Развитие речи что мы знаем о тексте 5 класс конспект урока
Конспект урока развития речи в 5 классе «Основная мысль текста»
Урок развития речи в 5 В классе
«Тема, основная мысль и структура текста»
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
3. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
конкретизация полученных знаний о тексте;
закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
обогащение речи обучающихся
Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
(На партах у детей карточки с текстом 1)
— Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?
Тропинка. (название закрыто)
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
— Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:
(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).
(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии?
(В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?
Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль. (Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
3.Определение темы урока детьми
— Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Тема, основная мысль и структура текста»)
Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.
4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Основные признаки текста (Запись в тетради)
Делимость на части
Работа с текстом 2 (письменно ) (тексты на партах )
Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Работа с текстом (устно)
Можно ли этот отрывок назвать текстом?
Назовите основные признаки текста.
Заглавие (Цветущая верба)
тема ( цветущая верба)
связность (верба – она- деревце)
10. Рефлексия.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 5В классе по теме «Основная мысль текста». Открытый урок дан в рамках мероприятия «День открытый дверей» в 5-х классах.
Цель урока
Предметная
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
Предметные задачи
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
Номер материала: ДБ-260143
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?
Конспект урока по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?»
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: что мы знаем о тексте?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: уметь аргументировано доказывать наличие признаков текста;
уметь определять тему и основную мысль;
систематизировать знания учащихся о тексте, его признаках.
1.Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
3. Устанавливать причинно-следственные связи
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
7. Проявлять любознательность при получении знаний
8. Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
9. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
10. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
● конкретизация полученных знаний о тексте;
● закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
● обогащение речи обучающихся
● Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных картинок (солнышко или тучка) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется та картинка, которую выбрали большинство ребят.
Подготовка класса к работе
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, нам надо разгадать кроссворд, а ключевое слово и будет темой нашего урока.
Слова с противоположным значением (антонимы)
Синтаксическая единица языка, которая имеет законченный смысл (предложение)
Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение слова (корень)
Слова с близким по смыслу значением (синонимы)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
Разгадывают кроссворд, отгадывают ключевое слово.
Называют тему урока «Текст»
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию посмотрите на доску, можно ли эти предложения назвать текстом?
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
Докажите, что это текст.
Почему возникли затруднения?
Что мы еще с вами не знаем?
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Определяют цель урока.
Проблему урока: научиться выделять основные признаки текста.
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Назовите пути решения нашей проблемы.
Вернемся к нашему тексту, чем вы можете дополнить свои доказательства.
Выделите ключевые слова в этом тексте. Как вы их понимаете?
Составляют план достижения цели. (посмотреть в учебнике)
На основе материала учебника
делают вывод об основных признаках текста, составляют таблицу.
Дополняют по тексту основные его признаки. Выделяют ключевые слова.
Надо любить маму, иначе останешься эгоистом.
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Цель этапа: усвоение учащимися признаков текста
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Докажите, что перед вами тексты.
Доброта помогает разбудить в человеке его лучшие качества. Чаще всего люди на добро отвечают добром. Таким образом, доброта человека может воспитать другого. Эта мысль вновь подтверждает, что с доброты человек начинается
Что объединяет все эти тексты? (общая мысль – надо быть добрым)
Учитель организует физминутку.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Работают с упражнением
В парах проговаривают различие между двумя колонками, делают вывод.
Опираясь на составленные памятки, доказываю, что перед ними тексты, определяют тему, основную мысль, озаглавливают.
Дети делают выводы, что объединяет все эти тексты – доброта. Если будешь добрым со всеми людьми, значит, и они к тебе будут добрыми. От своей доброты твой жизненный путь становится ярче.
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Действие по аналогии (П)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
Организует деятельность по применению новых знаний.
(1) В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.
Выполните задания по тексту.
Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
Выпишите из текста антонимы.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Выпишите грамматическую основу 5 предложения.
Выпишите однокоренные слова
Подберите синонимы к слову доброта.
Оцените себя, поставьте оценку по пятибалльной шкале.
Проверяют по эталону, выставляют оценку
2). Хорошо – плохо, добро – зло.
4). Человек пользуется
6) Забота, милосердие, сострадание, человечность.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Поднимают картинку (солнышко или тучку), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Прочитайте высказывания известных людей. Что их объединяет?
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
А закончить наш сегодняшний урок хотелось бы следующими словами.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты.
Читают высказывания, их объединяет слово доброта.
Урок развития речи в 5 классе «Что мы знаем про текст»
Урок предназначен для повторения знаний учащихся за 1-4 класс по теме «Текст». Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.
Содержимое разработки
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕКСТ
Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Общеучебных: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; искать и выделять необходимую информацию
Логических: устанавливать причинно-следственные связи; строить текст; выдвигать гипотезы; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
конкретизация полученных знаний о тексте;
закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
обогащение речи обучающихся
Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник.
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число, классная работа.
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).
Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )
3.Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Что мы знаем про текст»)
4. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:
Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).
Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)
5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.
Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.
-Тема текста – встреча с дятлом.
А теперь мы обратимся к поэтическому тексту
Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Где-то дома у метро –
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
На ваших столах тексты. Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)
— Докажите, что перед вами текст.
— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)
— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.
Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.
В) Хлопок – богатство Узбекистана.
Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.
2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако
(1) Хлопок – богатство Узбекистана.
(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.
(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.