному циклу. Идея круговорота событий была популярна ещё в античные времена, в эпоху Возрождения, а окончательное оформление получила в XIX веке.
Аристотель утверждал, что правильный строй — тот, при котором преследуется общее благо, независимо от того, сколько людей у власти
Сенека указывал на то, что весь ход истории подчинён «вечной ротации». Древнегреческий историк Полибий настаивал на том, что развитие общества происходит по чёткой схеме: монархия вырождается в тиранию, после чего наступают аристократия, олигархия и демократия, а напоследок — перед тем, как начать всё сначала, – охлократия.
О том, что история циклична, писали в своих работах религиозный философ Елена Блаватская и немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Последний был уверен, что все возможные варианты развития любых событий уже успели осуществиться, а потому последующее не может не быть повтором.
История всех сверхдержав имеет множество похожих моментов и всегда включает четыре одинаковых этапа: юность, зрелость, старение и гибель
Многие исследователи уверены, что лучшим подтверждением цикличности истории являются взлёты и падения, которые переживают все сверхдержавы. Их путь во многом действительно совпадает: стремительные подъемы через некоторое время обязательно оборачиваются резкими падениями.
Учёный утверждал, что для прохождения цикла развития цивилизации её народы должны пользоваться политической независимостью
Русский ученый Николай Данилевский, живший в XIX веке, провёл большое исследование истории различных цивилизаций. При этом он сравнил их с живыми организмами, которые проходят в своей судьбе стадии горячей юности, спокойного среднего возраста, дряхления в старости и неминуемого ухода в иной мир. Данилевский считал, что различие национальных характеров может лишь внести свои, местные особенности в процесс, но отказывал им в способности существенно повлиять на ход событий.
Дети часто повторяют судьбу своих прапрадедов
Американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хоу в 1990-х опубликовали результаты обширного исследования, в котором они сделали вывод, что события истории имеют свойство повторяться каждые 80–100 лет. Согласно их увлекательной теории, поколения людей в истории меняются в регулярном цикле, подобно временам года.
Виной всему, по мнению ученых, – четыре архетипа поколений, которые последовательно приходят на смену друг другу. Условно их можно назвать так: Пророк, Кочевник, Герой и Творец. В каждую из этих групп входят люди, родившиеся в конкретном промежутке 20–25 лет. По мере того, как представители типа взрослеют и занимают своё положение в обществе, а затем начинают активно влиять на окружающие процессы, ход истории меняется. Пик влияния архетипа — момент, когда его представители достигают среднего возраста и занимают руководящие позиции во власти и в обществе. Таким образом, раз в 20 лет, общество, культура и ход истории начинают движение в несколько ином направлении, чем раньше.
Достаточно вспомнить поколения, сменявшие друг друга в XX веке:
Каждый тип поколений рождается, проходит созревание, добивается влияния, а затем умирает. Исследователи уверены: такая смена необходима для поддержания здоровья общества. При этом каждый из архетипов формирует историю по четырём сценариям, которые характерны только для них:
Судьбы великих людей прошлого часто очень похожи друг на друга
Причём, такие «повторы» можно найти в биографиях великих, живших в разные эпохи и на разных континентах. Например, многие моменты в судьбе русского императора Петра I напоминают путь Гай Юлия Цезаря.
Оба правителя впервые стали носить гордое звание «император». Оба установили для своих подданных новые календари:
Цезарь работал над укреплением своей армии, создал структуру армейского штаба, в котором особую роль определил для начальника инженеров. Петр I был занят подобными процессами и основал российский Генштаб и инженерные войска.
Пётр I, как и Цезарь, вёл записки, посвящённые боевым действиям
На этом параллели не заканчиваются. Оба — и Цезарь, и Пётр I — вели записки, посвящённые секретам успешных боевых действий. Первый рассказывал о галльской и гражданской войне, второй — о «правилах сражения».
Дотошные историки могут найти в биографиях и в личных качествах этих видных деятелей истории множество других похожих черт. Совпадений столько, что их вряд ли получится списать на случайность.
Пример не единичен. Достаточно вспомнить других представителей династии Романовых: Михаила Романова, с которого начался русский царский род, и Николая II, последнего правителя империи. Всего одна интересная деталь: если Михаил Фёдорович перед утверждением на царство жил в Ипатьевском монастыре, то его предок — спустя три столетия — свои последние дни коротал в Ипатьевском доме. Не говоря уже о том, что правление династии Романовых началось с трагической смерти цесаревича, и, увы, подобным же убийством закончилось.
Кстати, историки находят у Михаила Фёдоровича Романова удивительное сходство с ещё одним историческим персонажем — последним советским лидером Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. Каждый из них:
В истории каждой страны можно найти повторения того, что уже было
Сразу двух американских президентов убили с разницей в сто лет — в 1865 году был застрелен Авраам Линкольн, а в 1963 году — Джонсон Фицджеральд Кеннеди. Параллелей между этими двумя смертями — множество:
Схожими оказались и пулевые ранения, ставшие смертельными. Кроме того, совпали и судьбы самих киллеров — они погибли ещё до суда.
И Кеннеди, и Линкольн любили сидеть в кресле-качалке в кабинете Белого дома
Поражает и совпадение, связанное с тем, что последовало за убийствами президентов: обоих глав страны временно сменили люди с фамилией Джонсон, которые на тот момент занимали посты вице-президента США.
Цикличность истории подтверждают расчёты нумерологов
Согласно одной из версий, авторство которой приписывают русскому поэту Велимиру Хлебникову, Россия живёт по 12-летнему временному циклу. Суть теории в том, что по окончании очередных двенадцати лет стране приходится пережить крупное потрясение.
Так, если оглянуться на историю ХХ века, то отсчёт можно начинать с 1905 года, когда в стране произошла первая русская революция. Дальше, спустя двенадцать лет, был 1917 год с Великой Октябрьской социалистической революцией. Следом случился 1929-й с коллективизацией и голодом. В 1941-м на Советский Союз напали немецкие войска, а в 1953-м страна узнала о смерти «вождя народов». В 1965 году жители Союза были вынуждены попрощаться с хрущёвской оттепелью. В 1977 году была принята новая Конституция, что тоже привело к определённым изменениям в государственной политике. Спустя ещё двенадцать лет, в 1989 году, рухнула Берлинская стена, а вслед за ней начался и распад Советского Союза.
В 1912 г. поэт издал загадочную таблицу, в которой указывались падения великих государств, в последней строке было указано «Некто 1917»
Версия 12-летнего цикла, подкреплённая такими примерами, выглядит вполне убедительно. Хотя из расчётов нумерологов выходит ещё одна интересная цифра — 375,5. Столько лет разделают между собой образование русского государства в 862 году, монголо-татарское нашествие в 1238-м, смута в 1613-м и крушение Советского Союза в 1989 году. Периоды между этими событиями стали циклами в истории страны, в которых уместилось много других важных событий — междоусобицы с войнами, годы достижений и развития.
Замечена связь между повторами исторических событий и активностью на солнце
Ещё одно из объяснений повторения событий истории связывают с солнечной активностью. Раз в 11 лет она, по утверждению биофизика Александра Чижевского, становится причиной серьёзных изменений в отдельно взятых странах и в мире вообще. Ученый доказал свою теорию на множестве примеров из российской истории, в которой активность народных масс совпадала с активностью на солнце.
Изучал влияние космических факторов на социально-исторические процессы
В качестве примеров Чижевский приводит февральскую и октябрьскую революции 1917 года в России, а также революционные процессы в Австрии и Германии. Учёный отмечал, что пагубным для человечества являются как избыток солнечной энергии, так и её понижение. При этом избыточное количество чревато ровно девятью потрясениям для отдельно взятого государства в течение одного века. Здесь теория исследователя также находит подтверждения в истории России ХХ века — от «кровавого воскресенья» до Беловежской пущи и конца СССР.
Психологические типы людей у власти последовательно чередуются: либералов всегда сменяет «сильная рука», что тоже обеспечивает цикличность истории
Развитие и движение страны вперёд зависят от личности первого лица — царя, императора, генерального секретаря правящей партии или президента. При этом чаяния жителей страны относительно того, кого они хотят видеть на троне, постоянно меняются. Сегодня люди хотят «твёрдой руки» и порядка, а завтра они, напротив, могут повернуться к рубахе-парню — демократу, обещающему «дать всем волю».
В каждой шутке есть доля истины: новый правитель не может быть копией прежнего, он больше похож на того, кто был перед его предшественником
В конце 1990-х в России была популярна шутка-гадание относительно будущего главы государства. Люди подметили, что в течение ХХ века руководители страны чередовались в опять-таки цикличной последовательности «лысый — с волосами — лысый — снова с волосами»: после лысого Ленина пришёл Сталин с пышной шевелюрой, его сменил абсолютно лысый Хрущев, которому потом пришлось уступить место «волосатому» Брежневу…
С древних времён не прерывалась в российской истории такая цепочка: сторонник реформ приходил на смену закоренелому стороннику традиций и устоев, а реформатора, в свою очередь, сменял очередной традиционалист. И это становилось ещё одной причиной движения по кругу.
История циклична, потому что природа человека не меняется
Фундаментальная природа людей остаётся прежней. Перед ней не властны ни века, ни потрясения, ни технический прогресс. Жадность, конкуренция, борьба за власть — всё это неизменно. И это продолжает историю повторяться вновь и вновь. Иногда в виде трагедии, а иногда в виде фарса.
Чтобы разорвать круг повторений, должна измениться природа человека
Как в Древнем Египте, так и в современных державах правители государств были одержимы одним и тем же — добиться того, чтобы их государство было сильным, а у них самих сохранялся авторитет среди граждан, позволяющий и дальше оставаться у власти. И современные политики такие же, несмотря на смену декораций — прогресс, интернет и развитие технологий. Может ли что-то измениться в будущем? Вряд ли. Но исследователи убеждены: как только природа людей действительно станет иной, прервётся и цикличность.
Ещё наши предки заметили особенность истории двигаться по кругу. Повторы событий «давно минувших дней» мы тоже встречаем регулярно. Даже мода циклична: «вещи из сундука» спустя столетие вдруг снова оказываются актуальны. То, что было во времена наших прабабушек и прадедушек возвращается в нашу жизнь уверенно и не спрашивая у нас разрешения на это.И иногда это не так плохо: мы и не может предсказать будущее, но мы можем… подготовиться к нему — извлечь уроки из прошлого и попытаться сделать «работу над ошибками». Ведь кому-то надо её начинать.
Циклична ли история человечества?
Цикличность как основа мироздания
Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира.
Тезис о вечном повторении хорошо раскрыт в индуизме. Здесь существует такое понятие как сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, согласно верованиям древних индусов, существует лишь на протяжении «дня Брахмы» – бога творения. Один такой день исчисляется примерно 4320000 лет (по другой версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а затем появляется вновь, когда приходит новый день.
Религия вообще склонна к подобным «повторениям». Если верить Библии, человечество уже пережило один конец света (Всемирный потоп), а в будущем нечто подобное повторится вновь, теперь уже в виде так называемого Судного дня.
Всемирный потоп. Айвазовский / ©Wikipedia
Цивилизация: рождение и гибель
Историю человечества сложно представить линейной и последовательной. В тот или иной отрезок времени на вершине развития находились разные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед. Например, захватническая политика Александра Македонского привела к распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. Если смотреть на Новое время, можно вспомнить Гражданский кодекс Наполеона, легший в основу правовых документов множества государств и похоронивший архаичные феодальные порядки.
