познавательные возможности учащихся при изучении истории
Развитие познавательной активности на уроках истории
В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»
Проблема развития познавательной активности на уроках истории в современном мире прибредает все большую актуальность. Это обусловлено следующими причинами:
Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать и применять новые формы и средства активизации познавательной деятельности.
Хочется отметить, что именно от педагогического мастерства учителя зависит познавательный интерес ребят к изучаемому предмету, а значит и активизация познавательной деятельности на уроках истории. Развитию познавательной активности способствуют различные методы и средства, которые реализуются на разных этапах урока.
Предлагаю рассмотреть следующие из них:
Применение нетрадиционных форм урока
В педагогической литературе выделяются различные типы нестандартных уроков. Наиболее используемые на уроках истории это: урок-дискуссия, урок-игра «Поле чудес», урок-экскурсия, интегрированный урок, объединённый единой темой или проблемой с другим предметом. Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Такого типа занятия являются ярким пятном в учебной деятельности учащихся, вызывают интерес к изучаемой дисциплине. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, использовать их систематично не рекомендуется из-за большой потери времени и отсутствия серьезного познавательного труда.
Так, например, на обобщающем уроке по теме «Арабы в VI–XI веках», ребятам можно предложить сыграть в игру «Поле чудес». Правила игры, задания, верные ответы учитель заранее готовит на слайдах в презентации.
Как правило, такого рода занятия вызывают у учащихся большой интерес. Если заранее предупредить ребят об игре, они с большим желанием подготовятся к уроку.
Использование игровых форм, методов и приёмов обучения
Среди форм проведения урока следует выделить игровые: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностые. Педагогами давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность познания учебного предмета. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. В методической литературе этот прием рассматривается как один из самых главных и универсальных в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.
Так, например, на этапе изучения нового материала по теме «Жизнь египетского вельможи можно предложить одному из учащихся заранее подготовиться и сыграть роль вельможи, который пришел из Древнего мира с рассказом о своей жизни.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация, как правило, побуждает учащихся задавать вопросы. Получая ответ на свой вопрос, ученик «открывает» новое знание.
Виды проблемных ситуаций:
Чаще всего на уроках истории использую ситуации-предположения. Так, например, при изучении темы «Древнее междуречье» учитель просит ребят выдвинуть гипотезу «Первые поселения в Междуречье образовались именно в долине рек, потому что…», а потом подтвердить свои предположения текстом учебника.
Использование на уроке разнообразных форм учебной деятельности учащихся
Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта:
а) общеклассная (учитель → учащиеся класса),
б) бригадная (учитель → группа учащихся).
Для этого класс делится на микрогруппы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учащихся – командир группы. Работа в группах может строиться по-разному: иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик.
Одной из интересных форм организации коллективной познавательной деятельности учащихся, на мой взгляд, является общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории.
Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
Систематическое использование различных средств контроля
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д.
Статья на тему: Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории»
« Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории »
обществознания и географии
Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории.
Понятия о п ознавательных в озможностях у ченика. ПВУ – это достигнутые на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств ученика, которые обеспечивают определенный результат во владении учебным предметом. Есть зоны ближайшего развития ученика. ПВ – это и уровень исторических знаний, степень развития его исторического мышления, уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти/, речи, восприятия, эмоций, чувств, воли, степень интереса ученика к истории, мотивации овладения учебными предметами.
Обучаемость – это способность экономно (по затрате времени и сил) взять из истории максимум образовательно-воспитательных ценностей. 3 уровня обучаемости: слабая (ученики недостаточно подготовлены, не владеют и не применяют знания, мешают учителю работать), средняя (ученики, которые имеют удовлетворительные знания по истории, но сегодня им нравиться, завтра нет) и сильная (небольшой процент – хорошо подготовлены, интерес к истории устойчив). Нужно учитывать все уровни – давать задания разного познавательного уровня, все должно быть разнообразным.
Тест на концентрацию внимания – описание объекта. Даются гравюры и картины, и спрашиваем, сколько каких было.
Как проверить тип восприятия? Прочитать текс, а потом спросить про него. Кто-то будет вдаваться в мелкие подробности, а кто-то общее и главное. Это дает возможность развивать противоположное.
Воображение – это создание новых образов на основе известных знаний. Классификация: воссоздающая и творческая. 70% воссоздают, 30% творческих. Классификация: зрительное и слуховое воображение. Есть вербальное (в старших классах) и знаковое (в младших классах) воображение. Как проверить? Тест №2. Даем 10 кружочков на листе. Надо подписать максимальное количество объектов – нарисовать круглую монет, круглую маску, круглый амфитеатр, круг колесницы.
