приказ о проверке контрагентов на благонадежность образец
Составьте документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности
Бизнесмены в России уже привыкли, что при выборе контрагентов нужно проявлять должную осмотрительность — то есть заранее проверить, может ли контрагент исполнить свои обязательства по договору. Но в первую очередь проверять контрагента приходится для налоговой, чтобы она не объявила его фиктивным и не убрала входящий НДС и расходы.
Но что на практике нужно сделать, чтобы получить информацию о контрагенте? Какими документами оформить проявление должной осмотрительности?
Грамотный Регламент проверки контрагентов — вот что вам нужно, чтобы инспекция не придиралась к должной осмотрительности
Когда налоговая вызывает директора на беседу или допрос, инспектор всегда спрашивает «Как вы проверяли своих контрагентов?» и задаёт массу уточняющих вопросов.
На практике, если у вас в компании не внедрен Регламент проверки контрагентов, инспекция всегда может заявить (и, скорее всего, заявит), что предпринятые меры по проверке контрагентов были недостаточными и неполными, как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов.
Инспекции придётся согласиться с тем, что вы проявили должную осмотрительность, только если у вас утвержден Регламент проверки контрагентов, и ответственные за его исполнение сотрудники и отделы проверили контрагентов по всем пунктам, которые указаны в Регламенте.
Что должно быть прописано в Регламенте проверки контрагентов?
Регламент проверки контрагентов — это документ, который утверждается решением общего собрания участников компании. Цель Регламента — не допустить заключения договоров с ненадежными компаниями.
В Регламенте должны быть:
Умно составленный Регламент выбора контрагентов грамотно «размывает» ответственность за их выбор между разными службами и сотрудниками компании. А значит, директор фирмы может не нести ответственность за выбор контрагента, даже если он оказался ненадежным.
Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?
Мы советует проверять контрагентов по 18-ти пунктам, которые должны быть изложены в Приложении к Регламенту. Что это за пункты? Например, нужно:
Как определить наиболее надёжного контрагента? Если по определённому пункту у него все хорошо (директор не номинал, адрес реальный и т.д.), то по этому пункту контрагент получает 0 баллов.
После того, как получена информация по всем 18-ти пунктам, нужно посчитать, сколько в сумме баллов набрал контрагент. Если много — работать с ним нельзя, он высокорисковый. Но здесь есть момент.
Что, если других претендентов на сотрудничество нет? В таком случае мы предлагаем прописать в Регламенте, что
работа с высокорискованным контрагентом возможна только на основании решения Комиссии, принятого не менее чем двумя третями голосов ее членов, присутствующих на заседании Комиссии, и оформляется соответствующим протоколом. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.
То есть опять же директор компании выведен из-под удара — не он принимал решение о работе с этим контрагентом, а Комиссия. Значит, директор ответственности за выбор не несет.
Как получить нужную для проверки информацию?
Очень просто. Вы можете получить информацию:
Устав, решение и выписки у вас должны остаться в «бумажном» виде, а чтобы зафиксировать информацию, которую предоставляют сервисы налоговой, достаточно сделать скриншот экрана монитора, распечатать его и заверить подписью сотрудника, проводившего проверку. Также укажите дату создания скриншота.
Выводы
Если в вашей компании не внедрён Регламент проверки контрагентов, то как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов, инспекция может обвинить вас в том, что вы проверили их недостаточно. А значит, не проявили должную осмотрительность.
Процедуры получения информации, определения рисков, сбора и фиксации сведений о контрагенте должны быть прописаны в соответствующем Регламенте.
Верно составленный Регламент возлагает ответственность за получение информации о контрагентах на различные службы и сотрудников компании, выводя таким образом руководителя компании из зоны ответственности.
Положение о проверке контрагентов: образец
Похожие публикации
Проверка надежности контрагента проводится перед заключением договора с ним. Это необходимо, чтобы минимизировать риски признания соглашения о сотрудничестве недействительным. Из письма ФНС от 24.07.2015 г. № ЕД-4-2/13005@ следуют такие критерии оценки потенциальных угроз:
Методика проверки контрагентов
Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами. Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях. Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).
На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.
Документы для проверки контрагента:
При необходимости проанализировать текущее финансовое положение субъекта предпринимательства можно запросить информацию о численности персонала, стоимости основных или оборотных активов, опыте работы в конкретной рыночной нише. Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.
На следующих этапах помощь оказывает Федеральная налоговая служба – проверка контрагента будет производиться через подачу письменного запроса в контролирующий орган с целью получения достоверных сведений об интересующем предприятии. Подтвердить официальность статуса контрагента можно и на сайте ФНС. Возможности электронных сервисов сайта:
Рекомендуется ознакомиться и с содержанием актуальной картотеки арбитражных судебных разбирательств (на ]]> официальном сайте ВАС ]]> ). Это позволит быстро уточнить, не является ли фирма участником судебной тяжбы. Информацию о действующих исполнительных производствах можно получить из ]]> поискового сервиса ]]> на сайте ФССП.
Добросовестность контрагента можно перепроверить по лицензионным документам. Для этого надо воспользоваться поиском по реестру лицензий на сайте соответствующего ведомства.
Наличие полномочий у должностного лица со стороны контрагента по ведению переговоров и заключению сделок определяется несколькими способами:
Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах. Если компания участвует в электронных торгах на аукционе, то при ценовом демпинге нормы Закона о госконтрактах № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предписывают поставщику предъявить контракт на закупку товара и письмо о добросовестности контрагента. Последний документ составляется в произвольной форме.
Положение о проверке контрагентов: образец
Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:
Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.
В ответе за того парня: проверка контрагентов по-новому
А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.
Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.
Н о самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!
Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.
В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.
Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.
Проверка контрагента по новым правилам
С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.
Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:
Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).
Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.
Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.
Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!
А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.
Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнения — нужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.
Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.
Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.
Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.
Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:
Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.
Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.
Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.
Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.
Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.
Этап 6. Собрать документы.
Этап 1. Изучаем контрагента
Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.
Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.
Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.
Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.
И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».
Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.
Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.
Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.
Сведения из официальных источников
Советую необходимые для проверки контрагента документы не запрашивать, а получать самостоятельно из официальных источников в Интернете.
Какие сведения добываем в первую очередь:
Запрос документов у потенциального контрагента
Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:
Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))
Ч ем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.
Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.
Интернет-поиск
Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:
Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.
Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.
Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?
Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?
Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.
И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.
И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!
Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору
Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:
1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.
2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.
3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.
4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.
5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.
Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.
Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.
Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!
Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.
Этап 3. Оценка коммерческого преимущества
В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.
Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?
Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?
Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.
Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.
Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.
Как переломить эту практику? Как перезагрузить сознание директора?
К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.
Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.
Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.
И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.
А продолжение следует…
Подписывайтесь, обещаю в скором времени залить вторую часть статьи.
Обсудим этапы 4, 5 и 6 : какие налоговые оговорки следует включить в договор с контрагентом, чтобы снизить свои риски. Как отследить и зафиксировать фактическое исполнение договора. Как действовать в случае проведения проверки контрагента. И по арбитражной практике пробежимся по теме.
А пока вам удачи! Надежных партнеров! И до скорой встречи!
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента
Востребованность должной осмотрительности
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС.
Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:
Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.
Осмотрительность: правовые основы
Законодательно понятие должной осмотрительности нигде не определено.
Подробнее о текущей регламентации понятия «налоговой выгоды» читайте в этой статье.
Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п. 12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.
Полный список критериев отбора налогоплательщиков для проверки смотрите здесь.
Дополнительную информацию о признаках сомнительных контрагентов можно почерпнуть в письмах:
Однако формальное следование положениям указанных документов не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Они все более успешно доказывают нереальность отраженных в учете сомнительных хозопераций, в т. ч. с использованием аргументов, дополняющих разработанные ФНС России критерии. И все чаще точка зрения ИФНС находит поддержку у судей.
Судебная практика: признаки отсутствия осмотрительности
Подход к оценке должной осмотрительности налогоплательщика был сформулирован Верховным судом. Подробнее о нем вы можете узнать из Обзора от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Что касается окружных судов, то из аргументов, на которых основывается признание судом контрагента не соответствующим критериям лица, реально ведущего деятельность, можно отметить следующие:
Принимаемые во внимание судами аргументы свидетельствуют о том, что обоснование проявления должной осмотрительности не должно ограничиваться запросом у контрагента учредительных документов, копии последней отчетности и выписки из ЕГРЮЛ. Необходимо также собрать и иную информацию о нем. Например, проверить, каковы его деловая репутация и платежеспособность, оценить наличие риска неисполнения обязательств, убедиться, что он располагает реальными ресурсами для фактического осуществления оговоренной во взаимоотношениях деятельности и имеет право на ее ведение.
Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента в 2020-2021 годах
Налогоплательщику, вступающему во взаимоотношения с очередным контрагентом, следует проверить его:
При проверке пользуйтесь сервисами от ФНС.
Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.
Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).
Больше практических советов по должной осмотрительности и проверке контрагентов вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Обоснование выбора контрагента перед ИФНС: образец
Наличие подобного досье поможет без проблем обосновать выбор определенного контрагента перед ИФНС. Присутствующие в нем документы не только дадут возможность правильно сформулировать все необходимые для аргументации основания, но и послужат приложением (в копиях) к тексту такого пояснения.
Определенной формы обоснование выбора контрагента не имеет. Составить его нужно будет в виде обычного письма, адресованного ИФНС, на бланке, применяемом налогоплательщиком для такого рода документов. Основная текстовая часть его будет посвящена собственно аргументации. Она может оказаться, например, такой:
«ООО „Вариант“ проявило должную осмотрительность при выборе в качестве контрагента ООО „Союз“, совершив действия по получению:
Приложениями к такому письму станут копии перечисленных в нем документов.
Ответ для банка о причинах выбора контрагента
Близким по содержанию окажется и ответ банку, запрашивающему информацию в рамках требований закона № 115-ФЗ. В дополнение к обоснованию выбора определенного контрагента здесь может потребоваться еще и аргументация условий заключения конкретной сделки.
Поскольку банкам грозит достаточно серьезная ответственность за непринятие мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, они могут ориентироваться на любые (не только приведенные в числе обязательных) признаки, делающие сделку подозрительной (Методические рекомендации, прилагаемые к письму Банка России от 13.07.2005 № 99-Т). По этой причине запрос от банка может поступить в отношении любой сделки с любым из контрагентов и потребовать максимально полного документального обоснования.
Игнорировать запрос кредитной организации о предоставлении документов не стоит. Это может стать для банка основанием для непроведения вызвавшей у него сомнение операции (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ).
Итоги
Проявление должной осмотрительности приобретает все большую значимость для налогоплательщика при выборе контрагента. Пояснять свои действия, подкрепляя их документальным обоснованием, ему потребуется не только перед ИФНС, выявляющей получение необоснованной налоговой выгоды, но и перед банком, контролирующим процесс легализации незаконно полученных доходов.