Прочитайте текст в чем по мнению автора выражается взаимосвязь языка и культуры
§ 11. язык и КУЛЬТУРА
Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которые накопило данное общество, а, с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка: язык — хранитель культуры, с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей данного общества.
Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искусства, накопленные в течение многих веков развития данного общества, но и традиции человеческого общежития, обряды, обычаи, общепринятые формы повседневной деятельности. Все эти проявления культуры бывают в значительной степени национально-своеобразными.
Носители того или иного языка, с детства овладевая словарем, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры. Нередко эта культура бывает связана со специфическим использованием вы-
ПЯЯИТРЛЬНЫѴ СПРЯГТИ ячыкя
Для русских типично ходить в гости и приглашать гостей к себе домой, французы же, как правило, встречаются с друзьями вне дома и, соответственно, не употребляют оборотов, эквивалентных по смыслу приведенным русским словосочетаниям. В Финляндии яйца продают на вес, а не счетом на десятки, как у нас, поэтому для финна просьба взвесить полкило яиц имеет смысл, а для русского человека — бессмысленна. (Примеры национально обусловленных форм культуры и их отражений в языке см. в кн.: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.— М., 1973.)
Национально-своеобразным может быть осмысление некоторых слов в их связях с другими словами и понятиями; в этом проявляется специфика использования предметов или отношений, называемых этими словами, в данной культуре. Например, слово сокол в русском языковом сознании связано с такими свойствами, как бесстрашие, гордость (сравните «Песнь о Соколе» М. Горького). На этой основе родилось переносное употребление слова сокол применительно к летчикам. В других языках (например, во французском, в английском и др.) у соответствующих слов, обозначающих эту разновидность птиц, таких ассоциаций нет. Со словом осел русский связывает такие свойства, как глупость, упрямство (отсюда расхожие сравнительные обороты: глупый или упрямый, как осел), В языках же тех обществ, где осел используется в домашнем хозяйстве, для сельскохозяйственных работ, перевозки грузов и т. п., соответствующие слова, обозначающие это животное, могут иметь другие устойчивые ассоциации — с трудолюбием, выносливостью и т. п.
Прочитайте текст в чем по мнению автора выражается взаимосвязь языка и культуры
Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Русский язык: Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков
9. Спишите текст, применяя правила правописания.
Каждое общество обслуживаемое данным языком имеет и нац..онально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает с одной стороны овладение теми культурными ценностями которые накопило данное общество а с другой стороны освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка язык хранитель культуры с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей дан(?)ого общества.
Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искус(?)тва накоплен(?)ые 3 (в)течени.. многих веков развития данного общества но и традиции человеческого общежития обряды обычаи общепринятые формы повседневной деятельности. 4 Все эти проявления культуры бывают в значительной степени национально(своеобразными).
1.*Выразите коротко основное содержание текста.
2. Объясните постановку двоеточия и тире в третьем предложении.
3. Найдите два вводных оборота.
10. Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и знаки препинания. Составьте простой план текста. По плану воспроизведите содержание текста.
Каждый народ живет среди других народов. Обыч- но он поддерживает с ними многообразные связи торговые (промышленно)экономические культурные. Следствие этих связей влияние народов друг на друга. Чем устойчивее 3 и длительнее связи тем глубже влияние.
Языки контактирующих народов так(же) испытывают взаимное влияние ведь они главное средство общения средство с помощью которого осуществляются (межнациональные связи. Основная форма языкового влияния одного народа на другой заимствование ин..язычных слов. Заимствование обог..щает язык делает его более гибким и обычно не ущ..мляет его самобытности 6 так(как) при этом сохраняется основной словарь языка присущий данному языку грам(?)атический строй (не)нарушаются внутрен(?)ие законы языкового равит..я.
1. Укажите предложения: а) с двоеточием перед однородными членами и между частями бессоюзного сложного предложения; б) с тире между подлежащим и сказуемым. Какова их функция?
2. Передайте коротко содержание каждого абзаца (устно).
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.
Рефераты, домашняя работа по русскому языку скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
ГДЗ Спишите скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Упр. 9, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Прочитайте текст. В чём, по мнению его автора, выражается взаимосвязь языка и культуры? Спишите скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
1. Передайте кратко основное содержание текста.
2. Объясните постановку двоеточия и тире в 3-м предложении.
3. Найдите два вводных оборота.
4. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и на ционально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком с одной стороны (вводный оборот), овладение теми культурными ценностями, которые накопило данное общество, а с другой стороны (вводный оборот), освоение этих ценностей
без знания языка: язык —
с его помощью культура
новыми поколениями людей данного общества.
Сам термин «культура» должен пониматься здесь достаточно широко.
(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, осложненное однород ными сказуемыми и обособленным распространенным согласованным опре делением, выраженным причастным оборотом, распр., полное.) Все эти проявления культуры бывают в значительной степени национально своеобразными.
Носители того или иного языка с детства, овладевая словарем, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, постепенно (и ча ще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры.
Накопленные — причастие (форма глагола).
I. Богатства (какие?) накопленные. Н.ф. — накопленный (накопить).
II. Пост.: страдат., прош. вр., соверш. вид; непост.: полная форма, И.п., мн.ч.
III. Богатства литературы и искусства (какие?)
Культура — совокупность производственных, общественных и духов ных достижений народа.
5. На основе предложенного текста выполните следующие виды работ: 1) составьте текстуальный конспект, 2) напишите аннотацию, 3) любое предложение текста представьте в виде цитаты. Язык и культура [Текст] // Русский язык: учебное пособие / под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – C. 17-18.
Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которое накопило данное общество, а, с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка:
Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искусства, накопленные в течение многих веков развития данного общества, но и традиции человеческого общежития, обряды, обычаи, общепринятые формы повседневной деятельности.
Носители того или иного языка, с детства овладевая словарем, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры. Нередко эта культура бывает связана со специфическим использованием выразительных средств языка.
Для русских типично ходить в гости и приглашать гостей к себе домой, французы же, как правило, встречаются с друзьями вне дома и, соответственно, не употребляют оборотов, эквивалентных по смыслу приведенным русским словосочетаниям. В Финляндии яйца продают на вес, а не счетом на десятки, как у нас, поэтому для финна просьба взвесить полкило яиц имеет смысл, а для русского человека – бессмысленна.
Национально-своеобразным может быть осмысление некоторых слов в их связях с другими словами и понятиями; в этом проявляется специфика использования предметов или отношений, называемых этими словами, в данной культуре. Например, слово сокол в русском языковом сознании связано с такими свойствами, как бесстрашие, гордость (сравните «Песнь о Соколе» М. Горького). На этой основе родилось переносное употребление слова сокол применительно к летчикам. В других языках (например, во французском, в английском и др.) у соответствующих слов, обозначающих эту разновидность птиц, таких ассоциаций нет.
Конспект урока русского языка «Взаимосвязь языка и культуры» (10 класс)
Взаимосвязь языка и культуры.
Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение языка; раскрыть понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке; закрепить навыки правописания безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова.
(1 слайд) — Ребята, поздравляю вас всех с началом нового учебного года! 10 класс – ваш осознанный выбор, и я рада видеть вас в стенах нашей школы!
II. Объявление темы и целей. Знакомство с учебником
(2 слайд) В 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи. Наш первый урок посвящен нашему русскому языку ( назвать тему и цели ).
(3 слайд) — В работе нам поможет учебник ( знакомство с учебником ).
Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10—11 классах. Большое внимание уделяется различным видам разбора (анализа) текста.
Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.
В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.
На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.
III. Работа по теме урока
(4 слайд) Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его.(А.Генис)
(5 слайд) Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления.(А.Н.Толстой)
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.)
— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)
— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
— Объясните постановку знаков препинания во втором тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «Проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
— Объясните лексическое значение слов:
Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
Производительный: плодотворный, продуктивный.
Мириады: неисчислимое множество.
(6 слайд) Из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
— А как вы думаете, отражаются ли в языке особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
3. Зрительный диктант
(7 слайд) Прочитайте высказывания о языке.
Наш язык совершеннее наших понятий.(Л.Вовенарг)
* Л. Вовенарг – французский философ, моралист и писатель первой половины 18 века.
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
* Х.Геббель – немецкий драматург и поэт 19 века.
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
* Пифагор – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
* Ж.Ростан — французский биолог и писатель 20 века.
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
— Выберите одно высказывание, выучите его и запишите по памяти.
4. Работа с текстом упр. 268
(9 слайд) — Прочитайте текст и составьте простой план.
1) «Народ выражает себя полнее и вернее в языке своём».
2) «Язык есть собственность нераздельная целого народа».
3) История языка нераздельно связана с историей народа.
— Сформулируйте основную мысль текста.
III . Итоги урока, рефлексия
(10 слайд) — Поразмышляйте над высказыванием Эразма Роттердамского «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия».
— Может ли язык существовать вне человеческого общества?
— Отражает ли язык национальную культуру общества?
(11 слайд) — Оцените свою работу на уроке.
1. Записать 20 слов с орфограммой «Проверяемая гласная в корне» и 20 слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне».
2. Упр. 269 – из текста выписать выражения, наиболее ярко передающие основную мысль автора, объясните знаки препинания в цитатах, подчеркните устаревшие слова.