Память – сохранение, воспроизведение материала. Слуховая, зрительная. Образная (по внешним признакам запоминание), смысловая, механическая (очень мало таких). Все ученики в школе с 4мя видами памяти – 1й все запоминают, медленно забывают, 2я – быстро запоминают, быстро забывают, 3й медленно запоминают, медленно забывают, 4й тип понятно какой.
Как проверить? По способу подачи на слух. Учитываем время, количество опыта, ошибок, воспроизведенных элементов.
Исследование логической памяти – читаем текс, и с логической памятью ученики быстро все воспроизведут. Метод парных ассоциаций – как лучше запоминать слова. Образные – с образными (летящая колесница, мертвое море). Смысловые – попарные. Механическая – вразнобой все дать.
Если больше на уроке людей со зрительной – развиваем слуховую и наоборот. А вот механическая – образное даем с логическим.
Мышление – творческое преобразование и исследование материала. Наглядно-образное, наглядно-действенное (с документом), теоретико-образное (и то, и то), теоретико-понятийное (мыслят философскими категориями). Политики (40%), экономисты (40%), этики (10-15%), историки (5%). Как выявить направленность? Дать три слова, и составить словосочетание. Каждый будет давать или экономические, или политические, или исторические аспекты.
Поэтому при проверке внимание обращается не только на правильность ответа, но и на его оформление: приемы воспроизведения исторических образов, детализация или схематизация рассказы, целостность или мозаичность описания, красочность или логичность изложения. В дальнейшем различным группам учащихся будут предлагаться задания разного типа и разной сложности.
Таким образом, д иагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории является важным фактором процесса обучения. На диагностику необходимо ориентироваться при постановке учебных целей, организации содержания и выборе адекватных им форм и способов обучения.
Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и влияют на цель, содержание и характер учебной работы. Согласно познавательных возможностей учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока.
Познавательные возможности учащихся при изучении истории
Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых ею внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности.
Применительно к обучению истории, личностными познавательными качествами учащегося является: формирование исторических знаний, выработку гуманистических взглядов и убеждений, а в процессе этой работы с учетом возраста совершенствование внимания, восприятия, исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников, их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, вооружение их рациональными приемами учения, развитие их познавательных умений.
Проверка на уроках учителя лишь знания не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Надо обязательно измерять и умения, степень овладения учеником соответствующими приемами учения. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения на их подготовку и изложение.Без таких профессиональных качеств, квалифицированно диагностировать познавательные возможности школьников нельзя.
Развитие или задержка одного из них неизбежно влияет на другие. Так, наращивание или недостаточное усвоение исторических знаний сопровождается успехами или упущениями в воспитании учащихся, дает положительные или недостаточные результаты в развитии их исторического мышления, воображения, речи, сказывается на развитии эмоций и мотивов учения. Усвоение или неусвоение новых приемов и умений познавательной деятельности положительно или отрицательно отражается на формировании знаний и воспитании учащихся.
В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения).
Обучаемость определяется не только уровнем активного познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и тем, что субъект может познать с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями».
Психологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики.
Так создаются объективные условия для дифференцированного подхода учащихся к учению. Каждый ученик выбирает посильное задание и учится в соответствии со своей обучаемостью, на том или ином уровне трудности, познавательной деятельности. Учитель по проявленной обучаемости, определяет познавательные возможности класса, каждого ученика в отдельности.
Школьная практика и опытное преподавание истории показывают, что учащиеся по познавательным возможностям делятся на слабых, сильных и среднеуспевающих.
К слабым, недостаточно подготовленным относятся ученики, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к ее изучению и почти совсем не владеют адекватными приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно-эмоциональной форме даже наиболее значительные факты, самостоятельно анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать даже разъясненный теоретический материал. Они склонны преимущественно лишь к запоминанию с последующим пересказом изложения учителя, заучиванию текста учебника.
Слабых учеников надо терпеливо и планомерно обучать приемам и умениям учебной работы, воспитывать у них интерес и волю к изучению истории. Наиболее благоприятные условия для этого создает воспроизводящая деятельность, но при условии, если главные исторические факты учитель излагает эмоционально, в наглядно-образной увлекательной форме, с обязательным разъяснением существенного. Такое изложение пробуждает у учащихся интерес к историческим событиям.
Сильные, хорошо подготовленные учащиеся могут работать не только на первом, но и на втором, а при накопленном опыте и на третьем, самом трудном уровне познавательной деятельности. Вторым уровнем мы называем преобразующую деятельность учащихся. Третий уровень трудности познавательной деятельности предполагает проблемное изложение учебного материала различными источниками исторического знания и творческо-поисковую деятельность учеников, владеющих обобщенными теоретическими знаниями и обобщенными познавательными умениями.
К числу сильных, или хорошо подготовленных, относятся учащиеся, которые интересуются историей, имеют выраженную склонность к ее изучению, хорошо знают фактическое и теоретическое содержание уже изученного исторического материала, читают дополнительную литературу, имеют развитое историческое мышление, воображение, память и речь, владеют разнообразными методическими приемами и умениями учебной работы, могут не только перестраивать разъясненный учебный материал и усвоенное историческое знание, но и творчески применять ранее приобретенное теоретическое знание для учебной поисковой деятельности, для самостоятельного нахождения сущности проблемно изложенных исторических фактов, их связей и отношений.
В обучении сильных, учитель может применять различные модификации творческо-поискового варианта методической организации учебного процесса. Не давая объяснения, доказательства, характеристики существенного, в проблемном изложении, он может ограничиться воссозданием ярких картин исторических событий и явлений, в которых слиты воедино внешние, несущественные и внутренние, существенные признаки, стороны, связи и отношения. Либо учитель может предложить ученикам для самостоятельного осмысления исторические документы, графические наглядные средства, другие источники исторического знания, в которых существенное не выделено, не подчеркнуто, не объяснено, а закодировано. Педагогические исследования и учительская практика убеждают в том, что учебная работа на самом трудном уровне познавательной деятельности обеспечивает оптимальное решение задач исторического образования, гуманистического воспитания и умственного развития школьников. Использовать творческо-поисковый вариант обучения можно далеко не на каждом уроке. Прежде всего, потому, что его трудно сочетать с воспроизводящей и преобразующей деятельностью учащихся. Кроме того, для творческого поиска на уроке часто не хватает времени. Либо изучаемый материал настолько сложен, что самостоятельно осмыслить его без объяснения учителя могут очень немногие учащиеся. Или, наоборот, теоретическая нагрузка в содержании урока слишком мала, а объем важного в воспитательном отношении фактического материала настолько велик, что главное внимание следует уделить эмоционально-образному изучению главных фактов. Поэтому необходимо рационально использовать в различных сочетаниях все три варианта методической организации обучения, поскольку каждый из них имеет свои положительные стороны.
Средние по обучаемости учащиеся обычно работают вместе со слабыми на первом либо с сильными на втором, а некоторые из них и на третьем уровне трудности познавательной деятельности. Учителю следует поощрять их к работе с сильными учениками на двух более высоких уровнях. Это будет не только развивать их уверенность в своих силах, но и более эффективно совершенствовать их познавательные возможности.
Средними по обучаемости считаются ученики, которые имеют вполне удовлетворительное знание истории. Они основательно усвоили главные факты, ведущие понятия и закономерности, неплохо знают и владеют многими предусмотренными учебной программой умениями, могут без больших затруднений перестраивать изучаемый материал, усваивать и воспроизводить его. Историческое мышление, воображение, речь, память и другие познавательные возможности у школьников данной группы развиты выше, чем у слабоуспевающих. В отличие от слабых многие из них проявляют интерес, желание и волю к изучению истории.
Статья по теме «Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории.
Золотухина Наталья Викторовна
МОБУ « СОШ №1 с углубленным изучением математики, русского языка и литературы», город Оренбург,
В настоящее время в России происходит становление новой модели образования, ориентированной в мировое образовательное пространство. Педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует формированию познавательной деятельности учащихся. Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Ориентация педагогики и методики преподавания истории на формирование у школьников качеств творческой личности ставит перед необходимостью включения всех участников образовательного процесса в активную познавательную деятельность, которая выступает универсальным механизмом развития личности ребенка. С.Л. Рубинштейн писал, что благодаря познавательным возможностям учащиеся могут анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить им оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих возможностей, а с другой – расширял собственные представления об окружающей действительности.
Современный урок должен быть прежде всего эффективным по содержанию и достаточно ярким и запоминающимся. Эффективность урока определяется его результатами в образовании, воспитании и развитии учащихся, достигнутыми при рациональной, без перегрузки, затрате времени и усилий учителя и учащихся. Познавательные возможности связанны не только с содержанием учебного материала, но и целями урока. Именно цели, составленные на основе содержания к познавательным возможностям класса, могут указать, как работать над содержанием урока, чтобы оно было действительно оптимальным для данного класса. Именно цели показывают, какие образы, понятия, идеи, закономерности или их существенные признаки предстоит усвоить учеником в доступной форме для полноценного исторического образования, какие взгляды, убеждения и чувства будет формировать содержание этого урока, какие познавательные способности и умения учащихся будут развиваться на этом уроке. Приемы и средства преподавания учителя, избранные с учетом познавательных возможностей учащихся, могут разъяснить или, наоборот затушевать, изложить проблемно сущность теоретического материала. Первое, необходимо для слабых, а второе, для сильных учащихся. Приемы и средства помогают усилить образное звучание и эмоциональную выразительность главных исторических фактов, их важнейших составных частей и деталей, передать кратко и сжато не главные факты, а другой аналогично им фактический материал. То и другое необходимо всем ученикам класса.
Каждый свой урок я начинаю с короткого рассказа о событиях, которые произошли в разные годы в этот день в России и зарубежных странах. Привлекаю к урокам материалы периодической печати, приучаю ребят смотреть информационные программы. Учащиеся самостоятельно проводят параллель с историческими событиями в стране в разные периоды и проводят анализ со историей современной России и всего мира. Это даёт возможность учащимся проявить себя как исследователям. Для активизации познавательной активности учащихся и их интереса к предмету на уроках использую дидактические игры:
Словарная или хронологическая разминка.
Эти виды работы можно проводить на различных типах уроков: комбинированный урок, урок повторения и закрепления, урок-практикум и другие.
главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и способы деятельности, в ходе познания вырабатывают у себя личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни, удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.
Рассмотрим связи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения на уроке «Реформы Петра I «.
Путем структурно-функционального анализа в качестве главного теоретического положения в содержании урока выделяются основные реформы в государственной жизни страны, экономике и культуре. Хорошо подготовленным ученикам нагрузку нужно усилить теоретическим и практическим материалом.
Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учащихся могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать причины реформ и конкретизировать каждую из них соответствующими фактами. Перед сообщением сложного задания учитель может дать менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа на задание вызовет слабых учеников. Они расскажут содержание реформ и время их проведения. Последующие ответы сильных учащихся дополнят, углубят и конкретизируют знания слабых учеников.
Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, и тем успешнее, чем основательнее они проникнут в сущность реформ Петра Великого их значение для развития страны. Восприятие, усвоение и дальнейшее воспроизведение исторических событий эпохи Петра I в эмоциональной, наглядно-образной форме будут развивать внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь, эмоции, чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме.
В процессе изучения темы используются информационные технологии. Отдельные ученики заранее готовят презентацию по теме. При подготовке они могут использовать несколько вариантов презентаций: лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание выступление обучающихся; « плакаты»- это демонстрация иллюстраций, фотографий; « тройное действие»- визуальные материалы с надписями. Учащиеся самостоятельно выбирают вид презентации. Данная работа на уроке непосредственно будет способствовать познавательной активности школьников. К тому же, для закрепления материала может использоваться презентация с заданиями различного уровня: тесты, кроссворд и другие. Это может заранее подготовить один из учеников или сам учитель.
Для формирования познавательной активности учитель может использовать опережающие задания. К примеру, доклады, исторические справки, составить портрет исторического деятеля.
Одним из форм работы с учащимися в своей работе, я использую уроки-диспуты. Эта форма работы включает различные этапы познавательной активности учащихся. Мною был проведён урок-диспут по теме: « Плюсы и минусы политики Н.С.Хрущёва». Учащиеся были разделены на две группы по желанию. Каждая из групп подготовила дополнительный материал и вопросы для проведения диспута. В итоге была дана обобщающая оценка реформам Н.С.Хрущёва. Каждый из учеников имел свою роль в группе. Все были задействованы в процессе проведения диспута.
При работе с историческими документами у учеников активизируется такие познавательные процессы как мышление, воображение, память, что способствует более плодотворному и углубленному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Также у учеников вырабатываются умения работать и думать самостоятельно, то есть читать документы, их анализировать, извлекать информацию, оценивать значение документов прошлого и настоящего. Работа с историческими источниками имеет огромное значение для развития познавательных возможностей учащихся, так как представляет собой возможность практического ознакомления учащихся с методом исторического исследования. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда учащиеся осуществляют знакомство с внешним видом документа. Источник делает рассказ учителя ярким и живым, а выводы более убедительными. Также ценность документа состоит в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких картин и образов прошлого, создает ощущение духа эпохи. Работа с историческим источником должна быть интересной, увлекательной и направленной на стремление понять источник, увидеть за ним реалии прошлого. Для этого нужно использовать все известные методические приемы и средства, которые могут заинтересовать учащихся.
В своей работе на уроках истории при изучении различных тем мы привлекаем краеведческий материал. Так при изучении темы « Гражданская война в России» в урок включается материал про гражданскую войну в Оренбургской области. Нравственное восприятие темы « Великая Отечественная война» усиливается, если на уроке включить материал, который учащиеся подготовили заранее о судьбе своих родственников в годы войны.
Список использованной литературы