Прочитайте стихотворение маяковского юбилейное что необычного вы можете отметить
Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
Всего получено оценок: 29.
Всего получено оценок: 29.
Стихотворение “Юбилейное” Маяковского действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому. Краткий анализ “Юбилейное” по плану покажет отношение футуриста к классической поэзии. Анализ можно использовать на уроке литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Юбилейное.
История создания – стихотворение написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения Пушкина.
Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выразить чувства и рассказать о прекрасном.
Композиция – одночастная: поэт говорит с другим поэтом.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – акцентный стих.
Эпитеты – “болтая свободно и раскованно”, “легкомысленная головенка”, “чёрная меланхолишка”.
Метафоры – “в щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”, “поэтический песок”.
Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.
История создания
В 1912 году, подписывая манифест футуристов, Маяковский писал ”Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности”. Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит уже совсем по-другому. Накануне столетнего с четвертью века юбилея “солнца русской поэзии” он пишет “Юбилейное”. И хотя в этом произведении он ставит себя на равных с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста это выглядит как пиетет.
Основная тема стихотворения – поэзия, её суть и смысл. Конечно, с собратом-поэтом Владимир Владимирович обсуждает не только её – он делится чувствами, говорит о своей жизни, показывает на прекрасную луну. Он исповедуется тому, кто наверняка понял бы его чувства.
Композиция
Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он всё же ведёт беседу с Пушкиным вокруг одной главной мысли о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.
Он расставляет все акценты в своём отношении к поэту XIX века, он говорит о своём искреннем сожалении: как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всём на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет ещё нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.
“Юбилейное” написано в жанре лирического стихотворения. Вступая в разговор с Пушкиным, он изливает ему душу, откровенно рассказывая о своих переживаниях, высказывая своё мнение о литературных веяниях и творчестве вообще.
Стихотворение написано акцентным стихом: стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке.
Средства выразительности
Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, в “Юбилейном” используются в основном классические тропы. Это такие средства выразительности, как:
Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
Стихотворение «Юбилейное» Маяковского, написанное в 1924 году, действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому – 125 лет со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина.
Сочинение и краткий анализ «Юбилейное» покажет отношение футуриста к классической поэзии. Полный анализ можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Краткий анализ произведения
В 1912 году был издан манифест футуристов, который назывался «Пощечина общественному мнению». Его суть заключалась в том, что нынешняя классическая литература должна была стать “пылью времени”, а авторы должны найти новые идеи для реализации себя в творчестве, ведь старые никуда не годятся.
Маяковский также стал причастен к данному манифесту, подписав его. Но накануне 125-летия Александра Пушкина Владимир пишет стихотворение “Юбилейное”, где переосмысливает свои взгляды к русской поэзии того времени, говоря о том, что все же она не так плоха, как он говорил ранее.
В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, а не мумию”, в которой выражено истинное отношение поэта к А. С. Пушкину.
Анализ стихотворения «Юбилейное»
Поводом для создания стихотворения «Юбилейное» (1924) явилась 125‑я годовщина со дня рождения А.С. Пушкина. Произведение написано в форме разговора, беседы-исповеди.
К этой особой жанровой поэтической форме — «разговора», «беседы», «послания», «письма», «размышления», — существенно обновленной по сравнению с предшественниками — поэт стал обращаться особенно часто во второй половине 1920‑х годов.
Манера разговора с классиком в «Юбилейном» — не задиристая, но и не юбилейно- восхваляющая. Тон беседы вежливый, уважительный, искренний и непринужденный, иногда шутливый, с заметной долей самоиронии.
Время действия в стихотворении — ночь («В небе вон / луна / такая молодая…»), традиционная пора различных превращений и приключений. Это позволяет поэту реализовать фантастический сюжет встречи с живым Пушкиным.
Но Маяковский не совершает классического путешествия во времена своего собеседника, а наоборот, Пушкин перемещен им из XIX в XX век. Круг вопросов, по которым поэтам «при жизни» «сговориться б надо», достаточно широк, что рождает своего рода полисюжетность стихотворения.
Один из таких мотивов — мотив любви. Поэт заявляет, что он теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист. Лежащая «медвежья шкура» — это символ закончившейся, умершей любви.
Любви, которая в поэме «Про это» (1923) олицетворялась страдающим, ревнующим, живым медведем. Теперь это лишь мертвая шкура. Теперь все это в прошлом. Применительно к Пушкину при обсуждении любовной темы возникают имена и литературных героев — Онегина, Татьяны, Ольги, — и реальных «охотников до наших жен»: «Сукин сын Дантес! / Великосветский шкода…».
Другая сюжетная линия связана с разговором о славе, вечности, этическом бессмертии, о памятнике, монументе как олицетворении этого бессмертия:
Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь!
Ненавижу всяческую мертвечину!
Важнейшим видом преодоления смерти становится, по Маяковскому, книга. Книга, как одно из перевоплощений ее создателя, поэта-человека, во всей его духовной и физии- ческой «материальности». Книга обозначает жизнь поэта «после смерти».
После смерти нам стоять почти что рядом:
Установив рамки нового алфавита и поэтическую иерархию, начинающуюся именем Пушкина, Маяковский проводит шутливый смотр русской поэзии. При этом им оригинально обыгрываются говорящие за себя фамилии классиков и современников. Так рождаются остроты и каламбуры.
Державин осмысливается как законодатель эстетической власти и одновременно державный, государственный поэт. Некрасов — как опровержение собственной фамилии («он и в карты, / он и в стих, / и так / неплох на вид…»).
Надсон же отправляется «на Ща», по-видимому, потому, что навевает «сон» (такое олицетворение фамилии Надсона — с ударением на втором слоге — реализовано позднее, в пьесе «Клоп»: «…на сон не читайте Надсона и Жарова»).
Прямое отождествление фамилии и содержания, как ни то ни се, «морковный кофе», представлено поэтом Безыменским. В целом Маяковский жалуется Пушкину, что «чересчур / страна моя / поэтами нища», а от многих поэтов-современников «от зевоты / скулы / разворачивает аж. ».
Еще одна линия беседы — это определение места и участия живого классика Пушкина в поэтической жизни XX века. Ясно, что писать стилем и стихом Пушкина со всеми его особенностями в XX веке уже нельзя («Вам теперь / пришлось бы / бросить ямб картавый…»). Представляются устаревшими и многие пушкинские темы («…битвы революций / посерьезнее «Полтавы», / и любовь / пограндиознее / онегинской любви…»).
Но для Маяковского несомненна и современность классика, актуальность его творческого наследия («Были б живы — / стали бы / по Лефу соредактор…»; «Вы б смогли — / у вас / хороший слог…»). В конечном счете в художественном мире «Юбилейного» торжествует жизнь. Жизнь заявляет о себе самим фактом «существования» поэзии, которая неподвластна смерти.
С уходом Пушкина поэтическое слово не исчезло, поэзия не остановилась. Тайна же встречи Маяковского с живым Пушкиным рассеивается под воздействием дневного света: Ну, пора: рассвет лучища выкалил. Как бы милиционер разыскивать не стал. На Тверском бульваре очень к вам привыкли. Ну, давайте, подсажу на пьедестал.
Фабула стихотворения завершается событием, противоположным завязке сюжета. Вначале Пушкину помогали сойти с пьедестала («Я тащу вас… Стиснул? Больно? Извините, дорогой…»), что означало возвращение классика в жизнь без «хрестоматийного глянца».
В финале Пушкин «подсаживается» на пьедестал, но это пьедестал не «мумии», а живого классика.
Подробный анализ стихотворения
История создания
В 1912 году, подписывая манифест футуристов, Маяковский писал ”Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности”.
Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит уже совсем по-другому. Накануне столетнего с четвертью века юбилея “солнца русской поэзии” он пишет “Юбилейное”. И хотя в этом произведении он ставит себя на равных с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста это выглядит как пиетет.
Тема
Основная тема стихотворения – поэзия, её суть и смысл. Конечно, с собратом-поэтом Владимир Владимирович обсуждает не только её – он делится чувствами, говорит о своей жизни, показывает на прекрасную луну. Он исповедуется тому, кто наверняка понял бы его чувства.
Композиция
Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он всё же ведёт беседу с Пушкиным вокруг одной главной мысли о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.
Он расставляет все акценты в своём отношении к поэту XIX века, он говорит о своём искреннем сожалении: как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всём на свете.
А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет ещё нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны.
При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.
Жанр
“Юбилейное” написано в жанре лирического стихотворения. Вступая в разговор с Пушкиным, он изливает ему душу, откровенно рассказывая о своих переживаниях, высказывая своё мнение о литературных веяниях и творчестве вообще.
Стихотворение написано акцентным стихом: стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке.
Средства выразительности
Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, в “Юбилейном” используются в основном классические тропы. Это такие средства выразительности, как:
По мнению героя стихотворения, Пушкин бы пришелся ко двору сейчас, в ХХ веке, ведь он, африканец, тоже бушевал при жизни, только на него “навели хрестоматийный глянец”, а он, герой, любит поэта “живого, а не мумию”.
По иронии судьбы, на самого Маяковского потом, в советское время, действительно наведут хрестоматийный глянец, и он превратится в мумию, точнее говоря, в живой памятник. Как напишет потом Марина Цветаева, “двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта”.
Возможно, именно поэтому поэт с иронией пишет в конце, что хотя и полагается по чину ему памятник при жизни, но он “заложил бы динамиту – ну-ка, дрызнь!”, потому что “ненавидит всяческую мертвечину” и “обожает всяческую жизнь”.
Сочинение о стихотворении Юбилейное
На 125 годовщину рождения Пушкина А.С., В. Маяковский создает стихотворную работу «Юбилейное», в тексте которой он пытается выразить мысль о том, что русская поэзия имеет свои особенности и она не настолько плоха, как пытались описать ее футуристы.
Творческая работа была написана в форме обращения. Автор с Пушкиным, он словно ставит и себя, и его рядом, приравнивая их персоны. Он пишет о том, что Пушкин действительно обладал уникальным творческим даром и подарил русской литературе массу прекрасных, фундаментальных работ.
Стихотворение начинается с обращения Маяковского к Пушкину, к его памятнику. Он снимает его с установленного места и совершенно не для того, чтобы надругаться. Просто автор хочет поговорить с ним откровенно, душа в душу.
Маяковский замечает, что у них впереди вечность, что можно поболтать часок – другой. Это говорит о том, что поэт осознанно относит себя к числу классиков поэзии.
Маяковский в достаточно скрытой форме пытается извиниться перед гением литературы за тот манифест, который был создан уже после его смерти. Он признается, что освободил свою душу от идейности и от плакатов.
В душе Маяковский возмущается от тех стихотворных работ, которые написаны в обычном, ежедневном стиле. Он утверждает, что им совершенно не место в числе революционных работ. Автор строго и резко критикует Есенина, но, при этом же восхищается Некрасовым. Хотя, по сути, их работы весьма схожи.
К персоне самого Пушкина поэт относится с огромным уважением. Он сожалеет, что они не жили в одно время. Также, Маяковский говорит о том, что стихотворные работы и литературная деятельность могут достаточно серьезно влиять на окружающую действительность. Поэтому, поэзия должна издаваться с пользой, с нуждой.
В своих обращениях к Пушкину, Маяковский говорит о том, что и сам он не вечен, что скоро рядом будут памятники их стоять. И при этом, поэт пишет, что, по его мнению, нужно чтить еще живых людей, а не вспоминать про них только после смерти.
Последняя фраза стихотворной работы еще раз намекает на то, что поэзия должна быть актуальной и своевременной.
Это стихотворение по-новому открывает читателю личность Маяковского. В нем он предстает как предельно искренний человек, имеющий свои мечты и желания, волнующийся за свое дело. Он имеет ценности и верно их хранит.
Фактически исповедальный характер монолога, обращенного к Пушкину, показало настоящее отношение поэта к русскому гению. Это стихотворение признание в любви и вечном уважении Пушкину и созданному им наследию русской литературы.
Владимир Маяковский
Юбилейное
Владимир Маяковский
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон;
тревожусь я о нём,
в щенка смирённом львёнке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головёнке.
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
У меня,
да и у вас,
в запасе вечность.
Что нам
потерять
часок-другой?!
Будто бы вода —
давайте
мчать, болтая,
будто бы весна —
свободно
и раскованно!
В небе вон
луна
такая молодая,
что её
без спутников
и выпускать рискованно.
Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
Шкурой
ревности медведь
лежит когтист.
Можно
убедиться,
что земля поката, —
сядь
на собственные ягодицы
и катись!
Нет,
не навяжусь в меланхолишке чёрной,
да и разговаривать не хочется
ни с кем.
Только
жабры рифм
топырит учащённо
у таких, как мы,
на поэтическом песке.
Вред — мечта,
и бесполезно грезить,
надо
весть
служебную нуду.
Но бывает —
жизнь
встаёт в другом разрезе,
и большое
понимаешь
через ерунду.
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия —
пресволочнейшая штуковина:
существует —
и ни в зуб ногой.
Например,
вот это —
говорится или блеется?
Синемордое,
в оранжевых усах,
Навуходоносором
библейцем —
«Коопсах».
Дайте нам стаканы!
знаю
способ старый
в горе
дуть винище,
но смотрите —
из
выплывают
Red и White Star’ы
с ворохом
разнообразных виз.
Мне приятно с вами, —
рад,
что вы у столика.
Муза это
ловко
за язык вас тянет.
Как это
у вас
говаривала Ольга.
Да не Ольга!
из письма
Онегина к Татьяне.
— Дескать,
муж у вас
дурак
и старый мерин,
я люблю вас,
будьте обязательно моя,
я сейчас же
утром должен быть уверен,
что с вами днём увижусь я. —
Было всякое:
и под окном стояние,
письма,
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать не в состоянии —
это,
Александр Сергеич,
много тяжелей.
Айда, Маяковский!
Маячь на юг!
Сердце
рифмами вымучь —
вот
и любви пришёл каюк,
дорогой Владим Владимыч.
Нет,
не старость этому имя!
Ту’шу
вперёд стремя’,
я
с удовольствием
справлюсь с двоими,
а разозлить —
и с тремя.
Говорят —
я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!
Entre nous…
чтоб цензор не нацыкал.
Передам вам —
говорят —
видали
даже
двух
влюблённых членов ВЦИКа.
Вот —
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Кто меж нами?
с кем велите знаться?!
Чересчур
страна моя
поэтами нища.
Между нами
— вот беда —
позатесался Надсон
Мы попросим,
чтоб его
куда-нибудь
на Ща!
А Некрасов
Коля,
сын покойного Алёши, —
он и в карты,
он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
вот он
мужик хороший.
Этот
нам компания —
пускай стоит.
Что ж о современниках?!
Не просчитались бы,
за вас
полсотни отдав.
От зевоты
скулы
разворачивает аж!
Дорогойченко,
Герасимов,
Кириллов,
Родов —
какой
однаробразный пейзаж!
Ну Есенин,
мужиковствующих свора.
Смех!
Коровою
в перчатках лаечных.
Раз послушаешь…
но это ведь из хора!
Балалаечник!
Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
Правда,
есть
у нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
моя.
Но ведь надо
заработать сколько!
Маленькая,
но семья.
Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
— вот так-то мол,
и так-то…
Вы б смогли —
у вас
хороший слог.
Я дал бы вам
жиркость
и су’кна,
в рекламу б
выдал
гумских дам.
(Я даже
ямбом подсюсюкнул,
чтоб только
быть
приятней вам.)
Вам теперь
пришлось бы
бросить ямб картавый.
Нынче
наши перья —
штык
да зубья вил, —
битвы революций
посерьёзнее «Полтавы»,
и любовь
пограндиознее
онегинской любви.
Бойтесь пушкинистов.
Старомозгий Плюшкин,
пёрышко держа,
полезет
с перержавленным.
— Тоже, мол,
у лефов
появился
Пушкин.
Вот арап!
а состязается —
с Державиным…
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
— думаю —
тоже бушевали.
Африканец!
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
— А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года? —
Только этого Дантеса бы и видели.
Впрочем,
что ж болтанье!
Спиритизма вроде.
Так сказать,
невольник чести…
пулею сражён…
Их
и по сегодня
много ходит —
всяческих
охотников
до наших жен.
Хорошо у нас
в Стране Советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету —
впрочем, может,
это и не нужно.
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Описание
Читая стих «Юбилейное» Маяковского Владимира Владимировича, нужно отметить, что это стихотворение было написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Десятилетием ранее вместе с другими поэтами В. В. Маяковский считал, что классическая поэзия отжила свой век и давно пора найти ей достойную замену. Но в этом произведении автор пересмотрел свое отношение к классике и пришел к выводу, что она не так уж и плоха, как думали его друзья-футуристы.
Произведение написано как монолог Маяковского с Пушкиным, причем форма его панибратская. Для начала поэт стаскивает Пушкина с пьедестала, чтобы поговорить по душам. Говоря о том, что он «свободен от любви и плакатов», поэт приносит извинение за то, что поддерживал футуристов в их отрицании классической поэзии. Однако теперь, спустя некоторое время, он понял, что в творчестве, как и вообще в жизни, не все так просто. И только лирика в поэзии остается для В. В. Маяковского непринятой.
Маяковский считает, что поэзия должна приносить людям конкретную пользу, а не быть просто результатом душевных переживаний автора.
Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
1 вариант
Маяковский, как ведущий представитель футуризма, довольно критично относился ко всему культурному наследию человечества. В своих произведениях он призывал навсегда уничтожить старый мир и его идеалы. Коммунистическое общество, по его мнению, должно быть построено на совершенно новых основаниях. В 1924 г. в стране готовились к празднованию очередного крупного юбилей со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский тоже откликнулся на это событие, написав стихотворение «Юбилейное».
Произведение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к Пушкину. Маяковский самоуверенно ведет себя на равных с великим поэтом. В принципе, в условиях того времени это не было слишком уж вызывающим. Сторонники самых крайних взглядов вообще призывали вычеркнуть из истории все события, произошедшие до Октябрьской революции, и сжечь все классические произведения.
Флейта-позвоночник (Поэма) (+ Анализ)
Лирический герой на время «стаскивает» памятник Пушкина с пьедестала, для того чтобы поговорить с ним, как с живым человеком. Он считает, что имеет на это полное право и заявляет о своем близком сходстве с великим поэтом. Автор постоянно намекает на то, что абсолютно равен Пушкину, часто использует местоимение «мы».
Одним из признаков, свидетельствующих об этой связи, Маяковский считает любовь к вину. Он предлагает Пушкину по душам поговорить за стаканом. Неограниченная самоуверенность позволяет автору даже поучать классика, утверждать о слабости его произведений. В то же время Маяковский говорит, что, возможно, является единственным в стране человеком, который искренне переживает по поводу смерти Пушкина.
Размышляя над вкладом в отечественную поэзию, автор заранее отводит себе место рядом с Пушкиным («вы на Пе, а я на эМ»). При этом он весьма критически относится ко всем остальным русским поэтам. В прошлом он считает достойным упоминания только Некрасова («мужик хороший»). Среди современников он вообще не видит настоящих поэтов. Есенина он считает просто «балалаечником… из хора». Лишь один поэт («Асеев Колька») в глазах автора подает какие-то надежды, да и то лишь потому, что «хватка у него моя».
Маяковский утверждает, что сумел бы найти Пушкину работу и в советское время в качестве «соредактора по Лефу». Он бы научил (!) его правильно писать «агитки», перед которыми бледнеют «Полтава» и «Евгений Онегин».
Стихотворение «Юбилейное» отражает невероятное самомнение Маяковского. Он, бесспорно, внес определенный вклад в русскую поэзию. Но сравнение себя с одним из создателей отечественной литературы просто глупо и неуместно.
Анализ стихотворения Маяковского «Юбилейное»
2 вариант
В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием «Пощечина общественному мнению», который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения своих мыслей, чувств и ощущений. В 1924 году, как раз накануне помпезного празднования 125-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина, Маяковский создал стихотворение «Юбилейное», в котором пересматривает свое отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались представить это футуристы.
Стихотворение «Юбилейное» построено в форме монолога, в котором автор обращается к Пушкину. Причем, достаточно панибратски, ставя себя с ним на один уровень. Однако если учитывать содержание манифеста, то подобное отношение к классику русской литературы можно считать более, чем лояльным. Во всяком случае, Маяковский признает, что Пушкин внес значительный вклад в развитие русской поэзии, обладал великолепным слогом, хотя и не умел писать стихи речью «точной и нагой», отдавая предпочтение «ямбу картавому».
Это произведение начинается с того, что Маяковский, подойдя к памятнику Пушкина на Тверской, представляется поэту и стягивает его с пьедестала. Не ради смеха или из-за неуважения, а для того, чтобы поговорить по душам. При этом себя Маяковский считает если и не классиком русской поэзии, то вполне достойным ее представителем. Поэтому и отмечает, что «у меня, да и у вас, в запасе вечность. Что нам потерять часок-другой?», приглашая Пушкина к разговору на равных. В весьма завуалированной форме поэт извиняется перед классиком за манифест футуристов, признаваясь, что он теперь «свободен от любви и от плакатов». Кроме этого, Маяковский действительно много размышляет о литературном наследии, оставленном потомками, и приходит к выводу, что порой «жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».
Единственное, с чем не может смириться Маяковский – лирика в общепринятом смысле, которой, как считает поэт, не место в революционной литературе. По этой причине он отпускает довольно колкие и едкие замечания в адрес Сергея Есенина, считая, его «коровою в перчатках лаечных». Однако к Некрасову, в творчестве которого тоже немало лирических и даже романтических произведений, Маяковский относится весьма уважительно, утверждая, что «вот он мужик хороший», так как «он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид».
Что до своих современников, то к ним Маяковский относится с большой долей иронии и пренебрежения, считая, если поставить всех поэтов алфавитном порядке, то нишу между буквами «М» (Маяковский) и «П» (Пушкин) попросту некем будет заполнить. К самому же Пушкину поэт испытывает уважение, сожалея о том, что тот жил в другое время. Иначе «стали бы по Лефу соредактор» и «я бы и агитки вам доверить мог». Анализируя поэзию как социальное и общественное явление, Маяковский утверждает, что она «пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой», намекая на то, что от рифмованных строк никуда не деться. Однако в силах каждого поэта создавать такие произведения, чтобы они действительно приносили пользу обществу, а не являлись лишь отражением чьих-то душевных терзаний.
Обращаясь к Пушкину, Маяковский отмечает: «Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых». Но при этом подчеркивает, что и он сам не вечен, однако «после смерти нам стоять почти что рядом». Однако автор не хочет себе той посмертной участи, которая постигла Пушкина, ставшего кумиром многих поколений. Он категорически против всяческих памятников, считая, что чтить поэтов нужно тогда, когда они еще живы. «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», — эта финальная фраза произведения также относится и к литературе, которая, по мнению Маяковского, должна быть актуальной, яркой и оставляющей след в душе.
Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное
3 вариант
Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе, «разговаривает» с ним на равных, а не восхваляет, и обращается к нему по-приятельски, как будто давно с ним знаком.
Одним из отличий этого стиха от других стихов Маяковского является отсутствие задиристого тона, резкого. Автор приветствует его в первых же строках, прижимает его руку к груди, а позже признается, что, возможно, он единственный на самом деле жалеет о смерти Александра Сергеевича, и что он непременно хотел бы поговорить с поэтом наяву. Маяковский не раз заявлял о своей приязни к величайшему классику литературы (есть сведения, что он читал Пушкина по ночам и знал наизусть почти всего «Онегина»), что и отразилось в данном стихе.
Одна из ведущих тем – тема поэзии и творчества. Также поэт показывает презрение к своим современникам и вновь напоминает о том, что желает жить в одно время с Пушкиным. Кроме того, в этом стихе затрагивается и некий философский вопрос: «Но бывает – жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду» — размышления автора на тему литературы и творчества. В 1912 был подписан манифест футуристов, и в строках про любовь и плакаты скрывается извинение перед классиком за эту подпись. Заканчивается стих мажорной нотой и в общем жизнеутверждающе: «Обожаю всяческую жизнь!»