Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Учим писать без ошибок.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано. Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает угол зрения ребенка.

Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Есть вопросы? Пишите в комментариях

Если статья была вам полезной, поделитесь с другими, кликните по кнопочкам соцсетей.

Источник

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

Источник

Списывание без ошибок. Рекомендации специалиста.

Главная > Консультации > Дефектолог > Списывание без ошибок. Рекомендации специалиста.

Списывание по-прежнему остается одним из основных способов обучения грамотному письму и получения знаний по другим предметам. Часто приходится слышать недоуменное возмущение родителей по поводу большого количества ошибок в детских работах: «И куда только смотрел?! Учебник перед тобой!» Практика показывает, почти четвертая часть ошибок допускается детьми при списывании, а не на месте пропущенных букв. Как преодолеть трудности?

Действительно, нередко приходится наблюдать, как работа ученика оказывается неуспешной из-за ошибок, допущенных при списывании. Учитель иногда попадает в затруднительную ситуацию при проверке ученической работы. Например, вычисления все выполнены верно, но изначально ребенок записал пример неправильно или допустил ошибку в записи числа.

Запись в тетради: 356×24 + 3678 + 110

Или ребенок пропущенные буквы в упражнении по русскому языку вставил в учебнике правильно, а при списывании допустил ошибки в словах, в которых буквы не пропускались.

В чем причина подобных затруднений?

Многие дети просто не умеют списывать, вернее не используют рациональные приемы списывания. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок постоянно перемещает взгляд из тетради в учебник — напишет кусочек слова, смотрит, как пишется следующий, потом прочитывает то, что написал, сравнивает и т. д. Иногда списывание носит побуквенный характер. Естественно, утомление наступает очень быстро, зрительное внимание притупляется, возрастает количество ошибок.

Иногда причинами являются недостатки зрительного анализа. В условиях урока уделять значительное внимание его развитию невозможно. Такая работа носит индивидуальный характер.

Тренируемся дома

Развиваем процессы зрительного анализа

«Найди красивые»

Ребенку предлагается выбрать красивый дом:

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести их карандашом.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Попросить ребенка объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая — нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, «носики» у которых кривые?

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их). Как отличить красивый «носик» от некрасивого? Попросить ребенка определить, какие «носики» красивые, а какие — нет.

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Задание ребенку: красиво написать цифру «1» самостоятельно, не отрывая руки от бумаги.

«Зрительный анализ»

А. Сколько треугольников в данной фигуре?

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Б. Ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать его.

В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, цветок и др.) расчертить на 16-25 квадратов (4×4 или 5×5) попросить ребенка перерисовать по клеточкам.

«Найди слог, слово» (формируем зрительный анализ букв, умение выделять их в слове).

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны в левом столбике:

СЕСЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС ЕС
ОББО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ
СЛОННОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН СЛОМ

«Найди двух одинаковых»

В этом задании можно использовать любые одинаковые и различающиеся изображения.

«Мягкие буквы»

Выкладывание букв и слогов с помощью шнура.

«Зрительные диктанты» на невербальном материале (точность непосредственного зрительного запоминания).

В течение 1 минуты ребенку показывается ряд фигур, которые изображены двумя разными цветами. Ребенка просят точно запомнить их, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка фигур, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращается, а задание усложняется.

Примерные последовательности фигур (цветовое решение выполняет взрослый).

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

«Найди и исправь ошибку»

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Подсказка: на веточках изобразить 3 ягодки, 5 ягодок и т. д.

«Прочитай быстро» (развиваем зрительный анализ и сравнение слов)

Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами:

Близкий — ближний, дедушка — девушка, резкий — резвый, пуховый — пушной, соседний — соседский, ворота — ворона и др.

Эффективно использование пособий О. Узоровой, Е. Нефедовой, например «350 узоров. Тренируем руку».

Развиваем произвольное внимание

Задание

Ребенку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

«Корректурная проба»

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ребенку предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать).

Можно использовать и любой текст с крупно напечатанными буквами.

Подсчитывая количество допущенных ошибок, можно сделать вывод об эффективности работы.

Учимся копировать образец

Задание

Перед ребенком ряд предметов (например, пуговиц). Задание: «Выложи столько же фишек внизу в ряд, сколько здесь пуговиц». Если ребенок пытается выполнить задание с помощью счета, то нужно показать способ выкладывания фишек в ряд в строгом соответствии с каждым из элементов верхнего ряда и предложить ему продолжить эту последовательность выкладывания. После этого взрослый закрывает ряд фишек. «Сколько фишек ты выложил?» После ответа ребенка ряд фишек открывается, а в ряду предметов закрывается часть. «Сколько пуговиц закрыто?».

Задание

Ребенку предлагается дорисовать квадраты на пустой дорожке, чтобы их было столько же, сколько квадратов на первой дорожке. Выполнять действие нужно с ориентацией на количественное соотношение элементов множеств, а не на пространственное расположение предметов.

Упражнение выполняется на листах в клетку со следующей заготовкой:

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

Задание

«Сравнение множеств», элементом одного из них является отдельный предмет, а элементом другого множества — сразу несколько предметов.

Выполняется на листах со следующей заготовкой:

Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Смотреть картинку Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Картинка про Ребенок невнимательно переписывает текст что делать. Фото Ребенок невнимательно переписывает текст что делать

В верхней части листа — ваза с букетом цветов. Ниже — пустые вазочки, приготовленные для букетов. Под ними клумба, на которой садовник начал высаживать цветы для будущих букетов. Нарисуй столько цветов, чтобы их хватило в приготовленные вазочки. Обращаем внимание ребенка на «образцовый» букет (какой должен получиться), не называя при этом количество цветов в букете.

Ребенок должен соотносить вазу и букет.

Развиваем кратковременную память

«Запомни картинку»

Ребенку предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через одну минуту картинки убирают, и просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры (английские буквы, латинские, римские цифры и др.). Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличивать.

Формируем алгоритм списывания

Ребенок должен запомнить:

Такие упражнения помогут ребенку научиться списывать без ошибок.

Источник

Статья на тему «Как научить ребенка списыванию текста без ошибок»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как научить ребенка списыванию текста без ошибок.

В период обучения грамоте учитель начинает формирование способа письма по заданному образцу (списывание). Умение списывать формируется как последовательность четко обозначенных операций. А это значит, что оно складывается не по- разному у разных детей (один списывает отдельными буквами, другой – слогами, третий – словами и т.п.), а по определенным, для всех единообразным, правилам. Следовательно, из неуправляемого стихийного процесса умение списывать превращается в сознательный, регулируемый процесс.

Не представляется возможным указать точное место в программе, когда начинается обучение списыванию. Учителю предстоит самому принять такое решение. Критерии подготовленности класса к работе по списыванию следующие: у детей должны быть сформированы умения прочитывать и запоминать предложения, орфографически проговаривать предложения, удерживать в памяти его послоговой образ, записывать предложение, диктуя себе по слогам.

Для списывания, как и для письма под диктовку, используются далеко не всякие слова и предложения. Материал для списывания подбирается так, чтобы в словах были только изученные орфограммы (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и т.п.) и не встречались неизученные. Главное на данном этапе – не объем списываемого, а точное следование выделенным правилам. Непременное требование к организации работы по списыванию – вначале упражнения в списывании проводятся только в классе под контролем учителя. Когда учитель посчитает, что обучающиеся освоили правила списывания, он начинает задавать списывать дома.

Чтобы правильно организовать отработку каждой операции, учителю необходимо осознать ее назначение. Сначала назовем все операции, а затем остановимся на организации обучения каждой из них. Итак, чтобы безошибочно скопировать текст, нужно:

Прочитать предложение (или более мелкий смысловой отрезок), подлежащий списыванию за один такт;

Повторить предложение, не глядя в текст;

Выделить орфограммы в списываемом тексте (подчеркнуть);

Прочитать предложение так, как оно написано («как будешь себе диктовать во время записи»);

Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будешь себе диктовать во время письма;

Записать, диктуя себе так, как проговаривал предложение последние два раза;

а) прочитывая слово за словом, отмечая дужками слоги,

б) подчеркнуть орфограммы в написанном,

в) сверить каждую орфограмму с исходным текстом.

Первая операция нужна для того, чтобы исключить возможность механического копирования. Вначале в качестве смысловой единицы при списывании может быть слово, или словосочетание, или небольшое предложение. Главное – чтобы возникала связь между значением языковой единицы и ее буквенным (орфографическим) «портретом». При побуквенном копировании

связи разрушаются. Вот почему нужно, чтобы ученику было вполне понятно содержание списываемого.

Выполняя вторую операцию вначале как целенаправленное действие, обучающийся учится схватывать одним взглядом смысловую единицу текста и запоминать ее.

Третья операция является ни чем иным как собственно активным орфографическим анализом текста. По мере ознакомления детей с конкретными орфограммами (большая буква, гласные после шипящих и т. д.) они подчеркивают все больше мест, которые при письме не устанавливаются на слух. Естественно, что эта работа проводится на специально подобранных текстах, позволяющих исключать неизвестные детям орфограммы. Не следует забывать также о том, что еще до знакомства детей с орфограммами слабых позиций, они должны непременно обозначать в словах ударные слоги (проставлять значки ударения).

Невозможно переоценить значение четвертой операции – орфографического проговаривания списываемого текста. Если предыдущая операция является постановкой орфографической задачи, то данный этап относится уже к ее решению. Правда, при списывании решение орфографических задач осуществляется своеобразно. Решение достигается не в результате умственных, логических операций, а чисто практически: путем приведения в полное соответствие зрительного и слухового образа слова. Как написал психолог Н.И.Жинкин, при проговаривании система речедвижений «в полной мере эквивалентна буквенному ряду». Недаром ребенок и взрослый, который опасается допустить ошибку при письме, начинает скандировать слово, т.е. проговаривать его по слогам.

Обучение орфографическому проговариванию необходимо начинать одновременно с обучением орфоэпическому чтению. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое прочтение слова. Добиваясь слитного прочтения слова, учитель переводит детей на орфоэпический уровень, т.е. учит произнесению слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Очень часто дети, которые уже перешли на чтение целыми словами, затрудняются орфографически прочесть слово, а те, которые читают слова по слогам, часто не улавливают разницу между произнесением слова по слогам и целиком. Поэтому нужно использовать любую возможность, чтобы систематически обучать детей двум видам чтения: «читаем, как говорим», и «читаем, как пишем».

Пятая операция (повторное орфографическое проговаривание) нужна для того, чтобы закрепить в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его побуквенном прочтении.

Каждый человек во время письма диктует себе то, что пишет. Но у взрослого эта операция свернута настолько, что он ее и не замечает, когда пишет известное слово. А ребенок, который только учится писать, не только должен научиться диктовать себе во время записи каждого слова, но и знать, как именно нужно это делать. Он должен понимать, что для того, чтобы не ошибиться при письме, диктовать себе нужно именно так, как слово пишется. Для этого он его дважды проговаривает. При повторном проговаривании текст должен быть закрыт и опираться ученик должен уже на свою речедвигательную память.

Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо следить, чтобы обучающиеся действительно диктовали себе во время записи. Шумок, возникающий при этом в классе, естественное свидетельство того, что запись происходит под диктовку. Особенно следует прислушиваться к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально.

Наконец, пристальное внимание следует уделять формированию рациональной проверки списанного. О том, что надо проверять то, что написано, знают все. Но призыв «Будь внимательным» очень часто остается без ответа. Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это делать, т.е. отчетливо представлять себе ту систему операций, с помощью которых нужно осуществлять проверку.

Требуя от обучающегося подчеркнуть орфограммы в списываемом, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *