Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

Автор: Блинова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Кротовка

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

Форма урока: Урок-коммуникация (Урок закрепления ЗУНов)

1)закрепление умения находить «данное» и «новое» в тексте;

2)формирование умения определять способ связи во фрагментах текста;

3)профилактика вредных привычек у учащихся.

1.Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям)

Учитель: Ребята, я сегодня получила письмо от нашего друга Пса. Это письмо меня, честно говоря, очень встревожило. Давайте прочитаем его вместе.

Текст письма на слайдах

С моим другом Котом случилась страшная беда: он начал курить. Я очень переживаю за него. Так как кошачья жизнь очень коротка, то, по моим подсчетам, моему другу осталось жить года два. А я так не хочу терять друга.

Ребята, я вас очень прошу помочь мне объяснить Коту, что курение наносит организму вред. Ваш друг Пес.

Учитель: Видите, ребята, какое тревожное письмо. Как вы думаете, можно ли назвать Пса настоящим другом? (Ответ:…) Я с вами согласна. А если бы такая беда случилась с вашим другом, как бы вы отреагировали?

(Ответ:…) Поможем Псу? (Ответ: …)

2.Подготовка к применению понятия (цель: проверить степень усвоения материала)

На этом уроке мы должны достичь следующие цели: … (учитель читает цели урока)

Прежде чем мы будем говорить о новой теме, давайте вспомним все, что мы знаем о тексте, о его строении.

Фронтальный опрос класса:

-Что называется текстом?

-Что такое тема урока? Подтема или микротема?

-Чем отличается «данная» информация от «новой»?

-Назовите основные способы связи предложений в тексте.

Ребята, я благодарю вас за ответы. Кстати, а можно ли назвать текстом письмо Пса?

Ответ: Да. Потому что он состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.

Учитель: Ребята, вы, наверное, поняли, что сегодня на занятии мы будем говорить о здоровье, о том, что губит наше здоровье, и о том, что же нам делать, чтобы не возникало желания попробовать сигарету.

Здоровье … Важнее его для человека нет, наверное, ничего. Не зря говорят: «Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.» А какие пословицы, поговорки о здоровье знаете вы? (Ответ:…)

Давайте все вместе запишем замечательное высказывание о здоровье и проанализируем его с точки зрения строения. Я приглашаю к доске … (К доске выходит учащийся и записывает текст на доске, а остальные ребята в тетради.)

Учитель : Давайте вместе проанализируем текст.

Учитель: Вы согласны с таким ответом?

Учитель : Ребята, мы записали замечательное высказывание о здоровье, но не все придерживаются мнения, что здоровье надо беречь. Страшным злом для здоровья является курение. От курения страдает весь организм человека,, но больший вред оно наносит легким. Сейчас мы проведем с вами небольшой опыт. (Учитель проводит опыт) Вот так страдают и легкие курильщика.

Вы стоите на площадке,

Руки вверх, подняли выше,

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяем все опять.

Руки вверх, ноги врозь,

Так давно уж повелось.

Три наклона сделай вниз,

Гибкость всем нужна на свете,

Будем наклоняться, дети!

Все мы делаем умело.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Будешь самым сильным в мире.

В заключенье, в добрый час,

Пошагаем мы сейчас.

Раз, два, три, четыре,

Будем в дружбе жить и в мире.

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Мы встретили множество почти голых людей, очень стройных и сильных. Они шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой пили. Люди несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигалиее. Затем они делали из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.» (Х.Колумб)

Как табак попал в Европу

Туземцы угощали путешественников табаком. Сначала курили они сами, потом передавали трубку гостям. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами и поэтому не могли отказаться от «трубки мира». Вероятно, так человек выпускает изо рта, значит, спутался с нечистой силой.

Влияние никотина на организм человека

Когда человек вдыхает дым, никотин попадает в кровь и с током крови поступает в мозг. Никотин действует на все органы и переводит их в возбужденное, взбудораженное состояние. Каждый орган в теле человека лишь до тех пор находится в здоровом состоянии, пока он хорошо снабжен нервами. На концах нервов выделяются особые вещества, необходимые для нормального строения и функции органов.

Курение и растущий организм

Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. В нем обнаружено до шести тысяч самых различных компонентов, тридцать из которых относятся к разряду натуральных ядов. Самыми страшными из них считаются канцерогены, то есть вызывающие рак. Более килограмма этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих.

Учитель : Ребята, сколько мы узнали о вреде курения. Я думаю, теперь никто из вас даже мысленно не возьмет в руки сигарету. Да и Кот тоже никогда больше не будет курить. (Ответ)

Но мы должны предложить ему что-то взамен. Иначе он опять закурит. Что можно ему посоветовать?

