Прочитайте укажите на чем основана игра слов в этом тексте
§ 7. Омонимы и их употребление
Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка 1 (скамья) — лавка 2 (магазин); кормовой 1 (находящийся на корме) — кормовой 2 (служащий для корма); заставить 1 (загородить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить).
Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например:
Слово звучит
Над разбуженным краем:
— Свет добываем!
Свет добываем!
Сёлам, и школам,
И сельсовету.
И всему cвemy!
И всему cвemy!
В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузначность, мешающая быстрому восприятию смысла, например: Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует.
39. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.
1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстаканник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8)
Бархатное платье — бархатный голос. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.
40. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следующих примерах.
1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.)
41. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и спишите.
1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.
42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Спишите, расставляя знаки препинания.
(Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)
Контрольная работа по русскому языку (9 класс)
Контрольная работа по русскому языку 9 класс
Данная работа составлена для апробации критериального оценивания знаний учащихся. Работа составлена с учетом уровней: 8 заданий базового уровня (1-8), 5 заданий продвинутого уровня (9-13) и 2 задания на функциональную грамотность.
1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.
1) д…визия, с…лдат, отп…реть
2) к…сание, передв…жение, ст…пная
3) нат…реть, р…сток, подр…стает
4) об…щавший, г…лова, покл…ниться
2. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.
1) контр…гра, сверх…нтересный, пред…стория
2) ра…чертили, в…трепенуться, не…держанный
3) об…ективный, под…ём, интерв…юер
4) пр…рекаться, пр…брежный, пр…возмочь
3. Укажите номер предложения, где нужно поставить тире.
1. Грачи это наши первые весенние гости.
2. Лёгким запахом веет полынь.
3. Сорока птица плутоватая.
4.У кукушонка грудка пёстренькая.
4. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить две запятые.
1) Перед театром зажгли фонари и площадь сразу стала не только красивой но и по-праздничному яркой.
2) На сцене стояли прекрасные декорации и были расстелены ковры.
3) И актеры и режиссер были довольны спектаклем.
4) Зрители долго не хотели расходиться и аплодисментам не было конца.
5. Найди соответствие между словосочетанием и видом подчинительной связи.
6. Укажите языковой стиль, для которого характерны следующие речевые жанры: законы, приказы, заявления?
1) официально-деловой 2) разговорный 3) публицистический
7. Укажите номер ряда, в котором перечислены слова разговорного стиля.
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
8. Найдите соответствие между книжными стилями речи и их функциями.
А. Художественный стиль
1. Воздействовать на сознание
Б. Научно-популярный стиль
В. Публицистический стиль
3. Воздействовать на чувства
Г. Официально-деловой стиль
9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.
Блистать, изложение, загорелась, ростовщик, примерять(платье)
10. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Запишите слова в два столбика, объясните свой выбор.
из-(ис-) (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
12. Соотнесите название стиля речи с его признаками.
1. Этому стилю свойственна конкретность, точность, однозначность, доказательность.
2. В нём недопустимы приблизительные и абстрактные рассуждения. Это самый регламентированный стиль.
3. Ему свойственна особая взволнованность. Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.).
4. Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание.
5. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами).
13. Восстановите правильный порядок предложений так, чтобы получился текст. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. 2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». 3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. 4. Он был очень точен в своих изображениях. 5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
1. Прочитайте текст.
1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину. 2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. 4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8)Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.
2. Прочитайте текст.
Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?
Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.
Ключ и критерии оценивания
9. блистать (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указан правильный вариант ответа и даны верные примеры, 1 балл – указан правильный вариант ответа и не даны верные примеры. 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
10. 1) ис: исчерпать, испробовать, истратить, исследовать 2) из: издать, изведать. (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны, 1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка, 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
11. Равнина, напоминающая застывшее море, дремала во мгле. ИЛИ Напоминающая застывшее море равнина дремала во мгле. (1-2 балла)
2 балла – предложение составлено верно, пунктуационных ошибок нет. 1 балл – предложение составлено верно, допущена одна пунктуационная ошибка. 0 баллов – предложение составлено не верно ИЛИ предложение составлено верно и допущено более одной пунктуационной ошибки ИЛИ ответа нет
12. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – соответствие установлено верно, 1 балл – допущено две ошибки в соответствии, 0 баллов – допущено более двух ошибок при установлении соответствия, ИЛИ ответ отсутствует
13. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям. Он был очень точен в своих изображениях. (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – верно определена последовательность предложений и подчеркнуты средства связи предложений. 1 балл – верно определена последовательность предложений и не подчеркнуты средства связи предложений, 0 баллов – другой вариант ответа, ИЛИ ответ отсутствует
Критерии оценивания (всего 4 балла): 4 балла – найдены оба предложения, 2 балла – найдено одно из предложений. 0 баллов – не найдены верные предложения, ИЛИ найдены неверные предложения, ИЛИ ответа нет
Примерный ответ: Глина используется в качестве косметики. Из глины делают посуду. Есть умельцы, умеющие мастерить из глины игрушки. Также глина является незаменимым компонентом в изготовлении кирпича.
Критерии оценивания (всего 6 баллов): 2 балла – наличие связного текста из 3-5 простых предложений, 1 балл – среди записанных предложений есть одно сложное предложение, ИЛИ допущена одна логическая ошибка, 0 баллов – ответа нет
2 балла – отсутствие пунктуационных ошибок. 1 балл – допущено 1-2 пунктуационные ошибки, 0 баллов – три и более пунктуационные ошибки
2 балла – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 1 балл – допущено 1-3 орфографические и грамматические ошибки, 0 баллов – 4 и более орфографических и грамматических ошибок
Вопрос 1. Примерный ответ: публицистический стиль, признаки: в первом предложении кратко изложена суть текста, ИЛИ названа тема текста, использование пословицы, градация (…одни склонились к тому… Другие возразили….)
Критерии оценивания (всего 4 балла):
2 балла – правильно определен стиль текста, 0 баллов – стиль текста определен неправильно, ИЛИ ответа нет
2 балла – указаны 2 и более признаков публицистического стиля, 1 балл – указан 1 признак публицистического стиля, 0 баллов – указаны признаки не публицистического стиля, ИЛИ ответа нет
Вопрос 2. Примерный ответ: Добро и зло всегда существовали и будут существовать. Если добрых слов и поступков станет больше, то люди будут вежливее и всем станет легче жить. Давайте же внимательнее и добрее относиться друг к другу!
Критерии оценивания (всего 6 баллов):
1 балл – наличие связного текста, 1 балл – отсутствие пунктуационных ошибок, 1 балл – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 3 балла – соответствие тексту публицистическому стилю
Результаты выполнения заданий первой части контрольной работы
Школьный этап олимпиады по русскому языку 5-6 класс
Школьный тур олимпиады по русскому языку
Задание 1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.
Задание 2. Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка . На чём основана языковая игра в приведённых примерах?
Каким термином она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.
Приведите 2 аналогичных примера.
Задание 3 . Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Задание 4 . Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.
которые исчезли из языка
но совершенно разные по лексическому значению
который изучает правила постановки ударения в словах
но называют существующие предметы и явления
раздел науки о языке
который обозначает предмет
и произношения звуков и звукосочетаний
слова одной и той же части речи
одинаковые по звучанию и написанию
и отвечает на вопросы косвенных падежей
Задание 5. Прочитайте следующие предложения:
Мать любит дочь. Физика интересует математика.
Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка это связано?
Задание 6. Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.
Задание 7. Назовите известные вам знаки препинания.
Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.
Задание 8. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за
дополнительный балл за интересный пример на другую букву.
Итого: 8 баллов максимум.
Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате
чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.
1 балл за объяснение сути приёма языковой игры;
1 балл за правильно указанный термин;
по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово;
по 2 балла за каждый свой пример
Итого: 10 баллов максимум.
Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий
(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда
диких пчел или лесным пчеловодством).
Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными
невежественными способами, якобы с помощью колдовства).
Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).
Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке
Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник,
1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род
по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого
Итого: 7 баллов максимум.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает
предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей
Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют
существующие предметы или явления
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки
ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению.
За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за
каждую из четырёх правильную часть определения ).
Итого: 8 баллов максимум.
Данные высказывания можно понять двояко. 1) Мать любит свою дочь или
Дочь любит свою мать. 2) Физик интересуется математикой или Математик
Такая многозначность высказываний обусловлена совпадением форм слова
(омонимией) и относительно свободным порядком слов в русском
предложении (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной
позиции, они могут стоять в разных местах).
1) за двоякое объяснение каждого выражения – по 1 баллу;
2) за указание на причины такого явления (омонимия и порядок слов) – по 2
Итого: 6 баллов максимум.
Возможные модели предложений:
Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано
(относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).
связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).
Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос
что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).
Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?,
относится к подлежащему / существительному / слову дверь).
Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?,
относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).
Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.
1) по 0,5 балла за составленное предложение – за все, кроме определения, 1
балл за предложение с определением, всего – 3 балла;
2) по 1 баллу за каждое полное правильное объяснение (если в объяснении
есть ошибки, то 0 баллов).
Итого: 8 баллов максимум.
Иноязычными являются названия дефис и тире.
Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах.
У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения:
1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э];
2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке
тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.).
Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio – раздельно) и тире – из
1) за каждое иноязычное название – по 1 баллу;
2) за объяснение про звук [ф] – 1 балл;
3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире – по
Итого: 5 баллов максимум
Итого: 5 баллов максимум
«Чужаком» в данном случае является слово Водитель .
Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный
Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой
другой список из четырех однокоренных слов)
1 балл за верно указанное лишнее слово;
1 балл за правильное объяснение причин ошибки;
по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Школьный этап олимпиады по русскому языку
5 – 6 классы
Задание 1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.
Задание 2. Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка. На чём основана языковая игра в приведённых примерах?
Каким термином она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.
Приведите 2 аналогичных примера.
Номер материала: ДБ-1618223
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.