Расцвет могущественной цивилизации нередко становился точкой отсчета нового исторического периода, и наоборот: ее гибель может ознаменовать собой наступление «темных» веков. Нечто подобное мы могли видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.
В силу всего вышесказанного вопрос цикличности истории сначала уместно рассмотреть на примере отдельно взятых цивилизаций. Выводы о том, что каждая из них имеет несколько этапов своего развития, отстаивали такие известные исследователи как Арнольд Тойнби. Оригинальный подход предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю стран и народов он видел в качестве непрерывного ряда циклов, которые длились по 400 лет. Причем каждый из них, в свою очередь, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих упадок и возвышение.
И хотя взгляды этих ученых часто критикуют, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии. Следующий этап – развитие, связан с появлением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базовых ценностей, переставших быть уделом кучки маргиналов. Расцвет цивилизации, кроме качественного роста во всех сферах, может быть ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой. Однако сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает крах. На этапе угасания резко обостряются социальные экономические и политические противоречия. Все сложнее становится поддерживать высокий уровень образования и науки. На этом этапе империя становится очень уязвимой – как для внешних врагов, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, например, могут относиться ранее порабощенные народы).
Арнольд Тойнби / ©Wikipedia
Если верить сторонникам циклического подхода, каждая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. Обычно насчитывают несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.
Кстати, эта классификация была очень тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную разницу» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, ведь Россия развивалась под огромным влиянием Запада. Однако эти выводы совсем не говорят о том, что каждый россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью наоборот. Данный пример хорошо иллюстрирует, сколь размытыми могут быть границы двух цивилизаций.
И это лишь одна из возможных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них также вызваны уникальными обстоятельствами, с которыми сталкивается та или иная культура, та или иная цивилизация. Например, закат Минойского государства в 1400-х годах до н. э. был вызван природной катастрофой – сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его судьба, не будь этого катаклизма, и не можем однозначно судить о циклах его развития.
При этом крупнейшие империи едва ли могли пасть жертвой одного природного катаклизма или быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории есть, но они, скорее, исключение из правил. Приведем пример: официальной датой краха Римской империи считают 4 сентября 476 года н.э., когда вождь отряда варваров Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы возможными без затяжного социально-экономического и политического кризиса. В последние годы территория государства сократилась до размеров современной Италии. Очень сложной была ситуация с армией. Если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще можно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима стояли варвары-наемники, чьи ценности сильно отличались от римских, а уровень дисциплины и оснащенности зачастую оставлял желать лучшего.
С похожими трудностями к концу своего цикла сталкивалась каждая из империй. К этому моменту некогда доминирующие в обществе идеи окончательно утрачивали свой вес, а экономика не обеспечивала потребностей растущего населения. Само существование государства уже не рассматривалось в качестве ценности, и никто из его жителей не хотел воевать и уж тем более умирать за него.
Что-то похожее случилось в 1991-м, когда рухнул Советский Союз. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних врагов: такого монстра как СССР в принципе нельзя было победить силой. Его крах произошел в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.
Развалины дорического храма. Гюбер Робер / ©Artmeteo
Куда человечество путь держит
Но что будет со всей человеческой цивилизацией в целом? Будет ли она вечно переживать периоды расцвета и заката, рождения и гибели культур? Возможно, но это будет лишь частью истины. Сложно себе вообразить, например, возврат к правовой и административной системе, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И едва ли мы в XXI веке станем свидетелями войн, аналогичных тем, которые велись в прошлом столетии. В последнем случае свою роль играют два фактора: во-первых, технологии достигли такого уровня развития, при котором война двух мощных держав грозит уничтожить всю жизнь на планете (и это является сдерживающим фактором). Во-вторых, цивилизованные страны научились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.
Здесь также важно отметить наличие единых для государств постиндустриального мира ценностей, появившихся в результате социокультурной эволюции последних веков. Сюда входят такие базовые ценности как права человека и уважение к свободе слова. Их носителями являются не только европейцы и американцы, но и многие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная демократия западного образца конечной точкой эволюции человеческой цивилизации или же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно. Долговременный прогноз вообще вещь неблагодарная.
Подведем итог. Тезис о повторяемости истории имеет право на жизнь, но его не стоит воспринимать слишком буквально. Ни одно из событий мировой истории не повторяется «один в один». А уж тем более спустя многие столетия, за которые в мире произошло множество структурных перемен. Нужно осторожно относиться к высказываниям в духе «мы через это уже проходили». Во многих случаях они используются в качестве орудия пропаганды.
Только не вздумайте вникать в эту хрень, когда я натолкнулась на эту часть философии (назовем её так для простоты повествования) и прочитав не мало трудов, у меня реально развилась параноя, что скоро наступит очередной звиздец, и дни я проживала отчасти в ожидании этого.
ЗЫ: Я вообще не чувствительный мальчик Томми, только стелят в этих трудах особо хорошо, приемчики в стиле гадалок, только более правдоподобные
Нет смысла творить миры, нет смысла их уничтожать. Ничто не имеет смысла. Содеяв что-либо, забудь об этом.
Развитие идет не по кругу конечно и даже не по спирали, я считаю это как фрактальные функции.
Кремль в 19 веке
Всех приветствую! В данном посте представляю вашему вниманию фотографии Кремля конца 19 века, приятного просмотра! (Описания находятся НАД фото)
1. Храм Христа Спасителя
3. Панорама Кремля со стороны Софийской набережной от Москворецкого моста
4. Вид на Кремль с Софийской набережной
5. Никольская улица
6. Москва. Вид на Кремль с Храма Христа Спасителя
8. Колокольня Ивана Великого
9. Кремль со стороны Москвы-реки
10. Красная площадь
11. Чудов монастырь
12. Вид из Кремля на Софийскую набережную и Тайницкую башню
13. Торжественный въезд императора Николая II на территорию Кремля
Дата съемки: 9 мая 1896
Советник монгольских ханов
Кидани — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. Академик В.В. Бартольд относил киданей к «тунгусскому происхождению с примесью некоторых монгольских элементов»
Ляо или по-монгольски Хятан — государство киданей, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина). Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».
Однако потом кидани проиграли своим соседям – чжурчженям (предкам маньчжур), и те сменили их в гегемонии над северным Китаем. Род правителей Елюй утратил свой привилегированный статус, и Елюи стали чиновниками на службе чжурчженьской Золотой империи – Цзинь.
В 1212 году, после вхождения войск Чингисхана на территорию империи Цзинь, кидане присоединились к монголам.
Когда Чингисхан первый раз увидел наследника прежней киданьской династии Елюй-Чуцая (1189–1243) весной 1218 года, он был поражен: его высокий рост, длинная борода и зычный голос очень понравились монгольскому завоевателю.
Чингисхан, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев с чжурчженями, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингисхана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву в верности, служили им. Разве можно враждовать с государями, будучи их подданными?!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода») и стал выдающимся государственным деятелем Монгольской империи. Помимо политической деятельности, Елюй Чуцай известен как ученый, врач, поэт, музыкант, историк, философ, буддист и конфуцианец.
Елюй Чуцай консультировал Чингисхана, основываясь на наблюдениях за светилами, помогал выбирать время и место закладки столицы – Каракорума, начала и окончания военных кампаний, составлял монгольский календарь, писал и переводил книги, чертил карты, открывал школы и академии (истории, медицины, астрологии), оставил после себя множество рукописных творений по истории, астрологии, медицине и земледелию.
Джон Мэн охарактеризовал его так: «Дело его всей жизни – помочь Небесам, остановившим свой выбор на данном правителе, преобразовать варварство и невежество в добродетель и мудрость».
Елюй Чуцай наставлял государя: «Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно» Н.Я. Бичурин констатирует: «Елюй Чуцай имел высочайшее дарование и далеко превосходил прочих… В распоряжениях правительства можно приметить две или три десятых доли его трудов; и если бы не было тогда Елюй Чуцая, то неизвестно, что бы последовало с родом человеческим». Надо помнить, что Чингисхан и Угедэй серьезно задумывались о том, чтобы полностью истребить китайцев и заступничество Елюй Чуцая помогло изменить их планы.
К числу выдающихся новаторских идей Елюй Чуцая принадлежат:
– впервые в мире ввёл в торговый оборот бумажные деньги: «Во второй месяц (1236 г.) монголы в первый раз ввели ассигнации, названные Цзяо-чао». По представлению Елюй Чуцая, их выпущено на 10 тысяч малых слитков (на 50 тысяч унций серебра)
– разработал и внедрил в государственном масштабе подати и пошлины: сколько собирать с крестьян в зависимости от качества и количества обрабатываемых земель;
– произвёл перепись населения, по которой оказалось 1 040 000 семейств или домов (включая империю Цзинь);
– утвердил порядок развоза государственных указов по всей Империи (почтовая служба);
– широко и повсеместно привлекал к государственной службе грамотных и умных граждан;
– организовал школы для сыновей китайских и монгольских чиновников;
– учреждено Историческое общество.
Так благодаря привлечению к управлению Елюй Чуцая и других учёных монголы превратились из грабителей в правителей.
При Угедэе, сыне Чингисхана, китаец фактически управлял империей, и ему удалось отобрать у монгольских военачальников прерогативу наложения наказаний, назначения судей и сбора налогов на нужды казначейства. Его сообразительность и невозмутимое мужество нравились завоевателям-язычникам, а он знал, как на них влиять. Угедэй злоупотреблял вином, а у Елюй Чуцая был резон желать, чтобы он жил как можно дольше. Возражения никак не действовали на хана, и китаец принес ему железную вазу, в которой некоторое время хранилось вино. От вина края сосуда заржавели.
«Если вино, – сказал он, – так разъело железо, суди сам, что оно сделало с твоим кишечником».
Угедэй был потрясен этой наглядной демонстрацией и стал меньше пить, но все же пьянство стало истинной причиной его смерти.
Во 2-й половине 1230-х годов раздача Угедэем под давлением монгольской знати значительной части территории и населения Северного Китая в уделы (фэнь да) своим родичам и военной верхушке фактически подорвала систему управления, созданную Елюем Чуцаем.
В 1261 г. прах Елюй Чуцая был перезахоронен его младшим сыном Елюй Чжу (вице-канцлером хана Хубилая) на горе долголетия в парке при императорском дворце в Ханбалыке (Пекин).
В честь канцлера там был построен храм, в котором стояли мраморные статуи его и жены.
В 1751 г. по повелению императора Китая Цянь Луня (завоевавшего Джунгарию и Кашгарию) на его могиле сооружен новый храм и поставлен каменный памятник с надписью.
Англичанин Джон Мэн даёт перевод этой надписи: «Хотя мы родились в разных династиях, я уважаю его за ясность перед своим императором. Я сам император, надеюсь, мои министры берут с него пример». Несмотря на разрушение в 1860 году англо-французскими войсками Старого Летнего дворца (Юаньминъюань), этот памятник сохранился по сей день.
Великое имперское похмелье (3)
Продолжаем знакомиться с книгой Самира Пури «Великое имперское похмелье»
Ссылки на предыдущие части: 1 2
Если всё-таки случится так, что Китай захочет «встать во главе семьи», то противостоять ему смогут только США. С ними воевать у китайцев охоты нет, но вот с ближайшими соседями они уже успешно ссорятся на предмет островов в прибрежных морях. Наращивание военно-морской мощи страны говорит о начале военного противостояния в Тихоокеанском регионе. Помня о дипломатии канонерок, Китай стремится компенсировать столетие унижений.
Затем пришли португальцы, французы, голландцы, а за ними и британцы. Битва при Плесси на восточном театре военных действий первой (по словам Черчилля) мировой войны в истории, положила начало британскому владычеству. В 1876 году королева Виктория была коронована индийской императрицей, ни разу не ступив на тамошнюю землю. Британцы принесли промышленный прогресс и идеи государства-нации. Колонизаторы были настолько чужи местной культуре, что фундаментально изменили положение вещей на полуострове. Двадцатый век с его мировыми войнами положил конец господству Британии. Драконовское закручивание гаек в Первую послужило причиной протестов 1919 года с последовавшей Амритсарской бойней. Эта резня «гальванизировала» ИНК с Ганди во главе. Индийское движение за независимость стало расти, как на дрожжах. Однако во Второй мировой индусы браво сражались плечом к плечу с англичанами против Японии. Но не все: те, кому японцы пообещали независимое государство, вступили в ряды индийской национальной армии. Подняв в первый раз индийский триколор, они стреляли с другой стороны Бирманского фронта в своих соплеменников. Им «не повезло» с выбором стороны, но движение за независимость было уже не остановить. Уступив давлению Мусульманской лиги, Британия разделила Индию на две колонии перед тем, как предоставить независимость. Этот раздел положил начало вражде на религиозной почве и нескольким индо-пакистанским конфликтам. Незаживающая рана кровит и по сей день.
Великое имперское похмелье (1)
С наступающим, уважаемые!
Начал он со Штатов. Страна родилась в антиколониальной борьбе. Война за независимость была одновременно и первой гражданской войной: хватало лоялистов. Успехом победившие обязаны помощи французских и испанских колониальных держав, атаковавших Британию на суше и на море. Антиколониализм повстанцев не означал отказа от имперских традиций, особенно в то время. Джефферсон ещё в 1780 году произнёс знаковую фразу «империя свободы», которая осела в сознании американцев. Экспансия обосновывалась интересами гуманности. В бытность Джефферсона президентом у Франции была куплена удвоившая территорию страны Луизиана и отправлена первая экспедиция к Тихому океану. Была выработана идея явного предначертания. Эта идея подводила обоснование для аннексий западных территорий. Страна была всё еще уязвима для бывшей метрополии, и та этим воспользовалась, развязав англо-американскую войну в начале девятнадцатого века. Однако бывшая колония отстояла свою независимость и приняла на вооружение доктрину Монро. Американский континент провозглашался зоной, закрытой для вмешательства европейских держав. В процессе продвижения к тихоокеанским берегам понятие свободы распространялась только на тех, кто «способен к самоуправлению». Индейцы в их число не входили, и были согнаны по дороге слёз в концентрационные лагеря резервации, а их духовный символ стал гербом США. Движение на Запад породило идеологический отрыв от европейских корней. Новые идеалы, замешанные на индивидуализме, демократии и экспансии, двигали переселенцами. Потом была аннексия Техаса, война с Мексикой и новые территории. Американские рабовладельцы почувствовали жажду расширения своих частных бизнес-империй, но их надеждам не суждено было сбыться. После Гражданской войны с экономикой, основанном на рабском труде, было покончено. Однако шрамы от рабства не зажили до сих пор.
Оправившись от войны, Штаты стали бурно развиваться на дрожжах осваиваемого Запада, реконструируемого Юга и прикупленной Аляски. Война с Испанией за колонии ознаменовала начало борьбы за морское доминирование. При этом были заимствованы британская военная практика с опорой не только на флот, но и на заморские базы. Но США не стали классической колониальной империей. Основой Pax Americana стало не управление, а влияние на территории. Классическим примером послужил отрыв Панамы от Колумбии и строительство Панамского канала. Зачем завоёвывать территорию, если пользу можно извлечь гораздо меньшими вложениями? Мировые войны послужили стартовыми площадками для превращения страны в глобальную сверхдержаву. Высказанное в 14 пунктах Вильсона желание покончить со старыми колониальными империями вызвало отклик в сердцах по всему миру. После Второй мировой американская «империя по приглашению» протягивать щупальца туда, где не была доселе. В присоединяемой стране устанавливалась демократия как основа порядка, подкрепляемого течением долларовых потоков. США «заполняли пробелы, оставляемые уходящими европейскими колонизаторами». То, что эти колонизаторы уходили и оставляли свои колонии не по своей воле, а под давлением тех же США, не пишется, хотя это факт. Рузвельт только тогда согласился помогать Черчиллю в войне, когда тому пришлось отказаться от привилегий в торговле с колониями.
Эта империя была величайшей в человеческой истории. И, как любая империя, она оставила своё наследие, как позитивное, так и негативное. Лондон по сей день остаётся мировым финансовым центром. Британские университеты собирают, как магнит, талантливую молодёжь со всего мира. Да и люди постарше любят приезжать в старую добрую Британию тратить свои деньги. В то же время отсталая ментальность создаёт самим британцам ощутимые проблемы.
В прежние времена территориальное расширение было вполне нормальным направлением развития для энергичных и предприимчивых наций. Англичане не были исключением. Секретами успеха Империи автор называет органичное развитие и изоляция морем от ближайших конкурентов. Первым и ближайшим объектом для экспансии послужила территория Франции. Но оттуда англичан выперли eщё в пятнадцатом веке. Следующая возможность открылась столетием позже, и они ей воспользовались. Дорогу протоптали морские разбойники навроде Уолтера Рэли и Фрэнсиса Дрейка.
Французы отошли в тень, а на востоке главным соперником стала уже Российская империя. Началась Большая игра, в которой игроки делили азиатские пространства. В Европе Россию удалось после Крымской войны (на время) сдержать. В целом на континенте в конце девятнадцатого века всё было сравнительно тихо-мирно. Можно было сконцентрироваться на колониальных захватах. И хотя африканские похождения британцев не могли служить примером человечности, девятнадцатый век вошёл в историю и временем отмены рабства в их владениях.
Мотивами британского империализма автор называет распространение современной цивилизации, христианское миссионерство, военную логику превосходства и извлечение прибыли из центрального положения в торговой империи. То, что эта прибыль извлекалась посредством неравноправных договоров, не упоминается. Тогдашние колонизаторы осознавали несправедливости, лежащие в основе Империи. Но сдать всё и откатить назад они тоже «не имели права». Сами жители метрополии были переполнены энтузиазмом, порождённым величием Британии.
Отношение британцев к своему прошлому неоднозначно. Оно метается между прославлением распространения прогресса и либерального капитализма и обвинениями в жестокостями, перевешивающими пользу от осовременивания. Звучат призывы демонтировать статуи Сесила Родса в Оксфорде. Кембридж исследует свою историю на предмет получения пользы от работорговли. И, хотя общество далеко от консенсуса, имперское сознание потихоньку уходит из умов,тем более, что в школах тему стараются не педалировать.
Завтра Великобритания откроет новую страницу в своей истории. Вступит в силу Брекзит. Истоки этого исторического решения лежат в имперском прошлом. Несмотря на то, что было много других причин, как то стремление избавиться от потерь при глобализации и желание избавиться от мигрантов, автор считает, что это была и защитная реакция на изменение характера Британии. Люди неуверены ни в своём настоящем, ни в будущем. Столько лет они жили в центре мировых событий, а тут приходится жить в «придатке Европы». В этом желании уйти проявилось стремление обратить ход истории. На эмоциональном уровне кажется, что это возможно. В итоге страна оказалась и без империи, и без европейских союзников. И лишь непредсказуемые американские президенты «старшего партнёра» всё ещё составляют компанию.
Что ж, неплохо. Рассказ в начальных главах оказался вполне искренним, хоть и не очень глубоким и с множеством повторений и банальностей. Но видно, что Самир хорошо знает страны, о которых он пишет, и потому пишет в целом верные вещи. Будет интересно узнать его мнение о других империях и о том, какой след они оставили в умах современников.