Рождение свыше что это
Рождение свыше что это
Что значит быть рожденным свыше христианином?
Что же значит – родиться свыше? Библейский текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:1-21, дает ответ на этот вопрос. Господь Иисус Христос разговаривает с Никодимом, известным фарисеем и членом Синедриона (иудейского правительства). Никодим пришел к Иисусу ночью, чтобы задать волнующие его вопросы.
Беседуя с Никодимом, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» А Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн 3:3-7).
Никодим имел реальную нужду. Ему было необходимо изменение сердца, то есть духовное преобразование. Новая жизнь, или рождение свыше, происходит тогда, когда человек поверил в Бога и получил вечную жизнь (2 Коринфянам 5:17; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1-4,18). В Иоанна 1:12,13 отмечается, что «рождение свыше» также подразумевает, что через веру в Иисуса Христа мы обретаем статус Божьих детей.
Из этого возникает логический вопрос: «Зачем же нам нужно рождение свыше?» Апостол Павел в Послании к ефесянам 2:1 говорит: «…вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» В послании Римлянам 3:23 он написал: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». В связи с этим мы и нуждаемся в рождении свыше, чтобы получить прощение грехов и восстановить отношения с Богом.
Как же это происходит? Текст Ефесянам 2:8,9 утверждает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Когда человек «спасен», то только благодаря тому, что он получил рождение свыше, духовное обновление, и теперь через новое рождение является дитем Божьим. Мы получаем «духовное рождение», когда верим в Иисуса Христа и в то, что Он заплатил за наш грех Своей смертью на кресте. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2 Коринфянам 5:17, первая часть).
Если Святой дух побуждает вас принять Иисуса Христа как своего Спасителя, тогда вам необходимо родиться свыше. Желаете ли вы помолиться молитвой покаяния и стать новым творением во Христе уже сегодня? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоанн 1:12-13).
Если это так, то вот простая молитва для вас. Само произнесение этой или любой другой молитвы не приводит к спасению, а только вера в Иисуса Христа. Эта молитва – просто способ, которым мы выражаем Богу, что верим в Него и благодарим Его за спасение. «Боже! Я знаю, что согрешил перед Тобой и заслуживаю наказание. Но Иисус Христос понес наказание, предназначенное мне, чтобы через веру в Него я мог быть прощен. Я отдаю мой грех Тебе и верю, что Ты – мое спасение. Спасибо Тебе за милость ко мне и прощение! Аминь!»
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Рождение свыше
Рожде́ние свы́ше — благодатное обновление человека через очищение его от скверны греха, совершаемое в Таинстве Крещения; усыновление Богу; приобщение к Церкви; просвещение, освящение; духовное рождение.
Можно ли возрасти возрастом духовным, не родившись рождением свыше?
По слову Спасителя, человек не может войти в Царство Божие, не родившись от воды и Духа ( Ин.3:5 ). Более того, Господь выразился острее, сообщив, что не родившись свыше, человек не в состоянии даже и увидеть это Царство ( Ин.3:3 ).
Почему? Жизнь в Царстве Божьем подразумевает существование в тесном единстве человека с Богом и Его святыми. Это единство выстраивается по образу единения Божественных Лиц ( Ин.17:21 ). Достигается же оно не иначе как во Христе, через Христа ( Ин. 15:5 ).
Стяжание такого единства подразумевает необходимость духовно-нравственного преображения личности, уподобления человека Богу, для чего требуется приобщение к добру (можно сказать, упражнение в добре), осуществляемое через молитву, богомыслие, соблюдение заповедей ( Мф.19:17 ).
Это становится возможным через Крещение в силу того, что именно через Крещение человек очищается от первородного и личных грехов и, присоединяясь к Церкви Христовой, обретает необходимые благодатные спасительные средства.