Ответы: Заняться спортом, искусством…

Учитель: Правильно. Я предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы расскажете о своем увлечении. Обязательно используйте при построении текста один из способов связи предложений в тексте. (Выборочное чтение текстов)

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Пора подвести итог. Давайте вспомним, чем мы занималичсь на уроке.

Учитель: Интересно, а какая реакция у Кота? Подождите, поступило какое-то сообщение. (Читаем письмо от Кота) Вот видите, оказывается наш труд не напрасен. Я благодарна всем, кто работал на уроке.

Напишите о своих впечатлениях от урока. Не забывайте строить текст по тем правилам, о которых мы сегодня говорили.

Табак уму не товарищ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок посвящен профилактике вредных привычек у учащихся. Тема урока: «Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» ( По учебнику М.М.Разумовской) Цели урока: Образовательная: закрепление умения находить «данное» и «новое» в тексте; Развивающая: формирование умения определять способ связи во фрагментах текста; Воспитательная: профилактика вредных привычек у учащихся. Оборудование: проектор, экран, учебник по русскому языку под ред М.М.Разумовской. Урок апробирован в 6 классе средней общеобразовательной школы: дети с удовольствием работают, выполняют задания быстро, охотно, к концу урока безошибочно определяют способы и средства связи предложений в тексте. ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА «Учитель: Ребята, сколько мы узнали о вреде курения. Я думаю, теперь никто из вас даже мысленно не возьмет в руки сигарету. Да и Кот тоже никогда больше не будет курить. (Ответ) Но мы должны предложить ему что-то взамен. Иначе он опять закурит. Что можно ему посоветовать? Ответы: Заняться спортом, искусством… Учитель: Правильно. Я предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы расскажете о своем увлечении. Обязательно используйте при построении текста один из способов связи предложений в тексте. (Выборочное чтение текстов)»

Источник

Урок русского языка на тему «Текст и его признаки» (6 класс).

Русский язык. 6 класс. Урок № 2.

§ 3. Текст и его признаки.

1. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.

2. Тема текста – это то, о чем в нем говорится.

4. Текст имеет или может иметь заголовок.

5. Текст состоит из смысловых частей, каждая из которых имеет микротему (часть общей темы).

Текстом является фрагмент № 1, потому что:

1) предложения в нем связаны по смыслу,

2) предложения расположены в определенной последовательности, необходимой для раскрытия темы,

4) фрагмент имеет идею: автор понял, что «злиться и драться нехорошо»,

5). Текст может иметь заголовок: «Любимое кресло», «Курым», «Курымушка», «Поумнел».

Чтобы получился текст, абзацы нужно расположить в следующей последовательности: 2, 1, 3.

Домашнее задание: упражнение № 15 (списать абзац № 2, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы; выделить морфему с пропущенной буквой).

(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.

(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.

Вопросы и задания к тексту:

№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.

№ 1. Озаглавьте текст.

«Малыш», «Красивая болонка», «Маленькая собачка», «Сластена».

№ 2. Определите тему текста.

Тема текста – описание внешнего вида, повадок и привычек домашнего питомца (собачки).

№ 3. Определите основную мысль текста.

Основная мысль текста: Малыш – полноправный член семьи.

№ 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений.

Перед нами текст, так как предложения объединены общей темой, связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности.

Средства связи предложений в тексте:

— замена существительных синонимами ( 1 – 2: Болонка – она, у нее; 6: собачка – она; 7: Малыш – он; 8: Малыш – его – он);

№ 5. Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный.

№ 6. Определите тип текста.

Тип текста – описание.

№ 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

(7) вы/праш/ива/ет, при/ход/ит;

(8) вы/тащ/и/ть, при/чес/ыва/ть/ся;

№ 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы.

(3) Длинные уши и коротенький хвостик теряются в шерсти. [ и ].

№ 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.

Сравнение: завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка.

Эпитеты: снежно-белая (шерсть), тёмные глаза.

(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.

(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.

Вопросы и задания к тексту:

№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.

(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.

(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.

Вопросы и задания к тексту:

№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.

(5) Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. (6) Когда собачка бежит, она забавно семенит ими.

(11) Хорошо слышит телефонный звонок и начинает громко лаять и царапать дверь.

Вопросы и задания к тексту:

№ 1. Озаглавьте текст. № 2. Определите тему текста. № 3. Определите основную мысль текста. № 4. Докажите, что это текст, назовите средства связи предложений. № 5. Определите стиль текста. № 6. Определите тип текста. № 7. Выполните морфемный разбор выделенных слов. № 8. Выполните синтаксический разбор предложений №№ 1, 3, 5 и составьте их схемы. № 9. Найдите в тексте сравнение, эпитеты.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Открытый урок «Текст и его особенности»

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: текст и его особенности.

Класс: 6

ЦЕЛИ:

— сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

— проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

— совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

— развивать внимание, мышление, речь учащихся.

— воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА : изучение нового материала

Использованы педагогические технологии :

— технология групповой работы;

Методы урока : интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Средства наглядности : раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование : проектор, экран, карточки.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы вспоминали с вами правила постановки гласной в безударном окончании глагола. Дома вы должны были составить карточку. Покажите, пожалуйста.

Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Подпишите листочки. Я буду диктовать текст, вам нужно будет вставить пропущенную букву, выделить окончания, определить спряжение.

Давайте проверим, поменяйтесь листочками.

(слайд с проверкой на доске).

Что мы сейчас анализировали? Предложения?

Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?

Дети: при помощи смысла.

Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?

Учитель: слова соединяются при помощи окончаний в предложений, а из нескольких предложений, объединенных одной темой получается?

Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связанны друг с другом по смыслу.

Учитель: откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Учитель: молодцы! Сегодня нам необходимо не только узнать, что такое текст, но и познакомиться с его составляющими. Для этого давайте перенесёмся в страну текстология. Для путешествия в это стране нам необходим путеводитель. Из-за сильного урагана названия городов рассыпались по всей стране, нам нужно будет вернуть эти названия на свои места. (Раздаю цветок). Для заполнения цветка нам необходимо будет пройти испытания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: какой признак имеет текст?

Учитель: что такое тема текста?

Дети: это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: о чем говорится в тексте? Как описана вода? Какая тема данного текста?

-В тексте говорится о воде.

Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

Признаки текста. Первый признак : предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью . Рисуем.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность. Рисуем.

Учитель: в стране текстология тоже есть школы, в которых учатся ученики. С одним из учеников случилась неприятная история, чтобы помочь ему разобраться в случившемся, давайте послушаем его рассказ.

Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.

Учитель: что перепутано в его речи?

Третьим признаком текста является последовательность изложения. Рисуем.

Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?

Дети: да, «Проспал», «Опаздываю в школу». Заголовок выражает основную мысль.

Четвертым признаком текста является наличие заголовка, в котором выражается основная мысль. Рисуем.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. ( Запись в тетрадь)

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Когда я буду говорить слово заголовок, покажите над собой домик.

Когда я буду говорить последовательность изложения, покрутите руками.

Когда я скажу тема, обнимите себя.

Когда я буду говорить смысловая законченность, хлопните один раз.

Учитель: прослушайте небольшой отрывок из произведения, с которым мы познакомились в прошлом году.

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Учитель: из какого произведения этот фрагмент? Кто автор?

Дети: Виктор Астафьев «Васюткино озеро»

Учитель: докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: я прочитаю 7 утверждений, если вы считает, что на утверждение можно ответить да, то поднимайте зелёную ладошку, если нет, то поднимайте красную.

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст нельзя разделить на части

7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!

Источник

Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Смотреть картинку Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Картинка про Речь что мы знаем о тексте 6 класс. Фото Речь что мы знаем о тексте 6 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока по русскому языку на тему «Текст» (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Тип урока: урок развития речи

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте; разъяснить учащимся определение текстов разных типов речи и форм, его жанров; учить определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его

Предметные: знать понятия «тема» и «основная мысль» текста, его признаки; уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др.); раздаточный материал.

Организационная структура (ход) урока

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)

Выявление места и причины затруднения

Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы)

Работа с раздаточным материалом

Перед вами, ребята, карточки. Ознакомьтесь с ними. Попробуем определить, что перед нами текст.

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.

Что вы почерпнули из этого текста? Можем ли обозначить тему и основную мысль текста? Что вы можете сказать о строении данного текста? (ответы учащихся, работа с текстом)

Целеполагание (постановка целей и задач урока)

Что лично вам может дать расширение знаний о тексте, его видах, признаках, особенностях? (Дети формулируют цель учебной деятельности, осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием)

Работа над темой урока

Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 13, стр. 34, 35; пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочитанному, составление кластера в тетради, комментарии учителя.

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Какими могут быть тексты по форме? ( Устными и письменными.)

Как различаются тексты по виду речи? ( Монологические и диалогические.)

На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Что такое тема текста? ( То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста? ( Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

Слово учителя. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, а также интонация. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верный слову – верность слову), местоимений (человек – он), синонимов (книга – издание).

Работа с материалом учебника. Выполнение упражнений 62, 64 (устно), 65 (письменно), 66 (устно, обсуждение).

Что нового вы узнали о тексте?

Составьте синквейн на тему «Текст». Напомню структуру синквейна: понятие, 2 определения, 3 глагола, предложение о понятии, вывод (синоним к первой строке)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *