Прочитайте текст ответьте на вопросы и выполни задания я думаю что есть
6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
Я думаю, что есть несколько фундаментальных ценностей, без сохранения и развития которых демократия не может существовать. Наиболее очевидная из них — равенство людей. Другая ценность — безусловная вера в то, что люди имеют право на выражение и защиту своих интересов, в чем бы они ни заключались, что эти интересы общество должно уважать. Я верю также (и считаю это очень важным), что сам человек лучше, чем кто-либо другой, может судить о том, в чем состоят его интересы. Скажем, я отлично знаю, в чем состоят мои интересы, а вы, бесспорно, лучше меня знаете, в чем заключаются ваши. Это для меня несомненно, хотя в определении людьми своих интересов возможны и ужасные ошибки. Как бы там ни было, я не могу отдать право судить о моих интересах кому-либо другому, это мое фундаментальное право.
Если вы верите в демократические ценности, вы хотите определенной политической системы, в которой эти ценности будут реализоваться. Впрочем, если говорить о сущности критериев демократии, то они описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не был достигнут, а возможно, и в принципе недостижим. Но к этой идеальной системе можно двигаться, приближаться. Институты по поддержанию демократических ценностей могут существовать в действительности.
(Р. Даль)
1) Подчеркните предложения, в которых автор называет фунда¬ментальные ценности демократии.
2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «фундаментальные ценности »?
3) Как, по мнению автора, связаны интересы людей и существование демократии?
4) Как он обосновывает эту связь?
5) Можно ли сказать, что автор пессимистично оценивает перспективы демократии Свой ответ поясните.
Задания «Формирование читательской грамотности»
Ширинская Екатерина Владимировна
Практическая работа «Разработка заданий по читательской грамотности»
Находить и извлекать информацию (2 задания)
Прием «чтение с остановками»
1. Удалось ли вам определить время действия? Почему?
2. Какой эпитет использует автор для описания лаптей? С чем у вас ассоциируется красный цвет?
3. Как вы понимаете слова «такая страсть» из последнего предложения отрывка?
4. Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?
Стукнуло в прихожей. Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
— Лапти? Что за лапти такие?
-А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
-В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
— Нет, пойду… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…
И притворив дверь, ушел… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
1. Кто такой Нефед? Какое впечатление он производит?
2. Почему Нефед принимает решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином? Как он это сам объясняет? Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?
3. Как описывается погода? Какими средствами выразительности Бунин передает нам всю сложность дела, за которое взялся Нефед?
4. Что же дальше произойдет в произведении? Повышаются ли шансы у больного ребенка на спасение?
Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, на отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя ( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
-Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
1. Как Бунин описывает ночь? Какие чувства оно вызывает у вас?
2. Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой?
3. Каким ваш хочется видеть финал рассказа?
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, это луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…
За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
3. О чем этот рассказ?
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.
На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
1. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Почему автор называет память «важнейшим свойством»?
2. Для чего, по вашему мнению, человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею.
3. Только ли человек обладает памятью?
4. Как вы понимаете значение выражения «генетическая память»?
5. Чему автор противопоставляет память?
6. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1. Память является нашим богатством.
2. Память не связывает настоящее и прошедшее.
3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
4. Память противостоит уничтожающей силе времени.
Интегрировать и интерпретировать информацию (2 задания)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
1. Почему стихотворение А.С. Пушкина называется «Стансы»? Дайте аргументированный ответ.
2. В какой строфе автор обращается с просьбой к читателю? В чем заключается эта просьба?
3. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены памятники Петру Первому. Какой из
памятников и почему больше соотносится с образом Петра Первого в стихотворении Пушкина?
1) Если внимательно присматриваться к тому, что происходит кругом, приходится изумляться на каждом шагу. 2) Вошел в подъезд нашего дома, поднимаюсь к себе по лестнице. 3) Мне навстречу серый кот из соседней квартиры. 4) Я его иногда прикармливаю. 5) Мяукает, поглядывает на меня и бежит вниз. 6) Остановится, поглядит и бежит вниз дальше. 7) Я пошел следом. 8) Он подбежал к двери, ведущей на двор, глядит на меня, мяукает. 9) Я открыл дверь, и он выбежал.
1. Выпишите из текста глаголы, в которых, по мнению автора, выражается просьба животного.
2. В каком из указанных ниже предложений заключается основная мысль текста? Дайте аргументированный ответ.
3. Соотносится ли изображение с содержанием текста? Дайте аргументированный ответ.
Осмыслять и оценивать содержание и форму текста (3 задания)
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с необычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на тёмной лазури.
1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.
5. Выделите микротемы, составьте план, выделив в каждой части ключевые слова.
Вопросы:
1. Как бы вы озаглавили текст? Объясните свой выбор.
2. М.М. Пришвин писал: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет быть внимательным к его существам». Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст.
3. Почему автор использовал в этом тексте тип речи описание с элементами повествования
4. Прочитайте фрагмент текста о сыроежке красной. Можно ли в текст М. Пришвина вставить приведённое описание сыроежки? Ответ обоснуйте.
Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле – октябре. Шляпка диаметром 2 – 8 см, тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре часто вдавленная, голая, клейкая, при высыхании блестящая, по краю нередко короткотрубчатая, жёлтая, розовато- или оранжево-жёлтая, по краю более светлоокрашенная; кожица снимается. Пластинки кремовые, затем охряные, оранжево-жёлтые. Ножка 4 – 6 см длины, до 2 см толщины, плотная, сначала белая с красноватым оттенком, потом сереющая. Мякоть сладкая, белая, с приятным (у зрелых грибов фруктовым) запахом, на изломе цвета не меняет.
5. Как вы думаете, чему учит этот рассказ?
1 Ночь, темно. 2 За стеною шумит метель. 3 В маленькой комнате перед иконой Божией Матери, кротко мерцает лампадка, озаряя тусклым, колеблющемся светом детскую кроватку и бледное, измученное бессонными ночами, лицо матери. 4 В кроватке лежит малютка и тихо, ровно дышит. 5 Усталая мать не спит. 6 При малейшем движении малютки в постельке, она быстро открывает глаза и беспокойно, и нежно взглядывает на дорогое личико. 7 Много раз открывает она глаза в длинную бессонную ночь, и все с той же заботой и нежностью взглядывает на ребенка.
8 Бьет одиннадцать часов ночи… 9 Потом два… три часа… 10 Малютка проснулся и заплакал. 11 Мать подымается с постели, кормит и укачивает малютку. 12 Бьет пять… шесть часов… 13 Мать все не спит, и чутко прислушивается к ровному дыханию дитяти.
14 Начинает светать…15 Ребенок совсем просыпается, долго шевелит ножками и ручками и вновь засыпает. 16 Мать встает и с головой, отяжелевшей от бессонной ночи, принимается за обычный дневной труд, немедленно прерывая его при малейшем движении малютки. 17 Так проходят дни и долгие, бессонные ночи.
1. Как бы вы озаглавили текст?
2. Что, по вашему мнению, помогает матери выносить бессонные ночи?
3. Докажите, что мать любит ребенка, приведите не менее трех аргументов.
4. Выпишите из текста языковые доказательства художественности стиля.
5. Почему в предложениях 8, 9, 12, 14 стоит многоточие?
4. Какова в тексте художественная роль предложений 1-3?
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Проделаем такой фантастический опыт. (2)Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. (3)Произведение получится огромным. (4)Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.
(5)Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслейдевяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;девять — о всей своей жизни и о всей стране;одна мысль — о вечности и человечестве.
(6)Люди думают о дне, о жизни и о вечности. (7)Люди думают о себе, о стране и о человечестве. (8)Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. (9)Нельзя вечно думать о вечном: человек живет сейчас, а не в будущем. (10)Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.
(11)Вот круг на плоскости. (12)В нём можно разместить неисчислимое множество точек. (13)Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. (14)Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. (15)Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? (16)Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
(17)Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. (18)Потому они и занимают людей тысячелетиями. (19)Например: «Зачем человек живёт?» (20)Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»
(21). Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учились. (22)И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девятнадцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учиться. (23)Состоятельные люди никогда не спрашивали, зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и университеты. (24)Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» (25)Они отправляют своих детей в школы сверхдорогие и сверхпрекрасные. (26)Возможность получить образование всегда сопутствовала богатству.
(27)Мы ходим в школу, потому что это простая забота каждого дня и потому что это наш долг перед страной и перед своей жизнью. (28)Мы не можем думать об этом каждую минуту, но в действительности дело обстоит именно так. (29)На каждом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, вечность. (30)В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интересы всего человечества. (31)Так мы вписываемся в пространство и время. (32)Кто не поймёт всего этого, тот вечно будет хныкать, как маленький: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биология? Не хочу!»
(33)А кто поймёт, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймёт, что только в учении душа разрастается, и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряжённо и радостно. (34)Свободно.
*Симон Львович Соловейчик (1930 — 1996) — советский российский публицист и драматург, теоретик педагогики.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)На вопрос: «Что для Вас главное в жизни?» – можно услышать самые разные ответы.
(2)Читая в юности романы, я не мог поверить, что можно поступиться лучшими порывами души ради денег или власти. (3)Мне казалось, что классики – Бальзак, Мопассан и другие – чего-то недоговаривают, играют с читателем. (4)Не может быть, – думал я, – чтобы люди ценили такую мишуру, как титул или наследство. (5)Обязательно должно быть нечто более высокое и ценное, ради чего рождаетсячеловек. (6)Почему же авторы, люди мудрые, скрывают это «нечто», предпочитают дурачить нас интригами по поводу капитала, карьеры и других сомнительных ценностей?» (7)Идею великой девятой симфонии я понять не мог. (8)Радость, которой так не хватало в жизни Л. Бетховену, не казалась мне достаточно веским поводом для заключительного аккорда жизни.
(9)Мне было тогда шестнадцать, и я только-только прикоснулся к «вечным» темам в искусстве. (10)Здоровье и молодость создавали во мне ощущение полноты бытия, и только любопытство слегка нарушало это почти травоядное существование. (11)Однако я твёрдо знал, что является моей главной духовной ценностью. (12)Ни семья, ни книги, ни музыка не казались мне такими важными, как дружба. (13)Часыи минуты дружеских излияний, когда анализируются самые неуловимые, смутные состояния наших неокрепших душ, были для меня тогда наиважнейшей ценностью. (14)Правда, именно на эту тему наши мнения не совпадали. (15)Друг утверждал, что для него главное в жизни – любовь. (16)Понять, почему он превозносит эту набившую оскомину тему, я не мог.
(17)Через несколько лет друг предал меня. (18)Теперь я понимаю, что в жизни такое случается нередко, а тогда я был просто убит. (19)Казалось, что зияющую рану в душе ничто не может залечить и теперь чувство обиды и глубокой горечи не покинет меня до смерти.
(20)Но пришла эта самая любовь и захватила меня целиком. (21)Всепоглощающая. Неведомая прежде страсть заставила меня увлечь мою избранницу во Дворец бракосочетания через неделю нашего знакомства. (22)От счастья я парил в небесах и готов был к любому подвигу. (23)Не задумываясь, я бросился бы в Неву, по которой плыли льдины, если бы того захотела моя молодая жена. (24)И это не фраза, а желание, которое в те минуты переполняло меня и которое я запомнил.
(25)Увы, как это нередко бывает, моя горячая любовь истаяла через год, и на сакраментальный вопрос о главной жизненной ценности вскоре я мог бы ответить себе: свобода. (26)Эту ценность я обрёл, но вдруг оказалось, что мне нечего с ней делать. (27)Я потерял семью и только после этого оценил её. (28)Через год скитаний я уже твердо знал, что важнее семьи нет ничего в жизни.
(29)Как известно, время лечит, и ещё через год я снова женился, брак оказался счастливым, и незаметно на первое место вышла новая ценность – ответственность. (30)Ею я совсем не тяготился, более того, полюбил. (31)Конечно же, этому способствовала жена, человек необыкновенной душевной щедрости и чистоты.
(32)Сейчас идёт двадцать четвёртый год нашей жизни. (33)Если бы меня теперь спросили, что является главной ценностью жизни, я не задумываясь ответил бы: семейное счастье.
* Зверев Юрий Степанович (род. 1935) – врач, писатель, эссеист, член Санкт-Петербургского союза писателей.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
24. | Из предложений 25-28 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
25. | Среди предложений 9-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза.Напишите номер этого предложения. |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассуждая о жизненных ценностях, Ю. Зверев стремится придать высказываниям непринуждённость и разговорность, чему способствует лексическое средство (А) _____ (предложения 2, 8, 16, 19). Сделать речь выразительнее автору удаётся путём применения тропа (Б)_____ («травоядное существование» в предложении 10, «неокрепших душ» в предложении 13, «всепоглощающая (любовь)» в предложении 21) и (В) _____ (предложения 12, 15 и 16). Свои прежние убеждения и их неприемлемость в настоящем автор показывает с помощью тропа (Г)______ (предложения 20, 25, 26)».
ряды однородных членов
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
ЧАСТЬ2
Сочинение
В предложенном тексте автор ставит проблему жизненных ценностей.
Ю. С. Зверев подчеркивает, что на вопрос о том, что является главным в жизни, можно услышать разные ответы. Юрий Степанович еще в юности ответил для себя, что никогда не поступится лучшими порывами души ради денег, титула, наследства. Автор всегда верил, что человек рождается для чего-то высокого, ценного.
Данные примеры, дополняют друг друга, помогают понять эволюцию мыслей автора.
Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 405 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Прочитайте текст и выполните задания 1–3? задание по русскому ЕГЭ
(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (. ) пот защищает нас от перегрева.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.
Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.
Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.
Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.
Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово (словосочетание).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.
Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.
Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.
Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.
Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.
Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.
Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.
То же, что досуг. Нет времени для прогулок.
В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Они бесхитростно удивлялись тому, что за КРАСОЧНЫМИ неживыми полотнами кроется так много мыслей и подробностей.
С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ, прекрасны и совершенны.
Я пришёл к нему, в БЕДНУЮ комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг.
В ряде стран действует ЭТИЧЕСКИЙ кодекс, ограничивающий возможность показа на телевидении реальных сцен насилия и смерти.
Нападающий, получив мяч, резко УКЛОНЯЕТСЯ всем телом в сторону, чтобы избежать столкновения с защитником.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
САМЫЙ ДОБРЫЙ человек
с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление имени
числительного 1) А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.
Б) ошибка в построении
сложноподчинённого предложения 2) Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы.
В) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением 3) Трое спортсменок выступили очень удачно.
Г) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым 4) Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм 5) Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян.
6) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.
7) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
8) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям.
9) Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) арб..траж, спец. алист, л..гушка
2) в..рона, тр..пинка, насл..ждение
3) попл..вок, заск..чить, скл..нение
4) взап..рти, наб..райте, разр..стись
5) зар..сли, выч..т, прот..рать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) меж..здательский, дез..нфекция, пред..дущий
3) пр..остановить, пр..следовать, пр..дводитель
4) пред..ставить, в..зобновить, п..дробно
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скле…нное (стекло), замен…шь
2) беспоко…вшийся (о друзьях), пове…вший (ветер)
3) кол…щие (предметы), (гости) дремл. т
4) стел…щийся (туман), навал…тся (неудачи)
5) (песни) слыш..тся, (доходы) увелич..тся
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) попроб..вать, переоборуд..ванный
2) век..вóй, погляд..вать
3) перешаг. вать, раскраш. вать
4) изменч. вый, алюмини..вый
5) фасол..вый, назойл..вый
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, н(1)чего н(2) вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и н(3) получить н(4)чего от книги.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
И тогда (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
(В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ длинной информации пассажирам было объявлено, что (В)СВЯЗИ со снегопадом все авиарейсы задерживаются.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Для освещения театральной сцены использова(1)ы софиты, расположе(2)ые по её бокам и наверху, а также специальные приборы для рассея(3)ого света и прожекторы, дающие свет направле(4)ым лучом.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.
Деревья шумели то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.
Серые и беловатые камни и жёлто-зелёный мох обозначились с прозрачной ясностью на золотистом восходе.
Для дружбы не нужно ни подарков ни одолжений.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец (1) вскрыв (2) переданный ему (3) конверт (4) сел за стол и углубился в чтение письма.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Небо над нами (1) казалось (2) ещё глубже и синее. Столетние сосны замыкают дорогу и (3) кажется (4) не хотят пускать вперёд поезд.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обошли камень вокруг и увидели (1) что боковая поверхность его изборождена глубокими складками (2) которые при известной доле воображения складывались в черты человеческого лица (3) словно камень лежал здесь на склоне оврага (4) и век за веком о чем-то мучительно думал.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Современное Приволжье когда-то было землей Волжской Булгарии, в северной части этого государства и построили крепость, в ней сошлись в один узел торговые караваны из разных частей света: Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. (2)Крепость получила название «казан», а точно так же называли и называют сейчас котел с толстыми стенками. (3)Вам это кажется странным? (4)Значит, вы ничего не слышали об основании Казани и об истории ее названия.
(5)Одна из легенд гласит: населенный пункт назвали в честь реки Казанки. (6)Есть и более прозаичное объяснение: сын местного правителя захотел набрать в речке воды и уронил туда свой котелок.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст.
(4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше.
(6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.
(9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
(10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл. (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь?
(25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
(36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Обнаружив мелочь в кармане, рассказчик вернулся к музыканту, чтобы снова дать ему денег.
Рассказчик дал денег нищему потому, что музыкант играл специально для него.
Ранее рассказчик много раз проходил мимо этого музыканта, не давая ему денег.
Человек должен делать добро бескорыстно, не ожидая благодарности в ответ.
Добро и благодарность необходимы человечеству для духовного развития.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 4—6 представлено повествование.
В предложениях 25—29 представлено рассуждение.
Предложение 17 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.
В предложениях 30—32 представлено описание.
Предложение 12 поясняет содержание предложения 11.
Из предложений 8-11 выпишите диалектное слово.
Среди предложений 13—19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Обычный случай в переходе становится для Фазиля Искандера толчком к размышлению о роли милосердия в жизни человека. Свои чувства писатель передаёт не только с помощью такого тропа, как (А) _ («царапина на совести» в предложении 26), но и (Б) _ (предложения 13, 14, 15). Разнообразные синтаксические средства: (В) _ (предложения 20-21, 22-23, 24-25) и (Г) ____ (в предложениях 27, 30, 33, 34) — помогают автору строить рассуждение,подчёркивают логику его мысли».