Между тем, человек, упорно сторонящийся Христа или откладывающий Крещение на потом, сам лишает себя названных возможностей. Не обновившись рождением свыше, он, конечно же, может стяжать некоторую человечность, порядочность, доброту, однако не может достичь тех степеней святости и любви к Богу, которые приличествуют Божьим святым.
Является ли рождение свыше фактором непременного приобщения человека к Царству Небесному?
Рождение свыше является, по определению, именно рождением. Отсюда и ответ. Как земное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией земного совершенства родившегося, так и духовное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией духовного совершенства.
Как земное совершенство достигается человеком через постепенное развитие, раскрытие его естественных и личностных потенций, так и духовное совершенство достигается не мгновенно, но требует постепенного взросления возрастом духовным.
Рождение свыше.Признаки рождения свыше.Родиться от Духа Святого
Давайте станем на правильное основание вначале и поймем, чем является рождение свыше
– появлением нового творения, нового духа, того, чего никогда не было
– возрождение, то есть восстановление того, что было потеряно
Восстановление
Слово «возрождение» в русском языке означает «появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения». Другими словами, если мы применим это значение для определения рождения свыше, то нам придется признать, что это то, что у нас было, но потерялось, разрушилось в процессе. Но это прямо противоречит Слову.
Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор.5:17)
Человеческий дух
Важно увидеть, что в ветхом завете разговор о духе – это был разговор о человеческом духе, который мог быть унылым, изнемогшим, гневливым, блуждающим…
Исходя из этого, мы не можем принять факт того, что наш новый дух, рожденный от Духа, то есть совершенный, может быть унылым или гневливым.
Не грешит
Именно в таком ключе надо понимать и места Писания
Разговор не о нас, плотских людях. Потому что мы умерли во Христе. Семя Бога не в нашу плоть посажено. Семя Бога именно в духе нашем новом…рожденное от Духа есть дух…
Новое творение. Новое рождение.
Теперь давайте посмотрим на мысль о том, что мы – новое творение
Мы видим, что есть обетования в ветхом завете об этом новом творении. Принцип, описанный Самим Иисусом о мехах показывает, что Бог НЕ БУДЕТ вливать НОВОЕ вино в старые мехи. И, что самое важное, Бог говорит о нас, что мы – новое ТВОРЕНИЕ, которое было СОЗДАНО во Христе.
Небольшой вывод
Итак. В дальнейшем мы будем говорить о том, что такое рождение свыше, как о НОВОМ творении Бога. Не восстановленном, не исправленном, а именно новом.
Как родиться свыше?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо увидеть те этапы, которые предшествовали рождению нового человека, созданного по Богу.
Должно вам родиться свыше
Хочу обратить внимание на утверждение и побуждение Иисуса – должно вам родиться свыше. Это говорит о том, что это не просто желание или второстепенное действие. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Иисус усиливает Свои слова – не удивляйся. Дело в том, что Никодим, как и многие люди, рассуждает СВОИМ разумом. Для него слово «рождение» ассоциируется с рождением ребенка от женщины. Хотя Иисус несколько раз повторяет слово «рождение от Духа, рождение свыше».
Поэтому я и нам предлагаю НЕ ДУМАТЬ нашими шаблонами. Давайте просто следовать написанному. Иначе трудно будет понять нашим разумом «рождение от воды». Итак, первое и важное – это НЕОБХОДИМОСТЬ рождения свыше.
Родиться от Духа
Давайте вспомним задачи Духа Святого на земле, учитывая, что от Себя Он ничего не будет говорить.
Итак, действия Духа Святого.
– обличит мир о грехе, правде и суде
– наставит на всякую истину
– свидетельствует о Христе.
Давайте теперь посмотрим, что ещё Слово говорит о рождении свыше.
Родиться от Слова
То есть рождение происходит ОТ СЛОВА, которое слышали люди. О Духе Святом мы только что читали, что Он наставляет на Истину, прославляет Христа, говорит о Христе.
Павел родил благовестием
Снова мы видим тоже действие – Павел и Апостолы говорят слово о Христе, говорят Духом Святым.
Евангелие
Мы видим слово, которое проповедовал Павел. Именно это слово называется благовестием Божиим. Это слово, которое его послал говорить Бог. Именно об этом благовестии мы можем говорить как о Слове от Духа, которое может родить человека свыше.
– в святых Писаниях было сказано о Христе
– Иисус родился по плоти от Девы. Он потомок Давида
– Христос умер за грехи наши и погребен, о чем есть пророчества у пророков
– воскрес в третий день, что также подтверждается пророчествами
– Иисус – наш Господь, Сын Божий.
К сожалению, мы очень часто говорим людям то, что НЕ ПОСЛУЖИТ делу Божьему, спасению этого человека. Рассказываем массу лишней информации, спорим и пытаемся что-то доказать. Думаем, что сможем объяснить неверующим людям духовные вещи.
Небольшой вывод
Мы говорили о том, что не должны мыслить рамками человека, шаблонами НАШЕГО РАЗУМА. Исходя из написанного выше, можно говорить о процессе рождения, как о проповеди Слова о Христе, проповеди Евангелия, которое принимается человеком, проникая в него, и производит то действие, которое должно производить Слово Бога.
Возрождение воскресением
Что произошло благодаря воскресению Иисуса? Что может повлиять на нас?
Что мы видим? Бог воскресил Христа из мертвых, ЧТОБЫ МЫ ИМЕЛИ ВЕРУ. Принятие Слова происходит НЕ РАЗУМОМ. Верой. А она приходит от Бога.
Спасение по вере. А вера от Бога через слышание Слова. Исповедание устами Иисуса Господом – это также действие Духа.
Родиться от Бога
Опять же, давайте не думать шаблонами, и НЕ ДЕЛИТЬ Бога на части. Мы не можем рассматривать отдельно рождение от Духа, от Слова и от Бога. но посмотрев на это в контексте того, что мы уже прочитали, получаем
– веровать во имя Его, значит принимать Его волю на спасение через Христа
Рождение от воды
…Кто не родится от воды и Духа…
Очень часто это трактуют как рождение свыше через водное крещение. Мы только что разобрали, что рождение от Духа – это Божий процесс, не имеющий НИКАКИХ человеческих вмешательств. Именно Слово Божье о Христе, попадая в человека, начинает производить действие. И так как рождение свыше – это сверхъестественный процесс, которого не было раньше, то стоит более внимательно изучить вопрос рождения от воды. Мы рождены НЕ ОТ ХОТЕНИЯ ПЛОТИ.
Получается тесная связь Духа и Слова. И Дух и Слово участвуют в возрождении.
Что значит родиться свыше?
Олег Пахомов
Здравствуйте, отец Олег.
Для меня стоит остро вопрос понимани данного места.
Иоана 3.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
протоиерей Олег Стеняев
Moderator
Это результат работы Духа Святого, которая имеет несколько этапов:
1. Призывающая благодать.
2. Освящающая благодать.
То, что называется крещением Духом Святым (Мф.3:11)!
Дух Святой не подается в Таинстве Крещения, в этом Таинстве Духом Святым усвояются человеку заслуги Христа.
Читайте: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14-17).
Крещение, всецело очищая человека от скверны греха, и приуготовляет его к принятию Духа Святого: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).
Олег Пахомов
у меня еще два вопроса.
1. можно ли утверждать что человек, рожденный свыше перестает грешить??
ваши труды по толкованию ефесянам прослушивал. так же и про крещение детей, но ответить на этот вопрос сам не смогу.
протоиерей Олег Стеняев
Moderator
Фрагмент моего диспута на эту тему:
Сектант: Я хотел бы рассмотреть вопрос о крещении младенцев. Мы верим, что крещение может быть совершено только над достаточно взрослыми людьми, чтобы их можно было научить: «А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа» (НМ Мф. 28, 19); «И всем сердцем принявшие его слово крестились, и в тот день присоединилось около трех тысяч душ» (НМ Деян. 2, 41). Крещаемый должен быть научен начаткам веры, также он должен сознательно выразить свое намерение о крещении перед Богом: «И есть нечто подобное, спасающее теперь вас, крещение (не избавление от телесной грязи, а просьба к Богу о чистой совести), через воскресение Иисуса Христа» (НМ 1 Пет. 3, 21). Все это невозможно для младенцев: ни научение, ни волеизъявление. Чем вы руководствуетесь, когда крестите детей?
Православный: Прежде всего мы исходим из того, что Крещение несет в себе избавление от грехов, в котором нуждаются, в том числе, и дети. Сказано: «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (1 Кор. 1, 16). Понятие «дом» в те времена было достаточно широким и вмещало в себя всех домочадцев, слуг и рабов с их семьями — как взрослых, так и детей. Как вы думаете, дети находятся под грехом?
Сектант: Нет! Они не имеют на себе осознанных грехов. Библия учит, что дети святы. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7, 14). Они, дети, как мы видим, освящаются своими верующими родителями и не нуждаются в крещении. Тем более, что крещение не снимает грехов. Сам Иисус крестился не для очищения грехов: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2, 22). Своими страданиями он приводит нас к Богу, и никакие обряды не могут этого подменить или заменить: «…Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом…» (1 Пет. 3, 18). Вода не снимает грехи, а только его кровь: «Но если ходим во свете, как и сам он во свете, то мы в общности друг с другом, и кровь Иисуса, Сына его, очищает нас от всякого греха» (НМ 1 Ин. 1, 7).
Православный: Дети все же имеют на себе грехи. Писание учит: «…Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20, 5). Давид говорил: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Очень часто в Библии говорится о том, что Господь наказывал детей наряду со взрослыми, например: «…и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор. 2, 34). Поэтому выделять детей из проблем взрослых и рассматривать их отдельно от них достаточно легкомысленно. Сказано о равной ответственности перед законом и взрослых и детей: «…ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Втор. 5, 14). Кстати, о поколении потопа сказано: «…Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 13). — Никто из взрослых и детей, кроме семейства Ноя, не спасся. Опасность Божьего гнева нависает над каждым человеком независимо от его возраста. Не заботиться о спасении детей — это означает проявлять верх беспечности и неблагоразумия.
А о том, что именно в Крещении мы приобщаемся искупительному действию Крови Христа, в Писании сказано достаточно много: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои» (Деян. 22, 16); «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38). А то, что Кровь Христова была пролита во оставление грехов, мы знаем и верим в это, как и сказано: «…ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). И не только в Таинстве Причастия, но и в Таинстве Крещения мы можем приобщаться к спасительному Ее действию, о чем и прочитали выше.
Я хочу спросить вас: как вы думаете, какое время было более спасительным и благодатным — ветхозаветное или новозаветное?
Сектант: Конечно, новозаветное.
Православный: Правильно. Как и сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1,17). Как вы думаете, где легче войти в народ Божий — во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому?
Сектант: Конечно, наше время более благоприятное для спасения. Но какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу?
Православный: Прямое. Ведь из вашей точки зрения следует, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось.
Сектант: Я об этом ничего не говорил.
Православный: Вам это только кажется. Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд пройдя, в новозаветные времена человек может войти в народ Божий?
Православный: Хорошо. А в ветхозаветные времена — через какой обряд пройдя, человек входил в общину Израиля, становился иудеем?
Православный: Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным?
Сектант: В восьмидневном.
Православный: Это действительно именно так. Сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт. 17, 12).
Итак, у вас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком, а в новозаветное время положение детей усугубляется и они не могут быть членами христианского собрания. Вас это не смущает?
Сектант: Христос был и обрезан, и крещен. Непонятно, какое отношение имеет обрезание к крещению, если это разные вещи и никакие параллели здесь невозможны.
Православный: Очень даже возможны. Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12).
Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовывало собою Крещение.
Сектант: Но в Писании ясно сказано о крещении: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Как ребенок может веровать?
Православный: За него веруют его крестные родители.
Сектант: Разве один человек может веровать за другого?
Православный: Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугою сотника. Он был исцелен не своею личною верою, а верою самого сотника, как и сказано: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 13).
Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается, в данном контексте, как «ребенок» —(παῖς). Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление.
Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, что «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Так что вы поспешили, сказав, что один человек не может веровать за другого.
Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38). Обратим внимание на то, что, когда ап. Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в случае, когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (т. е. взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «. во имя Иисуса Христа для прощения грехов. ». Далее он говорит еще более определенно: «. И получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 38-39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: «…Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).
В чем состоит рождение свыше?
В чем же смысл рождения свыше? Какова его «духовная анатомия»? Другими словами, что происходит в человеке при духовном рождении? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к тому времени, когда Бог сотворил первого человека. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. В чем состоит этот образ и подобие, или какие общие признаки у Бога с человеком, венцом Его творения? Можно указать на несколько признаков образа и подобия Божия в человеке при его сотворении. Главными из них являются следующие: человек был создан бессмертным (вечным), безгрешным (святым) и имел троичную природу: он состоял из духа, души и тела(1Фес. 5:23). Эти три составляющие человека были расположены в определенной иерархии: руководящим органом был дух человека, который управлял душой, а душа управляла телом. В этом состояла гармония и целостность человека, в этом был залог общения человека с Богом. Человек был духовной личностью. Получалась такая идеальная картина: Бог имел общение с человеком через дух человека (Рим. 8:16), дух руководил душой (Гал. 5:16,25) и душа руководила телом (Рим. 14:5). Особенно ярко выражен образ Божий в человеке в устроении его души. Подобно тому, как Единый Бог состоит из трех Ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), так и единая душа, как личность, состоит из разума, чувств и воли. Подобие Божие в человеке состояло в том, что человек был сотворен Богом бессмертным и безгрешным. Подобие Божие в человеке, то есть признаки бессмертия и безгрешности человека будут рассмотрены подробно во второй главе.
Что же происходит во время рождения свыше? Через рождение свыше Бог начинает восстанавливать в человеке утраченное подобие Божие. Когда человек слушает Слово Божие и внимает ему, то под воздействием Духа Святого в человеке рождается вера Божия (Рим. 10:17), проявляемая в деле веры (Иак. 2:17), то есть в покаянии пред Богом (Мар. 1:15; Деян. 26:20), и тогда Дух Святой возрождает в человеке его мертвый дух, ибо «рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Другими словами, силою Духа Святого человеческий дух «оживотворяется» (Еф. 2:5), освобождается из темницы души и поставляется на свое место быть руководящим центром человека и осуществлять общение человека с Богом (Рим. 8:16). Восстанавливается нарушенная грехопадением троичность человека, гармония и иерархия — дух, душа и тело. Человек снова становится духовной личностью, призванной жить и поступать «не по плоти, а по духу» (Гал.5:25; Рим. 8:4).
Иногда занятие человеческим духом своего руководящего положения встречает сопротивление со стороны греховной плоти, и тогда происходит борьба между возрожденным духом человека и его греховной плотью, как об этом написано в Гал. 5:17. Если христианин идет по пути освящения и сораспятия со Христом (Рим. 6:6, 8:13; Гал. 5:24), по пути духовного подвижничества (Лк. 13:24;1Тим. 6:12; 2Тим. 4:7; Евр. 12:4), то с помощью благодати Духа Святого он начинает восстанавливать в себе подобие Божие, то есть достигать такого состояния, когда он может «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13), и жить не по плоти, а по духу (Рим. 8:1-2; Гал. 2:19-2 0; 5:16,25).
Таким образом, рождение свыше — это начало восстановления в человеке образа и подобия Божия. Сначала происходит восстановление троичности человека, когда дух человека оживотворяется и возвращается на положенное ему место. В дальнейшем, в процессе духовного возрастания и освящения, происходит восстановление подобия Божия, то есть святости: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Петр. 1:15; Рим. 6:22). Это относится, в основном, к нашей душе: «ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Это восстановление подобия святости (освящение) происходит путем принятия верою и осуществления в практической жизни обетований Божьих, через которые христианин «делается причастником Божьего естества» (1Петр. 1:4), то есть святой Божьей природы. Достижение святости, или процесс освящения, — это задача всей жизни христианина, его духовного подвижничества. Заключительная стадия восстановления подобия Божия в человеке относится к его бессмертию и касается его тела, когда при встрече со Христом христианин получит новое бессмертное преображенное тело. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).
Результаты рождения свыше
В результате рождения свыше человек переживает неизреченную радость спасения (Иоан. 15:11; 1Петр. 1:8; Рим. 14:17). Эта
радость спасения имеет совершенно иную природу, чем простое человеческое веселье, ибо она является следствием общения оживотворенного человеческого духа со Христом в Духе Святом. Радость спасения является важным признаком возрожденного христианина, и она побуждает его свидетельствовать о Христе Спасителе, дающем эту радость всем, кто принимает Его в свое сердце как личного Спасителя.
Во время рождения свыше Дух Святой обновляет душу человека — его разум, чувства и волю. Человек становится «новым творением во Христе Иисусе» (2Кор. 5:17). Его просвещенный разум становится способным понимать то, что от Духа Божия (1Кор. 2:14-16), помышлять о горнем и святом (Кол. 3:2; Фил. 4:8), его освященные чувства наполняются «чувствованиями Христовыми» (Фил. 2:5) и его воля соединяется с волей Божией (Мф. 6:10; Рим. 12:2). Через покаяние и рождение свыше Бог «избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Какие же обетования Божьи усваивает верою христианин на ступени духовного детства? Другими словами, что человек получает от Бога в результате покаяния и рождения свыше? Перечислим это по порядку. Прежде всего, человек, который приходит к Богу с верою и покаянием, получает прощение грехов: «пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12). «И вас, которые были мертвы во грехах, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Первородный грех, возникший в результате грехопадения первых людей, в каждом человеке проявляется в его конкретных грехах, поэтому все люди являются грешниками, «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). По этой причине все они находятся под гневом Божьим (Иоан. 3:36) и подлежат наказанию, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Благодаря голгофской жертве Господа Иисуса Христа, Бог дает прощение всякому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием.
Так кому же Христос Своей голгофской жертвой дал выкуп, чтобы спасти людей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что Божья природа зиждется на двух основаниях: на святости (праведности, справедливости) и на любви (милосердии, сострадательности). Для спасения людей Бог должен был применить такой способ, который не противоречил бы Его природе. Его святость, Его справедливость требовала наказать грешных людей, преступников Божьего Закона, а Его любовь, Его милосердие желали помиловать их, несчастных жертв диавольского обмана. И вот Бог нашел такое решение этой проблемы, чтобы не была нарушена Его природа: чтобы была соблюдена Его святость, то есть, чтобы грех был наказан, и удовлетворена Его любовь, то есть, чтобы грешник был помилован. Это было достигнуто через искупительную жертву Его Сына Иисуса Христа. Поэтому Христос Своей голгофской смертью принес выкуп Божьему правосудию, удовлетворив Божью справедливость, «предав Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Христос является непорочным Агнцем Божьим, который взял на Себя грехи всего мира (Иоан. 1:29). «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Благодаря тому, что во Христе грех был осужден и наказан, Бог может проявить Свою любовь: помиловать грешника и простить его грехи. Вот как об этом пишет Г. К. Тиссен в своей книге «Лекции по систематическому Богословию»:
«Смерть Христова представляется, как уплата выкупа. Идея выкупа — это идея уплаты положенной цены, чтобы освободить другого от уз. Таким образом, Иисус сказал, что Он пришел отдать Свою жизнь в выкуп за многих (Мф. 20:28; Мр. 10:45), а потому о деле Христовом говорится, как об искуплении (Лк. 1:68; 2:38; Евр. 9:12). Этот выкуп оплачен не сатане, а Богу. Долг, который необходимо было уплатить, — это долг перед свойством справедливости Божией. У сатаны не может быть законных притязаний на грешника, а потому нет нужды искупать грешника у него, чтобы освободить этого грешника».
Через веру и покаяние человек получает оправдание: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Что же такое оправдание? Человеку, приходящему к Богу с верой и покаянием, Бог проявляет не только милость в виде прощения его грехов, но оправдывает его, то есть снимает с него вину и провозглашает его праведным, не виновным. Г. К. Тиссен в упомянутой выше книге пишет:
«В возрождении человек приобретает новую жизнь и новую природу, а в оправдании — новое положение. Оправданием мы можем назвать такой акт Божий, посредством которого Он объявляет праведным того, кто верует во Христа. Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным».
Таким образом, человеку, приходящему к Богу, «вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Бог облекает такого человека в праведность Христову, поэтому христианин имеет возможность «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).
Возрожденный христианин получает запечатление Духом Святым: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13; 4:30; Рим. 8:16). Что означает запечатление Духом Святым? Это такое действие, когда Бог полагает на Свое дитя печать Свою, как Он некогда «положил печать Свою» (Иоанн. 6:27) на Сыне Своем Иисусе Христе. Печать в жизни людей используется для удостоверения какого-то факта, изложенного в документе. Так точно и в духовном мире, печать Божья — это удостоверение определенного духовного факта, а именно рождения от Бога (Иоанн. 1:13). Запечатление Духом Святым — это удостоверение этого факта посредством свидетельства Духа Святого: «Этот самый Дух (Святой) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16).
При рождении свыше происходит первоначальное освящение человека: «По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10; 13:12). Поэтому Писание всех детей Божьих называет святыми (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2; Кол. 1:2). Первоначальное освящение выражается в обновлении сердца: «итак, кто во Христе, тот новое творение» (2Кор. 5:17; Иез. 11:19,20; Евр. 10:14-16). Бог обновляет всю душу человека — его разум, чувства и волю так, что христианин может понимать духовные истины (1Кор. 2:14-15) и мыслить о горнем (Кол. 3:2), может иметь чувствования Христовы (Фил. 2:5) и волю свою подчинять воле Божьей (Мф. 6:10).
При рождении свыше происходит запись в книгу жизни на небе, (Лк. 10:20; От. 13:8; 20:15; Фил. 4:3) новорожденного дитяти Божьего. Запись в книгу жизни является гарантией того, что христианин наследует Царствие Божие в вечности (Отк. 20:15; 21:27), если он сохранит верность Господу в течение своей земной жизни (Евр. 3:14).
И самое главное, что через рождение свыше человек становится дитем Божьим: «а тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые … от Бога родились» (Иоан. 1:12-13). Писание называет детей Божьих также сынами и дочерями (2Кор. 6:18; Гал. 3:26; 4:5). Но в этом названии (сыны и дочери) содержится не только признак их рождения свыше, но и их духовного возрастания. Можно сказать, что сыны Божьи — это дети Божьи, продвинувшиеся по пути освящения и духовного возрастания.
С момента возрождения, живущий в душе христианина Дух Святой, заботится о нем, и не только о его материальном, но особенно о его духовном благополучии, то есть о его духовном возрастании. Он не хочет, чтобы возрожденный христианин оставался духовным младенцем, но чтобы он возрастал в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
О духовном возрастании уверовавших во Христа должны заботиться и служители поместной церкви. Для этого полезно проводить с ними беседы о результатах рождения свыше, чтобы они сознательно их приняли верою в молитве с благодарением. Необходимо разъяснить им законы духовной жизни, чтобы они выполняли их в своей жизни.
И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония