Рассмотренный в тексте эксперимент по пересаживанию молодого деревца в оранжерею доказывает что
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока биологии
Цель урока: формирование практического навыка построения кратких и развернутых монологических высказываний для выражения собственного мнения и сообщения требуемой информации с опорой на прочитанный и прослушанный материал.
Образовательные : Продолжить формирование понятия о способах питания растений; познакомить с воздушным питанием растений; раскрыть понятие «фотосинтез»; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.
Развивающие : Продолжить формирование умения работать с источниками информации, анализировать иллюстрации и рисунки; формулировать выводы опытов, пользуясь их описанием; Продолжить формирование умений и навыков работы с новой информацией с помощью заданий по систематизации полученных знаний в таблицу
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле
Планируемые результаты, методы и формы их диагностики:
Планируемые предметные результаты
Методы и формы их диагностики
Прослушивание выступлений обучающихся, анализировать иллюстрации и рисунки, формулировать выводы опытов, пользуясь их описанием
Планируемые метапредметные результаты (УУД)
Методы и формы их диагностики
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему, находить пути ее решения (достижения цели).
Поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные: уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера.
Оценка содержания устных высказываний обучающихся, сравнение формулировок целей, поставленных ими с формулировкой цели и задач урока, поставленных учителем.
Анализ соответствия содержания ответов обучающихся поставленному вопросу.
Постановка диагностической задачи перед обучающимися: спрогнозировать, какие еще слова им пригодятся для построения высказываний, назвать их.
Анализ содержания высказываний обучающихся
Анализ содержания и логичности построения высказываний обучающихся.
Наблюдение за работой обучающихся в группе.
Планируемые личностные результаты
Методы и формы их диагностики
Самоопределение- развитие самооценки для определения своего личного уровня знания и незнания
Построение плана, требующегося для выступления на тему «Воздушное дыхание», анализ содержания ответов обучающихся.
Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
проектор, карточки с раздаточным материалом, доска, цветные карандаши, презентация, учебник.
ехнология критического мышления, здоровьесберегающая технология, игровая технология.
Технологическая карта урока.
Тема урока : «Фотосинтез»
Тип урока : Изучение нового материала
Учитель приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку.
Вербальные: речь учителя
Уплотненный контроль знаний (Актуализация знаний)
Организация беседы по вопросам и работы у доски :
— Что такое минеральное питание?
— Как происходит всасывание воды и минеральных веществ?
Один ученик выполняет у доски схему «Виды удобрений» с последующим рассказом.
— Зачем нужно вносить удобрения?
— Как выявить недостаток удобрений?
— Как правильно применять удобрения? К каким экологическим проблемам может привести неправильное применение удобрений?
Устные ответы учащихся на вопросы Д/З. Беседа.
Вербальные: речь учителя
Басня Крылова «Листы и корни»
В прекрасный летний день
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Что дерзко так считаться с нами стали?» –
Листы, по дереву шумя, залепетали.
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится:
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас».
А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии?
(подвести учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева.)
Какой вид питания мы с Вами уже изучили?
А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе?
«Фотосинтез» (воздушное питание растений)
что важнее: воздушное питание или почвенное питание растений?
Изучение нового материала происходит в форме групповой работы.
После вступительного слова учителя класс разбивается на 5 групп, каждая из которых получает карточку с материалом для анализа и вопросами. Время на работу с карточкой – 7-10 минут.
Затем выступления представителей групп.
Перед выступлением представителей групп освятить предысторию вопроса
Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы. В XVII веке голландский врач Ян Баптист ванГельмонт доказал, что почва для растения не самое главное.
Во время выступления представителей групп остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради. (приложение 1)
Формируют понятие «фотосинтез»
Первичное закрепление (беседа по вопросам (вопросы на слайдах)
1. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?
2. Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.
3. Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.
4. А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл)
6. Найдите ошибки, допущенные автором письма.
Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алёша Фантиков. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом
Рассказ, объяснение, беседа.
Практические : самостоятельная работа с текстом раздаточного материала: ответы на вопросы после текста, поиск главного, формирование понятий. Наглядные: работа с иллюстративным аппаратом раздаточного материала
Вербальные: текст раздаточного материала; знаковые: рисунки, схемы, иллюстрации карточек
Решение теста (приложение 2),
Практические: работа с тестом
Вербальные: текст на слайдах презентации
Составить синквейн на тему «фотосинтез»
Во время выступления представителей групп остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради.
Описание и результат опыта
За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Растение строит тело с участием воды
Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.
Растение выделяет кислород
На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.
Кислород выделяется только на свету
С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).
Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа
В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.
На свету в растениях образуется крахмал
На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется
Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)
Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.
По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”:
Фотосинтез – процесс образования сложных органических веществ (углеводов)в зеленых на свету из неорганических (углекислого газа и воды) с выделением кислорода.
О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
1. Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
а) кислород б) вода в) углекислый газ г) сахар
2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?
а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в лейкопластах
3. Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?
а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала
б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях
в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой
г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала
4. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?
а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в) Жан Сенебье г) ванГельмонт
5. Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:
а) погибнет б) не образует клубни в) начнет лучше куститься г) ничего не произойдет
Из истории изучения воздушного питания растений
Одним из важнейших научных экспериментов Ян Ван-Гельмонта стала попытка установить, откуда растения получают массу для своего развития.
Тогда ученые предполагали, что все необходимые вещества растения получают из почвы. Именно это и решил проверить голландский ученый.
Поскольку дерево росло изолировано от другой почвы, то и получить какую-либо прибавку к массе за счет иной земли оно не могло. Основываясь на результатах взвешиваний, Ян Ван-Гельмонт пришел к выводу, что почва, если и важна для растений, то уж строительным материалом для его роста не является точно.
Ученый рассуждал следующим образом: набор массы не мог происходить за счет почвы, в которой оно росло, следовательно, источником роста послужило некое иное вещество. Но никакого иного притока вещества к растению кроме воды, которой экспериментатор поливал иву, не было.
1. Кратко опишите опыт, проведенный ученым. Каков результат опыта?
2. К какому выводу пришел Ян Ван-Гельмонт?
Как лабораторные мыши помогли в изучении воздушного питания растений
Одним из первых ученых, использовавших мышей в подлинно научных опытах, был английский химик и философ-материалист Джозеф Пристли (1733-1804). Многие годы своей работы он посвятил поискам способов очистки воздуха, испорченного горением и дыханием.
А что будет с организмом, если его поместить в пространство, куда нет притока свежего воздуха?
Чтобы выяснить это, Пристли взял мышь, накрыл ее стеклянным колпаком и стал наблюдать. Вначале мышь вела себя спокойно. Спустя некоторое время она начала часто дышать, задыхаться и через несколько минут погибла. При повторных опытах происходило то же самое.
Продолжая опыты, Пристли помещал под колпак зажженную свечу.
Погорев немного, пламя ее тускнело, и она гасла. Летом 1771 года ученый поместил под стеклянный колпак горшочек с растущим в нем стебельком мяты. К его удивлению, мята не увядала, а жила и росла много дней не хуже, чем на свежем воздухе. В присутствии мяты свеча под колпаком не гасла, а продолжала гореть ровным спокойным пламенем.
А что будет с мышью, если ее поместить под колпак с растущей мятой? Мышка без вреда жила под колпаком, бегала, поедала корм, принюхивалась к мяте, издававшей пряный запах. Проходили дни, а мышка жила! Опыты повторялись, видоизменялись, но воздух оставался пригодным для дыхания и жизни мышей, если под колпаком были зеленые растения.
Опыты и наблюдения Пристли позволили ему сделать вывод:
— Человек отравляет воздух своим дыханием, а растения исправляют его, делая вновь подходящим для дыхания.
Спустя три года Джозеф Пристли, нагревая красный оксид ртути, получил какой-то новый газ. Горение свечи в нем было необычайно ярко. Тогда ученый решил посмотреть, как будет действовать газ на мышей. Он взял двух мышей и посадил их под колпак, в котором содержался загадочный газ. Зверьки ощущали себя прекрасно, лучше, чем в обычном чистом воздухе.
После этого Пристли решился сам подышать этим газом. Дышалось необычайно легко, газ бодрил и улучшал самочувствие.
1. Какой газ выделяло растение в опытах Пристли?
2. К какому выводу пришел Джозеф Пристли?
1. Джозеф Пристли обнаружил, что растение способно «улучшать» воздух, который был «испорчен» горением свечи или дыханием животных.
2. Увлеченная этой идеей одна знатная дама решила воспользоваться замечательным свойством растений. Она выписала из Парижа множество экзотических растений в горшках и поставила в свою спальню. Наутро проснулась со страшной головной болью. Естественно, во всеуслышание объявила Пристли шарлатаном.
3. Пристли стал повторять свои опыты, и к великому его смущению результаты получались различными: растения то улучшали воздух, то не улучшали. Стало очевидно, что от его внимания ускользнуло какое-то существенное условие, из-за которого опыт не удавалось воспроизвести.
Опыты Пристли стал повторять Вильгельм Шееле. Он работал в аптеке – днем, а вечером при свете свечи проводил эксперименты. Результаты были те же, что и у дамы – воздух в присутствии растений не то, что не улучшался, а ухудшался.
Как вы думаете, в чем было дело? Какие условия были различными у Пристли и Шееле?
5. Свидетелем новых изысканий Пристли был голландский врач ЯнИнгенхауз, работавший некоторое время в Англии. Он воспользовался приемами исследования Пристли и, дополнив их новыми методами, произвел ряд опытов, которые подтвердили догадку Пристли. Ян Ингенхауз погружал ветку ивы в воду и наблюдал, что на свету на листьях образуются пузырьки газа. Если листья находились в темноте, пузырьки не появлялись (рис 2.)
Большой вклад в развитие учения о фотосинтезе внес швейцарский библиотекарь ЖанСенебье. Он погружал листья в воду в сосуде, имевшем форму опрокинутой воронки с глухой узкой частью: в этой глухой, т.е. закрытой сверху, трубочке и собирался газ, выделявшийся с поверхности листьев.
Сенебье знал, что для того, чтобы на листьях появлялись пузырьки, вода должна содержать воздух. Но какой? Проведя ряд опытов, он убедился, что для выделения листьями «чистого воздуха» (кислорода) необходимо, чтобы в воде содержалось некоторое количество «связанного воздуха», т.е. углекислоты.
Он рассуждал следующим образом: «Вещество растения должно происходить из окружающей его среды, но из какой части этой среды из земли, из воды или из воздуха? Что оно берется не из почвы, это доказывали еще классические опыты Ван Гельмонта, выяснившие полную возможность воспитания растения в воде. Что не из воды – это доказывалось ничтожностью того твердого вещества, которое растворено в воде, а также фактом, что кактусы и некоторые другие растения могут долго существовать без воды. Остается только воздух. Таким образом, становится понятной возможность существования растительности на бесплодной каменистой почве, становится понятно, почему два растения, из которых одно выращено в почве, а другое – в воде, не отличаются одно от другого по составу – в том и другом случае они черпают пищу из одного и того же источника – из воздуха».
1. Рассмотрите рисунок. Почему во втором случае произошло синее окрашивание листа? (Вспомните материал о химическом составе растений)
2. Проанализируйте опыт, показанный на рисунке. Под первым стеклянным колпаком находился стаканчик со щелочью, поглощающей из воздуха углекислый газ. Сделайте вывод: почему у первого растения не наблюдалось синее окрашивание?
3. Ответьте на вопрос, заданный когда-то Джозефом Пристли: «…в результате дыхания вся атмосфера должна была бы вскоре сделаться непригодной для горения, для жизни, а между тем сколько уже веков существует мир, а этого незаметно. Очевидно, в природе должен существовать процесс, который этот испорченный воздух вновь превращает в хороший. Не принадлежит ли эта роль растению?»
В 1862 г. немецкий ботаник Юлиус Сакс сделал открытие. Предметом наблюдений Сакса были листья табака, настурции и герани. У этих растений, выращиваемых в обычных условиях на солнечном свете, Сакс отрезал от листовой пластинки каждого из этих растений маленькие кусочки, которые и исследовал под микроскопом.
В зеленых клетках, содержащих хлорофилл, он всегда находил частицы крахмала. Затем он переносил свои растения в темное помещение, где через определенные промежутки времени снова отрезал от тех же листовых пластинок маленькие кусочки.
Сакс обнаружил, что чем дольше растения оставались в темноте, тем меньше заключали они крахмала. По прошествии нескольких суток в клетках листовой ткани растений, содержащихся в темноте, исчезали последние следы крахмала. При обратном перемещении «обескрахмаленных» растений на свет уже через несколько часов можно было убедиться в присутствии крахмала в зернах хлорофилла.
Саксу принадлежит идея чрезвычайно наглядного приема демонстрации зависимости образования в листьях крахмала от воздействия на них света (см. рисунок). Этот прием заключается в частичном закрытии листовой пластинки светонепроницаемым материалом (фольгой, черной бумагой и т.п.) и экспозиции такого полузакрытого листа на солнце. Невидимые в начале скопления крахмальных зерен в незатененной части листа затем проявлялись под воздействием слабых растворов йода на предварительно убитые горячей водой и обесцвеченные спиртом
клетки листа. Получались так называемые амилограммы. По степени посинения или почернения можно было приблизительно судить о количестве образовавшегося крахмала. Эта так называемая йодная проба была впервые предложена Саксом.
1. Какой вывод сделал Сакс из своих опытов?
2. Почему по ситовидным трубкам от листьев перемещается глюкоза, а не крахмал, который затем обнаруживается в семенах, клубнях и других запасающих органах?
Домашнее задание (биологические задачи)
1. Известно, что 50м 2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?
2. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?
3. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром, а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает. Объясните, какие факторы вызывают изменение интенсивности фотосинтеза в течение дня?
4. Хозяйка сорвала верхние зеленые листья растущей на грядке капусты на корм кроликам. Правильно ли она сделала?
5. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом. С какой целью это делают?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Рассмотренный в тексте эксперимент по пересаживанию молодого деревца в оранжерею доказывает что
Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?
Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?
Чтобы исключить поступление воздуха/кислорода в воду ИЛИ чтобы исключить растворение воздуха/кислорода в воде.
Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).
Правильный ответ может содержать следующие элементы (условия):
2) наличие растворённого в воде воздуха/кислорода;
3) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету;
4) наличие минеральных солей.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Все условия проведения эксперимента были одинаковыми, кроме наличия масла в банке. Следовательно, данный опыт иллюстрирует влияние воздуха на образование придаточных корней.
Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).
Влияние какого фактора на прорастания семян иллюстрирует этот опыт?
Какой вывод о прорастании сеням по результатам опыта может сделать Сергей?
Наличие почвы не влияет на прорастание семян.
ВПР 2020 по биологии 6 класс задание №8 с реальными ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Банк вариантов для задания №8 с ответами официального ВПР 2020 по биологии 6 класс из которых будут составляться реальные варианты всероссийской проверочной работы для проведения с 14 сентября по 12 октября 2020 года.
Ссылка для скачивания реального задания №8.1: скачать задания, скачать ответы
Ссылка для скачивания реального задания №8.2 с ответами: скачать в PDF
Ссылка для скачивания реального задания №8.3 с ответами: скачать в PDF
Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.
1)Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт? Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
2)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2). Влияние какого фактора на прорастания семян иллюстрирует этот опыт?
3)Ученик решил провести следующий опыт: он поместил семена гороха в стакан с влажной землёй и поставил его на свет. После того, как семена проросли, он накрыл стакан с растением коробкой с отверстием. Через некоторое время можно было наблюдать росток гороха, проросший через отверстие в коробке. Влияние какого фактора на рост растения иллюстрирует этот опыт?
4)Люда решила провести эксперимент по определению необходимых условий для прорастания семени. Для этого она поместила в три стакана с влажной тряпочкой по несколько семян гороха. Один стакан она оставила в комнате, второй поставила в холодильник, а третий в шкаф. Через некоторое время она проверила стаканы и увидела, что семена не дали всходов во втором стакане, а в двух остальных проросли. Влияние какого фактора на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?
5)Ученица решила провести следующий опыт: она взяла несколько стаканов с водой и в каждый поставила по веточке с разным количеством листьев. Для уменьшения испарения на поверхность воды она налила масло. Какое явление собирается изучать ученица?
6)Известно, что для того, чтобы семена проросли, необходимы определённые условия. Ольге поручили провести опыт, проверяющий необходимость наличия воды и воздуха для прорастания семян гороха. Она взяла три одинаковых стакана и в каждый из них высыпала по 15 семян гороха. Во второй стакан под семена Ольга положила влажную тряпочку, а в третьем — залила семена водой (рис. 1). Все стаканы девочка поставила в одно и то же тёплое место. Через некоторое время она обнаружила, что семена гороха проросли только во втором стакане (рис. 2 ). Отсутствие какого фактора повлияло на невсхожесть семян в третьем стакане?
7)На уроке биологии Костя узнал о роли корня в обеспечении растения водой и решил поставить опыт. Он вырезал сверлом углубление в 3—4 см в свежем корнеплоде моркови так, чтобы в него входила пробка со стеклянной трубкой, и опустил морковь на 20—25 минут в тёплую воду. Затем, предварительно убрав воду из углубления в моркови бумажной салфеткой, заполнил его приготовленным сахарным сиропом. В верхнюю часть углубления Костя вставил стеклянную трубку с пробкой на конце так, чтобы часть сиропа была в трубке. Всё это он поместил в банку, заполненную водой, а трубку закрепил вертикально на горлышке банки с помощью фольги. Затем Костя в течение нескольких часов наблюдал поднятие уровня жидкости в трубке, вставленной в корнеплод. Осуществление корнями какого процесса иллюстрирует этот опыт?
8)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Фёдор решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два прозрачных стеклянных стакана, положил в каждый из них по несколько одинаковых семян гороха. В один из стаканов он положил кусочки мокрой ваты, чтобы семена были постоянно влажными. Оба стакана Фёдор поставил на стол и стал наблюдать. Через некоторое время он заметил, что семена в стакане с мокрой ватой набухли и стали крупнее, тогда как в другом их размеры не изменились. Влияние какого фактора прорастание семян иллюстрирует этот опыт?
9)Николай, узнав об опытах Яна Ингенхаузена с водным растением элодеи (опыты проводились около 250 лет назад), решил их повторить. Он поместил растения в два стеклянных сосуда, а сверху накрыл воронками, которые, в свою очередь, сверху накрыл пробирками. Один стеклянный сосуд Николай поместил в тёмный шкаф (рис. 1), а другой — на подоконник (рис. 2). Через некоторое время в пробирке, которой была накрыта воронка с растением в сосуде на подоконнике, появились пузырьки газа, тогда как в сосуде, находящемся в шкафу, видимых изменений не наблюдалось. Влияние какого условия на жизнедеятельность растения иллюстрирует данный опыт?
10)Известно, что в прорастающих семенах происходит активный обмен веществ. Антон решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки. Одну банку он наполнил на 1/3 уже набухшими семенами гороха, а другую — сухими. Обе банки он закрыл стеклянными крышками. Через сутки Антон убрал стеклянные крышки и внёс в банку с сухими семенами горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Когда же он внёс свечу в банку с набухшими семенами, она погасла. Какой процесс, происходящий в семенах при их прорастании, изучал Антон?
11)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Виктор решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки, на дне которых были кусочки увлажнённой ваты, и положил в каждую из них по несколько одинаковых семян гороха. Одну банку он оставил в комнате, а другую поместил в холодильник. Через пять дней Виктор проверил результаты опыта и обнаружил, что семена проросли только в той банке, которая стояла в комнате. Влияние какого условия на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?
12)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два стакана, положил в каждый из них по несколько одинаковых семян гороха и кусочки мокрой ваты, чтобы семена были постоянно влажными. Оба стакана Сергей поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезами, и стал наблюдать. Через несколько дней Сергей увидел, что семена проросли в обоих стаканах. Влияние какого фактора на прорастание семян гороха иллюстрирует этот опыт?
13)Известно, что для развития проростков необходимы определённые условия. Софья решила выяснить роль одного из таких условий, проведя опыт с заделкой семян в почву. На дно ящика она насыпала слой почвы толщиной 4 см и положила предварительно замоченное семя фасоли. Затем поверх него насыпала ещё один слой почвы толщиной в 4 см и положила два семени фасоли. Так она проделала ещё три раза, а последнее семя она положила на поверхность почвы. В течение двух недель она регулярно поливала почву в ящике и следила за развитием проростков. Результаты своего опыта Софья отобразила на рисунке. Влияние какого фактора на развитие проростков иллюстрирует этот опыт?
14)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Алёна решила выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Она взяла два одинаковых стакана, положила в каждый из них по влажной тряпочке и насыпала одинаковое количество семян гороха. Один из стаканов она оставила на столе в углу класса, а другой поставила на освещённый подоконник в этом же классе. Вскоре она обнаружила, что в обоих стаканах семена начали одновременно прорастать. Влияние какого условия на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?
15)Известно, что вода и растворённые в ней минеральные вещества перемещаются вверх по растению. Сергей решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял ветку растения с листьями и поместил её в воду, подкрашенную чернилами (рис. А). Через несколько дней Сергей увидел следующие изменения (рис. Б). Какой процесс жизнедеятельности растений наблюдается по результатам опыта?
16)Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли и плотно закрыл крышками, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло. Влияние какого условия на существование проростков фасоли исследовал Артур?
17)Для жизнедеятельности растений необходим углекислый газ и свет. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял две веточки элодеи и поместил их в две банки с водой, причём в одной из банок он насытил воду углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Обе банки Артур поставил на солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирках появились пузырьки. Какой процесс жизнедеятельности растений наблюдал Артур?
18)Для жизнедеятельности растений необходим ряд условий. Артур решил провести опыт, какие факторы влияют на жизнедеятельность растений: взял две веточки элодеи и поместил их в две банки с водой, причём в одной из банок он насытил воду углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Обе банки Артур поставил на солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирках появились пузырьки. Какой газ стал выделяться через некоторое время?
19)Известно, что по стеблю растения перемещаются вещества. Анатолий решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял многолетнюю ветку с листьями и в средней части ветки вырезал кольцо, сняв только верхний слой коры. Участок с надрезом он закрепил в сосуде с водой (рис. А). Через некоторое время он увидел следующие изменения (рис. Б). Что появилось над удалённой корой?
20)Известно, что вода играет важнейшую роль в жизни растений. Сергей решил проверить одно из значений воды, проведя следующий опыт. Он взял растение в горшке, поставил его на штатив, к которому прикрепил колбу, поместив в неё лист растения. Горлышко колбы он прикрыл ватой (рис. А). Штатив с растением Сергей поставил на подоконник и через несколько дней наблюдал следующую картину (рис. Б). Что появилось на стенках колбы?
21)Известно, что для фотосинтеза необходим свет. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он поместил в две банки с водой по четыре веточки элодеи, предварительно насытив воду в каждой банке углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Одну банку Артур поставил на яркий солнечный свет, а другую – в тёмный ящик и стал наблюдать. Через некоторое время он увидел следующие изменения. Влияние какого условия на процесс фотосинтеза иллюстрирует данный опыт?
22)Какой тип корневой системы сформировался у первого растения? Школьники провели следующий эксперимент. Для опыта они отобрали 2 проросших семени с одинаковыми по размеру и форме корнями. У одного семени бритвой отрезали кончик корня размером около 0,5 см. Измерили длину корня у контрольного (целого) семени и опытного (с обрезкой). Семена поместили во влажную камеру, прикрепив их булавками за семядоли. Закрыли камеру крышкой и поставили в тёплое место. Через 5 дней корни первого растения (без обрезки) выглядели, как показано на рисунке 1, а второго (с обрезкой) – как показано на рисунке 2.
23)Какой вывод о прорастании сеням по результатам опыта может сделать Сергей?
24)Какое явление наблюдал ученик?
25)Какой вывод о прорастании семян вы можете сделать по результатам эксперимента в третьем стакане?
26)Какие структуры листа играю ключевую роль в изучаемом явлении?
27)Какие факторы повлияли на прорастание семян во втором стакане?
28)Какая сила позволяет двигаться веществам по древесине снизу вверх?
29)Появятся ли ростки в первом стакане? Почему?
30)Сформулируйте вывод, который сделал Николай по результатам своего опыта?
31)Для чего в своём опыте Антон накрыл банки стеклянными крышками?
32)Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
33)С какой целью Артур поместил банки с растениями на свет?
34)Какие условия необходимы для прорастания семян?
35)Что является основным источником энергии для растений? И для какого процесса эта энергия необходима?
36)Какие механизмы есть у растений, особенно древесных, для пережидания холодных условий? (Укажите не менее двух механизмов).
37)Влияет ли количество листьев на это явление? Почему?
38)Необходим ли свет для прорастания семян? Почему?
39)Какие вещества поглощает растение через корень? (Укажите не менее двух).
40)Какие дополнительные условия необходимы прорастания семян? (Укажите не менее двух условий).
41)Какой газ накапливался в пробирке на рис. 2? Опишите способ, с помощью которого можно это доказать.
42)Какой вывод об изменении состава воздуха в банке при прорастании семян можно сделать по результату опыта, проведённого Антоном? Обоснуйте свой ответ.
43)Какое дополнительное внешнее условие, о котором не упоминается в опыте, необходимо для прорастания семян?(Укажите не менее двух условий).
44)Какое условие опыта, проведённого Сергеем, позволило установить факт движения воды с растворёнными в ней веществами вверх по растению?
45)Какой газ обеспечил жизнедеятельность одного из проростков фасоли? Обоснуйте свой ответ.