Прочитайте текст в чем видит автор удивительную точность поэтических определений друг пушкина

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Федор Тютчев (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 195-197, 199-200)

Размышляем о прочитанном

1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?

Читая строки этого стихотворения я представил зарисовки природы. Как гром пришел над нивами, как блестела молния, а потом появилось солнце, которое озарило смятенную землю. Сначала настроение было грустное, печальное, а затем стало хорошим.

2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

Для описания грозы автор использует такие эпитеты:

“Дальний гром”, “Синей молнии струя”, «капли дождевые”, “раскаты громовые”.

3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?

Тютчев использует олицетворения. Этот троп наделяет природу качествами, которые присущи только живому миру. С помощью олицетворения достигается единство природы, гармония.

4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?

Да, звукопись используется два раза. Аллитерация звуков Ш и С. Они создают эффект дождя, что добавляет стихотворению реалистичности.

Фонохрестоматия

«Неохотно и несмело. »

1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?

Актер интонационно выделяет звукопись, а также ставит логические ударения. Повышает голос, а иногда говорит шепотом и делает паузы.

2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

Я думаю, Тютчев употребляет старую форму «к земли», потому что употребление такой формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт иронический оттенок в изображении человека: каким бы сильным себя он ни считал, человек все равно слабее и мельче природы, и ему не стоит об этом забывать.

Фонохрестоматия

«С поляны коршун поднялся. »

1. Как актёр подчёркивает противопоставление земли и неба, гордый полёт птицы и прозябание человека «в поте и в пыли»?

Полет показан, как что-то недостижимое и прекрасное, а заключительные строчки прочитаны с ноткой разочарования.

2. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув мысль поэта о противоположности небесного и земного.

Учимся читать выразительно

С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?

Я бы начал читать радостно, а закончил грустно. Так, как сделал это актер. Чтобы показать противопоставление полета птицы и человека.

Фонохрестоматия

«Листья»

1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?

2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

Потому что неизвестно, чем закончилась эта история. Улетели листья или остались до следующего ветра. Автор сделал такой прием, чтобы читатель сам смог додумать финал.

Учимся читать выразительно

1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.

2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?

У меня возникло чувство безвыходности и незавершенности.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.

Совершенствуйте свою речь

1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?

2. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Он получил домашнее образование, которое позволило ему поступить в Московский университет.

Он работал дипломатом, благодаря чему уехал за границу на целых 22 года. Там он встретил свою жену, родившую ему трех дочерей.

Его юношеские стихотворения архаичны. А более поздний период творчества ознаменован оригинальными произведениями.

Источник

2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения

х согл. X согл. X примык.

Стелющиеся растения, густые заросли, ясно излагать, под- X упр. X _упр. X упр.

готовиться к изложению, подбирать материал, запереть ключом,

возвращаться лесом, хорошо ориентироваться, вырастить в теп-

лице, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, провести

касательную, загореться от взрыва, приехать работать, мировоз-

Постарайтесь ясно излагать свои мысли. (Побудительное.)

Чтобы подготовиться к изложению, надо хорошо ориентиро-ваться в литературе. (Повествовательное.)

Вы завтра будете заниматься в библиотеке? (Вопроситель- ное.)

іТеплиЦа]- тепло (суффиксальный).

В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки: шелест летучих мышей,@мерный шум падающих капель, и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней.

По своему составу (наличию главных членов предложения) предложения делятся на дву- и односоставные (присутствуют либо оба, либо один из главных членов предложения.

Пост.: несов. вид, перех., 1 спр.

Непост.: изъяв. накл.,мн. ч., наст. вр., 3 л.

А Дон лился легко, |позванивая_на_перекатах[, І?еребрясь_от_в_ет;;

р_а_вм.есте]_с_.листьями]_ракит[. (Повеств., невоскл., простое, дву- сост., распр., полное, осложнено однор. обособленными обстоятельствами.) Облака медленно тонули, тускнея в его омутах. Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем, как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам.

В тексте встречаются уточняющие члены, распространенные обособленные определения и однородные определения, стоящие после определяемых слов, обособленные обстоятельства, выра-женные деепричастными и сравнительным оборотами.

Пост.: действ., полн. ф., прош. вр., несов. вид.

Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.

I. Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке.

II. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

В жизни человека большую роль играют разносторонние знания, потому что ни один предмет нельзя знать отлично, не разбираясь во всех остальных. Мне нравится изучать географию, но ни один географ не позволит себе, например, неграмотно на-писать название какой-нибудь страны, реки, географический тер-мин.

Хорошее знание языка всегда помогало ученым поделиться своими открытиями с людьми, ведь иначе их никто бы не понял. Я всегда с большим интересом читаю книги по географии, потому что их авторы придают значение языку своих книг. Мне кажется, что я на самом деле вижу горы и реки, океаны, острова, даже города на другом конце света и людей в них. Во мне «просыпается» настоящий интерес исследователя.

Знания необходимы человеку. Без них никогда не получить интересную профессию, без них нельзя жить достойно.

Источник

Русский язык

Учебник для 9 класса

1. Международное значение русского языка 3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения 4

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3. Основные виды сложных предложений 6
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения
4. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 8
Сложноподчинённые предложения
5. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём 14
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению
6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 19
7. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 24
8. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 30
Придаточные предложения образа действия и степени 32
Придаточные предложения места 36
Придаточные предложения времени 37
Придаточные предложения условные 41
Придаточные предложения причины42
Придаточные предложения целн 43
Придаточные предложения сравнительные 44
Придаточные предложения уступительные 46
Придаточные предложения следствия 49
Сложноподчинённые предложении с несколькими придаточными
9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 53
Бессоюзные сложные предложения
10. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 59
11. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 60
12. Тире в бессоюзном сложном предложении 63
Сложные предложения с различными видами связи
13. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них 67

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
14. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление 73
15. Русский язык язык межнационального общения народов СССР. Место русского языка среди языков мира 76
16. Русский литературный язык и его стили 79

ПОВТОРЕНИЕ
Фонетика. Графика. Орфография 83
Лексика. Фразеология. Орфография 91
Состав слова и словообразование. Орфография 97
Морфология. Орфография 101
Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение
Глагол 107
Наречие 110
Предлог. Союз. Частица 111
Синтаксис. Пунктуация 114
Употребление знаков препинания
Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 124
Запятая 125
Точка с запятой 130
Двоеточие
Тире
Скобки 132
Кавычки
Приложение
Порядок фонетического разбора 134
Порядок разбора слов по составу
Порядок словообразовательного разбора
Порядок морфологического разбора
Порядок синтаксического разбора 135
Пишите правильно! 139
Условные сокращения 140

PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.

1. Международное значение русского языка.
1. Прочитайте. Какой общей мыслью объединены приведённые ниже тексты? Какие черты русского языка отмечаются в них? Расскажите о мировом значении русского языка, используя цитаты из приведённых текстов. О Выучите наизусть последний текст.
I. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)
II. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой, 1934 г.)
III. Начиная с середины XX века всё больше распространяется изучение русского языка во всём мире. Развитие советской науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской литературы вызывает интерес к изучению русского языка и необходимость овладения им во многих странах. («Большая советская энциклопедия».)
IV. Звучат во всех краях планеты
Без перевода, как Москва,
Большевики, Октябрь, Советы,
Мир, Спутник — русские слова.
(А. Твардовский.)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения.
2. Прочитайте и разберите данные словосочетания. Перепишите, обозначив в иих главные слова. Укажите способ связи. О Составьте и запишите с выделенными словосочетаниями три разных по цели высказывания предложения. О Расскажите о словосочетании и предложении. О На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами? Какое из этих правил более широкое, какие — более узкие?
Стелющиеся р..стения, густые зар..сли, ясно излагать, подготовиться к изложению, подб..рать материал, зап..реть ключом, возвращаться лесом, хор..шо ориентироваться, выр..стить в т..плице2, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, пров..сти касательную, заг..реться от взрыва, приехать работать, мировоззрение2 п..сателя.
3. Прочитайте. Вспомните, какие члены предложения составляют его грамматическую основу. На какие типы делятся простые предложения по составу? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы предложений. О Найдите в тексте однородные члены. Чем они соединяются между собой? Расскажите о пунктуации при иих.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер?’ Узкий извилистый вход.4 Здесь темно и сыро.4 Тишина.4 Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи.4 Ходы тяну(т, ть)ся вет-вя(т, ть)ся то неожиданно расширяются в целые залы то круто спускаются (в)ниэ то обрываю(т, ть)ся пропастями. (Н..)верёвки (н..) крючки (н..) верёвочные лестницы (н..) что (н..) помогает дойти до неведомых глубин, что(бы) изучить подземный лабиринт.
В глухой пустоте изредка раздаю (т, ть)ся разные звуки шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Иногда белые тёмные красные минералы своими отл..жениями2 покрывают3 стенки пещер. Их причудливые формы напоминают (н..)то фигуры каких-то застывших великанов (и..)то кости гигантских2 ящеров. (По А. Е. Ферсману.)
мировоззрение
миропонимание
1. Прочитайте. В чём видит автор удивительную точность определений А. С. Пушкина? Какие члены предложения называются обособленными? Какие из них имеются в тексте? Перепишите, расставляя знаки препинания. О Найдите в тексте вводное слово. О Почему некоторые слова даиы в кавычках?
Друг Пушкина поэт Языков воспел русские реки в изумительных стихах. Воспел Волгу властительницу вод.4 Он писал о Тверце «лелеющей тысячи судов» Оке «поёмистой дубравной» о Суре «красавице задумчиво бродящей» Свияге «пажитной* игривой и бессонной» и наконец о Каме.
Пушкин впервые написал о Доне что он (не)течёт а льётся. В этом была удивительная никогда (не) изменявшая3 поэту точность определений. Волга Северная Двина Днепр Обь все большие русские реки именно текли. Они несли к морям тяжёлые воды. В широком движении этих рек была сила настойчивость.
А Дон лился легко позванивая на перекатах серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.4 Облака медленно тонули тускнея в его омутах. Песч..ные косы перемытые донской водой были выбелены солнцем как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам. (К- Паустовский.)
5. Прочитайте и скажите, какой общей мыслью объединены эти два высказывания. Перепишите тексты, расставляя пропущенные знаки препинания.
I. Мы живём в такое время когда без овладения научными знаниями невозможны (н..)труд (н..)элементарная культура человеческих отношений (н..) выполнение гражданских обязанностей. Учение (н..) может быть лёгкой и пр..ятной игрой доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина ие будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. (В. А. Сухомлинский.)
II. Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать и головой и руками, знания нужны в жизни, как винтовка в бою. (Н. К. Крупская.)
ф 6. Подберите материал и сделайте устное сообщение (или напишите сочинение) о роли знаний в жизни человека. Свяжите ваши рассуждения с личным интересом к изучению того или иного предмета.

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. Существует остроумное приспособление, облегчающее зеркальные рисунки. Берется обычное стекло (можно взять отмытую от эмульсии фотопластинку, а еще лучше оргстекло), устанавливается вертикально ребром к рисующему. С левой стороны стекла кладется обычный рисунок, а с правой стороны стекла кладется чистый лист бумаги. Теперь, если посмотреть на рисунок левым глазом, а на чистую бумагу правым глазом, то на бумаге возникнет «мираж»: зеркально перевернутый рисунок. Остается лишь обвести его карандашом.
Зеркальный рисунок нетрудно получить и другими способами. Приложите обычный рисунок к оконному стеклу и с обратной стороны обведите карандашом. Или положите рисунок на лист копировальной бумаги (копировальным слоем вверх!) и обведите его твердым карандашом.
На обратной стороне рисунка появится его зеркальная копия.
Имея перед глазами зеркальные рисунки, нетрудно перерисовать их на фотопластинку.
Еще способ. На этот раз без всяких зеркальных хитростей. На засвеченную фотопластинку наносят мягким карандашом нужный рисунок. Потом стальным пером, опущенным вместо чернил в свежий проявитель, обводят карандашный рисунок. На пластинке появляются четкие черные линии. Когда весь рисунок обведен, пластинку очень быстро ополаскивают и кладут в закрепитель. Хорошо промывают и сушат. Потом в темноте с этой фотопластинки контактным способом печатают негатив на незасвеченной фотопластинке. Обработка этой пластинки обычная. С высушенной пластинки-негатива тоже контактным способом печатают на фотобумаге экслибрис-позитив.
Ну а если под рукой нет и фотопластинок, а есть только фотобумага? Тоже неплохо! Возьмите лист новой копировальной бумаги. Положите его копировальным слоем вверх. На копировальную бумагу положите рисунок и обведите его твердым
карандашом. На оборотной стороне рисунка появится его зеркальная копия. Но нам она сейчас не нужна. Нужна лишь копировальная бумага. Посмотрите ее на свет. На черном фоне вы увидите светлый рисунок: негатив вашего экслибриса. Его остается только отпечатать на фотобумаге. Не забудьте хорошо прижать ваш негатив к фотобумаге чистым стеклом (негатив кладите копировальным слоем вверх, чтобы не портить фотобумагу).
С такого необычного негатива вы сможете отпечатать много экслибрисов.
Конечно, вам захочется знать, какой же способ создания экслибрисов самый лучший? На этот вопрос трудно ответить: каждый способ по-своему хорош. Все зависит от ваших возможностей. Здесь нарочно не дано никаких конкретных рецептов. Все пробуйте сами. Пусть ваш отрядный или дружинный конкурс оценит лучшие экслибрисы не только по их содержанию и форме, но и по их исполнению.
Может быть, вы придумаете какой-нибудь совсем новый способ печатания экслибрисов. Или усовершенствуете старые. Можете воспользоваться трафаретами,
литографией, самодельными фотобумагами на солях железа и меди (и даже серебра). Посмотрите в специальной литературе, в старых журналах: вы наверняка найдете что-нибудь полезное.
Словом, ищите! Вас ждут приятные часы. Кто знает, возможно, ваши экслибрисы украсят не только ваши книги, но и коллекции знатоков.
А пока. Каждой вашей книге — ваш личный экслибрис. И не забудьте про экслибрисы для ваших коллективных библиотек.
Место экслибриса — на левой стороне форзаца.
Вот, пожалуй, и все. Пора прощаться. Успехов вам, дорогие друзья.
Вас ждет увлекательная работа.
Начинайте с самого простого. С книжных закладок, оберток. С подклейки листов.
Овладевайте мастерством постепенно.
Фотографические обложки, экслибрисы — это уже высший класс.
Вначале вам будет многого не хватать. Прежде всего опыта. Ну и, конечно, разных материалов, инструментов.
Обращайтесь к старшим товарищам. К взрослым. Они придут вам на помощь. Помогут вам и советами, и приобретением всего необходимого.
Со временем у вас будет отличная мастерская, весь лечебный комплекс — книжкина поликлиника, книжкина больница, книжкин санаторий.
Вы будете не только лечить, но и консультировать: как, например, организовать такие же лечебные комплексы в соседних школах, соседних ЖЭКах, соседних пионерлагерях.
Кто знает, может быть, вам так понравится ваша полезная деятельность, что вы захотите посвятить книгам всю свою жизнь.
Что же, двери издательско-полиграфических учебных заведений для вас открыты. Книгам тоже нужны энтузиасты.

Источник

Пушкин о природе и назначении поэзии

Лучшие свои стихи о назначении поэта и сущности и природе поэзии Пушкин написал уже в лицейские годы. С этой темы, собственно, и начинается Пушкин как поэт. От первого, опубликованного в 1814 году, стихотворения «К другу стихотворцу» пролегает трудная, полная невосполнимых утрат и счастливых приобретений, дорога к знаменитому «Памятнику» 1836 года.
За это время поэт создает такие великолепные программные стихотворения, как «К Овидию» (1821 г.), «Чиновник и поэт» (1821 г.), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Пророк» (1826 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.) и некоторые другие.
Всякий поэт, рано или поздно приходит к потребности высказаться о назначении поэтического творчества, правда, не все делают это так рано как Пушкин. Осознав как следует своё поэтическое предназначение, яснее поняв для чего он это делает, поэт лучше творит в дальнейшем.
Пушкин понимал поэзию как главный стимул духовного совершенствования человека. Сам поэт, по мнению Пушкина, несет всю полноту ответственности за духовное состояние общества, за людей и их поступки.
В своём поэтическом даре Пушкин видит весь смысл своей жизни, свое предназначение. Поэзия же должна заниматься только своим поэтическим делом и ничем иным. Но это вовсе не пропаганда теории чистого искусства, не пропаганда поэзии – ради самой поэзии. Просто поэтическим творчеством, как считает Пушкин, нужно заниматься серьезно, отдавая этому делу всего себя, без остатка. Как, впрочем, и в любом другом деле. Только в этом случае, конечно, при наличии поэтического дара, начинающего стихотворца ожидает удача.
Пушкин вовсе не запугивает начинающих поэтов трудностями поэтического творчества, а, как уже было сказано выше, уравнивает его со всяким другим человеческим трудом. Если и проскальзывает в его стихах мысль об особенной сложности поэтического труда, так только в связи с тем, что человеку, родившемуся поэтом, нужно неотступно следовать своему призванию, забыв обо всем остальном, полагаясь только на собственное усердие.
Однако, в первом своем опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» пятнадцатилетний Пушкин обращается к юноше, условно названному Аристом, решившему примкнуть к «толпе служителей Парнаса» и стать поэтом, наставляя его, чтобы тот не спешил «оседлать упрямого Пегаса», не гнался за лаврами «опасною стезёй», воспевая «ручьи, леса, унылые могилы». Пушкин дает понять, что Арист, не будучи твердо уверен в наличии у себя поэтического таланта, рискует лишь пополнить когорту серых бесславных пиитов.
«Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – целый свет забудет», –
с горечью говорит Пушкин, предостерегал Ариста. Но даже в случае, если Арист – действительно настоящий поэт и справедливо займёт своё место на Парнасе, Пушкин предупреждает его, что писательский труд не приносит поэту большого богатства. «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. » Вот и вся перспектива «счастливого» стихотворца, обреченного на вечные поиски средств к существованию.
Самому Пушкину, несмотря на столь юный возраст, уже известно, что путь поэта усеян не розами, а шипами. Но здесь просматривается явное противоречие. Ведь поэт, уговаривая Ариста не писать стихов, сам пишет их, о чем свидетельствует хотя бы данное послание. Причем стихотворение это является одним из первых, сочиненных юным поэтом. Но Пушкин тут же объясняет это несоответствие на клерикальном примере. Поп, проповедующий в церкви воздержание от спиртного, после службы может позволить себе выпить. Однако, своей пастве он внушает, чтобы они не обращали на это внимания и поступали согласно его церковным проповедям. Точно так и поэт, меряя людей в своей поэзии самой высокой меркой, как человек оставляет за собой право не сверять с этой поэтической идиллией образ своей повседневной жизни. В противном случае, его человеческое поведение было бы сковано и превратилось бы в сущую муку, если он не прирожденный монах или аскет, отрешившийся от всех жизненных благ и удовольствий. Все остальные люди также, преклоняясь перед гением поэта, далеко не всегда поступают соответственно духу его поэтического творчества. Иначе грешники давно бы превратились в святых, а земля стала бы раем.
Поэтому и вырывается из уст юного Пушкина такое признание:

«Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!»

В этом стихотворении, по-моему, сказались собственные сомнения и опасения Пушкина, впервые столкнувшегося с мыслью о своей дальнейшей поэтической судьбе. И пылкое послание к воображаемому коллеге Аристу, скорее всего, обращено к самому себе.
Дух сомнения постоянно сопровождает Пушкина на протяжении всего его творческого пути. В стихотворении «К Овидию», написанном в период южной ссылки, поэт ощущает себя изгнанником, принявшим «Овидиев венец». Ему кажется, что творчество его, да и он сам будут неизвестны для «новых поколений». Утешается он только тем, что, может быть, какой-нибудь его поздний потомок, как и он сейчас, придет в эти места, где он был в изгнании, и вспомнит о нем, как Пушкин вспоминает сейчас об Овидии. Он как бы принял от римского опального поэта своеобразную эстафету и верит, что после него придет в эти пустынные места такой же изгнанник. Примечательно здесь такое Пушкинское высказывание об Овидии: «Не славой – участью я равен был тебе». Молодой Пушкин вполне отдает себе отчет в оценке своих собственных, пока еще скромных поэтических успехов и не помышляет тягаться с Овидием, исключая всякие кривотолки в будущем о своей нескромности.
Между тем, Пушкин твердо знал о том, что требует от него поэзия, когда в четырнадцать лет написал стихотворение «К другу стихотворцу». Точно также знал и – создавая «Евгения Онегина». Пушкин желает только одного – оставаться всегда верным своему искусству. Ему достаточно быть только поэтом, делать свое поэтическое дело, как положено поэту, всё остальное приложится само собой. Пушкин не искал себя как поэта, не мучился размышлениями над тем, по какому пути идти. Его беспокоила только одна мысль: правильно ли он обращается со своим поэтическим даром.
После стихотворения «К другу стихотворцу», в том же 1814 году, в печати появляется первое послание «К Батюшкову». Если начинающего поэта Ариста Пушкин отговаривает от занятия поэзией, то Батюшкова, наоборот, уговаривает продолжать поэтическую деятельность, укоряет его за пренебрежение к своему дарованию. Здесь Пушкин проявляет истинную заботу о состоянии отечественной литературы. В стихотворении много афористических высказываний. Главное из них: «Поэт! в твоей предметы воле. »
Из сказанного ясно видно, что Пушкин признает за поэтом исключительное право строить свой особый поэтический мир. Творить его заново, как Бог сотворил землю и небо. Причем, мир этот может не соответствовать окружающей поэта реальности. Пушкин считал, что высшей целью поэта является изображение мира таким, каким он предстает только перед его собственным поэтическим видением. Вот как Пушкин говорит о судьбе поэта в вышеупомянутом стихотворении «К Батюшкову»:

«. Мирские забывай печали,
Играй; тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон».

В представлении юного Пушкина, однажды вступив на поэтическую стезю по призванию, поэт должен следовать по ней до конца. Таков его удел и никуда от него не денешься.
Но, в связи с тем, что «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. », в Пушкинском понимании о высоком предназначений поэзии появляется некий низкий мотив – деньги. Ведь поэту нужно на что-то жить, а одним поэтическим вдохновением, питающим душу, но никак не бренное тело, увы, сыт не будешь. В связи с этим, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» излагается спор о назначении поэзии, об ее месте в духовной жизни общества. В споре, как и следовало ожидать, побеждает не поэт, а книгопродавец. Когда поэт, уже прижатый к стене доводами книгопродавца, говорит, что суть его творчества в свободе творить, тот возражает на это:

«. Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать».

«Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы. «

Быть одному, исполняя свое призвание, значит идти на подвиг, отдавать себя в жертву высшим идеалам. Но подвиг этот непонятен простому народу, привыкшему подходить ко всему с точки зрения голого рационализма и отрицающему всё, что не приносит материальной выгоды. Потому так горько звучат в устах Пушкина строки из стихотворения «Поэт и толпа», осуждающие «чернь тупую»:

Кое-кто, возможно, пожелает усмотреть в этом показательном стихотворении не конкретного поэта и не конкретную толпу, а всего лишь абстракцию, вещи отвлеченные. Увы, по-моему, именно в этом стихотворении Пушкин, пропустив всё через себя, на основе собственного опыта, подошел к ясному пониманию глубинной сущности народа и, вообще, устройства человеческого общества. Тема эта, тема поэта и толпы, героя и толпы, пророка, – на протяжении многих веков будоражит умы многих писателей и поэтов. И начинается она едва ли не с распятого в древней Иудее Иисуса Христа, не понятого и не принятого современниками. Толпа, она обладает удивительной способностью забрасывать камнями своих поэтов и пророков и превозносить до небес тиранов. Кто из великих творцов древности и современности не вступал в конфликт с толпой, наткнувшись на острие ее непонимания? И не в одной черни здесь дело. Чернь, это, скорее всего, обобщение. Чернь, это серая масса посредственностей, отвергающая всё исключительное и неординарное. Не отсюда ли целая плеяда, так называемых «лишних» людей, начиная с Пушкинского Онегина и продолжая Печориным, Обломовым, Базаровым, Раскольниковым и так далее.
Потому и отстаивает Пушкин независимость поэта от толпы и призывает его вершить над своим творчеством только свой собственный суд. Поэт – избранник Бога и его устами говорит сам создатель. Поэту, как и Богу, нет равных, а посему, удел богов царей (земных богов) и поэтов – одиночество. Обо всем этом достаточно ярко говорится в сонете «Поэту»:

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник».

Этот же мотив смирения, равнодушия к хуле глупцов и невежд повторяется в заключительных строках известного пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Но основная мысль стихотворения, которая является определяющей и для всего Пушкинского творчества, изложена в предпоследней строфе. Поэт здесь говорит:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

В этом четверостишии – ключ для понимания назначения поэта и поэзии. Пушкин видел назначение поэзии в этом и следовал ему всю свою жизнь, завещав подобное понимание будущим поколениям поэтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *